Распутная муза гения: Гала Дали и ее любовные многоугольники. Гала: распутная русская в судьбе Сальвадора Дали

На момент встречи Гала было 35 лет, а Сальвадору 25. Казалось бы, что может быть общего между русской женой французского поэта и художником, о чьей экспрессии и чудачествах ходили слухи? Однако, их крепкому союзу суждено было просуществовать 53 года, при том что Гала была старше Дали на 10 лет. Одни называли «хищницей» эту загадочную женщину из России, считая ее эксплуататоршей, заставлявшей художника творить. Другие - уверены, что если бы не вдохновение Гала, ее поддержка и вера в Дали, то гений Сальвадор мог бы быть утрачен для Мира.

Кто такая Гала?

Гала, с ударением на последней букве, как во всех французских словах, ее настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родилась она в 1894 году, в Казани в семье небогатой семье. Ее отец был мелким чиновником, умер, когда девочка была еще в совсем юном возрасте. Мать второй раз вышла замуж за адвоката. Когда Елене было 17 лет, семья переехала в Москву. Там девушка стала гимназисткой, кстати, училась она вместе с будущей поэтессой Мариной Цветаевой.

Детство Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в 1904 году в городе Фигерасе, что в Испании. Его отец был нотариусом-атеистом, а мать ярым приверженцем католичества. В школьные годы его талант художника проявлялся в рисунках на полях тетрадей. Позже с Дали занимался художник Рамон Пихо. Часть мальчик гулял среди представителей низших слоев общества, моряков, рыбаков, впитывая мифологию своего народа, что позже отразилось в его работах. В 17 лет он поехал в Мадрид для обучения в Академии Изящных Искусств, но попал под влияние Лорки и Бюнуэля – ярых противников консервативных норм и был исключен из Академии за распространение «бунтарских» идей. Отец Сальвадора был расстроен: он еще тешил себя надеждами, что сын пойдет по пути государственного служащего.

Так постепенно шаг за шагом под влиянием Ницше, Фрейда, Бретона, Хуана Миро, Дали предложил миру совершенно новый художественный подход, который он назвал «параноидально-критическим методом».

Гала и Поль Элюар: муза поэта

У Елены с самого детства было очень слабое здоровье, и в 18 лет ей ставят диагноз: туберкулез. На лечение девушку отправляют в Швейцарию, там в санатории произошло роковое знакомство с поэтом из Франции Эжен-Эмиль-Поль-Гренделем, это будущий Поль Элюар. Родители отправили Поля туда лечиться от странной болезни – поэзии.

И тут началось: между ними разгорелся страстный роман.

Отец и мать поэта были против, всячески отговаривая Поля от какой-бы то ни было связи с «русской девчонкой». Но это было бесполезно. Пламя уже вспыхнуло, несмотря на то, что влюбленным пришлось на время расстаться, они постоянно слали друг другу письма. Уже тогда в письмах прослеживается яркое материнское начало в Елене (именно в этот период она решает переименовать себя Галой, что обозначает «праздник», «веселье»). Часто она обращается к полю как к «мальчику», «душеньке».

Свадьба Гала и Поля Элюар

Страстный роман Гала и Поля закончился их свадьбой в 1917 году. Родители Элюара преподнесли в качестве подарка молодоженам огромную кровать, на которой поэт романтично планировал «умереть» со своей возлюбленной, но не тут-то было.

Спустя год после законного скрепления брачных уз, в их семье родилась дочь Сесиль. Несмотря на это столь радостное для обоих событие, их союз не сулил счастья. Элюар не мог усидеть на месте, часто путешествовал, иногда чудачил. В доме скандалы стали обычным делом. Например, поэт легко мог показывать снимки в стиле ню своим друзьям. Гала была одновременно музой и раздражителем Поля. Вскоре она вступила во внебрачные отношения с художником Максом Эрнстом.

Судьбоносная встреча Галлы и Сальвадора Дали

Брак Галлы и Поля Элюара насчитывал уже почти одиннадцать лет. Однажды летом 1929 года, семья Элюаров решила отправиться на автомобиле из Парижа в испанскую деревню Кадакес в гости к молодому художнику Сальвадору Дали. Эта идея принадлежала Полю, он был шокирован фильмом Дали «Андалузский пес». На момент судьбоносной встречи Гале было 35 лет, она была выдержанной женщиной, получившей солидный жизненный опыт, а Сальвадору Дали не так давно исполнилось 25 лет.

Всю дорогу по пути в деревню Элюар расхваливал работы Дали. Перед приездом гостей Сальвадор принарядился специально к встрече: покрасил свои подмышки в синий цвет, набрызгал себя самодельным парфюмом из лаванды, обмазался пометом коз и рыбьим клеем. В таком эпатажном наряде он собрался предстать перед семьей Элюаров. Однако, случайно его взгляд упал на жену Поля. Он увидел ее из окна своего дома. Перед гостями Дали предстал уже в нормальном своем облике, но потеряв дар речи. Тогда он чувствовал, что эта женщина будет его настоящей и единственной любовью всей жизни.

Плодотворный творческий союз: Гала и Сальвадор Дали

Современники Галлы отмечали, что она не была красавицей, но было в ней что-то, что являлось притягательным для многих мужчин: строгость, загадка, магнетизм… Как Гала признается позже, с первого взгляда на Дали она поняла, что перед ней – гений.

Так Гала приняла, пожалуй, одно из важнейших решений в своей жизни: бросить супруга и дочь и посвятить свою жизнь молодому художнику. Без оглядки на состоятельность мужа и бедность художника.

Только после смерти Элюара, спустя 29 лет после встречи, пара официально скрепила свои узы браком.

Их союз был, будто союзом льда и пламени: строгая, расчетливая Гала и робкий Дали. Поговаривают, что до брака он был девственником и панически боялся всякого контакта с женским полом.

Тем не менее, огромное влияние Гала на Дали дало свои плоды: художник ушел из-под влияния Бретона и его группы и стал самостоятельным. Он много работал, возлюбленная была не просто его музой, но еще и его продюсером, арт-директором, маркетологом: она сама создавала выставки работ, постоянно искала состоятельных спонсоров и вела с ними переговоры, занималась продажей картин.

Постепенно в прессу стала просачиваться информация, что Дали работает под давлением Гала, якобы она заставляет его создавать картины, а когда картины не шли из-под кисти, то она сажала его за разработку новых аксессуаров и предметов интерьера. Возможно, так и нужно было обращаться со слабовольным и всего боящимся Сальвадором.

В 1994 году вышла в свет статья, где журналист называл Галлу хищницей, которая взяла жестокой и крепкой хваткой беззащитного и слабовольного художника, имеющего некоторый талант и своими силами сделала из него миллионера и «звезду», за возможность обладания работами которого выстраивались толпы богачей и толстосумов.

