Понятие отходов от содержания животных и птиц. Обращение с отходами животноводства. Обращение с биологическими отходами

Консультация
  • Являются ли отходы переработки рыбы твердыми бытовыми отходами? Консультация
  • Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) Образцы документов и формы отчетности
  • На него ссылается
  • установить закладку

    установить закладку

    Материал актуален на 04.08.2014

    Обращение с биологическими отходами

    В Российской Федерации до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с биологическими отходами, хотя наличие в стране системы мер по упорядочению обращения и утилизации биологических отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения.

    Биологическими отходами являются (п.1.2 Правил):

    • трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
    • абортированные и мертворожденные плоды;
    • ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясорыбоперерабатывающих организациях, на рынках, в организациях торговли и на других объектах;
    • другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

    На сегодняшний день не существует утвержденной классификации биологических отходов.

    Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

    • переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с Правилами ;
    • обеззараживания в биотермических ямах;
    • уничтожения сжиганием;
    • захоронения в специально отведенных местах (в исключительных случаях).

    Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями (п.1.9 Правил):

    • сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках ;
    • энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки, подлежат сжиганию ;
    • болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают .

    При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 0,000001 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

    Уборка и перевозка биологических отходов

    Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3 %-й раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 % активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

    Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2%-м растворе формальдегида в течение 2 ч.

    Утилизация биологических отходов

    Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению (п.3.1 Правил).

    Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые дезинфицируют в порядке и средствами согласно действующим правилам.

    Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.

    Биологические отходы, допущенные ветеринарным специалистом к переработке, кроме указанных в п.3.4 Правил , после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение 2 ч. с момента закипания воды.

    Полученный вареный корм используют только внутри хозяйства в течение 12 часов с момента изготовления для кормления свиней или птицы в виде добавки к основному рациону.

    Уничтожение биологических отходов

    Захоронение в земляные ямы

    • при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах - по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта РФ;
    • в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

    На выбранном месте выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависят от количества трупов животных. Дно ямы засыпают сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25 %, из расчета 2 кг на 1 кв.м площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м и ее огораживают ее в соответствии с требованиями п.5.6 Правил . Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

    Уничтожение трупов экспериментально зараженных животных

    Трупы лабораторных животных, зараженных при диагностическом исследовании патологического материала, утилизируют в зависимости от результатов исследования (п.4.2.1 Правил):

    • при выделении возбудителей болезней, перечисленных в п.1.9 Правил , трупы лабораторных животных сжигают или обеззараживают автоклавированием при 2,0 атм. в течение 2 ч. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму;
    • в случае выделения возбудителей других болезней и при отрицательных результатах исследования, трупы перерабатывают на ветеринарно-санитарных заводах, сбрасывают в биотермическую яму или сжигают.

    Трупы животных, экспериментально зараженных возбудителями болезней, указанных в п.1.9 Правил , а также другими возбудителями, отнесенными к 1-й и 2-й группам, при проведении работ с культурами патогенных микроорганизмов, и впоследствии павших или умерщвленных, сжигают, обеззараживают автоклавированием при 1,5 атм. в течение 2 ч., с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

    Трупы павших или умерщвленных лабораторных животных, экспериментально зараженных возбудителями других групп микроорганизмов, сжигают, сбрасывают в биотермические ямы или перерабатывают на мясокостную муку (п.4.2.3 Правил).

    Сжигание биологических отходов

    Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка (п.4.3.1 Правил).

    Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:

    • выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают;
    • роют яму (траншею) размером 2,5х1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы, и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова;
    • выкапывают яму размером 2,0х2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0х1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15-20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

    Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают (п.4.3.3 Правил).

    Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

    Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв.м.

    Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

    Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до (п.5.4 Правил):

    • жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1 000 м;
    • скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
    • автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории 50-300 м.

    Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

    Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

    Через траншею перекидывают мост.

    Строительство скотомогильников и биотермических ям

    Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

    Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

    Эксплуатация скотомогильников и биотермических ям

    Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет (п.6.1 Правил).

    Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

    Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом проверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (п.6.3 Правил).

    После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

    При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий, создается температура среды порядка 65-70 градусов С, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

    Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

    После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

    • в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;
    • в земляную яму - не менее 25 лет.

    Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

    Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

    В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами, его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

    Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

    История ветеринарной службы России насчитывает почти два века и своими корнями уходит к началу 19-го века, когда в каждом губернском городе была учреждена врачебная управа и введена должность ветеринарного врача.

    При врачебной управе Казанской губернии должность ветеринарного врача была введена в 1822 году, а спустя 60 лет, в 1882 году, была создана земская ветеринарная служба как отдельная организационная структура при губернской управе.

    В начале 20-го века в Казанской губернии функционировало несколько обособленных ветеринарных служб: правительственная ветеринария, в которую входили губернские и уездные ветинспекторы, городская, земская, уездная, губернская, военная, заводская, вольнопрактикующая и другие службы при различных ведомствах. Все они были разрозненны, и в их работе не было согласованности.
    К 1913 году Казанская городская ветеринария в своей структуре имела ветлечебницу, станцию осмотра мяса, ветеринарно-санитарный контрольный пункт и диагностический кабинет. При ветслужбе находились скотобойня, утильзавод и кузница от пожарной службы.

    В советское время городская ветеринарная служба претерпела ряд изменений и преобразований, и в настоящее время входит в систему государственной ветеринарной службы Республики Татарстан. ГБУ «Государственное ветеринарное объединение г. Казани» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и Гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными Законами «О ветеринарии», «О некоммерческих организациях», Законом «О ветеринарном деле в Республики Татарстан», иными нормативно – правовыми актами РФ И РТ, а так же приказами, указаниями и распоряжениями Главного управления ветеринарии при Кабинете министров Республики Татарстан.

    В структуру объединения входят: лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные пункты, участковые ветеринарные лечебницы, дезинфекционный отряд, отдел безопасности и качества продукции и сырья животного происхождения, аптека, отдел организации ветеринарного дела, т.д.

    Лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы и контрольными пунктами на продовольственных рынках проводятся экспертизы
    продукции животного и растительного происхождения. Основной деятельностью лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы является уберечь человечество от страшных болезней, являющихся общим для человека и животных, распространителями которых могут стать больные животные. Ветеринарная служба стоит на страже качества ввозимой на территорию г. Казани продукции животного и растительного происхождения. Имеется передвижная лаборатория, которая обслуживает сельскохозяйственные ярмарки, выставки.

    Участковые ветеринарные лечебницы и ветеринарные пункты занимаются профилактикой, диагностикой и лечением болезней животных.

    Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
    (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Общие положения

    1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

    1.2. Биологическими отходами являются:

    Трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

    Абортированные и мертворожденные плоды;

    Ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

    Другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

    1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

    1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

    1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

    1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

    1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

    1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п.1.9. настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

    1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

    1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

    Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

    1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

    Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

    Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясо-костную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

    Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

    1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1х10-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

    1.11. Настоящие Правила определяют условия:

    Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

    Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

    Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

    Охраны окружающей среды от загрязнения.

    2. Уборка и перевозка

    2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

    С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации "Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов", утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

    Утверждаю

    Согласовано

    Регистрационный N 1005

    Приложение
    к Ветеринарно-санитарным Правилам сбора,
    утилизации и уничтожения биологических отходов
    от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

    Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) N _______ 1. Местонахождение__________________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, край, _________________________________________________________________________ область, автономная область, автономный округ, район, _________________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометри- ческая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________________м; -.-.-.-.-.- фермы (комплекса)__________________________________________м; -.-.-.-.-.- пастбища___________________________________________________м; -.-.-.-.-.- водоема____________________________________________________м; -.-.-.-.-.- дороги_______________________________________________________ (между какими _________________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ почва_________________глубина залегания грунтовых вод__________________м, направление стока осадков_______________________________________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фер- мерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермичес- кой ямой) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника______________________________________кв.м 7. Ограждение скотомогильника_______________________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19_____ г. б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в_______ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорооб- разующими микроорганизмами, перечисленными в п.1.9 настоящих Правил, бы- ли захоронены в_______________________________________________________гг. Оборотная сторона карточки _________________________________________________________________________ Дата Выявленные Указания по устранению Контроль Исполнение. про- недостатки (перечень работ, что выполнения Дата проверки, верки нужно сделать). Срок работ ФИО, должность исполнения. Исполнитель. проверяющего _________________________________________________________________________ Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) ________________________ Фамилия И О (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил _______________________ ________________________ _________________ (Должность) (Фамилия Имя Отчество) (Подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3 экземплярах и передана по экземпляру: 1._______________________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2._______________________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3._______________________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора)

    Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой - сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.

    Как устроено регулирование?

    1. Отходы как отходы

    Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания - свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с “состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет - из третьего в четвертый.

    2. Отходы как удобрение

    Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями - существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 “Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.

    В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.

    Можно ли считать отходы безопасными?

    Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ “Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.

    “Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно разъяснению Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции - технические условия,
    устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.

    В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям - в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям - побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, - рассказал Тарасов.

    Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.

    В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.

    Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. “Если теории недостаточно, есть и практические примеры - в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, - подытожил Тарасов.

    В чем проблемы для отрасли?

    Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

    Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.

    Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки - нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.

    Затраты больших предприятий на переработку отходов могут доходить до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.

    Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают “помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже - от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.

    Как бизнес находит пути решения?

    Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству “ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая - полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.

    Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО “ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.

    “Так, 99-ФЗ “О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.

    Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ - то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые “навоз КРС” и “навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы - это вещества и предметы, которые удаляются”, - заявил Грицких.

    По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ “О техническом регулировании” юридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.

    “Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае - это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями “отход” и “сырье”, - комментирует эксперт.

    “Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, - заключает Грицких.


    Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам обращения с отходами животноводства. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

    В соответствии с поручениями, правительству Российской Федерации к 1 марта 2017 г. необходимо представить предложения по стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями современных технологий утилизации отходов животноводства. Кроме того, кабмин должен к 1 июня 2017 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства.

    В свою очередь, Генеральной прокуратуре РФ поручено систематически осуществлять проверку исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (в части, касающейся обращения с отходами животноводства), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной области. Доложить необходимо до 1 декабря 2017 г., далее - ежегодно.

    Перечень некоторых нормативно-правовых актов содержащих требования к отходам животноводства

    1) п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (с изменениями от 16 августа 2007 г.);
    2) ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", согласно которой владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
    3) ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    4) ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.