Описание ибрахима в коране. Дуа, оберегающие наших детей

October 15th, 2013

Коран передает, что пророк Ибрахим (А) обратился к Господу с тремя молитвами, ответ на которые предопределил священную судьбу человечества до Судного Дня.

Первая молитва - о пророчестве.

Вторая молитва - об имамате.

Третья молитва - об Али (А).

Коран не прост для понимания: в водовороте символов и намеков скрываются вещи, которые с первого взгляда совершенно не видны, однако они-то и наделены чрезвычайной важностью.

Когда Ибрахим (А) построил Каабу, он обратился к Аллаху со следующей просьбой:

«И вот, Ибрахим воздвиг основы Дома, и Исмаил: “Господь наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине - Слышащий, Знающий!

Господь наш! Сделай нас предавшимися Тебе и из нашего потомства - общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам место нашего поклонения, и обратись к нам, ибо Ты - Обращающийся, Милосердный!

Господь наш! Воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине - Великий, Мудрый! » (2: 127-129).

Итак, Ибрахим (А) просит воздвигнуть праведную общину из своего потомства и из этой общины произвести такого посланника, который доведет человечество до совершенства. Это просьба о Печати пророков (С). Ответ на нее содержится в другом месте, в суре «Собрание»:

«Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле, - Царя, Святого, Славного, Мудрого! Он отправил среди неграмотных людей посланника из них; он читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении » (62: 1-2).

В другом месте также говорится: « Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них, который читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении » (3: 164).

Ответ на мольбу (дуа ) Ибрахима (А) дан в этих двух аятах. И каким образом дан! В суре «Собрание» он начинается с пяти имен Бога, а в суре «Семейство Имрана» - со слов: «Аллах уже оказал милость верующим ».

Итак, в первом дуа Ибрахим (А) просит о будущем явлении Печати пророков (С) из своего потомства, который доведет человечество до совершенства. И получает ответ.

Это первое дуа.

Второе касается имамата. В том же самом отрывке суры «Корова», где сказано о строительстве Каабы, говорится:

«И вот, Господь испытал Ибрахима повелениями и потом завершил их. Он сказал: “Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом”. Он сказал: “И из моего потомства?” Он сказал: “Не объемлет завет Мой несправедливых” » (2: 124).

Имамат является той степенью, которой Ибрахим (А) достиг после трудных испытаний - как, например, оставление жены и сына одних в пустыне, не имеющей растительности и пищи, принесение в жертву Исмаила (А) и попадание в огонь Нимруда, - и после минования ступеней пророчества (нубувват ), посланничества (рисалат ) и «друга Аллаха» (хуллат ). Только после этого Аллах сказал: «Я сделаю тебя для людей имамом ». Ибрахим (А) увидел эту степень настолько великой, что пожелал ее для своих потомков. Аллах сказал: «Не объемлет завет Мой несправедливых ».

В этом последнем предложении Всевышний говорит, что только непорочный (маасум ), очищенный от всех грехов может быть имамом.

Нет сомнения, что Ибрахим (А) не просил имамат для всех своих потомков, ибо невозможно, чтобы друг Аллаха попросил у справедливого Господа имамат для несправедливых людей. Он попросил имамат для справедливых из них; однако эта просьба охватывала и тех, кто в прошлом совершал несправедливость. Ответ же Всевышнего состоял в том, что на эту просьбу не будет ответа относительно тех, кто когда-либо в своей жизни совершал несправедливость, но имамат ограничен только очищенными и непорочными.

Итак, ответ на первое дуа Ибрахима (А) говорит о явлении посланника из его семени, ответ на его второе дуа сообщает о грядущем приходе имамов из его потомков, но не всех, а только очищенных от грехов.

Безусловно, сообщая нам о молитвах Ибрахима (А) и Своих ответах на них, Аллах желает сказать нам нечто предельно важное, наделенное исключительным значением. Ибрахим (А) выступает здесь строителем, закладывающим фундамент великого здания будущего. Его молитвы, обращенные к Господу миров, - это строительные кирпичи.

Третье дуа Ибрахима (А) звучит так:

وَاجْعَل لِّي لِسَانَ صِدْقٍ فِي الْآخِرِينَ

«И сделай для меня язык правды (лисана сидкин) для последних (поколений) » (26: 84).

Ответ на эту просьбу Ибрахима (А) дан в 50 аяте суры «Марьям»:

وَوَهَبْنَا لَهُم مِّن رَّحْمَتِنَا وَجَعَلْنَا لَهُمْ لِسَانَ صِدْقٍ عَلِيّاً

«» (19: 50).

В том, что данный аят является ответом на просьбу Ибрахима (А), не может быть никаких сомнений ни для одного муфассира Корана, потому что в обоих аятах совпадает даже форма глагола - «джаала » («делать»), как и выражение «лисану сидкин » («язык правды»).

Ибрахим (А) просит Аллаха сделать кого-то из своих потомков «языком правды» после себя, то есть среди последующих поколений. Аллах отвечает на его просьбу и делает этим языком Али (А) - «великого правдивого», подлинного сиддика.

قال رسول الله صلى الله عليه وآله : ليلة عرج بي إلى السماء حملني جبرئيل على جناحه الأيمن ، فقيل لي : من استخلفته على أهل الأرض ؟ فقلت خير أهلها لها أهلا : علي بن أبي طالب أخي وحبيبي وصهري يعني ابن عمي . فقيل لي : يا محمد أتحبه ؟ فقلت : نعم يا رب العالمين . فقال لي : أحبه ومر أمتك بحبه ، فإني أنا العلي الأعلى اشتقت له من أسمائي اسما فسميته عليا ، فهبط جبرئيل فقال : إن الله يقرأ عليك السلام ويقول لك : إقرأ . قلت : وما أقرأ ؟ قال : (ووهبنا لهم من رحمتنا و جعلنا لهم لسان صدق عليا

«Посланник Аллаха сказал: в ночь, когда я был вознесен на небо, Джабраил понес меня на своем правом крыле. И он спросил меня: “Кого ты выбрал своим преемником (халифом) среди обитателей земли?” Я сказал: “Лучшего из ее обитателей - Али ибн Аби Талиба - моего брата, возлюбленного и сына моего дяди”. И было сказано мне: “О, Мухаммад! Ты любишь его?” Я ответил: “Да, о Господь миров!” И Он сказал мне: “Люби его и прикажи своей умме любить его. Ибо Я - Высокий, Высочайший(алийун, ааля) - произвел его имя из Своего имени и назвал его Али (Высоким)”. И (потом) спустился Джабраил и сказал: “Твой Господь приветствует тебя и говорит: Читай!” Я спросил: “Что читать?” Он сказал: “И Мы даровали им от нашей милости и сделали для них языком правды Али ”».

Что же касается шиитских источников, то шейх Садук передал от Имама Садыка (А), что в этом аяте имеется в виду имя повелителя верующих Али («Камаль уд-дин», том 1, С. 139), и этот хадис является достоверным.

То же самое передал Али ибн Ибрахим от своего отца от Имама Хасана Аскари («Тафсир Кумми», том 2, С. 51).

Также в известном «Дуа нудба» («Молитва плача») от Имама Садыка (А), которое шииты читают по пятницам, сказано, что «язык правды», который установил Аллах, - это Али (А).

Итак, Ибрахим (А) просит о нубуввате, имамате и «языке правды» среди своего потомства - и каждое из этих дуа получает ответ в соответствующем месте Корана. Обратите внимание: речь идет только о потомстве Ибрахима, авраамическом семени!

«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся”.

А если они уверовали в подобное тому, во что вы веровали, то они уже нашли прямой путь; если же они отвратились, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них: Он - Слышащий, Знающий » (2: 136-137).

Каким же образом, прочитав эти аяты и сопоставив их друг с другом, можно отрицать Имамат потомоков Ибрахима от Мухаммада (С) и верить в такую невиданную глупость, как обрыв священного преемства пророческого рода и переход имамата к неким узурпаторам, не осененным священным авраамическим ореолом, - будь то «праведные халифы», «омейяды», «аббасиды», «османы», «имамы четырех мазхабов» и прочие самозванцы, никак и ничем не выделенные в религии Откровения?! Только отрицающий пророческую миссию всех пророков может отвергать то, о чем просил Ибрахим (А) - «отец единобожия» - относительно своих потомков, то есть отвергать Завет Ибрахима со своим Господом.

В религии Единобожия дело обстоит так, что руководство в ней было доверено определенному Роду , выделенному над всеми людьми и соединяющему небеса и землю воедино

Мы даровали роду Ибрахима Книгу и мудрость,

и даровали им великую власть » (4: 54)

Это аят можно рассматривать как сводный ответ на все дуа Ибрахима (А). Различие между шиитами и «суннитами» состоит в том, что последние отвергают «великую власть » этого рода после Мухаммада (С); шииты же говорят, что она будет длиться до Судного Дня. По суннитской версии получается так, что пророчество и имамат передавались в авраамическом роде из поколения в поколение до Мухаммада (С) - этого они не отрицают, - но вот после Мухаммада (С) это преемство почему-то оборвалось, и на место священного Рода пришли различные случайные люди, самим Господом никак не обозначенные. То есть получается так, что вот эта сияющая нить непрерывно тянулась через поколения, народы и эпохи в течение тысячелетий, неся с собой прямое руководство и свет, а вместе с Мухаммадом (А) вдруг случился некий обрыв в бездну, некая катастрофа, пресечение всякого сакрального преемства. Последний Пророк (С) умер, никого не назначив наместником, и выбор руководства остался на произвол самих людей: они обречены спорить и воевать из-за него до Судного Дня. Очевидно, «сунниты» так любят Последнего пророка (С), что отказывают именно ему в том, в чем не отказывают другим пророкам - в преемстве их рода после них. Только закрыв глаза на свидетельства Корана, Сунны и разума, можно следовать этой версии. » (2: 136-137).

Почему так произошло? Объяснение - там же (приведем с комментариями от Имама Бакира):

« Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута (то есть Абу Бакра и Умара) и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие” - Они говорят имамам заблуждения, призывающим в Огонь: “Вы следуете более прямым путем, чем род Мухаммада”.

Они - те, кого проклял Аллах, а кого проклял Аллах, тому ты не найдешь помощника.

Или же они обладают долей власти? - то есть имаматом и халифатом. - Будь это так, то они не дали бы людям даже выемки на финиковой косточке. - мы (род Мухаммада) те люди, о которых здесь сказал Аллах.

Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? - мы те люди, которым завидуют за то, что Аллах даровал нам имамат, который не даровал никому из Своих творений - Мы даровали роду Ибрахима Книгу и мудрость, и даровали им великую власть - то есть:Мы сделали из рода Ибрахима посланников, пророков и имамов. Так как же они признают это за родом Ибрахима и отрицают за родом Мухаммада?

Среди них есть такие, которые уверовали в него, и такие, которые отвернулись от него. Довольно того пламени, которое в Геенне !» (4: 51-55).

(Тафсир «Бурхан», том 2, С. 240).

Еще раз вернемся к суре «Корова»: «А если они уверовали в подобное тому, во что вы веровали, то они уже нашли прямой путь; если же они отвратились, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них: Он - Слышащий, Знающий » (2: 137).

«Они » - то есть люди этой уммы, «вы» - то есть семя Ибрахима, наделенное Заветом с Аллахом через его мольбы, и среди них - Али, Фатима, Хасан и Хусейн (А), как об этом сказано в хадисе от Имама Бакира (Тафсир «Бурхан», том 1, С. 339).

То есть: если они уверовали в путь Ибрахима (А), доведенный до совершенства Печатью Пророков (С) и имаматом его потомков - тем имаматом, относительно которого Аллах заключил с Ибрахимом завет! - то «они уже нашли прямой путь », а если они отвратились, «то они в расколе », то есть - в куфре, неверии.

В этом мистическом аяте использовано слово «сибгат », которое является производным от глагола «сабага » - «красить, погружая во что-то», и буквально переводится как «краска» или «окраска».

Священное руководство, вилаят этого избранного Рода погружает верующих в особую сакральную «окраску», делая их верующими в полном смысле этого слова. Разумеется, речь идет об окраске не тел, но сердец. От Имама Садыка (А) передано о данном аяте: «Он окрасил верующих через вилаят в Завете» (Тафсир «Бурхан», том 1, С. 339).

«А кто отвратится от религии Ибрахима, кроме того, кто оглупил свою душу? Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников » (2: 130).

فَإِنَّهُمْ عَدُوٌّ لِي إِلَّا رَبَّ الْعَالَمِينَ
الَّذِي خَلَقَنِي فَهُوَ يَهْدِينِ
وَالَّذِي هُوَ يُطْعِمُنِي وَيَسْقِينِ
وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ
وَالَّذِي يُمِيتُنِي ثُمَّ يُحْيِينِ
وَالَّذِي أَطْمَعُ أَنْ يَغْفِرَ لِي خَطِيئَتِي يَوْمَ الدِّينِ
رَبِّ هَبْ لِي حُكْمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ
وَاجْعَلْ لِي لِسَانَ صِدْقٍ فِي الْآخِرِينَ
وَاجْعَلْنِي مِنْ وَرَثَةِ جَنَّةِ النَّعِيمِ
وَاغْفِرْ لِأَبِي إِنَّهُ كَانَ مِنَ الضَّالِّينَ
وَلَا تُخْزِنِي يَوْمَ يُبْعَثُونَ
يَوْمَ لَا يَنْفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ
إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

Fa"innahum `Adūwun Lī "Illā Rabba Al-`Ālamīna Al-Ladhī Khalaqanī Fahuwa Yahdīni Wa Al-Ladhī Huwa Yuţ`imunī Wa Yasqīni Wa "Idhā Mariđtu Fahuwa Yashfīni Wa Al-Ladhī Yumītunī Thumma Yuĥyīni Wa Al-Ladhī Yumītunī Thumma Yuĥyīni Rabbi Hab Lī Ĥukmāan Wa "Alĥiqnī Biş-Şāliĥīna Wa Aj`al Lī Lisāna Şidqin Fī Al-"Ākhirīna Wa Aj`alnī Min Warathati Jannati An-Na`īmi Wa Aghfir Li"abī "Innahu Kāna Mina Ađ-Đāllīna Wa Lā Tukhzinī Yawma Yub`athūna Yawma Lā Yanfa`u Mālun Wa Lā Banūna "Illā Man "Atá Al-Laha Biqalbin Salīmin

«Все они - враги мои, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния. Господи! Даруй мне власть (пророчество или знание) и воссоедини меня с праведниками! Оставь обо мне правдивую молву в последующих поколениях! Сделай меня одним из наследников Сада блаженства! Прости моего отца, ибо он был одним из заблудших! И не позорь меня в День воскресения - в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»

Контекст употребления

69. Прочти им историю Ибрахима (Авраама).

70. Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?».

71. Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им».

72. Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним?

73. Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?».

74. Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом».

75. Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь

76. вы со своими древними отцами?

77. Все они - враги мои, кроме Господа миров,

78. Который сотворил меня и ведет прямым путем,

79. Который кормит меня и поит,

80. Который исцеляет меня, когда я заболеваю,

81. Который умертвит меня, а потом воскресит,

82. Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния.

83. Господи! Даруй мне власть (пророчество или знание) и воссоедини меня с праведниками!

84. Оставь обо мне правдивую молву в последующих поколениях!

85. Сделай меня одним из наследников Сада блаженства!

86. Прости моего отца, ибо он был одним из заблудших!

87. И не позорь меня в День воскресения -

88. в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,

89. кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем».

2 аль-Бакара (Корова), 124-132, 135-136, 140, 258, 260

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 65-68, 95

4 ан-Ниса (Женщины), 54, 125, 163

6 аль-Анам (Скот), 74-84, 161

9 ат-Тауба (Покаяние), 70, 113-114

11 Худ, 69-76

12 Йуcуф, 6, 38

14 Ибpaxим, 35-41

15 аль-Xиджp, 51-60

16 ан-Нахль (Пчелы), 120-123

19 Мapьям, 41-50, 58

21 аль-Анбийа (Пророки), 51-73

22 Xaдж, 26-27, 42-44, 78

26 аш-Шуара (Поэты), 69-89

29 аль-Анкабут (Паук), 16-27, 31-32

33 аль-Ахзаб (Союзники), 7

37 ас-Сафат (Стоящие в ряды), 83-112

38 Сад, 45-47

42 аш-Шура (Совет), 13

43 аз-Зухруф (Украшения), 26-28

51 аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 24-34

53 ан-Наджм (Звезда), 36-37

57 аль-Хадид (Железо), 26

60 аль-Мумтахана (Испытуемая), 4

87 Аль-Аля (Высочайший), 18-19

Из всех коранических повествований о посланниках Аллаха истории жизни Ибрахима и его пророческой миссии посвящена значительная часть. Рассказы о нём есть как в мекканских, так и в мединских сурах. Кроме того, в Коране встречается много

отдельных упоминаний его имени как основоположника истинной веры и прародителя целого поколения пророков.

Описание Ибрахима в Коране

О том, что Ибрахим является пророком Всевышнего Аллаха, подтверждают несколько коранических аятов, один из которых гласит:

«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком» (19 Мapьям, 41)

Ибрахим относится к числу самых величайших пророков Всевышнего Аллаха. Его часто называют ХалилуЛлах, что означает «Друг Аллаха».

«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом)» (4 ан-Ниса, 125)

Всевышний Аллах через коранические аяты дает Ибрахиму очень объемную и прекрасную характеристику, причисляя его к числу лучших и избранных своих рабов. Он называет его выдержанным, смиренным, кающимся, идущим прямым путем. Говорит о нём как о могучем, прозорливом (способном предвидеть будущее), проницательном, творящем добро человеке. Отзывается о нём, как умеющем быть благодарным своему Господу, лучшим образом восхваляющем Его и искренне поминающем Последнюю обитель. Столь ёмкая и прекрасная характеристика, которая дается Ибрахиму Всевышним Аллахом, доказывает особую любовь Господа к этому пророку, указывает на его величие и избранность.

«… Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (9 ат-Тауба, 114)

«Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся» (11 Худ, 75)

«Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (16 ан- Нахль, 121-122)

«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37 ас-Сафат, 110-111)

«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших» (38 Сад, 45-47)

Описание народа Ибрахима

Еще задолго до рождения пророка Ибрахима народы Месопотамии забыли о своем Творце и прекратили веровать в Единого и Истинного Бога. Забыв об Аллахе, они обожествляли различные явления природы и небесные тела (солнце, звезды, луну) и поклонялись им, видя в них высшую силу. В городе, где жил пророк Ибрахим, главным божеством считался бог Луны – Син. Кроме того, были распространены образы других божеств, которых люди мастерили из дерева. Языческая иерархия была столь запутанной, что жрецы не могли решить, кто из идолов для них важнее, а потому в каждом конкретном городе местные жрецы сами решали для себя, какого из богов считать главным покровителем, а какого менее влиятельным. В Месопотамии и по сей день сохранились культовые строения - ступенчатые башни, которые использовались как в качестве храмов, так и в качестве обсерваторий. Они строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество местного божка и его служителей. В главном зале храма помещали идола, который изготавливался из ценных пород дерева и покрывался золотыми пластинами. Его облачали в дорогие одежды, венчали коронами, драгоценными ожерельями и браслетами. Идолы имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции. Жрецы совершали обряды жертвоприношения; самый отборный скот и самые лучшие продукты посылались в храм для «кормления» божков.

    Смысл этих и подобных строк никому не известен, кроме Всевышнего. Отдельные личности высказывали те или иные предположения, но это лишь суждения, не имеющие прочной научно-богословской основы.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-’асрийя, 1997. Т. 2. С. 986, хадис № 3194; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1101, хадис № 16–(2751).

    Фараон - титул монарха в Древнем Египте; лицо, носящее этот титул.

    Хадис от Сухейба; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1200, хадис № 64-(2999); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5382; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 15.

    В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] - наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

    Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17\111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

    Если говорить более точно, напиток этот состоит из того, что стекает с израненных, измученных тел обитателей Ада, а также всего того, от чего их тела будут освобождаться. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 242.

    Еще один вариант интерпретации данного аята: «Когда все закончится [когда позади останутся и Конец Света, и Воскрешение из мертвых, и завершится Судный День], Сатана скажет [обращаясь к тем, кто последовал за ним в разных формах многобожия и греха. Обратится Дьявол к ним, подытоживая все, на что соблазнял людей, а те к нему прислушивались. Он ведь не умирал, а имел отсрочку до Конца Света для набора (вербовки) соратников и будущих соседей по «огненной камере»]: «Несомненно, обещания Аллаха (Бога, Господа) [переданные вам на разных этапах истории через пророков и посланников Божьих] - истина [как Он обещал, так все и стало].

    Я вам также давал обещания [одним говорил, что Воскрешения из мертвых не будет, что вы умрете и превратитесь в прах; другим - о переселении душ (реинкарнации); третьим - о рае на земле и т. п.], но я вам солгал [обещаний своих не выполню, да и не смогу выполнить].

    [Кстати] у меня не было власти над вами [вся власть как была, так и осталась у Бога, а у вас, люди и джинны, было право выбора]. Я же лишь приглашал вас, а вы, в свою очередь, отвечали на мое приглашение [и сами заходили на извилистые и опасные тропы «светлого будущего», оскорбляя друг друга, убивая, унижая, вытесняя, борясь за особые VIP-места в обществе и за почетное место в истории.

    Вот мы с вами пришли! Теперь мне не будет скучно. Здесь, в Аду, каждому из нас найдется свое местечко. Это - справедливость Творца, Слово Которого (через Писания и призывы пророков) вы так до самой своей смерти и не услышали, не увидели, изучая тот совершенный мир, что окружал вас со всех сторон].

    Незачем меня винить, вините лишь самих себя. Тут уже ни я вам, ни вы мне не помощники [в спасении тел и душ от мучений в адской обители].

    Все те язычества, что вы придумывали ранее [вознося меня или что-то земное, воображаемое вами, на уровень Бога], я, поистине, отвергал [не соглашался; это не мои принципы и ценности]».

    Воистину, грешников (язычников) ждет болезненное наказание».

    Город Мекка, расположенный на Аравийском полуострове на территории современного государства Саудовская Аравия.

    Через некоторое время после мольбы Авраама, произнесенной вдали от места, где он по велению Творца оставил своего сына и супругу, неподалеку от них забил целительный источник Зам-зам, который, несмотря на то что с тех пор прошли тысячелетия, поит и по сей день миллионы людей, жителей Мекки и тех, которые съезжаются туда со всех уголков земного шара для совершения паломничества.

    Здесь подразумевается или Судный День, или день смерти человека, когда он явно почувствует, что у мирской жизни есть продолжение, но остановить процесс умерщвления тела уже будет не в силах, не в состоянии.

    Одно из предположений: Земля, вращаясь вокруг Солнца, очерчивает границы площади, в пределах которых земная поверхность со всеми захороненными и погребенными в ней останками расстелется непосредственно перед Судным Днем. И только Господу миров известно все.

    Кожа и нервные окончания после сгорания будут постоянно восстанавливаться, чтобы ощущение от болезненного и мучительного наказания Ада продолжалось вновь, о чем ясно говорится в другом аяте Священного Корана.

Воспитание детей – это крайне непростая и трудоёмкая задача для родителей. Вряд ли найдётся человек, который не согласится с этим утверждением. Однако, несмотря на это, вне зависимости от наших желаний, воспитание праведных потомков является нашей почётной обязанностью, от полноценного выполнения которой во многом зависит наше же будущее в обоих мирах.

Да, мы живём в крайне непростое время. Множество разных опасностей подстерегает наших детей в жизни: наркотики, алкоголь, соблазн, кризисы, войны разврат, секты… Любой родитель, конечно же, желает своему ребёнку хорошего счастливого будущего и хочет, чтобы он достиг того, чего сам, возможно, когда-то не смог достичь.

Поэтому вряд ли кто-то из здравомыслящих людей захочет увидеть своего сына или дочь погибшим от передозировки наркотиков или прожигающим жизнь в погоне за несбыточными мирскими миражами.

Существует немало методик, пособий, наставлений и советов, посвящённых тому, как уберечь от зол и соблазнов наших детей, чтобы в перспективе вырастить их достойными членами общества. Но не стоит забывать, что существует одна деталь, отличающая родителей-мусульман от всех остальных родителей.

У нас имеется оружие, которым мы можем воспользоваться в этой «войне». Всевышний непременно примет наше дуа, которые мы делаем за своих детей .

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ يُسْتَجَابُ لَهُنَّ لَا شَكَّ فِيهِنَّ : دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ , وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ , وَدَعْوَةُ الْوَالِدِ لِوَلَدِهِ

«Нет сомнения в том, что три дуа будут приняты: мольба притесняемого, мольба путника и мольба родителей за своего ребёнка ». (Ибн Маджах )

Поэтому наряду с работой над воспитанием своих детей необходимо постоянно делать за них дуа. Практически каждый родитель просит у Всевышнего Аллаха для своих детей успехов в учебе, хорошую работу, счастливую семью и тому подобное. Однако родители праведных людей и пророков молились за своих детей, чтобы они стали праведными рабами Аллаха и были примером для всех остальных.

Несомненно, одним из лучших дуа за детей является мольба пророка Ибрахима (мир ему) за праведное потомство. Пророк Ибрахим (мир ему), восстановив Священную Каабу вместе со своим сыном Пророком Исмаилом (мир ему), обратился к Всевышнему Аллаху:

رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا ۖ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

«О Господь наш! Сделай так, чтобы мы (оба) покорились Тебе, последовали Твоему решению и сделай из нашего потомства - общину, покорившуюся Тебе, разъясни нам обряды нашего поклонения и прими наше покаяние, ведь, поистине, Ты – Принимающий покаяние, Милостивый ». (сура «Аль-Бакара :128)

Покорившаяся Аллаху община, о которой просили пророки и Исмаил (мир им) – это община пророка Мухаммада (мир ему и благословление Аллаха). Это потому, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) является потомком этих пророков.

К тому же, не стоит забывать, что молиться за своих детей – сунна нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто просил защиты для Аль-Хасана и Аль-Хусайна (для своих внуков), произнося следующие слова:

أُعِيذُكما بِكَلِماتِ اللهِ التَّامَّةْ مِنْ كُلِّ شَيْطانٍ وهَامَّةْ وكُلِّ عَيْنٍ لامَّةْ

«У‘изу-кума би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин ламматин ».

«Я прибегаю к совершенным словам Всевышнего Аллаха, чтобы они защитили вас от каждого шайтана, каждого ядовитого существа и от всякого дурного глаза ».

Он говорил:

إن أباكما كان يعوذ بهما إسماعيل وإسحاق

«Поистине, так ваш праотец (Ибрахим (мир ему)) просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака ». (Бухари )

В этом дуа «-кума» – слитное местоимение мужского рода двойственного числа второго лица – употребляется в тех случаях, когда речь идёт о двух лицах. Если с мольбой обращаются за одного ребенка, вышеупомянутое местоимение заменяется на слитное местоимение единственного числа второго лица мужского рода «-ка» или женского рода «-ки», если с мольбой обращаются за девочку.

Если же дуа читается за нескольких детей, то местоимение «-кума» нужно заменить на слитное местоимение множественного числа второго лица мужского рода «-кум» (для мальчиков) или женского рода «-кунна» (для девочек). Например: «У‘изу-ка (ки) би-кялимати-Ллахи-т-таммати… ».

В книге «И‘анат ат-талибин » приводится дуа, которое нужно читать человеку, чтобы не сглазить что-то или кого-то. Там же добавляется, что это дуа следует делать родителям за своих детей:

حَصَّنْتُكَ بالحَيِّ القَيُّومِ الّذي لايَموتُ أبَدَاً ودَفَعْتُ عَنْكَ السُّوءَ بِأَلْفِ أَلْفِ لا حَوْلَ و لا قُوَّةَ إِلا باللهِ العَليِّ العَظِيمِ

«Хассанту-ка (ки) би-ль-Хаййи-ль-Каййуми аллязи ля ямуту абадан, ва дафа‘ту ‘ан-ка-с-суа би алфи алфи ля хавла ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азым ».

«Я укрепил тебя, обратившись к Живому, Вечносущему, Который никогда не умрёт, и отвёл от тебя зло словами "Нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха" ».

Здесь также стоит вспомнить о том, когда Пророк Закарийя, (мир ему) увидев, как Всевышний Аллах оказывает почёт Марьям, воззвал с мольбой к своему Господу и сказал:

رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً ۖ إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

«Господи! Даруй мне от Тебя благородное потомство (ребёнка). Ведь, поистине, Ты отвечаешь на мольбу того, кто обращается к Тебе ». (сура «Aли ‘Имран »: 38)

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после смерти человека три вещи будут приносить ему пользу, в том числе и дуа его детей , сделанные за него. Поэтому, быть может, сделанное нами именно сегодня дуа станет причиной того, что уже завтра, когда нас не станет, наша книга деяний ещё не будет закрыта благодаря молитвам за нас наших праведных и благонравных детей.

Нурмухаммад Изудинов