Приход троицкой церкви в ельдигино приглашает в гости. Чуть в стороне от царского пути В «татарском» селе

В 1638 г. село было во владении боярина (с 1638 г.), князя Юрия Андреевича Сицкого (ум. 1644).

В 1618-1622 гг. он на царских обедах "смотрел в большой стол и вина наряжал", в 1619-1620 гг. был рындой при приёмах посла бухарского хана, шведского посланника и посла китайского богдыхана, в 1620, 1633 и 1635 гг. - возницей у царя в поездках на охоту и на богомолье.

В 1635 г. он - чашник, в 1638 г. боярин, в 1639 г. воевода в Астрахани.

В 1640 г., как наместник Нижегородский, принимал датского посла, в 1642 г. - воевода в Веневе, в 1642-1643 гг. присутствовал в Разбойном приказе.

В 1643 г. князь Сицкий встречал датского королевича Вальдемара. Князь был женат на Фетинии Владимировне, урождённой княжне Бахтеяровой-Ростовской. После смерти мужа она владела селом и построила новую церковь.

В 1651 г. была мамкой царевны Евдокии Алексеевны, а затем приняла монашество и схиму в Вознесенском монастыре в Московском Кремле с именем Феодосии, скончалась в 1672 г.

В 1904 г. Арманд вступила в РСДРП. Владимир, по отзыву его знавших, редкой души человек, хорошо образованный, сопровождап Инессу в ссылки, заботился о ней. Потерял здоровье и в 1909 г. умер. В том же году Инесса Арманд познакомилась с В.И. Лениным и стала близким ему человеком.

Арманды любили Инессу и сохраняли добрые чувства к ней до конца дней, но она принесла им много горя.

Развод Инессы с Александром не был оформлен, детей воспитывали вместе, постоянно переписывались, Александр вносил залог и выручал Инессу из тюрьмы, куда она попадала за революционную деятельность, помогал налаживать подпольную работу в Пушкино.

В 1907 г. Евгений Евгеньевич Арманд с супругой посещали содержавшуюся под стражей в Пречистенском полицейском доме невестку. В годы первой революции Александр оставил работу в земстве и городской Думе. В японскую войну он был на Дальнем Востоке уполномоченным по заведованию санитарным отрядом г. Москвы. Во время декабрьского восстания доставил восставшим партию оружия.

В 1907 г. стал директором Пушкинской фабрики, в 1908 г. арестован и сидел около трёх месяцев в Таганской тюрьме по обвинению в организации на своей фабрике забастовки. По выходе из тюрьмы уехал со старшими сыновьями во Францию, где учился красильному делу (1909-1910). По возвращении в Россию работал на фабрике в красильном отделении. Вернувшаяся нелегально в Россию Инесса была арестована в 1911 г. А.Е. Арманд внёс за неё залог и помог скрыться за границу.

В 1915 г. он работал в Земском союзе заведующим авторемонтным заводом, после Февральской революции ушёл с завода.

В 1918 г. по приглашению рабочих трудился на том же заводе выборным заведующим.

В 1918 г. из-за невозможных квартирных условий и болезней членов семьи переехал на жительство в Алёшине

С 1918 г. Инесса Арманд возглавила отдел работниц при ЦК РКП(б). Осенью 1920 г. её послали на лечение на Северный Кавказ, где она заболела холерой и умерла, похоронена на Красной площади в Кремлевской стене.

Анжелика Балабанова, секретарь Коминтерна, так описывала свои впечатления от похорон Инессы Арманд: "Я искоса поглядывала на Ленина. Он казался впавшим в отчаяние, его кепка была надвинута на глаза. Небольшого роста, он, казалось, сморщился и стал ещё меньше. Он выглядел жалким и павшим духом. Я никогда ранее не видела его таким. Это было больше, чем потеря "хорошего большевика" или хорошего друга. Было впечатление, что он потерял что-то очень дорогое и очень близкое ему и не делал попыток маскировать это... Его глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах. Всякий раз, как движение толпы напирало на нашу группу, он не оказывал никакого сопротивления толчкам, как будто был благодарен за то, что мог вплотную приблизиться к гробу".

В 1937 г. храм был закрыт, использовался как склад.

В 1992 г. возвращён верующим и восстановлен.

В нескольких километрах от Ельдигина находится с. Семёновское, в котором до 1970-х гг. стояла деревянная церковь Богоявления, построенная в 1673 г. на пустоши Подберезники рядом с с. Архангельское-Тюриково (с. Новоархангельское Мытищинского района). Церковь относится к типу "клетских".

В начале XVIII в. в Архангельском построили новую, а старую отдали на "погорелое место" в с. Семёновское.

В XIX в. сруб обшили тесом, к трапезной пристроили колокольню, храм покрыли железом.

В 1970-х гг. и сама церковь вывезена в Воскресенский НовоИерусалимский монастырь , в Музей деревянного зодчества, и перестроена до неузнаваемости (сломана колокольня, пристроены галерея и новая глава.

На дороге из Ельдигина в Тишково, при слиянии рек Олыианки и Вязь, в д. Раково в 1896 г. архитектором Борисом Николаевичем Шнаубертом (1852-?) на средства семьи Арманд была построена каменная часовня (разрушена в советское время).

Селу Ельдигино 500 лет. Здесь сложился дружный активный приход, который скоро отметит юбилей храма — 280 лет! Название села связано с фамилией Елдегиных, известных митрополичьих подданных, служивших митрополичьему дому из поколения в поколение. В купчей грамоте за 1525 г. указывается, что Елдегиными половина этого села была продана митрополиту Даниилу. Фамилия же их вятского происхождения от «елдыжить», что значит «спорить».

Расположено это старинное село на обоих берегах реки Вязи. Проживает здесь свыше 1000 жителей. Достопримечательность этих мест - усадьба князей Куракиных, впоследствии проданная промышленнику Арманду. От нее остался умирающий липовый парк 18 века с прудами и руины храма Святой Троицы , построенного в традициях раннего петровского барокко в 1735 г: Стены его были расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи. Службы в храме совершались до 1937 г., затем храм закрыли и использовали как склад.


С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный - таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку.

Первую Троицу встречали под зонтиками и, поскольку крыши не было, дождик щедро поливал всех прихожан. Зато Пасху пели около жаркой печки «буржуйки». Людей – полный храм. Батюшка очень переживал: пола-то нет! Стоит народ на остатках подвальных сводов, как на островках, в руках свечи – необычайно торжественно при свете свечей все вокруг преобразилось, словно нет никакой разрухи и мы в 18 веке…

Постепенно стараниями настоятеля, прихожан, спонсоров и строителей храм поднялся из руин. Для такого села храм огромен, а приход небольшой, средств не хватает. Ведь храм требует еще ремонта, и нужна постоянная поддерживающая реставрация.

Несмотря на трудности, богослужения совершаются регулярно. Действует Воскресная школа «Фавор» с миссионерским отделом, социальной службой и молодежным клубом, наряду с взрослым клиросом появился детский хор, посажен сад, организуются летние семейные лагеря. На базе Воскресной школы сформировался детский экологический отряд, который объявил войну мусору во всем поселении. Идею экоотряда подхватила и Ельдигинская средняя школа, которая находится в тесном сотрудничестве с Воскресной школой. Так что с 2006 г. стали возможными интегрированные уроки по истории и литературе с углубленным изучением православной культуры.


При храме действует отдел помощи малоимущим. На праздник Рождества Христова - и это уже традиция - силами Воскресной школы и клироса устраивается елка с подарками для детей, а во время колядования, которое устраивает молодежь клироса обязательно один из дней посвящается посещениям болящих и стариков, которым также вручаются подарки.

В Ельдигино сохранено сельское хозяйство - ЗАО «Зеленоградское», есть своя ферма, молочный заводик, картофельные и кукурузные поля. Есть в селе школа, детский сад, дом культуры, чебуречная, кафе, гостиница, 5 магазинов. В общем, все условия для нормального проживания. От Москвы село находится совсем недалеко, около 60 км по Ярославскому шоссе. Приход очень дружный. Но что рассказывать, приезжайте в гости - все сами и увидите! Через эту местность проходит много пеших и велосипедных маршрутов, так как с Пестовской гавани открываются очень живописные пейзажи.

Добраться до села из Москвы можно на общественном транспорте с Ярославского вокзала до станции Правда, далее автобусом №25 или №32. На машине можно доехать по Ярославскому шоссе до указателя «Правда» через ж/д переезд до Ельдигино. Либо по Ярославскому шоссе до указателя «Зеленоградская» через ж/д переезд до Ельдигино.

Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князем Александром Борисовичем Куракиным по обещанию отцу своему Борису Ивановичу Куракину. Усадьбой Ельдигино княжеский род Куракиных владел более ста пятидесяти лет, начиная с 1662 г. Многие представители этого аристократического рода, восходящего по преданию к литовскому князю Гедемину и киевскому князю Владимиру Святому, были европейски образованы и вошли в историю, благодаря ярким дипломатическим дарованиям.
Достоин упоминания тот факт, что уже в XVI в. Куракины имели свое семейное древлехранилище, помещавшееся сначала в их кремлевских хоромах, стоявших на месте Большого Кремлевского дворца, затем в новом доме на Большой Лубянке, а впоследствии - при родовой усадьбе на Новой Басманной улице.


Князь Борис Иванович был выдающимся дипломатом и писателем своего времени. С 1684 г. он владел усадьбой Ельдигино, доставшейся ему от деда – князя Григория Семеновича Куракина, который был близок к царю Алексею Михайловичу, состоял воеводой г. Севска, а в 1662-1663 гг. отражал нападение крымских татар и принимал участие в последующих службах на южной окраине России. В то время в Ельдигино при нем стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, старая и ветхая, с пределами св. пророка Илии и прп. Макария Желтоводского, да при дворе вотчиниковом – церковь св. мученицы Анастасии Узорешительницы, а при церквах – поп Федор да дьячок Григорий Андреев.

После смерти деда князь Борис Иванович приводит имение в надлежащий порядок, а на месте ветхой церкви строит новую, деревянную, с сохранением прежнего названия. В этом же году, по прошению князя, в синодальном казенном приказе значится разрешение Куракину на постройку новой церкви. Для этого Борис Иванович из своей вотчины отвел тридцать десятин земли и сенные покосы. В 1727 г., находясь за границей, князь умирает в Париже и в духовном завещании передает деньги в сумме двадцати тыс. рублей.

Итак, выполнив завещание отца, наследник вотчины сын Александр строит великолепный каменный храм во имя Живоначальной Троицы с пределами св. пророка Илии и св. великомученицы Анастасии. В том же 1735 г. храм был освящен.

В 1842 г. владельцем усадьбы, советником Любимовым, к храму пристраивается колокольня, а в 1877 г. усадьба продается почетному гражданину фабриканту Евгению Евгеньевичу Арманд.
Купив усадьбу, новый владелец сразу занялся приведением ее в порядок. Была заново окрашена кровля храма, а в 1883 г. стены его были расписаны в духе академического направления русской религиозной живописи, богослужения совершались постоянно до 1937 г., затем храм был закрыт и использовался как склад.

С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный – таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку.

Миром Господу помолимся!..

Начало всех начал – молитва вновь зазвучала под обвалившимися сводами.

Первую Троицу встречали под зонтиками и, поскольку крыши не было, дождик щедро поливал всех прихожан. Зато Пасху пели около жаркой печки «буржуйки». Людей – полный храм. Батюшка очень переживал: пола-то нет! Стоит народ на остатках подвальных сводов, как на островках, в руках свечи – необычайно торжественно при свете свечей все вокруг преобразилось, словно нет никакой разрухи и мы в XVIII веке…

В 1994 г. вышла в свет первая приходская газета под названием «Приходские вести», открылась Воскресная школа.

Постепенно стараниями настоятеля, прихожан, спонсоров и строителей храм поднялся из руин. Выросла Воскресная школа, наряду с взрослым клиросом появился детский хор.

С 2002 г. начала действовать библиотека и видеокласс, стало возможным для детей устраивать летний лагерь дневного пребывания. На базе Воскресной школы сформировался детский экологический отряд, который объявил войну мусору во всем поселении. За свои труды от администрации села Ельдигино ребята были награждены экскурсионными поездками. Идею экоотряда подхватила и Ельдигинская средняя школа, которая находится в тесном сотрудничестве с Воскресной школой. Так что с 2006 г. стали возможными интегрированные уроки по истории и литературе с углубленным изучением православной культуры.

При храме также действует отдел помощи малоимущим. На праздник Рождества Христова - и это уже традиция - силами Воскресной школы и клироса устраивается елка с подарками для детей, а во время колядования, которое устраивает молодежь клироса обязательно один из дней посвящается посещениям болящих и стариков, которым также вручаются подарки.

С 1995 г., по просьбе командования военного городка Софрино-1 и проживающих в нем людей, батюшка принял окормление и этого населенного пункта. В хлебном магазине начала действовать церковная лавка, прямо в магазине батюшка беседовал с жителями, отвечал на вопросы, советовал, утешал. Все требы совершались в солдатском клубе и на дому. С 1996 г. назревал вопрос о строительстве храма, но финансовый кризис подорвал возможности потенциальных спонсоров, и сил хватило только на сторожку, куда впоследствии перенесли церковную лавку. Здесь же организовалась Воскресная школа сначала для взрослых, а позднее и детская. А недавно был ископан колодец, где служатся молебны. Анализ же воды показал, что вода чистейшая, как в природном источнике.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в настоящее время начато строительство приписного храма во имя благоверного князя Димирия Донского.

Адрес и телефон храма: Московская обл., Пушкинский р-н, с. Ельдигино. Тел.8-496-531-43-30

Как доехать общественным транспортом: От. ст.Правда Ярослав.ж.д. авт.№ 25,32 до ост. Ельдигино. От ст. Зеленоградская Ярослав.ж.д. авт.№ 37 до ост. Ельдигино.

Как доехать на машине: По Ярославскому шоссе до указателя "Правда" через ж/д переезд до Ельдигино. Либо по Ярославскому шоссе до указателя "Зеленоградская" через ж/д переезд до Ельдигино.

Расписание богослужений: Воскресные и праздничные дни:

Вечернее богослужение в 16:00

Утреннее богослужение в 8:00

С 1877 г. – Ельдигино во владении фабрикантов Армандов.

Е.И. Арманд - крупный российский капиталист, получивший от царя звание "Почетный гражданин Российской империи". Этот обрусевший француз стал владельцем огромной территории от современного поселка Правдинский до г. Дмитрова.

Главой торгового дома «Е. Арманд с сыновьями» был Евгений Евгеньевич Арманд. За одного из его детей, Александра Евгеньевича, и вышла замуж Инесса Стеффен, когда ей исполнилось19 лет. Венчание состоялось в Никольской церкви села Пушкино в 1893 году. Этот микрорайон и носит отныне имя Арманд.

Отцом Инессы был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен - он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года (есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффе-ном). Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову без средств. Натали ушла со сцены и кормила семью, давая уроки пения. Но денег не хватало, и старших дочек - Инессу и Рене - отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов - преподавала музыку и французский язык. Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына - Александр, Владимир и Борис. Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инесса свободно говорили на трех языках - французском, английском и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было прекрасное образование - недаром их воспитывала тетка-учительница. Инесса в 17 лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были на редкость хорошенькими и обладали французским шармом и обаянием, редким у русских девушек.

Братья Арманд не устояли. Александр увлекся Инессой, а младший Борис - Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания... Но родители юношей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами и полюбили Рене и Инессу, как родных дочерей. Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг был на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару.