Распространенные ошибки позирования, и как их избежать. Базовые ошибки композиции в фотографии

Published by on Wed, 06/20/2012 - 13:56

Горизонт

Горизонт присутствует на многих фотографиях, сделанных на природе. Будь то пейзаж или портрет с рыбой на фоне озера. Наверное именно поэтому очень многие снимки страдают именно от ошибок, связанных с тем горизонтом.

Самая распространённая, самая легко исправимая и самая раздражающая ошибка, которая появляется сплошь да рядом и очень заметна это кривой горизонт. Вобщем, распространяться об этом долго не надо, всем понятно. Горизонт должен быть горизонтальным в 95% случаев. Чуть сложнее ситуация, когда горизонта в кадре нет, но есть другие отправные элементы, вроде стен домов, береговой линии, деревьев, столбов или ножек мебели, к примеру. Стоит стараться всегда компоновать кадр натуральным образом. Т.е. так, как мы видим его своими глазами не склоняя голову вправо-влево.

Менее заметная, но не менее дилетантская ошибка - располагать горизонт посредине кадра. Особенно, когда фотография резкая по всей глубине и что-то - человек, к примеру имеется на переднем плане. Тогда линия горизонта "режет" того человека налапапам, что не очень здорово смотрится, на самом-то деле. Кроме редких-редких случаев стоит смещать горизонт либо вверх, либо вниз. Насколько смещать - зависит. Обычно следование правилу третей(см. ниже) даёт приятный глазу результат. Куда смещать - опять же зависит. Если хочется показать небо с закатными облаками, например - располагаем линию горизонта в 1/3 от нижнего обреза кадра, а если гладь озера со световой дорожкой - поднимаем горизонт к 1/3 от верхнего обреза. И уж заведомо стоит стараться при съёмке портретов выбрать такой угол, чтобы снимаемый человек целиком помещался либо "на земле" либо "на небе".


Как вам кажется, какой из вариантов выше лучше смотрится?

Деревья из головы

Кстати о портретах. Их тоже снимают много, поэтому очень часто они выходят криво. И очень раздражающая кривизна это заметный предмет на заднем плане, "пробивающийся" через фигуру портретируемого. Типа ветки дерева растущего из головы или пролёта моста, проходящего через уши. Ну а про горизонт я уже писал.

Портреты на природе лучше всего снимать либо при ровном освещении, например когда небо затянуто облаками, либо когда солнце низко над горизонтом, т.е. ранним утром или ближе к закату. При этих условиях освещения легче всего схватить черты лица без чёрных ям теней от носа или бровей. Если же-таки надо сделать портрет ближе к полудню, стоит следить, чтобы лицо было освещено более-менее равномерно, без теней от посторонних предметов и козырька.

Шумная картинка

Имеется в виду не цифровой шум сенсора камеры, а шум визуальный. Очень часто хочется засунуть в кадр как можно больше, чтобы было интереснее. Это неправильно. Когда всего на фотке много, часто непонятно, на что обращать внимание, что было причиной для фотографирования конкретного сюжета. Глаза бегают по снимку и не могут остановиться, в результате снимок вызывает внутреннее раздражение, и не нравится. Всегда стоит выделять основной объект съёмки. Чаще всего это можно сделать приблизив его либо зуммируя, либо подходя ближе. При съёмке зеркальными камерами часто применяется размытие фона.

Уши фотографа

Часто настолько увлекаешься картинкой и забываешь приглядеться к деталям. Тем более видоискатель или мониторчик на камере размера небольшенького. И в детали пролезают так называемые "уши фотографа". Обычно это раздражающая и бросяющаяся в глаза тень от человека с камерой через половину кадра. Иногда - отражение. Иногда даже какая-то часть тела или оборудования. Мне так кажется, что таких ляпов стоит избегать:)


Размещение в кадре

Вообще, композиция это сложная тема, про которую написано бессчётное множество книг и статей. Не будем увлекаться деталями, потому что есть одно простое правило, следование которому может улучшить большинство снимков начинающих фотографов. Это правило - правило третей. Звучит оно очень просто: Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и по горизонтали. Всегда помещайте главные объекты сюжета на пересечении или вдоль линий, обеспечивающих такое разделение. Что главное на снимке - решать вам. Часто это глаза при съёмке людей и животных, центр цветка, пролёт моста или тот же горизонт... Конечно, не стоит делать культа из точности разбиения кадра. Небольшие отклонения в ту или иную сторону это нормально, тем более, без таких отклонений часто невозможно и кадр построить. Но лучше те отклонения сводить к разумному минимуму. Ну и за очень редким исключением не стоит помещать объект съёмки в центр кадра. Снимки от этого становятся скучными до зевоты.

