Сергей юльевич витте биография. Сергей Юлиевич Витте. Биографическая справка. Основание ТТИ и визит в Томск

ВИТТЕ Сергей Юльевич , граф (1905), российский государственный деятель, почётный член Петербургской Академии Наук (1893), действительный тайный советник (1899). Дворянин. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе (1870) со степенью кандидат математики. Отказавшись от преподавательской карьеры, в 1870 году поступил служить на казённую Одесскую железную дорогу (с 1877 начало эксплуатации дороги), которая в 1878 году вошла в акционерное общество Юго-Западных железных дорог (с 1886 Витте - его управляющий). Заслужил высочайшую благодарность за то, что способствовал организации быстрой переброски войск и грузов на театр военных действий во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Выступил инициатором научной разработки железнодорожных тарифов, книга Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) сделала его авторитетом в этой сфере. Участвовал в работе Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России, один из главных составителей Общего устава российских железных дорог (принят в 1885). По инициативе министра финансов И. А. Вышнеградского (покровительствовал Витте) в 1889 году назначен директором Департамента железнодорожных дел и председателем Тарифного комитета Министерства финансов.

На формирование политических взглядов Витте ещё в юности оказал влияние дядя - славянофильский публицист Р. А. Фадеев. Общественная позиция Витте достаточно долго характеризовалась ярко выраженным консерватизмом. После убийства императора Александра II членами организации «Народная воля» Витте выступил одним из инициаторов создания «Священной дружины» (1881) - монархической конспиративной организации, которая в борьбе с революционерами должна была взять на вооружение их же террористические методы (сам Витте активного участия в её деятельности не принимал). Витте подчёркивал, что, «не будь неограниченного самодержавия, не было бы Российской великой империи». В записке императору Николаю II, поданной в связи с проектом введения земств в западных губерниях (1899), Витте доказывал, что земство может привести к конституции, которая в России «при её разноязычности и разноплемённости... неприменима без разложения государственного режима». Экономические взгляды Витте эволюционировали от славянофильских представлений об особом пути России до признания в конце 1880-х годов неизбежности капиталистического развития страны по примеру промышленного Запада. Витте стал последователем немецкого экономиста Ф. Листа, чью теорию он пропагандировал в книге «Национальная экономия и Фридрих Лист» (1889); считал, что для успешного развития народного хозяйства необходимо учитывать национальные особенности, а преимущество России видел тогда в сильной самодержавной власти, способной проводить коренные преобразования в интересах всего населения.

С февраля 1892 года Витте - управляющий Министерством путей сообщения. Министр финансов . Усиливая позиции Министерства финансов, Витте привлёк к работе в нём крупных специалистов и предпринимателей - П. Л. Барка, В. Н. Коковцова, Д. И. Менделеева, А. И. Путилова, И. П. Шипова. На посту министра Витте пользовался полной поддержкой Александра III и Николая II в первые годы его царствования. Первоочередной задачей считал развитие отечественной промышленности. Проводя политику протекционизма, предоставлял выгодные казённые заказы и льготы отдельным предприятиям и целым отраслям (химической, машиностроительной, металлургической и др.). Особое внимание уделял привлечению в промышленность иностранных капиталов (называл их «лекарством против бедности»). Участвовал в разработке таможенного тарифа 1891 года, который носил запретительный характер для ввоза иностранных товаров и вызвал таможенную войну с Германией. Добился для Министерства финансов права по согласованию с МИДом увеличивать ставки таможенных тарифов для стран, препятствовавших экспорту российских товаров (1893). Заключил в 1894 году компромиссный русско-германский торговый договор и аналогичные двусторонние соглашения с Австро-Венгрией и Францией. Для увеличения числа специалистов в народном хозяйстве по ходатайству Витте открыты Киевский, Варшавский (оба в 1898) и Санкт-Петербургский (1902) политехнический институты (первоначально находились в ведении Министерства финансов, которое в 1892-1902 открыло ещё 188 различных учебных заведений, главным образом коммерческих училищ). Используя находившиеся под государственным контролем Учётно-ссудный банк Персии и Русско-Китайский банк (созданы по инициативе Витте соответственно в 1894 и 1895), Витте стремился обеспечить российским товарам выход на азиатские рынки. Совместно с министром иностранных дел В. Н. Ламздорфом выступал за постепенное установление экономического контроля над Маньчжурией, в связи с этим вступил в конфронтацию с группой влиятельных придворных и государственных деятелей, настаивавшей на политической экспансии в северо-восточном Китае и Корее (А. М. Безобразов, В. К. Плеве и др.).

Одним из главных направлений деятельности Витте было развитие железных дорог (став министром финансов, Витте сохранил влияние на Министерство путей сообщения), которые Витте рассматривал как кровеносную систему народного хозяйства. Он продолжил политику расширения государственного сектора (за время пребывания Витте на посту министра финансов казной было выкуплено свыше 15 тысяч км железнодорожных путей, построено около 27 тысяч км). Витте считал «задачей первостепенного значения» строительство Транссибирской магистрали (её называли разорительной для казны его предшественники Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский). Он указывал на большое значение такой дороги для освоения Сибири и рассчитывал с её помощью направить мировую транзитную торговлю вместо Суэцкого канала через Россию. Несмотря на значительное превышение первоначальной сметы, Витте обеспечил финансирование этого грандиозного строительства и его завершение в сжатые сроки. В 1896 году, подкупив китайского государственного деятеля Ли Хунчжана, Витте добился предоставления Российской империи выгодной концессии на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), прошедшей через северо-восточный Китай.

Добиваясь своих целей и полемизируя с противниками, Витте использовал различные средства, в том числе финансирование отдельных журналистов или органов печати (позицию Витте отстаивали газеты «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и др., а также ряд зарубежных периодических изданий).

Задачам промышленного развития и железнодорожного строительства была подчинена и политика Витте, направленная на реформирование финансовой системы, характеризовавшейся к началу 1890-х годов избытком денежной массы, неустойчивостью кредитного рубля и его слабой конвертируемостью. Под руководством Витте Министерство финансов в 1895-97 годах осуществило введение золотого монометаллизма, завершившего одну из важнейших денежных реформ в истории России (её подготовка начата предшественниками Витте). Витте увеличил налоги, главным образом косвенные, в 1895-1902 годах ввёл винную монополию, доходы от которой стали одной из важнейших статей государственного бюджета. Инвестиции в железнодорожную отрасль Витте осуществлял во многом и за счёт государственных займов, размещаемых на иностранных рынках среди мелких и средних вкладчиков (современники говорили, что русские железные дороги построены на деньги немецких кухарок). Общий баланс государственного бюджета за время пребывания Витте на посту министра финансов вырос на 114,5%.

Начиная государственную деятельность, Витте в области социальных отношений считал необходимым сохранение общины и сословной обособленности крестьян, но в середине 1890-х годов пришёл к выводу о том, что для создания ёмкого внутреннего рынка необходимо уравнять в правах крестьян с остальным населением и предоставить им возможность свободного выхода из общины. В 1902-05-е годы отстаивал эти идеи в качестве председателя Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. При поддержке Витте разработан закон об отмене круговой поруки в сельской общине (принят в 1903). В «Записке по крестьянскому делу» (опубликован в 1905) Витте подчёркивал, что община является «неодолимым препятствием к улучшению земледельческой культуры», что она уже перестала сдерживать имущественное расслоение среди крестьян. Вместе с тем Витте выступал против насильственной ломки общины. Он считал также, что переход к частной земельной собственности займёт долгое время. Намеченные Особым совещанием предложения впоследствии были использованы среди других мер при проведении столыпинской аграрной реформы.

Противники Витте обвиняли его в проведении антидворянской политики, увлечении развитием промышленности в ущерб сельскому хозяйству, «фабрикации фабрикантов», неспособных существовать без помощи государства, росте внешней задолженности. Постепенно Витте перестал пользоваться поддержкой императора Николая II, что привело к его отставке с поста министра финансов и назначению на менее влиятельный пост председателя Комитета министров (1903). Член Государственного совета (1903).

Под воздействием поражений России в русско-японской войне 1904-05 и начавшейся Революции 1905-07 годов Витте выступал за скорейшее заключение мирного договора с Японией. Император Николай II назначил Витте главой российской делегации на мирных переговорах с Японией. Витте заключил Портсмутский мир 1905 года, за выполненную миссию получил титул графа, а от своих противников - прозвище «граф Полусахалинский» (условия мира предусматривали передачу Японии южной части острова Сахалин).

Революционные события 1905 года способствовали изменению политических взглядов Витте. Во время Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 года он представил императору записку, в которой констатировал, что «государственная власть должна быть готова вступить и на путь конституционный». Витте стал настаивать на немедленном даровании населению гражданских свобод, созыве законодательного народного представительства и создании объединённого правительства. Под его руководством подготовлен Манифест 17 октября 1905 года.

Одновременно с изданием манифеста Витте назначен председателем реформированного Совета министров . Пытаясь создать «кабинет общественного доверия», он предложил войти в состав правительства лидерам либеральной оппозиции (А. И. Гучкову, П. Н. Милюкову, М.А. Стаховичу, Е. Н. Трубецкому и др.), но они выдвинули требование созыва Учредительного собрания и ряд других неприемлемых для власти условий. Тогда Витте сформировал «деловой кабинет» из чиновников. Находясь во главе объединённого правительства, он оказался под огнём критики и правых (считали его скрытым «пособником революции»), и левых (осуждали его за «охранительную» политику). Поскольку уступки государства обществу не прекратили антиправительственных выступлений, Витте одобрил направление карательных отрядов для подавления Декабрьских вооружённых восстаний 1905 года. В апреле 1906 года он заключил иностранный заём в 2,25 миллиарда франков (в левой печати назван «займом на подавление революции»). Витте поддержал преобразование Государственного совета в верхнюю законодательную палату (февраль 1906), которая должна была служить противовесом Государственной думе, при подготовке Основных государственных законов 1906 года отстаивал ограничение прав Думы. Столкнувшись с тем, что по итогам выборов в Думу её большинство составили левые депутаты, и не рассчитывая на конструктивную работу с ними, Витте подал в отставку накануне начала заседаний Государственной думы. В 1907 году лидеры Союза русского народа организовали неудавшееся покушение на его жизнь. В 1911-1915-е годы Витте - председатель Комитета финансов.

Автор воспоминаний, завещал опубликовать их после его смерти (рукопись хранил за границей). Впервые они изданы в 1922 году в Германии в редакции И. В. Гессена, переизданы в Москве в 1960 году, в оригинальной редакции записки Витте изданы в Санкт-Петербурге в 2003 году. В них представлена детальная картина российской политической жизни и характеристика крупных государственных деятелей конца 19 - начала 20 века. Ряд событий, а также позиция некоторых политических противников Витте искажены им.

Награждён орденами Святого Александра Невского (1906), Святого Владимира 1-й степени (1913), французским орденом Почётного легиона (1894) и др.

Соч.: Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912.

Лит.: Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л., ; Mehlinger Н. D., Thompson J. М. Count Witte and the Tsarist government in the 1905 revolution. Bloomington, 1972; Laue Т. Н. S. Witte and the industrialization of Russia. N. Y., 1974; Игнатьев А. В. С. Ю. Витте - дипломат. М., 1989; Ананьич Б. В., Ганелин Р.Ш. С. Ю. Витте - мемуарист. СПб., 1994; они же. С. Ю. Витте и его время. СПб., 1999; Корелин А. П., Степанов С. А. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат. М., 1998; С. Ю. Витте - государственный деятель, реформатор, экономист: В 2 часть М., 1999.

), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. - директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по г. - министр финансов, с августа 1903 г. - председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Одна встреча со Столыпиным

"...Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит..."

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

Детство и юность

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.


Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Карьера

После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.


В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы. Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения. Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.


Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором . А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.


На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

Документальный фильм о Сергее Витте из серии "Исторические Хроники с Николаем Сванидзе"

Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет. Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени. Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.


С приходом к власти императора противники Витте развернули провокационную кампанию. Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше. Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

Личная жизнь

Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.


Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.


Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.


Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

  • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.

  • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
  • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

Цитаты

В душу человека вложена идея справедливости, которая не мирится с неравенством - с бедствием одних в пользу других, - от каких бы причин сие не происходило.
Чувство «я» - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
Под влиянием трусости ни одно качество человека так не увеличивается, как глупость.
Большинство наших дворян представляет собой кучку дегенератов, которые, кроме своих личных интересов и удовлетворения личных похотей, ничего не признают, а потому и направляют все усилия на получение тех или иных милостей за счёт народных денег, взыскиваемых с обедневшего русского народа для государственного блага...
Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой.