Положение татарского языка в татарстане. Проблема изучения татарского языка в Татарстане. Взгляд изнутри. Почему количество не переходит в качество

«Реальное время» продолжает публиковать мнения казанцев об обязательном изучении «татар теле» в школах Татарстана. На эту тему уже высказались Эльмир Низамов, колумнист «Реального времени» Марк Шишкин . Свой взгляд на проблему представляет Лидия Сафина, креативный директор РА «Новая идея».

«Если мы сажаем репу, банановая пальма не вырастет»

Ситуация, «внезапно» сложившаяся вокруг изучения татарского языка в школах Татарстана, без сомнения, серьезная и требует решения. Справедливости ради надо заметить, что она требовала решения и не решалась правильно на протяжении довольно длительного периода. Сложность состоит в том, что из сферы языковой, образовательной и общекультурной тема изучения языка выведена в политическую сферу. Манипулируя отношением к языкам, заинтересованные стороны решают вопросы совершенно иного толка. Это похоже на то, как нерадивые родители используют детей для сведения своих счетов и нечестной игры.

Сам факт того, что тема была педалирована достаточно нервно и скоропостижно прямо накануне нового учебного года, наталкивает на мысль о том, что вовсе не языковые и образовательные проблемы был призван решить этот PR-посыл. Обрушенный в срочном порядке на головы и без того тревожных родителей и педагогов вопрос об образовании детей достиг цели - общество волнуется, пытается обрести стабильность и покой через нахождение крайних, виноватых и, уже само себя подогревая, решает не свои проблемы и выполняет не свои задачи.

Лживо поставленные задачи не могут принести адекватных результатов. Если мы сажаем репу, банановая пальма не вырастет, как бы ни был настойчив садовод, как бы много рассады репы он ни сажал и как бы сильно он ни тянул ростки вверх из земли.

«Как привить подрастающему поколению любовь? Конечно, показав красоту, неповторимость, уникальность, самобытность, древность, величие родной природы, культуры, истории, искусства, обычаев, познакомив с жизнью и деятельностью татарских ученых, музыкантов, поэтов, художников, общественных деятелей». Фото Максима Платонова

«Живя на земле Татарстана, мы все хотим жить в мире и согласии»

Что мы хотели бы иметь и что мы имеем?

Живя на земле Татарстана, мы все хотим жить в мире и согласии, мы все хотим жить в душевном равновесии, здравом смысле и гармонии с окружающим миром. Родину, как и родителей, любят безусловно. И ключевое слово здесь - любят. Как привить подрастающему поколению любовь? Конечно, показав красоту, неповторимость, уникальность, самобытность, древность, величие родной природы, культуры, истории, искусства, обычаев, познакомив с жизнью и деятельностью татарских ученых, музыкантов, поэтов, художников, общественных деятелей. Причем не делить по национальному признаку, а рассказать про всех великих людей, которых вырастила татарская земля. Неотъемлемой и важной частью всей этой исторической культуры является язык. И изучать его надо в контексте всего богатства культурного наследия. Воспитать подобное уважение в детях, привить настоящую любовь к родному краю можно только примером своей искренней любви и привязанности.

Вместо этого мы преуспели в стремлении «причинить добро». Подменяя истинные цели суррогатными, мы завалили детей формальными, никому не интересными знаниями. У детей нет ни малейшей возможности по-настоящему познать и полюбить историю и культуру родного края. А другого смысла в изучении татарского языка нет. Незачем изучать язык, к которому нет ни любви, ни интереса. Неграмотные, негуманные образовательные программы отбили всякое естественное желание изучать язык не у одного поколения.

«Как только обнажается тема языка, поднимают головы гидры шовинизма и радикализма»

Эта тема опасна еще и тем, что она неизбежно на ровном месте создает высокое межнациональное напряжение. Как только обнажается тема языка, из своих нор выползают и поднимают головы гидры шовинизма и радикализма. И это опасно и трудно контролируемо.

Чего бы лично я как мать ученика, как житель Татарстана, как гражданин своей страны хотела в отношении татарского языка? Первое - пересмотра в корне всей учебной программы в отношении татарского наследия. Пусть это будет общекультурный предмет, включающий в себя историю, географию и культуру родного края. И язык, как его часть. Для всех - основы языка, его особенности, общую грамотность. Необходимо научить детей понимать язык и общаться на нем на базовом уровне. Но достигаться это должно не увеличением часов учебной программы, а качеством преподавания. Пять часов в неделю нежелательного информативного мусора отторгаются учениками. Это называется «с чем боролись, на то и напоролись». Ни о какой любви и ни о каком интересе не может быть и речи.

«Пусть это будет общекультурный предмет, включающий в себя историю, географию и культуру родного края. И язык, как его часть». Фото Максима Платонова

Чего я ожидаю от сложившейся ситуации? Если честно, я не ожидаю от сложившейся ситуации немедленного разумного исхода. Причину я назвала выше. Но все же хочется надеяться на торжество здравого смысла, хотя бы постепенное.

Я бы очень рассчитывала на возвращение необходимых прежних 6 часов в неделю русского языка взамен ныне существующих 2 часов в неделю.

«Будет ли мой сын посещать уроки татарского языка в этом году?»

Для меня этот год ничем не отличается от предыдущих пяти лет. Пять лет назад, имея принципиальную позицию по этому вопросу, я пыталась решать его на уровне вышестоящих инстанций - мы общались с Тиной Канделаки, и она организовала мою встречу с А.Х. Гильмутдиновым, который в тот период был министром образования РТ. Это был разговор со стеной. Школы, в свою очередь, работают по программам, спущенным сверху, которые со школьными реалиями не имеют ничего общего. Учителя находятся в тисках этих противоестественных программ. Что-то кому-то доказывать на уровне школы - глупо.

Будет ли мой сын посещать уроки татарского языка в этом году? Наверное, будет. Как и предыдущие пять лет. Что он будет делать на уроках татарского - я не знаю. И не интересуюсь. Обычно он там рисует или делает уроки по другим предметам. Какие у него будут оценки по татарскому языку? Какие уж получит. Я совсем не переживаю на этот счет. Мы сосредоточены на остальных школьных предметах. Учительница по татарскому языку на собрании просила купить рабочую тетрадь за 150 рублей. Это, конечно, не великие деньги, но мне почему-то не хочется их тратить принципиально. В общем, я не буду предпринимать никаких активных действий в отношении татарского языка в школе, чтобы не создавать проблем сыну и школе - ведь они же ни в чем не виноваты.

«Школы, в свою очередь, работают по программам, спущенным сверху, которые со школьными реалиями не имеют ничего общего. Учителя находятся в тисках этих противоестественных программ». Фото nrb.su

Вспомнилась в связи с этим история со старшим сыном. Он сдал экзамен по татарскому языку в 9 классе на двойку. Меня вызвали в школу, взывали к моей родительской ответственности. Я кивала головой - да, плохо. В итоге в аттестат выставили тройку. А с меня взяли слово, что мы будем заниматься в дальнейшем с репетитором. И мы занимались - я же обещала. Сын закончил школу, благополучно не зная татарского, но блестяще владея английским. Позднее с «красным дипломом» окончил философский факультет университета по специальности «Политология». И ни разу в жизни не вспоминал про ту двойку на экзамене.

Лидия Сафина

Доклад

Проблемы изучения родного (татарского) языка

в условиях двуязычия.

Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным. Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его обычаи и традиции.

В нашей Починковской школе татарский язык преподается с 1896 года. В конце 50-х годов на татарском языке велись все предметы. Однако времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Раскрывая проблематику преподавания, хочу представить несколько проблемных моментов.

Во-первых, меняются устои: в последние годы двадцатого столетия стало много смешанных браков, явление, которое было недопустимо в наших деревнях. Молодые семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней. Во-вторых, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык является помехой.

Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия наиболее важными задачами являются следующие:

    Довести до родителей понимание значимости родного (татарского) языка;

    Прививать любовь и уважение к родному языку.

Какими средствами можно решить эти проблемы?

Обучение языку - большая и трудная работа. За 16 лет преподавания татарского языка в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка является народная педагогика.

В. Сухомлинский писал: «Народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

Через жанры устного народного творчества я знакомлю детей с жизнью, бытом, обычаями татарского народа. Это способствует усвоению материала урока, развитию связной и диалогической речи детей, расширяет словарный запас, а также влияет на духовное и нравственное взаимообогащение.

Народная педагогика тесно связана с этнографикой. Поэтому я на своих уроках и внеклассных занятиях активно использую материалы школьного музея «Татарская изба». В нем представлены предметы быта, обихода, а также предметы, отражающие культуру нации. Знакомство с ними вызывает большой интерес не только детей, но и их родителей. Через знакомство с экспонатами мы раскрываем содержание многих произведений, жизнь героев. На мой взгляд, вовлечение детей в исследовательский процесс – изучение предметов одежды, быта, возможность подержать их в руках, раскрытие секретов и значения татарского орнамента на полотенцах, тюбетейках, фартуках – пробуждает в детских душах чувство гордости, уважения и восхищения своим народом, своими предками.

Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной, так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию диалогической речи.

Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки, оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и творческие способности.

Хороший результат дает вовлечение детей во внеклассные, общешкольные мероприятия. Становясь активными участниками таких мероприятий, как «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй» и др., учащиеся детально знакомятся с порядком проведения мероприятий. В будущем эти правила дети переносят в свою жизнь. Родителям эти мероприятия также интересны, т.к. их поколение выросло, не зная этих правил.

Большое значение придается в работе построению межкультурных коммуникаций. Так, например, традиционными для школы стали мероприятия «День родных языков», «Радуга культур». Здесь звучат песни и стихи на татарском и удмуртском языках, показываются национальные танцы и другие элементы.

Таким образом, для решения проблем, обозначенных выше, считаю важными следующие моменты:

    вести активную пропаганду среди родителей о значимости изучения родного языка;

    использовать при изучении языка связь с историей народа, культурой;

    соблюдать преемственную связь между «тремя китами» воспитания: родители – детский сад – школа.

МБОУ Починковская ООШ

Доклад на тему:

«Проблемы изучения родного (татарского) языка

в условиях двуязычия»

Учитель татарского языка и литературы

Арасланова Марьям Яхиевна

Починки, 2015г.

Начало нового учебного года в Татарстане ознаменовалось скандалом, связанным с отказом родителей учеников от изучения татарского языка в школах. Дело в том, что в первую учебную неделю сентября среди родителей стала распространяться информация о том, что якобы есть реальная возможность отказаться от изучения татарского языка. Для этого необходимо всего лишь написать заявление об отказе в его изучении, а руководство школ обязано, в исполнении распоряжения президента России Путина В.В. , это желание родителей удовлетворить.

Данное сообщение вызвало в обществе широкий резонанс, и многие родители действительно стали писать заявления об отказе в изучении татарского языка. В связи с этим Минобрнауки Татарстана даже выпустило специальное разъяснение . Кроме того, Рособрнадзор совместно с Прокуратурой РФ в срок до 30 ноября 2017 г. проведет проверку "добровольности" изучения татарского языка в школах.

Однако СМИ, на мой взгляд, не освещают реальной картины сложившейся проблемы. Исходя из того, что мой ребенок учится в рядовой школе Татарстана, я решил прояснить некоторые важные аспекты, без учета которых, эту проблему решить вряд ли получится.

В первую очередь необходимо отметить, что "дыма без огня не бывает". Дело в том, что эта ситуация назревала ни сегодня, ни вчера, а на протяжении многих лет существования республиканского суверенитета. И в течении этих лет проблема старательно загонялась "под ковер", при том, что с каждым годом она росла. Именно поэтому информационный вброс с предложением писать отказы просто сорвал крышку изрядно накипевшего "котла" родительского негодования и недовольства.

Во-вторых, проблема перекоса в изучении татарского языка действительно существует, и не так важно насколько он соответствует федеральному и республиканскому законодательству, важно то что он ЕСТЬ. Заключается он в том, что татарский язык, имеющий статус второго государственного, изучается в Татарстане наравне с основным государственным русским языком. К примеру, в младших классах количество часов в неделю уроков татарского языка и татарской литературы (которая тоже ведется на татарском языке), варьируется от 4 до 6. Этот объем одинаков для учеников всех национальностей, есть лишь разделение на русские и татарские подгруппы. Однако, при всем моем уважении к татарскому, русский язык все-таки более сложный. А благодаря непрекращающейся деградации российского образования, количества часов на изучение школьной программы русского языка не хватает. Соответственно это приводит к необходимости изучать его в школах дополнительно или обращаться к репетиторам.

Исходя из этого следует третий аспект проблемы: это стороны "конфликта". В СМИ это, как правило, Минобрнауки РТ и жители татарской национальности с одной стороны, а с другой это русскоговорящие граждане, и общественные организации, типа "Общества русской культуры РТ" . На самом деле, подавляющее большинство родителей республики, вне зависимости от национальности , возмущены избыточным количеством уроков татарского языка и нехваткой часов по другим предметам, которые приходится восполнять дополнительно. Многие готовы писать заявления об отказе от изучения татарского языка. Я не проводил соц.исследований, но подавляющее большинство моих знакомых родителей школьников татарской национальности возмущаются даже больше русских! Просто потому, что они хотят, чтобы их дети после школы могли успешно получить высшее образование и устроиться на хорошую работу в пределах всей России, а не одного Татарстана. Кроме того, качество учебных программ и преподавания татарского языка в школах таково, что на выходе из школы в голове выпускников остается всего лишь небольшой словарный запас татарских слов и выражений, несмотря на большое количество учебных часов. И родителей ЛЮБЫХ национальностей возмущает то, что на такой результат приходится убивать столько учебного времени.

И наконец последний, самый важный аспект проблемы состоит в том, что ее очень легко повернуть в русло межнационального противостояния. Хотя на самом деле, никакого притеснения русскоязычного населения здесь нет, т.к. корень проблемы находится в техническом перекосе в пользу татарского языка и в качестве его обучения. Кроме того, изучение татарского языка достаточно полезно, хотя бы потому, что он относится к тюркской языковой группе, общая численность которой составляет порядка 180 миллионов человек. Так что качественное изучение татарского языка лишь расширит кругозор и языковые возможности наших детей.

Тем не менее в Татарстане и в соседней Башкирии есть силы, которые пытаются вывести эту, по сути, техническую проблему в плоскость межнациональной розни. И если в Башкирии это башкирские псевдонационалисты , то в Татарстане, судя по всему, огонь межнационального противостояния разжигается с русским акцентом . Поэтому республиканским властям необходимо очень аккуратно и последовательно подойти к ее решению, избегая крайностей, и учитывая все вышеуказанные аспекты. Иначе нас ожидает новый всплеск межнационального противостояния.

Вчера на заседании в Йошкар-Оле Путин о преподавании русского языка в самом начале своей вступительной речи. "У каждой территории свои особенности межэтнических отношений, и, конечно, их нужно учитывать, обеспечивая при этом единые подходы к решению задач национальной политики государства в целом. Например, в сфере преподавания русского языка и языков народов России в школах. Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый", - сказал глава государства.

По его словам, право учить языки прописано в Конституции страны, но это исключительно добровольное решение каждого гражданина.

"Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации", - сказал вчера президент России.

В Татарстане в 1992 году приняли закон о 2 государственных языках. Для школ республики введение обязательного изучение татарского языка стало камнем преткновения. Родители неоднократно жаловались, что в школах сокращают часы русского языка. Эти проблемы озвучивались неоднократно на разных уровнях. Например, в 2015 году на сайте правозащитного центра "РОД" была опубликована статья за подписью 11-классницыДианы Сулеймановой , которая написала, что школьники называют татарский самым нелюбимым предметом в школе.

Девочка написала, что детей распределяют по группам - начальная или углубленная - исходя из фамилии, не учитывая, говорят ли в семьях с татарскими фамилиями по национальном языке. Она посетовала, что ни в одном национальном регионе, кроме Татарстана, нет ГИА по нацязыку.

Глава Института истории им.Марджани Академии наук Татарстана, депутат Госсовета РТ Рафаэль Хакимов в беседе с Inkazan сказал, что заявление президента России "настораживает". Однако все законы о русском и татарском языках, принятые в РТ остаются в силе, сказал Хакимов. Он напомнил, что в 2004 году Конституционный суд РФ постановил, что в образовательных учреждениях оба они должны изучаться в равных объемах. Отметим, что в 2009 году Верховный суд России запретил сдачу ЕГЭ на татарском языке. Иск подали из Татарстана - родители ученицы одной из гимназий Татарстана пытались оспорить норму о проведении итоговой аттестации только на русском языке.

"Есть Конституция, есть законы и Татарстан со своим статусом, который никто не отменял. Я считаю, что мы достигли компромисса: есть 2 государственных языка в республике. С этим согласились русские и татары, демократы и коммунисты, и так далее. Это краеугольная наша позиция. Вообще, к языкам надо очень осторожно относиться. Это очень чувствительная и больная тема", - сказал Хакимов.

Ученый признал, что в республике есть недовольство качеством преподавания татарского языка. Причем, его высказывают не только русские, но и татары. "Но знание культуры друг друга, пусть даже на таком примитивном уровне, как сегодня преподается, создает благоприятную политическую обстановку. Я думаю, это дороже, чем все остальное. На этом строится экономика", - сказал Хакимов.

По его мнению, русский язык в регионе не страдает от того, что дети учат татарский. "Они как-то странно рассуждают: если есть татарский, то русскому хуже обучают. Но татарские школы показывают очень хорошие результаты ЕГЭ по русскому, лучшие в России, лучше, чем у русских. В чем тут проблема?Просто люди не хотят услышать, что Татарстан демонстрирует успехи во всех сферах. Я боюсь, что именно это раздражает" - сказал Хакимов.

"Это выступление еще не есть законодательный акт. То, что у нас закреплено, согласно Конституции,потом нашло подтверждение в решении Конституционного суда РФ. Пока его никто не отменял. Посмотрим", - высказался в беседе с Inkazan главный научный сотрудник Центра этнологического мониторинга Института истории АН РТ , член исполкома Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков .

Политолог, журналист Максим Шевченко считает, что нет никакого особенного посыла в адрес Татарстана в высказывании президента России не было. Он сообщил, что присутствовал на заседании в Йошкар-Оле.

«Это сигнал всем о том, что обязательным будет изучение русского, а вы организуйте у себя изучение языков для желающих. Я считаю, что людям полезно изучать языки, тем более такие, как татарский. Он сразу открывает мир во многих странах. Если ты знаешь татарский, например, свободно себя чувствуешь в Турции, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, свободно объясняешься с киргизами», - заявил он.

По его мнению, нужно пропагандировать изучение татарского языка в школах, чтобы уроки позитивно воспринимались. При этом лучше сохранить их, как обязательные.

«Обязательным у нас является только один язык, здесь наш президент прав, я с ним соглашусь. Но объясните, почему изучать татарский язык - модно, престижно, классно, открывает мир. Мне кажется, нужно двигаться в этом направлении, а не просто вводить регламент. Давайте согласимся с президентом, чтобы государственный язык был обязательным. А с остальными языками - давайте сумеем их продать, как говорят в современном мире. Я бы лично с удовольствием выучил татарский язык, по крайней мере на уровне понимания, если бы в Москве были бы доступные курсы», - сказал Шевченко.

Напомним, что за несколько дней до совета в Йошкар-Оле - 11 июля - Госсовет РТ принял поправки, ужесточающие ответственность за отсутствие на учреждений и организаций информации на татарском языке. Муниципалитеты получили право выписывать за это штрафы. В тот же день татарстанские депутаты приняли решение обратиться к Путину по вопросу подписания нового договора о разграничении полномочий. Они попросили сохранить институт президентства в республике и создать комиссию по решению правовых вопросов (каких именно не уточнялось). Комментируя текст послания, один из депутатов - Марат Галеев - вспомнил об Белого Дома в Москве в 1993 году. Так, по его словам, решался вопрос о будущем страны.

Глава Вcемирного форума татарской молодежи Табриз Яруллин назвал проблему вокруг изучения татарского языка "надуманной". По его словам, согласно проведенному Институтом истории АН РТ исследованию, около 70% взрослого населения Татарстана выступают за изучение национального языка.

"Чем моложе респонденты, тем охотнее они изучали бы и знали татарский язык. Молодое поколение выступает более толерантным к татарской культуре. Я думаю, что такая проблема у нас надуманная, и мы уже пришли к какому-то консенсусу - надо говорить не о том, чтобы вообще не изучать, надо заниматься тем, чтобы уроки татарского стали максимально коммуникативными, чтобы изучение языка стало бы интересным и увлекательным", - сказал Ярулллин.

По мнению лидера русского национального движения в РТ Михаила Щеглова , президент России, в первую очередь, адресовал свои слова к властям Татарстана. По его мнению, руководство региона должно принять меры и исправить сложившуюся ситуацию, не дожидаясь кадровых решений от федерального центра.

"Я очень надеюсь, как председатель общества русской культуры... Я 10 лет почти физически ощущаю боль родителей, которые не знают, как им избавиться от этого ненавистного предмета "татарский язык": делают вид, что учатся, а сверху идет агрессия - от директорского корпуса, чиновничьего образовательного корпуса", - говорит Щеглов.

Общественный деятель назвал ложью заявление властей региона о том, что по вопросу изучения татарского языка в республике удалось достичь консенсуса. Национальный язык, уверен Щеглов, насаждали и насаждают.

"Национальные языки подлежат сохранению в среде их естественных носителей, а не искуственных, суррогатных. Пусть татары учат свой язык, хранят его и отвечают за него перед потомками, но не насаждают его через административное давление", - сказал Щеглов.


Сюжеты:

Проект Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ, разработанный при участии Института русского языка РАН, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и др., обсудили и осудили вчера на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ.

Актуальность изучения русского языка и литературы не вызывает никаких сомнений… Однако в республиках и областях, где действуют национальные школы, проект вызвал немало вопросов, - начал председатель комитета Разиль Валеев.

Вопросов оказалось так много, что вначале их направил спикеру Госдумы РФ, руководителю рабочей группы по подготовке концепции Сергею Нарышкину Рустам Минниханов, затем к нему же обратился Фарид Мухаметшин, а глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов пожаловался на «отдельные положения проекта концепции» в аналитическое управление Госдумы РФ.

Народ также концептуально взволнован. Как сообщил замминистра образования и науки РТ Ильдар Мухаметов, «в республике идет широкое общественное обсуждение проекта».

Правда, единственным известным примером этого «широкого общественного обсуждения» стало проведение 27 ноября круглого стола в Госсовете РТ. А конкретное содержание обращений президента и спикера парламента Татарстана к спикеру федерального парламента по вопросам языкознания остается тайной. Ни журналистам, ни даже большинству депутатов их не показывают…

Впрочем, неофициально Разиль Валеев рассказал, что пресловутые «вопросы» (а точнее, решительные возражения), изложенные в обращениях к Сергею Нарышкину, касаются 3-го раздела концепции «Особенности преподавания русского языка как неродного». Одно его положение татарстанские власти просят изменить, а несколько – вообще вычеркнуть.

Взять, например, пассаж концепции о тех школьниках «в многонациональных регионах», у которых в семье не говорят по-русски и которые, естественно, вследствие этого усваивают язык, на котором говорят в семье, раньше, чем русский. «В этих условиях, - говорится в проекте концепции, - уровень владения русским языком к началу систематического обучения, как правило, ниже уровня владения родным языком».

Это логичное допущение, похоже, показалось в Татарстане обидным, и его предложено переписать. Ну как-нибудь в том смысле, что если любой гасконец – с детства академик, то любой татарин – с рождения билингв, одинаково безукоризненно владеющий двумя госязыками…

А вот некоторым другим положениям в Концепции преподавания русского языка и литературы вообще не место, считают власти Татарстана. В частности, норме, что «Основной госэкзамен и итоговая госаттестация предусмотрены только на русском языке, программы высшего образования также реализуются только на русском языке»… И утверждению: то, что сегодня «более 4 тысяч школ России дают образование не на русском языке», создает «предпосылки для ограничения части граждан РФ в правах на продолжение образования» в вузах и «при трудоустройстве на позиции высокого уровня квалификации»…

И уж конечно, абсолютно неприемлемым для татарстанских властей является вывод, что игнорирование проблемы недостаточного знания русского языка выпускниками национальных школ «приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности». Казалось бы, страшно так, что страшнее уже и быть не может… Но оказывается, может.

Самый страшный пункт: «Необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур», - зачитал Разиль Валеев. – Это напрямую противоречит Конституции РФ, закону о языках РФ! Потому что там говорится, что любой гражданин РФ имеет право получать образование на родном языке!

Дословно это право сформулировано в Конституции РФ все же несколько иначе: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»… Но в главном г-н Валеев был, безусловно, прав: в злосчастном пункте, несмотря на реверанс в сторону «родных языков и культур», отчетливо просматривается недальний конец любимого детища официального Татарстана – национальных школ с преподаванием большинства предметов на татарском языке.

Наши депутаты не могут с этим согласиться, - сказал Разиль Валеев.

В принципе, тема обучения на русском языке – это не предмет этой концепции, - сделал смелое заявление замминистра Ильдар Мухаметов.- Если бы она говорила только о преподавании русского языка и литературы, этого было бы достаточно… К сожалению, разработчики настаивают сохранить в концепции обучение на русском языке. В этом вопросе нас не услышали.

Мы, разумеется, против великого русского языка ничего не имеем, - заверил председатель комитета Госсовета, - наоборот, поддерживаем… Я вот во время круглого стола в Госсовете вышел с предложением: если такая Концепция преподавания русского языка и литературы будет приниматься, то для сохранения межнациональной стабильности в нашей республике… вернее, в Российской Федерации… необходимо принять и Концепцию преподавания национальных языков и литератур! Чтобы баланс сохранить!

То есть если первая концепция предусматривает изучение основных предметов на русском языке для всех школьников России без различия их национальной принадлежности, то вторая концепция в качестве адекватного ответа, должно быть, будет предусматривать изучение основных предметов на национальных языках для всех школьников России без различия их национальной принадлежности…

Пока корреспондент «Вечерней Казани» пыталась представить такую конструкцию в действии и при этом сохранить баланс хотя бы собственного рассудка, депутат и гендиректор телекомпании «Новый век» Ильшат Аминов предложил «называть вещи своими именами», а также «жестко выразить свою позицию, не прибегая к дипломатическим уловкам»:

Это концепция по уничтожению национального образования в России! В ней всего два пункта, которые все объясняют. Первый – что есть четыре тысячи национальных школ, которые якобы мешают этой стране жить нормально… И вторая – что необходимо создать единую систему обучения русскому языку с обязательным изучением основных предметов на русском языке! Мы это проходили, я учился в школе, когда было два урока татарского языка, один – нулевой, а второй – вместо физкультуры… Вот так мы и учили татарский язык!

На сегодняшний день дети уже не противятся изучению татарского языка, - доложила об успехах, достигнутых за годы, когда в школах стало по шесть уроков татарского в неделю, депутат и директор 102-й казанской гимназии Ирина Бакова. – Естественно, эту концепцию в таком виде принимать нельзя… А предполагает ли она увеличение количества часов русского языка и литературы?..

Увеличение количества часов не предполагается, - ответил замминистра образования и науки РТ.

Это, - оценил последствия принятия проекта концепции депутат и председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, - возвращает нас к 90-м годам, когда люди вышли на улицы тысячами! Эта толпа, безудержная толпа, – она требовала равенства!.. Видимо, авторы этой концепции абсолютно не понимают жизни регионов, плохо изучили…

Это напоминание выглядело плохо скрытой угрозой.

Депутат и президент АН РТ Мякзюм Салахов в свою очередь попытался переключить внимание коллег с улиц на по-настоящему бессмысленные проявления унификационных стремлений федеральной власти: «В советское время диссертации по татарской филологии писали на татарском – сейчас запретили! Ну как можно диссертацию по татарской грамматике писать полностью на русском?!.».

Но большого успеха такой рациональный подход к критике нацполитики Москвы в этой аудитории не имел. Замминистра культуры РТ Эльвира Камалова вернула всех к мысли о пагубности отказа от преподавания основных школьных предметов на татарском языке, объяснив, что в этом случае татарстанцы перестанут понимать творчество, например, Баки Урманче - художника и скульптора…

В общем, депутаты были уже, кажется, готовы к радикальным мерам – например, принять и отправить еще одно обращение… Но Разиль Валеев предложил подождать: может, они там, в Москве, еще как-то образумятся и прислушаются к нашим людям в рабочей группе по подготовке концепции. «Еще 8 дней есть», - подсчитал г-н Валеев время, оставшееся до сессии Госсовета РТ, когда, вероятно, и будет решаться, быть ли радикальным мерам, и если да, то каким…