Простая русская баба. Думала ли я простая русская баба. — Так это мы все тебе обязаны

Сегодня у нас была потрясающая героиня.
Потрясающая не в смысле интересная. А в смысле «потрясла» меня своей образцово-показательной для любого психолога историей.
Женщина - классический пример женщины-жертвы.
Вот прям по писаному: «Стою я перед вами простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная - живучая»…
Буквальный рассказ героини прямой речью:
«Сразу после свадьбы он начал надо мной издеваться. Гулял, изменял, мне это рассказывали соседки. Потом начал бить. Бил сильно. Ножом резал, окурками прижигал, в речке топил… Бил так, что у меня сил не было встать… По поводу, без повода… Иногда за то, что на пять минут задержалась, мог избить… Приходила к участковому жаловаться - никакой реакции. Вообще. Для всех в селе мой муж хороший… Только кто близко с ним столкнется, удивляется, как я с ним вообще могу жить… Не знаю, за что мне это все… Отчим меня бил, мать била….. Потом муж… Когда муж уехал в Москву на заработки, денег не присылал… Когда звонил и спрашивал, как дела, я ему жаловалась, что денег не хватает, что ребенок заболел, мне было очень тяжело одной оставаться с маленькими детьми. Я ему жаловалась, мне нужна была поддержка, но в ответ слышала только: «Справляйся сама, решай и делай все сама». Он звонил в прокуратуру, в опеку, в администрацию, стал настраивать всех против меня. Начались многочисленные проверки. Я начала выпивать. Детей забирали в реабилитационный центр. Потом был суд, меня ограничили в материнских правах…»
Говоря схематично, вот такой вот был у женщины путь:
1. Родилась у изнасилованной.
2. В родительской семье - бытовое насилие. Мать бьют. Ребенка - ее - бьют. Жизнь в позиции жертвы. Жизнь в позиции не «я решу», а «родители решат». Из своих решений - только побег в 19 лет от этого кошмара в самостоятельную, свою семью.
3. Своя собственная семья с мужем и детьми - бытовое насилие. Муж бьет - она терпит. «Ради детей». Жизнь в позиции жертвы. Не «я решу», а «мне должны помочь решить» (муж, опека, соседи, государство). Когда этого не происходит, находит единственный выход - побег в никуда. Ночью. Без вещей. Без денег. Босиком. Когда даже соседи выручают десятью рублями на маршрутку до соседнего города.
4. Отчаяние.
5. Третий шаг - и единственный в голове женщины выход - побег в алкоголь.
6. Следствие - утрата всего. Семьи, дома, детей

Вопрос: КТО ВИНОВАТ?!

- Женщина ни разу в жизни не видела положительной модели семьи
- Она даже не подозревает, что мужчина может не только бить, но и любить
- Инфантилизм - когда единственным способом решения проблемы видится не решение проблем, а побег от них!
- Как проблемы решать, а не бежать от них, героиня в принципе не знает, потому что у нее в памяти - поведение матери, которая точно так же не боролась с человеком, который ее изнасиловал, в суде, а терпела, терпела, и в итоге потом сбежала от него
- Следующий момент самый страшный: путь этой женщины эмоционально готова повторить ее дочь! Девочка в свои 16 лет защищает не мать, а отца! То есть она эмоционально опять признает верховенство мужчины-садиста над собой…
Хотя и задает матери вопрос: «Когда я отдохну»… Хотя по идее должна задать вопрос отцу: «Почему ты держишь меня при себе и детях, эксплуатируешь меня в быту и уходом за другими детьми, вместо того, чтобы отправить учиться!»
- Кто виноват: садист, который бьет, или мазохист, который терпит? Не знаю.
По-моему, один - просто уголовный преступник. Второй - жертва.
- Единственный совет разрешения всей этой ситуации - вылечить психологические травмы самой женщины-жертвы. Но для этого нужны часы, дни, месяцы, годы терапии!
ОТКУДА У ДЕРЕВЕНСКОЙ БАБЫ ДЕНЬГИ НА ПСИХОЛОГА НАЙДУТСЯ?
Замкнутый круг!
ЧТО ДЕЛАТЬ?!

Хотела написать я о другом, и вдруг наткнулась в сети на некий текст.
Текст этот, как я поняла, - глава из книги Екатерины Михайловой «Я у себя одна или веретено Василисы». Глава называется «Страшная баба» и описывает типаж прагматичной и социопатичной вплоть даже до садизма женщины-женоненавистницы с последующим анализом, почему подобный тип все время тусуется в образовании и здравоохранении, особенно жалуя акушерство и гинекологию.
Тип жизненный, проблема актуальная, но уж очень меня покоробила эта часто сотрясающая интернеты мысль (наиболее примечательные места я подчеркнула):

«Она не всегда была такой, она такой стала, прожив с нами несколько поколений , в постоянном страхе недоеданий, по карточкам и спискам , в эшелонах и санпропускниках . Она уродливая тень, искусственно выведенная порода, черный двойник другой Матери — щедрой и любящей, которой мила и телесность, и плодовитость, и детские слюнки на подушке, и цветение дочек и сыновей.
И не надо думать, что это вымирающая редкая порода, заканчивающаяся вахтершами и санитарками. Каждая из нас унесла с собой ее кусочек. Это, может быть, не лучший наш кусочек. Но зачем-то это тоже было надо. А вдруг опять придется стоять в очереди или спасаться от бомбежки ? Может быть, мы и ненавидим ее потому, что она живое напоминание о насилии, возможном в любой момент. Есть звуки, которые любая из нас легко может представить, даже никогда не слышав в реальности: звук падающей бомбы, ночной стук в дверь, лязг передергиваемого затвора . Это означает, что мы к ним готовы — “всегда готовы!” »

Понимаете, да? Лишь несколько поколений, т.е. советский режим, воспитали из сентиментальной «щедрой и любящей Матери» отвратительную, равнодушную и жестокую, привычную к насилию бабищу. Все проклятый совок и кровавая история двадцатого века виноваты. «Насилие, возможное в любой момент» - это только аресты, бомбежки и очереди.
Как же мне надоели эти тексты, списывающие все худшее в нашем менталитете, от ковров с лебедями до жестокости или жадности, на «совковые реалии». Как будто до революции 70% населения страны составляло образцовое открыточное крестьянство, где насилие казалось невозможным, бабы обожали других баб и радостно им помогали, права личности широко уважались, а человек никогда не был человеку волком.
И, наверное, это про жителей какой-то другой страны Ольга Семенова-Тянь-Шанская писала в 1914 году (подчеркивания опять-таки мои):

«Встал он [ребенок] "дыбочки" около году и двух месяцев. Как и прежде, он часто оставался под призором сестры. Нянчила она его так же, как и прежде, с тою только разницей, что стала давать ему более основательные пинки за разные провинности -- вроде крика, замазанной рубашки и т.п.»

«Насколько развиты физически будущие отцы и матери (женихи и невесты)
Часто весьма мало еще развиты. Есть даже примета, что "молодые с венца подымаются", то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети родятся слабыми (первые два-три ребенка) и обыкновенно не выживают. Это иногда происходит и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью кладет между собою и мужем, "чтобы пососал", даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб "заспала" в своей жизни хоть одного ребенка -- чаще всего в молодости, когда спится крепко. За заспанного младенца священник накладывает "епитемью".»

«По поводу битья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что он умер от побоев). В селе Мураевне [Мураевня -- село в полутора верстах от имения, в котором О. П. всегда жила.] был один случай, что пьяница муж убил свою жену за "гульбу". Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в бессознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Да и всякая баба гораздо больше будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках.
Муж молодой, убедившись, что "молодая" не целомудренна, в первую же брачную ночь жестоко ее иногда избивает, что служит прелюдией к дальнейшему битью (иногда в течение нескольких месяцев).»

«Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: "Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу -- убью тебя!" И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы не быть тебе живой", -- и отпускал жену. Если она не слушалась его -- бил ее жестоко (иногда вальком по голове). Это называется "мудровать над женой" или "над женой измываться".»

«Что делает женщина во время беременности
Всё. И в доме справляет всю домашнюю работу, и в поле -- вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов .
Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге (почувствовав приближение родов, иные бабы торопятся доехать домой). Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, "как овченка": приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит, благим матом : "как овченка бежит, трясется".»

« [Если] бабка не хочет согласиться на невыгодные для нее условия, свекровь отправляется в какую-нибудь другую деревню или в дальний конец села звать другую бабку, свою родственницу, которая возьмет с нее дешевле. Зачастую молодая неопытная роженица мучится в это время совсем без присмотра. Хорошо, если у нее есть поблизости родная мать или сестра; эти еще иногда вступятся и не пожалеют для бабки своего хлеба.»

« У богатых бабка пребывает иногда дня по три, по четыре после родов, кормясь за их столом. А у бедных ребенок уже с первого дня совсем предоставляется матери и ее уходу. Попадает в грязную люльку, где подстилкой ему служит материнская старая грязная понева. Более опрятные матери подкладывают в люльку соломку, которую меняют через день или два. Это, однако, бывает реже: "Хорошо, и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли -- выросли".»

«Первого еще ждут более или менее радостно. ... Если первый ребенок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: "Ничего, нянька будет", -- и все на следующий же день забывают о девочке. Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: "Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила", и т.д., и т.д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. "Зачем девку родил", -- и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится.»

Но разве это, длившееся веками, ожесточавшее баб унижение сравнится с очередями? И, тем более, арестами и бомбежками, которые, очевидно, были для советской женщины какой-то обыденностью все 70 лет советской власти?
Нет-нет. Все это не могло наложить отпечатка на менталитет русской женщины. И вовсе не многовековое унижение крестьянства, не крепостное право и не усиленная урбанизация первой половины XX века, способствовавшая тому, что деревенская ментальность наводнила города, а исключительно лишь аппарат насилия в советском государстве эскалировал и равнодушие, и жестокость, и пофигистическое и брезгливое отношение к родам и женственности, и насилие над детьми.
Не знаю, может быть, эта Екатерина Михайлова написала в целом очень хорошую книгу. Но вот эта избитая манипуляция читательским сознанием как-то роняет мое к ней доверие. Наиболее убедительно бывает не то, что является основной идеей какой бы то ни было книги, а то, что проговаривается между строк, как «всем известный», «очевидный» факт: он не предполагает дискуссионности и критического анализа и потому въедается в мозг.
Поскольку у меня всегда проблемы с емким и своевременным завершением поста, вместо заключения замечу одну вещь. А именно - что проще простого себе представить, скажем, такой текст:
«Вот идет она - смелая, свободная, энергичная современная мать, окруженная здоровыми и умными детьми. Она не всегда была такой, она такой стала, прожив с нами несколько поколений, получив восьмичасовой рабочий день, декретные отпуска и оплачиваемые больничные; обретя право на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, родильные дома; имея подспорье в виде государственных яслей, детских садов, бесплатных общеобразовательных школ; лишившись постоянного страха, что не сможет прокормить, вырастить, выучить своих детей».
Тоже манипуляция? А она самая. Но, по крайней мере, исторически обоснованная.

Мария Штаборова: Жонка и корова как два источника «достижений социализма»

«Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая… И подняли нас сюда, вот и меня, вот на эту на трибуну, партия и советская наша власть». Александра Соколова, х/ф «Член правительства», 1939 год.

Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях.
Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща И травяные луга.
С. Есенин «Корова»

Страшный образ, созданный Сергеем Есениным, провидчески рисует нам судьбу умирающей русской деревни. По большому счету с деревней кончается и Россия – эта горькая истина на практике легко подтверждается тем, что нынешнее поколение – наследницы некрасовских женщин, останавливающих на скаку коня и входящих в горящую избу, не то что подоить корову не смогут, но и с какой стороны к ней подойти не ведают. Последствия великой русской трагедии живописали еще в советские годы талантливые, яркие писатели-«деревенщики». Но как прав Сергей Довлатов, отмечавший, что в основе их творчества - уклончивый вялый мотив. «Где ты, Русь? Где частушки, рушники, кокошники? Где хлебосольство, удаль и размах? Где самовары, иконы, подвижники, юродивые? Где стерлядь, карпы, мед, зернистая икра? Где обыкновенные лошади, черт побери?! Где целомудренная стыдливость чувств?» Писатели голову ломают: «Где ты, Русь? Куда девалась? Кто тебя загубил?»… Кто, кто... Да любой семиклассник знает - кто! Однако эта трагическая истина не для советских писателей». Уверенность в тяжелой жизни русского крестьянства при «царском режиме» - неотъемлемая часть интеллигентской мифологии «любви к народу». Мол, наши крестьяне всегда были самыми бедными и угнетаемыми в Европе, и лишь большевики, наконец, принесли им процветание... При этом сами европейцы, долго прожившие в России и имевшие возможность сравнить уровень жизни, дают совершенно другие сведения. Как писал по этому поводу Пушкин, хорошо знавший (как помещик) русскую деревню: «Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности». Накануне захвата большевиками власти в России по данным земской статистики крестьяне владели 90% пашенной земли и 97% скота. В 1915 году, когда в деревне Заполье Холмогорского уезда Архангелогородской губернии родилась героиня нашего рассказа – Мария Штаборова, в стране насчитывалось 58 млн. коров, т.е. примерно 3 коровы на 10 душ населения.

Ирония истории заключается в том, что именно после победы «самого передового учения» русских крестьян насильно загнали в колхозы, через которые государство беспощадно эксплуатировало их труд, сделав фактически всех селян батраками. Ведь крестьянин, будучи материально независимым, в силу своего своеобразного отношения к жизни не мог стать послушным «винтиком» интернационально-социалистического общества с планово-распределительной экономикой. Не стал бы он безропотно и даром трудиться в интересах «мировой революции». Следовательно, он подлежал либо превращению в прикрепленного к земле крепостного, либо - к уничтожению.

Только три зимы уже при самой народной советской власти Мария Штаборова смогла ходить в школу. Дальше учить ее по словам отца, у него «пороху не хватало». Пришлось идти «в няньки». А уже в 15 лет она пришла работать на созданную в Матигорах молочнотоварную ферму, к коровам ее тянуло с детства. Первой наставницей Маши стала Прасковья Абрамовна Спиридонова: «Корове, девонька, ласка - первое дело! И уход само собой. Любит хозяйка свою корову, холит ее - и молока всегда получит больше чем неряха», - поучала поморская жонка, знавшая, что такое быть хозяйкой коров.

Уже к концу 1931 году в Холмогорском районе действовало 27 колхозов, в состав которых вошли 86% крестьянских хозяйств. Причем «сплошная» коллективизация была проведена меньше чем за месяц. «В колхозах района к данному моменту объединено 86% бедняцко-середняцких хозяйств, с таким же количеством земли. Общественный сектор в животноводстве занимает до 70%. Все это означает, что мы в основном завершили сплошную коллективизацию, закончили первый этап борьбы по организации крупных коллективных хозяйств, что перед нами сегодня стоит задача – превратить колхозы в образцы крупного социалистического хозяйства...», - из доклада секретаря райкома ВКП (б) тов. Будрина на районном слете колхозников 4 января 1932 года.

Без малого, 40 лет своей жизни отдаст колхозу Мария Штаборова. Вековой опыт предков позволил ей добиться высоких результатов. Ведь уход за скотиной в деревне традиционно лежал на плечах женщин. Летом хозяйка вставала чуть свет, доила коров и выгоняла их на целый день в поле набирать вес под присмотром детей или пастуха. Вечером скотину загоняли обратно, кормили, поили, доили. Зимой хлопот прибавлялось. Нужно было встать до света - кормление, дойка, уборка хлева. Только одна корова за день съедает пуд сена и выпивает несколько ведер воды. Воду надо согреть, чтобы, не дай Бог, скотина не заболела. Если случалось такое, корову забирали в теплую избу и ухаживали за ней, кормилицей, как за малым дитем: кропили святой водой, подкармливали хлебцем, мучным пойлом. Когда наступала пора отела, хозяева лишались покоя и днем и ночью, боясь упустить момент появления теленка. Его приносили в избу, обогревали, отпаивали, откармливали.

По совету зоотехника Феофилы Новоселовой Мария Штаборова ввела для «своих» коров на ферме ежедневную прогулку зимой, а для каждой - свой индивидуальный рацион. В результате её группа стала давать по 3000-4000 кг молока на корову в год, при среднем удое в 1500 кг. Закончила сама курсы зоотехников. В 1948 году она впервые в труднейших условиях, при недостатке кормов надоила от каждой коровы по 4450 кг молока. За это достижение доярка из Матигор в 1949 году получила первый орден Ленина. В следующем году – новый рекорд: от 10 коров получено по 5066 кг молока. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1950 гада: «За достижение высоких показателей в животноводстве в 1949 году при выполнении колхозами обязательных поставок государству, контрактации, натуроплаты за работы МТС и плана прироста поголовья по каждому виду продуктивного скота и птицы», Марии Михайловне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». В 1951 года за высокие надои молока вновь награждена орденом Ленина, став одной из четырёх доярок в Архангельской области, которые стали кавалерами трёх таких наград. Зоотехник К. А. Дербина с ее слов записала и обработала текст брошюры «Мой опыт повышения молочной продуктивности коров», изданной в Архангельске в серии «Библиотечка работника животноводства». В том же году Штаборова стала членом партии, была делегатом 19-го съезда КПСС (правда в отличие от героини фильма «Член правительства», сыгранной Верой Марецкой, с трибуны в Кремле не выступала) и членом Архангельского обкома КПСС. Через 4 года стала бригадиром скотного двора в колхозе им. Калинина, а в 1969 году вышла на пенсию, благо ее для колхозников только что ввели...

В том рекордном для Марии Штаборовой 1950 году, число коров в СССР составило 58 млн. голов – едва достигнув дореволюционных показателей. Сама она, простая поморка, своими руками она надоило больше 1 млн литров молока! Вместе с русской женщиной русская корова вытянула на себе страшный по бессмысленной жестокости эксперимент по переустройству общества, выстояла в годы самой жестокой в истории войны, вспахала на себе и коровах миллионы гектар для восстановления страны.

Успехи матигорской доярки – это и успехи уникальной и старейшей в России Холмогорской породы коров. Она была выведена еще в 17 веке на богатых травостоем заливных лугах в пойме Северной Двины. По указу царя Алексея Михайловича дойных коров из Холмогор закупали и пригоняли по зимнему пути на царскую ферму в Москву. По распоряжению Петра I из Голландии под Архангельск завозятся племенные быки голштинской и остфризской пород. Быстрый рост Санкт-Петербурга стимулировал спрос на молочных коров. В Архангельской губернии их специально выращивали, а затем «походом», т. е. перегоном, доставляли на молочные фермы новой столицы. К концу 19 века в Холмогорском и Архангельском уездах поголовье крупного рогатого скота достигло 25 тыс. голов, из них коров было до 70%. Именно холмогорская корова Малька стала первой коровой-рекордисткой в СССР. Еще до коллективизации, в 1926 году она дала более 11 640 кг молока. Так что, по большому счету, колхозный строй к рекордам особого отношения не имеет. Но сказать о жизни колхозников в СССР все же нужно. Чтобы понять в каких условиях жили и трудились сотни тысяч доярок, скотниц, телятниц...

По уровню экономического и внеэкономического принуждения 1930-50-е годы были самыми тяжелыми для русских крестьян. Практически все они были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Выкачивание средств из русской деревни большевики прекратили лишь к концу 1960-х годов, когда были разработаны нефтегазовые и рудные месторождения Сибири. Колхозники фактически жили в условиях государственного феодализма, отбывая барщину (регулируемый минимум обязательной отработки), отдавая оброк (обязательные госпоставки продуктов), и выплачивая подати (денежные налоги). Каждый крестьянин был обязан отработать определенный минимум «трудодней» как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековое «тягло» по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. С 1939 году обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте 16-55 лет и мужчин 16-60 лет в колхозах был установлен в 60-100 в год. За невыполнения нормы по трудодням полагалось исключение из колхоза с лишением приусадебного участка. В годы войны обязательный минимум трудодней был введен и для детей с 12 лет, а не выработавшие норматив подлежили привлечению к исправтельно-трудовым работам в колхозе с удержанием 25% оплаты. К моменту смерти Сталина обязательный минимум составлял 150 трудодней в год для женщин и 200 – для мужчин. При этом из оплаты трудодней колхозников, работавших, например, возчиками на лесозаготовках, до 50% забирал себе колхоз. Только в Холмогорском районе зимой 1931-1932 годов на лесозаготовках было занято более 1 тыс. крестьян, заготовивших 440 тысяч кубометров леса. Ряд отработок был вовсе бесплатным: каждый колхозник должен был отработать 6 дней в году на строительстве и ремонте местных дорог (единоличники – 12 дней). Эта повинность была отменена лишь в 1958 году. Окончательно такая система исчезла лишь в 1969 году (как раз в том году Мария Штаборова вышла на пенсию), когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.
Уровень оброка с колхозников также неуклонно повышался. В 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 кг мяса (единоличники – от 62 до 90 кг), в 1948 году – уже 40-60 кг. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 л до 280-300 л в год. С 1948 года колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Также было регламентировано количество шерсти, картофеля, овощей и т.п. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка. При этом, от обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясного скота или кур. Лишь после смерти Сталина в 1953 году произошло снижение объема таких поставок, в связи, с чем колхозники на радостях даже сочинили поговорку: «Пришел Маленков, поели блинков». Окончательно оброк у советских крестьян был отменен только в 1958 году.

Сельскохозяйственный налог с крестьян был введен большевиками еще в 1923 году. С 1930-х годов им облагались все возможные доходы крестьянской семьи в любой сфере. С 1939 года твердые ставки были заменены прогрессивной шкалой, что позволило постоянно увеличивать его размеры. В среднем налог с вмененного денежного дохода составлял 7-11%, но размер получаемого с подворья объема сельскохозяйственной продукции и так называемые расчетные нормы ее доходности устанавливались директивно. К примеру, в 1940 году, годовая доходность коровы устанавливалась в 600 руб. В итоге крестьянин с нее был обязан уплатить натуральный оброк (обязательные госпоставки в виде молока и мяса), обеспечить госзакупки по мясу и молоку по заниженным ценам, и еще выплатить до 50-60 руб. деньгами. С началом войны в 1941 году была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема, которую заменили в 1942 году военным налогом, составлявшим до 600 руб. в год с члена хозяйства. В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. В 1947-1948-х и в 1950 годах их поднимали пять раз. Расчетная норма доходности коровы к 1948 году выросла в 6 раз до 3500 руб., свиньи – пять раз до 1500 руб., сотки картофельного огорода – в 10 раз до 120 руб., козы или овцы – в 9 раз до 350 руб. Многие крестьяне переходили «сталинских коров» – коз, поскольку налог за них был в 10 раз меньше. В 1952 году налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни. Причем с этих выплат колхоз также уплачивал налоги, поэтому получалось двойное налогообложение для каждого крестьянина. После 1947 года льготы по сельхозналогу для инвалидов, ветеранов войны, нетрудоспособных по большей части были упразднены. Если в 1947 году средний колхозный двор в РСФСР в год платил до 370 руб. сельхозналога, то в 1951 год – уже 519 руб. Продать на колхозном рынке какие-либо продукты, чтобы заплатить налог было непросто из-за низких установленных цен, административных сложностей, и необходимости уплаты налога с продаж. Лишь после смерти Сталина размеры сельхозналога были существенно уменьшены (к 1965 году на 60%), в 1953-1954-х годах списана задолженность по нему.

Также колхозники платили налог за рыбалку, на холостяков и малодетных, на собак, на транспортные средства (даже за велосипеды). Еще они были обязаны покупать облигации государственных займов, которые фактически никогда не были оплачены. И каждая колхозная семья должна была уплачивать «добровольные сборы» – так называемое самообложение. Сельские школы содержали сами колхозники, за свой счет платили довольствие учителям, а также оплачивали учебники и прочие материалы. Это же касалось детских садов (если они вообще были в колхозе), больниц и других учреждений социальной сферы.

При этом вовсе не колхозы, а личные подворья крестьян, которые постоянно подвергались урезанию, были самым эффективным поставщиком продуктов в СССР. Занимая в общем фонде сельскохозяйственных земель не более 5-7%, они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, по мясу скота и птицы – 25%, яйцам – 100%, молоку – 26%, шерсти – 22%.

Кстати, послабления колхозникам с середины 1950-х годов нашли свое отражение и в наименовании колхоза, где трудилась Мария Штаборова. С 1961 года в его названии «всесоюзного старосту» Калинина сменил ХХII съезд КПСС – тот самый, на котором было принято решение вынести Сталина из мавзолея. Правда к тому времени в Холмогорском районе осталось всего 19 колхозов, и итогом очередного эксперимента советской власти по их «укрупнению» станет стремительное вымирание «бесперспективных» деревень. А наша героиня ушла из жизни 3 января 1987 года уже накануне другой эпохи, не увидев результатов гибельных для страны реформ, затеянных незадачливым ставропольским комбайнером.

Могилу Марии Штаборовой на Матигорском погосте нашел известный архангельский журналист и некрополист Алексей Морозов. Ему рассказали, что муж, сын, невестка и один из внуков легендарной доярки давно умерли. Еще одна внучка продала родительский дом и уехала в Емецк. Оставшийся единственным наследником, внук, практически спился и лишился крова, а в настоящее время «живет в людях», выполняя черновую работу. Его Морозов и уговорил показать заброшенную могилу, на которой установил потом новую табличку. И поразмышлял в последующей публикации на тему «иванов, не помнящих родства». Меня же поразил комментарий, оставленный к ней одним из читателей: «Деревня и зависть - родные сёстры. По деревне зависть плещется - от околицы до околицы! Это не так заметно, когда там живёшь недолго и временно, а попробуй, поживи постоянно! Лишнего боишься сказать! Простой пример, коль тут про доярок - вот спросите в деревне, кто держит - сколько его корова даёт молока в сутки? Ни в жисть никто правды не скажет или того чаще - отшутиться, отмолчится, или пошлёт куда подальше, и будет прав - сглазят кормилицу завистью! Люди, в том числе - и уезжали из деревни, чтобы выбиться из этого круга зависти! Они себя-то прокормить могли с трудом! Вернее так - кто трудился, тот и кормился! А таких было единицы на всё село! Старались залезть на почту, в лесники, бакенщики, в рыбнадзоры, в леспромхозы на нижний склад. Кончилась совейска власть - кончилось и село!» Как говорится – не добавить, не прибавить...

На официальной странице Светланы Орловой ВКонтакте появилось обращение к избирателям, в котором глава региона призналась, что второй тур на выборах для нее стал неожиданностью и она переживает за свой результат 9 сентября.

«Скажу честно, не ожидала, что первый тур пройдет так, как он прошел. И, конечно же, переживаю», − сказала глава региона.

Также Светлана Орлова произнесла слова о признании своих ошибок, правда, не уточнив конкретно каких. Губернатор отметила, что готова работать со всеми, кто заинтересован в развитии области.

«Сильный человек должен не просто признавать свои ошибки, он должен уметь их исправлять. Вижу в этом свой долг. И для этого буду работать со всеми, кто заинтересован в развитии области. А это все вы, жители», − говорится в обращении.

Действующий губернатор также выразила признательность тем, кто критикует власть и говорит о наболевшем. Это, пожалуй, первое подобного рода обращение губернатора с признанием ошибок и заявлением о готовности работать с теми, кто имеет другое мнение.

Запись видео проходила в кабинете Светланы Орловой в Белом доме. Ролик снимали на несколько камер, губернатор читала текст с суфлеров. Местами глава региона говорит монотонно и безэмоционально, что для нее нехарактерно. В целом же, нельзя не признать трогательности получившегося обращения.

Напомним, что по результатам первого тура губернаторских выборов во Владимирской области Светлана Орлова набрала 36,42% голосов избирателей. Ее ближайший соперник Владимир Сипягин получил 31,19% голосов.

Полный текст обращения:

«Уважаемые жители Владимирской области!

Хочу обратиться к вам не как губернатор, а просто - как человек. Скажу честно, не ожидала, что первый тур пройдет так, как он прошел. И, конечно же, переживаю.

В последние дни постоянно задаю себе вопрос: вроде бы старалась - и результаты есть. Так почему же не удалось достучаться до многих из вас? И знаете, что отвечаю себе: значит, что-то сама сделала не так. Где‑то недоглядела. Была уверена, что делаю правильно. Но теперь понимаю, что одних лишь финансовых, экономических, производственных изменений, даже самых позитивных, - недостаточно. Если люди не чувствуют, что все это, в конечном счете, делается именно ради них, то любые результаты, достижения просто обесцениваются.

Сильный человек должен не просто признавать свои ошибки, он должен уметь их исправлять. Вижу в этом свой долг. И для этого буду работать со всеми, кто заинтересован в развитии области. А это все вы, жители.

Признательна своим сторонникам и тем, кто отдал свои голоса моим соперникам. Признательна тем, кто говорит о нашем наболевшем: о нехватке мест в детских садах, о том, что трудно попасть на прием к врачу, что зарплаты низкие, и о других проблемах и заботах, с которыми сталкиваются жители наших городов и сел. Все мы переживаем за будущее нашей любимой Владимирской земли.

Уважаемые жители Владимирской области! Если вы поддержите меня, то впредь все значимые шаги будем предпринимать только вместе. Предлагаю запустить новый проект «Народное решение». Его смысл в том, чтобы люди принимали непосредственное участие в управлении областью, в жизни каждого поселка, малого или большого города. Мы будем работать по‑новому, и для этого необходимо, чтобы в нашу команду приходили новые люди. И таких достойных, честных, профессиональных людей в нашей области очень много.

Дорогие мои! Хочу, чтобы вы меня услышали. И скажу вам прямо: сегодня я прошу вашей поддержки. Потому что доверие людей - это главное. И я это очень четко поняла. Спасибо вам!»

    Почти правильно.“Вот стою я перед вами, простая русская баба...”
    мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая..
    - слова героини из фильма "Член правительства" давно стали крылатой фразой и многие, произнося ее, даже не знают, откуда она. А произнесла ее с экрана Вера Марецкая, одна из самых популярных актрис нашей страны, актрисы "неожиданностей" - настолько разными были созданные ею образы: безграмотной деревенской бабы ставшей депутатом правительства, гимназистки, превратившейся в сельскую учительницу, дамы полусвета, английской леди…http://melena1001.livejournal.com/993245.html

    Видел я в детстве эти фильмы...

    Сейчас таких нет.

    Есть. Просто их по ящику не показывают.

    Да, по ящику только членов правительства.Стыдно, стыдно от налогов укрываться,
    Плохо,плохо нам в обжорах оставаться.
    Нужно, нужно от конвертов отказаться,
    Чтобы, чтобы чтоб без пенсии не остаться.

    Пр:А бюджетникам повезло- обошли они это зло,

    Налоги не платишь, ночами не спишь, нервно куришь,а днём в налоговой голову дуришь.Машину - на тёщу, дачу- на маму, ну типа официально тебе это не по карману.На вопрос: "деньги откуда" ответ в сотый раз:"Подарила тётя Люда.", а в прошлый раз говорил тётя Валя, и ты чувствуешь тебя валят, валят... Вдруг- звонок в дверь- приставы на пороге. Ты весь повеселел, ха-ха, ватные ноги. Задолбел проверяя ваш французский шкаф миссье,у тебя там бриллианты в коробочке из понпасье.ЧТО ДЕЛАТЬ?!?!?Бежишь к другу Вовке, ну у него там подвязы в ментовке,что-то умоляешь, мямлишь, просишь подмоги.Не хочешь так жить- заплати налоги.

    Пр: А бюджетникам повезло- обошли они это зло,
    Руки в локти и взгляды смелые потому, что зарплаты белые.
    →http://pesenok.ru/19/Uralskie-pelmeni/tekst-pesni-Belye-zarplaty
    Уральские пельмени.

    С проверкой в дом чиновника полиция пришла.
    - Пришла! Аха-ха-ха-ха! Пришла!
    По описи имущества, пол Лувра там нашла.
    - Нашла! Аха-ха-ха-ха! Нашла!
    - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! Нашла!

    Сдавай картины ценные, сворачивай меха!
    Валить тебе деревья в республике Саха!
    - Саха?
    - Аха-ха-ха-ха! Саха!
    - Ха-ха-ха-ха-ха-ха! Саха!

    Ребята, вы ошиблись, и нет на мне греха!
    Взгляните в документы, владеет всем сноха!
    - Сноха?
    - Аха-ха-ха-ха! Сноха!
    - Ну, что к снохе?
    - Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе! К снохе!

    Скажи-ка нам, голубушка, где всё это взяла?
    - Представьте, посчастливилось – я всё это нашла!
    - Нашла?
    - Аха-ха-ха-ха! Нашла!
    - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
    - Нашла!

    Всё золото, бриллианты Бугатти Вейрон,
    - Фарфор, хрусталь, гирлянды и акции «Газпром»?
    - Скульптуры, гобелены, 3 Фаберже яйца?
    - И на кануне свадьбы я всё это нашла!
    - Нашла?
    - Аха-ха-ха-ха! Нашла!
    - Шла- шла- шла- шла- шла- шла- шла- шла- шла- шла такая и а нашла!

    А как нашли, скажите, пентхаус в США? А?
    - Недвижимость Майами на чихуахуа!
    - Хуа?
    - Аха-ха-ха-ха! Хуа!
    - Хи-хи-хи-хи-чё-чи-как-чё-чи-чё?
    - Чихуахуа!

    Похоже, здесь всё чисто, девчонка всё нашла!
    - У всех наших чиновников всё чихуахуа!