Руководство по цифровой фотографии. Точка и линия на плоскости. Модель. Проблемы позирования

Для начала добавим архив с книгамив формате PDF. Эти книги охватывают такие важные для фотографа темы, как студийное освещение, авторские права, выбор программ для обработки (Lightroom против Photoshop), съемку в ручном режиме и многое другое. Качайте, выбирайте интересующие книги и пополняйте копилку знаний.

Если не хотите скачивать всё, и вас интересуют книги только по конкретной тематике, например, по уличной фотографии или по освещению, можете выбрать книгу из списка ниже. Многие из них есть в архиве.

23 бесплатные книги по фотографии:

  1. Ultimate Field Guide to Photography от National Geographic . Эта книга может стать серьёзной помощью для новичков, поскольку охватывает основы фотографии - от настроек камеры до композиции и перспективы. Более опытным фотографам она поможет освежить забытые знания.
  2. Going Candid, Thomas Leuthard . Томас Лойтхард, уличный фотограф, рассказывает о своём многолетнем опыте и подходе к уличной фотографии. Книга подойдёт всем, кто заинтересовался жанром уличной фотографии.
  3. Essays on Inspiration, Vision and Creativity in Photography, Scott Bourne В этой книге собраны эссе от фотографа Скотта Борна, его советы и мнения о видении и творческом подходе в фотоискусстве.
  4. Insights from Beyond the Lens, Robert Rodriguez Jr . В этой книге рассказывается о ландшафтной фотографии. Начиная с того, какой фотоаппарат лучше подходит для этого вида фотоискусства и заканчивая советами, как использовать имеющийся свет, чтобы создать потрясающие ландшафтные фото. Роберт Родригес приводит и несколько примеров из своего опыта, вдохновляя начинающих фотографов.
  5. Good Photos in Bad Light, Darwin Wiggett . Как часто бывало, что плохое освещение портило отличные фотографии? После прочтения этой книги такого больше не случится. Дарвин Виггетт рассказывает о способах сделать отличные фото даже при плохом уличном освещении.
  6. Set Up Your Own Photoblog, Nancy Messiah . Чтобы создать свой фотоблог, нужно многое знать - от выбора хостинга до способов привлечь читателей. В своей книге Нэнси Мессия подробно раскрывает все вопросы по созданию фотоблога: что необходимо знать, что сделать и о чём помнить.
  7. Street Photography, Alex Coghe . Уличный фотограф Алекс Ког создал действительно всеобъемлющий гид по уличной фотографии. В этой книге вы найдёте описание самого подхода к уличной фотографии и способов улучшить своё искусство, а также советы из практики самого Алекса.
  8. A Photographer’s E-Guide to Making Sharp Photographs, Scott Bourne . Конечно, чёткость - это далеко не всё, что требуется от фотографии, чтобы считаться профессиональной и уж тем более гениальной. Однако чёткие фото могут произвести более сильное впечатление, чем размытые снимки. Скот Борн рассказывает, как избежать эффекта размытости и сделать фотографии более чёткими.
  9. Urban Exploration Photography, Neil Ta . В книге рассказывается о жанре фотографии индастриал и приёмах из личного опыта фотографа Нила Та, увлечённого этим жанром. Читайте, берите фотоаппарат и экспериментируйте с заброшками своего города.
  10. Collecting Souls, Thomas Leuthard . Уличный фотограф Томас Лейтхард рассказывает о разных аспектах уличной фотографии и о том, как он сам познавал этот жанр. В этой книге вы найдёте множество удивительных идей, богатую пищу для размышления и возможность улучшить свои навыки уличной фотографии.
  11. Bicycle Touring Photography, Paul Jeurissen . В этой книге сочетается путешествие на велосипеде и фотоискусство. Автор, Пол Жерисон, отправился с женой в тур на велосипедах, попутно делая фотографии, так что в этой книге вы увидите и то и другое - велопутешествие и уроки по композиции и разным техникам фотографии.
  12. Introduction to External Flash Photography . Это очень краткий гид по использованию вспышки. Всего на девяти страницах раскрываются все важные моменты - от использования вспышки в помещении до отраженной вспышки. Лёгким и простым языком объясняется, как пользоваться вспышкой на улице и как добиться лучших результатов.
  13. How to Take Stunning Food Photos . В этой книге рассказывается о том, как снимать потрясающие фотографии еды, подбирать правильное освещение и композицию. Здесь говорится о том, что для классных фото еды нужно учитывать всего два фактора - продуманную композицию и выверенную экспозицию.
  14. Explore Flickr, Thomas Leuthard . Flickr Explore - это палка о двух концах. С одной стороны, с его помощью ваши фотографии получают множество просмотров и комментариев, с другой - постепенно вы становитесь зависимы от него. Уличный фотограф Томас Лейтхард, достаточно знаменитый на Flickr Explore, даёт несколько советов, как увидеть свои фото на этих страницах.
  15. Lighting 101, Strobist . Здесь вы найдёте много информации об освещении: искусственное освещение, смешение искусственного и натурального света, оборудование, шаблоны освещения и многое другое.
  16. Nine Motivational Essays on Photography, Scott Bourne . Все фотографы периодически теряют мотивацию и не знают, откуда взять вдохновение. Девять мотивирующих эссе фотографа Скотта Борна помогут пережить творческий кризис и подскажут, как вернуть вдохновение.
  17. The Shy Photographer’s Guide to Confidence, Lauren Lim . Есть ситуации, в которых фотограф чувствует себя неловко, делая снимки. Лаурен Лим рассказывает, как преодолеть стеснение и всегда чувствовать себя уверенно во время работы, на встречах или в путешествиях.
  18. . Если вы хотите открыть свой фотобизнес, но не представляете, с чего начать, эта книга для вас. Профессионалы рассказывают о разных аспектах бизнеса в сфере фотографии, а также о том, как лучше распределять свои финансы. Всё написано простым и доступным языком.
  19. Street Faces – The Art of Candid Street Portraiture, Thomas Leuthard . Уличный фотограф Томас Лейтхард предпочитает фотографировать незнакомых людей на улице с очень близкой дистанции. При этом он не спрашивает разрешения, чтобы фото получались натуральными и откровенными. В этой книге фотограф рассказывает о своём опыте использования такого подхода и о том, как вы можете сделать это самостоятельно.
  20. Photojournalism, Technology and Ethics, Scott Baradell . Эта книга об этике в фотожурналистике и о том, как цифровые технологии меняют реальность. В ней приводится несколько правил-аксиом, которые могут использоваться молодыми фотожурналистами в своей работе, а также подборка известных фотофальсификаций прошлого и постановочных фотографий.
  21. 31 Days to Overcome Your Fear of Shooting Street Photography, Eric Kim . Фотограф Эрик Ким создал гид по уличной фотографии из 31 дня обучения. Каждый день он предлагает вам новый урок по этому направлению фотоискусства, так что через месяц вы значительно улучшите свои навыки.
  22. . Если вам кажется, что главное - сделать крутое фото, а продать его будет просто, вы сильно ошибаетесь. В этой книге вы узнаете, с какими проблемами сталкивается фотограф, который хочет зарабатывать на своём творчестве, с чего стоит начать, что нужно и не нужно делать во время продажи своих работ.
  23. Lightroom 5 Quick Start Guide . Это полное руководство для тех, кто хочет работать с Lightroom 5, начиная от установки и импорта фото и заканчивая приёмами редактирования и полным описанием возможностей.

Вот и всё. Надеюсь, эти книги помогут вам прокачать свои навыки фотографии в разных жанрах, основать свой фото блог или успешно продавать работы.

Если вы знаете какие-нибудь полезные бесплатные книги для фотографов, просьба упомянуть их в комментариях.

Как стать фотографом с нуля самостоятельно и начать зарабатывать

Пособие для начинающих фотографов с фото


Виктория Бородинова

© Виктория Бородинова, 2017


ISBN 978-5-4485-2335-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Аннотация

Профессия фотографа очень увлекательна. В ней практически только одни плюсы: общение с интересными красивыми людьми, творчество, воплощение своих идей в жизнь. Из минусов разве что долгая ретушь и обработка фотографий, но и эту проблему легко решить. Это практическая инструкция «для чайников» с секретами, как освоить профессию фотографа самому и добиться неплохих результатов.

Вводная часть. Общие особенности профессии фотографа

Очень интересной и важной чертой в профессии фотографа является то, что её можно изучить без сложного специального образования. Существует даже такая шутка: «Я теперь фотограф, вот фотоаппарат купил!» И эта мысль не далека от истины.


Чтобы тебе не суметь стать фотографом… (ведь можно на ты?). Сложно даже представить, в чём может заключаться причина. Поэтому, получилось стать профессионалами у тысяч начинающих фотографов – получится и у тебя.


Плюсы и минусы профессии фотографа. Плюсы:


– Творческая интересная работа.

– Общение с красивыми и разными моделями.

– Общение со смежными творческими профессиями – стилистами, визажистами, модельерами и пр.

– Независимость, своё дело.

– Тобой восхищаются модели (если ты дорос до хорошего уровня).

– Перспективы. Открытие своей фотостудии. Работа для глянцевых журналов и другой фоторекламы. Фотограф-журналист.

– Фотограф для заказчика – это как террорист. Когда сделает фотографии, тогда и сделает и никто ему не указ.



– Невысокая оплата на начальном уровне при большой загруженности.

– Требуется общительность и высокая коммуникабельность. «Тусоваться» дома не получится.

– Частое общение с незнакомыми людьми отнимает много энергии. Поэтому профессия фотографа для стрессоустойчивых и толстокожих в этом плане.

– Тяжёлая обработка фотографий. Отснять фотосет легко за полчаса, а обрабатывать фотографии затем можно и несколько дней.

– Очень много расходов на оборудование, которые потом трудно покрыть заработками с фотосессий.


Вопросы и пункты, которые мы будем с тобой рассматривать:


1. Что нужно подготовить и изучить на самом первом этапе? Покупка фотоаппарата, объективов. Изучение основ композиции.


2. Можно ли стать фотографом с плохим фотоаппаратом?


3. Создание интересной визитки фотографа.


4. Где «набить руку» и получить первый опыт бесплатно? Помощник фотографа на МК. Прогулки по паркам с визитками. Тфп-проекты и тренировки на них.


5. Посещение платных уроков и курсов. Есть ли смысл?


6. Изучение бесплатных интернет-уроков.


7. На чём зарабатывают фотографы? Свадебные фото, мероприятия, семейные фотографии.


8. Определение стоимости своих услуг и количества обработанных фото. Гибкая система.


9. Договор (контракт) между фотографом и заказчиком. Юрист. Опыт других фотографов.


10. Фотографии в стиле НЮ. Минусы и плюсы.


11. Программы для обработки фотографий. Фотошоп, лайтрум, аватан.


12. Живое фото.


13. Наработка своего стиля. Фильтры. Почерк. Детали.


14. Учимся выбирать только самые ценные кадры для обработки.


15. Домашняя студия. Плюсы и минусы. Покупка фонов, декораций и прочего.


16. Реквизит фотографа, выездные инсталляции, животные в аренду.


17. Фотосъёмки в студиях и локациях. Особенности.


18. Работа с отражателем.


19. Обработка фотографий за деньги в Интернете.


Что начинающему фотографу понадобится для старта?

Для того, что бы начать свой творческий путь и работу в качестве фотографа, понадобятся две основные вещи: фотоаппаратура и тренировки.


Хорошему фотографу нужен хороший фотоаппарат, объективы, отражатели и пр. Стоит ли покупать простецкий фотоаппарат для обучения, если есть возможность купить хорошее оборудование? Нет, не стоит. Лучше сразу обучаться с хорошим фотоаппаратом, чем с плохим (если есть такая возможность).


Где и как покупать фотоаппарат и объективы? Для самых состоятельных – конечно же, только новое оборудование в специализированных магазинах для фотографов.


В ломбарде. Можно найти гораздо дешевле хороший фотоаппарат в ломбардах. Но чаще всего, технику сдают туда люди получившие её не легальным путём и плохо с ней обращавшиеся. Фототехника из обычного (не специализированного) ломбарда – очень часто грязная, поцарапанная и т. д.


С рук по объявлениям или у знакомого профессионального фотографа. Лучший вариант – у знакомого фотографа. Часто бывает, что профи переходят на аппаратуру более высокого уровня, а свою прежнюю (но тоже хорошую) продают. Плюс в том, что желая продать технику, опытный фотограф может быстро и бесплатно обучить тебя как ею пользоваться и каким-нибудь другим базовым знаниям и секретам по фотографии.


Многие начинающие фотографы даже берут кредиты, чтобы купить необходимую аппаратуру. Рисковать ли так – решать тебе. Но, возможно, чем больше потратишь денег на технику – тем меньше останется соблазна бросить свою мечту.


Нужны так же и несколько объективов – для портретной съёмки, макрообъектив, широкоугольный объектив. Такое количество объективов стоит приобретать лишь в том случае, когда ты полностью уверен/уверенна, что профессия фотографа – это твоя страсть на всю жизнь.


Не помешает купить и отражатель, штатив, переносную уличную подсветку (фонарик).


Другим не маловажным направлением для начинающего фотографа является – тренировки и изучение основ композиции.


Хорошая и необычная композиция на фото – это уже половина шикарной фотографии. Качественная фотография на хорошую аппаратуру без чувства композиции – это не фотография, это не профессионально. Навыки композиции можно получить, почитав статьи в Интернете и просмотрев много чужих работ и работ знаменитых фотографов.


Когда у тебя уже есть фотоаппарат, внимательно изучи инструкцию к нему. Пробуй ловить фокус и разные режимы съёмки, настройки, пока не выявишь для себя оптимальный приемлемый вариант. Ранее, без «домашнего» опыта съёмок, не рекомендую экспериментировать на незнакомых людях в качестве моделей.


Дешёвая зеркалка – получатся ли красивые фотографии?

Можно ли стать фотографом с плохим фотоаппаратом? Теоретически, возможно. Есть мастера снимающие прекрасные кадры и на старенький смартфон. Но тем не менее, плохая фототехника для любителей в любом случае максимально проигрывает перед профессиональной аппаратурой. Другое дело, если у тебя нет возможности приобрести качественный фотоаппарат и приходится как-то выкручиваться.


Я была в похожей ситуации. Денег ни на что не хватало – не то что на хорошую зеркалку и объективы для своего хобби. Поэтому я приобрела простенькую зеркалку по объявлениям. Продавец хотел 7000 рублей, я заплатила 4000 руб. Фотоаппарат у меня был просто отвратительный: Sony A-100. Маленькое разрешение фотографий, постоянные шумы, блеклость фото, малая фокусность и многие другие неприятные вещи. Тем не менее, он был у меня долго.


Единственным плюсом такого фотоаппарата стало наличие автофокуса. Когда было мало времени на фотосессию – пользоваться автофокусом вполне удобно.


Примеры своих фотографий на ужасную зеркалку для начинающих креплю. Есть вполне неплохие фото, но какими бы были они прекрасными, при наличии дорогого качественного фотоаппарата и разных объективов к нему.

Но снимать людей за деньги на такую дешевую аппаратуру, я бы не советовала. Сама же я снимала на этот фотоаппарат бесплатно своих детей, города или проводила тфп-фотосъёмки на безвозмездной основе.


Придумываем оригинальную визитку фотографа

Многие частники сегодня и вовсе отказались от визиток: про них всё время забываешь, распечатывать их неудобно, меняются контакты в них и «те 300 штук» уже только на помойку и т. д. Но на начальном периоде своей карьеры, я всё же рекомендую раздавать налево и направо свои визитки. При том эти визитки должны быть запоминающимися и необычными. Тогда есть шанс что её передадут совершенно незнакомому тебе человеку и он позвонит.

У вас есть хорошая камера, но не хватает теоретических знаний для создания гениальных снимков? Есть набор книг, которые должен прочитать каждый уважающий себя фотограф. Они проверены временем и тысячами опытных фотографов. Сервис Kabanchik.ua создал для вас подборку специальной литературы. Которая позволит вам разобраться в настройках камеры, узнать особенности жанровой фотосъемки, правильно выстраивать композицию и значительно улучшить свой уровень.

1. Фотомастер

Самая подробная книга (по крайней мере, в русскоязычном варианте), повествующая об истории фотографии. В издании большое количество иллюстраций – в том числе отреставрированных изображений, полученных первыми прототипами фотокамер. История очень важна для любого фотографа, ведь, несмотря на меняющиеся технологии, основы создания снимка остаются едиными.

2. Основы композиции и художественной фотосъемки

В книге освещены почти все аспекты фотоискусства: от художественной ценности образов до обработки готовых снимков. Главное преимущество издания – большое количество упражнений для фотографов после каждого раздела. Выполняя их, можно увеличивать профессионализм по мере чтения книги и довести многие навыки до автоматизма.

3. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки

Несмотря на достаточно неудачный перевод названия, книга получилась замечательной – материал в ней изложен доступным языком, с большим количеством авторских примеров. Это буквально азбука современного фотографа, с которой стоит начать вникать в искусство. Она учить быть не просто техничным, но и развивает взгляд художника, делать фото со смыслом и эмоциями.

4. Новая история фотографии

Под редакцией Мишеля Фризо, том I

Еще одна чудесная книга об истории, охватывающая время от зарождения автоматических рисунков до пиктореализма. Книга создана с привлечением усилий лучших историков и научных исследований. В работе переосмыслены многие шаблонные подходы к искусству.

5. Фотография как…

Одна из лучших книг для фотографов. Она учит не бездумно «щелкать», а планировать, чувствовать, наполнять каждый снимок смыслом. Автор книги уверен: фотография – тяжелый труд, целая философия, которую нужно освоить для удачной работы. Наряду с освоением техники нужно прочитать и этот учебник.

6. Взгляд фотографа

В книге рассмотрено массу вопросов: как и почему фото признают произведениями искусства, как правильно оценивать стоимость снимков, как разбираться в стилях и направлениях современного фотоискусства. Подробное внимание уделено жанрам, творческим средствам и приемам, секретам фотографов. В качестве примеров приведено 200 общепризнанных фотошедевров.

7. Эмоциональная фотография

В книге приведено больше 230 фото с подробно проанализированными техническими и композиционными приемами. Дан обзор способов и инструментов, которыми пользуются лучшие мировые фотографы. Читатель сможет научиться видеть интересные объекты для съемки, выстраивать убедительную композицию, великолепно снимать даже на «мыльницу», качественно редактировать фото.

8. Живая цифра

Книга посвящена цвету в цифровой фотографии. Ее автор – фотограф-колорист, который в своей работе пользуется знаниями о цвете и возможностями современных компьютерных средств. Рассмотрены все аспекты работы с цветом: особенности восприятия глазом человека, связь композиции и цвета, правильная техническая цветокоррекция. Книга понравится не только фотографам, но и дизайнерам.

9. Дневник горячего башмака

Автор книги – всемирно известный фотограф из США. Его основной талант – умение работать со светом. Он знает, как описать его, какую форму придать ему, как контролировать освещение. Мастер может создать оптимальные световые условия, даже используя стандартную фотовспышку типа «Горячий башмак». В книге – много личных рассуждений и примеров, которые будут полезны всем фотографам.

10. Свадебная фотография

В книге раскрыты секреты создания великолепных свадебных снимков. Приведены примеры 350 фотографий с подробным техническим и композиционным разбором. Раскрыто много секретов и профессиональных «фишек».

11. Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов

Самый популярный современный автор пособий для фотографов в очередной книге раскрывает несколько техник работы с программой для обработки снимков. В частности, читатели научатся работать с портретами: разглаживать кожу, создавать роскошные губы, улучшать глаза, ресницы и брови, устранять дефекты кожи, ретушировать фото с сохранением естественности.

12. Модель. Проблемы позирования

Автор не ограничивает своих учеников и не набивает их головы запретами и догмами. Он лишь указывает на самые частые ошибки и учит смотреть на мир по-новому. Если фотограф откроет этот талант в себе – он сам избежит многих ошибок при работе с моделью и сможет работать в любом стиле.

13. Искусство цифровой пейзажной фотографии

С помощью этой книги можно научиться создавать пейзажные снимки, от которых захватывает дух. Автор учит работать с композицией, освещением, цветом, подробно описывает все современные методы пейзажной фотосъемки и приводит больше 300 примеров фото с подробным анализом. Бонус – самая полная коллекция профессиональных секретов от современных фотографов.

14. 101 секрет цифровой фотографии

Эта книга – находка для начинающего фотографа. В ней доступным языком предоставлены советы по экспозиции и композиции, даны определения основных терминов, рассказано, как правильно обращаться с техникой.

15. Цифровая фотография

Идеальная книга для тех, кто не любит длинные пространственные рассуждения. Автор дает конкретные и простые советы: какой объектив использовать, какое значение диафрагмы выбирать, как фокусировать изображение для каждого конкретного случая. Все это – без сложных терминов и свойственного многим авторам самолюбования. Прочитав такую книгу, вы сделаете очень большой шаг к профессионализму.

Сразу же хочу заметить, что данная статья не претендует на полное изложение основ фотографии. Это, скорее, начальное руководство по фотосъёмке, рассчитанное на увлеченных новичков, желающих освоить азы фотодела и научиться делать технически грамотные снимки, но при этом не знают, с чего им стоит начать.

Основной и наиболее существенной настройкой вашего фотоаппарата является экспозиция. В процессе изучения экспозиции, вы узнаете, как правильно пользоваться вашей камерой, и в итоге получать более качественные фотографии. Разобравшись с такими понятиями, как выдержка, диафрагма и светочувствительность ISO, уяснив для себя суть определения правильных экспопар, вы сможете отойти от полного автоматического режима и понять на что способна ваша камера в различных условиях.

Если же у вас есть время только на то, чтобы изучить один из аспектов фотографии, то, несомненно, вам стоит начать именно с экспозиции, а, вернее, со знакомства с тремя её параметрами: диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью ISO, которые по-разному влияют как на саму экспозицию, так и на другие свойства изображения.

Если рассматривать экспозицию в том порядке, в котором свет попадает на матрицу камеры, то первой на его пути находится диафрагма. Принцип работы диафрагмы очень похож на работу зрачка глаза, − чем сильнее он расширяется, тем больше света он пропускает внутрь. То есть, диафрагма контролирует количество света, проходящего через объектив, увеличивая или уменьшая диаметр отверстия. Кроме этого, значения диафрагмы влияют и на другие важные показатели, главным из которых является глубина резкости, но к её рассмотрению мы вернемся немного позже. Я считал экспозицию чем-то сложным и непонятным, но только до тех пор, пока не разобрался в шкале стандартных значений диафрагмы. Поэтому и вам советую первым делом изучить эту шкалу, понять зависимость значений диафрагмы от её диаметра, и постараться все это запомнить.

Шкала стандартных значений диафрагмы: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Выдержка

Следом за диафрагмой идет выдержка. Она определяет, на какой именно промежуток времени следует открыть затвор камеры, чтобы на матрицу попало нужное количество света. Значения выдержки находятся в прямой зависимости от того, что вы снимаете, и сколько света у вас имеется в наличии. Различные выдержки могут иметь различные применения. Так, для ночной съёмки со штатива устанавливают выдержку подлиннее, где-то около 30 секунд, а, например, при , как правило, применяют короткую выдержку, около 1/1000 секунды, что позволяет заморозить движение. Но, в качестве технического приёма и чтобы подчеркнуть в кадре динамику происходящего, устанавливают выдержку длиной в секунду, и тогда движущийся объект оставляет за собой смазанный шлейф.

Когда у меня появилась первая зеркальная камера, то своё знакомство с её настройками я начал именно с выдержки, ибо на тот момент мне очень хотелось иметь возможность заморозить движение в кадре и удалить из него любые потенциальные размытия. Хотя теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что все-таки следовало начинать с диафрагмы.

К сожалению, даже при правильных настройках выдержки и диафрагмы не всегда удается получить достаточно светлое и не размытое изображение. Это происходит по причине недостатка света. В подобных ситуациях вам может пригодиться такой параметр экспозиции, как увеличсение светочувствительности матрицы. Значение чувствительности (ISO) характеризует способность сенсора вашей камеры воспринимать световой поток. Так, при низких значениях ISO, ваша камера менее чувствительна к свету и наоборот, чем выше светочувствительность матрицы, тем она более чувствительна, следовательно, для получения хорошего снимка ей необходимо меньше света. Как правило, значения ISO повышают в условиях плохой освещённости или при желании запечатлеть что-то уникальное. Но будьте осторожны, при повышении значений ISO увеличиваются шумы матрицы или зернистость плёнки.


Экспозамер

Далеко не каждому новичку по силам даже не в сложной ситуации выставить правильную экспозицию. Поэтому я советую, в самом начале обучения активно пользоваться автоматической системой замера экспозиции. Экспозамер оценивает степень освещённости предмета в кадре и сам подбирает нужную диафрагму и выдержку. Вам же остается только посмотреть на дисплей и узнать, какой диафрагме будет соответствовать нужная выдержка.

Существует 3 вида замера экспозиции: точечный, матричный и центрально-взвешенный. В простых ситуациях, когда нет резких перепадов яркости, все три замера выдадут приблизительно одинаковые показания. Но при более сложных условиях съёмки, их результаты могут быть совершенно разными. Мой вам совет: побольше практикуйтесь, экспериментируя с экспозамером, запоминайте, делайте выводы и вскоре вы сможете понять и почувствовать в работе связь между этими параметрами, и настройка правильной экспозиции уже не будет для вас сложной задачей.


Глубина резкости

При съёмке в условиях низкой освещённости, всегда приходится увеличивать размер диафрагмы, чтобы в объектив попало достаточное количество света. Но широко открытая диафрагма имеет один довольно внушительный побочный эффект — малую глубину резкости. И, хотя, размытый задний фон, получаемый при малой глубине резкости, позволяет выделить основной объект съёмки и может быть использован весьма творчески, он не всегда является желанным в кадре. Есть много ситуаций, например, макросъемка, съёмка пейзажа или , когда нужно, чтобы все было в фокусе, а для этого требуется более узкая диафрагма.


Баланс белого

Баланс белого задаст основной оттенок всей фотографии, и именно от его настроек зависит, какие тона будут преобладать на вашем снимке — тёплые или холодные. Так как в большинстве случаев автоматическая настройка фотокамеры не эффективна, в основном применяют ручную настройку баланса белого. Особенно это касается тех ситуаций, когда съёмка ведется с несколькими источниками освещения, которые имеют разную цветовую температуру. Поэтому, чтобы избежать будущих разочарований и гарантированно получать снимки с реальной цветопередачей, рекомендую, как можно раньше научиться самому настраивать правильный баланс белого.


Фокусное расстояние определяет угол зрения объектива, а также степень уменьшения или увеличения предмета в конкретной точке съёмки. Уменьшая фокусное расстояние, мы удаляем изображение и при этом увеличиваем перспективу, расширяя границы кадра. И, наоборот, при увеличении фокусного расстояния, мы приближаем объект съёмки, не меняя своего месторасположения. В зависимости от фокусного расстояния, объективы делятся на широкоугольные (10-20 мм), стандартные (18-70 мм) и телеобъективы (70-300 мм), и каждый из них имеет своё типовое применение. Так, широкоугольные объективы, как правило, применяют при ландшафтной и архитектурной съёмке, стандартные – при документальной и уличной, а телеобъективы – при съёмке спортивных событий, птиц и дикой природы.


Кроп-фактор

Сенсор цифровых камер захватывает меньшую часть проецируемого изображения, чем традиционный плёночный кадр форматом 35 мм, в результате чего, имея более узкий угол обзора объектива, мы получаем неполное и слегка обрезанное по краям изображение. Другими словами, кроп-фактор показывает разницу между размером вашей матрицы и кадра 35 мм. Этот показатель очень важен и в основном используется для того, чтобы определить фокусное расстояние объектива при его установке на разные фотокамеры. Кроп-фактор относится к тем понятиям в фотографии, разобраться в которых просто необходимо. Поняв, что такое кроп-фактор, вы сможете делать более осознанный выбор при покупке объективов и дальнейшем их использовании.


«Полтинник»

Для тех, кто не знает, что такое «полтинник», отмечу, что так называют стандартный объектив, который имеет фокусное расстояние 50 мм. Угол его зрения фактически такой же, как и у человеческого глаза, поэтому снимки, сделанные с помощью такого объектива, выглядят наиболее естественно, даже без каких-либо перспективных изменений. Всем новичкам, желающим осваивать фотодело, я бы посоветовал начать именно с «полтинника», так как он, во-первых, прост в обращении, а во-вторых, имеет достаточно высокое качество при сравнительно невысокой цене.


Я не говорю, что все без исключения хорошие фотографии включают в себя композиционные правила. Это может звучать глупо, но на самом деле эти правила являются только гидами, следовать которым совсем не обязательно, но чем больше вы знаете о них, тем лучшее представление вы будете иметь о фотографии, тем грамотнее вы сможете нарушать все эти правила.

Это, вероятно, самое первое композиционное правило, с которым сталкивается любой фотограф, и для этого есть веская причина – оно достаточно простое, и оно безотказно работает. Правило заключается в том, что, разделив кадр по вертикали и по горизонтали на три равные части, вы с лёгкостью найдете точки пересечения этих условных линий, которые и будут являться самыми эффектными зонами, где и следует располагать основной объект съёмки.


Визуальный вес

Визуальный вес - это достаточно мощный инструмент в построении композиции, он позволяет создать в кадре визуальную симметрию, гармонию и баланс. Предполагается, что каждый предмет в кадре имеет определённый вес по отношению ко всем остальным. Часто визуальный вес очевиден, например, между маленькими и большими предметами, ведь нам всегда кажется, что чем больше предмет, тем он тяжелее. Если же размеры одинаковые на вес может влиять цвет предмета. Правильно используя вес, вы можете более эффективно привлечь внимание зрителя к тому или иному предмету на снимке.


Принцип равновесия

Принцип равновесия заключается в том, что объекты, которые расположены в разных частях кадра, должны быть сбалансированы, то есть соответствовать друг другу по размеру и цвету. Равновесие имеет большое влияние на то, что мы ощущаем, глядя на фотографию. Так, несбалансированное фото вызывает у нас чувство некоторого дискомфорта, поэтому в кадре должно быть всё уравновешено. На самом деле, не имеет значения, снимаете ли вы симметричные или несимметричные фото, главное, вы должны понимать, почему вы выбрали тот или иной вариант, и есть ли причины, чтобы оправдать этот выбор. И опять же, это одна из тех ситуаций, когда чем больше вы знаете об этом, тем легче вам будет достичь желаемого эффекта.

Надеюсь вам пригодились мои советы с основами фотографии для начинающих и теперь вы знаете с чего начать свой путь к фотографии. Спасибо за чтение.

Для начала добавим архив с книгамив формате PDF. Эти книги охватывают такие важные для фотографа темы, как студийное освещение, авторские права, выбор программ для обработки (Lightroom против Photoshop), съемку в ручном режиме и многое другое. Качайте, выбирайте интересующие книги и пополняйте копилку знаний.

Если не хотите скачивать всё, и вас интересуют книги только по конкретной тематике, например, по уличной фотографии или по освещению, можете выбрать книгу из списка ниже. Многие из них есть в архиве.

23 бесплатные книги по фотографии:

  1. Ultimate Field Guide to Photography от National Geographic . Эта книга может стать серьёзной помощью для новичков, поскольку охватывает основы фотографии - от настроек камеры до композиции и перспективы. Более опытным фотографам она поможет освежить забытые знания.
  2. Going Candid, Thomas Leuthard . Томас Лойтхард, уличный фотограф, рассказывает о своём многолетнем опыте и подходе к уличной фотографии. Книга подойдёт всем, кто заинтересовался жанром уличной фотографии.
  3. Essays on Inspiration, Vision and Creativity in Photography, Scott Bourne В этой книге собраны эссе от фотографа Скотта Борна, его советы и мнения о видении и творческом подходе в фотоискусстве.
  4. Insights from Beyond the Lens, Robert Rodriguez Jr . В этой книге рассказывается о ландшафтной фотографии. Начиная с того, какой фотоаппарат лучше подходит для этого вида фотоискусства и заканчивая советами, как использовать имеющийся свет, чтобы создать потрясающие ландшафтные фото. Роберт Родригес приводит и несколько примеров из своего опыта, вдохновляя начинающих фотографов.
  5. Good Photos in Bad Light, Darwin Wiggett . Как часто бывало, что плохое освещение портило отличные фотографии? После прочтения этой книги такого больше не случится. Дарвин Виггетт рассказывает о способах сделать отличные фото даже при плохом уличном освещении.
  6. Set Up Your Own Photoblog, Nancy Messiah . Чтобы создать свой фотоблог, нужно многое знать - от выбора хостинга до способов привлечь читателей. В своей книге Нэнси Мессия подробно раскрывает все вопросы по созданию фотоблога: что необходимо знать, что сделать и о чём помнить.
  7. Street Photography, Alex Coghe . Уличный фотограф Алекс Ког создал действительно всеобъемлющий гид по уличной фотографии. В этой книге вы найдёте описание самого подхода к уличной фотографии и способов улучшить своё искусство, а также советы из практики самого Алекса.
  8. A Photographer’s E-Guide to Making Sharp Photographs, Scott Bourne . Конечно, чёткость - это далеко не всё, что требуется от фотографии, чтобы считаться профессиональной и уж тем более гениальной. Однако чёткие фото могут произвести более сильное впечатление, чем размытые снимки. Скот Борн рассказывает, как избежать эффекта размытости и сделать фотографии более чёткими.
  9. Urban Exploration Photography, Neil Ta . В книге рассказывается о жанре фотографии индастриал и приёмах из личного опыта фотографа Нила Та, увлечённого этим жанром. Читайте, берите фотоаппарат и экспериментируйте с заброшками своего города.
  10. Collecting Souls, Thomas Leuthard . Уличный фотограф Томас Лейтхард рассказывает о разных аспектах уличной фотографии и о том, как он сам познавал этот жанр. В этой книге вы найдёте множество удивительных идей, богатую пищу для размышления и возможность улучшить свои навыки уличной фотографии.
  11. Bicycle Touring Photography, Paul Jeurissen . В этой книге сочетается путешествие на велосипеде и фотоискусство. Автор, Пол Жерисон, отправился с женой в тур на велосипедах, попутно делая фотографии, так что в этой книге вы увидите и то и другое - велопутешествие и уроки по композиции и разным техникам фотографии.
  12. Introduction to External Flash Photography . Это очень краткий гид по использованию вспышки. Всего на девяти страницах раскрываются все важные моменты - от использования вспышки в помещении до отраженной вспышки. Лёгким и простым языком объясняется, как пользоваться вспышкой на улице и как добиться лучших результатов.
  13. How to Take Stunning Food Photos . В этой книге рассказывается о том, как снимать потрясающие фотографии еды, подбирать правильное освещение и композицию. Здесь говорится о том, что для классных фото еды нужно учитывать всего два фактора - продуманную композицию и выверенную экспозицию.
  14. Explore Flickr, Thomas Leuthard . Flickr Explore - это палка о двух концах. С одной стороны, с его помощью ваши фотографии получают множество просмотров и комментариев, с другой - постепенно вы становитесь зависимы от него. Уличный фотограф Томас Лейтхард, достаточно знаменитый на Flickr Explore, даёт несколько советов, как увидеть свои фото на этих страницах.
  15. Lighting 101, Strobist . Здесь вы найдёте много информации об освещении: искусственное освещение, смешение искусственного и натурального света, оборудование, шаблоны освещения и многое другое.
  16. Nine Motivational Essays on Photography, Scott Bourne . Все фотографы периодически теряют мотивацию и не знают, откуда взять вдохновение. Девять мотивирующих эссе фотографа Скотта Борна помогут пережить творческий кризис и подскажут, как вернуть вдохновение.
  17. The Shy Photographer’s Guide to Confidence, Lauren Lim . Есть ситуации, в которых фотограф чувствует себя неловко, делая снимки. Лаурен Лим рассказывает, как преодолеть стеснение и всегда чувствовать себя уверенно во время работы, на встречах или в путешествиях.
  18. . Если вы хотите открыть свой фотобизнес, но не представляете, с чего начать, эта книга для вас. Профессионалы рассказывают о разных аспектах бизнеса в сфере фотографии, а также о том, как лучше распределять свои финансы. Всё написано простым и доступным языком.
  19. Street Faces – The Art of Candid Street Portraiture, Thomas Leuthard . Уличный фотограф Томас Лейтхард предпочитает фотографировать незнакомых людей на улице с очень близкой дистанции. При этом он не спрашивает разрешения, чтобы фото получались натуральными и откровенными. В этой книге фотограф рассказывает о своём опыте использования такого подхода и о том, как вы можете сделать это самостоятельно.
  20. Photojournalism, Technology and Ethics, Scott Baradell . Эта книга об этике в фотожурналистике и о том, как цифровые технологии меняют реальность. В ней приводится несколько правил-аксиом, которые могут использоваться молодыми фотожурналистами в своей работе, а также подборка известных фотофальсификаций прошлого и постановочных фотографий.
  21. 31 Days to Overcome Your Fear of Shooting Street Photography, Eric Kim . Фотограф Эрик Ким создал гид по уличной фотографии из 31 дня обучения. Каждый день он предлагает вам новый урок по этому направлению фотоискусства, так что через месяц вы значительно улучшите свои навыки.
  22. . Если вам кажется, что главное - сделать крутое фото, а продать его будет просто, вы сильно ошибаетесь. В этой книге вы узнаете, с какими проблемами сталкивается фотограф, который хочет зарабатывать на своём творчестве, с чего стоит начать, что нужно и не нужно делать во время продажи своих работ.
  23. Lightroom 5 Quick Start Guide . Это полное руководство для тех, кто хочет работать с Lightroom 5, начиная от установки и импорта фото и заканчивая приёмами редактирования и полным описанием возможностей.

Вот и всё. Надеюсь, эти книги помогут вам прокачать свои навыки фотографии в разных жанрах, основать свой фото блог или успешно продавать работы.

Если вы знаете какие-нибудь полезные бесплатные книги для фотографов, просьба упомянуть их в комментариях.