Примеры эссе по обществознанию егэ социология. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: пример эссе по обществознанию. Эссе по политологии

Под эссе понимается литературный жанр небольшого объёма и свободной композиции. Эта письменная форма была введена в ЕГЭ, как средство аттестации и оценивания учащихся. В прозаическом сочинении экзаменуемому следует выразить собственные соображения и впечатления по сформулированной проблеме. Для того чтобы понять, как писать эссе по обществознанию, необходимо правильно организовать свою образовательную деятельность и тренироваться над этим заданием систематически.

В процессе подготовки следует научиться анализировать содержание текста; проверять стиль, логичность и последовательность изложенного материала; работать с окончательным вариантом и вносить в него важные поправки. Изучение протекает по пяти блокам (человек и общество; социология, экономика, политика и право), каждый из которых будет отражён в контрольно-измерительном материале.

Как писать эссе по обществознанию - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внедряет нововведения в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию. В 2018 году незначительно изменились требования и система оценки обществоведческого сочинения (задания 29).

Рассмотрим поправки на конкретных примерах:

  1. Форма осталась прежней - мини-сочинение.
  2. Термин «проблема», которую освещает автор высказывания, заменён на слово «идея». В этом не видится принципиальных различий. Речь также будет вестись о соображениях, которые возникают при уяснении цитаты мыслителя.
  3. Более однозначно сформулировано требование осветить несколько идей, если они заложены в высказывании автора. В демоверсии 2017 года это описывалось выражением «при необходимости…».
  4. По-прежнему оценивается два примера из разнообразных источников.
  5. Строже высказано притязание на развёрнутый аргумент и его явную связь с идеей обозначенной цитаты.

Из этого следует, что объем эссе, претендующего на высокий балл, подвергнется увеличению (примеры потребуется подробней разворачивать, идей нужно выделять несколько ). Сочинение начинает постепенно уходить от жанра лёгкой и прозрачной композиции, когда не обязательно досконально раскрывать пример, достаточно озвучить идею.

Плюс ко всему, изменились критерии оценки написанного экзаменуемым материала. Появилось положение о корректности использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.

Например, если учащийся напишет, что репродуктивная функция семьи состоит в воспитании детей, что стратификация есть перемещение индивида в социальной структуре, то он получит 0 баллов по этому основанию, так как его теоретические доводы некорректны.

Во всем остальном КИМы 2017 и 2018 года сходны.

Структура и содержание эссе

Форма мини-сочинения предоставляет простор для творческой мысли, субъективности и художественной изобразительности.

Однако в практике оценивания задания №29 сформировалась особая строгость, точность и взвешенность, которая вытекает из структуры и содержания написанного материала.

Окончательный вариант эссе на высокий балл должен включать в себя следующие составные части:

  1. Цитата. Одно из пяти предложенных высказываний автора, по которому экзаменуемый предпочёл выразить свою позицию. Для этого необходимо выявить, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая мыслителем проблематика и оценить собственные знания по ней.

    В работе могут быть использованы цитаты и высказывания мыслителей

  2. Проблема (тема), поднятая мыслителем, её актуальность. Она представляет собой субъективную авторскую позицию. Учащийся должен определить проблему и выразить свой личный письменный ответ на поставленный вопрос.

    Перечень тем по философии

    Предложенный перечень тем по экономике и социологии

  3. Смысл высказывания автора представляет его субъективное мнение по обозначенной проблеме. Экзаменуемый может поддержать предложенную идею полностью либо частично или вовсе опровергнуть её. В любом случае этот пункт должен быть явно отражён в прозаическом сочинении, так как в отношении него установлен чётко определённый критерий оценивания. Материал, написанный учащимся, без правильно понятого смысла будет оцениваться в 0 баллов.

    Смысл высказывания - субъективное мнение автора по обозначенной теме

  4. Собственная точка зрения. Это личное мнение экзаменуемого относительно поднятой проблемы. Высказываемое суждение должно отвечать признакам логичности и определённости. Оно протекает через весь текст и не может иметь противоречащих утверждений.

    Собственная точка зрения должна быть логичной и определённой

  5. Теоретическая аргументация. Обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). Они должны соответствовать той теме блока, по которой учащийся пишет эссе.

    Теоретическая аргументация должна обязательно соответствовать теме эссе

  6. Фактическая аргументация. Здесь допускаются два варианта: использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; обращение к эмпирическому опыту.

    При фактичской аргументации можно использовать примеры из истории или обратиться к эмпирическому опыту

  7. Вывод - логический итог рассуждения. Он не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования. При правильном написании следует в одном или двух предложениях осветить основные идеи аргументов и прийти к окончательному умозаключению, которому учащийся придерживался на протяжении всего эссе.

    В эссе должен быть логический итог

Таким образом, для написания эссе по обществознанию на высокий балл, следует прочитать все имеющиеся в задании №29 цитаты и определить их проблематику. В каждом высказывании понадобится найти ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?» и выбрать наиболее приемлемую тему .

Оценить свои силы можно мысленно, ответив на вопросы:

  • С какими основными обществоведческими теоретическими положениями соотносится предложенное высказывание?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть её?

После этого убедитесь, что вы владеете основополагающими понятиями того блока, к которому относится высказывание и понимаете его смысл.

Составьте предполагаемый план письменной работы, но не забывайте об ограничении экзамена по времени.

При соблюдении всех вышеописанных условий и регулярной тренировки над заданием №29, экзаменуемый гарантированно справиться с эссе.

Как оформить

Необходимо иметь в виду, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.


Дополнительными преимуществами по оценке задания №29 экспертами станет включение в него:

  • базовых сведений об авторе высказывания (например, «выдающийся немецкий экономист», «знаменитый русский мыслитель Золотого века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель рационального направления в философии» и др.);
  • указаний на вариативные способы решения заявленного вопроса;
  • описания разнообразных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению.

Прямо эти основания не отмечены в критериях оценивания, однако они продемонстрируют эрудированность экзаменуемого и его глубокую подготовку.

Также стоит помнить о том, что вашу работу будет оценивать эксперт. Плюсом будет запись текста в бланк ЕГЭ аккуратным почерком, систематизировано и без небрежных помарок .

Фразы-клише

Под фразами клише понимаются стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. При помощи этих речевых формул процесс написания эссе по обществознанию подвергается значительному упрощению.

Для первой части прозаического сочинения, при формулировке понимания высказывания, его проблемы и актуальности, отлично подойдут следующие фразы:

  • «В своём изречении автор имел в виду, что …»;
  • «Мыслитель пытался донести до нас мысль о том, что...»;
  • «Смысл предложенного высказывания заключается в том, что …»;
  • «Актуальность поднятой проблемы проявляется в том, что …»;
  • «Данный вопрос является актуальным в условиях …».

В последующем абзаце, для обоснования собственной позиции относительно высказывания, применяется ряд стандартных клише:

  • «Я полностью согласен с автором цитаты в том, что...»;
  • «Нельзя не согласиться с мыслителем обозначенного высказывания...»;
  • «Деятель был совершенно прав, утверждая, что...»;
  • «На мой взгляд, (писатель, философ, экономист) предельно точно отразил в своём высказывании картину современной действительности тем, что …»;
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я разделяю точку зрения мыслителя по поводу..., но с... не могу согласиться».

При теоретическом аргументировании используются выражения:

  • «Проанализируем предложенную автором мысль с точки зрения (экономической, правовой, социологической) теории …»;
  • «Обратимся к теоретическому осмыслению высказывания …»;
  • «В (социологической, политической, философской) науке данное высказывание имеет свои основания …»;
  • «Предложенная цитаты имеет глубокое обществоведческое обоснование …»;
  • «Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций …»;
  • «В учебном курсе обществознания (права, политология и т.д) …»;

В части отбора фактов, примеров из общественной жизни и эмпирического социального опыт применяются фразы:

  • «Приведём обоснование из общественной жизни, подтверждающие мою мысль …»;
  • «На основе личного опыта, (по рассказам моих родителей, одноклассников …) обстоятельства говорят об обратном …»;
  • «Симпатизирующая мне позиция подтверждается примерами из жизни …»;
  • «Обратимся к похожим ситуациям в (истории, литературе, кинематографе) …»;
  • «Подтверждение цитаты мыслителя мы встречаем на каждом шагу …»;

В заключении применяются следующие речевые клише:

  • «На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что …»;
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что …»;
  • «Заканчивая работу, можно утверждать, что …»;
  • «Таким образом …»;

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что следует избегать злоупотребление такими избитыми фразами. Хотя при написании эссе они помогают формулировать мысли и чётко разграничивать текст. Будет лучше, если вы не будете брать большого количества клише в готовом виде, а поменяете их, сохранив смысл .

Критерии оценки эссе по обществознанию

В общем за мини-сочинение можно было получить 6 первичных баллов, которые оцениваются по следующим критериям:

  1. Раскрытие смысла высказывания. При этом должна быть верна выделена одна или несколько идей, содержащихся в высказывании автора. За это экзаменуемому полагается 1 первичный балл. За нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения. Оценивается в 2 балла максимально, если прослеживается связанная цепочка теоретических рассуждений и построений. Отдельные, не связанные в единую картину положения, но относящиеся к теме, оцениваются лишь 1 баллом. Не относящиеся к теме 0 баллов.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Этот критерий даёт учащемуся 1 балл за отсутствие ошибок в теоретических построениях и терминах. Не оценивается баллами, если прослеживаются теоретические неточности.
  4. Качество приводимых фактов и примеров. Два примера должны быть явно связаны с выбранными положениями и тезисами, а также развёрнуты. Тогда экзаменуемый получит максимальный балл по этому критерию - 2. При одном расписанном примере только 1 балл. Полное отсутствие примеров - 0 баллов.

В Едином государственном экзамене по обществознанию эссе является самым ценным заданием в балловом эквиваленте. Этому творческому сочинению следует уделить повышенное внимание и заниматься частой тренировкой над ним.

Чтение дополнительной литературы по праву, философии, социологии, экономики и политологии значительно поможет подобрать правильную аргументацию и наиболее полно раскрыть предлагаемую проблему. Уяснение критериев оценивания будет способствовать указанию в эссе требуемых пунктов и получению максимального балла.

Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. Я. Л.Коломенский

Своей цитатой Коломенский подчеркивает влияние потребностей на саморазвитие личности и придание ей общественно значимого характера.

На формирование личности как индивида с социально значимыми чертами оказывают влияние многие факторы, в том числе и потребности. Что же это такое?

В социологии под потребностями принято понимать осознаваемую человеком нужду в чем-либо. На первых фазах развития человеческого общества потребности были просты и сводились к поддержанию своего организма и безопасности. По мере усложнения социальной организации они расширялись, видоизменялись и корректировались. Они выступали побудительным мотивом деятельности человека.

В социологии принято подразделять потребности на биологические, социальные и идеальные или духовные. Классификаций потребностей множество. Они могут подразделяться по сферам жизни общества(материальные, социальные, духовные), по субъекту (индивидуальные, коллективные, групповые), по степени значимости для индивида и общества- мнимые или подлинные. В них отражается само отношение индивида и совокупность ценностей, корректирующих эти потребности.

Наиболее известной является пирамида потребностей по А.Маслоу. В ее основу американский социолог положил физиологические и экзистенциальные (в безопасности, комфорте) потребности. Более высокий уровень отвел социальным, связанным с экзистенциальными, обеспечивающими индивиду возможность благоприятного психологического контакта и коммуникации в социальной группе. Далее следуют престижные, позволяющие достичь успеха в жизни, сделать карьеру, повысить социальный статус. И, наконец, потребности в в самоактуализации, когда индивид стремится максимально раскрыть собственное «я», достичь счастья в духовном самосовершенствовании, понять смысл жизни.

Общественные нормы и ценности накладывают на человека, стремящегося удовлетворить потребности, особый отпечаток. В человеческом сообществе даже биологические потребности социально окрашены. Мы не можем вести себя, как животные: предпочитаем питаться здоровой пищей, жить в условиях чистоты, одеваться в одежду по сезону и в зависимости от характера деятельности, справлять нужду в специально отведенных местах.

Мысль Коломенского направляет нас к пониманию того, что потребности корректируются социальными нормами и поддерживаются социальными институтами. Насколько личность сумела эти нормы усвоить и подчиниться требованию социального института, настолько она востребована. Общественная польза, таким образом, выражается в умении индивида приспособить свои потребности(вызванные неудовлетворенностью) к правилам жизни той социальной группы, к которой он принадлежит.

Возьмем, для примера, нашу футбольную команду, которая, с удивлением для многих, с успехом выступала на ЧМ-2018. Потребность доказать болельщикам страны, что российский футбол не умер, заставила команду, тренерский состав работать без устали до и в ходе матча. В итоге команде впервые в российской футбольной истории удалось выйти в ¼ финала и этим снискать поддержку и всеобщую любовь болельщиков страны. Удивительно, но за матчем следили даже те, кому футбол не интересен. Значит, социальные и престижные потребности команды совпали с потребностями всего футбольного сообщества, гордого тем, что российская команда показала себя на чемпионате не как аутсайдер.

Но не всегда потребности личности совпадают с потребностями общества, его ценностями и нормами. Тогда применяются жесткие санкции к нарушителям.

Достаточно вспомнить жадность, стяжательство и стремление к всевластию старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Желание жить за чужой счет, удовлетворять свои низменные потребности, помыкая другими, для героини сказки завершились провалом. Не знавшая меры, она в буквальном смысле слова оказалась у разбитого корыта.

Поднятая Коломенским проблема, в которой отражена соизмеримость собственных потребностей с запросами общества и его ценностями, всегда будет актуальной, поскольку человек не может жить вне социальной среды и игнорировать социальные нормы. В свою очередь, развитие потребностей самих индивидов содействует развитию общества в целом и выработке новых норм и ценностей. А значит, этот процесс обоюдный.

Используйте при подготовке и написании эссе () список возможных тем.

Темы разбиты по блокам:

  1. Философия
  2. Социальная психология
  3. Экономика
  4. Социология
  5. Политология

Темы эссе по философии

  • «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
  • «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс
  • «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н. Пирогов
  • «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр
  • «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто
  • «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан
  • «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир
  • «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп
  • «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел
  • «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев
  • «Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер
  • «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг
  • «Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер
  • «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен
  • «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете
  • «Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
  • «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
  • «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский
  • «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека
  • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
  • «Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас
  • «Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель
  • «Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель
  • «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше
  • «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
  • «Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
  • «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм
  • «Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев
  • «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В. Шукшин
  • «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон
  • «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте
  • «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица
  • «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу
  • «Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак
  • «Что бы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем
  • «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
  • «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ
  • «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
  • «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д. Дидро
  • «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н.А. Бердяев
  • «Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне
  • «В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский

Темы эссе по социальной психологии

  • «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
  • «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
  • «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
  • «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
  • «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
  • «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
  • «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
  • «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
  • «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
  • «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
  • «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
  • «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
  • «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
  • «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
  • «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
  • «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
  • «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
  • «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
  • «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
  • «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
  • ними общего». Д. Рескин
  • «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
  • должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
  • «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
  • «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
  • «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
  • «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
  • «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
  • «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
  • «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
  • «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
  • «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
  • «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
  • «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
  • «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
  • «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
  • «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
  • «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
  • «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи

Темы эссе по экономике

  • «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
  • «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
  • «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
  • «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
  • «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
  • «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
  • «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
  • «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
  • «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
  • «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
  • «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
  • «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
  • «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
  • «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
  • «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
  • «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
  • «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
  • «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
  • «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
  • «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
  • «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
  • «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
  • «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
  • «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
  • «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
  • «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
  • «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
  • «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
  • «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
  • «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
  • «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
  • «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
  • «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
  • «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
  • «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
  • «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
  • «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
  • «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
  • «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
  • «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
  • «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
  • «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
  • «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
  • «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте

Темы эссе по политологии

  • «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». П. Буаст
  • «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». Г.Б. де Мабли
  • «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». Ф. Бурлацкий
  • «Политика по существу – это власть: способность достичь желаемого результата, какими бы то ни было средствами». Э Хейвуд
  • «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из того, что претит». О.Бисмарк
  • «Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью». Платон
  • «Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре». У. Шекспир
  • «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать». Маркиза де Помпадур
  • «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна». А.П. Сумароков
  • «Самая губительная ошибка, которая когда-либо сделана в мире, - это отделение политической науки от нравственной». П. Шелли
  • «Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими». Ж. Лабрюйер
  • «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». Г. Моргентау
  • «Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». С. Верба
  • «Отличия государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения». У. Черчилль
  • «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». К.П. Победоносцев
  • «Государственная власть – есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф. Шершеневич
  • «Государство – территория власти». А. Круглов
  • «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». Н. Макиавелли
  • «Чем более развито государство, тем более оно удалено от общества». В.Б. Пастухов
  • «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». В. Гумбольдт
  • «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Б. Чичерин
  • «Государственным благом является справедливость». Аристотель
  • «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которое оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» И. Этвеш
  • «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов». Б. Кистяковский
  • «Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости». А. Сталь
  • «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». Т. Джефферсон
  • «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве». О. Фронтингем
  • «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». Вольтер
  • «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность». Н. Казинс
  • «Демократия означает не то, что люди действительно управляют, а только то, что они имеют возможность избирать правителей». Й. Шумпетер
  • «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». К. Поппер
  • «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». Ш.-Л. Монтескье
  • «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если их нет налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает». И. Ильин
  • «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество». И. Ильин
  • «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». Саади
  • «Если бы люди надеялись найти для себя лучшие условия в тираническом государстве твердой руки, они кинулись туда опрометью» Ф. Гвиччардини
  • «Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это судья без суда и закона». Ю. Крижанич
  • «Тоталитаризм – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». И. Ильин
  • «Во главе его (тоталитаризма) маршируют самые безжалостные, те, кому нечего терять, кому война – мать родная, а гражданская война – отчизна». К. Хейден
  • «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие». И. Ильин
  • «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, без которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою». И. Ильин
  • «Свобода гражданина есть основание правового государства». Роберт фон Моль Правоведение
  • «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти». Б.П. Вышеславцев
  • «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, чем совершеннее право». И.А. Ильин
  • «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». М. Бакунин
  • «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти». И. Кант
  • «Правозаконность – одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но отлаженным юридическим механизмом ее реализации». Ф. Хайек
  • «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». Изречение из римского права «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». Б. Чичерин
  • «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский
  • «Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку». И. Ильин
  • «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему». Ж. Маритен
  • «Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон». Н. Шамфор
  • «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». Демокрит
  • «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает». В. Швебель
  • «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». Сократ
  • «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон». Латинское юридическое изречение
  • «Намерение должно подчиняться законам, а не законы намерениям». Латинское юридическое изречение
  • «Презумпция действует до тех пор, пока не доказано обратное». Латинское юридическое изречение
  • «Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты». Латинское юридическое изречение
  • «В старину говорили, что закон со свободою живут как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя». Н.М. Карамзин
  • «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». Н.М. Карамзин
  • «Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защищать его». Т. Маколей
  • «Закон – это не паутина, сквозь, которую крупные мухи пробиваются, а мелкие застревают». О. Бальзак
  • «Законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Ш. Монтескье
  • «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». Вольтер
  • «Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого». Ш. Монтескье
  • «Жестокость законов препятствует их соблюдению». Ш. Монтескье
  • «Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя». Г. Гейне
  • «Плохие законы – худший вид тирании». Э. Берк
  • «Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». П. Кребийон
  • «Право – понятие не логики, а силы». Р. Йеринг
  • «Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость». Т. Рузвельт
  • «Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» И. Ильин
  • «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». Ш. Монтескье
  • «Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». Р. Йеринг
  • «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права
  • «Законодатель должен мыслить, как философ, а говорить, как крестьянин». Г. Еллинек
  • «Цель наказания – не мщение, а исправление». А.Н. Радищев
  • «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг
  • «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». Л. Толстой
  • «Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Т. Гоббс
  • «Позволено, а потому не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей». Г.Гегель
  • «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Платон
  • «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии». Ас-Самараканди
  • «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер
  • «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон
  • «Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадывание казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием». Ф. Ларошфуко
  • «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает». С. Лец
  • «Реформу нравов следует начинать с реформы законов». К. Гельвеций
  • «Несправедливые законы не создают право». Цицерон
  • «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Ж. Даламбер

Темы эссе по социологии

  • «Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н. Шевелев
  • «Семья – это кристалл общества». В. Гюго
  • «Семья более священна, чем государство». Пий ХI
  • «Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев
  • «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев
  • «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев
  • «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев
  • «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев
  • «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго
  • «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром
  • «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт
  • «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон
  • «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев
  • «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын
  • «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев
  • «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран
  • «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр
  • «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н.Гумилев
  • «Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев
  • «Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс
  • «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж.Ренан
  • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр
  • «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо
  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг
  • «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд
  • «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С. Кон
  • «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон
  • «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон
  • «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж. Ваньер
  • «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э. Гидденс
  • «Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э. Дюркгейм
  • «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд
  • «Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет
  • «Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев
  • «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль
  • «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр
  • «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон
  • «Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш. Лемель
  • «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э. Сервус
  • «Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо
  • «Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант
  • «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф
  • «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Действительно, не каждый абитуриент обладает литературными талантами и может в полной мере проявить свои творческие способности в ограниченное время в нужном месте — здесь и сейчас! Смотрите наш пример эссе по обществознанию.

Вспомним, что на экзамен ЕГЭ по обществознанию, согласно , отводится почти четыре часа. Отнимаем не менее 0,5 часа на работу с чистовиком части 1, не менее 1 часа на работу с черновиком, не менее 1 часа на работу с частью 2. Что остается? Всего 1,5 часа на ТВОРЧЕСТВО. Поэтому, получив цитату работать нужно точно и четко, выполняя КРИТЕРИИ проверки!

Всего 1 час на творчество!
Знание шаблона и реальных примеров — ключ к успеху! Готовьтесь сегодня!

Выигрывают знающие различные подходы к эссе!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяется!

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из

Один из шаблонов написания эссе мы уже осветили в . Сегодня приведем еще один. Чем больше шаблонов Вы имеете в запасе, тем больше Ваши шансы успешно справиться с этим заданием ЕГЭ! Рассматриваем еще один пример эссе по обществознанию.

Вот обсуждаемое сегодня проблемное высказывание:

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Сразу выполняем критерии!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт:

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

Показываем свою ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ. Это один из тех мыслителей, фразы которых наиболее часто предоставляются для обсуждения (наряду с Черчиллем, Аристотелем, Вольтером, Франклином, Пушкиным). Думается, знать некоторую информацию об этом деятеле нужно.

Великий немецкий философ, композитор XIX века, автор трудов «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», теории СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Один из наиболее спорных мыслителей в истории.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Демонстрируем свое внимание к истории, интерес, проявленный к цитате. Затем, идем через знание личности автора:

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Из курса обществознания известно, что человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Жизнь — это форма активности любого существа, у человека проявляющаяся в деятельности. Деятельность человека, в отличение от других животных целеполагательная, а не инстинктивная. Поэтому, задавая вопрос о том, «зачем» жить человеку, он имеет ввиду цель его жизни.

Раскрываем смысл цитаты на историческом примере — условия жизни ужасные (боль, слепота), а цель достигнута! Показываем знание основных обществоведческих терминов, необходимых для рассуждений по этой цитате — (переходим к критерию 2).

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государств XX века, фашизма.

  • Frizzle Fraz 2

    Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

  • Влад

    Великолепно!!! Спасибо вам,вы молодец!!!

  • Диана