Описание невского проспекта повести гоголя. Образ и характеристика пискарева в повести невский проспект гоголя сочинение. Шиллер, жестяных дел мастер








Замысел и первые наброски «Невского проспекта» Николай Васильевич Гоголь сделал в 1831 году. В 1833-1834 годах он работал над произведением, а уже в 1835 году повесть вышла в тираж.

Петербург сыграл большую роль в творчестве писателя, ведь он прожил довольно долго в столице.

Петербург в «Невском проспекте» особенный - он иллюзорный и лживый. Всё роскошество, утопающее в блеске огней, кажущееся прекрасным и ликующим, по сути, оказывается равнодушным, пустым, и даже глупым.

Бездушие города и неприглядность показана на жизненных примерах двух товарищей, Пирогова и Пискарева, которые очень разные, и по складу характеров, и по роду деятельности, но по иронии судьбы приятельствуют.

Сам же Невский проспект, словно весёлая маскарадная маска, надетая для того, чтобы скрыть всю неприглядность существующих порядков, где всё завуалировано и сокрыто, а холодный блеск роскоши не позволяет найти ни правды, ни защиты.

Данное произведение не выглядит комедийным, хотя без юмора здесь не обошлось. За внешней обыденностью описанных ситуаций, Николай Васильевич показал социальные отклонения от общепринятых норм, окрасив их в сатирические цвета. Гротеск всегда был сильной стороной писателя, и «Невский» не стал исключением.

Главные герои

Тысячи обывателей в течение дня проходят по проспекту. Из этой толпы автор выхватил случайных прохожих. О них и пойдёт речь в повести.

Поручик Пирогов - самодовольный и самонадеянный нахал, принадлежавший к какому-то среднему классу общества, считавший себя учёным и воспитанным человеком. Природа наградила его своеобразными талантами. Он читает стихи, пускает дым кольцами, умеет рассказывать анекдоты.

Несмотря на офицерский мундир, все замашки у поручика мещанские. Та страсть к изящному, и покровительство художнику Пискареву, обусловлены желанием получить от него свой портрет. На отчаянный поступок он не готов. Это пошлый, вульгарный и трусливый тип.

Офицер думает, что его чин даёт ему полное право на внимание со стороны женщин, искренне считая, что ему и отказать-то ни в чём нельзя.

Художник Пискарев - застенчивый, робкий, тонкий романтик. Несмотря на боязливость, душа молодого человека готова к чувствам открытым и глубоким, тем чувствам, которые могут превратиться в пламя из маленькой искорки. Из такой же маленькой искорки, может разгореться и его талант, не оцененный пока в полной мере.

Как человек приближённый к искусству, в женщине он ищет Музу, восторгается ею и боготворит. Его влюблённость в проститутку Гоголь сравнивает с жемчужиной, сначала найденной, а затем безвозвратно утерянной.

Молодой мужчина настолько не испорчен, что даже зная, кем является предмет его интересов, ищет ей оправдания. В своих снах, он ищет и находит подтверждение о чистоплотной нравственности девушки. Но это только сон, а реальность намного жёстче.

Гоголь не сжалился над своим персонажем даже перед смертью, оставив его в полном одиночестве, показывая читателю всю бесполезность прожитой жизни. Художник не смог проявить себя ни как представитель искусства, ни как нравственный спасатель. Его труды не были оценены, он умер всеми оставленный и всеми забытый.

Женщины в поэме

Писатель рассказал две разные судьбы молоденьких и хорошеньких женщин, не наделив умом ни одну из них, будто подчёркивая, что на Невском женской глупости больше чем разумности и целомудрия.

Брюнетка

Милейшее создание, предмет очарования романтичного художника. Это девушка семнадцати лет, с ангельским белым личиком тронутым румянцем, обрамлённым агатовыми волосами, спадающими интересными локонами из-под шляпки, с голосом как струны арфы. И в этой милой девушке, в которой ещё так много осталось от детства, оказалась падшая женщина.

Но Гоголю мало показать, что прелестная внешность и внутреннее содержание девочки - полный диссонанс. Он капнул глубже, в самую суть проблемы. Писатель будто даёт шанс героине к «правильной» жизни и посылает к ней влюблённого художника, который непросто готов помочь - он желает жениться.

Тут и вскрывается социальный порок в полном безнравственном свете. Девчонка не желает ничего менять в своей жизни. Её устраивает тот разврат, в котором она, несомненно, погрязнет.

Блондинка

Лёгкое создание, порхавшее перед поручиком, изначально казалось недоступным, а её глупость составляла особенную прелесть. Писатель замечает, что все её душевные недостатки были как-то по-особенному привлекательны.

Эта женщина не лишена нравственности, но её ограниченность носит патологический характер и высмеивается автором при каждом случае.

Герои второго плана

Каждый персонаж в произведении выполняет определённую миссию, раскрывая обитателей Невского проспекта с разных сторон.

Шиллер - это совершенный немец, так называет его автор. Он ещё в двадцать лет чётко определил собственные приоритеты и не делал себе никаких поблажек. Жестяных дел мастер поставил себе цель - собрать за десять лет капитал в пятьдесят тысяч, и шёл к своей цели. В точное время подъём, обед, а пьянка только в воскресенье, и то закрывшись с товарищами в отдельном помещении. Он был верен своему слову.

Он и в личной жизни имел чёткий порядок. Например, целовал жену не более двух раз в сутки, кроме воскресенья. Да, в воскресенье позволял себе.

Но флегматичный характер не делает его размазнёй. Проявляется и наглость - он смеет называть цену за свою работу, увеличивая её в несколько раз. Обнаруживается и решительность - застав Пирогова со своей женой, немец не дал ему спуску, несмотря на то, что перед ним был офицер.

Гофман и Кунц - это друзья жестянщика Шиллера. Несмотря на воскресные попойки, немцы не бездельники. Гофман сапожник, Кунц столяр. Эти ремесленники живут своей диаспорой, держатся вместе, приходят друг другу на помощь.

Немцы показали себя достаточно слаженным коллективом, во время расправы над любителем чужих жён, Пироговым. Это не делает им чести, но говорит о коллективной сплочённости.

Запах гулянья разливается по Невскому проспекту. Это место встреч, развлечений, знакомств. Все дела свои можно позабыть, оказавшись на проспекте.

Утром отовсюду разливается аромат только что выпеченного хлеба. А нищие рассчитывают у кондитерской получить вчерашнюю выпечку. Мужики спешат на работу и можно услышать бранную речь. Бегут мальчишки, спешат служащие. Только просыпаются держатели магазинов.

В двенадцать часов Невский проспект превращается в педагогическую зону. Он заполонён гувернёрами-иностранцами со своими воспитанниками. К двум часам появляются родители этих воспитанников, и чиновники по особым поручениям. Всем есть о чём поговорить, что обсудить. В это время здесь всё исполнено приличием, ведь все готовились к выходу на Невский: наряжались, причёсывались, обливались духами.

Но уже в три часа новая перемена - это время чиновников в мундирах, в головах которых вечный ералаш. А в четыре всё пустеет. До самого вечера здесь каждого видно как на ладони.

Приходит вечер и снова всё «начинает шевелиться». Теперь на Невском заманчиво. Выходят на прогулку секретари и секретарши, по большей части холостые.

Здесь же прогуливаются два приятеля. Рассматривают хорошеньких женщин, и начинают друг другу выражать восторг. В итоге приятели разошлись. Пирогов почти заставил художника проследовать за брюнеткой, а сам отправился за блондинкой.

Приключение Пискарева с летальным исходом

С трепетом отправился молодой человек за милой девушкой в пёстром плаще. Он так спешил, что сбивал прогуливающихся людей, а это было совсем несвойственно его робкой натуре.

Когда девушка взглянула на него, художник чуть не ослеп от такой красоты. И хотя взгляд был гневным, Пискарёв посчитал его обворожительным. Когда девочка улыбнулась, земля просто ушла у него из-под ног. Теперь он не шёл, он летел за ней.

Вот и четырёхэтажный дом, где незнакомка, приложив палец к губам, приказывая вести себя тихо, увлекла его за собой. Неопределённая потребность любви влекла художника, и он взбежал за красавицей на четвёртый этаж.

Молодой человек не раздумывая принял приглашение. А в комнате куда он попал, оказались и другие девушки. Но его незнакомка была вне конкуренции. Молодость и свежесть выделяли её от других женщин.

Вокруг было не прибрано, а из соседней комнаты долетал смех. И только тут Пискарев понял, что он находится в отвратительном приюте, а попросту в публичном доме. Да и красавица его стала говорить. Из её уст летели глупости, и художнику показалось, что вместе с порочностью ум покинул эту милую головку. Несчастный Пискарёв бросился вон.

Происшествие настолько поразило молодого человека, что он никак не мог сопоставить девичью красоту с тем развратом, в котором её нашёл. Долго он сидел неподвижно, уже и сон стал его одолевать, когда вдруг стук в дверь заставил встрепенуться.

Это был лакей, принёсший приглашение от барыни. И хотя у художника были сомнения, он отправился на приём, организованный в самых лучших традициях. Всё здесь было роскошно. Пискарёв растерялся.

Но вот он увидел её: лучшую, очаровательную, блистательную. И тут заметил, что он-то сам не переоделся. Приехал в рабочем сюртуке, перепачканном красками, какой конфуз.

Желание прикоснуться к прекрасной незнакомке заставляет забыть обо всём на свете. Произошло объяснение, и незнакомка подтвердила свою непричастность к публичному дому. А после художник потерял её из виду, и, бегая из комнаты в комнату, искал повсюду. Тут Пискарев проснулся - это всё ему приснилось.

Романтик согласен хоть во сне видеть свою возлюбленную, но она больше не снится ему. Каждый день художник засыпает с мыслью увидеть свою незнакомку, но нет, не снится. Мужчина потерял покой. Чтобы восстановить своё состояние и побороться с бессонницей он раздобыл опиум.

Опиум помог. Незнакомка стала приходить во сны влюблённого. Однажды ему приснилось, что красавица стала его женой. Проснувшись, парень задумался. Может быть, девочка вынужденно стала проституткой, может быть, она хочет вырваться из этого лона разврата. Так я ей помогу! Я совершу подвиг - женюсь.

