Результаты реформ 60 70 годов. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Реформы в области народного образования и печати

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации.

1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". На них возлагалось: заведывание капиталами, имуществами и деньгами земства; меры по обеспечению "народного продовольствия", мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

1) курии уездных землевладельцев, состоявшей преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

2) городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

3) сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Если коснуться этого вопроса более подробно, то в первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли; лица, обладавшие недвижимой собственностью на сумму свыше 15 тыс. руб. или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а также уполномоченные от духовенства и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия.

Вторую курию составляли купцы трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тыс. руб., а также владельцы городского недвижимого имущества стоимостью не менее 500 руб., в мелких городах и 2 тыс. руб. – в крупных. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией, а также дворянами – владельцами городской недвижимости.

Третья курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян. Однако по этой курии могли баллотироваться также местные дворяне и духовенство – тоже как представители сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей – многоступенчатыми: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Важно отметить, что по первой земледельческой курии избиралось такое же количество гласных, как и по остальным двум, что обеспечивало дворянству господствующее положение в земствах.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний.

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводитель дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы – министр внутренних дел.

Гласные земских собраний созывались ежегодно на сессии для рассмотрения годовых отчетов исполнительных органов – управ, для утверждения плана земского хозяйства, сметы доходов и расходов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения за службу не получали. Земские управы действовали постоянно; члены управ получали определенное жалованье. Кроме того, земства имели право содержать на своем жалованье (по найму) земских врачей, учителей, статистиков и прочих земских служащих, которые составляли так называемый третий элемент в земстве. На содержание земских учреждений собирались земские сборы с населения. Земство получало право облагать особым налогом доходы торгово-промышленных заведений и от движимых и недвижимых имуществ. Основные расходы земств (80-85 %) шли на содержание земских учреждений и полиции, на медицину тратилось 8 % и на народное образование -5%.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством.

Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений- волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством.

Все же земствам удалось внести вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

Городская реформа.

16 июля 1870 г. утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой - исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо - городской голова.

Участвовали в выборах лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

Устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшееся в состав управы, - оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

В пользу города дума могла устанавливать сборы.

Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор осуществлял надзор за деятельностью думы и законностью ее постановлений. Городской голова в крупных городах утверждался в своей должности министром внутренних дел, а в мелких – губернатором. В компетенцию городского самоуправления, как и земского, входили чисто хозяйственные вопросы: благоустройство городов, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и народном образовании, принятии санитарных и противопожарных мер. Хотя городской думе и предоставлялось право обложения имущества и доходов частных лиц города, но оно ограничивалось законом: дума могла облагать сбором дома и прочую городскую недвижимость не свыше 1 % их стоимости. В таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. Но из собранных средств львиная доля направлялась не на городские, а на казенные нужды: содержание полиции и гражданского управления (до 50-60 % городских сборов). Расходы на благоустройство составляли до 15 % городского бюджета, на образование – 13 % и на медицину – всего около 1 %.

«Городовое положение» 1870 г. первоначально было введено в русских городах. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши, Финляндии, где действовало прежнее городское устройство. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Военная реформа.

Поражение России в Крымской войне, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе потребовали коренной реорганизации военного дела в России. 1 января 1874г. был утвержден «Устав о воинской повинности», вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию.

От действительной службы давались отсрочки на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до 1,5 лет - гимназию и до полугода - для имеющих высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на службе солдат обучали грамоте.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождалось духовенство, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Средней Азии, Казахстана, некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, а привилегированные сословия, благодаря своему более высокому образовательному уровню и другим сословным льготам, по существу освобождались от воинской повинности.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты.

Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции – специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска – отделения по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами; «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.

Выводы по вопросу. После проведения крестьянской реформы последовала череда реформ в основных областях жизнедеятельности российского общества. Пытаясь «погасить» назревавшую буржуазную революцию, царское правительство дарует населению некоторые демократические права. В частности, в результате земской и городской реформ появляются местные органы управления, обладающие достаточно широкими для своего времени полномочиями. Поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки и вооруженных сил страны.

Заключение

Вторая половина XIX века знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформа 1861 года, освободив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Новая классовая структура общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Россия делает крупный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низшем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы допускают буржуазию к управлению, вернее, к самоуправлению.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова.-М.: Изд-во: Проспект, 2011.
  2. История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаева.- М.: Проспект, 2011.
  3. История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011.
  4. Шамба Т.М., Стешенко Л.А. История государства и права России: Учебник в 2 ч. М.: Норма, 2010.
  5. Российское законодательство X-XX вв. Т.1-9/ Под общ. Ред. О.И. Чистякова.- М.: Юрид. лит, 1984-1994.
  6. Курицын В.М. История государства и права России IX-XIX вв. Учеб.пос.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительная:

  1. Мейер Д.И. Русское гражданское право. [В 2-х ч.]. Изд. 2-е, испр. - М.: Статут, 2000.
  2. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХI вв.: [исследование]. - М.: НОРМА, 2002.
  3. Тарановский Ф.В. История русского права /Тарановский Ф.В., под ред. и с предисл. Томсинова В.А. - М.: Зерцало, 2004.
  4. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.): Учебное пособие. - Изд-е доп. и пер. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  5. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. – М., 2008.

Государственный строй

В пореформенный период в России сохраняется абсолютная монархия, император

пользуется неограниченной властью.

Высшим совещательным органом оставался Государственный совет,

осуществлявший рассмотрение законопроектов и кодификацию законов. При нем

действовали различные комиссии и комитеты.

Сенат оставался высшим органом судебного надзора. Накануне реформ был

учрежден высший государственный орган – Совет Министров, в составе председателя

Государственного Совета, членов Комитета министров, главноуправляющих.

Председателем в нем император.

В структуре министерств и ведомств в этот период произошли серьезные

изменения, некоторые министерства образовали свои органы на местах созданы новые

министерства. В период нарастающего развития капитализма в России резко повысилась

роль и значение таких государственных органов, как Министерство государственных

имуществ, Министерство финансов, Министерство путей сообщения.

Совершенствовалась работа Министерства внутренних дели его органов на местах

Губернских правлений, губернских присутствий, уездных полицейских управлений и т.д.

В дальнейшем происходит усиление репрессивных функций государственного аппарата, в

отношении прежде всего политических противников режима. По закону 1871 г.

политические дела стали изыматься из ведения судебных следователей и передаваться

жандармерии. В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре.

В 1866-1867 гг. в целях укрепления самодержавной власти резко усилилась власть

губернаторов. Им теперь подчинялись все местные учреждения и чиновники,

представлено было право закрывать земские собрания в случае нарушения ими правил, а

земствам было запрещено поддерживать между собой связи и публиковать без

разрешения губернатора свои постановления и отчеты.

Министерство юстиции осуществляло контроль за судебной системой страны,

министр юстиции ведал подбором судебных кадров и выполнял надзорные функции.

России, обострившийся в результате поражения в Крымской войне, мог быть преодолен

лишь проведением коренных реформ, основной из которых является отмена крепостного

права, которое служило главным тормозом развития рыночных отношений в стране. 52

Александр II, выступал в 1856 г. перед московским дворянством, убедил их в

необходимости отмены крепостного права, указав, что лучше его уничтожить сверху,

нежели дождаться, когда оно начнет уничтожаться снизу.

В 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, который



впоследствии был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся

в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых поступали предложения и

проекты по проведению реформы.

Во время подготовки реформы шла острая борьба между различными

группировками дворянства, которые делились на либералов и консерваторов.

Консерваторы выступали за сохранение всей земельной собственности в руках помещиков

и безземельное освобождение крестьян, а либералы – за освобождение крестьян с землей

и наделение их гражданскими правами.

В результате подготовленная реформа носила компромиссный характер и была

направлена, с одной стороны, на сохранение помещичьего землевладения, а с другой –

обеспечивала в целом сохранение за крестьянами их дореформенных наделов земли за

утвердил "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". В

соответствие с новыми законами крепостное право помещиков на крестьян отменялось

навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими жителями с наделением их

гражданскими правами и свободами – свободой вступления в брак, самостоятельного

заключения договоров, правом обращаться в суд, заниматься предпринимательством и

торговлей, сменой места жительства, перехода в другое сословие и др.

Вместе с тем реформа не уравняла крестьян с помещиками в их гражданских

правах. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в

сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость. В селах и

волостях крестьянам было предоставлено самоуправление. Органом самоуправления

сельского общества был сход, на котором крестьяне выбирали на 3 года сельского

старосту и сборщика податей. Органом самоуправления волости также был сход, на

котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостным

судьей для решения дел о маловажных проступках и тяжбах крестьян.

Крестьянин был закреплен общиной и круговой порукой в общине. Уйти из

общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при условии, что

другую половину выплатит община.

положение, титулы, звания сословные организации – губернские и уездные дворянские

собрания, Политическая власть и после реформы 1861 г. остается в руках дворянства.

