Памятники тем кто не снял креста. Жизнь и смерть воина-великомученика евгения родионова

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

В деревне Сатино – Русское стоит крест на могиле бойца, погибшего от рук чеченских головорезов. На кресте выгравирована надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Смерть 19-летнего парня стала сильным ударом для его родителей. Смерть отца Александра Константиновича, не сумевшего пережить удара, унесла его через четыре года после кончины сына. Гибель дорогих людей разрушила и жизнь матери.


Любовь Васильевна Родионова, долго искавшая сына, объявленного поначалу дезертиром, заплатила убийцам своего мальчика только за то, чтобы ей показали место захоронения. Потеряв здоровье, так как ее жестоко избивали, мать все же нашла и выкопала обезглавленное тело Евгения, чтобы похоронить его на родине по христианским обычаям. Затем снова вернулась и долго искала череп сына, который бандиты раскололи на части, опасаясь преследования души убиенного. Женя был растерзан в день своего рождения, за отказ снять с себя нательный крест и принять веру ислама.

Родился Евгений Родионов 23 мая 1977 года в семье простого плотника. Работа с деревом была распространенной профессией в этом районе. Мать Евгения Любовь Васильевна также работала на мебельной фабрике технологом. По ее рассказам, в день рождения сына с неба упала звезда, а сердце сжалось в предчувствии беды. Возможно, это было лишь результатом изматывающего процесса родов, но сама Любовь Родионова связывает ощущение с трагической судьбой мальчика. В отрочестве Евгений любил ходить в лес и наслаждаться красотой живой природы, его интересовали законы этого мира, его гармония. Мальчик долго не ходил, и его окрестили, после чего ноги окрепли, и Евгений сделал первые шаги. Девять классов общеобразовательной школы, затем работа на том же мебельном заводе и курсы водителей – такова короткая биография воина мученика. В армию Родионов ушел в 18 лет, он готов был с честью выполнить свой долг.

Родионов был направлен в Назранский отряд во вторую мотоманевренную группу 479-го отряда особого назначения Краснознаменного погрануправления ФСБ РФ. Это была одна из самых горячих точек на границе Чеченской республики и Ингушетии. Родионов был зачислен в отряд в качестве гранатометчика.

Заступив на погранзаставу, Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов, не подозревали, что ожидает их в ближайшем будущем. Как происходил штурм блок-поста неизвестно, однако кровавые следы, найденные на месте боя говорят о том, что ребята сопротивлялись. Сто дней кошмарного плена, нечеловеческих пыток и унижений стали последними днями русских пограничников. Родионов оказался самым молодым из них. По некоторым сведениям, к блок-посту подъехала машина скорой помощи, и даже были слышны крики о помощи, но тревогу никто не поднял и четыре пограничника бесследно исчезли. Сегодня известно, что в машине находился полевой командир Руслан Хайхороев с бандитами.

Розыск пленных не производился. Об этом бесчестном поведении российского командования уже написано немало статей. Сегодня известны шокирующие данные о том, как беззащитные матери пытались разыскать своих сыновей, а российские власти замалчивали факты преступного издевательства над ними. Огромное количество убитых горем женщин, так и не вернулись домой, растерзанные бандитами.

Задачей нашей армии, озвученной генерал-лейтенантом Тихомировым, было восстановление полного контроля российских войск над большим числом населенных чеченских пунктов и окончательное уничтожение вооруженных бандформирований. Однако тактика войны горцев сильно отличалась от привычной. Здесь не было открытых сражений крупных сил, боевики умело скрывались среди мирного населения и систематически совершали вылазки. Российские войска были вынуждены разбиться на множество небольших блок-постов, включавших по нескольку человек, и нести круглосуточный караул во избежание нападения. Сами боевики именовали себя волками, и предпочитали действовать под покровом ночи.

Несчастных держали в не отапливаемом полуразрушенном доме, лишая их воды и еды, регулярно избивая и унижая. В практику боевиков входили тренировочные издевательства для малолетних чеченских мальчиков над пленными русскими. Родионова и его товарищей заставляли писать письма с просьбами о выкупе на родину, однако ни один из них не мог выплатить крупных сумм, которые требовались. Все пленники оказались из малообеспеченных семей. Пытки завершились в день рождения Родионова, ему исполнилось 19 лет. Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы, в результате его избили, а затем отрезали голову. Глумление над трупами молодых русских бойцов было распространено в чеченском стане, поэтому мать смогла опознать своего сына только по кресту.

Сначала Евгения объявили дезертиром, но потом все же признали его нахождение в плену. Ребята до последнего дня ждали помощи, но искать их никто не собирался. Системы поиска пленных и погибших вообще отсутствовала, государство не позаботилось об этом и после окончания военных действий. На поиски своего сына отправилась мать, так как отца немедленно убили бы в чеченских селениях. Однако и Любовь Васильевна пережила страшные издевательства. Однажды ее так жестоко избили, что сломали позвоночник, только невероятная сила духа позволила выжить и отыскать останки Родионова.

Жертва четырех молодых парней была отомщена, место, где их пытали и убивали было стерто с лица земли пришедшими сюда вновь русскими войсками, ни один из головорезов не ушел от возмездия. Любовь Васильевна ежегодно приезжает в часть, где начинал службу ее сын и обращается к новобранцам. Она желает им ответственных командиров, не таких которые предали Родионова.

Икона с изображением Евгения Родионова во время крестного хода у Белого дома в октябре 2003 года

Сегодня мы чтим память погибших пограничников Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Евгения Родионова и Александра Железнова.

Евгений награждён орденами Славы и Мужества, Православная церковь канонизировала Родионова как воина-мученика. По рассказам священнослужителей, образ Евгения мироточит, к нему обращаются верующие, для чего протоиреем Сидоровым составлены тексты молитв. В честь мученика заложено три церкви. Школа, в которой учился Женя Родионов, названа в 2009 году его именем. На следующий год во дворе этой школы установлен памятник «Свеча памяти». О Евгении и его товарищах сняты документальные фильмы, написаны спектакли. Память простых русских ребят принявших мученическую смерть за Православную Веру навсегда останется в наших сердцах.

Фото: О нём сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни. В честь его памяти организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия

Что-что, а героическая линия у нас не прерывалась никогда. В княжеский и царский период, в советское время и в последующие годы. Подвиг в Сирии офицера ССО Александра Прохоренко, который вызвал огонь на себя, погиб, но выполнил боевую задачу, — еще одно свидетельство этому .

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ

Со времени публикации очерка «Три дуба под Бамутом» между нами установились теплые и доверительные отношения. Любовь Васильевна не раз участвовала в мероприятиях «Альфы» на Аллее памяти Спецназа в подмосковном поселке Снегири, где Жене установлена памятная доска.

В 2009 году Любовь Васильевна в составе «альфовской» группы выезжала в Воловский район Липецкой области, на родину погибшего в Беслане сотрудника Группы «А» Олега Лоськова.

Помню, как перед отъездом из Волово, в заключительный день поездки, Любовь Васильевна тихо вошла в Никольский храм. Служба закончилась. Получив благословение, она также спокойно, не привлекая к себе внимания, вышла наружу. И только тогда, из слов священника, находившегося в храме, женщины узнали, кого они только что видели — мать Евгения Родионова. И долго смотрели ей вслед.

Подойдя к памятнику Олегу Лоськову и коснувшись его рукой, она тихо произнесла: «Ну здравствуй, сынок».

— Солдат жив до тех пор, пока его помнят, — сказала она.

25 сентября 2010 года в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Жене. На это знаковое событие приехала делегация ветеранов «Альфы» во главе с полковником Сергеем Поляковым. Позднее он так описал свои впечатления:

«Недалеко отсюда, в городском роддоме, 23 мая 1977 года Женя появился на свет. И, тридцать три года спустя, здесь, совсем рядом, теперь стоит его памятник. Называется он «Свеча памяти». Я хочу надеяться, что каждый — взрослый, ребенок, мужчина, женщина, проходящие мимо этого памятника, спросят: «Кто это? Что он совершил, что стоит в камне, в пламени свечи?» Благодарю всех за то, что сегодня мы вместе делим гордость — гордость за простого русского парня, который не думал о наградах: жил по совести и умер, как умел.

Его фамилия — Родионов — от слов «Родина», «родной», «род». И то, что на нем этот род закончился, печально. Но то, что о нем знают во всем мире, хотя никто специально не занимался распространением информации о нем, это радует. Ну что же, значит, земля жива; значит, еще растет на ней что-то доброе, кроме чертополоха и репейников. Памятнику — стоять и гореть теплом, любовью, добротой и памятью. Мы все в долгу перед ними — перед невернувшимися с разных войн безусыми мальчишками…» («Спецназ России», октябрь 2010 года).

Народное почитание нередко идет впереди официальной церковной канонизации. Впрочем, так оно и должно быть. Причисление к лику святых — это соборная констатация того, что уже существует. Как было почти недавно с Матроной Московской, а до этого с Серафимом Саровским,

Иконы и портреты с изображением воина-мученика Евгения есть в тридцати церквах. В частности, в Харькове, в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске и т. д.

Один из образов называют «Воин в красном», где Евгений Родионов изображен в накинутой на камуфляж красной, багряной накидке.

Иконами с его изображением благословляют монахи Святой горы Афон. В Сербской Православной Церкви почитают Евгения Русского.

В Харькове в честь Евгения Родионова построена красивейшая церковь. Поскольку воин Евгений не канонизирован, храм посвящен иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Он находится в скверике неподалеку от станции метро «Научная».

Поначалу речь шла о часовне, посвященной погибшим воинам-участникам локальных войн. Инициатором выступил Харьковский областной Союз ветеранов Афганистана. Освящение места строительства калиции Святого Євгена состоялось 3 декабря 2007 года.


Летом 2008-го по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение превратить часовню в храм на 250 человек.

Проект выполнили архитекторы Павел Скляренко, Светлана Нестерова, Оксана Федирко. Крест для храма был изготовлен на Западной Украине, колокола отлиты донецкими мастерами.

23 августа 2008 года, в День освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в память подвига воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов.

Освящение совершил архиепископ Изюмский Онуфрий.

Акташ, Горный Алтай… Стык границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Здесь, на территории пограничного отряда, в память о Евгении Родионове воздвигнут храм в честь древнего святого мученика Евгения Мелитинского — одного из тридцати трех воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы.

Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине «Евгения Русского» — в селе Чибирлей Пензенской области. Женя родился там 23 мая 1977 года, а уже потом Любовь Васильевна перебралась с ним в Курилово, в Подмосковье.

В 2006 году в Спасском монастыре древнего града Мурома, на северной стене часовни Св. Георгия Победоносца была установлена мемориальная доска с изображением Распятия в память 10-летия мученической кончины воина Евгения.


О Жене сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни, его имя носят две средние школы (в Кузнецке и Судино). В честь его памяти совершают паломничества на мотоциклах («Ночные волки» и другие), организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия — по борьбе, стрельбе, футболу; проводят фестивали, концерты и творческие конкурсы.

Весной 2011 года памятник Жене появился на Тамбовщине, в селе Гавриловка Мичуринского района. Поставлен он на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В митинге у гавриловского мемориала приняли участие несколько сотен неравнодушных к подвигу Родионова, в их числе председатель Тамбовской областной Думы Александр Никитин, сказавший: «По силе своего подвига Родионов в одном ряду с Матросовым, Зоей Космодемьянской, молодогвардейцами».

Инициатор возведения памятника в Гавриловке — иерей Димитрий Быков, настоятель Покровского храма, священник Войсковой Православной Миссии и МГО Общероссийского Фонда ветеранов и сотрудников спецподразделений «Вымпел-Гарант».

В 2015 году в деревне Судино воспитанники военно-патриотического клуба «Десантник» разбили именную Рябиновую аллею. Она находится возле часовни, заложенной в память воина-мученика Евгения по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Патриарха Кирилла.

А еще ребята из этой школы в течение ста дней — ровно столько, сколько Женя и его трое товарищей находились в плену — держали вахту у мемориальной доски, завершившуюся 23 мая, в день гибели пограничников.

В Переславле-Залесском весной 2015 года одна из улиц была названа именем героя Чеченской войны Евгения Родионова. В церемонии приняли участие известные актеры, поэты и музыканты, а также члены Сергиево-Посадского отделения Мотоклуба «Ночные волки». Среди почетных гостей — летчик-космонавт Герой Советского Союза Валентина Терешкова, представители власти, офицеры и генералы Пограничной службы ФСБ России.

Тут, на Переславль-Залесской земле, являющейся родиной святого князя Александра Невского, у колыбели русского флота стараниями президента Фонда «Правовое государство» Евгения Тарло возводится церковь-часовня в честь святого Евгения.

В декабре 2015 года в Хабаровске на приходе Покрова Пресвятой Богородицы создано военно-патриотическое объединение «Родионовцы». Свое название клуб получил в честь Евгения.

В столице Черноземья, в городе Воронеже, действует военно-патриотический клуб «Воин» имени Евгения Родионова Центра развития творчества детей и юношества.

23 мая 2016 года в городе Черняховске на территории пограничной части выросла белоснежная часовенка. Ее построили воины, несущие службу в этой части. Своими силами и с помощью неравнодушных людей. Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Иосиф Ильницкий пожертвовал для нее купол и крест.

Часовня святого Александра Невского построена для увековечения памяти убиенного воина Евгения Родионова и его сослуживцев. Фамилии погибших пограничников выбиты на каменной плите в часовне, а позади нее высажена дубовая аллея для увековечивания их памяти.

«Рассказывая о Евгении Родионове, я не встречал ни одного равнодушного лица, — говорит военный священник, настоятель храма Александра Невского в Балтийске отец Константин Киосев. — Молодежь сегодня нуждается в героях, и не виртуальных, а реальных. Евгений Родионов — наш современник, ходил по этой земле, служил в этой части. И он просто показал, что Вера, Семья, Родина — это не предается. И дай нам Бог, чтобы это стало примером для всех нас. Тогда у нашей страны будет будущее».

Весной того же года в Калининградской области прошла акция Памяти «Женина рябина».

4 апреля — в городе Черняховске, в ней приняли участие студенты и школьники.

30 мая — в городе Озёрске, где деревца высаживали студенты педагогического института, кадеты, участники спортивно-патриотического клуба «Защитник», казаки, жители города.

Тут же, в Озёрске, на территории нынешнего Озёрского техникума природообустройства, где в 1990-е годы дислоцировалась воинская учебная часть «зеленых фуражек», был установлен Мемориальный знак в честь 20-летия подвига Евгения Родионова.


В Озёрске Любовь Васильевна провела с сыном последний совместный отпуск перед его отъездом на Северный Кавказ

Если все это не народное почитание, то тогда — что?..

Как сказал в свое время глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов, «вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно — это вопрос времени».

Он — символ всех солдат и офицеров, отдавших свои жизни на Северном Кавказе. Рядом с ним в Небесной дружине стоят два священника, принявших там же мученический венец — Пётр Сухоносов и Анатолий Чистоусов. Придет время, и они, несомненно, будут прославлены в лике святых: Пётр Слепцовский и Анатолий Грозненский.

И вместе с ними — Евгений Русский.

ТРИ ДУБА ПОД БАМУТОМ

Так уж получилось, что почитание Евгения Родионова началось стихийно, и Любовь Васильевна к этому не имела никакого отношения. Люди пишут письма в Патриархию — искренние, душевные, а порой наивные.

Женина мама видит в сыне солдата, воина, совершившего духовный подвиг. Все остальное, что сверх того — это желание людей, их стремления и поступки. «По вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).

Многие не понимают, что канонизация святого — это не политический «вердикт» с целью воздействия на расстановку сил, не раскрутка культового героя и не лоббирование духовно-политического лидера. Это не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику или мученику, а предложение верующим ориентира для спасения.

В свое время иерей Константин Татаринцев, выполняя просьбу Патриарха Алексия, проделал большую работу и собрал все нужные документы для прославления с формулировкой: «Воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

Бог все явит в свое время.

Да что уж там говорить… Как уже говорилось, Против канонизации иеромонаха Серафима Саровского и всея Руси Чудотворца был почти весь состав тогдашнего Синода, включая обер-прокурора К. П. Победоносцева. Причем, вопреки народному почитанию старца, которое усиливалось от года к году, особенно после выхода двухтомной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым).

В итоге потребовалось личное вмешательство императора Николая II, который переломил активное противодействие и фактически принудил Синод в 1903 году официально засвидетельствовать близость Саровского старца к Богу.

Или недавний пример: против прославления в лике святых матушки Матроны (канонизация в 1993 году) выступали профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов, дьякон Андрей Кураев и ряд других церковных интеллектуалов.

В обоих случаях у противников церковного прославления были свои доводы, но жизнь все расставила по своим местам. Так происходит и с Евгением Родионовым и его товарищами. И в этом отношении знаковым рубежом стало двадцатилетие их мученической кончины, широко отмеченное по всей стране и за ее пределами.

При этом живы ближайшие родственники героев-пограничников. Они нуждаются в поддержке государства и общества. Равно как проблема солдатских могил, поднятая в письме Любови Васильевны Родионовой, требует обсуждения и своего разрешения.

…Весной каждого года Любовь Васильевна приезжает в Бамут. В тот год ее сопровождали «Ночные волки» из Грозненского отделения. На месте ее встретили руководители села, школьники, в том числе девочки в национальных чеченских нарядах.

Молилась она и на месте гибели сына…

Тут, на полянке, где ориентиром свершившегося некогда были Три дуба под Бамутом, они стояли друг перед другом и Любовь Васильевна сказала:

— Ни я ни в чем не виновата перед вами, ни вы — передо мной. Забыть то, что произошло — невозможно, но и жить одним только этим — трудно… Пусть этот памятник будет нашим общим примирением. Чтобы такое больше никогда не повторилось.

Благодаря жителям Чечни это место содержится в должном состоянии — и Поклонный Крест, и Пограничный красно-зеленый столб в натуральную высоту.

Крест своими силами летом 2009 года воздвигнул казак Виктор Викторович Мосин (в прошлом водитель-профессионал), сохранивший к жизни ныне полностью восстановленный Никольский храм в станице Ассиновской. Панихиду отслужил отец Амвросий.


