Поминание всевышнего. Достоинства поминания всевышнего аллаха. Обращение к Нему

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Важность темы «Поминание Аллаха»

Поистине, тема «Поминание Аллаха Всемогущего и Великого» связана с самыми важными делами, самыми почетными, самыми наивеличайшими, самыми достойными из них, к которым нужно уделять внимание и проявлять заботу.
А это в свою очередь связано с «Поминанием Всевышнего Аллаха», поминание Господа Небес и Земли, Господа всех миров, поминание Творца творений, Создателя всех людей, поминание Аллаха, положение Которого величественно, власть Которого безгранична, имена Которого благословенны, поминание:

الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ

Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.

هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاء الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый. (Сура аль-Хашр, аяты 23-24)

Поистине, поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен, это самое лучшее дело, на которое человек может уделить свое время, использовать свою силу и провести свободные часы своей жизни.
С поминанием Аллаха, Велик Он и Возвышен, смягчаются сердца верующих, успокаиваются их души, увеличивается их убежденность и вера.
Поминание Аллаха – это признак счастья человека, путь к успеху в этом мире и в мире вечном.
Более этого, путем поминания Аллаха, человек приобретает все благо, счастье, спокойствие, радость и отдых, как в этой жизни, так и в загробной.
Более этого, все постановления шариата, повеления были узаконены только для того, чтобы претворить в жизнь поминание Аллаха. Всевышний Аллах узаконил Своим рабам молитву, пост, Хадж, и другие повеления только для того, чтобы они поминали Его.

И поэтому сообщается в хадисе, где один мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Какой джихад является величайшим своей наградой?» На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». Затем он спросил: «Кто из постящихся самый лучший в своей награде?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Тот, который больше всего поминал Всевышнего Аллаха». Затем тот мужчина таким же образом спрашивал про молитву, закят, хадж, садакъа (милостыню). На все эти вопросы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отвечал: «Тот, в котором больше всего поминается Всевышний Аллах». После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «О, Абу Хафс! Унесли все благо поминающие Аллаха». На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да!». Приводит Ахмад 15614, ат-Табарани в «ад-Ду’а» 1887. В этом хадисе присутствует передатчик по имени Зибан ибн Фаид, по причине которого хадис является слабым. Однако, существует хадис мурсаль сахих, подтверждающий его, который приводит Ибн аль-Мубарак в своей книге «аз-Зухд» 1429.
Те, кто часто поминают Всевышнего Аллаха, заслуживают великих наград, знатной степени и возвышенных мест в Раю.
Поминание Аллаха является тем, посредством чего оживают, находят покой и укрепляются сердца на вере, развивается разум. Также поминание Аллаха является причиной того, что человек удостаивается великих наград, всяческих благ этого и того света, сосчитать которые не сможет никто, кроме Всевышнего Аллаха.
И по этой причине тема «Поминание Всевышнего Аллаха» является самой важной, самой достойной темой, которой уделяется особое внимание и забота.

Хадис «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха»

В одном из хадисов пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: См. «аль-Муснад» 17698, ат-Тирмизи 3375, ибн Маджах 3793, аль-Хаким 1/672. Достоверность хадиса подтвердил ‘АбдуЛлах ибн Буср, да будет доволен им Аллах. Шейх аль-Альбани сказал в «Сахих аль-Джами’» 7700: «Сахих».
Причина этого хадиса это то, что рассказывал ‘Абдуллах бин Буср, что один из мужчин сказал: «О, посланник Аллаха! Предписаний шариата для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». В другой версии данного хадиса говорится: «Предписаний шариата слишком много для нас. Оповести же нас об источнике, который обобщил бы все это и за который бы мы крепко держались».
Так он просил от пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Предписаний шариата стало слишком много для меня» , т.е. «стали многочисленными для меня. И по этой причине я желаю, чтобы ты указал мне на какой-либо источник блага, который обобщил все это и за который бы я крепко держался».
На это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха».
Этот спрашивающий желал обобщенный источник для всего блага, за который бы он крепко держался. И указал ему правдивейший советчик, мир ему и благословение Аллаха, на поминание Аллаха, Велик Он и Возвышен.

Поразмысли, о, читатель, над тем, на что указал пророк, мир ему и благословение Аллаха, этому мужчине, которому предписания шариата стали многочисленны, счет которых увеличился для него, и стали разнообразными. И он желал какого-то дело, которое обобщило бы все это, и он держался бы крепко этого. Дело, посредством которого он достиг бы счастья, получил бы блага обоих миров. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал ему на самое обильное (по вознаграждению) дело из дел, постоянное совершение которых является легким для человека, и не требует много сил на выполнения их. Результатом этого дела являются великие награды, многочисленные блага, которые не могут быть достигнуты посредством чего-либо другого.

Поминание Аллаха является самым легким и обильным (по вознаграждению) деянием

Ученые говорят: «Поистине, если поминание Аллаха учащается и становится все больше, то оно все равно остается самым легким и обильным делом, совершение которого не требует большого усердия. Потому что движение языка при поминании Милостивого не является тяжелым для человека, и не утруждает его. И не почувствует поминающий Аллаха усталости и напряженности. Однако, наоборот, с поминанием Аллаха наступает спокойствие, отдых и покой для сердца. И таким образом, осуществляются для человека причины, приводящие к счастью».
Когда дела языка сочетается с делами органов, например, как молитва, отправление в мечеть, совершение омовение, Хадж, пост и другие подобные дела, то в этих делах могут быть некоторые трудности. И эти трудности могут быть относительны от человека к человеку.
А то, что касается поминания Аллаха, то его могут совершать все люди, как малый, так и старый, как здоровый, так и больной, как мужчина, так и женщина, без каких либо затруднений. Человек, двигая языком, может быть прославляющим Аллаха, благодарящим, поминающим, восхваляющим Его, и при этом он не почувствует какого-либо затруднения и усталости. А наоборот, он приобретет множество наград и благ, как в этой жизни, так и в жизни вечной, которые никто не в состоянии сосчитать, кроме Всевышнего Аллаха.

И поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два слова легкие для языка».
Обратите внимание на то, с чего начал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Два слова легкие для языка» , которое указывает на облегченность, обильность и легкость дела, и оно не принесет никакого утомления и затруднения тому, кто его совершает.
Однако, что затем сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха? «Тяжелые на весах (посредством которых будут взвешиваться дела людей в Судный день), любимые для Милостивого» . См. аль-Бухари 6406, 6682, 7564, Муслим 2694. Этот хадис сообщается от Абу Хурейры.
Эти два слова « Пречист Аллах и хвала Ему, Пречист Аллах Великий» («Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым») имеют большое значение перед Аллахом, они легки и красивы, приятны для восприятия, однако тяжелые на весах, и любимы для Милостивого, Пречист Он и Возвышен.
Сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет: «Пречист Аллах и хвала Ему» («Субхана-Ллахи уа ба-хамди-хи») сто раз, то простятся ему грехи, даже если их количество будет подобно пене морской». Ахмад 8873, ат-Тирмизи 3466, Ибн Маджах 3812, ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный».

Поминание Аллаха является легким для языка того, кого Аллах поддержал и помог своим содействием (ат-тауфикъ).
Тот же, кого Аллах оставил без помощи, то поминание Аллаха является тягостным для него, и затруднительным, и он не в состоянии поминать Аллаха. Он находит в этом трудность и утомление, и может даже у него появляется беспокойство, скука и отвращение к поминанию Всевышнего Аллаха. Все это признаки того, что Аллах оставил этого человека без помощи, и указание на то, что он лишен какого-либо добра. И мы прибегаем к Аллаху от всего этого.

Поминание Аллаха является легким для языка, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал спрашивающему на это, сказав: «Пусть не перестает быть влажным твой язык от поминания Аллаха Всемогущего и Великого».
И побудил пророк, мир ему и благословение Аллаха, уделять внимание поминанию Аллаха. И в этом указание на важность этого дела, и величие места этого дела у Всевышнего Аллаха. Поминание Аллаха является источником, объединяющим все блага. Поэтому каждому мусульманину следует крепко держаться этого, проявлять упорство в совершении этого дела, и быть из числа частопоминающих Всевышнего Аллаха.
Если же мы приведем наряду с этим хадисом другие подобные хадисы, контексты с Курана, побуждающие человека к поминанию Аллаха, в которых упоминается достоинства поминания, великие награды, уготовленные Аллахом частопоминающим Его, огромные пользы, щедрые плоды, великие блага, как в этом, так и на том свете, какие последствия влечет за собой поминание Аллаха, то мы, непременно, найдем в этих контекстах множество указаний на важность этого повеления, на его высокую степень и великое положения у Всевышнего Аллаха.

Похвала в адрес книги «аль-Уабиль ас-Сайиб» («Благоприятный дождь»)

У шейха ибн аль-Къайима аль-Джаузия относительно этой темы есть единственное в своем роде послание, подобно которому никто не писал, насколько я знаю. Это великое послание, которое распространено среди обладателей знания и требующих знания. Шейх, да смилуется над ним Аллах, назвал его: «аль-Уабиль ас-Сайиб фи аль-Калими ат-Тайиб» , или «аль-Уабиль ас-Сайиб» , т.е. «Благоприятный дождь» .

Шейх говорит в этом послании: «Поминание Аллаха приносит больше, чем сто полезных плодов» . Затем он, да смилуется над ним Аллах, перечислил более семидесяти польз и плодов, которые приносит поминание Аллаха, как в этом мире, так и в мире вечном. Всего лишь одной из этих польз и плодов поминания Аллаха достаточно для того, чтобы побудить сердца, взбодрить души для выполнения высшего повиновения. Что же тогда можно сказать о том, если все эти пользы и плоды соберутся вместе (т.е. если человек на основе всех этих семидесяти польз и плодов начнет стремиться к Всевышнему Аллаху)?! Поэтому тот мусульманин, который начал читать эту книгу со спокойствием и размышлением, желая обрести благо и пользу от этого, начинает все чаще поминать Всевышнего Аллаха, и увеличивается его интерес относительно этого раздела религии.
Шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сосчитал пользы, извлекаемые из поминания Аллаха, объективно рассмотрел их, и длительно размышлял над тем, как это объяснить и разъяснить людям. Затем он собрал все эти пользы, и разделил их на главы в соответствии с разновидностями поминания Аллаха, без которых не обойдется ни один мусульманин. Не успев сделать мощный толчок, если можно так выразиться, к поминанию Всевышнего Аллаха, как перед мусульманином открываются новые двери к разным видам поминания Аллаха, на которые указывают Книга Аллаха и Сунна Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

И по этой причине я считаю, что каждому мусульманину следует отнестись с заботой и вниманием к этой книге. Пусть каждый отец позаботиться о приобретении этой книги, и преподнесении ее в качестве подарка своим детям, своей семье, родным и близким. И пусть подталкивает их к чтению этой книги. А также требующий знания пусть спешит приобрести ее и извлечь из нее как можно больше пользы. Также пусть она распространяется между мусульманами по причине того, что она содержит в себе великое благо и большое количество польз.
В данном послании («Фауаиду зикри-Ллях уа съамаратуху») я хотел бы кратко изложить несколько польз поминания Всевышнего Аллаха, которые упомянул шейх ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, с некоторыми дополнениями от меня.

Пользы, извлекаемые из поминания Аллаха:

Поминание Аллаха является источником жизни для сердец, без которого они просто умрут.

От Абу Мусы аль-Ашь’ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому» . Аль-Бухари 6407.
В другой версии хадиса Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дом, в котором поминается Аллах, и дом, в котором не поминается Аллах, подобен живому и мертвому». См. Муслим 779.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, уподобил поминающего Аллаха живому, а дом поминающего дому живого человека. А того, кто не поминает Всевышнего Аллаха, пророк, мир ему и благословение Аллаха, уподобил мертвому, а его дом — жилищу мертвого, т.е. могиле.
И поэтому в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в могилы!» . См. Муслим 780. Т.е. поминайте Всевышнего Аллаха в своих домах, совершайте молитвы, читайте слова Аллаха. Потому что дом, в котором не читается Куран, не поминается Аллах, и не совершается молитва, подобен могиле, которая является пристанищем для мертвых.
И по этой причине в хадисе от Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал совершать дополнительные молитвы дома: «Поистине, наилучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома, за исключением обязательных». См. аль-Бухари 731.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей к этому для того, чтобы их дома не превратились в могилы, т.е. в дома, в которых не поминается Аллах, не совершаются молитвы, не восхваляется Аллах, Пречист Он и Возвышен. Такие дома подобны могилам, жилищам мертвых.

А что же можно сказать о доме, в котором не поминается никто, кроме шайтана?! И не произносится в нем ничего, кроме музыки и звуков музыкальных инструментов?! И не поминается Всевышний Аллах?!
Этот дом наполнен музыкальными инструментами, предметами нечестия, приборами, посредством которых люди слушают различные виды лжи и многое другое. Такой дом является мертвым. Более этого такой дом является лишенным какого-либо блага, погубленным. Прибегаем к Аллаху от всего этого!
И не посещает этот дом никто, кроме шайтанов. А то, что касается ангелов, то они не заходят в подобные дома, которые являются пристанищем для шайтанов. И тем самым покидает благо этот дом, увеличивается в нем зло, постоянно происходят какие-то проблемы, учащаются несчастья, совершаются различные виды нечестия. Прибегаем к Аллаху от всего этого.
Всевышний Аллах сказал :

К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем

وَإِنَّهُمْ لَيَصُدُّونَهُمْ عَنِ السَّبِيلِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ

Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем. (Сура аз-Зухруф, аяты 36-37)

И поэтому является обязательным для верующих наставлять самих себя, а также остальных обитателей своих домов, чтобы они наполняли их поминанием Аллаха, чтением Курана, выстаиванием молитв, благими делами для того, чтобы их дома превратились в дома живых, и для поддержания жизни обитателей этих домов.
Поминание Аллаха, в действительности, является источником жизни для сердец, без которого умирают сердца.
Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, приводит от своего учителя шейху-ль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, замечательный пример поминанию Всевышнего Аллаха и состоянию сердца поминающего. Шейху-ль-Ислам ибн Таймия , да помилует его Аллах, говорит: «Поминание Аллаха для сердца верующего является подобно воде для рыбы. Каково же будет положение рыбы, если она лишится воды?» См. «аль-Уабиль ас-Сайиб» стр. 85.
Известно, что если вытащить рыбу из воды на небольшое время, то она погибнет. Также и сердце, если оно будет отдалено от поминания Аллаха, и не будет наполняться им, то оно умрет, и не будет проистекать в нем жизнь, и не оживится оно, кроме как посредством поминания Аллаха.
Поэтому Всевышний Аллах сказал : يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ

О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. (Сура аль-Анфаль, аят 24)

Всевышний Аллах во многих местах Курана называет откровения (уахьий) духом (рух, т.е. то, что дает жизнь сердцам). Например, слова Всевышнего : أَتَى أَمْرُ اللّهِ فَلاَ تَسْتَعْجِلُوهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

Веление Аллаха придет, и не пытайтесь это ускорить. Преславен Он и превыше того, что они приобщают в сотоварищи!

يُنَزِّلُ الْمَلآئِكَةَ بِالْرُّوحِ مِنْ أَمْرِهِ عَلَى مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ أَنْ أَنذِرُواْ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ أَنَاْ فَاتَّقُونِ

Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Бойтесь же Меня». (Сура ан-Нахль, аяты 1-2)

Также слова Всевышнего : وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُوراً نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا

Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. (Сура аш-Шура, аят 52)

Также Всевышний Аллах называет духом (рух) того, кто был ниспослан с откровением, а это Джибрииль, мир ему.
Всевышний Аллах говорит: نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ

Верный Дух (Джибрил) сошел с ним

عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ

на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает

بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

Оно ниспослано на ясном арабском языке. Сура аш-Шу’ара, аяты 193-195)

Таким образом, Джибрииль, мир ему, который снисходил с откровениями, назван духом (рух), и сами откровения названы духом (рух). Так как жизнь сердец не будет проистекать, кроме как посредством откровения и поминания Аллаха Всевышнего, без которого оно просто умрет, очерствеет, начнет поступать несправедливо, наполнится злом и нечестием. Прибегаем к Аллаху от всего этого!
А если же откровения достигают сердец и они наполняются поминанием Аллаха, учащается в них поминание Всевышнего, то увеличивается в этих сердцах благо, прибавляется в них праведность, распространяется в них добро и благословение (барака). И это одна из великих польз, извлекаемых из поминания Всевышнего Аллаха.

Поминание Аллаха прогоняет шайтана.

Т.е. поминание Аллаха отдаляет шайтана от человека. Поминая Всевышнего Аллаха, верующий находится в неприступной крепости и прочной защите. И шайтан не находит путей, чтобы подступить к нему.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах повелел Яхье ибн Закарии, мир ему, пять вещей, и чтобы он совершал деяния в соответствии с ними, и чтобы он повелел это бану Исраиль». В другом хадисе сообщается, что Закария сказал своему народу: «Поистине, мой Господь повелел мне выполнять пять вещей, и чтобы я повелел это вам». Затем упомянул о первой вещи, а это исповедание таухида (Единобожия) , затем выстаивание молитвы , затем раздавать садакъа (милостыню) , затем назвал пятую вещь, и это поминание Аллаха , и сказал, мир ему и благословение Аллаха: «И я приказываю вам часто поминать Всевышнего Аллаха. Поистине, поминающий Аллаха подобен человеку, которого преследует враг по его следам (т.е. гонится за ним для того, чтобы убить его, или же ограбить). Затем этот человек находит безопасное убежище, и укрывается в нем. И поистине, раб, который находится в поминании своего Господа, более защищен от козней шайтана, чем тот человек от своего врага». См. «аль-Муснад» 17175, ат-Тирмизи 2863, аль-Хаким 582, 203/1. Хадис от аль-Хариса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахиху аль-Джами’» 1724.
Тот, кто часто поминает Всевышнего Аллаха, находится в неприступной крепости, прочной защите, и не подступит к нему шайтан, и никогда не достигнет его.
Всевышний Аллах говорит: قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ

Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,

مَلِكِ النَّاسِ

Царя людей,

إِلَهِ النَّاسِ

Бога людей,

مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ

от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,

الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ

который наущает в груди людей,

مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ

от джиннов и людей. (Сура ан-Нас, аят 1-6)

«искусителя исчезающего (при поминании Аллаха)» — это описание шайтана.
Ибн ‘Аббас , да будет доволен им Аллах, говорил по поводу слов Всевышнего Аллаха «искусителя исчезающего при поминании Аллаха»: «Шайтан налегает на сердца сынов Адама. Если же человек забывает об этом, и проявляет беспечность к этому, то шайтан начинает подступать к нему, и наущать ему злые мысли. Если человек начинает поминать Аллаха, то шайтан отдаляется от него». Ат-Табари в своем «Тафсире» 24/754.
Если раб поминает своего Господа должным образом, то отдаляется от него шайтан, становится ничтожным подобно мухе, не остается рядом с этим человеком, а наоборот убегает от него. И поэтому поводу сообщается в хадисе от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Во время призыва на молитву шайтан разворачивается и начинает убегать, громко испуская газы». Аль-Бухари 607, Муслим 379. Из-за того, что ему ненавистно поминание Аллаха. Более этого оно причиняет ему мучения, тем самым прогоняет его от верующего раба. Он абсолютно не присутствует в местах поминания Всевышнего Аллаха.
А то, что касается верующего, то он в неприступной крепости и в прочной защите от шайтана, если того пожелает Аллах.
Если же человек проявит беспечность, то рядом с ним постоянно шайтаны, которые подталкивают его к делам, которые не приносят никакой пользы, и побуждают его совершать грехи. Как об этом было сказано Всевышним Аллахом : وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَاناً فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ

К тем, кто отвращается от по минания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (Сура аз-Зухруф, аят 36)

Т.е. будет неотлучно находиться возле такого человека, не покидая его.

И с этого аяте понимается обратное: если же человек поминает Всевышнего Аллаха, то отдаляется от него шайтан.
Поминание Аллаха является защитой от проклятого шайтана. Поэтому прекрасно поступил один из обладателей знания, который назвал свою книгу, в которой содержатся поминания Всевышнего Аллаха, «Неприступная крепость», или же «Крепость мусульманина», или что-то подобно этому. И это имя подходит этой книге. Так как поминание Аллаха является неприступной крепостью, крепостью мусульманина, убежищем, в котором находит защиту мусульманин, с дозволение Аллаха Всемогущего. Шайтан не находит путей к тому, кто находится в поминании Аллаха, в каком бы он положении не был. Если же ты поминаешь Всевышнего Аллаха во время еды (т.е. говоришь: «Би-сми-Ллях»), то отдаляется от тебя шайтан. Если же ты поминаешь Аллаха перед тем, как войти в дом, то отдаляется от тебя шайтан. И так во всех других делах, в которых будешь поминать Всевышнего Аллаха, шайтан не найдет к тебе подступа. Таким образом, ты будешь находиться под защитой от наущений шайтана, от его козней, от его зла, от его наущений, которые приводят к безумию, от высокомерия, к которому он побуждает, от пустых, порочных стихов и разговоров.
Это то, что касается одной из самых великих и важных польз, извлекаемых из поминания Аллаха.

Поминание Аллаха является причиной утешения сердец.

Всевышний Аллах говорит:

(Сура ар-Ра’д, аят 27)

Утешение сердца это его спокойствие, покой, радость, уход беспокойства, напряженности, раздраженности и различных бед, которые могут постигнуть его. Частопоминающие Всевышнего Аллаха обладают сердцами, которые нашли покой. Также их сердца являются счастливыми и переполненными радостью и спокойствием во всех состояниях. И это не только в благополучии и преуспевании, а во всех положениях верующего без исключения. Ты можешь найти его со спокойным сердцем, как в трудностях, так и в благосостоянии, в несчастье и благополучии, в богатстве и бедности, во время здоровья и болезни, не постигает его беспокойство и напряженность, и не бывает в нем раздраженности и какой-либо тревоги. Однако ты находишь его спокойным, приобретшим покой и облегчение во всех его положениях и делах. Сообщается, что Яхья Сухайб бин Синан сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”. Муслим, 2999.
Верующий постоянно находится в покое, его сердце спокойно, невозмутимо, его грудь раскрыта, переполнена радостью. Всего этого верующий удостаивается за счет поминания Всевышнего Аллаха и непрерывного пребывания в этом, впоследствии чего приобретает утешение: الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (Сура ар-Ра’д, аят 27)

Их сердца (т.е. верующих) утешаются не иначе как при поминании Всевышнего Аллаха. Поистине они поминают Аллаха во всех своих положениях: الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ

которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку. (Сура Али ‘Имран, аят 191)

Т.е. во всех своих положениях, будучи дома или в пути, сидя, стоя или в движении, и во всех своих делах поминают Всевышнего Аллаха. Таким образом, они достигают утешения сердца:

أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? (Сура ар-Ра’д, аят 27)

Поминание Аллаха растапливает очерствевшее сердце

Сердце черствеет по причине совершенных грехов и упущений относительно подчинения Аллаху, и т.п. И нет какой-либо вещи подобно поминанию Всевышнего Аллаха, которая бы растопила черствость сердца. И нет какой-либо вещи подобно беспечности по отношению к поминанию Аллаха, по причине которой сердце начинает черстветь. Всевышний Аллах говорит: أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ

Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? (Сура аль-Хадид, аят 16)

Причиной черствости сердца, как на это указывает данный аят, является отсутствие поминания в нем продолжительное время и отдаленность от выполнения приказов Всевышнего Аллаха. Если же верующий не поминает своего Господа продолжительное время, то его сердце настигает черствость. И не исчезнет оно, пока он снова не станет поминать Всевышнего Аллаха и не вернется к Нему.
Всевышний Аллах говорит :اعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا قَدْ بَيَّنَّا لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ

Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти. Мы уже разъяснили вам знамения, – может быть, вы уразумеете. (Сура аль-Хадид, аят 17)

«оживляет землю после ее смерти» т.е. подобно тому, как Всевышний Аллах оживляет землю после ее смерти водой и дождем, Он оживляет мертвые сердца посредством откровений и поминания Его. Если же человек поминает своего Господа, то его сердце оживает и покидает его черствость.
Передается, что один мужчина подошел к имаму аль-Хасану аль-Басрий, да смилуется над ним Аллах, и сказал: «О, абу Са’ид! Я жалуюсь тебе на черствость моего сердца?!» Тогда он ответил: «Растопи его поминанием Аллаха». См. «аль-Уабиль ас-Съайиб» стр. 142.
Т.е. растопи ту черствость, которая в сердце, посредством поминания Аллаха. Так как поминание Всевышнего устраняет черствость, которая может овладеть сердцем, смягчает сердце, успокаивает его и утешает, как об этом было сказано ранее.

Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах

Также из польз, извлекаемых из поминания Аллаха, которое приносит рабу Аллаха великую пользу, большие плоды и высокое положение, это то, что когда верующий поминает Аллаха, то его поминает Аллах. Так как воздаяние подобно совершенному делу.
Всевышний Аллах говорит: هَلْ جَزَاء الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ

Воздают ли за добро иначе, чем добром? (Сура ар-Рахман, аят 60)

Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах. Тот же, кто забыл Аллаха, того забыл Аллах.

Всевышний Аллах говорит: نَسُواْ اللّهَ فَنَسِيَهُمْ

Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. (Сура ат-Тауба, аят 67)

Также Всевышний говорит: جَزَاء وِفَاقاً

Также Всевышний Аллах говорит: ثُمَّ كَانَ عَاقِبَةَ الَّذِينَ أَسَاؤُوا السُّوأَى

Концом тех, кто творил зло, стало зло. (Сура ар-Рум, аят 10)

Итак, воздаяние подобно совершенному делу. Тот, кто поминает Аллаха, того поминает Аллах.
Всевышний Аллах говорит : فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ

Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. (Сура аль-Бакъара, аят 152)

Сообщается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передавая слова Всевышнего сказал: «Если Мой раб вспомнит обо Мне про себя, Я вспомню о нем про себя. Если он вспомнит Меня в обществе, Я вспомню его в обществе, которое лучше его общества». См. аль-Бухари 7405, Муслим 2675.
Какое же воздаяние, вознаграждение может быть лучше этого?! Какое же положение раба перед своим Господом может быть выше, чем это?! Поминая Аллаха, ты удостаиваешься того, что Аллах поминает тебя в наивысшем обществе (т.е. ангелы). Он поминает тебя, и при этом Он не нуждается в тебе. А ты поминаешь Его, будучи нуждающимся в Нем, ощущая потребность в Его милости.
Он поминает тебя в наивысшем обществе. При этом Он не пользуется твоим поминанием о Нем. Твое поминание о Нем не прибавит к Его владениям ничего, а твое забвение о Нем не убавит ничего из Его владений. И поэтому Всевышний Аллах сказал в хадисе аль-Къудси, который передается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: См. Муслим 2577.
Всевышнему Аллаху не приносит пользы подчинение подчиняющихся, и не приносит вреда ослушания грешников, и не прибавляет к Его владению ничего поминание поминающих, и не убавляет ничего из Его владений беспечность тех, кто впал в нее. Однако это является милостью и добротой по отношению к Своим рабам. Он поминает в наивысшем обществе того, кто поминает его при людях. Тот, кто поминает Аллаха про себя, того Аллах поминает про Себя. Тот же, кто поминает Его в обществе, того Аллах поминает в обществе, которое лучше его общества.
Сообщается, что Му’ауя, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к группе своих сподвижников и сказал им: «Что побудило вас собраться здесь?» Они ответили:«Мы сидим здесь для того, чтобы поминать Аллаха, и восхвалять Его за то, что Он привел нас к Исламу и даровал нам его». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянетесь ли вы Аллахом, что вы сидите здесь не иначе как для этого?» они сказали: «Клянемся Аллахом! Нас побудило только это». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я попросил вас поклясться не из-за того, что я сомневаюсь в вас. Однако ко мне явился Джибрийль и сказал, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, хвалится вами перед ангелами». См. Муслим 2701.
Т.е. Всевышний Аллах хвалится поминающими Его перед ангелами, говоря: «Посмотрите на Моих рабов! Они собрались для того, чтобы поминать Меня. Они собрались, чтобы воздать благодарность Мне. Они собрались, чтобы восхвалить Меня».
И поэтому в другом хадисе, который передается от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В каком бы доме из домов Аллаха не собрались люди для чтения Книги Аллаха и обучения ее между собой, кроме как на них нисходит спокойствие и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах средь тех, кто пребывает пред Ним» См. Муслим 2699.
Поминание Аллахом Своего раба и является тем высоким положением, возвышенной степенью, которую приобретает частопоминающий Аллаха.
Так как привязанность душ к этой мирской жизни больше, а стремление к ней велики. Поистине, если одному человеку скажут: «Если ты совершишь такое-то действие, или выполнишь такое-то дело, то такой-то правитель упомянет о тебе так-то, или же такой-то начальник упомянет о тебе так-то, и будет хвалить тебя перед знатными людьми», то ты его найдешь веселым, оживленным. Однако то, что касается поминания Аллаха, посредством которого мы удостаиваемся поминание Аллаха о нас, то в этом мы допускаем слабость и не проявляем какой-либо активности. И это является одним из наших упущений, нерадивости, слабости, небрежности и не проявляем по отношению к этому делу должного внимания и заботы. (Сура аль-Ахзаб, аяты 41-43)

То, что касается благословения Аллаха, то это похвала Аллаха среди Высшего Сонма, как об этом говорилось ранее.
То, что касается благословения ангелов, то это их мольба о прощении этого раба. Каждый раз как раб увеличивает свой иман (веру), и все чаще поминает Всевышнего Аллаха, и все сильнее следует добру, увеличиваются тем самым мольбы ангелов.
Всевышний Аллах говорит: الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَيْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْماً فَاغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُوا وَاتَّبَعُوا سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ

Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду.

رَبَّنَا وَأَدْخِلْهُمْ جَنَّاتِ عَدْنٍ الَّتِي وَعَدتَّهُم وَمَن صَلَحَ مِنْ آبَائِهِمْ وَأَزْوَاجِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ إِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый.

وَقِهِمُ السَّيِّئَاتِ وَمَن تَقِ السَّيِّئَاتِ يَوْمَئِذٍ فَقَدْ رَحِمْتَهُ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние». (Сура Гъафир, аяты 7-9)

Эта длинная, великая и благословенная мольба ангелов за верующих рабов Аллаха, которые часто поминают Его, подчиняются Ему и выполняют приказы, будучи покорными в этом.
И здесь может возникнуть вопрос: «Что побудило этих ангелов проявить сочувствие по отношению к верующим и быть в таком положении (продолжительно произносить мольбу за верующего), несмотря на то, что род ангелов отличается от человеческого рода!?» Род ангелов совсем другой. Они созданы из света, а человек создан из земли. Их рода различны. И не смотря на это, Всевышний Аллах упомянул ангелов вместе с верующими.
Причиной же этому является крепкая, прочная связь между ангелами и верующими, а это вера в Аллаха.
Всевышний Аллах говорит: الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ

Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него. (Сура Гъафир, аят 7)

Вот она эта связь: прославление хвалой Аллаха и вера в Него.
И с каждым разом, когда верующий все чаще поминает Аллаха, восхваляет Его, и укрепляет свою веру, увеличиваются мольбы ангелов за него, их испрашивания для него прощения Аллаха, тауфикъа (содействия Аллаха), счастья, Рая и спасения от Огня, и остальное, что было упомянуто в благородном аяте.

Поминание Аллаха оберегает от грехов, совершаемых языком.

Ученые говорят: «Поистине язык создан только для того, чтобы разговаривать посредством него. Если же мусульманин не говорит благое, а самое благое что может быть это поминание Аллаха, то он говорит о плохом, порочном. Поэтому тот, чей язык является сухим по отношению к поминанию Аллаха, погружается во все виды порочности, совершаемые языком: поклеп, клевета, издевательство, насмешка, ложь, говорить непристойности и т.д. Прибегаем к Аллаху от всего этого. Если язык сух относительно поминания Аллаха, то он склоняется ко лжи. Если же язык занят поминанием Аллаха, то он отдаляется от того, чтобы произносить ложь. Поэтому ничто так не охраняет и не защищает язык от всего порочного, подобно поминанию Аллаха. Поминание Аллаха охраняет язык человека, и оберегает его от совершения им поклепа, клеветы, издевательства, насмешки и т.п.».
Это является великой пользой, которую извлекает человек из поминания Аллаха Всемогущего.

Поминание Аллаха является признаком любви поминающего к Всевышнему Аллаху.

Некоторые ученые сказали: «Признак любви к Аллаху это частое поминание о Нем. Так как человек любит часто упоминать то, что он любит».

Заключение

Мы упомянули в этом послании только некоторые пользы, которые извлекает верующий, поминая Всевышнего Аллаха.
Когда же ты будешь читать книгу «аль-Уабиль ас-Съайиб» («Благоприятный дождь»), то найдешь, что я значительно сократил ее, и упомянул лишь малое количество из многочисленных, великих, и разнообразных польз поминания Аллаха. И как же прекрасно пространно изложил и отлично разъяснил их выдающийся ученый ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах.
И поэтому вернемся к тому, о чем мы говорили в начале данного труда. Я призываю к приобретению этой книги («аль-Уабиль ас-Съайиб»), распространению ее, к побуждению детей, жен, дочерей, родных и близких к ее чтению. Все это для того, чтобы они достигли огромного блага, великой награды, защиты и сохранности, и многие другие пользы, извлекаемые из поминания Всевышнего Аллаха, о которых мы вкратце упомянули.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас из числа частопоминающих Его, сердца которых утешаются посредством Его благородных откровений и в сердцах которых всегда царит жизнь. И да убережет нас Аллах от того, чтобы наши сердца очерствели, по причине нашей небрежности к поминанию Всевышнего. Прошу Его Одного, чтобы Он укрепил на истине тех, кто стремится к Нему должным образом, и вывел из мрака невежества, нечестия и порочности тех, кто отклонился в сторону от пути, который ведет прямо к Нему.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Богословы считают, что лучше поминать Всевышнего произношением слова «Аллах», ибо это является Его самым большим именем, вобравшим в себя достоинства смыслов и сифатов всех остальных имён. Они утверждают, что Всевышний сказал: «Вы поминайте Меня произношением "Аллаh"». Многие же говорят, что это сказано о поминании произношением «Ля иляhа илля ллаh», в нём тоже есть имя «Аллаh».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самое ценное и достойное, что сказали я и предшествовавшие мне Пророки, – это фраза: "Ля иляhа илля ллаh"». «Между рабом, после произношения "Ля иляhа илля ллаh" и Всевышним не существует завес», – сказал Пророк (мир ему и благословение). Всевышний сказал, что фраза «Ля иляhа илля ллаh» является Его двором, и тот, кто вступит в него, будет защищён от Его кары.

«Тот, кто семьдесят тысяч раз произнесёт "Ля иляhа илля ллаh", будет спасён от огня Ада» – сказал Пророк (мир ему и благословение). Сказано, что эта фраза имеет очень много скрытых мудростей, чудес и способностей. Одна из них – очищение сердец. Этот вид зикра подобен абразиву, очищающему ржавчину и грязь, а другие поминания подобны мылу.

Из скрытых мудростей этого зикра является то, что все его буквы выговариваются из нутра человека (значит, произносится он от души, от сердца в согласии с языком). О том, что эта формула имеет огромное значение для Него, Всевышний сказал Посланнику (мир ему и благословение) (смысл): «Поистине нет божества, кроме Аллаха». Но Пророк (мир ему и благословение) знал, что не существует другого божества, кроме одного лишь Аллаха, значит, смысл сказанного сводится к следующему: «Ты держись, Мухаммад, того, что знаешь, и не сбивайся с этого».

Алимы по тавхиду (Единобожие) досконально передают, что смысл фразы «Ля иляhа илля ллаh» при малом числе букв объединяет в себе всё, что свойственно Всевышнему, доходит до того, что можно придать и не придать Ему. Произношение её вместе с «Мухаммадун расуллуллаh» способствует познанию Ислама в сердце раба.

Шариат не принимает Ислам ни одного человека иначе как произношением формулы шахадата, в которую входят и эти обе фразы. Поэтому разумному человеку лучше произносить её побольше, при этом сохраняя Аллаха в сердце. Тогда он увидит бесчисленные тайные чудеса этих слов (иншааллах).

Достоинства формулы «Ля иляhа илля ллаh» перечислены в Коране, в хадисах. Одно из них: «Если тот, кто хотя бы один раз в жизни от всего сердца произнесёт «Ля иляhа илля ллаh Мухаммадун расулуллаh» и умрёт в этом утверждении, не является безбожником, и он войдёт в Рай».

Воздаяние за зикр

Условия для получения большего воздаяния за произношение «Ла илаха илла ллах»:

1. Произнесение после «Ля иляhа илля ллаh» «Мухаммадун расулуллаh». Пророк Хизри (мир ему) научил этому Абдулхалика Гуждувани (да будет доволен им Аллах). Хизри (мир ему) от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) перевёл так: «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) не произносил никогда «Ля иляhа илля ллаh» без последующего «Мухаммадун расулуллаh».

Но некоторые после «Ля иляhа илля ллаh» не произносят «Мухаммадун расулуллаh». Другие останавливаются на чётном числе своего зикра и произносят. Третьи произносят в конце своего зикра. Все три варианта допустимы. Если и не произносить вслух, то очень желательно держать это в уме. По учению Гуждувани (да будет доволен им Аллах), тот, кто языком или сердцем произносит «Ля иляhа илля ллаh», должен быть отрешённым от всего, кроме Аллаха. Надо стараться всё время мыслить об Аллахе, иметь хузур. Если это невозможно, всё равно нельзя перестать поминать Всевышнего. Человек, находящийся в забытье, при многократном поминании Всевышнего, по Его воле может достичь степени хузура.

2. Самое малое для хузура – это иметь постоянную мысль о том, что он находится в поминании Аллаха. Его совершенство заключается в подчинении Аллаху, самоуничижении, расширении сердца для поминания Аллаха, отвлечении от всего, кроме Аллаха и постоянном осознании смысла того, что произносит.

3. Фразу «Ля иляhа илля ллаh» нужно произносить как есть, не добавляя букв.

От произнесения этой фразы с изменениями нет никакого воздаяния. Нельзя делать паузу между «ла илаhа» и «илла ллаh». Также нельзя растягивать первую букву «м» при «Мухаммад», растягивать «х». Эти же требования предъявляются к такбиру в праздничные дни «Аллаhу Акбар валиллаhил хамд».

Образование круга (халка) при зикре

Образование круга при собрании людей для поминания Аллаха принято Шариатом, достоинство которого приведено в хадисах. Во времена, когда халифатом правил Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах), Сподвижники, по совершении послеобеденного намаза, собирались вместе в круг на поминание Аллаха вслух. Если некоторые из них произносили зикр тихо, Умар (да будет доволен им Аллах) посылал к ним человека, чтобы они повышали голос. В хадисе сказано: «Тех, кто собрались для зикра, не желая ничего кроме лика Аллаха, извещают голосом с небес: «Вы с этого маджлиса станете безгрешными. Я ваши плохие дела обратил в хорошие». В другом хадисе сказано: «В поисках тех, кто собрался для поминания Аллаха, ангелы обходят землю, и, когда они находят их, садятся в круг за кругом людей и молят Всевышнего о прощении их грехов». При зикре желательно, чтобы был один ведущий, чтобы он звучал в унисон, также необходимо иметь заканчивающего его (вслух), будь это тот, кто начал, или другой.

Одно из самых важных достоинств поминания Аллаха заключается в обретении душевного покоя. В такие моменты человек, выполняя самую главную свою миссию, возвращается к Своему Создателю. Какие бы мы способы не искали для утешения, где бы его ни стремились найти, оно – только в поминании Аллаха Всевышнего. Ничто не сравнится со сладостью веры. В Коране сказано: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (13:28). Поминание Аллаха – это негласная обязанность верующих, о которой даже можно не упоминать, так как это естественно для мусульманина. В зикре заключены множество благословений и наград для самого человека, но мы не должны совершать поминание, думая о какой-либо выгоде, для нас это должно быть естественным. Мы делаем это, потому что проявляем смиренность, благодарность и потребность во Всевышнем. Среди сотни достоинств поминания Аллаха, есть те, которые способны изменить нашу жизнь и укрепить наши отношения с Аллахом:

1. Поминание Аллаха отводит шайтана от вас, делает его беспомощным. «Шайтан ртом касается сердца человека, но когда он поминает Аллаха, шайтан отдаляется» (Байхаки).

2. В поминании Аллаха – довольство Всевышнего. «Всевышний говорит: «Я с той мыслью Моего раба ко Мне, Я с ним, покуда он поминает Меня» (Бухари, Муслим).

3. Лечит душу от тревоги и грусти.

4. Приносит душевное спокойствие и наполняет сердце радостью.

5. Укрепляет душу и тело.

6. Лицо, поминающего Аллаха постоянно, становится лучезарным.

7. Зикр становится причиной увеличения пропитания.

8. Поминание Всевышнего – одна из дверей Его любви.

9. Аллах облегчает дела поминающего Его.

10. Поминающий Аллаха станет близок к Нему. В зависимости от того, как часто он это делает, он будет становиться только ближе к Нему.

11. Поминающему Аллаху открываются двери знания, понимания религии.

12. Поминающий Аллаха отдаляется от грехов, так как его сердце заполняется стремлением к довольству Своего Господа.

13. Аллах не забывает тех, кто помнит о Нем. «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152). И если бы единственным достоинством поминания Аллаха была бы вышесказанное, такая честь была бы достаточной. В хадисе-кудси сказано: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше их» (Ахмад).

14. Поминание Аллаха стирает грехи. «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114). 15. Если человек будет вспоминать Аллаха в благополучии, Аллах будет с ним в моменты трудностей. Согласно хадису, когда покорный раб Аллаха взывает с помощью, ангелы говорят Аллаху, что это голос знакомого им человека. И сколько бы мы не поминали Аллаха Всевышнего, этого будет недостаточного…

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Возможность «быть со Всевышним» – это одно из величайших благ земной жизни. И достигается оно разными способами поклонения. Один из них – зикр. Всевышний упомянул зикр и другие формы поклонения как благо для самого человека. Так как Он, Творец небес и земли, Обладающий властью и безграничной силой, не нуждается в нашем поклонении. Однако нуждаемся в этом мы.

Ибада удерживает нас от того, чтобы вредить самим себе, от совершения грехов и безнравственного поведения. Как говорит Всевышний Аллах в Коране: «Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (сура «аз Зумар», «Толпы», аят 22) Также в другом аяте Аллах призывает верующих: «О те, которые уверовали! Путь ваше имущество и дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (сура «аль Мунафикун», «Лицемеры», аят 9).

Так какие блага заложены в поминании Аллаха?

  • Поминание Всевышним

Так же, как забвение Всевышнего ведет к несчастью быть забытым Им, так же и поминание Его ведет к счастью быть поминаемым Им: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 152).

  • Мир в душе

Поминание Всевышнего – это также способ достичь умиротворения и душевного спокойствия. Как сказано в Коране: «Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (сура «ар Рад», «Гром», аят 28) В моменты отчаяния и трудностей мысли о милости, доброте, близости и многих других качествах Всевышнего дают успокоение и надежду. Это то, что помогает уберечься от отчаяния и необдуманных поступков.

  • Проявление любви к Всевышнему

Зикр – это способ всегда быть рядом с самым главным в жизни человека – с Богом. Это проявление любви, потому что любящий часто поминает любимого. Мусульмане находят в нем силу, утешение и уверенность, так как это самый питательный продукт для утоления духовного голода.

  • Увеличение добрых дел

Зикр – это также способ наполнить свою книгу дел добром. По тяжести зикр может перевешивать тысячи других благих дел. Так, в одном из хадисов приводятся слова, обращенные к пророку Мусе, мир ему: «О Муса! Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую – выражение «Ля иляха илляЛлах», то последняя перевесит».

  • Возможность достичь Рая

Зикр – это путь в Рай. Как сказано в хадисе: ««Тот, кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», будучи правдивым в своем сердце, войдёт в Рай».

  • Избавление от злословия

Многие люди страдают болезнью злословия. Они ищут способы борьбы с ним, то выигрывая, то проигрывая ее. Но один из лучших способов победить злословие – это занять язык тем, что лучше него. Поминанием Аллаха. Поминая Аллаха, обладающего прекрасными качествами, человек невольно отдаляется от всего мерзкого, запретного, проклятого Всевышним. Потому что поминание Аллаха и поминание низкого не могут сочетаться в одном сердце. Одно вытесняет другое.

  • Излечение болезней тела

Некоторые слова поминания Аллаха, переданные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также аяты Священного Корана по сей день используются для лечения болезней. Например, сура «Фатиха», специальные дуа и аяты, используемые для лечения.

И самое сладостное для многих верующих благо поминания Аллаха – то, что ты всегда можешь быть на связи с Ним – Милосердным, Любящим Творцом, Создателем всего сущего. Вспоминаются слова имама аш Шибли… Однажды он сидел слушая другого имама, рассказывавшего о загробном допросе. Имам рассказывал, что после смерти человек будет спрошен о его религии, о его Боге, его делах и имуществе и т.д. Выслушав его слова, аш Шибли сказал: «Вы забыли еще кое-что» «Что же?» – спросил тот. «… А еще, – сказал аш Шибли, – когда раб умрет, Всевышний у него спросит: «О Мой раб! Я всегда был с тобой, а с кем был ты?»… Поэтому зикр – это способ всегда быть с Тем, Кто всегда с тобой.

ЗИКР - ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА

Ученые-богословы о важности поминания Аллаха сказали так: потребность сердца верующего в зикре схожа с потребностью рыбы в воде. Ведь что случится с рыбой, если оставить ее без воды? Она погибнет. То же самое произойдет и с сердцем, если его оставить без постоянного поминания Всевышнего.

Важно, чтобы между человеком и Господом была постоянная связь. Она не может быть частичной, временной, например, лишь по утрам или лишь по вечерам, или только во время намазов. Эта связь должна происходить постоянно, ибо самая лучшая связь с Аллахом - это та, которая не прерывается, когда человек даже после окончания обязательных молитв продолжает постоянно помнить об Аллахе. Такое поминание помогает человеку удержаться от всего запрещенного и с легкостью совершать то, что требуется из числа религиозных дел. Вот это и есть пример того, какой должна быть настоящая связь с Всевышним Аллахом .

Наша религия учит человека тому, как быть в постоянной связи с Аллахом. Она очень полезна для самого человека. Она помогает укрепить сердце человека, очистить совесть, возвысить душу.

Смотрите, что сказал Всевышний Аллах в Коране : «О верующие! Поминайте Аллаха должным образом многократно, и славьте Его утром и перед закатом » (сура аль-Ахзаб, 41-42).

А в суре «Аль-Анфаль» Аллах сказал: «…и многократно поминайте Аллаха, - быть может, вы преуспеете » (8:45).

Кроме того, в суре «Бакара» Всевышний сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне » (2:152).

Обратите внимание: Аллах говорит, что будет помнить о нас. Но давайте разберемся, кто в ком нуждается - мы в Аллахе или Он в нас? На самом деле, Аллах никогда не нуждался ни в ком и ни в чем, а только мы - Его творения - постоянно нуждаемся в помощи и поддержке Аллаха. Каждое наше движение, каждый шаг зависит от воли Всевышнего. А если Аллах оставит кого-либо без Своей помощи, то считайте такого человека пропащим, потерявшим успех и удачу.

Вот поэтому мы и нуждаемся в постоянном зикре. Заканчивая обязательную молитву мы приступаем к своим обычным делам - одни идут на работу, другие торгуют, третьи обустраивают домашний быт. Но чем бы мы ни были заняты, произносим зикры и восхваляем Аллаха: «Субхан Аллах, альхамду лиллях, Аллаху Акбар», повторяем шахаду, читаем мольбы и возвеличиваем Всевышнего. Когда мы читаем Коран или повторяем заученное - это тоже поминание. И даже когда мы размышляем и думаем об Аллахе, то тоже поминаем Всевышнего.

Мусульманин садится за стол и вспоминает об Аллахе, заканчивает еду и вновь благодарит Его. Он выходит из дома и снова обращается к Аллаху за защитой, садится в автомобиль и просит Аллаха сохранить его. Принимаясь к работе он говорит: «Бисмиллях», что значит: «С именем Аллаха я приступаю к этому делу». И так получается, что весь день мусульманина проходит в неотлучном поминании Всевышнего.

Как известно, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своих сподвижников некоторым кратким фразам-зикрам. Так, например, он сказал: «Есть два слова легких для произнесения, тяжелых на Весах Судного дня и очень любимых Милосердному - это слова «Субхан Аллахи уа би-хамдих, субхан Аллахи аль-азым» («Пречист Аллах от всяких недостатков, и мы восхваляем Его, пречист Великий Аллах»). А в другом хадисе он пояснил, что за каждое произнесение зикра Всевышний приготовит райское дерево для человека.

Как уже говорилось, произнесение зикров приносит много пользы человеку. Причем эта польза будет не только в Судный день, но и сейчас, в нашей мирской жизни от зикра есть много блага. Так, поминание Аллаха помогает человеку избежать невзгод и неудач. Вот мы выезжаем из дома на автомобиле и хотим живыми-здоровыми вернуться обратно. Кто-то провожает родственников в путь и очень хочет, чтобы те добрались в целости и сохранности. Кто из нас не желает подобного? Я уверен, что каждый человек беспокоится и о себе, и о своих близких. И для того, чтобы с нами и нашими родными не случалось бед и невзгод, нужно поминать Аллаха и обращаться к Нему, ибо зикр - это одна из важнейших причин, позволяющих избежать беды.

Поминание - это дверь человека к Всевышнему. Аллах открыл дверь для каждого, и она всегда открыта, пока человек своей забывчивостью и беспечностью сам не закроет для себя эту дверь. Закрыв же ее, человек ходит как в беспамятстве, не зная, где же ему взять силы и помощи. И так будет продолжаться, пока он не поймет, что нужно вернуться к Аллаху и снова открыть ту дверь. Один из ранних мусульманских богословов Хасан аль-Басри сказал такие слова: «Существуют три вещи, познать вкус которых сможет любой человек: это сладость от совершения молитвы, от чтения Корана и от поминания Аллаха. Если ты чувствуешь их сладость, то знай, что твоя дверь к Аллаху открыта. Но если ты ничего не находишь от совершения этих трех дел, то знай, что твоя дверь закрылась».

Как часто мы видим людей, ищущих счастье, но не способных найти его. Дошло до того, что некоторые богатые люди тратят миллионы долларов в надежде найти то единственное занятие, которое сделало бы их счастливыми. Как пишут современные психологи, в сегодняшней Европе уже сложилась такая ситуация, что бедные люди чувствуют себя намного лучше богатых, потому что у первых есть какие-то цели в жизни, они стремятся чего-то добиться. Но у вторых появились серьезные психические проблемы, потому что скука и тоска стали постоянными спутниками их жизни, они не имеют никакой цели, потому что достигли всего, что можно купить за деньги. Но счастливее от этого они не стали. И мы знаем, что без веры в Бога и без крепкой связи с Ним, человек не сможет стать полностью счастливым. Ведь посмотрите, что сказал Аллах: «А кто отвернется от Моего поминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым » (20:124). Так что не стоит удивляться тому, что неверующих людей, пусть даже очень богатых, постигает тяжкая жизнь. Слово Аллаха правдиво и непреклонно, а, значит, во все времена люди будут несчастными, если останутся неверующими и непоминающими Аллаха. Не забывайте этот аят. Кто желает быть счастливым, пусть многократно поминает Аллаха. Кто чувствует себя несчастным, пусть проанализирует свои поступки, возможно, он забывал об Аллахе и не держал свою дверь к Аллаху открытой.

Так давайте же будем в числе тех, кто постоянно помнит об Аллахе и возвеличивает Его наилучшим образом. И пусть ничто из красот мирской жизни не отвлечет нас от поминания Аллаха. А завершить сегодняшнюю проповедь я хочу словами Всевышнего, который обратился к людям и сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток » (сура «Лицемеры», 63:9)