Герой отправляется в дом терпимости. Дверь открыла Она. Юная проститутка не стесняясь рассказывает, что только утром, совершенно пьяной попала домой, и спрашивает, зачем он пропал в прошлый раз.

Обескураженный художник провёл свою агитационную работу, о том как плохо быть ночной бабочкой, и попытался разрисовать прелестную жизнь с таким обычным работягой, как он.

Странно и удивительно девчонка отреагировала на проповедь. Ей это ничего не нужно! Влюблённый понял, её жизнь - это разврат, пустота и праздность. Он бросился вон.

Обезумевший художник, вернувшись домой, заперся и никого не впускал. Через неделю выломали дверь и нашли несчастного с перерезанным горлом. Бритва лежала рядом.

Над покойником всплакнул только пьяный сторож. Даже покровитель его, Пирогов, не пришёл, занятый своими делами.

Приключение Пирогова

Между тем поручику некогда было скучать. Расставшись с Пискарёвым, он отправился за блондинкою и провожал её пока не узнал адрес - это была квартира-мастерская. Заправлял здесь известный в округе жестянщик Шиллер.

Комната, куда впорхнула женщина, пройдя через мастерскую, была опрятна. Там и наткнулся Пирогов на хозяина со своим другом-сапожником Гофманом. Немцы были пьяны и раздумывали, как бы отрезать нос Шиллера. Ведь из-за большого носа уходит много табака, а это дорого.

Приём был оказан поручику самый нелицеприятный, его послали вон. И хотя Пирогов оскорбился и ушёл, уже утром он явился и стал заигрывать с блондинкой. Он нашёл повод, и стал заказывать себе шпоры у Шиллера. Даже завышенная цена и сроки выполнения заказа его не отпугнули.

Хотя немка оказала явный отпор, Пирогов решил не отступать от ухаживаний. Ему она стала ещё интересней. Повод ходить сюда у него был - узнавать как изготовляются шпоры, он и приходил каждый день. Получив свой заказ, поручик так расхвалил шпоры, что Шиллер возгордился собой и сменил свой гнев на милость. Теперь немец согласился изготовить оправу к кинжалу.

Уходя из мастерской, поручик позволил себе поцеловать блондинку прямо в губы, и прямо при её муже. Такой поступок вызвал в немце что-то похожее на ревность. А Пирогов уже хвастал перед офицерами, что у него интрижка с замужней хорошенькой немкой.

В один из дней глупенькая блондинка рассказала поручику, что по воскресеньям мужа не бывает дома, он встречается с друзьями. И в ближайшее воскресенье офицер решил этим воспользоваться. Он явился в дом Шиллера.

Пирогов был очень почтителен и любезен. Не стал пугать девушку, приятно шутил и предложил потанцевать. Большая охотница к танцам, блондинка с удовольствием приняла такое предложение. В танце поручик не удержался и бросился целовать женщину. Немка стала кричать, но мужчина не мог остановиться.

Остановиться, однако, пришлось. На пороге явился муж блондиночки, вместе со своими друзьями. И хотя все ремесленники были абсолютно пьяны, гнев и негодование их были самыми настоящими. Отбиться от трёх пьяных работяг Пирогов не смог, задали ему немцы. Его раздели и высекли.

Изначально оскорблённый офицер решил жаловаться генералу, в главный штаб, и даже в государственный совет, чтобы немецких ремесленников наказали. Но он быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую. Съел два пирожка, почитал газету, и гнев отпустил его.

А прогулявшись по Невскому проспекту, попав в гости к правителю контрольной коллегии, потанцевав и отличившись в мазурке, вовсе успокоился.

Анализ произведения

События не переносят читателя в другое время, а описывают текущий период, то есть двадцатые-тридцатые годы XIX века. Тогда не было социальных сетей, и в определённом смысле, проспект является той сетью, где можно кого угодно встретить, что угодно узнать, посплетничать.

Гениальность сочинения Николая Васильевича, заключается в том, что он показал Невский проспект, как выставку людей. И на этой живой, движущейся и дышащей выставке есть место абсолютно разным экспонатам. Литератор не выбирал лучшие экспонаты. Напротив, он словно брёл по Невскому, замечая каждого. А после случайно остановился на двух товарищах - Пискарёве и Пирогове.

К тому аромату интеллигентности, который раскрывается с первых строк рассказа, постепенно примешивается душок уродливой реальности. Действительность не так иллюзорна, как рисует её в своих романтических мечтах художник. Судьба не благосклонна к нему, посылая влюблённость к проститутке. А все его попытки найти решения тщетны.

Гоголь не зря подобрал своему герою говорящую фамилию - Пискарёв. Все призывы художника похожи на писк. Он не может донести своей возлюбленной чувства и благие намерения, а получая от красавицы отказ, вовсе не может справиться с жизненной ситуацией. Перед сложившейся проблемой парень оказался беззащитен, а смерть, как выход из ситуации, выглядит театром абсурда.