Один из примеров применения правила третей - это съёмка движущихся объектов. Например едет лодка. Как её разместить в кадре. Ответ простой - размещать её надо на пересечении линий третей, но обязательно оставляя больше места в том направлении, куда она движется! Т.е. если лодка проплывает по кадру справа налево, то её стоит поместить в районе правой вертикальной линии третей. Несколько менее очевидный пример - фотографии чего-то "смотрящего" будь то человек, рассматривающий что-то на горизонте, будь то склонённых цветок. В этих случаях стоит размещать объект так, чтобы по направлению "взгляда" на кадре оставалось больше места, чем в обратном направлении. Ну и о третях не забывать, конечно:)

Так получилось!

Очень часто приходится слышать, что тот или иной кадр, вобщем-то удачный, но с мелкими техническими ошибками, попал на всеобщее обозрение потому, что автор не знал, как его поправить. Как мне кажется, это неправильный подход. На современном этапе развития и распространения вычислительной техники, бла-бла-бла. Короче, есть масса легкодоступных, вплоть до бесплатных, программ обработки изображения, работать с которыми можно научиться за один-два вечера. Было бы желание. Некоторые из тех программ могут к тому же существенно облегчить задачу хранения, систематизации и размещения фоток в Интернете. Я думаю, что Игорь(I) нам про такие программы раскажет подробнее, я только упомяну Google Picasa и Adobe Lightroom . Для начинающего фотографа Picasa безусловно легче в освоении, к тому же бесплатна. Lightroom стоит денег, но с моей точки зрения даёт на порядок больше возможностей и в конечном итоге затраты на приобретение и изучение этого пакета оправдаются сторицей. Так что если вы используете цифровую камеру хотя бы в отпуске, обязательно стоит установить на компьютере какой-нибудь из продвинутых фоторедакторов, научиться им пользоваться и начать применять. Поверьте, это только кажется сложным, на самом деле дело совсем простое и главное - приносящее глубокое удовлетворение. Я бы даже сказал - затягивающее дело:)

Я так вижу!

Это самая сложная к исправлению из всех ошибок. И тема очень делекатная. Я вот о чём. Нынешние фотоаппараты позволяют легко снимать. Т.е. сфоткать кадр, скачать его на диск и загрузить в Сеть - дело, практически не требующее усилий. А вот постоянно делать хорошие снимки, т.е. научиться фотографировать - задача куда как более сложная. Но поскольку восприятие фотографии дело сугубо субъективное, многим кажется, что у них всё и так великолепно получается, надо бы только купить другой фотоаппарат, или добавить лишний объектив, или какую ещё приблуду. А учиться, читать сложные книжки по композиции и технике, применять ту технику, да банально проштудировать руководство по собственной камере - это прошлый век, бо форумов и собственного разумения вполне достаточно. Да и вобще, и так всё здорово выходит.

А на самом-то деле выходит далеко не всё. Но заметить, что не вышло, автору удаётся даааалеко не в большинстве случаев. Потому что для того, чтобы заметить, надо знать, на что смотреть. А чтобы знать, на что смотреть, надо читать те самые книжки. Никуда от этого не денешься. А отмазки типа "Я так вижу!" или "Ну и что, что криво, зато красиво!" или "Ненавижу правила, они убивают креативность", так те отмазки они реально исключительно для самоуспокоения и оправдания собственной лени. Мало кого удивляет, что для того, чтобы начать прилично играть на музыкальном инструменте, неплохо бы сперва выучить нотную грамоту и проиграть тысячу-другую этюдов. Никто ж не ожидает, что сев за рояль впервые в жизни человек начнёт играть, как Шопен. Но почему-то многие начинающие фотографы считают, что только взяв в руки камеру, они уже всё постигли и готовы снимать как Картье-Брессон. Нет, не готовы. Камера в руках это только первый шаг. А потом учиться, учиться и ещё раз учиться. Ну и чтобы закончить этот рант на конструктивной ноте предлагаю короткий список из трёх книг, которые стоит почитать, чтобы снимки действительно начали получаться:

Книги эти очень несложные, хотя и удивительно глубокие при своей несложности. И в результате они стали практически современной классикой. Честно, если кто увлекается или собирается заняться фотографией и книг этих ещё не читал, не пожалейте нескольких вечеров, стоит того.

P.S. Эта статейка нуждается в лучших примерах и наверняка - в расшИрении и углУблении. Я бы был очень признателен, если бы наши фотографы добавили, углУбили и расширили

Comments

Эх, Миша, опередил ты меня! Я

Эх, Миша, опередил ты меня! Я уже вторую неделю сижу и пытаюсь накропать статью на эту тему, и слова складывались практически те же самые. Но я рад что ты выступил первым, так как вопрос композиции действительно основополагающий в получении хорошего снимка, а тема необьемная, и было бы лучше если об этом начал рассказывать гораздо более опытный фотограф чем я. Отличная статья получилась, коротко и емко! Должен сказать что поначалу я довольно скептичекси относился к твоим замечаниям насчет того что на моих фотографиях не соблюдается "правило третей", и всегда лепил главный обьект в центр, считая что нужно максимально использовать площадь снимка. Но со временем пришло понимание что это правило возникло неспроста и не из-за чей-то прихоти, это действительно придает снимку динамику, оставляет место для воображения зрителя и и на подсознательном уровне призывает его додумать и развить сюжет запечатленный на фотографии. То есть действительно делает снимок более интересным и не скучным... И теперь, пресматривая свои еще недавние фотографии, я вижу как сильно я заблуждался и безжалостно отправляю их в корзину если нет возможниости поправить это дело кропом.

Ну и еще из распостронненых ошибок начинаюших фотогрфафов я бы отметуил сьемку против солнца. Если проблемы с компоцизией и заваленным горизонтом вполне еще можно исправить во время пост-обработки в редакторе, то снимок где ваш товарищ позирует в лодке с трофеем с солнцем за спиной скорей всего ничем уже не спасти, его лицо и все то что обращено к камере окажется слишком темным и контрастным на фоне яркого солнца, Плюс еще добавятся всякие радужные пятна от засветки солнца на линзах обьектива вашей камеры. Так чтро прежде чем делать снимок, всегдя глянаьте в какой стороне небосклона находится солнце и постарайтесь встать так чтобы оно хорошо освещало то что вы собиратесь фотографировать. Но не забывайте при этом и об уже упомянутых "ушах фотографа" - то есть следите за тем чтобы в кадр не попала ваша тень или не отразилась где-нибудь на стеклянных или же полированных поверхностях.

  • Log in to post comments
  • Log in to post comments

Лёва, у тебя под рукой целая

Лёва, у тебя под рукой целая лодка фотографов!

Ну посмотри на этих орлов!

Явно ж увлечённые делом люди! Эти такому научат, что мне и не снилось. Так что на следующий выход бери тетрадочку, карандашик и конспектировать, конспектировать!

  • Log in to post comments

Смотрел на эти фото которые

Смотрел на эти фото которые тут народ критикует,ну не вижу я ничего неправильного.Наверное нужно все эти книжки прочитать,чтобы это понять,а с другой стороны зачем?Ведь сейчас я смотрю на фото и оно мне нравится,чем бы оно не было сделано,а получив знания начну рассуждать о заваленых горизонтах и тенях.А оно мне надо?

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Хммммм:)

Саш, может такой подход и имеет право на существование. Отчего ж и нет? А с другой-то стороны, взял ты, к примеру, фотик в поездку на Карибы или ещё куда. Приехал, народу стал показывать, а народ вежливо так смотрит, но особого энтузиазьму не выказывает. Ну патамушта, к примеру, там с горизонтом и тенями чего не так и бабушку от ром-бабы не отличишь, а народ тот про тени с контурами знает, бо книжки прочитал ...

Всё-таки фотки - это память. А память это одна из главных вещей, что у нас остаётся в результате прожитой жизни. Если с минимальными затратами труда и нервов можно сделать, чтобы эта память смотрелась красиво - отчего бы того труда и нервов не вложить?

Или ещё вариант ответа на собсном опыте. Вот не хотел я форель ловить. Даже пробовать не хотел. Всё спрашивал: "Толпы, грязь, ездить чёрт-те куда, вставать чёрт-те во сколько. Нафига оно мне?" А потом меня-таки вытащили, и мне понравилось и даже научиться захотелось. Не до фанатизма, mind you, не на каждые выходные. Но пару-тройку раз в году почему поплавок не покидать? Так что может и тебе книжки те стоит полистать? Глядишь, и понравится

  • Log in to post comments

Миша,да мне и так нравиться

Миша,да мне и так нравиться,просто я и правда разницы не вижу.Ну это как для некоторых людей "Черный квадрат" Малевича это картина и шедевр,а для меня пара минут работы катком и линейкой.Ну необразованные мы там на стройках,ну что поделаешь не приучили к прекрасному.Кстати мои самые любимые фото,это моих детей,которым уже больше 20-ти лет,они конечно черно-белые,со всеми возможными дефектами,но для меня самые красивые и важные.Вот так,поэтому хотя мне и очень нравиться все что вы ребята делаете,сам я это делать не хочу,не захватывает.Да и цены пугают,дорогое хобби.Кстати можете посоветовать какую-нибудь мыльницу в разумных ценах,а то скоро ехать в Израиль,надо картинок на память насчелкать,а моя мыльница уже старовата.

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Алекс, я думаю что знание

Алекс, я думаю что знание основ композиции будет полезно любому человеку, даже если он не собирается заниматься фотографией. Например мне, с тех пор как я познакомился с этими основами, стало интересно присматриваться и находить как они выдерживаются (или не выдерживаются) в работах других авторов, и не только в фотографии, но и в кино тоже. Смотришь какой-нибудь эпизод фильма и вдруг понимаешь почему оператор разместил главного героя в данном кадре именно так, а не по-другому, и что он этим хотел сказать... Интереснее становится смотреть на мир! Ну а потом начнешь подсознательно и к своим фотографиям их применять, даже если это самые простые курортные снимки. А тем людям которым ты их намереваешься показывать будет тоже приятнее и интереснее на них смотреть!