— На месте гибели воина Евгения Родионова в Бамуте стоял деревянный крест, — рассказал Виктор журналистке Ирине Щербаковой. — Мы ездим туда молиться — это то место, где мать нашла его тело. Недавно обнаружил, что крест наклонился, оказалось — подгнил. Я подложил его кирпичами, думаю, надо что-то делать, получил благословение священника, стал собирать деньги, Братство во имя Святителя Филарета Московского тоже прислало. Купил металл, сварочный аппарат. И мы поставили большой металлический крест. Меня с крестом в это место один чеченец довез на тракторе, потому что одному не поднять. Ну, а дальше еще метров пятьдесят я уже сам тащил и устанавливал…

К слову, в 2014 году Виктор Мосин уехал добровольцем на Донбасс. Сражаться за Русский Мир. А еще рассказывают, что он принял монашеский постриг.

У подножия Креста на мраморной доске — слова: «Вечная память воинам-пограничникам Железнову Александру, Родионову Евгению, Трусову Андрею, Яковлеву Игорю. Жертвам войны и политики».

Надпись — вместо прежней — сделала сама Любовь Васильевна.

За прошедшие годы нательный крестик Жени, как святыня, побывал на Донбассе, в Крыму и Сирии, во многих военных госпиталях. Маленький крестик… И свидетель, у каждого свой, воскресшего Христа.

Урок Мужества

«Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память»

Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память.

Цель

Показать духовный подвиг Евгения Родионова, причисленного Православной Церковью к лику святых, повторившего судьбу многих христианских мучеников, не отрекшихся от Христа.

Задачи

Воспитывающие

Воспитанию у молодого поколения и современного воинства стойкости духа, христианского мужества и сохранения Веры.

Развивающие

Эмоциональное стимулирование и развитие патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским и православным традициям

Познавательные

Осветить жизненный путь русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Чечне 23 мая 1996 года.

Формирующие

Формирование представлений о христианском долге и воинской службе Отечеству.

Формирование опыта духовно-нравственного поведения личности .

Форма проведения

Устный журнал.

Возраст участников

10-17 лет.

Место проведения

Классная комната.

Время проведения

40 минут.

Роль учителя

Подборка информации о Евгении Родионове, его жизни и подвиге.

Поручение детям

Выучить наизусть стихотворения, поработать над предложенным учителем материалом.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, усилители звука, экран, мультимедийная презентация «Евгений Родионов. Святой воин» , видеоролик «Подвиг Евгения Родионова» , аудиозапись музыки Ф.А. Моцарта «Реквием», разноцветные листочки.

Оформление

На экран проецируется презентация, столик с фотографией Евгения Родионова, цветами, зажженной свечой и надписью «Евгений Родионов. Герои в России есть».

Литература

Григорьева Е. Воин в красной накидке //Работница –2003. - №6. – С.6-9.

Дубова О. Н. // , май, 2006.

Сухинина Н. Е. // Русский Дом, январь, 2003.

Чуркина Е., Сапожникова Т. // Ладога, 29.11.2010.

Юрьев Ю. . Завтра, 46(311), 16-11-1999.

Юрьев Ю. . Завтра, 7(272), 16-02-1999.

Ход урока:

1. Учитель читает стихотворение

На фоне музыки В.А. Моцарта «Реквием»

1 мин.

Слайд 1.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2. Вступительное слово учителя

1мин. 40 сек.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Чечня – кровоточащая рана России. Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему. Там годами шли от селения к селению матери в поисках своих сыновей – убитых или живых, пленённых, готовых отдать всё, чтобы найти, спасти своего сына. Чечня – это ещё и деньги, и не малые, которые надо платить лишь за то, чтобы узнать что-то о своём сыне. Когда государство оставляет своих солдат на произвол судьбы, именно матери и отцы готовы отдать всё, чтобы спасти своего мальчика, порой уже мёртвого.

Слайд 2.

Так случилось с сыном Любови Васильевны Родионовой, нашедшей своего Евгения в чеченском плену, выкупившей на свои средства тело сына и узнавшей от самих боевиков о последних минутах жизни своего единственного ребёнка, сделавшего выбор между жизнью и смертью.

Наш урок Мужества сегодня посвящен подвигу, который совершил Евгений Родионов.

Слайд 3.

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по-разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их кончину никто не замечает. А жили ли?

Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души. Такой была жизнь Жени.

3. Сообщение обучающегося

6 мин. 30 сек.

Слайд 4.

Рассказ матери о сыне

Единственный сын Любови Васильевны Родионовой Евгений родился в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Когда младенец огласил мир своим первым криком, Любовь Васильевна почему-то взглянула в окно. Там по ночному весеннему небу медленно падала звезда, оставляя за собой длинную светящуюся полоску. «Это добрая примета, - успокоила её акушерка. – И ты будешь счастливой, и паренёк твой тоже…» Но всё же чувство опасности, страха, напряжённое ожидание чего-то долго не покидало женщину. Потом это как-то забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

«Женя рос крепким, очень тихим ребёнком, – вспоминает Любовь Васильевна. – Пожалуй, единственное, что было в его характере с ещё совсем маленького возраста, - это его наблюдательность. Он всегда обращал внимание на то, на что никогда никто внимания не обратил бы. В год с лишним он ещё не ходил, и мы как-то забеспокоились, решили его окрестить. Через месяц после этого Женя пошёл, пошёл твёрдо, уверенно, не спеша».

Получилось так, что Евгений вновь попал в церковь лишь летом 1989 года, благодаря своим бабушкам. По старинному православному обычаю они привели внука исповедаться и причаститься перед учебным годом. И тут выяснилось, что у паренька нет на себе нательного крестика. Наверное, на самой первой исповеди батюшка нашёл самые нужные слова, и, когда Женя вернулся домой, он стал носить крестик, не снимая.

Продел толстую прочную верёвку – «так надёжнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». – «Пусть, я так решил, и так будет». В этом проявился твёрдый, мужской характер Жени, о котором потом не раз будет говорить его мать.

Но над Евгением никто и не думал смеяться. Постепенно и друзья его сами стали делать крестики. Дети приспособились отливать распятия в специальных формочках. Позже такие массивные самодельные кресты очень распространены в Чечне. Их там мастерили солдаты. Старались, чтобы вышли потяжелее. Нашим ребятам было очень тяжело на той войне морально и физически, и им просто необходимо было постоянно ощущать присутствие православного креста на своём теле.

Женя рос самостоятельным, ответственным, так как матери в тяжёлое время начала 90-х годов пришлось разрываться на трёх работах. Не только сам готовил себе еду, сам делал уроки, один (без мамы) ходил в храм, в основном в Троицкий собор в Подольске. В 14 лет понял и принял суть Троицы, да так, что сумел донести это понимание до сердца тогда ещё далёкой от Веры своей матери. Мать Жени говорила, что он не был совсем открытым ребёнком, «было в нём что-то такое, чего никогда до конца я не понимала».

Хорошо закончив девятилетку, Евгений решил оставить школу и пойти работать на мебельную фабрику. У паренька оказались золотые руки, он начал неплохо зарабатывать. В дом пришёл достаток.

Слайд 5.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушёл из дома, из посёлка – в армию. Идти в армию не хотелось, но долг есть долг. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Его часть в городке Лесное под Калининградом давно расформирована. В тех частях, где служил Евгений Родионов, не существовало дедовщины. И многие солдаты считают это первым его чудом.

До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. Мама рассказывает: «Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Ещё одна мамаша приехала с требованием, чтобы её сына не послали в горячую точку». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что всё будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней своё отношение. Помог добраться до полевого учебного центра и дал Евгению восемь дней отпуска. В последний день их встречи Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт…» Увидев, как побледнела мать, попытался её успокоить: «От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня убьёт машина… А плен… Плен – это уж как повезёт».

Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года рядовой Евгений Родионов был направлен в командировку под командование Назранского погранотряда в/ч 2038. В плен попал ровно через месяц. Отряд из четырёх человек – Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов – заступил на очередное дежурство.

Слайд 6.

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Слайд 7.

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов сорокалетние побывавшие на войне громилы, и безусые неопытные, почти ничем не защищенные мальчики. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Слайд 8.

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ.

Слайд 9.

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Один из них – Андрей Трусов – родом из Орла. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа были вместе.

Никто не объявил никакой тревоги. Не было погони. Ребят вообще не искали. Хотя нет, искали. И даже активно. Но не в Чечне, а в далеком и мирном Подмосковье! 13 февраля Евгения захватили бандиты, а 16 февраля Любовь Васильевна уже получила телеграмму, из которой поняла, что ее сын ушел из части в самоволку. Тут же нагрянула милиция. Квартиру обыскали, ища дезертира.

Тут уж Любовь Васильевна, точно знавшая, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, "не та натура", сама кинулась в Чечню спасать Евгения. Там ей подтвердили: "Да, действительно, вышла ошибка, ваш сын пропал без вести..."

4. Сообщение обучающегося

7 мин. 8 сек.

Смерть за Христа

Любовь Васильевна прибыла в Ханкалу, где в надежде найти своих пропавших детей собирались отцы и матери со всей России. «Нет такого посёлка, где бы я ни побывала, - рассказывает она. – Нет ни одного полевого командира, с которым бы ни беседовала… Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин было больше, чем камней. Он меня защищал от бомбёжек, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, чтобы похоронить в родной земле по христианскому обычаю».

Одинокая женщина без какого бы то ни было «официального прикрытия» сама «вела переговоры» с отпетыми бандитами. На встречах с боевиками ей говорили, что сын жив, но он в плену. Она сама тоже побывала в плену, три дня прожив в заложниках. Любовь Васильевна верила, что Женю ищут военные, они не оставят его и других ребят: «Он же государственный человек, не за себя стоял, за Родину». Но сына, уже мёртвого, нашла она сама лишь через девять месяцев. И даже за останки бандиты потребовали 4 миллиона рублей – примерно 4 тысячи долларов. И все эти деньги она выплатила сама, продав всё, что имела: квартиру, мебель, одежду.

Слайд 10.

От боевиков Любовь Васильевна и узнала подлинную историю крестного пути своего сына. Плен с испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств могли прекратиться в любой день. Каждый день Жене говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и всё». Это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну: «Стань твой сын одним из нас, и мы его бы не обидели». В неполные девятнадцать лет мальчик делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он сам. Возможно, до последних дней он верил в то, что его и других ребят найдут и спасут. Но если государство предаёт своих сыновей, бросает их на произвол судьбы, Господь не оставляет своих. Может быть, Ангел Хранитель укреплял его во тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, ведь каждый день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх – не в смерть, а в жизнь .

Слайд 11.

Развязка произошла 23 мая 1996 года, в день рождения Жени. Ему исполнилось 19 лет. С остальными солдатами его вывели в лес под Бамутом. Сначала убили друзей, с которыми был на последнем дежурстве. Потом в последний раз боевики предложили ему снять Крест, обещая сохранить жизнь. Евгений отказался. Когда «борцы за истинную веру» убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Женя был живым, когда нож бандита полосовал ему его горло... дикая расправа - от дикого хазарского поверья - у врага надо отрезать голову, иначе он будет преследовать тебя всю жизнь. И тогда его хладнокровно казнили – обезглавили.

Слайд 12.

Но Крест снять не посмели. Именно по нему мама узнала потом своего сына. В момент казни она находилась в 7 километрах от сына.

Чтец 1:

Люди, вы слышали про
парня,
Что был растерзан у
врагов в плену?
Он вынес все свои
страданья
И выгнул линию свою.
Его пытали, били,
унижали,
Хотели, чтоб сорвал он
крест с груди,
Но верх над ним не
одержали,
Не предал он своей
любви.
Остался до конца он
верен
России,Богу,Матери
Своей
И знал солдат, что век
его отмерен,
Что он умрет, но после
всех страстей.
Осатаневшие шакалы
Не зная,как его
сломить,
Достали острые
кинжалы
И стали голову пилить.
И в страшных
муках,окровавлен,
Но не отрекся от
Христа
Зверьем тем был он
обезглавлен,
Но сам не снял с себя
креста....

Слайд 13.

Чтобы забрать тело из могилы, матери - Любови Васильевне, 17 раз приxодилось приезжать на переговоры с бандитами, ей выдвигались все новые условия. Два раза солдаты и офицеры добровольно рисковали своими ЖИЗНЯМИ, и вместо пяти человек, нужных для выполнения операции, вставало двадцать.

Слайд 14.

В конце концов, Хойхороев отправил мать искать могилу на... минном поле. При этом погиб, помогавший Любови Васильевне капитан подорвавшийся на мине.

Тело Евгения было привезено матерью на родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Один из тридцати трёх воинов-христиан римской армии, отказавшихся отречься от Христа, носил имя Евгений. Женя казнён в день Вознесения Господня, пришедшийся в тот год на 23 мая. И Храм, возле которого лежит солдат, тоже носит название Вознесения Господня. Это храм упоминается в летописи с 1600 года, а в 1812 году был сожжён и разграблен французами. И именно в 1996 году храм Вознесения Господня стал восстанавливаться по Промыслу Божию.

Летом 1999 года при налёте на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где за три года до этого были захвачены Евгений и трое других солдат. Мать не торжествовала, узнав об этом: «А чего радоваться, ещё одна душа пропавшая!»

Слайд 15.

На могилу Жени, особенно в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, собираются сотни людей. «А какие у нас чудеса случались, - рассказывает Любовь Васильевна. – Каждый год радуга. Мы уж ждём, знаем. А в прошлом году (2002г.) встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает много. Некоторые по Жене не панихиду, как по мёртвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали деньги, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынок вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, высокий. Самый высокий на всём нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста». Под этот крест люди, приезжающие специально к этой могиле из самых отдалённых уголков России, кладут записочки с мольбой о помощи. Порой, буквально с житейскими просьбами и вопросами. Простые люди преклоняются и перед матерью солдата. Однажды в храме ей подали листок с молитвой, От кого – не известно. А там: «… Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью преклоняющихся пресветлому твоему образу».

5. Слово учителя

48 сек.

Слайд 16.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины... из-за рубежа.

Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Слайд 17.

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

6. Сообщение обучающегося

8 мин.50 сек.

Слайд18.

Жизнь после смерти

Село Акташ затерялось в горах Алтая. Богом и государством забытый край. Люди, которые приезжают сюда из центра России, рассказывают, что даже столица республики – Горно-Алтайск – до сих пор живёт в 50-х годах. Про Акташ и говорить не приходится. Здесь находится штаб Алтайского погранотряда, который защищает пересечение российской границы с рубежами трёх стран: Китая, Монголии и Казахстана. Два года назад солдаты своими руками построили тут первый в пограничных войсках деревянный полковой храм.

Храм этот – Свято-Евгеньевский, он освящён в честь Евгения Мелитинского – одного из тридцати трёх воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы. Пограничники, правда, говорят, что это, прежде всего, памятник их товарищу Евгению Родионову.

Здесь служит первый в новейшей истории российской армии полковой священник – отец Варлаам, который сам некогда был офицером – военным хирургом.

Он и написал первую икону «воина Евгения, в Чечне убиенного». Она какое-то время стояла в храме, но скоро бойцы попросили забрать её с собой на заставу. Пришлось отцу Варлааму писать ещё одну. И эта икона оказалась чудотворной.

В начале августа 2003 года в Акташ отправились Александр Макеев и сотрудники его фонда: привезли для полкового храма иконы, кое-какую церковную утварь и землю с могилы Жени Родионова, благословенную его матерью. Отец Варлаам решил отслужить панихиду…

Икону Евгения вынесли на аналой, - рассказывает Макеев, - мы стояли и слушали службу. Вдруг мы все – присутствующие в храме – переглянулись: из Жениной ладони, в которой он на иконе держит крест, засочилась золотистая струя. Батюшка это тоже заметил, но не мог прервать молитву. Когда же он закончил, он обернулся к нам с каким-то просветлённым лицом и сказал: «Ну вот, смотрите же!»

Как оказалось, это не первый случай мироточения этой иконы. Отец Варлаам рассказал, что впервые она замироточила 20 ноября прошлого года. Тогда в части был крестный ход памяти мелитинских мучеников, и икона «заплакала» прямо в руках у рядового Андрея Зяблицкого. Затем то же самое повторилось на Вербное воскресенье. А наиболее обильное мироточение было отмечено в храме 23 мая – в день поминовения Евгения Родионова.

Жидкость каждый раз разная, - рассказывает священник. – И запах… Его сложно с чем-то сравнить. Он напоминает цветочный аромат, но всё же более густой.

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришёл рапорт о том, что «фотография на обложке книги мироточит. Миро светлого цвета, с лёгким запахом хвои».

В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Так в одном из реабилитационных центров одна из девочек-бродяжек рассказывала о некоем солдате в красной плащ-палатке, который «назвался Евгением, взял меня за руку и привёл в церковь». Красный плащ-палатка - плащ мученика. По многим церквям пошли рассказы о некоем «Божественном воине в огненном плаще», помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки. В госпитале им. Бурденко раненые военные утверждали, что знают некоего солдата Евгения, который помогает, «особенно когда подступают боли». Многие говорят, что видели его на иконе, когда были в храме Христа Спасителя. «Воина в красной плащ-палатке» знают и заключённые: «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных».

Любовь Васильевна Родионова верит. Никогда раньше не верила, до 45 лет даже в церкви не была. А теперь верит. При этом она не считает, что её сын принял мученичество за православие. «Он, прежде всего, остался верен присяге, исполнил свой воинский долг», - говорит она.

И о себе она не говорит как о матери святого: «Я, прежде всего, мать-воин». А ведь был момент, когда она, отверженная всем миром, дойдя до последней черты отчаяния, решилась на смертный грех самоубийства. Но какая-то светлая и радостная сила, по её собственному признанию, подняла её на ноги, и она физически ощутила присутствие сына. «Ты сейчас нужна многим», - пронеслось в сознании.

Она, по воле сына, так как бы сделал он, собирала посылки и привозила их нашим солдатам в Чечню. После гибели сына она была там 24 раза. Более 100 тонн гуманитарной помощи переправила Любовь Васильевна нашим солдатам в горы. Привезла она туда 6000 православных крестиков. «Я не знаю, как это объяснить, - говорит она, - но солдаты не берут эти крестики в руки, а голову наклоняют, чтобы я надела крестик и благословила». Солдаты в Чечне не знали, как её зовут. Они встречали её просто: «Женина мама приехала!» Она уже ничего не боялась, сама ходила по блокпостам, военным частям, госпиталям. Её знали местные жители и уважали за смелость. Её пропуск – молитва. Почти в каждой солдатской палатке – Женины иконы.

Каждый день она ходит на могилу сына, похороненного в посёлке Курилово, близ подмосковного Подольска: «Здесь – моё прошлое, здесь – моё будущее, на этом клочке земли».

Она уже ничего не хочет. Хотя она знает, ради чего живёт: ей нужно дожить до того дня, когда Президент России примет и выслушает хотя бы одну мать погибшего в Чечне солдата. Смысл жизни с гибелью детей теряется, но надо найти в себе силы подумать о тех, чьих сынов миновала страшная чаша, и постараться защитить этих детей, принять их в своё сердце как собственных. Но сколько могил с останками неизвестных солдат появляется до сих пор недалеко от Ногинска на Богородском кладбище! И это в XXI веке, в России – и снова «неизвестный солдат». В один из февральских дней, когда предали земле 20 неизвестных солдат, погибших в Чечне, Любовь Васильевна Родионова сказала у их могилы: «Я очень бы хотела видеть здесь высокие генеральские фуражки, которые по долгу службы посылали ребят на смерть. И сейчас я бы не считала для них зазорным, если бы они поклонились этим ребятам, попросили прощения у них. В своё время единственный из всех военных чинов, ныне покойный Лев Рохлин, был честен в своём бессилии боевого генерала. Он взял руку женщины в ладонь и просто сказал: «Прости, мать…»

Слайд 19.

Крест, который оставался на Евгении и после отсечения головы, не был захоронен вместе с телом воина. Истлевший шнурок и пулька хранятся у матери, а сам крест передан в храм святителя Николая в Пыжах протоирею Александру Шаргунову и лежит в алтаре.

Наверное, нет более точных слов, чем общий тропарь мученикам, который каждый день исполняется в православных храмах России: «Мученик Твой, Господи, Евгений, во страдании своём прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

Слайд 20.

Чтец 2:

Передо мной лежит икона
Я всматриваюсь в лик святой
В военной форме смотрит скромно
Мой сверстник парень молодой
Такого раньше не встречал я
За что же это в наши дни
Такого молодого парня
Уже в святые возвели.
Мой сверстник,Женя Родионов
Российской армии солдат
Каких в России миллионы
Отдать долг Родине был рад
А мама слезы утирая
Благословила как смогла
Тот крестик золотой вручая,
Чтобы судьба уберегла.
Когда в Чечне правопорядок
Парнишка стройно охранял
Ему устроили засаду
Он в плен боевикам попал
И золотой на теле крестик
Блеснул боевику в глаза:
"В живых останешься ты если
Заменишь веру" - он сказал.
И приняв страшные мученья
Отдал Евгений жизнь свою,
Отдал врагам без сожаленья
За веру православную.
А мама плакала, искала
Сыночка долго своего
И среди тел других узнала
Она по крестику его.

7. Беседа

5 мин.

Вот такая непростая, героическая и одновременно трагическая судьба.

А как вы оцениваете подвиг Евгения Родионова?

Как вы думаете, почему Женя не снял крест? Легко ли ему было так поступить?

Выполнил ли он свой долг?

Нужны ли такие люди России?

Знаете ли вы подобные случаи?

Какой человек способен на такой подвиг?

Можно ли сказать, что его мать тоже совершила подвиг? Почему?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы каждый человек был способен на подвиг?

8. Заключительное слово учителя

1 мин. 11 сек.

Просмотр видеоролика «Подвиг Евгения Родионова» (А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове»)

5 мин. 46 сек.

Слайд 21.

Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Долг? А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова Отчизна? Если совесть заплыла жиром, А на близких плевать… Как быть тогда?

Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг - в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Слайд 22.

И в заключении нашего урока я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Подвиг Евгения Родионова».

На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие.

Таким образом получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Я верю, что ваша жизнь будет подобна факелу, который согреет много душ. И ваша жизнь будет на благо Родины.

Воин Евгений Родионов получил отказ в канонизации


Представители Русской Православной Церкви сомневаются в возможности канонизации рядового Евгения Родионова, обезглавленного боевиками в чеченском плену за отказ снять нательный крестик и принять ислам. «Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему», - сказал секретарь синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью, опубликованном 14 января 2010 г. в газете "Комсомольская правда".

Причины отказа в канонизации - отсутствие документальных подтверждений о факте мученичества этого человека. Для канонизации, по словам о. Максима Максимова, необходимы ответственные свидетели гибели солдата, а они убиты. В настоящее время единственный живой свидетель, который может рассказать о смерти солдата, это его мать, но она не присутствовала при его гибели, «поэтому свидетелем может быть названа условно».

«Я вот так же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: "Откуда известно, что сын принял смерть именно так?" Она сказала, что это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства», - отмечает секретарь комиссии по канонизации. По его мнению, так можно поставить вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. «А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты - христиане и знают, за что умирают ?» - задает вопрос священник.

Напомним, что лет пять назад мама воина мученика Евгения Родионова Любовь Васильевна (см.илл .) поделилась с главным редактором «Русского Вестника» Алексеем Сениным своими горестями: «Родина, границы которой мой сыночек защищал в Чечне (а Женя был пограничником), приняла его тело неласково. Я и мой сын жили в Московской области, в Подольском районе, в поселке Курилово. Его жителей хоронят на административном кладбище у храма Вознесения Господня. Тамошний молодой священник, о. Александр Филиппов, недавно бывший профессиональным массажистом, отказался отпевать моего сына без оплаты. Соседи сжалились над нами (денег у меня после Чечни совсем не было), заплатили ему 300 рублей, только тогда он совершил обряд отпевания. Впоследствии у него погиб брат, который сейчас похоронен в двух метрах от дверей храма Вознесения Господня, рядом со священнослужителями этого храма. Отношения мои с этим священником не сложились. Он ненавидит меня за прямоту, за то, что к Жене на могилу приезжают и приходят люди со всей России, от Дальнего Востока до Прибалтики, из бывших советских республик - Украины, Казахстана и из стран далеких - Америки, Германии, Франции (см. илл .). С 1997 года он не однажды предъявлял мне претензии в том, что я приглашаю священников послужить панихиду на могиле, не согласовывая с ним. Его раздражает, что он остается в стороне от поминовения убиенного солдата. Приезжают днем и ночью, священники и военные, генералы, и очень много детей, часто целыми классами. В храм они почти не заходят, потому что он всегда, кроме воскресенья, закрыт. Мне больно за Церковь, которая уничижается недостойными служителями. Примеров тому знаю предостаточно, о чем очень скорблю»: http://expertmus.livejournal.com/48573.h tml

Для справки : рядовой воинской части 2038 Назранского погранотряда Евгений Родионов 1977 г.р. 13 февраля 1996 г. вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым был послан дежурить на КРП, в 200 м от заставы, который представлял собой обыкновенную будку без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки…. Во время их дежурства на боевом посту была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой перевозили оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. Офицеры из Калининградской обл. слышали крики солдат, звавших на помощь, но не посмели покинуть заставу. Командованию они доложили, что «солдаты дезертировали из части»… Уже 16 февраля Любовь Родионова получила телеграмму, что ее сын, Евгений Александрович Родионов, «самовольно оставил часть, и командование просит ее принять меры для возвращения сына на службу». Телеграмма была послана, когда боевики уже начали пытать захваченных в плен Евгения Родионова и его однополчан: принуждали одного пленного пытать другого, подвешивали на дыбе, морили голодом. Все это мучители заставляли описывать в письмах домой, чтобы родители быстрее собрали необходимую сумму для выкупа. Евгений писать наотрез отказался, сказав, что денег у них собрать негде, да и сердце у мамы больное - может не выдержать такого известия. Тем временем федеральные войска вплотную подошли к Бамуту, и за день до его сдачи с пленными решено было покончить. 23 мая 1996 г. Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После их отказа Евгению отрезали голову, остальных расстреляли. Матери Евгения Родионова, 9 мес. разыскивавшей сына, боевики передали видеокассету с записью его казни.

На сегодняшний день написано около 160 икон, посвященных воину-мученику Евгению, которые уже есть в 26 храмах России. В 1997 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». Книгу-житие «Слово о солдате» написал и издал настоятель Свято-Духовского храма с. Вольное Новомосковского благочиния иерей Георгий Ханов (Днепропетровск). Игумен Кирилл, настоятель муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря Владимирской епархии также ходатайствовал о канонизации. 10 августа 2002 г. освящен полковой храм в честь воина Евгения Мелитинского на территории Алтайского погранотряда, в Акташе, настоятель которого о. Варлаам написал первую икону «Воина Евгения, в Чечне убиенного». Именно в этом храме алтайских пограничников произошло одно из первых чудес. 20 ноября 2002 г., как сообщил о. Варлаам, «один из солдат, рядовой Андрей Зяблицкий, верующий человек, прочитавший жизнеописание Евгения Родионова и проникшийся особой любовью к его личности, держал в руках храмовую икону с изображением св. мученика Евгения-воина. Молебен и крестный ход снимали на видеопленку,- и прямо во время съемок крестного хода икона в руках солдата замироточила. Миро истекало из нижней перекладины креста в руках воина». 21 октября 2008 г. воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии.

В интервью газете «Русский вестник» мама Евгения сообщила о свое встрече с о. Максимом Максимовым весной 2003 г.: «По форме беседа эта напоминала допрос. Молодой человек, по возрасту годящийся мне в сыновья, выспрашивал меня о том, с какими словами умирал мой сын, хвалил ли он Господа или ругал своих убийц? И есть ли этому свидетели? Отвечаю: есть. Пусть отец Максим, ежели не струсит , едет в Чечню к боевикам, и адреса известны - Бамут, Ачхой- Мартан, и спрашивает их. Мой сын, погибая, не думал о том, будут его канонизовать или нет…».

Протоиерей Александр Шаргунов в беседе на радио «Радонеж» 8 февраля 2004 г. заметил в этой связи: «Интервью священника Максима Максимова о канонизации воина Евгения Родионова, которое он дает ответственному редактору «Церковного Вестника», мягко говоря, вызывает у меня недоумение. Создается впечатление: автор убежден, что ему позволено говорить все что угодно от лица Церкви только потому, что он является секретарем Синодальной комиссии по канонизации. В самом деле, не может не поражать уровень рассуждений собеседников. Священник Максим Максимов рассуждает, что воина Евгения Родионова новомучеником нельзя назвать, во-первых, потому, что, цитирую: «надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ее ни растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, по 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам Российским, происходит очевидный подлог: в современной истории России это совершенно иной период». Получается, что гонения на Церковь кончились, новых мучеников больше не будет.

Не может быть, между прочим, речи о прославлении, скажем, убиенных Оптинских иноков или убиенного ваххабитом иерея Игоря Прозина, или протоиерея Анатолия Чистоусова, замученного в Чечне. Книга Апокалипсиса вообще закрыта, наступило принципиально новое время! Очевидно, эпоха тысячелетнего царства... Не хочется верить, что о. Максим исповедует такую откровенную ересь. Такое впечатление, что он не понимает, что пишет! Но кроме этого, возникает более простой вопрос: неужели секретарь комиссии по канонизации не знает того, что известно каждому семинаристу. Само название «новомученики» мы восприняли с XVI, XVII, XVIII, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказывались похулить веру во Христа и принять магометанство (между прочим, как мы видим, буквально то же, что было с воином-новомучеником Евгением!). Если следовать логике о. Максима, то и наших новых мучеников и исповедников Российских нельзя назвать таковыми».

Кстати, при канонизации новомучеников в той же комиссии РПЦ вопрос об их чудесах даже не поднимался…