О полном сосредоточении на физиологической стороне жизни говорит и фамилия поручика - Пирогов. Кругозор, ограниченный желаниями бездуховными и безнравственными, основная проблема офицера.

К теме безответной любви, Гоголь искусно привязал тему одиночества больших городов. Ведь будь кто-то рядом возле несчастного художника, возможно, он остался бы жив. Но в огромном городе не нашлось человека, который протянул бы руку помощи, в момент духовного кризиса влюблённого. Даже в последний путь проводить несчастного никто не пришёл.

В конце повести Николай Васильевич уже не так оптимистичен. И если с первой строки автор заявлял: «Нет ничего лучше Невского проспекта», в конце произведения он печально делает вывод: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект».

Сочинение

Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект...
Н. В. Гоголь

Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, чёткостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.

Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчётливо отразилась гоголевская концепция Петербурга - «самого предумышленного города на свете».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», - так начинает Гоголь своё повествование. Подчёркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей - «красавицей нашей столицы», он - главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник... с портфелем под мышкою».

Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время - время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, - это желание праздности.
Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле». Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник... вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим - петербургский художник Пис- карёв. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что... даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, - всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах». Каково же оказывается. разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она... так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».
«Лучше бы ты вовсе не существовала», - «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», - думает Пискарёв.

Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу - грубияну и пьянице.

Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые... превратиться в пламя» художник Пискарёв. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», - таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет ещё поэтами XVIII и первой половины XIX века. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество Александра Сергеевича Пушкина. Созданный им громадный, многозначно символичный образ рус-ской столицы властно вошел в русскую литературу. Никогда ещё прежде мысль Гоголя так пронзительно и беспощадно не обличала действительность современной России. Весь цикл повестей представлял собой как бы вопль негодования против всех тех, кто её опошлил, обесчеловечил, сделал невыносимой. Пушкинское понимание Петербургской темы определило её воплощение в произведениях великих писателей XIX и XX веков. Первым, кто воплотил в своих произведениях художественные открытия Пушкина в исторической, социальной и философской трактовке темы Петербурга, был Николай Васильевич Гоголь. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Пушкин – реалист создал образ современного Петербурга, объяснив его бытие, его прошлое и настоящее как столицы русской империи с позиций исторических и социальных, политических и философских. В первой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин, пожалуй, впервые так подробно и с такой любовью рисовал дорогой ему и близкий образ Петербурга. Быстрыми штрихами набрасывал он портрет центра столицы. Невский проспект, Летний сад, Дворцовая набережная, Нева, театры, белые ночи Очарование «онегинского» Петербурга достигается и глубоко лирической тональностью описаний, и светлыми, пастельно-прозрачными красками портрета города. Но главное в образе Петербурга первой главы романа – это исторически точно переданная атмосфера общественной жизни конца 1810-х годов, атмосфера надежд, ожидания перемен, вольности и высокой духовности. Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, – это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к её спасению от рабства.

Пожалуй, наиболее пушкинской является повесть Гоголя «Невский проспект». Поэтика гоголевской повести, дающая читателю ключ к пониманию её глубокого содержания, своеобразно сфокусирована в названии. Героем сделана центральная улица, символизирующая град Петров. Невский проспект позволял точно выписать социальный портрет столицы чиновного государства. Действия или происходят, или завязываются на проспекте. Именно этот принцип – обнажение идеи конфликтности человека и города и социально конфликтных отношений жителей столицы – был впервые создан ещё Пушкиным в его стихотворной Петербургской повести «Медный всадник». Гоголь чутко относился к пушкинским открытиям, обладал поистине чудесной способностью понимания и разгадывания «тайной музыки» истины, извлекаемой им из поэтического изображения обыкновенного. Гоголем также подчеркнута функция большого пространства в повести «Невский проспект». Обусловлено это было писательским пониманием чиновничества. Чиновничество, по Гоголю, - главный враг нации и народа. Оно виновато во всех бедствиях России. Особенно опасно оно в столице

2. Петербург в жизни Гоголя

В основу «Невского проспекта» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Писатель обратился к большому городу, и ему открылся огромный страшный мир, который губит личность, убивает её, превращает в вещь. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель всё отчётливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности»2. Именно такой Петербург и стал главным героем Петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя, в цикл которых и включена повесть «Невский проспект», впервые напечатанная в «Арабесках» в 1835 году.

Избрав объектом нашего исследования повесть «Невский проспект», попытаемся проследить, как Гоголю удаётся в развитии главной темы сочетать юмор и сатиру.

Чем отличается юмор от сатиры? Между юмором и сатирой – целая гамма оттенков смеха – шутка, насмешка, ирония, сарказм. Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый, но более мягкий. Сатира – бичующий, изобличающий смех, способный причинить большую обиду, нежели простой юмор.

Гоголь является писателем, юмористический талант которого имел до того сильное влияние на всю литературу, что дал ей совершенно новое направление. Он создаёт юмористическую наполненность, ставя рядом слова, не сочетающиеся лексически. «Видишь что-то и ожидаешь чего-то соответст-вующего слову – и вдруг».

3. Невский проспект - предмет художественного изучения Н. В. Гоголя.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней в Петербурге» - этими словами восторга начинается повесть.