Отмена крепостного права потребовала кардинального обновления

государственного аппарата России в направлении постепенного реформирования

абсолютной монархии в конституционную. Это привело к принятию ряда

государственных реформ, среди которых были:

Финансовая реформа 1862-1868 гг. Финансовая реформа заключалась прежде

всего в централизации финансового хозяйства России в руках министра финансов и

финансировании всех государственных расходов через Министерство финансов.

Государственный бюджет составлялся Министерством финансов, а рассматривался и

утверждался Государственным советом.

Старые подати – подушная и винные откупа были заменены поземельным налогом

и акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар), что привело к росту доходной части

государственного бюджета. Вместе с тем росли и государственные расходы.

В 1860 году был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих

банков. Выкупные операции осуществлялись учрежденными для этих целей крестьянским53

и дворянским банками. На Государственный банк была возложена также функция по

финансированию торгово-промышленных предприятий. Произошла централизация учета

и контроля средств государственного бюджета.

Военная реформа 1864-1874 гг. Поражение в Крымской войне показало всю

отсталость военной машины России. Встал вопрос о проведении коренных

преобразований в военной сфере. В 1874 году был утвержден "Устав о воинской

повинности", вводивший для всего мужского населения всеобщую воинскую повинность.

Лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, призывались на военную службу по

жребию. Не попавшие на службу зачислялись в ополчение. Сроки службы в армии –

шесть лет с последующим зачислением в запас на 9 лет и на флоте, соответственно, семь

лет службы, 3 года в запасе.

Для лиц, закончивших высшие учебные заведения, срок службы сокращался до 6

месяцев, гимназии – до полутора лет, городские училища – до 3 лет и начальные школы –

Офицерские кадры готовились в юнкерских училищах, военных гимназиях и

военных академиях, предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству.

Военная реформа имела прогрессивное значение. Она избавила население от

рекрутчины, ускорила ломку сословного строя, способствовала развитию

железнодорожной сети, поскольку без железных дорог не возможно было проведение

широкой мобилизации уволенных в запас.

Судебная реформа 1864 г. Дореформенная система судопроизводства была

архаична и запутанна. Исторически сложились сословные суды для дворян, горожан,

крестьян, существовали военные, духовные, коммерческие, межевые суды. Рассмотрение

дел в судах происходило при закрытых дверях. Судебные функции часто выполняли

административные органы. В крепостной России суд и расправу над крепостными часто

вершил сам помещик. С падением крепостного права судебная реформа стала

неизбежной.

В 1864 г. были утверждены основные акты судебной реформы: Учреждение

судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского

судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В соответствии с

этими актами были созданы две системы судов – местные и общие. К местным

относились:

1. Мировые судьи;

2. Съезды мировых судей.

К общим судам относились:

1. Окружные суды для нескольких уездов;

2. Судебные палаты по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом

округе, состоящем из нескольких губерний или областей;

3. Кассационные департаменты Сената.

Новые судебные органы были всесословными, т.е. они рассматривали уголовные и

гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали.

Реформа судебной системы базировалась на новых принципах: равенство всех

перед законом и судом, отделение суда от администрации и осуществление правосудия

только судом, создание всесословного суда, гласность судебного разбирательства,

состязательность сторон, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

выборность мировых судей и присяжных заседателей.

В ходе судебной реформы были созданы такие новые институты, как выборный

мировой суд, институты судебных следователей, присяжных заседателей, адвокатуры,

учреждены при судах прокуроры с одним или несколькими товарищами (заместителями).

Судебная реформа была самая радикальная из всех проводимых в стране

буржуазных реформ. Благодаря ей российская юстиция стала вровень с юстицией самых54

передовых стран. В результате произошло отделение судебной власти от других властей,

предварительного следствия от полиции и суда, был создан самый демократичный суд

присяжных заседателей.

К недостаткам судебной реформы можно отнести: ограничение роли суда

присяжных, отсутствие единства судебной системы, недопущение защиты на стадии

предварительного следствия и т.д.

В ходе полицейской реформы 1862 г. городская и уездная полиция были

объединены в единую полицейскую систему, включающую урядника в волости и

пристава в городе, а на уровне уезда – исправника. В губернских городах во главе

полиции стоял полицмейстер, который подчинялся губернатору, а руководил всей

полицейской системой страны министр внутренних дел. В 1880 г. в полицейскую систему

были включены губернские жандармские управления. Были созданы также сыскные и

охранные отделения.

Тюремная реформа. В 1879 г. руководство тюремными заведениями было

возложено на Главное тюремное управление. Положение заключенных в некоторых

отношениях улучшилось, была создана система медицинского обслуживания. Однако к

заключенным могли применить и специальные меры наказания: телесные наказания,

помещение в карцер. Лишь в 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин и

клеймение, но розги в местах лишения свободы применялись вплоть до Февральской

революции 1917 г. Применялись различные виды заключения – в крепость, в

исправительный дом, арест, наказание в виде ссылки на Сахалин. Отбывшие каторгу

переводились в состав ссыльнопоселенцев.

Земская реформа. Земства создавались для руководства местным хозяйством,

торговлей, народным образованием, медицинским обслуживанием, общественным

Положение о губернских и уездных земских учреждениях, по которому создавались

органы всесословного самоуправления – земские собрания. Выборы депутатов в земское

собрание осуществлялись по 3-м куриям, были неравными и непрямыми:

1. Курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200-800 десятин земли (в

основном это была курия помещиков);

2. Городская курия, участники которой должны были иметь высокий

имущественный ценз, что отсекало малоимущие слои населения. Рабочие и

ремесленники также отстранялись от выборов.

3. Сельская курия имела систему трехступенчатых выборов: крестьяне,

выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание,

которое избирало депутатов (гласных) земства.

Уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2-3 недели для

решения возложенных на них задач – а это утверждение смет расходов и доходов, выборы

исполнительных органов.

В отличие от земских собраний земские управы были постоянно действующими

органами, которые ведали всеми земскими делами. Учреждение земств было большим

шагом вперед в демократизации всей системы управления России, за исторически

короткий срок их существования была проделана огромная работа по повышению

благосостояния народа, развитию предпринимательства, торговли, просвещения,

здравоохранения. Земства воспитали целую плеяду политиков либерального и

демократического направления, сыгравших большую роль во всех сферах жизни

общества.

К недостаткам реформ можно отнести ее неполноту - отсутствовали низшее

(волостное) и высшее (всероссийское) звенья земской системы. Руководство и контроль за

земствами осуществляло дворянство. Земства были ограничены в материальных

средствах, хотя имели право облагать население сборами и повинностями на земские55

нужды, а также не имели своего исполнительного аппарата, что снижало их

эффективность и усиливало зависимость от государственных органов.

Городская реформа. В 1870 г. было утверждено "Городовое положение", которым

система всесословного самоуправления была распространена и на города. Всякий

городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при

избрании депутатов (гласных) при следующих условиях:

1) Русское подданство;

2) Возраст не менее 25 лет;

3) Соответствие имущественному цензу;

4) Отсутствие недоимок по городским сборам.

Женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было

тайным. Все избиратели в соответствии с имущественным цензом избирали треть

депутатов в городскую думу. Благодаря этому большинство гласных было избрано от

зажиточных слоев населения.

Дума и управа избирались на 4 года,. Половина управы должна была обновляться

каждые два года. Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова,

который утверждался губернатором или министром внутренних дел. Деятельность

городских органов была направлена на решение городских дел к прежде всего в сфере

городского имущества и различных сборов, развитие культуры, образования,

здравоохранения и т.д.

Таким образом, учреждение городского самоуправления дало толчок развитию

российских городов, способствовало становлению политических социальных и

культурных организаций, становлению предпринимательства и торговли. Недостатком

реформы являлось то, что органы городского самоуправления контролировались и

подчинялись царской администрации, их самостоятельность была строго ограничена,

материальная база недостаточна.

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности.

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии - гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия.

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития.

Император Александр Второй (прозванный Освободителем) в России проводил ряд реформ либеральной направленности. Причиной их проведения стала отсталость государственной системы, ее негибкость и несправедливость. От нее страдала экономика России и авторитет государства. Приказы и распоряжения властей практически не доходили до мест назначения.

Целью реформ также было снятие напряжения в обществе, возмущения, которое вызывала слишком жесткая политика государства и власть имущих. Итак, перед вами таблица с перечнем реформ.

Отмена крепостного права

1. Помещики лишены права собственности на крестьян. Теперь нельзя продавать, покупать крестьян, разлучать их семьи, препятствовать им в отъезде из деревни и так далее.

2. Крестьяне были обязаны выкупать свои земельные наделы у помещиков (по высоким ценам) либо арендовали ее.

3. За аренду земли у помещика крестьянин обязан был отбывать барщину или приносить оброк, но эта барщина теперь была ограничена.

4. Крестьянин, что пользовался арендным наделом земли у помещика, не имел права покидать деревню в течение 9 лет.

Значение крестьянской реформы проявилось далеко не сразу. Хотя формально люди стали свободны, помещики долгое время продолжали обращаться с ними как с крепостными, наказывали розгами и так далее. Земли крестьяне не получили. Тем не менее, реформа стала первым шагом в преодолении рабства и насилия над личностью.

Судебная реформа

Вводится выборная должность мирового судьи. Отныне его избирают представители населения, а не назначают «сверху».

Суд становится юридически независимым от административных органов власти.

Суд становится гласным, то есть обязан давать населению доступ к своим решениям и к процессам.

Учрежден окружной суд присяжных.

Значением судебной реформы стала защита судебной системы от произвола властей и имущих, защита честности правосудия.

Земская реформа

Учреждение земства как органа власти, в которое местное население избирало представителей.

В выборах земства могли участвовать и крестьяне.

Значением земской реформы стало усиление местного самоуправления и участия граждан всех сословий в жизни общества.

Городская реформа

Учреждены органы городского самоуправления, члены которых избираются городскими жителями.

Они получают название городских управ и городских дум.

Сокращены местные налоги.

Полиция переведена под подчинение центральной власти.

Значением городской реформы стало усиление местного самоуправления и одновременно ограничение произвола власти на местах.

Реформа образования

1. Разрешено выбирать деканов и ректоров в вузах.

2. Открыт первый вуз для женщин.

3. Основаны реальные училища, где упор делался на преподавание технических и естественных наук.

Значением реформы образования стало улучшение технического и женского образования в стране.

Военная реформа

1. Сокращен срок службы с 25 лет до 7 лет.

2. Ограничение срока военной службы 7 годами.

3. Теперь к военной службе призываются не только рекруты (раньше это были самые бедные слои населения, насильно загоняемые), но и представители всех сословий. В том числе и дворяне.

4. Раздутая ранее, небоеспособная армия сокращена почти наполовину.

5. Создан ряд военных училищ для подготовки офицеров.

6. Отменены телесные наказания кроме наказания розгами в особых случаях.

Значение военной реформы очень велико. Создана современная боеспособная армия, не потребляющая много ресурсов. Военные стали мотивированы служить (ранее рекрутский призыв считался проклятием, он полностью ломал жизнь призывника).

Древнейшее время на территории России
  • Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества
  • Древнейшие народы на территории России. Население древней Башкирии
Раннефеодальные государства на территории России (9 - 13 века)
  • Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними
  • Роль религии в становлении государственности и культуры
  • Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока
Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков
  • Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Реформы 60-70-х годов 19 века

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и "Положение" о новом устройстве крестьян. По "Положению" крепостные крестьяне (22,6 млн. человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности - оброк или барщину. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3-4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.

В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. - на государственных крестьян.

Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформен-ной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аг-рарного вопроса на рубеже XIX-XX вв.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране - в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.

В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган - земскую Управу и гласных в губернское собрание. В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность. Земства находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года. Ком-петенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов. Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.

Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.

В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства. Были провозглашены независимый от администрации суд, несменяемость судей, гласность суда, ликвидация сословных судов (за исключением духовных и военных), введены институты присяжных заседателей, адвокатура и признание равноправия перед судом. Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту - адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций - мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).

Потребности развивающегося рынка вызвали необходимость упорядочения финансового дела. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учреж-дения - земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Упорядочен был государственный бюджет. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов.

В 1862-1864 гг. были осуществлены реформы в области образования: учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий. Университетский устав 1863 г. предоставил вузам широкую автономию: совет университета получил право решать все научные, финансовые и учебные вопросы, была введена выборность ректоров, проректоров и деканов.

Следствием гласности стали "Временные правила" 1865 г. о цензуре, отменившие предварительную цензуру для изданий, вы-ходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры осво-бождались правительственные и научные издания.

Военная реформа 1874 г., в подготовке и проведении которой большую роль сыграл военный министр Д. А. Милютин, законодательно закрепила преобразования в военном деле, начатые еще в 60-х годах. Отменялись телесные наказания, вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. 25-летний срок военной службы постепенно сокращался до 6-7 лет. При отбывании воинской повинности целый ряд льгот предоставлялся по семейному положению и по образованию. Находящиеся на службе солдаты обучались грамоте, принимались меры по техническому перевооружению армии, по повышению уровня подготовки офицерских кадров.

Реформы 60-70-х гг. XIX в., начавшиеся с отмены крепостного права, несмотря на их половинчатость и непоследовательность, способствовали развитию капитализма в стране, ускорению соци-ально-экономического развития России.