"Притча о самарянине добром": значение и смысл. Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи Притча о добром самарянине кратко

Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.

Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.

Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?»(Евангелие от Луки 10:25−29).

Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.

В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.

Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.

Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.

Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.

Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.

Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.

Рассказав это Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».(Библия, Евангелие от Луки 10:36−37).

Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами.

27 ноября 2016 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Память Апостола Филиппа.
Заговенье на Рождественский пост.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева на притчу о добром самарянине
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Евангелие от Луки
глава 10 стихи 25 — 37
Притча о добром самарянине

Церковнославянский Синодальный
10:25 И се, закон­никъ нѣкiй воста, искушая его и глаголя: учителю, что сотворивъ, животъ вѣчный наслѣдую? И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
10:26 Онъ же рече къ нему: въ законѣ что писано есть? како чтеши? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
10:27 Онъ же от­вѣщавъ рече: воз­любиши Господа Бога тво­его от­ всего сердца тво­его, и от­ всея души тво­ея, и всею крѣпостiю тво­ею, и всѣмъ помышленiемъ тво­имъ: и ближняго сво­его яко самъ себе. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
10:28 Рече же ему: право от­вѣщалъ еси: сiе сотвори, и живъ будеши. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
10:29 Онъ же хотя оправдитися самъ, рече ко Иисусу: и кто есть ближнiй мой? Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10:30 Отвѣщавъ же Иисусъ рече: человѣкъ нѣкiй схожда­ше от­ Иерусалима во иерихонъ, и въ разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы воз­ложше от­идоша, оставльше едва жива суща. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10:31 По случаю же священ­никъ нѣкiй схожда­ше путемъ тѣмъ, и видѣвъ его, мимо­иде. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
10:32 Такожде же и левитъ, бывъ на томъ мѣстѣ, при­­шедъ и видѣвъ, мимо­иде. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10:33 Самарянинъ же нѣкто грядый, прiиде надъ него, и видѣвъ его, милосердова: Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10:34 и при­­ступль обвяза струпы его, воз­ливая масло и вино: всадивъ же его на свой скотъ, при­­веде его въ гостин­ницу, и при­­лѣжа ему: и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10:35 и наутрiя изшедъ, изъемъ два сребреника, даде гостин­нику, и рече ему: при­­лѣжи ему: и, еже аще прiиждивеши, азъ егда воз­вращуся, воз­дамъ ти. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
10:36 Кто убо от­ тѣхъ трiехъ ближнiй мниттися быти впадшему въ разбойники? Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
10:37 Онъ же рече: сотворивый милость съ нимъ. Рече же ему Иисусъ: иди, и ты твори такожде. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

«А кто мой ближний?»

«А кто мой ближний? » — странный вопрос. И тогда, в евангельские времена, и сейчас для большинства из нас это не вопрос. Ближний тот, кто близок. И не так важно на каком основании зиждется эта близость. Одна вера, один народ, соседи, друзья, единомышленники. Важно здесь то, что эта близость представляется, как нечто уже состоявшееся. Это некая данность, реальность в которой мы живем, в которой есть наши и не наши, свои и чужие, друзья и враги, близкие и дальние. Причем, зачастую, люди оказываются в той или иной группе по формальным признакам, потому что лично мы с ними просто не знакомы.

И вот, как мне кажется, Евангелие предлагает нам совсем другой взгляд на человека и человеческие отношения. Человек не есть просто вещь или предмет мира сего, который можно описать по формальным признакам и тем самым выразить его сущность. Человек по сути своей динамичен, изменчив, его невозможно свести к природе, которую, и правда, можно описать по формальным признакам, человек есть личность, или если быть более точным, призван быть личностью. А личность это, как известно, то в человеке, что не сводится к природе (В.Лосский). Личность в человеке это то, что не просто дано человеку, а именно задано, то, что должно вырасти из того зерна, которое есть в каждом человеке (образ Божий), но может и не вырасти. Личностью, а значит, в каком то смысле, и человеком, становятся, а не рождаются. И вот именно об этом говорит Господь в притче о милосердном самарянине (Лк.10:25-37) , отвечая на провокативный вопрос законника. То, что ожидал услышать законник могло выглядеть примерно так: те-то и те-то — ближние, потому что они, например, иудеи, а вот те, нет, они же язычники или самаряне. Или, ответ мог быть совсем противоположным - ближние все, не важно какой они веры или крови. И я думаю, что именно такой ответ нам сегодня кажется единственно правильным. Но Господь не дает прямого ответа, Он рассказывает притчу и в конце Сам вопрошает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Для нашего разговора этот вопрос Спасителя очень важен. Дело в том, что если я правильно понимаю, более точно глагол «был» употребленный в синодальном переводе стоило бы перевести как «становится». «Кто становится ближним?», — «Оказавший ему милость». Логично было решить, что ближний это священник или левит, но они прошли мимо, а самарянин, т.е. чужой или почти враг, становится ближним, делает себя ближним, а через это делает себя личностью, т.е. человеком.

И менно об этом притча о милосердном самарянине. Мир будет таким, каким его сделаем мы. Хотим, чтобы нас окружали ближние; свои, а не чужие, пусть и так не похожие на нас, надо просто видеть вокруг себя людей с их болью и радостью, надеждой и проблемами, а не красных и белых, либералов и патриотов, русских и не русских, и если есть возможность деятельно откликаться на их боль и нужду.

С обственно этим призывом Господь и заканчивает свой разговор с законником: «Иди, и ты, поступай так же» (Лк.10:37) . В переводе С.С.Аверенцева: «Ступай, и поступай так же» . Может это звучит и не так красиво, но я думаю, что Сергей Сергеевич хотел подчеркнуть этим, что Господь призывает нас этими словами не просто к действию, а именно к поступку. Не всякое действие поступок. Как замечательно сказала Ольга Седакова: «Поступок — это шаг по вертикали» . Мы за свою жизнь делаем не мало шагов, в каком-то смысле жизнь и есть движение, но большинство наших шагов меняют нас во времени и пространстве, но не меняют нас самих. Поступок - это такой шаг, который приводит к внутренним изменениям. И он может быть не только по вертикали, но и в обратную сторону. Только, если мы готовы к этим внутренним изменениям, если мы хотим стать другими, не такими как вчера, или как говорит апостол Павел: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9,10) , если мы готовы не просто идти по жизни, но совершать поступки, мы можем рассчитывать на то, что мы ученики Христа, а значит и то задание, которое Бог поставил перед человеком, наделяя его Своим образом, — превратить его в подобие, мы сможем выполнить.

И , как мне представляется, очень важным на этом пути становления личности, является шаг, или хотя бы внутренняя установка, но то, что бы становится ближним. Это не значит отказаться от своих убеждений, ценностей ради тех у кого они другие, это значит, для начала, постараться увидеть за этими убеждениями и ценностями человека пусть и думающего иначе, не записывая его с ходу в стан врагов. Только такая установка может дать нам шанс совершить поступок на подобии того, что совершил милосердный самарянин. А иначе вряд ли мы избежим участи священника или левита, которые не просто прошли мимо израненного человека, но и прошли мимо возможности самим стать человеком.

Однажды к Иисусу Христу подошел один законник и сказал: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус спросил его: «В законе что написано? Что ты читаешь в нем?» Тот отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и получишь жизнь вечную». Но законник спросил Иисуса: «Кто ближний мой?» На это Иисус сказал:

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, проходя по тому месту, подошел, посмотрел и прошел мимо. Наконец один самарянин подъехал к нему и сжалился над ним. Он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если что издержишь сверх сего, я отдам тебе, когда возвращусь. Кто же, спросил Иисус, из троих был ближний попавшемуся в руки разбойникам?» - «Конечно, оказавший ему помощь», отвечал законник. Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же».

Надо заметить, что некоторые иудеи считали обязанностью любить только своих друзей и только им оказывать помощь, а врагов своих ненавидели, как и мы часто делаем. Но Иисус Христос дал нам другой закон. Он говорил: «Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, молитесь за оскорбляющих вас, и как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними».

Самаряне были во вражде с иудеями, но, не смотря на то, один самарянин помог несчастному иудею. Научимся же из этой притчи, что надо любить всех людей, и попросим Бога, чтобы Он помог нам сохранить любовь даже и к тем, которые сами не любят нас и готовы сделать нам зло. Будем помнить заповедь: «Люби ближнего своего, как самого себя». Если представится нам возможность помочь кому-нибудь, то нечего спрашивать, друг он нам или недруг, добрый или злой, соотечественник или чужой. Кто бы он ни был, он нам ближний, брат наш, и мы должны с радостью помочь ему, чем можем: деньгами, если их имеем, добрым советом, трудом или участием.

Подавая помощь ближнему, мы даем Самому Богу. Иисус Христос сказал: «Что сотворите одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворите». Под словами «братья Мои меньшие» Он разумел всех несчастных, нуждающихся в помощи.


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Мы часто слышим выражение «притча о самарянине добром», но что это значит, каковы сюжет и мораль? Мы все это рассмотрим в нашей статье. Предваряя же рассказ, хочется заметить, что самарянин - это символ самого чистого и незамутненного милосердия, какое только можно вообразить.

Сюжет

Человек странствовал между Иерусалимом и Иерихоном. Где-то в этом пространстве на него напали бандиты, избили, украли все вещи и оставили на дороге умирать. В то время мимо проходил священник, но он не остановился.

Потом случилось так, что шел этой же дорогой самарянин, который мало того что перевязал раны, так еще и отвез страдальца в гостиницу и дал хозяину денег на содержание совершенно незнакомого человека. Он сказал при этом, что если денег не будет хватать, то он приедет и отдаст все долги за своего нечаянного знакомого.

Отношения между родными людьми

Представьте, насколько ужасен наш мир и до какого звериного состояния дошли люди, что мы сейчас даже не можем себе вообразить такую ситуацию. И дело тут не в беспричинном, немотивированном акте доброты, которым мы не можем одаривать незнакомых людей, а в том, что мы зачастую весьма своеобразно относимся даже к своим родственникам.

Если обратимся к детективным сериалам, например, к «Коломбо», то он даст нам богатую пищу для размышлений: родные люди жгут и режут друг друга ради денег и собственности. Как думаете, они помнят, чему учит притча о самарянине добром?

Если же мы посмотрим на то, что происходит вокруг, то поймем: реальная жизнь не слишком-то отличается от вымысла, возможно, она даже хуже. Внуки ждут, когда бабушки и дедушки отправятся на тот свет, чтобы получить их квартиры. Некоторые дети настолько ненавидят своих родителей, что не хотят понимать их проблем и просто бегут из дома. Люди озлобились. Забыта мудрость, скрытая в произведении «Притча о самарянине добром», а именно: старайся быть добрым, особенно тогда, когда это наиболее трудно.

«Нет повести печальнее на свете…». Шекспир и рассказ о добром самарянине

Мы не будем подвергать здесь «Ромео и Джульетту» художественному разбору, ибо если бы трагедии не случилось, то все бы закончилось счастливым браком. Возможно, это было бы совсем неинтересно читать и смотреть.

Если же мы представим, что это реальная ситуация, то можно констатировать следующий факт: родственникам влюбленных не хватило милосердия героя сочинения (имеется в виду библейская притча о добром самарянине). Представьте: Монтекки и Капулетти презрели свои обиды и положили конец вражде ради детей еще до их смерти. Да, это была бы банальная история, но зато счастливая. Жаль, что они не вняли мудрости Иисуса. Именно об умении делать добро и быть милым с врагами говорит притча о самарянине добром. Поэтому-то и «чума на оба ваши дома». Мрачное пророчество Меркуцио сбылось: что может быть хуже, чем потерять своих детей?

Самарянин как гуманистический идеал

Сколько бы лет еще ни прошло, а поведение самарянина останется для человечества эталонным в нравственном отношении. Почему притча о добром самарянине до сих пор будит наше сердце ото сна, скованного повседневными заботами? Потому что мы знаем - обычный человек на такое поведение не способен. Самарянин остается непревзойденным нравственным и гуманистическим идеалом.

А теперь небольшая поправка на реальность. Сейчас люди, скорее, учатся у Булгакова, который наставлял: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами». Если мы представим, что самарянин состоятелен, то вполне могло быть так: разбойник облился кровью и даже нанес себе порезы, а когда спаситель к нему подошел, то он ограбил того, кто пришел к нему на помощь. Сейчас люди не подходят к лежащим на улице, думая, что они либо пьяные, либо представители класса люмпенов. Какие уж тут проявления беспричинной доброты?

Когда мы рассказываем детям о том, как надо поступать, притча о добром самарянине послужит одним из нравственных уроков. Но дети становятся взрослыми и приходят к нам за советом. В это время мы проводим с ними инструктаж по выживанию в реальности, уже не вспоминая о Мы четко знаем, что живем в мире, где существование Бога ставится под сомнение. И, тем не менее, нужно помнить о свечениях святости, зафиксированных как в истории, так и в творчестве, чтобы оставаться человеком и хотя бы на чуть-чуть приблизиться к доброму самарянину, этому светлому гуманистическому идеалу.

Таким получился разбор, в фокусе внимания которого была притча о добром самарянине. Толкование получилось неординарным. Посыл притчи более чем прост, он понятен и доступен каждому читателю. Стоит лишь задуматься, поразмышлять и поставить себя на место главного героя.

Дети, мы должны любить всех людей, даже тех, которые нам не нравятся; должны делать добро всем, даже тем, кто нас не любит и творит нам зло. Один иудейский законник, желая испытать Иисуса Христа, придраться к какому-нибудь Его слову, спросил у Него: «Учитель, что мне делать, чтобы получить царство небесное?»

Иисус Христос ответил ему: «А что написано в законе? Что ты там читаешь?»

Законник ответил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем и всей душой, и всеми силами твоими, всеми мыслями, полюби ближнего твоего, как самого себя». Сильно, от всего сердца мы должны любить Бога, думать только о том, чтобы угодить Ему.

Иисус Христос сказал законнику: «Ты правду сказал. Вот так и поступай (то есть люби Бога и ближнего) и спасешься».

Законник опять спрашивает: «А кто мой ближний?» На это Иисус Христос рассказал вот какую историю. Один человек шел из Иерусалима в Иерихон (Иерихон – это город. Из Иерусалима в Иерихон идти нужно было через пустыню, в которой жили разбойники). И попался этот человек в руки разбойников, которые сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив на дороге еле живого. По этой же дороге довелось идти священнику. Он, увидев ограбленного и избитого человека, прошел мимо. То же самое сделал и другой прохожий, левит (служитель храма). По этой же дороге ехал один самарянин (а вы помните, что евреи и самаряне терпеть друг друга не могли). Увидел он несчастного человека и сжалился над ним. Он подошел, перевязал ему раны, обтер его маслом и вином, потом посадил на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним. На другой день, уезжая, самарянин дал хозяину гостиницы два динария (две монеты) и попросил позаботиться о бедном человеке, а если хозяин истратит больше денег, то самарянин обещал вернуть долг на обратном пути.

«Как ты думаешь, – спросил Иисус Христос законника, – кто из этих троих попавшему в беду оказался близким человеком?»

«Тот, кто оказал ему помощь», – ответил законник.

«Иди и делай так же», – сказал Господь ему.

Кто вам, дети, больше нравится: этот добрый самарянин или тот злой человек, который схватил за горло своего товарища, душил его и посадил в тюрьму за то, что тому нечем было заплатить долг? Я думаю, вы полюбили этого доброго самарянина. Не делайте различия между людьми по тому, родной или чужой, друг вам или враг, русский или нерусский, – всякого человека считайте своим ближним, своим братом. Кого бы вы ни увидели в несчастье или беде, кто бы у вас ни попросил помощи, пусть этот человек даже ссорился с вами, обижал и даже бил вас, – помогайте ему, как родному брату.