Читатель с первых слов предполагает, что Гоголь безумно восхищается Санкт-Петербургом и его главной улицей, но это обман. Подобно тому, как Петербург в своём столичном значении вознесён над Россией, Невский проспект вознесён над самим Петербургом. Эту красоту главного проспекта культурной столицы Николай Васильевич Гоголь рисует как сценическую площадку, на которой сообразно последовательности гулянье», то вместе с тем и бездействующие лица.

Невский проспект – «всеобщая коммуникация Санкт – Петербурга», соединяющая всех со всеми. «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург», - так изначально Гоголь описывает Невский проспект. Но чем дальше продолжаешь читать, тем больше понимаешь, что это миф. Эту идею усиливает авторская ирония. «Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём свои следы!». Только «неуклюжий грязный сапог отставного солдата» может разрушить блаженную чистоту. Тротуар как невинное творение рук человеческих ежеминутно подвергается жутким испытаниям: «миниатюрный лёгкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нём резкую царапину, - всё вымещает на нём могущество силы или могущество слабости». Неугомонное и многоликое шествие по Невскому проспекту с рассвета до темноты – род карнавальной процессии с той только немаловажной разницей, что карнавал мешает людей разных званий, а главная улица столицы сохраняет между ними перегородки и дистанцию.

Размеренному кругообороту времени соответствует упорядоченный (чинный и чиновный) кругооборот людей. Невский проспект показан Гоголем в разные часы дня (утром, с двенадцати часов, от трёх часов по полудни). Для людей, которые появляются в ранние утренние часы и для кого Невский проспект не представляет цели, он «служит только средством». В это время главный проспект Петербурга «наполнен старухами в изодранных платьях и салопах», нищими, «русскими мужиками, спешащими на работу, запачканными известью», теми, кому не до гуляний и у кого «свои занятия, свои заботы, свои досады».

3. 1 Каким увидел Гоголь Невский проспект в ранние утренние часы.

Утром до обеда знатный Петербург ещё спит, несмотря на то, что нищий и рабочий люд («нужный народ») уже берётся за работу. Благодаря сочетанию несочетаемых слов: «благородная щётка; летавший вчера, как муха, с шоколадом» - становится ясно, что Гоголь посмеивается над дворянами и их пустой хлопотнёй, а простые небогатые люди, в понимании Гоголя, «нужный народ». Он не говорит, что дворяне не нужный народ, но читатель уже самостоятельно понимает, о чём ему хочет сказать автор. В то же время Гоголь, прибегая к гиперболе, колко отзывается о «русских мужиках»: «в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотой, не в состоянии был бы обмыть». Простой народ Н. В. Гоголь называет русским, а дворяне и высший свет русскими не называются. Виной всему мода! Мода на всё французское. Вся Россия была помешана на Европе, и русские традиции сохранились только в простых семьях. И в то время, когда на улице появляется «русский народ», дамам становится неприлично ходить по улице, потому что там, слегка иронизирует автор, «русский народ» любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, «не услышат даже в театре», но настолько ли чистолюбивы уши молодых дам? « В это время, что бы вы на себя ни надели, - никто этого не заметит », никто ни на кого не обращает внимания.

2. Ирония как один из основных художественных приёмов в изображении жизни Невского проспекта днём.

Но уже к двенадцати часам картина меняется, и те, кто был с утра, исчезают. Им на смену показываются гувернёры со своими питомцами. В это время Невский проспект становится педагогическим. Каким же наукам можно здесь обучиться? И снова Гоголь иронизирует и показывает совсем иное: гувернёры с приличной солидностью изъясняют своим питомцам, для чего предназначены вывески на магазинах, а гувернантки учат вертлявых девчонок, на сколько выше надо держать плечо. Они уходят со сцены к двум.

Зато днём Невский проспект, как замечает автор, ослепит любого на-блюдателя лучшими произведениями «природы и искусства». К этому вре-мени, закончив домашние дела, на прогулку выходят дамы с подругами и служащие иностранной коллегии, отличающиеся благородством своих знаний и привычек. Гоголь смеётся над привычками дворян, над их глупостью и ограниченность. Через мелкие детали автор передаёт читателю своё отношение к этим людям. Гоголь использует приём метонимии: «лёгкий, как дым башмачок молодой дамы», «щегольской сюртук с лучшим бобром», человек, «несущий превосходные бакенбарды», дама, «несущая пару хорошеньких глазок». Эти люди нам могут показаться странными, потому что под словами «важное домашнее задание» они предполагают разговоры с доктором о погоде и о небольшом прыщике на носу. Они не наделены особым умом, и здоровье их детей и лошадей находится на одной чаше весов. Гоголь, посмеиваясь над ними, иронически замечая: «Судьба наделила их благословенным званием чиновников по собственным поручениямБоже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служил и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников». Эта чистая чиновная публика поражала необыкновенным благородством и приличием. Она демонстрирует самую привлекательную поверхность людей и вещей. И ничего, кроме этой поверхностной привлекательности. Поэтому в пёстрой фантасмагории меняющихся картин, освещённых дневным светом, вперемешку мелькают только щегольские сюртуки и бакенбарды, усы и платья, рукава и талии, хорошенькие глазки и шляпки, ножки, улыбки и галстукиЭто всё «выставка», вынесенная на всеобщее обозрение, которая прячет истинную сущность людей и вещей, скрытую под миниатюрной пёстротой на всё наброшенного покрова. Люди на этой «выставке» не имеют никакого значения. Гоголя не покидает чувство насмешки и иронии: «Всё исполнено приличия». Автор неспроста оживляет усы и бакенбарды, используя приём синекдохи. Ему важно показать, что внешняя красота, поверхностное приличие – всё это лишь красочная маска. Описание не самих людей, а отдельных частей одежды просто выстреливает из общего фона повести. Да, и ранее Невский проспект был красочный и яркий, но деталь описания людей через одежду придаёт настолько ослепляющее и разительное представление, что без этой детали не в полной мере была бы раскрыта истинная сущность человека. Гоголь сравнивает женщину с морем мотыльков, которые поднялись над чёрными жуками мужеского пола, а рукава платьев «похожи на два воздухоплавательных шара». А как автор иронизирует по поводу улыбки, замечая: «улыбка, верх искусства». Она может сделать с человеком всё, что её вздумается. А люди? Как странно они себя ведут: « встретившись с вами, непременно посмотрят на ваши сапоги». Гоголь пребывает в недоумении, кто же эти люди. Он даже смеет предположить, что это сапожники, но снова обманывает читателя, говоря, что эти люди «большею частию служат в разных департаментах». Всё обман и игра.

Но бьёт три часа, толпа редеет. Улица наполняется чиновниками в зелёных вицмундирах.

К четырём часам Невский проспект пуст и «вряд ли вы встретите на нём хотя одного чиновника, развё какая-нибудь швея из магазина, какой-нибудь заезжий чудак, которому все часы равны, какая-нибудь англичанка, какой-нибудь артельщик- больше никого не встретите вы на Невском проспекте». Но встретите на нём тех (как бы много их ни было), у кого нет ни чина, ни отведённых ему часов, значит, вообще никого не встретить.

3. 3 Невский проспект в сумеречное время.

Только в сумерки, когда глаза могут быть обмануты, но не ослеплены ни блеском дня, ни мраком или блеском ночи, приоткрывается изнанка столичной жизни, тёмные и тайные её глубины. Когда начинает смеркаться, молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари очень долго прохаживаются, в отличие от своих старых коллег, которые сидят дома, потому что «это народ женатый»: в XIX веке женитьба считалась ярлыком, женатый человек терял свободу, становился одомашненным барином, не имевшим собственного мнения. Показное благородство и приличие уступают место неприглядной действительности – неизменным страстям и грязному пороку. Не отражаясь на внешности обеспеченных людей, эта низость и грязь - пятна их душ. Привлекательная и смешная фантасмагория дня сменяется, в конце концов, мрачной фантасмагорией ночи.

Читая описание Невского проспекта и сменяющихся на нём людей, не предполагаешь, что далее будет выстроена целая вереница событий. Гоголь рисует две сюжетные линии, две судьбы, совершенно не похожие одна на другую. В повести два героя - поручик Пирогов и художник Пискарёв. Они встречаются единожды на Невском проспекте. Гоголь постоянно противо-поставляет друг другу два мира: мир дворян (или среднего класса) и бедняков – мир Пирогова и Пискарёва. После встречи на Невском каждый пошёл своей дорогой.

4. Композиционно и идейно - художественная роль новелл о судьбах поручика Пирогова и художника Пискарёва.

Сначала о первой истории и о Пискарёве. Он является типичным ху-дожником с тайным миром внутри себя и ранимой душой. У него есть идеал - красота. Он страстно влюблён в красоту. Пискарёв - мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Душа его была открыта прекрасному и возвышенному. Ничто земное не мешало предаваться радостям творчества. Восторженный мечтатель, он самозабвенно был предан своему искусству. Его можно сравнить с Ленским (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). Они оба жили мечтами и не могли смотреть на мир глазами реалиста. Художник, заметив на Невском проспекте одно из «дивных созданий», следит за нею. Потрясённый внешностью девушки, он создал в своём воображении идеальный образ, который стал для него объектом поклонения. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в голове героя противоречивые мысли, мечтания, надежды, но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона». Пискарев как мечтатель, живущий вне действительности, противостоит главной улице с её светской толпой. Он не вписывается в рамки времени и общества, которое его окружает. Художник Пискарёв был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Этот молодой человек «принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежат к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру». Гоголь ставит под сомнение тот факт, что в мрачном, сером, гладком и бледном Петербурге может жить художник. Он считает, что это неподходящее место для творчества. Спасительным местом он видит Италию. Пискарёв в глазах автора «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». И эта искра вспыхнула, когда наш художник увидел таинственную незнакомку на Невском. К сожалению, его чувствам не было суждено долго пылать. Именно безответная любовь сожгла его изнутри и убила. После этой встречи несчастный художник погрузился в мир иллюзий и сновидений. С ним произошло самое ужасное, что только может случиться с молодым человеком, – он потерял желание творить и вкус к жизни. Он не жил, а существовал. Его перестало интересовать творчество. Живопись была заброшена. Проснувшись утром, ждал ночи, не ел и не выходил из комнаты. Во сне все его мечты становились реальностью. Он уже не понимал, что тот мир, в котором он живёт, всего лишь его воображение, но ему так не хотелось возвращаться в суровую реальность. И вот однажды он не вернулся. Его жизнь оборвалась, так и не успев начаться. В день его похорон не было никого, и никто не плакал над ним, кроме «солдата -сторожа, и то потому, что выпил лишний штоф водки».