Сама Гала была на седьмом небе от счастья. Она транжирила деньги направо и налево.

Путешествие в США: пик популярности Сальвадора Дали

Интуиция Галлы привела пару в США, где, казалось, публика только и ждала их приезда. В 1934 году как раз пересматривались художественные каноны, и бомонд скучал в ожидании скандалов и эпатажа. Америка преподнесла им головокружительный прием: работы Дали раскупались за баснословные суммы, в их честь устраивались шумные вечеринки. Эта поездка только прибавила паре славы и денег.

Годы войны и несколько послевоенных лет Гала и Дали прожили в США, популярность художника, благодаря действиям Гала, была на пике. Гений творил и создавал свои шедевры.

Феномен Гала

«Галатея», «мой талисман», «мой клад», «мое золотце» - так писал о своей супруге Дали. Ее образ можно найти в изображениях множества картин, даже в лике Богоматери. Художник не раз говорил, что он любит ее больше всего на свете – больше денег, славы, даже больше матери. А точней, вместо матери. Художник потерял рано мать, а Гала сумела дать ему материнскую заботу и любовь, которой столь сильно не хватало мужчине.

Приближенные к паре, в частности, сестра Галы, приехав к ним в гости, не раз твердила о материнском поведении Галы в отношении Сальвадора: она за ним убирала, подносила напитки и еду, обожествляла, всячески заботилась о нем.

А в ответ художник творил: картины он подписывал: «Гала-Сальвадор-Дали». По сути, Гала своими руками создала бренд «Сальвадор Дали», была не только его музой, но и умелым менеджером и финансистом. Ей удалось убедить Дали в его исключительности, уникальности и гениальности, а художник в ответ готов был преподнести Гале весь мир.

Борьба со временем

Пара Дали и Гала, которую многие в народе называли «шизофрениками», «сумасшедшими» «извращенцами». Постепенно Гала старела. В бессмысленных попытках хоть как-то удержать свою молодость Гала то ложилась под скальпель пластического хирурга, то принимала «волшебные» таблетки для сохранения молодости, то сидела на диетах. Роскошь, слава, богатство – все это дало женщине возможность держать рядом с собой любовников помоложе. Одним из них стал Джефф Фенхольт – главный актер рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Но этого ей было мало. Однажды Гала обратилась к Сальвадору с просьбой купить ей замок в Пуболе. Там женщина устраивала оргии, но Дали был на них очень редким гостем. Вход ему был возможен только в случае ее письменного приглашения.

На закате жизни

В 1982 году в результате падения, Гала сломала шейку бедра. Ее поместили в больницу, где разум ее постепенно оставлял. Муза художника умерла в одиночестве, забытая множеством своих любовников, на которых столь беззаботно и щедро тратила деньги.

Дали, узнав об этом, пошел на нарушение закона (в те времена нельзя было самостоятельно перевозить тела умерших) – он надел на Гала ее любимое платье, большие солнечные очки, усадил в «Кадиллак» и отвез в замок в Пуболе, где его муза и была похоронена.

Дали после смерти своей Музы

После смерти своей возлюбленной, источника вдохновения, жены, друга в одном лице. Сальвадор Дали закрылся в себе. Он больше не возвращался к холсту, как будто бы его дар покинул. Художник, казалось, сходил с ума, утратил интерес к жизни, мало ел, агрессивно себя вел, кидался на собеседников, вместо нормальной речи – мычание, которое никто не мог разобрать. В таком режиме он провел оставшиеся семь лет.

Вывод:

Во многом, благодаря Гала, Мир узнал о Сальвадоре Дали. Она была его женой, матерью, другом в одном лице. Как Дали признавался сам много раз, всем, что у него есть он обязан всецело «своей Гала».


Фильм "Сальвадор Дали и Гала"

Я посвящаю эту книгу моему гению,
моей победоносной Гале Градиве,
моей Елене Троянской,
моей Святой Елене,
моей блистательной, как морская гладь,
Гале Галатее Безмятежной.
— Сальвадор Дали, вступление к автобиографии

Сальвадор Дали появлялся в обществе, извалявшись в меду, а потом — в перьях. Нарочно проливал кофе на изысканные наряды соседок за столом и заявлял в свое оправдание, что наелся битого стекла. Давал интервью, сидя обнаженным в ванне, изысканно помахивая тростью. Но чего-то ему, казалось, не хватало в этой стильно замешанной драматургии. И именно в момент осознания этой недостаточности в жизни Дали появилась она.

Свадьба Галы и Дали

К моменту знакомства с Галой Дали было 25 лет, и он все еще был стопроцентным девственником. Какая ирония судьбы: женщиной его жизни оказалась беспринципная нимфоманка, согласная на все, лишь бы получить больше денег и секса. Неужели идеальные пропорции желаемого она нашла в испанском гении?

Она родилась в Казани, на Волге. Тогда ее звали еще Еленой Ивановной Дьяконовой. В 17 лет врачи обнаружили у нее туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, девушка знакомится с Полем Элюаром, тогда еще начинающим французским поэтом, и в феврале 1917-го года уже стоит перед алтарем в свадебном платье. Тогда умерла маленькая Леночка и вместо нее на свете появилась великая Гала. Она сама называла себя Галиной или Галой, а Элюар придал имени больший налет Франции, ставя ударение на последний слог. В начале 20-х с молчаливого согласия мужа крутит роман с немецким скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делят постель на троих. Часто Элюар снимает свою жену обнаженной, а потом демонстрирует фотографии всем своим друзьям, в том числе самому Дали. Гала приходит в восторг от того, с каким упоением мужчины пожирают ее формы, навеки запечатленные объективом камеры. Особенно ей нравится восхищение, которое она вызывает у Сальвадора. И это восхищение оказывается взаимным. И вот в 1932-м году, через три года после знакомства, Гала сочетается браком с Дали. Но безумная любовь не умерила сексуальные аппетиты ненасытной дамы.

. Когда Сальвадора Дали спросили, как она нарисовал картину «Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече», он ответил: я люблю Галу и люблю ребрышки, а тут они сразу вместе.

Несмотря на непомерную любовь к сексу, она, тем не менее, была одной из тех женщин, которую богемный мир Парижа принимал всерьез и даже прислушивался к ее мнению. Да, она точно знала, чего хочет. Ее не интересовали политические интриги, философские споры и прочий «общественный мусор». Все, что волновало ее кровь — это страстное желание наслаждения для всех пяти органов чувств, жажда компанейских отношений с гениями и денег, денег, денег. Она оценивала людей только по эффективности «выхлопа», который они могут или не могут произвести в реальном мире, мгновенно устраняя от себя всех посредственных и бедных. При этом, как признавался Дали, Гала имела способность непостижимо разжигать творческие способности талантливых людей.


«Осенний каннибализм» (1936)

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, и для Дали таковой оказалась эта русская. Далеко не красавица, но облик ее, как казалось Сальвадору, удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, которая являлась гению во сне и которая с годами оформилась в придуманный им идеал элегантной музы. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз.

Вдохновленный своей музой, в 1936-м году Дали пишет одну из самых известных картин — «Осенний каннибализм». На полотне угадываются мужчина и женщина, которые поглощают друг друга, проникают, становясь одним целым. Это ли не аллегория на отношения художника и его музы?

Казалось, все, к чему прикасалась рука Дали, получает пропуск в мир искусства, причем с ценником с шестизначной суммой. И более всего это относится к его жене, Гале. Он рисует ее постоянно, возводит в ранг Мадонны. Благодаря Дали, она становится уже чуть ли не самой дорогой моделью века, а ее тело не менее знаменитым, чем тело самой Венеры Милосской.

Привязанность Дали к своей музе можно было назвать почти патологией. Художник не мог расстаться с ней даже на сутки, а когда краткое расставание все же наступало, попросту не мог творить. Действительно, а как привносить в этот мир что-то новое, если музы в нем нет?

И вот Гала отметила 60-летний юбилей. И будто бы противясь природе, ее тело начинает желать еще больше любви. По требованию своей музы, Дали покупает ей «замок-храм», набитый десятками самых разных мужчин самой разной ориентации.

Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают.

— Сальвадор Дали

Каждый день мужчины устраивали для Галы удивительные зрелища, беспрестанно пробуждая к жизни ее желания, даже и не думающие угасать. Дали разрешал ей иметь столько любовников, сколько захочется, а она, в свою очередь, покупала им дома и машины. Однако старение художника тоже скрашивали молодые фаворитки, от которых ему было не нужно ничего, кроме их красоты и юности. Он делал вид, что в восторге от все новых и новых любовниц, но на самом деле женщиной его жизни была всего одна единственная. «Демонесса моего гения» — так называл ее мастер.

На часах XX века уже бьют в колокол срамные 80-е, «крылоподобная муза» Сальвадора Дали стареет все сильнее и сильнее, и уже нет сил отмахиваться от этого. Но Дали маниакально твердит каждому, что его Гала становится с годами все прекраснее и прекраснее. Однако смерть не обмануть, ей плевать на чувства. И вот эта страшная дата — 10 июня 1982 года.

Господь безжалостно распаковал мой череп и изъял одно полушарие, повергая меня в тотальное смятение.

Гала завещала похоронить себя в Пуболе, и чтобы выполнить последнее желание своей музы, Дали решил перевезти тело любимой самостоятельно, чтобы не привлекать излишнее внимание вездесущих папарацци. Решение нашли, и оно оказалось очень в духе художника. Дали приказал надеть на Галу лучший наряд, посадил труп на заднее сидение «Кадиллака» и повез в замок. Там тело забальзамировали, нарядили в алое платье от Dior и похоронили в склепе замка, словно Белоснежку, положив в гроб с прозрачной крышкой. Современники напишут, что вдовец, стоящий над телом любимой будет смотреть на нее, не моргая, и твердить себе под нос одно и то же:

Смотри, я не плачу. Я не плачу. Не плачу!

Они же отметят потом, что с этого момента глаза гения беспрестанно будут слезиться. Но, возможно, это одна из красивых легенд, которые люди так любят придумывать?

Дали и Гала встретились в 1929 году, когда та была замужем. Через три года она стала супругой Сальвадора

Мать или тиран - кем была муза Сальвадора Дали Гала?

В историю она вошла под именем Гала — блистательная муза, соратница, обожаемая и любимая женщина. Чуть ли не богиня. Ее биографы до сих пор недоумевают: что же в ней было особенного, как могла она, не обладая ни красотой, ни талантом, сводить с ума творческих мужей? Союз Гала с Сальвадором Дали продлился полвека, и можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря жене художник смог проявить всю силу и мощь своего дара.

Некоторые считают ее расчетливой хищницей, которая цинично использовала наивного и неискушенного в бытовых делах Дали, другие — воплощением любви и женственности. История Гала, явившейся в этот мир под именем Елены Дьяконовой, началась в Казани, в 1894 году. Ее отец, чиновник Иван Дьяконов, рано ушел из жизни. Мать вскоре снова вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга. Его Елена считала своим отцом и взяла себе отчество по его имени. Вскоре семья переехала в Москву. Здесь Елена училась в одной гимназии с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет. Уже тогда наша героиня умела произвести впечатление на людей: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

Сама Елена была уверена, что ее удел — вдохновлять и очаровывать мужчин. Она писала в своем дневнике. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И первый шанс опробовать свои чары ей вскоре представился.

Девушка-праздник

В 1912 году слабую здоровьем Елену отправили в санаторий Клаваделя в Швейцарии лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гранделем, отец которого, богатый торговец недвижимостью, надеялся, что целебный воздух выбьет из отпрыска поэтическую блажь. Однако юноша приобрел еще и любовный недуг: он потерял голову из-за этой необычной, загадочной девушки из далекой России. Она представилась Галиной, он же стал звать ее Gala с ударением на последний слог, от французского «праздничный, оживленный». Родные не поощряли его увлечения поэзией, а в лице возлюбленной он нашел благодарного слушателя. Она же придумала ему и тот звучный псевдоним, под которым он приобретет известность, — Поль Элюар. Отец юноши его восхищения не разделял: «Я не понимаю, зачем тебе эта девочка из России? Неужели мало парижских?». И предписал новоиспеченному Полю немедленно вернуться на родину. Влюбленные расстались, но их чувства друг к другу только окрепли. Почти пять лет (!) продолжался этот роман на расстоянии. «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала Элюару Гала. — Мне не хватает тебя как чего-то незаменимого».

Она обращалась к нему как к мальчику — уже тогда в юной Елене было сильно материнское начало. Она чувствовала в себе желание наставлять, оберегать, опекать. И не случайно впоследствии выбирала любовников моложе себя. Поняв, что от нерешительного Поля ничего не добьешься, а роман в эпистолярном жанре не может длиться вечно, Елена решила взять судьбу в свои руки и отправилась в Париж. В феврале 1917 года, когда ее родину потрясла революция, предприимчивая девушка сочеталась браком с молодым французом. Родители Поля к тому времени уже смирились с его выбором и в качестве знака благословения даже преподнесли новобрачным огромную кровать из мореного дуба. «На ней мы будем жить и на ней умрем», — заявил Элюар. И ошибся.

Амур де труа

Поначалу жизнь в Париже очень радовала Гала. Из застенчивой девушки она превратилась в настоящую л’этуаль — яркую, блистательную, манкую. Она находила удовольствие в развлечениях богемы. А вот бытовые дела навевали скуку. Домашние, будучи уверенными, что у Гала хрупкое здоровье, ее особо не беспокоили. Она делала все что пожелает. То, ссылаясь на мигрень или боль в животе, валялась в постели, то читала, то перешивала наряды или слонялась по магазинам в поисках очередной оригинальной вещицы. В 1918 году у супругов родилась дочь Сесиль. Но и появление малышки не особо повлияло на настроение Гала. Заботы о ребенке она с удовольствием доверила свекрови. Поль с тревогой наблюдал за тем, как его жена погружается в меланхолию. «Я умираю от скуки!» — заявляла она и не лгала. Так что знакомство с художником Максом Эрнстом добавило в опостылевшую семейную жизнь свежих красок. По свидетельству современников, Гала, хоть и не была красавицей, обладала особым шармом, магнетизмом и чувственностью, которые действовали на мужчин безотказно. Не устоял и Макс. Роман Гала с художником развивался с молчаливого одобрения ее мужа. Вскоре любовная парочка и вовсе перестала скрываться, а к их сексуальным утехам… присоединился и сам Поль, которого очень возбуждало наличие еще одного мужчины. Отношения «де-труа» настолько увлекли супругов, что и позже, уже после разрыва с Максом, они иногда присматривали себе какую-нибудь жертву — художника или поэта, который их обоих восхищал. А пока Эрнст переселился к Элюарам и начал жить с ними под одной крышей, «в муках, причиняемых любовью и дружбой». Поль называл его братом, Гала позировала ему и делила с ним свое семейное ложе. Пикантный союз оказался весьма плодотворен для вдохновения. За время отношений «де-труа» Элюар с Максом выпустили сборник совместно написанных странных стихов «Несчастья бессмертных». Но потом идиллии пришел конец. Почувствовав, что в сердце жены он постепенно отходит на второй план, Поль поставил вопрос ребром: он или я. Гала не решилась оставить мужа. Но и окончательно порвать с Максом была не в силах. Еще в течение пары лет они переписывались и иногда встречались. Окончательный разрыв произошел только в 1927 году, когда художник женился на Мари-Берт Оранш. Однако, как и прежде, Элюары материально поддерживали бывшего любовника, покупая его картины.

Служенье телу муз

Гала и Дали познакомились в 1929 году, когда чета Элюар нанесла визит художнику в Кадакесе. Он же утверждал, что увидел свою богиню, свою музу намного раньше, еще в детстве, когда ему преподнесли авторучку с портретом черноглазой девочки, укутанной в меха. Стремясь показаться оригинальным, хозяин решил встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, а за ухо вставил цветок герани. Но увидев свою гостью в окно, тут же побежал смывать это великолепие. Так что перед четой Элюар Дали предстал почти нормальным человеком. Почти — потому что в присутствии Гала, так потрясшей его воображение, не смог вести беседу и периодически начинал истерически хохотать. Будущая муза смотрела на него с любопытством, эксцентричное поведение художника ее не отпугнуло, наоборот, подстегнуло воображение. «Я сразу поняла, что он — гений», — писала впоследствии Гала.

Это была молния, поразившая обоих. «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Так описывал Дали предмет своего обожания. Надо сказать, что до знакомства с четой Элюар у 25-летнего художника не было ярких романов. Поклонник Ницше сторонился и даже слегка побаивался женщин. В юном возрасте Сальвадор потерял мать и в какой-то степени нашел ее в лице Гала. Она была на десять лет старше и взяла любимого под свою нежную опеку. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — признавался художник. На этот раз Поль не стал мешать чужому счастью, собрал чемоданы и отбыл восвояси. С собой он увозил собственный портрет, написанный Дали. Живописец решил таким странным образом отблагодарить гостя, у которого увел жену. Дали и Гала официально зарегистрировали свой брак в 1932 году, а религиозная церемония состоялась только в 1958-м, из уважения к чувствам Элюара. Хотя тот и обзавелся любовницей, танцовщицей Марией Бенц, все равно писал нежные письма бывшей жене и надеялся на воссоединение. «Моя прекрасная, священная девочка, будь разумной и веселой. Пока я люблю тебя — а я буду любить тебя вечно, — тебе нечего бояться. Ты жизнь моя. Неистово целую тебя всю целиком. Хочу быть с тобой — обнаженной и нежной. Так называемый Поль. P. S. Привет малышу Дали».

Поначалу чета Дали жила в бедности, зарабатывая тяжким трудом. Парижская светская львица превратилась в няньку, секретаря, менеджера своего гениального мужа. Когда не было вдохновения писать картины, она заставляла его разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать товары. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Гала взяла в свои руки все финансовые дела. Их день строился по схеме, которую она описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Она стала его единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения, восхищалась работами Дали, не уставая твердила, что он гениален, использовала все свои связи для раскрутки его таланта. Супруги вели публичную жизнь, часто появлялись на страницах журналов. Постепенно дела пошли на лад. Дом Дали начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести картины, освященные гением. В 1934 году Гала предприняла следующий шаг для популяризации таланта Дали. Они отправились в Америку. Страна, влюбленная во все новое и необычное, с восторгом приняла экстравагантного художника. Ценители искусства откликались на самые невероятные идеи Дали и были готовы платить за них огромные деньги. Журналист Фрэнк Уитфорд писал в газете Sunday Times: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».

Журналисты не видели главного: трогательной привязанности, почти материнской нежности Гала по отношению к своему непрактичному супругу. Сестра Гала, Лидия, побывавшая у них в гостях, написала, что никогда не видела такого трепетного отношения женщины к мужчине: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность».

Каждый нашел в этом союзе то, что искал. Недаром они прожили вместе полвека душа в душу, вплоть до смерти Гала. Хотя их союз не был образцом верности друг другу. Стареющая дива меняла молодых любовников как перчатки. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла начать карьеру и подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Дали сквозь пальцы смотрел на интрижки жены. «Я позволяю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».

В последние годы жизни Гала захотелось уединения. По ее просьбе художник подарил ей средневековый замок Пуболь в провинции Жироны. Навещать жену он мог только по ее предварительному письменному разрешению. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», — говорила она, съедаемая старческой немощью. Он же окружил себя юными фаворитками, но ни одна из них не сумела тронуть его сердца.

В 1982 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет, Гала скончалась в местной больнице. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали исполнил последнюю волю любимой. Завернув тело жены в белую простыню, он положил его на заднее сиденье «Кадиллака» и доставил в Пуболь, где она завещала себя похоронить. На похоронах художник не присутствовал. Он вошел в склеп лишь спустя несколько часов, когда разошлась толпа. И, собрав остатки мужества, сказал: «Смотри, я не плачу…».

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

50 знаменитых любовниц Зиолковская Алина Витальевна

Дьяконова Елена Дмитриевна (гала)

(род. в 1894 г. - ум. в 1982 г.)

В историю искусства вошла как муза сюрреалистов, источник вдохновения Поля Элюара, Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других художников и поэтов.

Елена Дмитриевна Дьяконова, вошедшая в историю мировой поэзии и живописи под именем Гала, принадлежит к тем особенным женщинам-музам, которые не просто вдохновляли великих творцов, но и имели на них невероятное влияние, помогая ярче и полнее раскрыться их таланту. Поль Элюар, Макс Эрнст и Сальвадор Дали называли ее своей «единственной музой, гением и жизнью». Свой жизненный путь Гала выбрала сама. Это был путь женщины, существование которой определялось судьбой избранного ею мужчины. Но Гала никогда не была пассивной и смиренной спутницей жизни гения. «Рецепт этой музы прост, но действие его намного эффективнее, чем у обычных муз, - писала ее биограф Доминик Бона. - Гала недостаточно того, что она вдохновляет художника, - она укрепляет его веру». Для любимых ею мужчин она была «мотором, дающим им возможность летать». Внутренняя сила этой женщины заставляла их поверить в свое дарование и творить, возносясь к вершинам совершенства. Силой и самой большой слабостью Гала всегда была любовь. Без любви она чахла и, как сама говорила, превращалась в «пустячок». По мнению Д. Бона, «любовь для нее является насколько физической, настолько и духовной, она для Гала священный культ. Гала решила себя ему посвятить и делала это со всей преданностью, на какую была способна». Всю свою долгую жизнь эта незаурядная женщина жила любовной страстью, и именно она давала смысл ее существованию.

Та, которой суждено было стать «одной из ключевых фигур на перекрестке искусства и секса», родилась на берегу Волги, в татарской столице Казани. С давних времен на Руси женщины из Казани имели легендарную репутацию: султаны рекрутировали их в свои войска, так как считали, что в сладострастии им нет равных.

Мать Елены Антонина, в девичестве Деулина, имела четверых детей. После смерти мужа Ивана Дьяконова, который был чиновником в министерстве сельского хозяйства, она вторично вышла замуж. Московский адвокат Дмитрий Ильич Гомберг заменил ее детям родного отца. Елена искренне любила своего отчима и даже взяла себе в отчество его имя. О своем казанском и московском детстве, да и вообще о России Гала никогда не вспоминала. Она была очень скупа на откровения о своем прошлом. Уехав из России 20-летней девушкой, Гала мало интересовалась родиной и посетила ее лишь однажды, много лет спустя. Рано и бесповоротно лишившись уз, связывающих ее с семьей, она всю жизнь утверждала, что ей не свойственна ностальгия. «Я не имею никаких воспоминаний ни о чем», - говорила Гала.

Впервые она надолго покинула свою семью в 1913 г., отправившись лечиться от туберкулеза в один из самых дорогих пансионатов Швейцарии. Хотя врачи утверждали, что болезнь Гала находится в зачаточном состоянии и у нее есть шансы на выздоровление, в то время она часто думала о смерти, полагая, что дни ее сочтены. Возможно, этим объясняется неукротимая жажда жизни Гала, которая, несмотря на внешнюю суровость и строгость этой женщины, всегда отличала ее.

Нелюдимая, раздражительная, сдержанная до холодности, одинокая девушка - такой была 19-летняя Елена Дьяконова, когда приехала в Швейцарию. Оказавшаяся надолго отрезанной от семьи и предоставленная самой себе, она осталась наедине со своим недугом. Называя себя, девушка представлялась окружающим не Еленой, а Гала, делая ударение на первом слоге. Так называла ее мать, а имя Елена, которое дал ей отец, осталось лишь в документах. Странное имя Гала, такое редкое, что кажется выдумкой, отличало девушку от других, делало ее особенной. Для нее было немаловажно знать, что «так не называют больше никого».

В санатории Гала встретилась с Эженом Гренделем, известным в истории как поэт Поль Элюар. Невинный флирт молодых людей положил начало настоящему чувству. Нежные любовные послания, совместные прогулки, чтение романов и стихов делали их счастливыми. Объединенные радостью жизни, влюбленные забывали о том, что больны. Русский акцент и черные колдовские глаза Гала делали ее экзотичной и притягательной для хрупкого 17-летнего юноши. Для него, еще совсем мальчишки, Гала - «уже почти женщина». С первых дней романа с юным поэтом она поняла, что перед ней необыкновенный талант. Этот волшебный дар распознавать божественную искру в мужчинах Гала сохранит на всю жизнь. Но она умела не только безошибочно почувствовать в человеке особый дар, а и «побудить его обладателя развиваться, стремиться к совершенству, к вершинам творчества». Можно сказать, что благодаря встрече с этой необыкновенной женщиной состоялось рождение Эжена Гренделя как поэта. «Два этих события неотделимы друг от друга, - писала Д. Бона, - как если бы любовь к Гала пришла к нему через поэзию и любовь к поэзии через Гала». Для Элюара она стала не только музой, но и самым пристальным критиком, самым первым и самым внимательным слушателем. Ей, разделяющей все его творческие порывы, поэт отныне будет посвящать свои самые сокровенные мысли. «Тело ее - золотая поэма, Бесстрастное, роскошное и гордое, презирающее собственную плоть», - писал Грендель. Образ этой русской со странным именем стал для юного поэта излюбленным фантазмом. В его мечтаниях она представала не 19-летней целомудренной девушкой, а чувственной женщиной: «неуловимой», «манящей», «презрительной», «бесстрашной».

21 февраля 1917 г. 23-летняя Гала стала женой Эжена Гренделя. За год до этого «реалистка и мечтательница, фривольная и прилежная», вся созданная из противоречий Гала уехала из России в Париж к своему возлюбленному. Необъяснимую, загадочную, непредсказуемую и переменчивую, поначалу ее не приняли в семье Гренделей за свою. Мать Эжена называла Гала «эта русская». Состояние подавленности, тревоги, частые приступы неврастении говорили о том, что перед ней вовсе «не классическая, разумная и простая девушка», которую она хотела бы видеть рядом со своим единственным сыном. В семье Дьяконовых-Гомберг тоже не одобрили любовное увлечение Гала, уверяя, что «в двадцать лет не стоит думать о совместном будущем с первым возлюбленным». Влюбленным пришлось немало побороться за свою любовь, сопротивляясь силе родительского авторитета. Для Гала мечта о воссоединении с поэтом-французом стала «вызовом семье, сражающемуся миру, собственной слабости и болезни». Ничто не могло заставить ее отречься от любви и ничто не занимало ее больше, чем любовь. «Я люблю только тебя, - писала она своему возлюбленному на фронт. - У меня нет никаких способностей, ни ума, ни воли - ничего, ничего, кроме любви. Это ужасно. Вот почему, если я потеряю тебя, то потеряю себя саму тоже, я уже не буду больше Гала - я буду бедной женщиной, каких существуют многие тысячи. Нужно, чтобы ты понял раз и навсегда, что во мне нет ничего от меня самой: всем, что есть во мне, полностью владеешь ты. И если ты меня любишь, ты сбережешь свою жизнь, потому что без тебя я как пустой конверт. Ты в ответе за мою жизнь». В 1918 г. Гала родила дочку, которую отец назвал нежным, ласкающим слух именем Сесиль. Но в роли матери она «не слишком стремилась усердствовать»: довольно равнодушно относилась к ребенку, и девочка жила на полном попечении бабушки.

Гала была из тех женщин, кто «безжалостным критическим взглядом следит за своей внешностью, не довольствуется первой победой и относится к любви как к длительному крестовому походу». Женщина до кончиков ногтей, она оставляла за собой привилегию быть красивой. Гала расходовала массу денег на духи и дорогие наряды, говоря Элюару: «Верь мне: все это, чтобы нравиться тебе!» Она носила красивые, подчеркивающие фигуру костюмы, сшитые в дорогих ателье, меховые аксессуары, пелерины, украшения - все то, что делало ее обольстительной и элегантной. Преданный муж заботливо удовлетворял любые прихоти своей капризной жены, делая бесконечные покупки. Он превосходно знал все ее размеры, ее вкусы и говорил: «Я хочу, чтобы у тебя было все, что можно иметь, все самое красивое». Элюары не умели и не хотели экономить: дорогие рестораны, трехзвездочные отели, роскошные туалеты требовали огромных затрат. При такой ненасытной потребности в комфорте и развлечениях, при такой беззаботности состояние отца Поля Элюара, Клемана Гренделя, быстро таяло.

Гала холила свое тело, руки ее всегда были безупречны. Лицо этой женщины трудно было назвать красивым: слишком длинный нос, тонкие губы и близко посаженные глаза делали ее похожей на хищную птицу или грызуна. Но когда Гала желала очаровать мужчину, она просто сводила его с ума. Она была непревзойденной кокеткой и умела соблазнять мужчин. Непостижимым образом в этой женщине соединилось несоединимое - решительность, недюжинная сила и упрямство «железной леди» с легкомысленностью и врожденным кокетством опытной обольстительницы. Гала по-королевски ненавидела будничные рутинные дела - домашнее хозяйство, уборку и кухню. Повседневная жизнь казалась ей банальной и скучной, не похожей на ее «чудесные» мечты. «Вот что она любит делать дома: мечтать, читать, переставлять мебель, примерять и перекраивать платья, а еще заниматься любовью», - писала Д. Бона.

Свою невинность до брака Гала с лихвой компенсировала последующей сексуальной свободой. Ее сексуальный аппетит граничил с нимфоманией. Репутация нимфоманки, возможно, преувеличенная, плотно приклеится к Гала в сороковые годы, когда ей будет уже под 50. Ее называли «самкой-завоевательницей», которая словно хищная птица охотится на проходящих мимо юнцов. Гала всегда любила мужчин младше ее по возрасту, и со временем эта тенденция усилилась. Чем старше она становилась, тем более молодели ее «желаемые, реальные и потенциальные любовники». Уильям Ротлейн, с которым Гала познакомилась в 1963 г. и который потряс ее своим сходством с молодым Дали, был на 46 лет младше ее. Их страстный роман, продолжавшийся три года, оборвался, когда Ротлейн умер от передозировки наркотика. Последним фаворитом Гала стал американец Джеф Фенхолдт, исполнивший главную роль в рок-опере Вебера и Райса «Иисус Христос - суперзвезда». Она помогала Джефу в его песенной карьере, купила ему студию звукозаписи и дом за 1,25 млн долларов, делала бесконечные дорогие подарки, среди которых были и картины Дали. Гала лелеяла его, как когда-то лелеяла Дали, снова и снова повторяя, что он самый лучший и гениальный. Для страдающей от старения женщины этот посредственный, по общему мнению, актер стал королем «ангелов».

Гала не сдерживала своей свободы и в те годы, когда жила с Элюаром. После оргий втроем с художником Максом Эрнстом она сожалела о том, что «некоторые анатомические особенности» не позволяли ей заниматься любовью с двумя мужчинами одновременно. Макс Эрнст, немецкий художник-сюрреалист, вошел в семью Элюаров на правах «второго мужа» в начале 20-х гг. Это был скандальный союз, со сложными и двусмысленными отношениями, объединивший двух лучших друзей и женщину, ставшую их общей женой. «Вы не знаете, что такое быть женатым на русской женщине! Я люблю Макса Эрнста намного больше, чем Гала», - говорил Элюар. Это его откровенное признание гораздо глубже и трагичнее, чем признание «обманутого и несчастного мужа». «Гала не стала яблоком раздора. Она - залог их дружбы, она их взаимная мена, их общая женщина. Любя ее, они любят друг друга», - так характеризовала их отношения Д. Бона. Гала плохо переносила свою двойную любовь. Она желала бы выбрать кого-то одного, но, обычно такая решительная, на этот раз не могла сделать выбор. Ее брак стал браком втроем. Три человека жили под одной крышей «в муках, причиняемых любовью и дружбой». «Возмутитель спокойствия» Эрнст попал под очарование «русской женщины» и французского поэта сразу, как только познакомился с ними. В годы их совместной жизни художник писал свои картины на одном дыхании. Его работа «Прекрасная садовница» является самым лучшим примером любовных отношений с Гала. Для этой картины модель позировала обнаженной. На берегу озера женщина выставляет напоказ свое стройное тело со вскрытым животом, низ которого закрывает голубка. У «Прекрасной садовницы» странная судьба: картина была в 1937 г. представлена на Мюнхенской выставке «дегенеративного искусства», а затем бесследно исчезла. Предполагается, что полотно было уничтожено нацистами. Эрнст, как и Элюар, испытал на себе «необыкновенную соблазнительную силу Гала, он не мог ей противостоять, он стал ее добровольной жертвой». Но в его картинах эта женщина предстает совершенно иной, нежели в стихотворениях его друга - сюрреальной или ирреальной.

«Элюар всегда описывал и воспевал Гала только как женщину в большей или меньшей степени чувственную, кокетливую, возвышенную, деспотичную и изменчивую в соответствии с красками их совместной жизни, - писала Д. Бона. - Эрнст, напротив, ее преображает. Он представляет ее по-другому: конечно, в женском облике, но как бы упавшей из другой галактики, освобожденной от законов тяготения: закрученной вокруг одной линии или висящей в воздухе, со вскрытым животом, с красными волосами, без глаз или покрытой насекомыми…» Лучшим доказательством этим словам служит сборник стихотворений Элюара «Вместо молчания», проиллюстрированный Эрнстом. Гала была героиней и музой этой книги. «Я замкнулся в своей любви, я грежу», - написал поэт рядом с одним из нарисованных Эрнстом лиц Гала. Влюбленным и слишком светлым стихотворениям Элюара соответствуют «сумасшедшие» рисунки Эрнста - «хоровод острых, злых, неприятных лиц, передающих на каждой странице без нежности, без ласки его восприятие Гала». Все двадцать рисунков художника изображают лицо «русской колдуньи», увенчанное густой копной черных волос.

Поль Элюар, до безумия любивший жену, не отрицал, что в его жизни помимо нее было множество других женщин. Но все эти мимолетные, случайные связи никогда не заменяли ему «вечной и лучезарной» любви к Гала. «Я обожаю тебя наравне со светом, которым ты являешься, отсутствующим светом. Все остальное только, чтобы скоротать время, - говорил ей Поль. - Ты моя настоящая Реальность, моя Вечность». Он был убежден, что Гала - его жена навечно, женщина, которая всегда будет рядом. «Ты во всем, что я делаю. Твое присутствие во мне - высший закон. У меня лишь одно желание: видеть тебя, касаться тебя, целовать тебя, говорить с тобой, восхищаться тобой, ласкать тебя, обожать тебя, смотреть на тебя, я люблю тебя, я люблю только тебя: прекраснейшую и во всех женщинах я нахожу лишь тебя - всю Женщину, всю мою такую большую и такую простую любовь». Судя по письмам Поля, Гала всегда была «неотделима от его любовных игр, необходима ему для плотских утех». Она приходит к нему в эротических видениях, осязаемая даже в грезах. «Я мечтаю о тебе. Ты всегда здесь, ужасная и нежная королева из королевства любви… Только в тебе из моих желаний рождаются волшебные грезы, только в тебе моя любовь омывается любовью».

Элюар был уверен, что его узы с Гала настолько прочны и неразрывны, что никакие взаимные любовные авантюры не способны разорвать их союз. Но если его любовные приключения никак не сказывались на самой глубокой и главной любви в его жизни, то приключения его жены медленно разрушали их совместное прошлое. Гала была способна жить только настоящим, и это пугало Элюара. Его «нежная, суровая, сладострастная, очень умная и очень дерзкая властительница» была совершенно невосприимчива к сожалениям и угрызениям совести - чувствам из прошлого, которое всегда было Гала безразлично. Началом конца отношений Гала и Элюара стало появление в их жизни еще одного великого мастера XX века - Сальвадора Дали.

С испанским художником Гала познакомилась в Кадакесе летом 1929 г. На побережье Каталонии Гала приехала с мужем и дочерью, чтобы вместе провести «семейные каникулы». Героем этих каникул стал «господин здешних мест», еще мало кому известный 25-летний Сальвадор Дали. Поначалу тощий «бесноватый южанин» с иссиня-черными напомаженными волосами не произвел на скучающую Гала никакого впечатления. Более того, этот странный молодой человек показался ей «невыносимым» и «неприятным». Каталонец же, напротив, сразу обратил внимание на Гала и решил завоевать ее благосклонность. Женщине оставалось лишь медленно пасть перед очарованием этого человека, в котором удивительным образом смешались дикая робость и любовная тирания. Поначалу неприступная и высокомерная, вскоре Гала заинтересовалась экстравагантным художником, который тронул ее «своими странностями, своей душевной чистотой, своими повадками дикого кота».

Гала была на 10 лет старше Дали, и рядом они выглядели как моложавая мать и взрослый сын. Если верить словам художника, то до встречи с ней он никогда не был близок с женщиной. «Никогда в жизни еще я не занимался любовью, - признавался он на страницах своей книги „Тайная жизнь Сальвадора Дали“. - Мне казалось, что для этого акта требуется ужасная сила, диспропорциональная моей физической мощи: это было не для меня». В таинство любви его посвятит Гала, опытная и зрелая женщина. С самой первой встречи Дали почувствовал физическое влечение к ней, хотя видел в новой знакомой «скорее не женщину, а явление». Он смотрел на нее оценивающим взглядом художника на прекрасно сложенную, стройную натурщицу: «Углубление спины было крайне женственным и грациозно соединяло сильный и гордый торс с очень изящными ягодицами, которые осиная талия делала еще более желанными». Впоследствии Дали говорил, что полюбил Гала еще задолго до того, как увидел: ему часто снился сон о маленькой девочке-незнакомке, которую он обожает. Одетая в шубку, она катится в санях по снегу. Гала - это выросшая русская девочка, явившаяся из сновидений. И потому с первого мгновения знакомства Дали был уверен, что встретил «Женщину с большой буквы, Женщину Вечную, предназначенную ему изначально, про которую он вдруг - словно на него находит озарение - понял, что эта Женщина - его судьба». Для Сальвадора Дали будущее стало немыслимо без его богини: «Гала стала солью моей жизни, огнем, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она - это я…Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем славу, и даже больше, чем деньги», - скажет потом художник.

И женщина, которой больше всего нравилось быть обожаемой, расцвела в лучах восхищенных и восторженных взглядов художника. Она чувствовала себя властительницей, королевой. Дали сходил с ума от любви, он боготворил Гала, не переставая петь ей дифирамбы. Но если в словах художник возносит Гала до небес, то в картинах он изображает ее «с беспощадным реализмом, без особой нежности». Интерпретируя образ любимой так, как ему подсказывало его безудержное воображение, Дали все же представляет Гала такой, какая она есть на самом деле, - телом и душой, с «безжалостной точностью и маниакальной тщательностью» подчеркивая слишком крупные черты лица своей возлюбленной. Высокомерная, царственная и уверенная в себе, Гала выражает безразличие и презрение даже в самом красивом и проникновенном портрете, который называется «Галарина». Но и лишенная очарования, в картинах Дали она привлекает своей загадочностью и колдовством.

С самого начала своих отношений с художником Гала с присущей ей дьявольской интуицией сразу угадала в нем незаурядную личность. Но вряд ли эта женщина, которую грядущие поколения назовут «корыстной, скупой и в высшей степени амбициозной», делала ставку на его будущую мировую известность. В первые годы их совместной жизни Гала приходилось бороться с денежными трудностями и нищетой так, как никогда в жизни. Она осознанно посвящала жизнь «человеку, не способному обеспечить материально свое существование, человеку, который, как ребенок, зависел от нее». С момента возникновения их союза все финансовые проблемы решала она сама. Пытаясь избавить своего гения от денежных затруднений, она рекламировала в галереях его рисунки. «Дали необходимо спокойствие, а следовательно, деньги, чтобы рисовать», - рассуждала Гала. Она всюду сопровождала художника, помогая ему победить робость и слишком явное дикарство, соглашалась со всеми его решениями, капризами и безумствами. «Через хитросплетения поэтической жизни и жизни светской она проходит как цельная личность, полностью разделяя идеи Дали, даже самые нелепые и ужасные из них», - писала Д. Бона. Если бы художник не относился к Гала так благоговейно и трепетно, словно к королеве, имеющей над ним безмерную власть, можно было бы думать, что Гала служила ему. Гала вела себя скромно: в то время как другие старались блистать, она держалась в тени. Молчаливая и загадочная, она полностью сосредоточилась на своем спутнике, желая как бы вдохнуть в него свою силу. Теперь рядом с ней был не просто любимый мужчина - это был «ее ребенок, человек, которым она должна заниматься и которому должна быть предана». Что бы ни говорил и ни делал Дали, она всегда была солидарна с ним: «она его половинка, спаянная с ним, живущая в нем, неотделимая от него». У него было полное право говорить, что «Гала предана ему фанатично». От своих слов, в которых художник выразил свою признательность Гала, он не отречется никогда: «Мировую славу я завоевал только с помощью Бога, света Ампурдана и повседневного героического самоотречения необыкновенной женщины - моей жены Гала».

Последним прибежищем Гала стал замок Пуболь, расположенный недалеко от Кадакеса. Этот мрачноватый дворец, купленный Дали в 1968 г. специально для жены, стал для стареющей музы тихой гаванью. Здесь же, в склепе замка 11 июня 1982 г. Гала была похоронена. Смерть ее стала самой большой утратой в жизни испанского художника.

Однажды С. Дали написал в своем дневнике: «Спасибо, Гала! Это благодаря тебе я стал художником. Если бы не ты, я бы никогда не поверил в свое дарование». Любовь была смыслом существования этой незаурядной женщины, обладающей удивительной способностью к полному самоотречению. Это чувство было самым бесценным и всеобъемлющим даром в жизни прославленной Музы.

Из книги Дороги и судьбы автора Ильина Наталия Иосифовна

Мать Екатерина Дмитриевна

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова: в поисках Градивы В 1907 году Зигмунд Фрейд написал свой первый труд по литературному психоанализу. Эссе «Бред и сны в «Градиве» В. Йенсена» произвело много шуму не только в истории словесности, но и в живописи. Сюжет новеллы был словно

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Демьянова Татьяна Дмитриевна Татьяна Дмитриевна Демьянова (1810–1876) - очень популярная в московских кругах 1830-х годов певица, «цыганка Таня».Татьяна Дмитриевна вспоминала: «Романсов мы тогда мало пели, все больше русские песни, народные… Но когда я петь начала, уже

Из книги Книга воспоминаний автора Дьяконов Игорь Михайлович

Е.Г. Эткинд О книге И.М. Дьяконова «МОЛОДОСТЬ В ГИМНАСТЕРКЕ» МОЕГО СОВРЕМЕННИКА Глава из книги ЕФИМА ЭТКИНДА «Барселонская проза» [сканирована по:] .. Эткинд Е.Г. Записки незаговорщика. Барселонская проза. СПб., 2001, с. 471–475. Какие прошли надо мною Великие полчища бурь! Их

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Елена Дьяконова-Гала. Мадонна сюрреализма В 2004 году мир отмечал сразу две даты, связанные с одним из самых известных художников ХХ века – Сальвадором Дали: 100 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти. Признанный гений, чье влияние на современное искусство неоспоримо и

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Елена Дьяконова – Гала МАДОННА СЮРРЕАЛИЗМАВ 2004 году мир отмечал сразу две даты, связанные с одним из самых известных художников XX века – Сальвадором Дали: 100 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти. Признанный гений, чье влияние на современное искусство неоспоримо и

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Первая жена Мария Дмитриевна Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914), государственный и общественный деятель, ученый-географ и статистик:Молодая еще женщина (ей не было и тридцати лет), Исаева была женой человека достаточно образованного, имевшего хорошее служебное

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СТАСОВА Елена Дмитриевна (15.10.1873 - 31.12.1966). Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 25.03.1919 г. по 05.04.1920 г. Секретарь Бюро ЦК партии в 1917 г. Ответственный секретарь ЦК РКП(б) в марте - ноябре 1919 г., секретарь ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 05.04.1920 г. Член ЦК РКП(б) в 1918 - 1920 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1912 -

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

У гвардейцев полковника Дьяконова Бои в городе продолжались. Теперь центр тяжести перешел в северную и северо-восточную часть, где с первого же дня ведет сражение, напористо и энергично ведет, дивизия Героя Советского Союза А. А. Дьяконова.Чтобы попасть туда, надо сделать

Из книги "Дни моей жизни" и другие воспоминания автора Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Евдокия Дмитриевна Турчанинова Вот передо мной звездные глаза Дунечки Турчаниновой, с которой я встретилась впервые у Н. М. Медведевой и с которой нас впоследствии связала дружба, продолжающаяся и по сей день. Она и сейчас, после того как отпраздновала свой 35-летний

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Жена Любовь Дмитриевна Блок Любовь Дмитриевна Блок:Я была по складу души, по способу ощущения и по устремленности мысли другая, чем соратники Блока эпохи русского символизма. Отставала? В том-то и дело, что теперь мне кажется – нет. Мне кажется, что я буду своя в ней

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна 15(27).11.1850 – 7(19).11.1898Художница, график, живописец, книжный иллюстратор. Картины «Иконописная мастерская XVI столетия», «Князь Борис пред его убиением», «Странствующие музыканты», «В гостях у крестной» и др., иллюстрации к сказкам «Белая уточка»,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

РАДЛОВА (урожд. Дармолатова) Анна Дмитриевна 1(13).2.1891 – 1949Поэтесса, прозаик, драматург, переводчица. Публикации в журнале «Аполлон». Книги стихов «Соты» (Пг., 1918), «Корабли. Вторая книга стихов» (Пг., 1920), «Крылатый гость» (Пг., 1922). Пьеса в стихах «Богородицын корабль» (Берлин,