  • Log in to post comments

Interesting. :)

Вы заметили, что Лёва с Игорем ответили на мой пост с интервалом в 1 минуту и содержимое тех ответов ну очень сильно похоже? Я не думаю что они успели сговориться. Из чего следует, что либо у них там у всех в компании мозговая гармония и близкое совпадение взглядов, либо что объекты обсуждения вызывают похожие эмоции у достаточно широкого круга

  • Log in to post comments

Михалыч! Если бы тебя не было

Михалыч! Если бы тебя не было бы, пришлось бы тебя выдумать. Умеешь ты видеть глубоко.

Если бы в нашей компании не было бы глубокой гармонии и совпадения взглядов, мы бы не имели права называться гордым именем "команда Icemena"

И проверено это длинной историей в самых разных местах, ситуациях и в некоторых ты тоже участвовал, и еще будешь не раз.

Так что - будь готов

  • Log in to post comments

Вставлю свои пару копеек,

Вставлю свои пару копеек, вроде бы о них не писали. Вернее вроде начали, но решение почему-то не прозвучало.

А проблема встречается постоянно. Суть ее в том, что при с"емке человека солнечным днем он обычно имеет головной убор. Иногда бейсболку, иногда панаму. В результате имеем резкую тень на лице. Варианта решения три. Попросить об"ект поднять козырек (маловероятно), добавить заполняющий свет в Пикассе при обработке фотографии (изменится освещение всего снимка, красивые облака на заднем плане могут "уйти") или включить принудительно вспышку. Последнее решение и есть то, к чему я веду. О нем написано на каждом, практически, углу, но обычно народ просто не вспоминает о такой простой вещи, - ведь светло, яркое солнце в зените, какая спышка?!

А вот таки да:)

  • Log in to post comments

Леша, спасибо, действительно

Леша, спасибо, действительно толковое дополнение. От себя могу только добавить что вспышку можно применить не только чтобы высветить затенённную головным убором часть лица, но и всю фигуру в целом когда приходится снимать при контровом свете. Только нужно знать как поставить свою камеру в режим обязательной вспышки (есло это компакт), иначе полностью автоматический режим скорей всего ее не включит, так как посчитает что света и так достаточно.

  • Log in to post comments

А вот таки да:)

А вот таки да:)

Спасибо, Алексей, за напоминание. У нас даже и примерчик по случаю имеется.

Когда я купил свой первый фотоаппарат, я сразу же принялся изучать руководство к его применению, я ни на минуту не расставался с этими листиками, я брал их с собой на фото прогулки, читал их перед сном. Не скажу, что мне очень нравилось это занятие, но у меня была цель стать , и я знал, что для этого мне надо многому научиться. Я призываю всех, кто желает преуспеть в фотоделе, изучать как можно больше информации, и помнить, что инструкция к фотокамере не должна быть единственным источником ваших познаний в фотографии. В процессе своего обучения я делал много нелепых ошибок, думаю, это типичные ошибки начинающих фотографов, вот с ними-то я и хочу ознакомить вас в этой статье, дабы в ходе своего самообучения вы могли заранее их предвидеть и успешно избегать.

Я отказался от вспышки

Если вы уже имели дело с выдвижной вспышкой pop-up, то вы, скорее всего, поймете, почему я сделал этот выбор. Всякий раз, когда кто-нибудь спрашивал меня об этом, я отвечал, что мне просто не нравятся вспышки. О, как я же ошибался. Позже я понял, почему мне так не нравилась моя вспышка - это был совершенно неправильный тип вспышки; неприятный, резкий и плоский свет сверху над самой камерой. Моя неприязнь к вспышкам продолжалась до тех пор, пока один мой хороший знакомый фотограф не настоял на том, чтобы я купил правильную вспышку, которую он уже давно мне советовал. И тогда в мой фото мир ворвались всевозможные виды и схемы освещения, открыв еще больше возможностей для творчества.

Неверный выбор режима фокусировки

При съемке событий, которые разворачиваются в непосредственной близости от вас, или когда вы хотите запечатлеть что-то уникальное и необычное, как правило, совсем нет времени на то, чтобы произвести все необходимые настройки. В таких случаях приходится идти на компромисс, надеясь, что потом при помощи фоторедактора можно будет исправить какие-то недочеты на снимке. Помните, что фокус относится к тем вещам, которые не поддаются .

Если вы выбрали неправильный режим фокусировки, то ваша камера будет, либо непрерывно пытаться перефокусироваться, либо же вовсе не будет отслеживать ни сам объект съемки, ни его движение.

Неправильно настроенная светочувствительность - ISO

У меня было 2 проблемы со светочувствительностью, во-первых, я знал, и не хотел особо с этим возиться, поэтому установил уровень 100 и больше его не менял. Как вы уже, наверное, догадались, из-за этого мои фотографии были очень темными и недоэкспонированными, что явно не прибавляло им качества. Другая моя ошибка заключалась в том, что временами я менял уровень ISO, например, на 1600, а потом, забывая об этом, фотографировал с той же настройкой при ярком солнечном освещении, поэтому снимки получались с большим уровнем шума. Такие мелочи легко упустить из виду, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией, но постоянная практика поможет вам выработать привычку всегда проверять настройки фотоаппарата перед съемкой. Сейчас я пользуюсь ISO 1000, даже когда фотографирую со вспышкой, так мне удается получить больше фоновых деталей, например, как на фото снизу.


Снимал только в формате JPG

Даже, несмотря на то, что формат RAW открывает гораздо больше возможностей, я не стану агитировать вас полностью отказываться от формата JPG. Конечно же удобно, когда, снимая в JPG, камера сама выбирает нужные настройки баланса белого, резкости, насыщенности и контраста, но здесь есть один недостаток - при этом настолько сильно сжимается изображение, что внести в него какие-либо изменения при обработке довольно сложно. И хотя я не большой любитель постобработки снимков, ибо не нахожу в этом ничего забавного, но потеря качества при сжатии и пересохранении файлов меня серьезно обеспокоила - сделав в одно и то же время снимки в режиме RAW и JPG, вы можете увидеть реальную разницу между 2 фотографиями.

Я ничего не знал о режиме Bulb

Возможно, для большинства моих читателей этот момент не покажется столь важным, каким он был для меня. Ведь не все же помешаны на ночной съемке. Раньше меня очень разочаровывал тот факт, что максимальное составляет всего 30 секунд, тогда я еще не понимал, что поставив камеру в режим «выдержка от руки», я могу держать затвор открытым столько, сколько мне нужно. Кроме того, это мое новое открытие очень пригодилось мне и для съемки с медленной синхронизацией вспышки, позволяя настраивать продолжительность экспонирования по моему желанию. Но до меня все это дошло не сразу, а только когда я снова стал фотографировать на плёнку и заметил на ручке настройки выдержки установку ‘B’.


Я никогда не делал резервных копий

Стыдно признаться, но я принадлежу к числу тех недоумков, которые из-за обычного отказа жесткого диска потеряли все свои фотографии. И хотя мои первые снимки значительно уступали по качеству и всем остальным параметрам моим теперешним «шедеврам», и, оглядываясь назад, я уже совсем не переживаю по этому поводу, но в глубинах моего подсознания все же осталась некая досада от той потери.

Теперь я делаю резервные копии сразу же при импорте фотографий, а потом каждый месяц удаляю их, перенося оригинальные файлы на 2 внешних диска, таким образом, я освобождаю место на диске своего компьютера и при этом ничего не теряю.

Я выбрал не тот объектив

Помню, когда я впервые увидел рекламу 18-250 мм объектива от компании Sigma, я подумал, что это именно то, что мне нужно, то, что я искал, ведь теперь отпадает необходимость постоянно менять объективы, есть один на все случаи съемки, - здорово! Но, как же я ошибался! Самый простой объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм кому-то может показаться необычным выбором, но если вы ищите качество и разбираетесь в настройках камеры, то это будет именно то, что вам действительно нужно, то о чем вы никогда не пожалеете. Казалось бы, что хорошего может быть в средненьком непримечательном «полтиннике», но я уверен, он непременно вас очарует своей простотой, компактностью, большой светосилой и просто изумительным качеством снимков.


Я скидывал фото на компьютер через USB-кабель

Я на самом деле не понимал, что терял, пока не купил картридер CF - разница в скорости передачи меня просто шокировала. До этого я скидывал фото на компьютер, пользуясь обычным кабелем USB, но весь процесс длился настолько долго, что я просто попусту тратил кучу времени, заряд батареи, и постоянно сталкивался со сбоями при передаче. С тех пор, как у меня появился картридер, в сторону USB я даже и не смотрю.

Если у вас новая модель зеркального фотоаппарата, то, скорее всего, там есть слот для SD-карт, а в ноутбуке встроен для них картридер, и нет вам никаких оправданий, если вы им не пользуетесь.

Баланс белого был на автоматическом режиме

Одна из самых больших ошибок начинающих фотографов. В свое время, пытаясь понять, что такое баланс белого, я нигде не мог найти вразумительного объяснения; все имеющиеся на тот момент руководства предлагали ту же информацию, что и инструкции к фотоаппарату и в пояснениях использовались слова, значения которых для меня были не понятны. Поэтому почти всегда на моей камере был установлен режим AWB (автоматический баланс белого). Но потом я стал замечать, что при съемке внутри помещения автоматический режим не всегда срабатывал, и некоторые снимки получались довольно паршивого качества с нереальным оранжевым оттенком. Как только вы начнете сами устанавливать правильный баланс белого, а не будете доверять это автомату, то вскоре увидите огромную разницу в цвете, что непременно отразится на общем качестве ваших фотографий, и они больше не будут похожи на снимки любителя-дилетанта.

Я пользовался бесплатным фоторедактором

В мире фотографии это своего рода преступление. Раньше я управлял своей фотобиблиотекой с помощью iPhoto, но это приложение практически уничтожало фотографии при попытке их редактировать. Самой большой проблемой для меня было то, что при обработке, снимки теряли свою резкость, поскольку программа довольно плохо справлялась со своими задачами. Поэтому обязательно обзаведитесь надежной программой для работы и сделайте резервное копирование прямо сейчас, так вы не повторите моих ошибок.

И света в портретной фотографии существует еще и язык тела, который должен понимать фотограф. Именно в позировании скрывается огромное количество ошибок фотографов, которые где-то подсмотрены, не очень удачно скопированы либо просто игнорируются по незнанию. Комментируя и просматривая фотографии студентов, я часто встречаю одни и те же ошибки у разных фотографов, поэтому и решила объединить их в одну статью.

Для наглядных примеров я заручилась поддержкой книги Уильяма Мортенсена «Модель. Проблемы позирования», одной из лучших книг по позированию, которые мне приходилось встречать. Иллюстрации взяты оттуда.

Итак, начнем с лица .

Ошибка 1. Прерванный профиль (слева). Часто случается так, что фотограф не обращает внимания на поворот головы модели, и кончик ее носа заходит за край щеки либо слегка его касается.

Правильно: Профиль должен быть либо полным, чтобы зрителю была видна только одна сторона лица модели, либо в три четверти, как показано на рисунке справа.

Ошибка 2. Высоко поднятый подбородок либо нижний ракурс. Человеческое лицо лучше не снимать снизу, особенно если речь идет о полнолицых или не очень молодых моделях. Помимо того, что такой ракурс подчеркивает не всегда красивый подбородок, он искажает форму лица. Такое же искажение происходит, если модель слишком запрокидывает голову назад: это приводит к зрительному увеличению челюсти, а также акцентирует ноздри:

Ошибка 3: Отсутствие шеи. Некоторые модели любят прижимать подбородок, чтобы продемонстрировать свою скромность. Если голову сильно наклонить вперед, это не только исказит лицо, но и спрячет шею, нарушив естественные пропорции. Недопустимы и любые другие ракурсы, в которых шея на фотографии отсутствует.

Ошибка 4. Наклон головы без наклона плеча. Наклон головы при ровных плечах смотрится неестественно:

Если вы решили использовать в позе наклон головы, его нужно обязательно компенсировать плечом, поднятым в ту сторону, куда наклонена голова:

Руки и ноги

Ошибка 5. Короткие руки или ноги. Позы, в которых руки или ноги модели становятся зрительно короче, нарушают пропорции тела. Их лучше избегать. Напротив, использовать лучше позы, в которых подчеркивается естественная длина конечностей.

Ошибка 6. «Культи» из конечностей. Если конечность не видна на фотографии целиком, а виден только ее изгиб, она смотрится как ампутированная. Слово ужасное, но так оно и есть:

Помните, что фотография двухмерна, и по ней нельзя «додумать», где тут рука или нога.

Ошибка 7. Рука из живота. Неестественно смотрятся руки, внезапно возникающие там, откуда они не растут. Если вы хотите, чтобы обе руки были видны, выберите такую позу, при которой видно всю линию руки.

Ошибка 8. Рука из ниоткуда или «чужая» рука. Речь также идет о фотографиях, на которых линия руки прерывается. При этом рука может смотреться либо как чужая, либо неожиданно появляться из края кадра, откуда ее не ждали.

Ошибка 9. Нога на ногу. В позе «нога на ногу» нежелательно, чтобы нога, расположенная ближе к камере, была сверху:

Если вы решили использовать эту позу, сверху должна быть нога, которая попала на задний план.

Ошибка 10. При съемке «ню» и в обтягивающей одежде следите, чтобы бедра не касались какой-либо поверхности всей своей площадью. При этом искажаются линии ног, которые играют большую роль в передаче формы тела в целом (слева). Особенно следует избегать такого «сплющивания» ног, если модель склонна к полноте. Решить эту проблему можно выбором другой позы (справа):

Ошибка 11. Следите за тем, чтобы рука в предплечье не касалась тела слишком плотно. Это проводит к некрасивому увеличению зрительного размера плеча.

Ошибка 12. Не кадрируйте ноги и руки в суставах. Это грубейшая ошибка:

Если вам все-таки нужно обрезать ноги или руки, это нужно делать либо выше, либо ниже сустава:

::

На этот раз поговорим о позировании. Позирование может вызывать стресс и вообще выводить из себя, тем более, когда у вас есть так много вещей, о которых приходится думать во время съемки: оборудование, настройки, освещение, общение с клиентом…
Между прочим, это ваша задача - придумать позы, которые бы выглядели креативно, и показывали вашу модель в самом лучшем виде. Изучив базовые элементы позирования и доведя владение ими до автоматизма, вы сможете сосредоточиться на более интересных и творческих вещах.

12 распространенных ошибок позирования, и как их избежать

Итак, обсудим 12 рецептов, как избежать типичных ошибок. Советы для женщин применимы в равной степени при фотосъемке невесты, старшеклассницы, модели или матери семейства. Также и советы для мужчин годятся и для моделей, и для выпускников школ, и для солидных бизнесменов.

Женщины. Ошибка №1 – Складки кожи на шее

Как избежать

Не важно, полная женщина или худая. Не важно, молодая она или пожилая. Если ее тело повернуто от вас, и она смотрит в вашу сторону через плечо, весьма вероятно, на ее шее образуется солидный набор складок.

Складки кожи / морщины не беспокоят некоторых фотографов, но они волнуют меня, и могут не порадовать ваших клиентов. Есть несколько простых советов. Можно

  1. попросить сильнее повернуть в вашу сторону верхнюю часть тела и плечи (особенно, ближнее к вам), так что складки станут менее выражены;
  2. разместить точку съемки не сзади, а сбоку, тогда вашей модели не нужно будет так сильно поворачивать голову; наконец
  3. скрыть складки кожи за волосами.

Женщины. Ошибка №2 – «Квадратные» плечи

Как избежать

Как правило, следует избегать снимков, на которых плечи женщины параллельны плоскости снимка. Плечи - наиболее широкая часть тела, а ваша задача «уменьшить» его ширину, творчески подбирая позу.

Напротив, небольшой поворот плеч «поведет» взгляд зрителя в кадр и привлечет внимание к лицу. Это правило легко можно нарушать, но при этом следует действовать очень осторожно, особенно, если ваша модель комплексует по поводу своего тела.

Женщины. Ошибка №3 – «Аршин проглотила»

Как избежать

Есть старое, как мир, правило - «Если что-то гнется, согните это». Прямые руки, ноги, голова и торс обычно выглядят грубо и непривлекательно на снимках как взрослых женщин, так и подростков. Стоит ваша модель, сидит или лежит, попробуйте слегка согнуть локти и колени, наклонить голову, подать тело вперед, расслабить пальцы рук.

Женщины. Ошибка №4 – Неуклюжий вид при съемке стоя

Как избежать

Женщины (особенно, среднего возраста) зачастую неудачно встают при съемке портретов в полный рост и в 3/4. Начните с простой, привлекательной позы, а затем небольшими смещениями рук, головы и точки съемки сможете получить серию кадров.

Базовая поза: модель стоит слегка повернувшись от направления съемки; ближняя к фотографу нога направлена на камеру или чуть внутрь и слегка согнута в колене, вес тела смещен к дальней. В результате получим правильный поворот коленей, бедер и плеч. Пусть теперь она слегка наклонится вперед (в талии) - этим мы добьемся более привлекательного вида верхней части тела и области подбородка.

Большинство женщин инстинктивно отклоняется от камеры. Научите их всегда делать наоборот.

Женщины. Ошибка №5 – Руки «приклеены» к телу

Как избежать

Никогда не позволяйте женским рукам прижиматься к телу. Это попросту некрасиво. Особенно, если одежда с короткими рукавами или без рукавов. Конечно, как я уже говорила, нет правил без исключений. Так и тут (очень худая модель, снимок, преследующий особые художественные цели и т.п.). Главное, помните, что для большинства женщин на планете это правило справедливо.

Большинство женщин инстинктивно прижимают к телу верхнюю часть рук, а мы хотим сделать всё, что в наших силах, чтобы руки не выглядели толстыми и непривлекательными. Чтобы заставить слегка согнуть руки в локтях и отвести их от тела, можно предложить:

  • положить руки на бедра,
  • засунуть их в карманы (задние или передние),
  • закинуть за голову,
  • держать какой-либо предмет (букет, элемент одежды и т.п.),
  • сцепить пальцы за спиной или
  • опереться на стену.

Женщины. Ошибка №6 – Съемка с нижней точки

Как избежать

Исключая художественные креативные кадры, лучше всего фотографировать женщин с высоты роста или, лучше, несколько сверху. Съемка с верхней точки, особенно на крупном плане, уменьшает двойной подбородок, делает лицо более худым, а на улице создает великолепный свет в глазах модели.

Мужчины. Ошибка №7 – Съемка парней в «женских» позах

Как избежать

Всё просто. Парни хотят выглядеть круто. Точка. Современная тенденция - отказ от слащавых поз в пользу естественных и подчеркнуто мужественных. Учтите это. В наше время, парни-старшеклассники волнуются перед сессией также, если не больше, чем их ровесницы.

Простые советы: съемка с нижней позиции; голова слегка наклонена вверх или вниз, чтобы подчеркнуть уверенность в себе; ноги расставлены, независимо, стоит персонаж или сидит; плечи - в плоскости кадра, чтобы выглядели широкими и более мужественными (особенно, у подростков); руки скрестить на груди или сунуть в карманы.

Дети. Ошибка №8

Как избежать

При съемке детей младше 5 лет нужно просто понять, что они, скорее всего, не будут позировать. Ни за что. Вместо того чтобы заставлять, подкупать или ругаться, чтобы добиться желаемой позы, плывите по течению, делайте непринужденные кадры в моменты, когда малыш оборачивается в вашу сторону.

Шанс получить удачный кадр значительно возрастет, если вы сможете привлечь ребенка к процессу съемки и позволите помочь вам решить, как снимок должен будет выглядеть. Например, сыграйте в игру, когда сперва вы выбираете «позу», а потом он. Выбираете вы - выбирает он. Вы - он. Зачастую, предложенные детьми «позы» сопровождаются смехом, прыжками, беготнёй… и это замечательно.

Пары. Ошибка №9 – Упущенный «денежный снимок»

Как избежать

Не важно, сколько живописных, романтических кадров будет сделано в день обручения или на свадьбе, скорее всего, вы пропустите по крайней мере один «денежный снимок». Вы его знаете: жених и невеста стоят рядом и улыбаются, глядя в камеру. Польстите обоим, сдвинув их поближе, так чтобы она слегка склонилась к его плечу, а его рука не прижималась плотно к телу. И пусть оба слегка подадутся вперед.

Новорожденные. Ошибка №10 – Съемка с риском для жизни

Как избежать

Хорошо, заголовок выглядит чересчур драматичным. Но невозможно преувеличить значение безопасности при работе с новорожденными. Существует несколько популярных поз (малыш в ладонях, висящий в тканевом «гамаке» и т.п.), зачастую опасных для ребенка. Единственный безопасный способ получить такие кадры - съемка с ассистентом и/или фотомонтаж. При монтаже несколько частей сцены объединяются с помощью Photoshop.

Семья. Ошибка №11 – Мама спереди или с краю

Как избежать

Если мать семейства не чувствует, что выглядит прекрасной и стройной, снимок будет в ее глазах неудачным. Всегда, всегда, всегда угождайте маме. Поместите ее по центру, но сзади семейной группы. Избегайте расположения перед другими членами семьи или сбоку группы (особенно, если пользуетесь широкоугольным объективом).

Семья. Ошибка №12 – Головы на одной линии

Как избежать

Простейший способ создать привлекательную композицию группового снимка - исключить расположение голов на одной линии. Напротив, чередуйте персонажей разного роста или постройте их так, чтобы они зрительно образовали треугольник.

В эру Интернета, как многие заметили, началось повальное увлечение фотографией. Показать себя и свои работы миру стало легче простого, любительская линейка фототехники становится более доступной.

И, конечно, все мы хотим красивых фотографий для своего семейного фотоальбома. Разумеется, многие не упускают возможность и подзаработать на фотографии, дабы окупить свою "зеркалку". Блуждая по группам в социальных сетях часто встречаешь подобные предложения услуг новоявленных фотографов, некоторые из которых явно не догадываются как преувеличивают представление о своем таланте.

Конечно, не всем нам дано быть великими Эдвардами Стейхенами, но некоторых ошибок мы в силах избежать, проявив чуть больше внимания к казалось бы простому процессу "нажатия на кнопочку спуска".

Фотографии для статьи взяты из открытого портфолио обычного среднестатического фотографа. Уверен, в вашем городе таких найдется с два десятка.

Самая главная ошибка большинства начинающих фотографов - неправильный акцент. То, за что цепляется взгляд, то, что привлекает. Если мы снимаем портрет, но ЭТИМ должны быть глаза модели. К сожалению, современная система автофокуса "расхолаживает" фотографа. В итоге в фокусе оказывается... подбородок и поры кожи на плече:

Стены (бэк-фокус)

Но, в принципе, и сам акцент может быть выбран фотографом неверно. Тогда страдает идея снимка (Если такая вообще закладывается изначально). К примеру, фотографией ниже, приятной глазу на первый раз, непонятно что хотел сказать автор. От этого фотография полностью теряет смысл и, скажем, вряд ли обладает ценностью даже для какого-нибудь фотостока:

Отсутствие смысла, вообще, частый враг фотографа. Часть приведенных выше фотографий обработаны достаточно красиво и отчасти профессионально, однако без содержания форма, как говорят фотографы, ничто. И лишенные смысла фотографии, снятые с немалыми усилиями, навсегда останутся в архивах.

К сожалению, технический аспект - тоже поле для ошибок.

Это неудачно подобранный фон или освещение. Например, в фотографии снизу, где волосы девушки, сливаясь с фоном, представляются чем-то негативным, стоило устроить контровое освещение или сменить цвет фона на более светлый тон. К сожалению, подобные фотографии сразу идут в мусорное ведро:

"Грязь" в кадре в виде шума, пыли на матрице или объективе и других факторов - еще один часто встречаемый недостаток. Одно дело когда идет осторожная стилизация "под зерно, под пленку", но другое - когда шум полностью поглощает всю композицию. Такие фотографии выглядят мусорными. На примерах ниже, кроме всего прочего шум, как видим, искусственный (монохромный), что еще больше портит картину.

Обработка фотографии в Фотошопе - один из важнейших этапов в фотопроизводстве. Здесь простор для ошибок просто неограниченный. Как пример - обычная фотография, неграмотной ретушью фотографа превратившая девушку в пластилиновую куклу, у которой потек тональный крем:

Конечно, эксперименты всегда приветствуются, но фотограф, в первую очередь, должен обладать внутренним чутьем. К сожалению, обучить этому нельзя. Опыт в помощь!

Не допускайте ошибок, друзья! Удачных кадров!