Позиции партнеров в общении. Общение как взаимодействие

Анализ общения каквзаимодействия представляет значи­тельные сложности. Вообще разделение трех сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом - что наши действия "заодно"; в третьем - что партнер затраги­вает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами сто­ят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из

" полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих дейст­вий, и действий партнера, является восприятие положения парт­неров, а также их позиций относительно друг друга. В любом "разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации об­щения ведущий и кто - ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в руслетрансакционного анализа, пред­ставленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями яв­ляются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Ре­пертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие катего­рии: 1




1 Берн Э. Игры, в которые играют люди.: Пер. с англ. - Л.: Лениздат, 1992. - С. 16.

1) состоянияЯ, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, направленные на объективную оценку ре­альности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие собой архаические пе­режитки.

Неформально проявления этих состояний получили назва­ния Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я - это нормаль­ные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благо­даря Родителю многие наши реакции давно стали автоматиче­скими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрос­лый перерабатывает информацию и учитывает возможности эф­фективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посред­ником между ними.

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые "в данный момент общения вступают во взаи­модействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе "Руководитель без конфликтов".

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка 1


1 См.: Грамматика общения. С. 139. Л.: ЛГУ, 1990.


Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролиро­вать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности об­щения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают кон­троля над взаимодействием.

Стратегия "нанимателя" - адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следователь­но, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость об­щения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде су­ществуют еще и смешанные типы;

Одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";

Общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на по­мощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку об­щение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все об­стоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последст­вия открытости общения. И вместе с тем, как показывают соци­ально-психологические исследования, максимальная эффектив­ность делового общения достигается при открытом характере.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как локальный акт: разговор с определенным собе­седником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.

Всякое общение начинается сконтакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы - побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. 1


1 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - C. 2

По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

При установлении контакта нужно прежде всего продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим добро­желательную атмосферу. Далее - обращение словесное, привет­ствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше на­чать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется..."."Ты не мог бы..." и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния. *


* См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 4.

Этапориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

Вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и во­влечь его в обсуждение;

Выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

Начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника вактивное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения - это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое со­стояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием - присвоить собеседнику желательное качество: "Зная Вашу старательность...", "Вы такой настойчивый...". Не менее эффективна похвала в адрес собесед­ника, напоминание о приятных событиях, сообщение интерес­ной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное об­суждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уров­ня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование - подчинение также необходимо для обеспечения успешного дело­вого общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помо­щью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навя­зывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования - "пристройка сверху". Противоположные признаки - принижен­ная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру - "пристройка сни­зу". Партнерское взаимодействие - синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисун­ка обмена взглядами - "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, на­пример, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нуж­но соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей - два эксперта.

Для этапаобсуждения проблемы и принятия решения с соци­ально-психологической точки зрения характерны эффект кон­траста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции. 1


1 См.: Практические методы оптимизации межличностаого общения. - М., 1987. - С. 5.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.

При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния - контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами 2 .


2 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 6.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима на­правленность на партнера, включение его в обсуждение, поэто­му в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуж­дению, чтобы решение получилось общим. Если же общее ре­шение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргумента­ции рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича "Как проводить деловые беседы".

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, ко­торое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие де­ловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта - приветливость.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.

2. Каковы функции восприятия в процессе общения?

3. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

4. Назовите основные элементы вербального общения и охарактери­зуйте их.

5. Какова роль обратных связей в передаче информации?

6. Расскажите, как надо и как не надо слушать.

7. В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

8. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на кон­троль и понимание.

9. Назовите основные этапы делового общения и дайте их краткую характеристику.

Литература

Атватер И. Я Вас слушаю. - М.: Экономика, 1984.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Л.: Лениздат, 1992.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,1992.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.

Пиз А. Язык телодвижений. - Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.


Анализ общения как взаимодействия представляет значи­тельные сложности. Вообще разделение трех сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом - что наши действия "заодно"; в третьем - что партнер затраги­вает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами сто­ят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из

" полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих дейст­вий, и действий партнера, является восприятие положения парт­неров, а также их позиций относительно друг друга. В любом "разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации об­щения ведущий и кто - ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, пред­ставленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями яв­ляются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Ре­пертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие катего­рии: 1

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди.: Пер. с англ. - Л.: Лениздат, 1992. - С. 16.

1) состоянияЯ, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, направленные на объективную оценку ре­альности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие собой архаические пе­режитки.

Неформально проявления этих состояний получили назва­ния Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я - это нормаль­ные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благо­даря Родителю многие наши реакции давно стали автоматиче­скими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрос­лый перерабатывает информацию и учитывает возможности эф­фективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посред­ником между ними.

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые "в данный момент общения вступают во взаи­модействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе "Руководитель без конфликтов".

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка 1

1 См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С. 139. Л.: ЛГУ, 1990.

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролиро­вать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности об­щения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают кон­троля над взаимодействием.

Стратегия "нанимателя" - адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следователь­но, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость об­щения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде су­ществуют еще и смешанные типы;

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на по­мощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку об­щение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все об­стоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последст­вия открытости общения. И вместе с тем, как показывают соци­ально-психологические исследования, максимальная эффектив­ность делового общения достигается при открытом характере.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как локальный акт: разговор с определенным собе­седником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.

Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы - побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. 1

1 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - C. 2

По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

При установлении контакта нужно прежде всего продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим добро­желательную атмосферу. Далее - обращение словесное, привет­ствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше на­чать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется..."."Ты не мог бы..." и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния. *

* См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 4.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

  • вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и во­влечь его в обсуждение;
  • выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
  • начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения - это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое со­стояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием - присвоить собеседнику желательное качество: "Зная Вашу старательность...", "Вы такой настойчивый...". Не менее эффективна похвала в адрес собесед­ника, напоминание о приятных событиях, сообщение интерес­ной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное об­суждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уров­ня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование - подчинение также необходимо для обеспечения успешного дело­вого общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помо­щью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навя­зывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования - "пристройка сверху". Противоположные признаки - принижен­ная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру - "пристройка сни­зу". Партнерское взаимодействие - синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисун­ка обмена взглядами - "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, на­пример, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нуж­но соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей - два эксперта.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с соци­ально-психологической точки зрения характерны эффект кон­траста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции. 1

1 См.: Практические методы оптимизации межличностаого общения. - М., 1987. - С. 5.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.

При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния - контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами 2 .

2 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 6.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима на­правленность на партнера, включение его в обсуждение, поэто­му в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуж­дению, чтобы решение получилось общим. Если же общее ре­шение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргумента­ции рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича "Как проводить деловые беседы".

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, ко­торое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие де­ловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта - приветливость.


Навигация

« »

Позиции партнеров в контакте хорошо описываются теорией Э. Берна, с которой мы с вами начинали знакомство с психологией. Напомним только ее основные положения:
- в каждом человеке одновременно сосуществуют три “Я” - родитель, взрослый, ребенок, при этом в каждый данный момент времени управление принимает на себя только одна из сторон;
- чтобы коммуникация продолжалась, нужно, чтобы трансакции, идущие от каждого партнера. не пересекались.
Эти позиции, как мы помним называются ролевыми.
П.М. Ершов ввел в этом плане аналогичные понятия, которые хорошо соотносятся с теорией Берна - пристройка сверху, пристройка снизу и пристройка рядом.
Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров, в высшей степени информатина для другого. То, какую позицию мы займем в контакте, срезу же определит и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнять.
В социальной психологии существует признапнное определение: социальная роль - это функция, нормативно одобренный образ жизни, поведенимя, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
В первом приближении можно выделить 4 разновидности ролевого поведения в контакте:
-формальная роль
-внутригрупповая роль
-межличностная роль
-индивидуальная роль
Формальная роль - это поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию.
Не следует смешивать понятие “функция” и “роль”: функция может быть одна и та же, а роли меняются. Примеры:
- функция покупателя - во всех магазинах одинакова, но исполнение роли покупателя может быть разным в зависимости, например, от качества обслуживания. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым и т.д., но нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях. Поэтому, в частности, выглядят так неуместно излишние благодарности или расспросы старушек в магазине.
- функция жены соответствует исполнению определенной социальной роли (проявлять заботу о внешнем виде мужа, о его здоровье, участвовать в темх встречах, куда он приглашается с супругой, и при этом проявлять к нему лояльность и т.д.) не потому, что ты этого хочешь, а потому, что ты обязана это делать как жена. Если такая роль исполняется только на людях, то это актерство; если же эта роль исполняется и наедине, то такой брак вполне прочен, независимо от истинных чувств людей друг к другу.
Здесь важно подчеркнуть еще один момент: исполнение формальной роли не есть притворство.
Внутригрупповая роль - это поведение, которые мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам участниками данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Эту роль человек исполняет в микрогруппе, в том числе в семье, в компании друзей, коллег и т.д. Репертуар этих ролей значительно менее формализован и, соответственно, описывается весьма приблизительно (например, лидер, его приближенные, противники и послушники; арбитр, шут, золушка, козел отпущения; предмет общего обожания и обожатель; наш человек и отщепенец и т.д.). Наиболее ярко эти роли исполняются тогда, когда группа - неформальная, типа компании.
Один и тот же человек, естественно, может играть совершенно разные роли в разных микрогруппах (на работе лидер, дома золушка и т.д.). Кроме того, любая, даже самая формальная группа состоит из живых людей, а не из социальных функций, и между этими людьми постепенно складываются определенные внутригрупповые отношения и, соответственно, исполняются какие-то внутригрупповые роли. Пример: в качестве формальной группа признает начальником одного человека, а в качестве неформальной видит лидером совсем другого.
Есть группы, по существу неформальные, в которых внутригрупповые роли распределены так же жестко, как в формальных группах - социальные функции. Это так называемые примитивные группы, о которых мы поговорим отдельно.
Вывод: независимо от того, отчетливо или неотчетливо побуждает нас группа исполнять ту или иную роль, мы ее либо исполняем, либо сознательно идем на неподтверждение групповых ожиданий (то есть пытаемся исполнять другую роль), но при этом заранее учитываем возможные реакции группы и готовимся к ним (был Шутом, хочу стать Мудрецом; был Своим парнем, хочу стать Отщепенцем).
Межличностная роль - поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений. Здесь классификация еще труднее и еще аллегоричнее - друг, поклонник, враг, завистник, насмешник, помощник, спаситель, губитель и.т.д. Выбор этих ролей, как правило, основан на предыстории взаимоотношений дрвух людей, и она подсказывает одному, чего ждать от другого.
Пример: некто в свое время выступил в функции вашего Спасителя, и вы, соответственно, исполняете по отношению к нему межличностную роль Благодарного друга. Если это продолжается вечно, то приводит к усталости и отторжению с той и другой стороны. Поэтому он, как умный человек, начинает постепенно изменять свою межличностную роль на Объективного человека, и вы это поддерживаете; в результате происходит расширение взаимного репертуара ваших ролей, и контакты продолжаются.
Мы, конечно, вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но было бы глупо с ними не считаться. В противном случае мы быстро, по принципу снежного кома, обрастем конфликтами и наживем недругов в лице людей, которых без всякой натяжки могли бы считать своими приятелями.
Индивидуальные роли - поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями.
Это, конечно, не означает, что человек постоянно пребывает в раздвоенном состоянии (одна его часть действует, другая наблюдает и поправляет). Как правило, психологический автопортрет (Я-образ) каждый из нас строит на интуитивном уровне. Однако у некоторых людей наблюдается болезненная склонность к саморефлексии, когда этот, большей частью интуитивный, Я-образ становится постоянным предметом анализа и занимает центральное место в размышлениях. Подобная склонность к саморефлексии встречается у немногих и не постоянно, иначе это - клинический симптом.
Подчеркнем разницу: учитывая ожидания значимых для нас реальных партнеров, мы исполняем определенные межличностные или внутригрупповые роли. Индивидуальную роль мы исполняем, учитывая ожидания воображаемых значимых партнеров (матери, воспитателей и т.д.) и выбираем ее так, чтобы поддержать свою Я-концепцию.
Выбор конкретной индивидуальной роли зависит также от ситуации и от ролевой позиции. Пример: в ситуации делового общения человек занял позицию Родителя. Тогда его индивидуальная роль может быть - деспот или снисходительный, великодушный или карающий и т.д.
Чем шире набор усвоенных данных человеком индивидуальных ролей для разных жизненных ситуаций, которые выбираются и исполняются интуитивно, тем богаче личностная индивидуальность каждого из нас, и к этому надо стремиться.
Ролевой веер и актуальная роль. Набор всех усвоенных человеком психологических ролей условно можно назвать ролевым веером. В реальности роли всех уровней человек исполняет одновременно, причем в каждый данный момент времени доминирует какая-то одна. Актуальная роль - это комбинация всех исполняемых психологических ролей в данную минуту.
Человек наиболее закрыт, когда доминирует его формальная роль, и наиболее искренен, если он находит возможность беспрепятственно исполнять свою индивидуальную роль.

Положение партнеров при половом сношении

В наше обсуждение половых отношений уместно включить вопрос о положении партнеров во время полового акта.

Имеются шесть обычных основных положений, которые называются: «мужчина наверху», «мужчина снизу», «боковое положение», «мужчина сзади», «положение сидя», «положение стоя».

Имеются различные варианты этих положений, но они не столь эффективны, как основные.

Например, можно комбинировать положения «мужчина снизу» с положение «сзади». Однако, «положение сзади», т.е. когда женщина опирается на колени и руки, и мужчина стоит позади на коленях и руками охватывает ее бедра, является более предпочтительным, т.к. дает ему возможность ласкать грудь партнерши или возбудить клитор.

Подобным же образом «положение сидя» может быть скомбинировано с положением «сзади», но, так как в обычном положении «сидя» мужчина и женщина лицом друг к другу, это будет удобным, т.к. позволяет целовать грудь партнерши или давать ей возможность наклоняться вперед для более тесного контакта половых органов, который может даже привести к контакту члена с клитором.

Рассматривая выбор положения, как чисто индивидуальное решение, нельзя не сказать о «боковом положении», вносящем в акта много интимности. В этом положении мужчина лежит на левом боку, а женщина на правом. Правая нога женщины находится между ног партнера, а левая - согнута в колене, поднята вверх и лежит поперек его правого бедра. Ни одна другая позиция не позволяет достичь такого тесного контакта, как боковая. В тоже время мужчина имеет возможность целовать грудь и губы женщины, слегка изменив свое положение, однако для пары, которая любит быстрый ритм, это положение неприемлемо, и является предпочтительным лишь для тех, кто предпочитает медленный ритм и глубокий контакт.

«Мужчина вверху» - положение, которого придерживаются многие пары, оно позволяет поддерживать быстрый ритм. Многие специалисты утверждают, что мужчина в этом положении не может удерживать свой вес, находясь на локтях, с связи с тем, что многие женщины любят, чтобы мужчина обвил их руками, прижался грудью к груди партнерши, одновременно обмениваясь страстными поцелуями. Тем не менее мужчина в данном случае должен подчиняться желанию своей партнерши.

Для того, чтобы облегчить вход члена во влагалище или позволить ему проникнуть глубже, женщина в позиции «мужчина сверху» может обхватить ногами талию партнера или, согнув колени, охватить его выше талии. Удобство может быть достигнуто также подкладыванием подушки под спину женщине, особенно, если она высокого или слишком низкого роста.

Главное преимущество положения «мужчина снизу» заключается в том, что в этом положении инициатива принадлежит женщине, что позволяет ей полностью удовлетворить себя, в тоже время это положение требует меньшей активности у мужчины, который в это время менее напряжен.

«Положение сзади», вероятно, применяется более редко. Это положение, особенно в сочетании с «положением сидя» дает хорошие результаты, когда у партнеров большие животы. Несмотря на то, что в этой позиции руки партнера свободны, и они позволяют ласкать жену, в ней меньше интимного тепла, чем в положении, в котором партнеры находятся лицом друг к другу.

«Положение сидя» наиболее часто встречается и применяется для удобства партнеров, при необходимости, а также для разнообразия супружеской близости, в этом случае оно может быть эффективно преобразовано, если не мужчина, а женщина, сядет в низкое кресло или на диван. Откинувшись назад и закинув ноги на плечи партнера, стоящего на коленях, она позволяет глубокий и тесный контакт между половыми органами.

«Положение стоя», в котором для удобства женщина должна стоять на каком-то возвышении, чтобы партнеру не нужно было подгибать колени, применяется лишь в случае необходимости и практикуется главным образом, когда нет благоприятного условия для сношения.

Нужно подчеркнуть, что все описанные положения видоизменяются партнерами в силу их индивидуальных способностей, условий, в которых проводится половой акт и т.п. Одно и тоже положение, например, может быть по разному проведено с различными женщинами: более тонкие ягодицы, мало изменяющие внешний облик женщины, могут привести к существенному изменению необходимого положения при половом сношении. Подобным образом наклон лобовой кости или толщина покрывающих мышц, могут полностью облегчить или затруднить задачу соприкосновения члена с клитором. У различных женщин неодинаковое расположение клитора, влагалища, различны углы их наклона. Очевидно, полные ягодицы приподнимают таз женщины выше и делают вход во влагалище более доступным. С другой стороны, это преимущество может быть сведено к нулю из-за более острого угла наклона влагалища и т.д.

Таким образом, положение, удобное с одной женщиной, может оказаться совершенно неприемлемым с другой. Тоже самое можно сказать о мужчинах.

Именно поэтому важно, чтобы каждая пара нашли для себя удобное положение, в котором оба партнера чувствовали бы себя свободно.

Это условие необходимо для успешного проведения полового акта.

Из книги Философия Дао-любви автора Автор неизвестен

4. ПОЛОЖЕНИЕ «ЖЕНЩИНА СВЕРХУ» Из положения «на боку» можно быстрым и плавным вращением перейти в положение «женщина сверху». Это легко сделать на широкой постели или на большом матраце, положенном на пол, но ловкие пары могут проделывать его даже и на малом пространстве.

Из книги Брак под микроскопом. Физиология половой жизни человека автора Кинесса М З

3.21. О половом альтруизме Половой альтруизм - это стремление дать партнеру (партнерше) максималь ное наслаждение при половой близости. Альтруизм должен быть принципиальным стремлением каждого из супругов. Древнеиндийский трактат «Ветки персика» прямо требовал от

Из книги Этика блядства автора Лист Кэтрин А

Из книги Искусство любви автора Вислоцкая Михалина

Из книги Сексуальные «катастрофы» и как их избежать автора Протов Виталий

Это какой-то ужас – у меня при вагинальном сношении возникают такие боли… У этого явления есть научное название – диспаурения (или диспареуния). Вам от этого легче? Может быть, вам будет легче, если вы узнаете, что от диспауренией (болезненного сношения) страдают не только

Из книги Как доставить настоящее наслаждение женщине. Реализация сексуальных фантазий автора Ходсон Филлип

РАЗЛИЧИЯ В ПОЛОВОМ ВЛЕЧЕНИИ Считается, что половое влечение связано с половым гормоном тестостероном. Логично было бы ожидать, что у мужчин более высокий сексуальный тонус, чем у женщин, коль скоро в их эндокринной системе циркулирует значительно большее количество

Из книги Странности нашего секса автора Джуан Стивен

Тимофилия: богатство или высокое социальное положение Вы говорите, что поговорка «чем больше - тем лучше» особенно верна в том случае, если это сумма на банковском счете? В таком случае у вас есть повод похвастаться очередной парафилией. Тимофилия - это сексуальное

Из книги Дао любви - секс и даосизм автора Чжан Жолань

4. Положение женщина сверху Из положения бок-о-бок можно быстрым и плавным вращением перейти в положение «женщина сверху». Это легко сделать на широкой постели или на большом матрасе, положенном на пол, но ловкие пары могут проделывать это даже на излом пространстве. Это

Из книги Сексуальная жизнь женщины. Книга 2 автора Еникеева Диля

Глава 1. СЕКСУАЛЬНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ПАРТНЕРОВ Многие пары не совпадают по своему темпераменту и сексуальным потребностям. В разные возрастные периоды эта пропорция может меняться.В молодом возрасте инициатива по интимной близости обычно исходит от партнера. У юношей

Из книги 100 половых партнеров: приятно и безопасно автора Колосова Светлана

Глава I. Хорошо или плохо иметь 100 половых партнеров Еще совсем недавно в обществе было принято считать связи вне брака запрещенными, и если кто отваживался на подобный шаг, бывал моментально выслежен, обезврежен и заклеймен. Его действия считались глубоко аморальными и

Из книги Как раскрутить "клиента" на деньги автора Андреева Юлия

Глава I. Классификация сексуальных партнеров Мужчин на свете великое множество – и каждый представляет собой нечто особенное и настолько отличное от остальных людей, что порой трудно подвести их под одну какую-то общую классификацию. Но одно совершенно ясно: каков

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

9.4.2. Различное социальное положение Держите ушки на макушке: все девушки - ловушки. А. Смир В курилке одного научно исследовательского института смех, молодой программист рассказывает анекдоты, и пара практиканток покатываются со смеху. В разгар веселья в курилку

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

Из книги Ты как-нибудь так... [основы безопасности половой жизнедеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Существуют общие правила взаимодействия участников деловых бесед и коммерческих переговоров в зависимости от того, какое место за столом они занимают. Рассмотрим вначале расположение участников в условиях рабочего кабинета за прямым прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника:

1) угловое расположение,

2) позиция делового взаимодействия,

3) конкурирующе-оборонительная позиция и

4) независимая позиция.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской непринужденной беседой (рис. 1).

Рис. 1. Позиция углового расположения

Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При этом расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Рис. 2. Позиция делового взаимодействия

Положение собеседников друг против друга обычно создает атмосферу соперничества (рис. 3).

Рис. 3. Конкурирующе-оборонительная позиция

Такое расположение собеседников способствует тому, что каждая сторона придерживается своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Люди занимающие такое положение за столом в том случае, если они находятся в отношении соперничества или когда один из них делает выговор другому. Если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях служебной субординации.

Каким бы бизнесом вы не занимались, следует знать, что конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседника, не создает непринужденной атмосферы. Большее взаимопонимание будет достигнуто в угловом положении и в позиции делового сотрудничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.

Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать угловую позицию при предъявлении своего материала. Предположим, вам нужно предъявить образец, схему или книгу на рассмотрение человеку, сидящему напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите, то, что вы хотите предъявить на центральную линию стола. Если он наклонился вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не придвигает его к себе, это значит, что ему ваш товар малоинтересен. Если же он придвинет его на свою сторону, то это означает, что проявил к нему интерес. Это дает возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять угловую позицию или позицию делового сотрудничества. Однако если он оттолкнет то, что вы ему принесли, значит, сделка не состоится и нужно как можно быстрее заканчивать разговор.

Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую позицию (рис. 4).

Чаще всего занимают такое положение посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в случае, когда требуются откровенная беседа или заинтересованные переговоры.

Рис. 4. Независимая позиция

При рассадке участников официальных приемов надо учитывать психологический аспект. В рабочих кабинетах столы часто ставятся буквой "Т". Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Посетителя предлагают сесть за стол, во главе которого находиться хозяин данного кабинета. Сразу проявляется отношение доминирования. Порой доминирование стремятся подчеркнуть. Иногда хозяин кабинета выступает на равных с собеседником. В этом случае, если позволяет площадь кабинета, можно поставить отдельно стол для переговоров. Он может использоваться и для совещаний с подчиненными, если руководитель хочет держаться "на равных" с подчиненными.

Существенно влияет на создание психологического климата не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для подчеркивания отношений субординации. Здесь отношения сотрудничества скорее устанавливаются с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем от человека, который сидит справа от вас, будет исходить больше внимания, чем от человека слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать сидящий напротив.

За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим местом считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.

Не случайно существует выражение "беседа за круглым столом". Круглый стол подразумевает равноправие участников, неформальный характер встречи, свободный обмен мнениями и взглядами. Беседа за журнальным столиком носит еще более неформальный, неофициальный характер.

Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, коммерческих переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся. Круглый стол чаще используется для создания непринужденной атмосферы и хорош в случае если нужно достигнуть соглашение.

Для проведения деловых переговоров нужно не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать наибольший психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш гость сидел спиной к стене. Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхание, сердцебиение и мозговое давление, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной постоянное хождение. Кроме того, напряжение возрастает, когда спина человека повернута к входной двери или окну, особенно если это окно первого этажа.