Сергей филиппов годы жизни. Юрий Филиппов. Отец. Долгое возвращение Очень хороший текст сына Юрия - о прекрасном актёре Сергее Филиппове. — Я от вашего сына. Он просит узнать

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» - эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом , забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.


Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.


Сергей Филиппов в спектакле "Страшный суд", 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».


В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.


В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.


Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.


Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.


Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 - «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Разные судьбы»
  • 1957 - «Девушка без адреса»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1965 - «Иностранка»
  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 - «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 - «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 - «Спортлото-82»
  • 1985 - «Опасно для жизни!»
  • 1987 - «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 - «Собачье сердце»

"Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать" - рассказала старейшая сотрудница "Ленфильма" Любовь Тищенко в интервью МК.

C первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.



"Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально "поехала" крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: "Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты" - вспоминает она.

С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой.

"Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. "Хочешь, читай, а мне неинтересно", - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых".

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

"Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку" - поведала Тищенко.

"Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, - говорит Любовь Тищенко. - У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку".

Лучшие дня

"Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек" - вспоминает сотрудница "Ленфильма".

Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни.

"Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма "Двенадцать стульев" он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк" - говорит она.

Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по "Ленфильму", зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

"Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды", - вспоминает сотрудница "Ленфильма". - Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе".

По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее в чем мать родила.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

"Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большие" досталась Юрию Никулину".

Сын актера стал художником. Юрий Филиппов закончил высшее Художественно-промышленное училище им. Мухиной, работал в Европе, Азии и Америке. Помимо живописи занимался дизайном, сейчас увлечен карикатурой. О своем знаменитом отце Юрий Сергеевич написал книгу “Есть ли жизнь на Марсе”. Она вышла в свет в 2009 году. Сейчас готовит к изданию книгу афоризмов Сергея Филиппова со своими иллюстрациями.

Юрий Сергеевич, детские воспоминания всегда самые яркие. Что вспоминается из общения с отцом?

До развода родителей я с трудом что-то припоминаю. Был тогда очень маленьким. А после того как мама с папой расстались, отец приезжал за мной на такси и увозил в разные интересные места. Часто ездили с ним на охоту.

Он был охотник?

Он думал, что он охотник. У меня сохранилось его ружье. Но это даже не ружье, а гибрид из кларнета вместо ствола и приклада. Но тогда считалось, что мы страшно охотимся. Хотя ни одно животное от нашей охоты не пострадало. Отец шутил, что когда он едет на охоту, для экономии места спиртное наливает в шины автомобиля. Я же воспринимал это всерьез и никак не мог понять, как же они с друзьями после того как выпьют содержимое на спущенных шинах домой добираются.

В биографиях Сергея Николаевича, которые опубликованы, очень много нестыковок...

Да, это потому что он никогда о себе ничего не рассказывал. Именно это послужило поводом начать большую работу и написать книгу об отце.

Вы очень переживали развод родителей?

Конечно. Но моя мама была такой человек, она думала, что муж должен прийти домой вечером и прибивать гвоздики, налаживать дом. Ну а какое налаживание дома у актера вечером? Тем более настолько известного и популярного… Но даже когда они разошлись, я видел, что они друг друга любили. У Сергея Николаевича с его новой женой писательницей Антониной Голубевой были непростые отношения.


Он часто ей во время ссор говорил: “У меня есть красавица жена и талантливый сын, а ты - полицейский”. Голубева была старше его на 15 лет и ревновала безумно. Часто отец уходил из дома чистый, в отглаженном костюме, а возвращался весь ободранный. Думаю, что это было из-за чувства противоречия, некого протеста.

Многие его коллеги вспоминали, что Сергей Николаевич приходил в свою вторую семью часто пьяный, Но Голубева именно это использовала для давления на него. Наутро она ему всегда говорила: “Сережа, ты вчера такое нес! Тебя за это посадят. Только я могу тебя спасти”. Как человек своего времени он, конечно, боялся, что пьяным наболтал лишнего, что его могут посадить. Он был далеко не волевым человеком и Голубева умело этим пользовалась.

Когда Вы учились в школе, Ваш отец уже был очень известным актером. Одноклассники завидовали?

А у нас в классе было три Филипповых (смеется). Меня учителя не выделяли. Но слава отца на меня периодически переходила, и переходит до сих пор. Вот недавно захожу в ресторанчик, как сказал бы папа “выпить рюмку супа”. И сидят там два уважаемых почтенных человека, один другому говорит: “Изя, ты знаешь, кто это к нам пришел?” “Конечно, Юра Филиппов, известный художник, сын Смоктуновского”. А второй поднимается из-за столика и добавляет: “Нет, Никулина!” В общем, что тут скажешь, бедная моя мама! Конечно, это смешно.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Ваши встречи с отцом были частыми?

Да частыми. Мы с ним играли на гитаре (у меня гитара отца сохранилась, она 1906 года), я очень много ходил в театр, а в театре Николай Павлович Акимов меня немного учил чему мог. С его помощью я научился работать изоиероглифом. У Акимова ведь все плакаты сделаны изоиероглифом. Но он как-то не в восторге был от моего творчества. С отцом мы вместе занимались фотографией, это было его хобби, много снимал маму.

А потом я уехал в Америку. Захотелось попробовать себя. Я тогда работал в худфонде и был на очень хорошем счету. Делал музей города, музей Ушакова, музей Пушкина - разрабатывал дизайн. Как-то пришел в худфонд, а мне его председатель говорит о моих работах: “Юра, надо быть скромнее, ты еще не в Чикаго”. Надо же ведь такую глупость залепить! А я ему сразу ответил: “Что совет даете? Спасибо. Учту”. И вот я тогда подумал, что в Америке я развернусь. И поехал. Сказано - сделано!

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Сергей Николаевич не мог Вам простить этого?

Я думаю, что он просто боялся. Его жена внушала ему, что из-за эмиграции сына могут быть серьезные неприятности и лучше прекратить общение. А я писал отцу, но он так был напуган, что мои письма даже не распечатывал, правда хранил их в тумбочке рядом с кроватью. В этих письмах я посылал свои рассказы, которые по моей идее он должен был читать со сцены.

Когда он умер, мне об этом даже не сообщили. Квартира после его смерти долгое время стояла открытая. И “добрые люди” все оттуда вынесли. Сначала все, что можно вынесли родственники Голубевой. Они считают себя наследниками Филиппова, даже в каком-то документальном фильме появился “правнук” Филиппова. Потом, вдруг объявился еще и племянник. И никого не смутило, что у Филиппова есть только один сын, а детей у меня нет. А потом уже кто-то из актерской братии уносил вещи из квартиры. Брали на память - кто-то книгу, кто-то фото. Многие потом говорили, что хотели бы отдать эти вещи. Но мне то, что взято людьми на память не нужно. О смерти отца мне сообщили только через два года. Мы и могилу его с трудом нашли.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А Вы знаете, как он жил в последние свои годы?

После смерти Голубевой он остался совсем один. Ему очень помогала актриса Любовь Тищенко. О ней можно сказать - это сама доброта. С ним до последнего жил его сокурсник по хореографическому отделению эстрадно-циркового техникума. Эти два старика и жили вместе в последние годы. Любовь Тищенко не раз отцу говорила: “Прочитайте письма, все-таки сын писал”. А он ей: “Если хочешь, сама читай!”

Умер он дома?

Никто не знает точно. Кто-то говорит, что его увезли в больницу, кто-то, что он умер дома и чуть ли не неделю полежал, пока его не нашли. Он был очень больной человек. Треть желудка была вырезана, но, говорят, что умер от рака легких.

У Сергея Николаевича еще была сложная операция по удалению опухоли на головном мозге?

Эту операцию ему делали в 1971 году. И он после этого прожил еще 25 лет. Опухоль была не злокачественная. Он потом даже шутил: “Хочешь потрогать мой мозг?” Поскольку там спилили часть кости и прикрыли все только кожей, у него на голове пульсировал небольшой кусочек. Рязанов хотел его снимать в “Необычайных приключениях итальянцев в России”, но побоялся взять, потому что отец был очень слаб после операции. Эту роль прекрасно сыграл Евстигнеев.

Почему, уезжая, Вы не смогли попрощаться с отцом?

У Голубевой попрощаешься! Актеры ее называли “полицейский в юбке”, а Филиппова “мальчик из Уржума” по названию ее книжки. У меня с ней отношения не сложились сразу же. Я был мальчик не то чтобы ехидный, но несогласный. Вот прихожу я как-то к ним, а она ведет себя как воспитательница: “Мальчик, ты любишь стихи?” А мне больше из рогатки, конечно, стрелять нравилось... “Какие ты стихи выучил?” И не отстает просто. А у нас дома была книга Архангельского “Пародии”. И вот я начал читать: “Не девушка - малина, шедевр на полотне, Маруся-Магдалина раздетая вполне..”. Она в шоке: “Какая гадость! Хулиган!” А я продолжаю: “У Васи, о боже, на розовой на коже вскочил преогромный волдырь..”. Мне тогда очень нравилось про волдырь почему-то. “Это плохое стихотворение!” И подарила мне свою книгу “Мальчик из Уржума”. Я, конечно, эту книгу тут же выбросил.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А отец как на все это реагировал?

Ему уже все это безумно надоело. Она ведь как с ним познакомилась. Поскольку после развода мама его попросила покинуть дом, Акимов снимал ему комнату в “Астории” и он ходил обедать в ресторан (отец очень любил застолье). Когда он обедал в “Астории”, всех приглашал за свой столик. Проходит мимо громадного роста военный, морской адмирал: “Здравствуйте, Сергей Николаевич!” А он отвечает: “Здорово, старик!” Тот возмущен: “Я не старик! Я - адмирал Засосов, известный военный врач”. - “Да? Ну, так подгребай, вместе и засосем!” И вот это “подгребай” потом просто стало расхожим выражением. И фраза “Нет некрасивых женщин, есть мало водки” принадлежит тоже Филиппову.

И вот как-то там очередной раз с приятелями выпили и случилась пьяная драка. Сергей Николаевич был резкий человек и кому-то что-то ответил, а тот бросился на него с вилкой и поранил ему руку. Тут же крики начались: “Артиста убивают!” Явилась милиция. Всех забрали, кроме Филиппова. Все-таки кумир! А Голубева сидела рядом за столиком, она тут же бросилась перевязывать ему раненую руку, а потом увела его к себе, поскольку жила недалеко. А наутро он просыпается у нее.

Женщины любили Вашего отца?

Очень. Просто отбоя не было. Я до сих пор удивляюсь, как много у него было поклонниц. Это и послужило причиной развода с моей мамой.

Почему бюст с могилы Филиппова сейчас хранится у Вас дома?

Бюст, который стоял на могиле Сергея Николаевича не был сделан именно как памятник на могилу. Он был подарен ему неизвестным автором и стоял долгое время у него в шкафу. Мы долго искали этого художника, но безуспешно. В бюсте 36 кг бронзы. Его пытались унести с могилы. Поэтому пришлось поставить там копию, а этот дар неизвестного художника сохранить.

Каков Сергей Филиппов как человек глазами сына?

Очень добрый, но замкнутый. Причем замкнутым он стал именно во втором браке. У него были такие красавицы поклонницы. Но его сломило то, что его постоянно Голубева шантажировала, а он очень боялся. Гомиашвили рассказывал, что во время съемок “12 стульев” (она же ездила с ним везде, шагу ему не давала ступить одному) на теплоходе Сергей Николаевич как выпьет, так и начинал ее гонять. Причем в выражениях не стеснялся. Пока его полностью не подавила новая жена, он был другим.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Почему одна из Ваших выставок, посвященных Сергею Филиппову называлась “По стопкам моего отца”?

Просто он мне часто повторял: “Сынок, иди по стопкам отца. Методом пробок и ошибок”. Вот я и иду.

До того как стать актёром, Филиппов в своём родном Саратове кем только ни трудился: был и столяром, и пекарем на хлебном заводе, и дворником, и садовником. Но мечта у него была одна: сцена. Правда, не драматического театра, а балетного. Сергей Филиппов окончил в Ленинграде балетное отделение эстрадно-циркового училища, педагоги ему прочили прекрасное будущее в классическом танце: благо были физические данные и рост для исполнения главных балетных героев и принцев. Но врачи сразу по окончании училища поставили ему диагноз: опухоль головного мозга. Оперировать не предлагали, но запретили серьёзные физические нагрузки строго-настрого. Так разбилась первая мечта Филиппова.

Кадр из фильма «Старый знакомый», 1969 г. Фото: РИА Новости

Несостоявшаяся звезда балета отправилась в Ленинградский театр комедии к режиссёру Акимову. Быстро выяснилось, что у Филиппова ярчайший талант комика. Позже актёр, сыграв в десятках фильмов, с горечью скажет, что режиссёры его не видят в качестве «основного блюда», а только используют его талант как «острую приправу к пресному». Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова , Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. Стоило ему появиться на публике, как сразу все вокруг начинали цитировать его героя: «Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки». По воспоминаниям коллег, актёр просто трясся от негодования. Ведь мечтал он о серьёзной драматической роли. Ему хотелось сыграть в драме, трагедии, а предлагали сплошные комедии. И ладно бы он играл в них главных персонажей, так нет же, доставались ему одни эпизоды: «Иван Васильевич меняет профессию», «Укротительница тигров» и др. Когда Сергей Николаевич узнал, что роль в картине «Когда деревья были большими» досталась не ему, а Юрию Никулину , он заплакал. Чтобы как-то снять напряжение, артист начал выпивать… Потом всё больше и больше.

Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. 1956 г. Кадр из фильма

Смог победить рак

Главный персонаж в картине у него был один: Киса Воробьянинов в «12 стульях» Леонида Гайдая . Но участие в этом фильме едва не стоило актёру жизни. Перед самым началом съёмок у Филиппова начались страшные головные боли. К тому времени у него уже диагностировали рак мозга. Режиссёр принял решение заменить актёра на Ростислава Плятта. Но Филиппов позвонил Леониду Гайдаю и заявил: Ипполита Матвеевича будет играть он, чего бы это ему ни стоило. Режиссёр попал в сложную ситуацию: с одной стороны, ему не хотелось обидеть Филиппова, с другой стороны, серьёзная болезнь исполнителя могла поставить съёмки под угрозу. Но, когда о страстном желании Сергея Филиппова сыграть Кису Воробьянинова узнал Плятт, Ростислав Янович позвонил Гайдаю и отказался от этой роли. По окончании съёмок Филиппову стало хуже, его срочно положили в больницу. Но, к счастью, лечение прошло успешно, артист прожил больше 20 лет. Вот только темя у него так и не заросло после операции, лишь тонкая кожа вместо кости наросла в этом месте. Но актёр даже умудрялся шутить на эту тему. Например, министр культуры Фурцева назвала его однажды дураком. После этого Филиппов всегда говорил коллегам, что зря, мол, Фурцева, его дураком считает, у него ведь всего лишь часть мозга вырезали.

Участие в фильме «12 стульев» едва не стоило актёру жизни. 1971 год. Кадр из фильма

Личная жизнь у актёра была тоже непростая. Он очень любил свою первую жену, артистку балета Алевтину Горинович , в браке родился сын Юрий. Но балерина приняла решение эмигрировать в США и поставила Филиппова перед выбором: хочешь быть вместе со мной, поезжай тоже в Америку. Для Филиппова же такой вариант сохранения семьи был неприемлем: измена родине была страшнее одиночества и потери сына.

Потом Филиппов женился повторно: нашлась женщина, которая стала его ангелом-хранителем. Живя с ней, Филиппов бросил пить. Это была Антонина Голубева, специалист по русскому фольклору, автор книг для детей и юношества о жизни революционера Сергея Кирова , статей о русской эмиграции.

Сергей Филиппов. Фото: www.globallookpress.com

Коллеги, которые заходили в гости к Филиппову, вспоминали, что человеком Антонина Георгиевна была прекрасным и очень добрым. Жили они дружно и весело, актёр жену звал Барабулькой. А вот хозяйкой Голубева была совершенно безалаберной. В доме всегда было не прибрано, а часто ещё и нечего есть. Так, одна из актрис вспоминает, что однажды увидала на Сергее Николаевиче… свитер в дырочку. Жена ножницами вырезала те места, которые побила моль. А ещё Голубева безумно ревновала Филиппова: она была на 13 лет его старше. Когда жены не стало, Сергей Филиппов не справился с ударом судьбы. Через год не стало и его. Похоронили его в Ленинграде, на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой, его ангелом-хранителем Барабулькой.

Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1974).

Родился в простой рабочей семье.Отец его был слесарем, а мать портнихой. В школе Сергей Филиппов учился неважно, и в старших классах даже прослыл хулиганом. Один из его любимых предметов (таких было всего два - литература и химия) и подвёл его: как-то в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Сергея Филиппова исключили из школы.
После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.
Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.
Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.
В 1935-1965 годах - артист ленинградского Театра Комедии.
С 1965 года - актёр киностудии "Ленфильм".

Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от рака лёгких в Ленинграде. Похоронен актёр на Северном кладбище.

В 2009 году вышла книга сына актёра - Юрия Сергеевича Филиппова - "Сергей филиппов. Есть ли жизнь на Марсе".

Сергею Филлипову посвящены документальные фильмы из цикла «Мой серебряный шар», «Как уходили кумиры», «Чтобы помнили» и др.

театральные работы

В спектаклях Ленинградского театра Комедии:
* "Простая девушка" 1938 год, В.В. Шкваркин, реж. Эраст Гарин, роль управдома Макарова.
* "Страшный суд" 1939 год, В.В. Шкваркин, реж. Николай Акимов и Павел Суханов, роль члена месткома Родионова.
* "Лев Гурыч Синичкин" 1946 год, Д.Т. Ленский, реж. и худ. Николай Акимов, роль содержателя театра Пустославцева.
* "На всякого мудреца довольно простоты", А.Н. Островский, 1946 год, реж. Борис Зон, роль Крутицкого.
* "Ревизор" Н.В. Гоголь, 1958 год, реж. Николай Акимов, роль Осипа.
* "Что скажут завтра", 1958 год, Д.Н. Аль и Л.Л. Раков, реж. Павел Суханов, роль Брускова.