О лукавстве самооправдания. Самооправдание через обвинение мира вокруг Для трансформации самооправдания

Апостольское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице начинается словами о примирении с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1-2), - пишет апостол Павел.

Тема примирения с Богом не является специфически христианской. Обратившись к истории религий, мы увидим, например, как примирялись со своими богами древние греки. Объектом примирения был тот или иной божок, а субъектом человек. Через жертвоприношение человек умилостивлял божество, и оно «мирилось» с человеком. Отныне человек мог рассчитывать на поддержку божка. Древние язычники пытались «мириться» со множеством богов, отвечающих за разные области жизни человека и природы.

В христианстве все совсем не так. Не человек примиряет Бога с собою в христианстве, а Бог человека. Мир возвращается к человеку, а не к Богу. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толк. на 2 Кор. 5:20). Святой и совершенный Бог не мог враждовать с человеком, подобно тому, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния.

Впрочем, в Священном Писании и у святых отцов используется слово «клятва», или «проклятие», которое указывает на изменение отношений Бога и человека после грехопадения Адама. Но данный термин не следует понимать как «проклятие» в человеческом смысле. Бог не проклинал человека. «Клятва» - это естественное неприятие святостью греха, неминуемое отторжение праведности от беззакония. Объектом гнева Божьего стал не человек, а грех, живущий в нем. Поэтому и говорится в «Пространном Катехизисе», что проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам».

Также в Библии и в богословии святых отцов есть понятие «средостения», или некой преграды, стены между Богом и человеком. Эта стена есть все тот же грех. Сын Божий, воплотившись, через домостроительство нашего спасения разрушает эту стену, уничтожает проклятие и дарует плоды Своего искупительного подвига нам. В христианстве между человеком и Богом уже нет никаких преград, никакой «клятвы». Христиане - дети Божии, которые имеют прямой доступ к Отцу Небесному. Поэтому и говорит апостол Павел: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

Изменились отношения человека с Богом. Но изменилось ли наше состояние? Ведь подвиг Христа можно принять и можно отвергнуть. А можно еще принять его «серединка на половинку» - войти в Церковь формально, без живой веры и искреннего желания меняться. Не о нас ли последний вариант? Но спасённый грешник уже не может оставаться все тем же грешником - он обязан устремиться к святости. Да, мы все суть кающиеся грешники и останемся ими до самой смерти. Однако христиане - это люди, вошедшие в истинные отношения с Богом, которые можно охарактеризовать как постоянное стремление к святости.

Изменение нашего положения - это оправдание; а изменение состояния - освящение. «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3), - писал апостол Павел. Понимаем ли мы, что святость есть норма христианской жизни - не только как избранность, но и как духовно-нравственная чистота, как постоянная война с грехом? Мы так часто говорим о нашей немощи, и мы действительно очень слабы духовно. Но не слишком ли мы оправдываем свою любовь к греху все теми же «немощами»? Ведь христианин должен все же что-то смочь, а не только пребывать в немощи. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13) - писал Павел. А мы, пассивно созерцая свою испорченность, как бы отвечаем ему: «Все не могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Покушаясь на рыбку в день строгого поста, или сокращая молитвенное правило при нормальном самочувствии и наличии времени, или ленясь пойти на богослужение, мы вздыхаем сами о себе: «Я по немощи». Но как бы нам все-таки побеждать немощи и приобрести от Христа силу на добрые дела и подвиги? Кажется, именно к этому призывает нас Евангелие, а не только к видению своих грехов. Зрение грехов и немощей для того и дается, чтобы побеждать немощи благодатью Христовой. Иначе христианин превратится в бессильного нытика, постоянно грешащего «по немощи» и ничего не делающего для своего спасения.

Дай нам Бог учиться побеждать свои грехи и страсти именем Христовым и силой Его. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23) и способен делать это и сегодня - если мы попросим Его. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:4). Эти строки из послания Иоанна Богослова показывают христианина как сильного духом человека, с помощью Божией побеждающего диавола и грех (слово «мир» в данных стихах обозначает совокупность греха).

Открывая слой за слоем немощь и испорченность человеческой природы, не будем забывать, что мы призваны к духовному росту, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Этот рост возможен только при постоянной и непримиримой борьбе с грехом. И с немощами тоже - как бы много ни было их у нас, мнимых или действительных.

Главные вопросы, мучающие русского человека, - «Кто виноват?» и «Что делать?». Причем до второго вопроса дело часто не доходит вовсе, особенно если на первый следует ответ: «Это не моя вина, это они виноваты». «Они» могут быть самые разные: друзья, недруги, начальство, родные и обстоятельства. Главное - кто-то, не я!

ОПРАВДАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
Что же такое «самооправдание»? Это психологическая защита, проявляющаяся в склонности оправдывать свои поступки, поведение в целом, себя самого. Термин «самооправдание» в русском языке носит негативную окраску и употребляется в основном тогда, когда говорят о человеке, стремящемся себя «выгородить». Иногда стремление оправдаться путают с объяснениями. Давайте выделим три основных признака, по которым они различаются.

1. Компонент ответственности. Пожалуй, самое важное отличие одного от другого в признании ответственности за свои действия. Оправдываясь, человек перекладывает ответственность на других или обстоятельства («меня отвлекли, и я забыл», «не было времени», «так сложились обстоятельства»). Давая же объяснения своему поведению, он оставляет личную ответственность при себе: «Я решил сделать это позже и постараюсь успеть», «Да, я опаздываю со сдачей проекта. Сейчас я работаю в авральном режиме. На будущее я учту этот опыт».
2. Обобщения. Перекладывание ответственности интересным образом прослеживается и в самом построении фраз. Пытаясь оправдаться, человек использует генерализации (обобщения), а также безличные формы: «меня не предупредили», «у меня не было возможности». При объяснениях он чаще употребляет местоимение «я» и активные глаголы. Даже «я забыл» предполагает личную ответственность, в отличие от «меня задергали».
3. Прошлое, настоящее и будущее. Когда человек оправдывается, он обычно говорит о прошлом: «не получилось», «мне помешали». В том случае, когда он пытается дать объяснения, он говорит также о настоящем или о будущем: не только о том, что послужило причиной, но и что он собирается предпринять для улучшения ситуации. Люди, как правило, обижаются, если слышат: «Хватит тут оправдываться!» И отвечают: «Я не оправдываюсь, я объясняю!» Но грань между оправданиями и объяснениями действительно очень тонкая. Иногда, достаточно удачно начав объяснять причины своего поведения, человек допускает ошибку, пытаясь «усилить» аргументацию. И тогда начинают звучать оправдания. Это не только не улучшает позицию, но и, напротив, делает ее все более слабой.

Я ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Когда речь идет о самооправданиях, нельзя не вспомнить о теории локуса контроля. Локус контроля - понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешним локусом контроля», или экстернальностью. Такие люди любят оперировать понятием «судьба», в случае успеха (особенно чужого) склонны считать, что «это просто везение», а в случае неудачи как раз активно ищут самооправдания из серии «кто же мне помешал». Те, кто привык принимать и успехи, и неудачи как результат своей собственной активности (как действия, так и бездействия), называются интерналами и имеют внутренний локус контроля. Достижениями они гордятся, считая, что сделали очень много, чтобы достичь такого результата. Предположение, что им «просто повезло», может их сильно задеть: «Это не везение, это большая работа!» В случае неудачи они склонны брать ответственность на себя, критически оценивать свое поведение и делать выводы на будущее. Интернал с большей вероятностью не будет оправдываться, он постарается объяснить ситуацию, не снимая с себя ответственности. Конечно, позиция интерналов выглядит более зрелой. Ведь даже если ошибка очевидна другим и влияет на общий результат, открытое признание своей неправоты означает, что человек обдумал ситуацию и вряд ли допустит ее повторение. В этом случае даже деловые партнеры могут не отказаться от сотрудничества, дав «второй шанс». Такая позиция хороша и в семье, когда одному супругу есть в чем обвинить второго и тот открыто признает: «Был неправ, исправлюсь». Таким образом, можно сделать важный вывод: цель оправданий - обелить наш образ, не допустить ухудшения отношения со стороны других. Но, оправдываясь, мы не достигаем этой цели. Напротив, в наш образ добавляются новые, не слишком светлые краски.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
Ни один человек не способен всегда поступать исключительно разумно и логично, соблюдать все этические нормы. Дело в том, что внутри каждого из нас уживаются самые разные установки, которые порой противоречат друг другу. Например, установка «Я - хорошая мать, а хорошая мать уделяет много времени детям» может вступить в противоборство с другой установкой - «Когда я мало отдыхаю, я становлюсь слишком раздражительной». Иногда на первый план может выйти одна установка, а может и другая и даже третья, тоже альтернативная. И, поступив так или иначе, мы испытываем внутреннее напряжение, понимая, что поступок противоречит некоторым установкам. Человеку далеко не всегда самому удается разобраться в том, почему он поступил так, а не иначе. И уж тем более объяснить это другим так, чтобы было, во-первых, понятно, а во-вторых - не похоже на попытку оправдаться. Интересные объяснения данному феномену дает теория когнитивного диссонанса. Когнитивный - связанный с познанием, диссонанс - несоответствие. Согласно этой теории, человек испытывает напряжение («диссонанс») в случае, если две мысли или два убеждения («когниции») психологически несовместимы. Вспомним пример про отца, который не забрал ребенка из детского сада. До этого случая мужчина думал о себе как о «хорошем отце». Но ситуация, когда он забыл про ребенка, пошатнула и его внутреннюю установку («Хорошие отцы не забывают ребенка в саду»), и внешнюю самопрезентацию («Теперь моя жена сомневается, что я хороший отец и ответственный человек»). Таким образом, мужчина попал в сложную ситуацию: ему хотелось бы и дальше думать о себе как о хорошем отце и ответственном человеке, но пока его «свежий» опыт не дает такой возможности. Ему нужно найти способ объяснить эту ситуацию и себе, и окружающим (прежде всего ребенку и гневной жене). И неизвестно, что сложнее! Тема когнитивного диссонанса огромна и очень интересна. Главный вывод теории в том, что наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями о себе и о других. Отсюда и потребность оправдаться: перекладывание ответственности на других людей или обстоятельства облегчает и внутренний, и внешний контекст ситуации. Приведя убедительные (с его точки зрения) оправдания, человек снижает напряженность когнитивного противоречия и более легко приводит в соответствие систему внутренних установок. Поиск же объяснений предполагает более честную работу и внутри себя, и вовне. Поэтому и дается с большим трудом.

САМООПРАВДАНИЕ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Помня о том, что готовность оставить свою часть ответственности себе выглядит более зрелой, нужно научиться оправдываться как можно меньше. А лучше полностью заменить оправдания на что-то другое. Для начала нужно осознать, как часто вы оправдываетесь перед другими. И учесть при этом несколько параметров. Первый - как часто люди предъявляют вам претензии, ожидая объяснений ваших поступков? Если так происходит достаточно часто, это может значить, что вы по какой-то причине поступаете «неправильно»: то ли не выполняя обязательства, то ли поступая неэтично. Проследите, какие именно аргументы вы приводите в свою защиту? Связаны ли они с перекладыванием ответственности на других, или же вы говорите о ваших собственных решениях и ошибках? Неудачные поступки сейчас называют «косяками». Так вот, само по себе большое число «косяков» может свидетельствовать о том, что вы не обдумываете произошедшее, а удовлетворяетесь оправданиями, придуманными для других. Таким образом, напряжение уменьшается, но внутренней работы не происходит. Что же можно предложить вместо того, чтобы оправдываться?

1. Честное объяснение: вы можете рассказать, почему получилось именно так, а не иначе. При этом старайтесь «удерживать» свою ответственность. Говорите о будущем - что вы собираетесь предпринять.
2. Признание «я был неправ» без подробного разбора причин произошедшего. Конечно, его стоит дополнить упоминанием, что же вы планируете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
3. Будущее покажет. Не так редко возникают ситуации, когда решение, которое кажется неудачным, потом оказывается самым верным. Дайте себе время и напомните об этом другим.
4. Добавьте конструктива. Вместо «Я просто этого не знал!» можно сказать: «Я уже изучил информацию и в будущем буду иметь ее в виду». То есть говорите о результатах своей деятельности и о том, как будете применять их в будущем.
5. Упреждающие извинения. Если ваше поведение вызвало нежелательные обстоятельства, лучше извиниться до того, как другой подойдет к вам с претензиями. Не оправдывайтесь! Просто скажите: «Извини, я постараюсь впредь не допускать этого». Видите - и снова направленность на будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооправдания обычно звучат слабо. Они являются «конфликтогенами», то есть факторами, разжигающими конфликт. Слыша оправдания, ваш оппонент может не только продолжить вас обвинять в неправильных действиях, но еще и в том, что вы «незрелы» и не готовы брать на себя ответственность. Поэтому не унижайте ни себя, ни других оправданиями. Если же ситуация того требует, дайте разъяснения. И помните о том, чтобы «удерживать» свою личную ответственность.

Самооправдание - постоянное стремление оправдывать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих негативных поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих обстоятельствах, в поведении близких ему людей. Такой человек часто утверждает, что все совершаемые им недолжные поступки обусловлены своей общепринятостью, не зависящими от него внешними причинами или продиктованы «благими намерениями». Он утверждает: что, заботясь о людях, не хочет раздражать и огорчать их непривычным поведением, поэтому ведет себя, как другие (сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.) или же по своей «скромности» не хочет привлекать к себе внимания необычным поведением и высказываниями; что у него «по немощи человеческой» нет сил противостоять роковым внешним обстоятельствам.

При этом страдающий самооправданием упорно закрывает глаза на то, что правильное поведение лишило бы его возможности удовлетворять собственные греховные желания и что именно поступки, удовлетворяющие эти страсти, он и оправдывает, старательно скрывая от себя и других истинные греховные мотивы своего поведения. Всякий, оправдывающий себя, уже самим оправданием обнаруживает скрываемое сознание собственной вины, ибо невиновному и в голову не придет оправдываться. Каждый чувствует, что, оправдав собственно зло, он, разумеется, оправдывает и свою причастность к этому злу. Приверженность людей тем учениям или вероучениям, которые объясняют (оправдывают) свойственные им грехи обуславливается именно самооправданием.

Так, например, люди гордые считают правильным учение - фашизма; имеющие целью своей жизни материальные блага -иудаизм (коммунизм); желающие оправдать распущенность плотских влечений - будут утверждать, что жизнь человека определяется законами биологии, через которые переступить невозможно; сребролюбивый человек -заявит, что отношения между людьми регулируются экономическими причинами и тому подобное.

Таким образом, следуя выбранному учению и отстаивая его правильность, человек как бы заявляет, что его личной вины в выбранной линии поведения нет, что он просто последовательный сторонник материализма, фрейдизма, утопизма и живет, проводя в жизнь постулаты этой теории. Именно оправданию порочной жизненной позиции своих создателей и служат, как правило, многочисленные философские системы. Как говорят святые отцы, «самооправдание - вершина греха». И именно к этой вершине приходят желающие оправдать себя люди, которые часто удивленно и недоуменно вопрошают «что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи». В конечном счете, вся их жизнь направлена на служение плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и. прочим грехам.

«Ничто человеческое нам не чуждо», - заявляют такие лицемеры, хотя правильнее было бы сказать: «Ничто скотское нам не чуждо». Оправдывая сам грех и содействуя доступными средствами, в том числе личным примером, его популяризации, такие люди соблазняют неискушенные души и служат причиной их соблазна, забывая, что «Горе человеку, которым приходят соблазны». Поскольку всякий, занимающийся самооправданием, знает о своей виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества и заключаются в невинных на первый взгляд фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: «А что плохого я делаю? Живу, как все. Это среда сделала меня таким.

Может, что и не так, но таковы времена, обстоятельства и окружающие меня люди». Поскольку всякий человек совершает только то, на что он сам считает себя имеющим право, и всякий, намеревающийся совершить недолжный поступок или совершивший его, обсуждает этот поступок с теми, кем он (по его мнению) заведомо будет оправдан. Такой человек не в своей совести, а в чужих мнениях пытается найти обоснование своему поведению. Внутренне неудовлетворенное самооправдание проистекает от гордости, сребролюбия, самолюбия и сопровождается ощущением беспокойства, поиска, тревоги.

Оправдание грехов любовью к людям, всепрощением, желанием не осуждать, терпимостью и прочими качествами, в которых христианское начало может быть перемешано с греховными чувствами и желаниями для православного сознания неприемлемо. Христианам заповедано не судить, то есть не присваивать себе права как осуждать, так и оправдывать, а прощение не имеет никакого отношения к оправданию, ибо нет ничего общего между светом и тьмою. Оборотной стороной самооправдания можно считать осуждение. Зачастую для самооправдания используются объективно правильные поступки, не служащие греху явным образом. Такие поступки укрепляют мнение человека о величии собственных заслуг и в качестве награды за эти заслуги таковой считает себя вправе делать то, что ему лично приятно.

К этим «заслугам» относят выполнение своего долга перед детьми, перед родителями, перед сослуживцами; сюда же относятся тяжелое детство, трудная юность, отсутствие родителей или малая забота с их стороны и вообще перенесение человеком любых лишений. В этом случае самооправдание как бы приводит к «самонаграждению». Высказывание человека о том, что его недолжное отношение к людям, обязанностям, окружающему продиктованы тем, что все перечисленное не заслуживает хорошего отношения, также бывает объяснено самооправданием: «Люди не стоят того, чтобы к ним хорошо относиться, и работа приносит копейки».

Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является пусть примитивной, но все же формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех, фактически укрывая его в себе от обличения и пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится сохранить за собой правду, оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: «Я не чревоугодник. Я просто люблю вкусно и сытно поесть. А устроен я так, что лично мне еды нужно больше, чем другим. Я не сребролюбив. Я не жаден, просто мне нужно денег на жизнь больше, чем другим. Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч».

Другим вариантом самооправдания, является оправдание себя должностью, постом, которые занимает человек. Традиционно со всякой должностью связывается представление о качествах, которые необходимы начальствующему для выполнения своих обязанностей. Поэтому всякий, стремящийся к самооправданию человек, заняв какую-либо должность, начинает делать вид перед окружающими и считать сам, что он обладает нравственными качествами, необходимыми для соответствия данной работе.

Чаще всего это связано с теми постами, которые предоставляют человеку какую-либо власть над другими людьми. Самооправдание также может происходить и косвенным образом, например человек оправдывает греховные поступки других людей, но при этом именно те, к которым склонен сам (правда, только до тех пор, пока они не направлены против него самого). При этом оправдание, направленное на других людей, естественно, распространяется и на свое собственное поведение. Прощение и разрешение от грехов невозможны без сердечного покаяния, которое в свою очередь невозможно без признания своей греховности и конкретных страстей.

Таким образом, очевидно, что самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Противостоять этой страсти нужно исповеданием своей греховности вообще и конкретных грехов, в частности самоукорением и всепрощением.

6 глава. Самооправдание

Одна слабость, которая обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни сделали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это самое главное. Все это мы называем самооправданием. Благодаря ему мы сохраняем наше ощущение, что мы всегда правы, а это необходимо для нашего самоуважения. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно назвать автоматической реакцией. Это часть той механической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный - самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя: что бы он ни сделал, ни сказал и ни подумал, - правильно, хотя многие люди могут быть не согласны с ним. Но они также самооправдывают себя, и это бесконечный процесс, в который все мы вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были не правы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за его работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить его коварную работу. Очевидная цель самооправдания поддержать нашу гордость и веру в себя, которые очень важны для нашей морали, т. е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что может быть назван почти бессознательным.

Если человек занимается самонаблюдением в течение длительного времени, он начинает понимать, как глубоко укоренилось и как автоматично самооправдание и как ужасно трудно от него избавиться. Среди людей широко распространена привычка автоматически говорить: «Я не виноват», «я ничем не мог бы помочь», и т. д., если случается что-то, во что они могут быть вовлечены. Многие люди говорят это, даже если они знают, что это была их вина; но все они очень редко могут откровенно в этом признаться. Обычная реакция - свалить вину на кого-нибудь другого или на обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. К самооправданию прибегают не только в незначительных случаях, но и в самых важных делах и чувствах нашей жизни. Мы всегда пытаемся оправдать все, что делаем, т. к. мы не в состоянии перенести мысль, что что-либо, сделанное нами, может быть ошибкой, даже если мы знаем, что это кажется ошибкой другим. В нас всегда есть желание видеть себя правыми. Все это приносит несказанный вред нашему внутреннему раскрытию. На самом деле не может быть подлинной попытки внутреннего раскрытия, пока сохраняется привычка к самооправданию, поэтому жизненно важно осознать ее существование как часть нашего воспитания в эзотерической психологии.

Мы должны полностью осознать степень и коварство нашего самооправдания, чтобы остановить его. Только когда мы перестаем оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Мы предъявляем себе претензии все время и всевозможными путями, т. к. что-то в нас требует этого; и это что-то - наше фальшивое «я». Оно может только до тех пор распоряжаться нами и делать нас рабами, пока мы воображаем, что это наше подлинное «Я». Вот почему наше фальшивое «я» должно оправдывать все. Оно не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, т. к. оно не имеет истинной ценности в себе и, по существу, знает это. Отсюда его неистовые усилия удержать нас, и самооправдание - одно из его средств для достижения этой цели.

Когда мы осознаем степень нашего самооправдания и сможем увидеть вред, который оно наносит нашей природе, мы начнем пытаться остановить этот процесс и признавать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. Это то, что придает смелость. Может быть трудно признаться другим, что мы сделали то или другое неправильно, но что действительно трудно - это признаться в этом себе. Это труднейшая задача. Если даже мы признали перед другими, что сказали или сделали что-то неправильно, нам все еще очень трудно признать это для себя, т. к. мы всегда можем найти причины для самооправдания. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самими собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что-то, что мы сделали, действительно неправильно, - это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному «Я». Истинное «Я» никогда не занимается самооправданием, - оно не нуждается в этом.

Эзотерическая психология помогает нам, таким образом, выковать еще одно звено в цепи нашего самоосвобождения, которое приближает нас к большему осознанию себя. Мы узнаем, что наше «я» не подлинное, и это сделает возможным для нас обнаружить и провозгласить подлинность внутри нас. Пока мы этого не сделаем, мы ничто- пародия на самих себя, замаскированная под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и психический и эмоциональный аппараты, готовые для употребления. До того, как мы обнаружим истинное «Я» внутри себя, мы должны понять, что оно действительно существует. Без этого мы не сможем сделать ни шагу на пути к его обнаружению. Таким образом, важнейшая предпосылка эзотерической психологии - заставить нас осознать, что это основное или подлинное «Я» существует и готово возобладать, как только мы дадим ему эту возможность. Но эта возможность возникает только тогда, когда личность становится пассивной (по терминологии Системы).

В настоящее время личность активна: это та часть нас, которую мы осознаем и через которую, как мы думаем, мы можем действовать. Но на самом деле мы не можем действовать (в смысле быть способным проявить истинную активность). Мы только реагируем на события, как говорилось ранее. Следовательно, прежде чем нечто более реальное может стать активным, личность должна стать пассивной. Путем самонаблюдения и запоминания случаев самооправдания и путем попыток не заниматься самооправданием и отождествлением мы сделаем большой шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, важное условие для возникновения истинного «Я».

Есть один фактор, которого мы коснулись, говоря о личности и истинном «Я» и который является связующим звеном между ними и обозначается термином «сущность». Когда личность становится пассивной и в результате работы над собой, сущность становится полностью активной. Когда сущность становится полностью активной и вытесняет личность, тогда истинное «Я» может взять руководство на себя.

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Из книги Общественное животное [Введение в социальную психологию] автора Аронсон Эллиот

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м - сознание, и на 3–м - социальные и родительские

Из книги Архетипы внутренней семьи автора Хэнстке Кэролайн

Глава 10 Все человечество разделено на три класса: те, кого с места не сдвинуть, те, кто готов двигаться, и те, кто движется. - Бенджамин Франклин РеализаторыСознательный Мальчик, подсознательная МатьЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 11 Ничто великое в мире не совершается без страсти. - Георг Гегель КрестоносцыСознательный Мальчик, подсознательная ДевочкаЛюди с моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательной Девочки (Мальчик-Девочка) - очень энергичные и чрезвычайно творческие.

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 12 Героизм - это непоколебимость, но не рук и ног, а мужества и души. - Мишель де Монтень СтоикиСознательный Мальчик, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательного Мальчика и подсознательного Отца (Мальчик-Отец) встречаются редко. Они

Из книги Магия чисел [Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы] автора Бенджамин Артур

Глава 13 Проблемы нельзя разрешить на том же уровне сознания, на котором они созданы. - Альберт Эйнштейн АналитикиСознательная Мать, подсознательный МальчикЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Матери и подсознательного Мальчика (Мать-Мальчик)

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Глава 15 Цель искусства - являть не внешний вид вещей, а их внутренний смысл. - Аристотель ТворцыСознательная Девочка, подсознательный МальчикЛюди с моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Мальчика (Девочка-Мальчик) прекрасно чувствуют себя на

Из книги автора

Глава 16 Пусть красота того, что вы любите, найдет отражение в том, что вы делаете. - Руми ВдохновителиСознательная Девочка, подсознательная МатьЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательной Матери (Девочка- Мать) живут, чтобы вдохновлять

Из книги автора

Глава 17 Мы велики не тем, что никогда не падаем, а тем, что, упав, всегда поднимаемся. - Конфуций Победители*Сознательная Девочка, подсознательный ОтецЛюди с преобладающей моделью поведения сознательной Девочки и подсознательного Отца (Девочка-Отец) - существа редкие и

Из книги автора

Глава 18 Внимательно посмотри внутрь себя; там есть источник силы, который всегда проявляется, когда ты обращаешься к нему. - Марк Аврелий Когда пробуждается Любящий ОтецДуховный учитель Марк Профет однажды спросил:«Как бы вам понравилось, если бы появилось некое

Из книги автора

Самооправдание Второй механизм, побуждающий к сохранению сформировавшейся установки и восприятия, – это эффект самооправдания, состоящий в том, что неблаговидным действиям придумываются оправдания. Таким образом негативные представления одной стороны о другой ведут

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену