Папка передвижка на тему весна в доу. Конспект папка-передвижка "экожурнал первоцветы"
Экожурнал
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды иль неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле – еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
***
Цветы, как дети, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие нежные костры.
«К. Жанэ»
Великий сказочник Г.Х.Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Маленький цветок – это неотъемлемая часть нашей жизни. Ведь именно цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и именинах, в праздники и памятные дни.
Без их красоты беднее наша жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера.
Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.
Весна! Черные проталины земли, а на них яркие и красивые, словно брызги неба, первые цветы.
Сразу же возникает желание сорвать, принести домой эту частичку весны. И рвем, приносим. А через день бросаем в мусорное ведро. Так ежегодно погибает огромное количество первоцветов.
А в лесу с каждым годом все меньше этой красоты. Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты.
Люди всей планеты,
Берегите первоцветы!
Берегите первоцветы!
Нашу вечную красу,
Пусть, как яблоневым цветом,
Украшают землю всю!
Берегите первоцветы!
В эти радостные дни,
Потому что первоцветы
Дарят радость и мечты!
вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький
подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и
гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой
улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
( Автор С. Красиков)
Когда подснежники пробьются
Сквозь талый снег из-под земли,
Я выйду в сад навстречу утру
И буду ждать приход весны.
Она нечаянно ворвётся,
Вся в изумрудах и шелках,
Лучами праздничного солнца
На лицах, в небе и в стихах.
А в глубине дорожек сада,
Вдруг гиацинты расцветут.
Лиловым, розовым и белым
Газон атласный разошьют.
Листочки копья вверх поднимут:
Парадный караул готов!
И гиацинты менуэтом
Откроют вешний бал цветов!
У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Жёлтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдёт,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки скок, скок, скок!-
Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко,
Путь дорожку до зари
Освещают фонари;
На больших столбах подряд
Лампы белые висят
(Ландыш)
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...
(Крокусы)
У реки на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки-
Желтые глазочки.
(Мать- и- мачеха)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят
.
(Ландыш)
Живу в семье я лютиков,
Лечу я всех подряд.
Мохнатые реснички,
Фиалковый наряд.
Ответ: (Сон-трава)
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут…
(Тюльпаны)
Он - Цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам…
(Нарцисс)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках…
(Мимоза)
Весна наступает!
Мы рады безмерно!
Цветут нам на радость
Подснежники, верба!
Порадовать хочет
Природа красой.
А мы? Мы их губим –
Цветочки весной!
В лесу на поляне,
Ранней весной,
Пророс из под снега
Цветок голубой!
Не рви, полюбуйся,
Его пожалей -
В природе живым
Он цветет красивей!
Цветут первоцветы,
Как малые детки.
Пушистые, нежные,
Глазки – розетки.
Не трогайте!!!
Просто любуйтесь, друзья!
Жить без красоты
Нам на свете нельзя!
А если с собой
Вы хотите их взять –
Со взрослыми выкопать
И поливать!
Но только, пожалуйста,
Вы их не рвите!
Багульник, подснежники
Вы не губите!
Как синее небо
Цветочки прекрасны!
И их сохранить
Мы хотим не напрасно!
Пусть ими любуются
Дети и внуки!
А наши не тронут их
Добрые руки!
Елена Зубарёва
Проект по экологии «Берегите первоцветы!»
Проект по экологии в старшей группе "Берегите первоцветы !"
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно-творческий
По продолжительности : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители дошкольников
Актуальность проекта : Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания . Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский : “маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять .
Цель проекта : Сформировать у детей представления о первоцветах (первых весенних цветах , растущих в нашей области, расширять кругозор дошкольников и обогащать их внутренний мир, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Задачи проекта :
Расширять знания детей о первых весенних цветах , познакомить с особенностями их роста и развития, научить бережному отношению к природе
Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление, способствовать развитию творческих способностей дошкольников и обогащению их внутреннего мира.
Формировать у дошкольников познавательный интерес и желание заботиться о растениях и животных, закрепить навыки поведения в живой природе, сформировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.
Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту; желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее ; привить детям навыки бережного отношения ко всему , что нас окружает
Интеграция образовательных областей :: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат : Работа над проектом позволит сформировать у дошкольников представления о первоцветах , их значении в жизни людей, расширит кругозор детей и поможет сформировать основы экологической культуры , привлечёт внимание родителей работе детского сада, воспитает у дошкольников чувство любви к родной природе и желание бережно относиться ко всему живому. Наши дошколята смогут понять, что необходимо защищать и охранять родную природу, чтобы будущие поколения смогли любоваться красотой нашей планеты.
Работа с родителями :
Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами . Мы их можем сохранить…»
Оформление папки-передвижки» Цветочные легенды.»
Участие родителей в творческом конкурсе рисунков на тему : «Берегите первоцветы !»
Реализация проекта :
Беседа :» Цветные ключики весны. Первоцветы .»
НОД :» К нам весна шагает быстрыми шагами…»
Беседа «Вырос на проталинке маленький подснежник…»
НОД : «Первые подснежники » (Рисование)
Беседа : «Маленькое солнышко на зелёной ножке.»
НОД :» Нарядился одуванчик в ярко-жёлтый сарафанчик» (Рисование)
Беседа : «Садовые первоцветы » .
НОД :» Расцвели тюльпаны ярко…» (Лепка)
Беседа : «Сбережём мы первоцветы-украшение планеты !»
НОД :» Берегите первоцветы !» (Интегрированное занятие по экологии )
Чтение художественной литературы :
Стихотворения : Е. Серова «Подснежник» , Г. Ладонщиков» Три богатыря», «Подснежники» , А. Майков «Подснежник» , Р. Мельникова «Синенький подснежник» , Т. Белозёров «Подснежники» , В. Орлов «Часовой» , С. Маршак «Апрель» , В. Берестов «Март» , Герасимова «Подснежники» , З. Александрова «Подснежник «, О. Высоцкая «Одуванчик» , Е. Серова «Одуванчик» , Приходько «Шла по городу весна» , В. Степанов «Одуванчик» , Л. Дунина «На опушке огоньки…» , А. Полетаева «Мать-и-мачеха» и др.
Рассказы : С. Маршак «12 месяцев» , И. Сладков «Весенние радости» , М. Малышев «Подснежник» , И. С. Соколов-Микитов «Подснежники-перелески» ; Заучивание стихотворений : Е. Серовой «Подснежник» , О. Высоцкой «Одуванчик» и др.
Дидактические игры : «Угадай, что назову» , «Найди цветок» , «Четвёртый лишний» , «Найди первоцветы » , «Собери цветок» и т. д.
Подвижные игры : «Подснежники и снег» , «Собери подснежники» , «Одуванчики»
Физкультминутки :» «Подснежник» , «Пришла Весна» ,» Одуванчики», «На пенёчке я сижу.» и др.
Прослушивание музыкальных композиций : П. И. Чайковский «Времена года» , «Апрель. Подснежник» , слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова «Песенка подснежников» ,
Разучивание песни А. Олейниковой «Одуванчик» , А. Зубковой «Подснежник» .
Совместное творчество педагога и детей. Оформление стенгазеты
«Берегите первоцветы !»
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков на тему : «Берегите первоцветы !»
Картотека пальчиковой гимнастики : «Первоцветы дарит нам весна !»
Папка-передвижка «Цветочные легенды» .
Альбом с иллюстрациями «Познакомьтесь, первоцветы !»
Стенгазета :» Берегите первоцветы !»
Результат проекта : Реализация данного проекта позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к первоцветам , желание заботиться и беречь первые весенние цветы , как частичку родной природы. Дошкольники с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. Совместное оформление стенгазеты позволило в очередной раз закрепить основные правила поведения в живой природе. Данный проект помог нам сформировать у детей первоначальные основы экологической культуры и научил беречь родную природу .
Список использованной литературы :
1. Лучич М. В. Детям о природе. Издательство М.: Просвещение, 2003.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство «Мозаика-Синтез» , 2002.
3. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» . // Дошкольное образование, 2004, № 11.
4. Рыжова Н. А. Экологические сказки . М.: Линка-Пресс, 2002.
5. Рыжова Н. А. Я и природа. //Дошкольное воспитание. 2004, № 12.
6. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
7. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6.
8. Л. И. Грехова «В союзе с природой» -М.:» Илекса».2000 г.
9. Интернет-ресурсы.
Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои
Март – месяц переменчивый, иногда морозом хвалится, иногда на лето поглядывает. Поля ещё покрыты белой пеленой. Еловые лапы не освободились от снега. Но капель! Она радует всех своими бодрыми ритмами
Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной пахнет. Ярко краснеют на белом снегу ветви вербы. На них чинно сидят серебристо-серые мохнатые «барашки». Призывно стучит дятел, зовет подругу. Протяжно запела юркая синица. На солнышке капель, лужи, первые проталины, и название месяца: ПРОТАЛЬНИК. Есть у марта еще одно приятное название – березень. Красивое дерево – берёза находится в ожидании. Сокодвижение у этой раскидистой красавицы начинается в марте. Пройдёт еще немного времени – и берёза будет готова распустить свои первые клейкие листочки
Приметы марта
Март неверен: то плачет, то смеется.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Грач на горе - весна на дворе.
Грачи прямо на гнезда летят - дружная весна.
Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит.
Частые туманы в марте предвещают дождливый год .
ЗАГАДКИ
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад-
Заглянул к нам месяц…(Март)
Пословицы
В марте и на корыте не уедешь (бездорожье).
В марте курица из лужицы напьётся.
В марте зима лето пугает, да сама тает.
В марте сверху печет, снизу студит.
Март – пустые щи.
Стихи.
В марте тает снег и лед
Праздник мамы настает.
Тают льдинки на стекле
День становится светлей. А.Вятский
Почему сосулька плачет,
Слезы льет на нашей даче?
Просто кончилась зима,
В марте плачут все дома. Пригоцкая.
ай)
Апрель -это непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С каждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни посмотришь - везде вода. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. Не случайно древнерусское название месяца - БЕРЕЗЕНЬ, да СНЕГОГОН. Апрель – снегогон, водолей, цветень, имеет ещё и несколько шуточных названий. «Капризник и обманщик, плут и лукавец» - называли его на Руси. Распоряжается природой братец Апрель по-своему. То тепло, а то такого холоду напустит. Что касается скачков температуры воздуха - этому месяцу нет равных. И первая плюсовая температура принадлежит именно апрелю. Первая улыбка весны - мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Проснувшиеся пчёлы, радуясь благоуханию природы, лавируют между первыми весенними цветами. Серебристые ручейки, объединившись в один поток, журчат уже совсем по-другому. Перелётные птицы, возвратившиеся в родные края, на все лады поют апрелю свои песни.
Приметы
В апреле мокро – к грибному лету.
Гроза в начале апреля - к теплому лету и урожаю орехов.
Поверхность снега в начале апреля шероховатая - к урожаю.
Днем жарко, а ночью прохладно в апреле - к хорошей (теплой безветренной) погоде.
Звездные ночи в конце апреля - к урожаю.
В конце апреля идут теплые дожди - к урожаю.
Много сока в березе в апреле - ждите дождливого лета.
Если ласточки еще не прилетели в апреле – вся весна будет холодной
Пословицы
Апрель с водою, а май с травою.
Апрель- капель, распахни к лету дверь.
Апрель спит да дует – бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то ещё будет.
В марте-апреле сзади и спереди зима.
Апрель -снегогон.
Апрель
Снег сошел запахло прелью
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Апрель
В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.
И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди - Ударит первый гром, как чудо, -
Откроет летние дожи
Май – последний весенний месяц, самый тёплых из них, самый звонкий. Журчит ручей, распеваются птицы, бурчат напыщенные совы, везде слышится гул, гам, стук, свист. Лес в мае – это царство звуков. Древнерусское название мая - ТРАВЕНЬ, ЦВЕТЕНЬ да еще ПЕСЕННИК. Зеленеет, цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «Май леса одевает, лето в гости ожидает». Да еще отмечали: «Соловей запел - весна пошла на убыль, лето на прибавку». Прибывают последние пернатые на места гнездовий, вьют гнезда и подправляют старые, высиживают птенцов. В мае берёза потихоньку разворачивает свои клейкие листочки. Следом за ней зеленеет липа, и вот уже клён стоит в зелёном одеянии. Он ещё и щеголь: демонстрирует весенние украшения. Цветки, ранее искусно спрятанные в почках, клён освобождает от чешуек и выставляет красоваться на солнце. Май, май – медуничный рай. Красиво разрастается медуница в мае. И не только она - а и ландыш, фиалка, незабудка. Крыжовник, смородина, черёмуха, яблоня наряжаются в белые, розовые одежды.
Приметы
Май холодный - год хлебородный.
Частые дожди и туманы - к плодородному году.
Май сырой - июнь сухой.
Град в мае - к градобойному лету.
Развернулись листья дуба – ждите похолодания.
Распустилась береза – черемуха и сирень зацветут через неделю.
Много журавлей появилось в мае - к засухе.
Много хрущей (майских жуков) в мае - к засухе.
Пословицы и поговорки.
Май холодный - год голодный.
Пришел май - только успевай да не зевай.
Не скучай работой, а скучай заботой.
Поработаешь с луной - будет урожай большой.
Работа без ума никому не нужна.
Пахать, так не дремать.
Навоз отвезем, так хлеб привезем.
Стихи.
Май
Фиалки, ландыши припас
Веселый май в тиши для нас.
Но мы их обрывать не будем,
Пускай цветут на радость людям!
B. Берестов
Май
Зеленый, красный, яркий май,
С ребят пальтишки поснимай.
Деревья в листики одень,
Звени ручьями целый день.
Куда я в мае ни пойду -
Везде я солнышко найду.
C. Капутикян
Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола"
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
- Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
- Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
- Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит - летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была - Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
- Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт - там и заслон сметёт, другим махнёт - и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный .
Весенние игры
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком
Выглянуло солнышко . Кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Солнышко, свети - свети!
Зернышко, расти - расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки . Кисти разжимаем по очереди.
***
ЖАВОРОНОК
Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! ( Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка)
"ВЕСНА ИДЕТ"
Раз – весна,
(
На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев.)
Два – капель,
Три – сосульки тают.
Март прошел, идет апрель,
Птицы прилетают
.
(Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички.)
«Грач» .
Грач к нам с юга прилетел.
(Машем руками.)
Сразу он на пашню сел.
(Приседаем.)
Ищет грач в земле жучков,
Гусениц и червячков.
(Стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой.)
Игра «Весенние слова»
Педагог произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др.), а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.
Игра «Море волнуется»
Педагог размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.