Пьер Бомарше: краткая биография и обзор творчества. Бомарше пьер огюстен Что написал п о карон де бомарше

Там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Напишите отзыв о статье "Бомарше, Пьер Огюстен Карон де"

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Тексты

  • (фр.) - оригинальный текст издания 1785 г.

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1375 дней)) - статья из Литературной энциклопедии (1929-1939)
  • - статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • - из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • - статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Проверено 28 июня 2014. .

Отрывок, характеризующий Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на... своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, там же) - часовщик, изобретатель, музыкант, политик, инвалид, беглец, шпион, издатель, торговец оружием, и революционер (как французский, так и американский). Наиболее известен, однако, по своим театральным работам, особенно по трем пьесам о Фигаро.

Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698--1775), он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». Но посреди своих торговых спекуляций Б. выступил перед публикой с двумя пьесами, «Eugénie» (1767) и «Les deux amis» (1770), из которых на сцене удержалась только первая.

После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом её было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Бомарше поднёс жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп.

Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Mémoires» (1774); затем «Suite de mémoires» (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары - образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который ещё и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения.

«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»

Симпатии публики к Б. выросли ещё больше после представления классических театральных комедий его, «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание североамериканских колоний, Бомарше с большим умением принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашёл себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу как писателя, а комедия «La mère coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографию в Кэле), принесло Бомарше почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Своё поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа. Умер 18 мая 1799 года.

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875).

Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – известный французский писатель, родился 24 января 1732, умер 18 мая 1799, сын часовых дел мастера Карона, из протестантов . Благодаря привлекательной наружности, остроумию, поэтической и музыкальной способностям он сделался учителем игры на арфе у дочерей Людовика XV , потом с помощью денег добился дворянства и придворных чинов.

Памятник Бомарше в Париже. Скульптор Л. Клозад, 1895

В 1764 он съездил в Испанию, чтобы защитить честь своей сестры, на которой обещал жениться (и потом обманул) знатный испанский дворянин Клавихо. Бомарше удалось добиться того, что Клавихо лишился места и был сослан. На этот сюжет он в 1767 написал свою первую пьесу, «мещанскую трагедию» во вкусе Дидро «Эжени», которою, равно как и рассказом Бомарше о своей поездке в Испанию – в 4 «Мемуаре», воспользовался Гете для своего «Клавиго».

После смерти своей второй жены (1770) он впутался в процесс из-за 15.000 ливров, завещанных ему его покровителем банкиром Дюверне. Выиграв дело в первой инстанции, Бомарше проиграл его в высшем суде – парламенте . Тогда он выпустил «Мемуары господина Бомарше, написанные им самим» – 4 мемуара, в которых с удивительным красноречием, блестящим остроумием и необычайной иронией осмеял недостатки современного ему судебного дела, причем заявил себя поборником бесправного третьего сословия. Отстояв себя перед общественным мнением, он через некоторое время выиграл свое дело в суде: Людовик XVI велел кассировать приговор парламента.

Популярность Бомарше возросла невероятно с появлением двух его комедий «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность » и «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (продолжение первой комедии); к этим двум пьесам в 1791 присоединилась третья (слабее первых двух) – «Виновная мать, или Второй Тартюф ». Добившись огромного успеха с «Цирюльником», Бомарше, вопреки безмерным притязаниям актеров, закрепил за собой авторские права на эту пьесу; постановка же «Женитьбы Фигаро», несмотря на поддержку королевы и графа Артуа, не дозволялась в течение 7 лет. Наконец, с разрешения короля, эта комедия была поставлена на частной сцене в имении графа Водрейля, а скоро после того, 27 апреля 1784, – в Париже, где прошла с шумным успехом в присутствии цвета представителей «старого порядка », хотя она их же жестоко осмеивала и унижала. «Комедия Фигаро, – сказал потом Наполеон , – была уже революцией в действии».

Бомарше. Безумный день или женитьба Фигаро. Телеспектакль

Достигнув этою знаменитой пьесой апогея славы, Бомарше испытал, как превратно расположение толпы и счастье. За слишком резкий отзыв об анонимной статье одной высокопоставленной особы он был присужден к тюремному заключению; издержки по изданию сочинений Вольтера (1785 – 89) ввели его в большие долги. Но больше всего повредила ему вражда с Мирабо , который за необдуманную выходку Бомарше против него так ожесточенно и резко напал на главные слабости своего противника, что Бомарше не осмелился ответить. Но и талант его слабел. Его мемуары против Корманна, привлеченного к суду за дурное обращение с женой, не имели уже того успеха, как мемуары 1774 – 78. Общество недружелюбно следило за проявлениями частной жизни Бомарше и охотно пользовалось случаями осмеять и оскандалить своего бывшего любимца. В это время была написана им опера «Тарар», с намеками революционного характера, род пролога к «декларации прав ».

При взрыве французской революции , которую Бомарше отчасти подготовил своими сочинениями, он сам испугался разнузданного брожения умов, и ему приходилось беспрерывно защищаться перед Конвентом против взводившихся на него обвинений. В 1792 он навлек на себя много неприятностей и серьезную опасность, по случаю заказа в Голландии ружей от имени французского правительства. Его арестовали, он бежал в Лондон, но вскоре возвратился, чтобы оправдаться новыми, но скучными «Шесть периодов моей жизни» (1793). Вскоре он должен был опять бежать, на этот раз в Гамбург, где жил в крайней нужде до 1796, когда, почти глухой, вернулся в Париж и там умер от апоплексического удара. Говорили также, что он отравился. Кроме выше названных сочинений, ему принадлежат несколько политических статей об Англии и её колониях.

План
Введение
1 Биография
1.1 1760-1780
1.2 «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»
1.3 1780-1799

2 Библиография
Список литературы

Введение

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, там же) - знаменитый французский драматург и публицист.

1. Биография

Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошел по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли Бомарше доступ в высшее общество, где он приобрел большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франк и Левек - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

В 1764 г. он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Клавиго Боэмом.. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравиться королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжен»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дювернэ, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дювернэ.

1.2. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвился занавес революционной драмы.

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя ее в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу как писателяуточнить , а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завел для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и неисполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

2. Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

· 1765(?) - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)

· 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма

· 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .

· 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма

· 1773 - «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия

· 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )

· 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )

· 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия

· 1784 - Préface du mariage de Figaro

· 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери

· 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро

· 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Список литературы:

1. Эта история впоследствии послужила сюжетом трагедии Гёте «Клавиго», только реальный Клавиго, в отличие от героя Гете, не был убит и благополучно дожил до старости