Эта история не могла не затронуть душу читателя, она наполнена лиризма, драмы и горьких разочарований. Обидно было осознавать, что бал, на котором оказался Пискарев и где встретил вновь таинственную незнакомку, оказался сном. Вмиг рухнули все мечты и надежды молодого художника, да и автора тоже. Гоголь как будто преднамеренно дает надежду на лучшее и тут же ее отнимает. Он, как судьба, играет со своим героем. Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устой современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Гоголь видел слабость Пискарева и неверность его жизненной позиции.

Сатирическая, обличительная наполненность повести особенно сильно выражена во второй новелле, посвящённой Пирогову. Пирогов – типичный представитель среднего класса. Он офицер, который выслужил этот чин многолетними трудами. Он был доволен своим чином, имел множество талантов: «декламировал стихи из «Дмитрия Донского» и «Горе от ума», имел собственное искусство пускать дым кольцами, умел очень приятно рассказывать анекдоты ». Ограниченный и самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд каким бы то ни было нравственным терзаниям. В отличие от Пискарева, поручик был весь с головой погружен в петербургское общество и являлся его частью. Он был рядовой участник «выставки». Судьба Пирогова сложилась совершенно по-другому. Увязавшись за молоденькой немкой, он обнаруживает место ее проживания. Его даже не смущает то, что она замужем за немцем – ремесленником. Девушка отвергает нахальные ухаживания нового знакомого, но его это не останавливает, потому что этот человек не привык к отказу. И Пирогов добивается своего, после чего его избивают двое немцев (муж и его друг), но он не считает себя виноватым. Сначала поручик вознегодовал, хотел жаловаться, а потом, как саркастически замечает автор, съел в кондитерской два слоеных пирожка, успокоился и даже тем же вечером отличился в мазурке.

Поручик Пирогов не вызывает никакого сочувствия. А за что его жалеть? Он такой же подлый и низкий, как большинство представителей его сословия, которые только и живут ради развлечений, балов и мимолетных романов. Его судьбой не управляет злостная сатира, он сам виновник той ситуации, которая с ним приключилась. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия. Его история вызывает больше смех и негодование, чем сострадание. Вся сущность Пирогова ничтожна и глупа. Он – самовлюбленный эгоист, который ради своей прихоти практически разрушил чужую семью и при этом не чувствовал угрызений совести. Совесть в нем молчала. Ему самому становится нелепо и смешно от этой истории, что приключилась с ним. Для него это всего лишь развлечение, возможность разнообразить свою жизнь, и он с радостью вновь готов погрузиться в какую-нибудь новую авантюру. Образ Пирогова принадлежит к числу лучших художественных созданий Гоголя. По силе и глубине обобщения он, возможно, стоит в одном ряду с Хлестаковым и Чичиковым.

Существует мнение, что обе истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Внешне сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте, и оба увлеклись (хотя любовь каждый из них понимает по-своему). Только один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, а другой кончил жизнь самоубийством. Пискарев и Пирогов – два противоположных героя. Их связывает только прогулка по Невскому.

Заметим, что Гоголь использует принцип говорящей фамилии. Пискарев представлен маленькой рыбкой, живущей в огромном океане, среди других непохожих на него. Он так же не заметен ни для кого, его почти никто не знает. Его можно сравнить с маленькой рыбкой – пискарем. Имена Шиллера («довольно хорошего сапожника») и Гофмана Гоголь противопоставляет именам писателя-романтика Шиллера и писателя-фантаста Гофмана. Пирогов же, как подмечает сам автор, полностью оправдывает свою фамилию. Он убивает горе, съев пару пирожков. Белинский скажет о нём: «Пирогов! – восклицал он. – Святители! Да это целая красота, целый народ, целая нация!. ».

«Невский проспект» соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. Два человеческих характера. Две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность – всё это сталкивает в своей повести Гоголь. Герои дают яркое представление о сложности жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. Гоголь приводит читателя к выводу: какой же странный это город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!

В конце повести Н. В. Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести представлен городом двойственным. Гоголь много иронизирует по поводу Петербурга и его жителей. Ему противны те маски, которые надел на себя город. Автор так и хочет сорвать их, но люди настолько привыкли к этим маскам, что уже потеряли себя и собственную сущность. Писатель подчеркивает противоречие города между видимостью и сущностью (« все не то, чем кажется»). В повести странное переплетается с повседневным, реальное – с фантастическим, величественное – с низким, красивое – с безобразным. Одновременно с этим присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

5. Ирония и сатира как неотъемлемая часть повествования о жизни Невского проспекта.

Сатира в повести представлена в обличии судьбы. Она смеется над Пискаревым, не жалея его, ведь он не герой своего времени, и Пирогов вполне реалистическая личность (если его можно назвать личностью). Он живет по правилам своего времени, а Пискарев обыкновенный чудак, к которому судьба не столь благосклонна. Этот человек не создан для жизни, он не умеет выживать.

Юмор в повести – это Петербург. С виду яркий, честолюбивый, праздничный, а внутри серый, грязный, скучный. В каждом описании знатного жителя присутствует доля иронии. О них невозможно говорить без улыбки и насмешки.

Драма – это жизнь. Каждый по-разному относится к жизни. У Пискарева драма – это разочарование в любимом человеке, а у Пирогова – отказ от его ухаживаний и внимания симпатичной немкой. И в чьей же жизни была истинная драма?

Когда повесть попала к цензору, тот взбеленился. Написать, как позорно высечен был офицер – да ещё поручик! – какими-то немцами-ремесленниками. Это ниспровержение самих основ! Несомненно, что этого печатать нельзя.

Обеспокоенный судьбой своей повести, Гоголь обратился за советом к Пушкину. Пушкин ответил короткой запиской: «Прочёл с большим удовольствием. Кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет! С Богом!». Однако Бог не вынес, и Гоголю пришлось передать конец повести, лишь прозрачно намекнув на постигшее поручика Пирогова наказание.

«Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» - не раз восклицает Гоголь в этой повести.

Заключение

В повести «Невский проспект» (как, впрочем, и в других художественных произведениях) Н. В. Гоголь талантливо применяет различные приемы комического и не менее талантливо сочетает драматическое и комическое.

Работа над темой данного исследования позволила увидеть особенности художественной манеры Гоголя, обогатила автора данного исследования новыми литературоведческими знаниями, новым опытом литературоведческого анализа.

Повесть «Невский проспект» Гоголя раскрывает перед читателями картину о жизни двух мужчин, которые прогуливаются по центральной улице города и привлекают внимание молодых девушек. Два молодых человека – художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлеченные двумя особами женского пола, каждую из которых они считают по своим меркам идеальными. Для живописца, являющегося натурой тонкой и чувственной, образ увиденной семнадцатилетней девушки кажется прекрасным и чистым. В действительности, она работает в самом «грязном» месте – борделе.

Несмотря на то, что Пискарев в реальности понимает, кем на самом деле является незнакомка, он пытается найти ее образу жизни оправдание. В своем подсознании он никак не хочет смириться с тем, что есть на самом деле. Девушка постоянно снится ему, он бредит идеей жениться на ней. Пискарев делает молодой даме предложение руки и сердца, а она просто насмехается над ним. В конце концов, он совершает самоубийство.

У его товарища Пирогова ситуация более проста – его незнакомка замужем за немцем по фамилии Шиллер. Но молодого человека это никак не смущает, и он продолжает вести свои настойчивые ухаживания за блондинкой. Но в один из дней немец обнаруживает в своем доме поручика и выгоняет его с позором. В порыве злости, чувствуя себя униженным и оскорбленным, Пирогов порывается отправиться к генералу и пожаловаться на Шиллера. Но, впоследствии он от этой идеи отказывается.

Главная идея произведения – это некий контраст, который создает Петербург. С одной стороны город пестрит и блистает разномастными лицами, шиком одежд, людей разных сословий и взглядов на жизнь. Но, реальность значительно отличается от человеческого желания и представления мира на самом деле. Человеку со слабой силой воли и слишком чувствительный, к окружающему миру сложно адаптироваться к реальности. Мир для него кажется слишком жестоким, действительность невыносима. Такая черта характера ярко выражена писателем в образе художника Пискарева. Реальность Петербурга сломала его, и единственным выходом из этой ситуации для живописца оказалось самоубийство.

Пирогов, человек бездушный и трусливый, оказался прямой противоположностью своему другу. Такие люди как он, более реально смотрят на вещи, думают только о себе, своем благосостоянии. Для них важно, как общество смотрит на их социальный статус. У таких личностей как Пирогов нет моральных и нравственных принципов, они эгоистичны и на самом деле глупы.

Суть повести «Невский проспект» в том, что стены большого, величественного города отнюдь не приветливы для таких мечтателей и искателей чистого и прекрасного как художник Пискарев. Наоборот, здесь все пропитано цинизмом, меркантильностью и бездушием. Здесь могут жить только испорченные, черствые и безразличные к чувствам другого человека. А таких, как художник, в этом маленьком мире многочисленных улиц нет места.

Анализ 2

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.

Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. Главная улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.

Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты. При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.

Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.

Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.

Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.

Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

Суть, смысл и идея произведения

В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.

В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.

17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности. В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета. Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.

Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить. В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности. Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.

Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее. Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками). Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.

Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

  • Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»? Итоговое сочинение

    У всех у нас, в той или иной мере, есть мечты. Они могут быть простенькие, вроде покупки нового мобильного телефона, или же более весомыми, вроде получения нужной нам работы или переезд в другую страну.

  • Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания