Религия. Виды религий. Основные виды религий. Мировые религии Учение о религии называется

- (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

Это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и … Словарь иностранных слов русского языка

Религия - Религия ♦ Religion Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… … Философский словарь Спонвиля

См … Словарь синонимов

РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… … Толковый словарь Ушакова

РЕЛИГИЯ - (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… … Демографический энциклопедический словарь

См. Государственная религия … Юридический словарь

- (лат. religio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога … Новейший философский словарь

Религия - ■ Одна из основ общества. ■ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ■ «Религия наших отцов» произносить с благоговением … Лексикон прописных истин

Книги

  • Религия , Дмитрий Мережковский. …
  • Религия , Т. И. Буткевич. Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор философских гипотез): В 2 кн. Кн. 1-2 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство "типография Губернского…

К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация - дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно изучить и понять основные типы религиозных систем прошлого, остановившись более подробно на действующих ныне религиозных системах. Поэтому ясно, что в настоящей главе понятие «религия» привязано к одной из религиозных систем, традиционно существовавших, и/или существующих поныне. В первую очередь принято разделение на современные религии и отмершие.

· Современные религии это те, которые, зародившись в разные исторические эпохи, существуют поныне. Сюда относятся не только широко известные крупные религиозные системы, но и появившиеся за последние десятилетия новые религиозные движения.

· Отмершие религии это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли. Многие из них оставили после себя память в виде остатков храмов, гробниц, фрагментов религиозной литературы, легенд, мифов…

Следующий тип классификации религий традиционно исповедует так называемый «принцип происхождения ». Согласно этому принципу религии делятся на две группы: естественные и религии откровения .

· Естественные религии это те, которые возникли без вмешательства пророков, либо обожествлённых личностей путём естественного развития людей в соответствующей их проживанию географической нише в определённое время. Во всяком случае в истории возникновения таких религий не зафиксировано вмешательство Бога через «пророков», либо обожествлённых личностей, оставивших за собой какие-либо письменные источники. К таким религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть «национальных» религий.

· Религии откровения всегда связаны с личностью основателя и фактом «сверхъестественного откровения, либо озарения». История знает много основателей религий. Особо известны такие религии откровения (озарения) как зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Говоря об основателях религии имеют в виду, что один человек (именем которого часто называют религию), сыграл решающую роль в консолидации людей на предложенную им веру. В становлении практически всех религий откровения (озарения) можно выделить схожие этапы:

Появление вдохновленного с высших духовных иерархий Мирозданья основоположника.

Его устные проповеди в разных местах скопления людей.

Формирование вокруг «учителя» (как обычно называют основоположника) группы учеников, поверивших его проповедям и рассказам.

Совместная жизнь группы учеников и учителя, связанных простыми взаимоотношениями и религиозными практиками.

Уход учителя в мир иной и реорганизация группы учеников, поскольку никто из них не смог подняться до уровня учителя, и тем более превзойти его.

После реорганизации и ухода учителя в мир иной группа учеников становится первой религиозной общиной.

Установление религиозного культа, основанного на том, что запомнили члены общины, бывшие ученики - период формирования вероучительной доктрины.

Понимание необходимости установления организационной дисциплины для дальнейшего распространения религии во избежании расколов и разногласий - формирование церкви.

Развитие, письменное оформление и канонизация вероучительной доктрины; формулировка основных положений веры и культа.

Создание эффективных средств защита канонов, веры и культа для дальнейшего распространения вероучения.

Следующий тип классификации религиозных систем - согласно их духовной централизации . Религии могут быть:

· Политеистическими - от поли (много) и греческого theos - Бог, многобожие. В таких религиях принято поклонение и почитание большого пантеона «богов», либо богообразных существ, наделённых сверхъестественными силами.

· Монотеистическими - от моно (единица ) и греческого theos - Бог, единобожие . В таких религиях вера основана на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

Наименее значимая классификация, которая применяется к религиозным системам следующая:

· По географии распространения.

· По правовому статусу (поддерживаются или не поддерживаются государством и его законодательством ).

· По государственному статусу (религия государственного статуса; религия, статус которой не закреплён как государственная; религия национальных меньшинств… ).

· По количественному составу верующих и сочувствующих.

Важна также классификация религиозных систем по степени охвата. Здесь можно выделить следующие типы религий:

· Родоплеменные религии - в основном это ранние, первобытные формы, которые ещё существуют и в наши дни. Данный тип религии тесно связан с жизнью определённого рода или племени, выражает основные стереотипы их жизни. Функционирует в пределах одного рода или племени.

· Этнические и национально-государственные - религии, которые распространены в границах определённого государства и/или у определённых народов (индуизм, зороастризм…)

· Мировые религии - религии, которые широко распространены во многих регионах мировой цивилизации, не локализованы границами государства и/или народа (буддизм, христианство, ислам).

· Новые религиозные движения - религиозные течения, которые считаются не традиционными.

Примечания:

4 Экзегетика (от греческого exegetikos - разъясняющий), то же, что герменевтика.

Герменевтика (от греческого hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов.

42 Пантеон - слово, употребляемое в многобожии, когда надо выразить множественное число объектов сверхъестественного поклонения (в основном - богов). Происходит от латинского Pantheon, и от греческого Pantheion - место, посвященное всем богам.

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

  • мировые религии
  • национальные (религия отдельного народа)
  • архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Отдельно выделяются авраамические религии . К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

Религия как форма мировоззрения. Слово «религия» происходит от латинского religio - святыня, набожность, благочестие. Религия – это особая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Такая вера – основной признак и элемент любой религии. Главным стержнем религиозного мировоззрения является представление о сакральном (от лат. sacri – священный) мире и о возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия.

В религии вырабатывается определенная картина мира, а также нормы, ценности, идеалы. Они определяют отношение верующего человека к миру и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Усваивая религиозное мировоззрение, человек надеется обрести глубинный смысл жизни.

Структура и функции религии. Религия включает в себя свод священных преданий, определенные нормы и правила поведения, обряды, культовые действия, а также объединения верующих людей (церковь, религиозная община). Основы религиозных представлений о мире, как правило, записаны в священных текстах. Эти тексты, по убеждению верующих людей, либо продиктованы непосредственно Богом, либо написаны людьми, достигшими, с точки зрения данной религии, высшего уровня духовного развития.

В первобытном обществе религиозные действия были вплетены в процесс повседневной жизни, а совершение религиозных обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности; не было и профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться люди, специально подготовленные и предназначенные для совершения культовых действий: шаманы, жрецы и др. Появились и религиозные организации, в рамках которых служители культа становятся во главе верующих.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Важнейшая из них – мировоззренческая . С ней тесно связана регулятивная функция . С помощью определенных ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осуществляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение.

Интегративная функция . Религия дает человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Религия укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации. Из истории вы знаете, что это противопоставление порой служило источником конфликтов (между христианами и мусульманами, между католиками и протестантами и т. д.).

Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например, христианство, способствовали развитию письменности, образования, формировали особые жанры искусства. Так, мы не можем представить западноевропейскую культуру без ценностей католицизма и протестантизма; русская культура у нас ассоциируется прежде всего с православием.

Виды религий. В современном мире существует множество религий. Ученые подразделяют их на политеистеческие (от греч. poly – много, и theos – бог), которым свойственна вера во множество богов, и монотеистеческие (от греч. monos – единственный и theos – бог), которые признают одного всемогущего Бога. По сфере своего распространения религии делятся на мировые и национальные.

Мировыми религиями называют те религии, которые распространились среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью является космополитизм (от греческого kosmopolites – гражданин мира), ставящий единство веры выше политического или национального единства. Они признают равенство верующих перед Богом независимо от их цвета кожи, национальности, социального положения. Именно это позволило мировым религиям перешагнуть рамки какой-то одной нации. Все мировые религии обещают верующему человеку справедливое к нему отношение, но только в ином, потустороннем мире и в зависимости от его благочестия в земном мире.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Он возник в VI–V вв. до н.э. в Индии и был первоначально скорее философским, нежели религиозным учением. Впоследствии он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. По легенде основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гаутама, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости).

По учению буддизма, после смерти человека происходит его перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой . Конечной целью добродетельной жизни является уподобление Будде и погружение в нирвану , т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. В буддизме есть различные течения, которые объединяет особое внимание к нравственным проблемам жизни человека, а также своеобразная веротерпимость.

Христианство – вторая по времени возникновения мировая религия. Она появилась в I в. н.э. в восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, подвергавшихся гонениям со стороны властей, к началу IV в. христианство превратилось в мощное течение, завоевав господствующее положение в Риме, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а затем во всей Европе.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной , и Западной, которая именуется Римско-католической . В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм. Его разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

Христианское вероучение основывается на Священном писании и Священном предании. В качестве Священного писания выступает Библия, которая состоит их двух книг – Ветхого завета и Нового завета. Священное предание – это сочинения наиболее известных богословов, которых принято называть «отцами церкви». Их сочинения были признаны важной частью церковной традиции. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божьем), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть в искупление людей от первородного греха.

Христианство принесло с собой новые нравственные принципы – идеи всеобъемлющей любви, сострадания и др. «Золотое правило» нравственности запечатлено в Новом Завете: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7:12). Христианство оказало влияние на развитие западноевропейской и русской культуры, на становление мировоззрения, нравственных, социальных, семейных ценностей многих народов.

Ислам – самая «молодая» из мировых религий. Он возник в Западной Аравии в VII в. и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама является Мухаммед (570-632), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекка и Медина. В Мекке находится древнее святилище – Кааба со священным «черным камнем», к которому мусульмане всего мира совершают паломничество.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме, и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди Мухаммеда наизусть, был составлен Коран – священная книга ислама. Позднее был создан сборник преданий – Сунна , в котором говорится о поступках и изречениях пророка. На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Большинство современных мусульман – сунниты, которые, наряду с Кораном признают Сунну. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда и духовными руководителями мусульман только двоюродного брата и зятя самого Мухаммеда – Али и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы – Алидов. Кроме этих течений, в исламе образовалось множество других направлений.

Национальные религии – это религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. К современным национальным религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и некоторые другие.

Важным явлением в современной религиозной жизни человечества стало распространение нетрадиционных религий. Иное их название – «неокульты». Это общее обозначение новых религиозных объединений, которые противопоставляют себя господствующим религиям, традиционным для той или иной страны. Их отличительной чертой является попытка синтеза идей, культа, обрядов, заимствованных из разных религий. Возникновение нетрадиционных религиозных культов стало ответом на изменившиеся условия жизни современного общества. Ускорение темпов социально-экономического развития, разрушение привычного уклада жизни, расширение культурных контактов обусловили поиск новых форм духовной общности людей, видоизменение религиозных учений и культовой практики.

Особую группу среди нетрадиционных религиозных культов составляют деструктивные культы . Такие организации есть и в Беларуси. Их деятельность, вероучение, культовая практика официально признаны противоречащими законодательству Республики Беларусь.

Веротерпимость и свобода совести. Веротерпимость – это свобода каждого человека исповедовать свою веру, а значит уважительное отношение к представителям других вероисповеданий. Веротерпимым является то государство, которое не стесняет верующих в отправлении обрядов.

С принципом веротерпимости связан мировоззренческий принцип свободы совести. Свобода совести означает самостоятельность человека в выборе, верить ли ему в Бога или быть атеистом, отвергать религиозную веру. Свобода совести включает в себя свободу вероисповедания, т.е. право быть последователем какой-либо религии, выбирать или менять свою веру. Она тaкжe означает право создавать религиозные объединения и управлять ими в соответствии c положениями своей веры, собираться вмecтe для обучения и богослужения, распространять религиозные взгляды пocpeдcтвoм литературы, публичной проповеди или чepeз средства массовой информации, если эта деятельность не противоречит закону. Принцип свободы совести закреплен в таком важном международном правовом и политическом акте, как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

Статья 16 Конституции Республики Беларусь гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, вредит здоровью и нравственности».

Вопросы и задания.

1. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

2. Охарактеризуйте функции религии. Какие из них, на ваш взгляд, является самыми важными в жизни современного общества? Свое мнение аргументируйте.

3. Приведите примеры выполнения религией ее культуротворческой функции.

4. В чем состоит основное отличие национальных религий от мировых?

5. Каковы основные характеристики нетрадиционных религий? Чем можно объяснить их распространение в современном мире?

6. К каким последствиям, на ваш взгляд, приводят отступления от принципа свободы совести?

§ 10. Философия

Отличительны особенности философского мировоззрения. Слово «философия » происходит от греческих слов fileo (любить, иметь склонность к чему - то) и sofia (мудрость, проницательность). Знаменитый словарь Даля говорит нам, что философия – это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины и добра.

Из материалов курса «Обществоведение», изученных в 9 классе, вы уже знаете о том, что такое мировоззрение и какую роль оно играет в жизни людей. Напомним, что мировоззрение – это обобщенное понимание человеком самого себя, своего места в мире, своего призвания и долга. Философия вырабатывает системы понятий, с помощью которых можно объяснить, что лежит в основе жизни человека и общества и как мы получаем знания о мире.

Обыденное, жизненно-практическое мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Оно формируется стихийно, как бы само собой под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека. Философское же мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой. Разработка такого мировоззрения требует большой подготовки и творческих усилий.

Использование строгих понятий, логичность, последовательность, доказательность философских рассуждений сближают философию с наукой и выражают ее отличие от религии и мифа. Религиозно-мифологическое мировоззрение основано не на доказательствах, а на вере и внушении, не на мышлении с помощью строгих понятий, а на воображении. Как и наука, философия недогматична, все ее положения требуют критического рассмотрения. Однако отличительная особенность философских положений и выводов состоит в том, что они имеют предельно общий характер и не допускают прямой проверки с помощью опыта, как это делается в экспериментальных науках.

Философские учения всегда имеют определенного автора. У мифов, как известно, нет автора. Миф – это плод коллективного сознания. В религии, как правило, утверждается, что источником вероучения является сам Бог. Философская же идея всегда кем-то сформулирована и обоснована, т.е. имеет вполне человеческое происхождение. Конечно, каждый автор высказывает идеи, характерные для той эпохи, в которой он живет. Но именно он их формулирует, выражает в виде системы философских категорий.

Социально-историческая обусловленность философских учений . Каждая историческая эпоха порождает свои философские идеи, которые вплетены в общую ткань культуры этой эпохи, отражают ее проблемы.

Европейская философская традиция зародилась в Древней Греции. Древние греки прежде всего поставили вопрос: «Из чего все произошло?», или «Что является первоначалом всего существующего?» Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, его постановка определялась стремлением лучше понять окружающий нас мир, его основу. Древнегреческая философия была созерцательной , не связанной с повседневной деятельностью. Это, однако, позволило античным философам сформировать теоретические вопросы мировоззрения и выработать некоторые варианты ответа на них. Теоретичность, незаинтересованность в непосредственной практической полезности знаний характеризует тип греческого мудреца-философа. Такой тип философии сложился не случайно. Античная экономика была основана на использовании труда рабов. Тяжелый физический труд был уделом раба, свободные же граждане могли заниматься решением вопросов жизни своего города-государства, а также развитием собственной личности, приобщением к знаниям и размышлениями о мире в целом.

В Средние века характер философской мысли кардинально меняется. В условиях безраздельного господства религиозного мировоззрения философия становится «служанкой теологии». Напомним, что теология – это религиозное учение о Боге. Если античные мыслители искали истину, то для средневековых мыслителей истина уже была дана в готовом виде. Она заключалась в Священном писании (Библии). Поэтому задача философа состояла не в самостоятельном поиске истины, а в истолковывании истин, открытых людям Богом. Античные вопросы о первоначале мира, об устройстве космоса, о человеке и обществе заменяются иными – о соотношении веры и разума, о доказательстве бытия Бога.

В эпоху Возрождения принципом мировоззрения становится идея гуманизма. Человек теперь не просто познает самого себя и окружающий мир, он как бы творит самого себя, осознает себя творцом и хозяином своей судьбы.

В Новое время, в эпоху развития капитализма, наука становится производительной силой, и главной проблемой философии выступает обоснование возможности и путей достижения правильного познаниямира. Возникает знаменитый спор между сторонниками эмпирического (основанного на опыте) и рационального (основанного на мышлении) познания. Строгий эксперимент, точные измерения и теоретические обобщения фактов, использующие математику, становятся той базой, на которой строится новая европейская наука. В этот период возникают целостные философские системы, которые стремятся объяснить всю окружающую действительность и процессы ее познания, исходя из какой-то определенной мировоззренческой позиции. Возникают известные и поныне идеалистические учения Гегеля и Шопенгауэра, материалистическая философия Маркса, теория познания и этическая концепция Канта. Преобладающей в этот период является идея общественного прогресса, который связывают либо с успехами человеческого разума, развитием науки, либо с развитием материального производства, которое тоже опирается на приращение знаний о мире.

Вместе с тем в связи с усложнением общественной жизни в середине XIX века и с появлением кризисных явлений в культуре изменяется и характер философии. На смену безграничной вере в разум приходит стремление к переоценке всех ценностей; возникает недоверие к разуму, или иррационализм. В ХХ в., в эпоху мировых войн, социальных катастроф широкое распространение получает философия экзистенциализма (от лат. «exsistere» – существовать), которая концентрирует внимание на переживании человеком своего существования. Мир здесь мыслится чуждым и враждебным человеку. Возникают и другие направления философской мысли, отражающие сложность и противоречивость современной общественной жизни. Их изучение и самостоятельное осмысление помогает людям ответственно отнестись к выбору собственной жизненной позиции.

Основные проблемы философии . Философия – это теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия (такие понятия называются категориями ) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики. Всякое мировоззрение решает вопрос об отношении человека и мира. Для того чтобы можно было определенным образом решить его, нужно, во-первых, выяснить, что мы понимаем под миром, какова основа мирового бытия, во-вторых, что такое человек по своей сущности и, в-третьих, как осуществляется познание человеком мира.

Первый вопрос – это вопрос о сущности бытия . Два противоположных его решения предлагаются материализмом и идеализмом. Философы-материалисты считают, что подлинная реальность – это материя, понимаемая как все то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и вообще познанию. Философы-идеалисты, наоборот, считают, что подлинная, глубинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна.

Второй вопрос – вопрос о человеке – решается по разному в зависимости от того, как мы понимаем первоначало бытия, поскольку от этого зависит и выбор главных характеристик человека. Так, идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты же стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Эти объяснения они выстраивают, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека.

В решении третьего вопроса – о познании мира – выделяется прежде всего позиция агностицизма (от греч. agnostos – непознаваемый), утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Однако большинство философов признают и доказывают познаваемость мира. Тех из них, которые утверждают главную роль чувственного опыта в человеческом познании, называют сторонниками эмпиризма . К рационалистам же относят тех философов, которые утверждают ведущую роль разума, мышления в познании.

Роль философии в духовной жизни общества и личности . Занимаясь повседневными делами, люди постоянно сталкиваются с мировоззренческими вопросами. Но далеко не всегда им удается самостоятельно осмыслить всю их глубину и сложность, понять, что решение этих вопросов во многом зависит от занимаемой жизненной позиции и выражает ее. Задача философии состоит в том, чтобы прояснить и представить в системах четких понятий основные типы таких позиций и подходов к решению мировоззренческих проблем.

Философ обычно говорит и пишет от своего имени, он излагает и обосновывает свои взгляды. Но если его теория заинтересовала других людей и они увидели в ней ясное и последовательное выражение того, о чем думали и они, то, значит, в ней он выразил не только свою собственную мировоззренческую позицию, но и взгляды, интересы более или менее широкой общности людей. Материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм – это некоторые из основных философских позиций, убеждений. За ними всегда стоят особенности жизненного опыта, характер деятельности определенных людей, сформировавшиеся у этих людей подходы к решению теоретических и практических проблем.

Философы четко формулируют то, о чем люди только догадывались, строили смутные предположения. Благодаря четкости формулировки определенной философской позиции ее можно сравнивать с другими позициями, выяснять их сильные и слабые стороны. Можно, конечно, просто отбрасывать те взгляды, с которыми я лично не согласен, но это будет совсем не по-философски. Философия ведь требует доказательств и обоснований. Значит, она учит уважительно и внимательно относиться к взглядам и убеждениям других людей. А если мы научимся лучше понимать других людей, то мы сможем понять и то, что наши собственные убеждения тоже в чем-то односторонни и не учитывают некоторые важные, заслуживающие внимания моменты.

Поэтому изучение философии побуждает нас расширять мировоззренческий кругозор, преодолевать собственную ограниченность и стремиться согласовать свою жизненную позицию с установками, убеждениями, интересами других людей. Все это делает нас духовно богаче; мы становимся более самокритичными, более терпимыми и внимательными к конструктивному разнообразию мировоззренческих убеждений. Не случайно философия буквально означает любовь к мудрости, а мудрость предполагает не только обширные знания, но и глубокое понимание жизни, умение выделить самое главное и отсеять все второстепенное, случайное и наносное.

Культура философского мышления очень важна и для каждого отдельного человека, и для общества в целом. От нее во многом зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Действенность этого согласия означает, что если мы путем дискуссий, разностороннего обсуждения пришли к определенному решению, то мы уже должны обязательно его выполнять, поскольку это наше собственное решение. Теоретические мировоззренческие дискуссии могут иметь огромное практическое значение, ибо они проясняют базовые ценности нашей жизни и помогают достичь обоснованности и согласованности действий в решении практических проблем.

Теоретические философские исследования важны также и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, совершенствуют понятийный аппарат нашего мышления, помогают рождению новых научных идей. В свою очередь все основополагающие научные открытия имеют выдающееся философско-мировоззренческое значение.

Вопросы и задания.

1. В чем состоит отличие философского мировоззрения от обыденного?

2. Какие выделяются основные этапы в развитии европейской философии? Где она зародилась?

3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного и мифологического?

4. Какие основные проблемы решает философия?

5. В чем состоит различие между материализмом и идеализмом?

6. Можно ли надеяться на то, что все философы выработают единую мировоззренческую позицию?