Сфинкс мифология. Значение большого сфинкса в мифологии египта. Почему он смотрит на восток

«Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?»
Почти наверняка, можно сказать, что это была самая первая в мире загадка. Она была придумана мерзким созданием, которое однажды появилось в окрестностях города Фивы в Древней Греции. Существо звали Сфинксом. У него была голова женщины, туловище льва, крылья орла и хвост змеи. В Фивы вела только одна дорога, никто не мог попасть в город в обход Сфинкса. Ты не смог бы пройти мимо создания (которое было очень большим и быстрым) без того, чтобы оно не загадало тебе загадку.
Одним из первых, кто встретился со Сфинксом, был молодой человек по имени Гемон. Он шел, чтобы встретиться со своим дядей, который на тот момент был фиванским царем. Многие другие люди в страхе бежали от странной помеси птицы, льва, змеи и женщины, но Гемон, будучи царских кровей, ничего не боялся.
- Стой, где стоишь! - потребовал Сфинкс голосом грозной школьной учительницы. Его хвост извивался в пыли, а крылья хлопали по воздуху.
- Чего ты хочешь? - спросил Гемон, хватаясь рукой за меч.
- У меня есть для тебя загадка, - сказал Сфинкс.
- Загадка? - успокоился Гемон. - Здорово. Какая?
- Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
- Ну… дайка подумать. Четыре ноги утром? Это собака или что-то типа того? Однажды я видел козла с тремя ногами, но он не был жив, поэтому, полагаю, это не считается. Может, лягушка? Не знаю… Я сдаюсь…
Не успел он и слова дальше сказать, как Сфинкс его атаковал. Взмахнув крыльями, он подпрыгнул в воздухе. Его хвост обвился вокруг шеи Гемона и начал его душить. И наконец, пока его женское лицо зловеще хохотало, когти разорвали его на несколько частей, и через секунду дорога стала скользкой от крови, а это была одна из самых первых шуток, потому что «гемон» по-гречески значит кровь. Но Гемон, который в тот момент был погублен, явно не счел ее смешной.
Так же посчитали и жители Фив. Когда они узнали, что невозможно попасть в окрестности города, не встретив ужасного монстра, который задавал нерешаемую задачку и разрывал их на части, если они не могли ее разгадать, практически были в отчаянии. Это был плохой год для бизнесменов Фив. Город пришел в упадок, туристов не было. Хотя царь Лай и царица Иокаста, правящие в городе, предложили большую награду любому, кто избавит их от Сфинкса, приз так и не нашел своего хозяина.
Конечно, царевичи и воины приходили со всех концов земли, чтобы померяться силами со страшным существом, но уничтожить мечом или стрелами Сфинкса было невозможно. Его шкура была твердая, как сталь. Его огромные когти были острые, как бритвы. Крылья поднимали его в воздух, а хвост обвивался вокруг шеи прежде, чем жертва успевала моргнуть. Некоторые люди пытались разгадать загадку. Спустя несколько месяцев перепробовали все варианты ответов: крысы, летучие мыши, кошки, комары и оцелоты - ни один из них не был правильным. Каждый день воздух разрывал еще один крик, и свежая кровь лилась на дорогу.
В конце концов ситуация ухудшилась настолько, что царь решил, что ему стоит самому принять какие-то меры.
- Если бы мы знали, почему это ужасное создание здесь, - задумчиво сказал он. - Тогда мы могли бы найти способ, как от него избавиться.
- Почему бы не спросить у оракула? - предложила царица Иокаста.
Оракулом звали жрицу, которая могла не только предсказывать будущее, но и ответить на любой вопрос. Как только царица сказала об этом, Лай удивился, как он сам не догадался об оракуле.
- Отличная мысль, моя дорогая, - сказал он. - Я тут же к ней отправлюсь.
Теперь, если бы царь Лай дошел до оракула, то был бы неприятно шокирован. На самом деле в появлении Сфинкса был виноват он сам, даже если и не догадывался об этом.
Незадолго до этого Лай отправился к своему другу и влюбился в его сына. И зашел настолько далеко, что похитил юношу Хрисиппа, заточил его во дворце в Фивах и сделал своим слугой. В конце концов Хрисипп покончил с собой, и все бы ничего, если бы об этой истории не узнала Гера, царица богов. Она наказала царя Лая тем, что прислала Сфинкса к Фивам.
Но царь Лай так и не добрался до оракула и, соответственно, об этом не узнал, потому что по дороге встретил юношу, направлявшегося в Фивы сразиться со Сфинксом. Дорога была узкая, им вдвоем было не разойтись. Они поругались. А потом Лай проехал своей колесницей по ноге юноши. Молодой человек, который был достаточно жестокого нрава, ответил тем, что вонзил свой клинок в живот царя прежде, чем продолжить путь.
Юношу звали Эдип. Характер у него был сложный. Не то чтобы он был плохим человеком, нет, но его нрав оставлял желать лучшего. Он очень хотел стать героем, но не знал, как это сделать. В любом случае теперь он оказался в окрестностях Фив и сразился со Сфинксом.
- Стой, где стоишь! - закричал Сфинкс. - И скажи мне - если тебе дорога жизнь, - что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
Эдип думал, пока Сфинкс облизывал губы, распускал и прятал когти. Но чудовищу не повезло.
- Я знаю, - наконец сказал Эдип. - Ответ - человек. Утром, когда он ребенок, он ползает на четвереньках. Днем своей жизни он ходит прямо на двух ногах. А когда он стареет, вечером, передвигается, опираясь на посох.
Когда Сфинкс услышал, что загадка наконец разгадана, он покраснел от злости. Женская голова кричала, львиное тело извивалось, перья посыпались с крыльев, а змеиный хвост скрутился в клубок.
Что касается Эдипа, в награду его сделали царем Фив, он женился на царице Иокасте. Ни на минуту он не задумывался о том, что на самом деле она была давно потерянной им матерью, а что на дороге он убил своего отца…
Но это уже совсем другая история.

Сфинкс (Сфинга), греч. («душительница») - чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями, дочь стоглавого великана и его супруги .

Загадка Сфинкс

Сфинкс жила на горе Сфингий под Фивами и никому не давала проходу вопросом, который задали ей музы: «Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах, причем на трех или четырех ходит хуже, чем на двух?» Никто не мог разгадать эту загадку, и разъяренная Сфинкс убивала каждого, не сумевшего ответить на ее вопрос. Таким образом она растерзала своими когтями множество фиванцев, в том числе и знатных юношей, пытавшихся избавить город от этого чудовища. Наконец нашелся человек, ответивший ей: «Это человек! На заре своей жизни он неуклюже ползает на четвереньках, потом ходит на двух ногах, а на закате жизни опирается на посох, который служит ему третьей ногой». Это был , будущий фиванский царь. Услышав разгадку, Сфинкс бросилась со скалы в море, так как судьба предназначила ей гибель после того, как она получит правильный ответ.


Происхождение греческой Сфинкс

В греческие мифы Сфинкс пришла с Востока. Скорее всего, ее облик сложился под влиянием ассиро-вавилонских статуй крылатых быков с человеческими головами, а особенно - под влиянием египетских статуй царей в виде лежащих львов, которые назывались «Сешеп-анх» (т. е. «живой образ» или «образ живого» царя), из этого слова и возникло греческое название Сфинкс. У египтян лицо сфинкса обычно обладало индивидуальными чертами царя, голова была покрыта царской накидкой. Египетские сфинксы были, как правило, существами мужского пола, не имели крыльев и не задавали загадок. Греческая Сфинкс всегда была женщиной и являлась символом загадочности и гибели.

Сфинксы в Египте

Сфинкс - одно из древнейших творений человеческой фантазии и искусства. Самый знаменитый сфинкс - «Большой сфинкс» на поле пирамид под Гизой - имеет высоту 20 м и длину 57,3 м. Он был создан в 26 в. до н. э. и изображает царя (фараона) Четвертой династии Хефрена (Хафра), отождествленного с египетским богом солнца в облике льва. Это самая большая и древняя статуя на свете. Однако возраст тысяч других египетских сфинксов, а также греческих и римских изображений Сфинкс (женского рода) тоже измеряется тысячелетиями.


Изображения сфинксов

Древнейшее изображение греческой Сфинкс, дошедшее до нас, датируется примерно 600 г. до н. э., древнейшее изображение, найденное на земле Италии, - 570 г. до н. э. (фреска из этрусской гробницы). В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже находится так называемый «Фанагорийский сфинкс» (хотя правильнее было бы сказать «Фанагорийская Сфинкс») - фигурный керамический сосуд конца 5 в. до н. э. из Тамани (античной Фанагории). На рубеже 19 - 20 вв. изображения сфинкса стали одним из распространенных декоративных элементов архитектуры «модерн». Еще и сегодня слово «сфинкс» встречается в ораторских выступлениях как несколько старомодный символ загадочности.

В каждой цивилизации были свои священные символы, которые привносили что-то особенное в культуру и историю. Египетский страж гробниц сфинкс - доказательство величайшей силы страны и народа, их могущества. Это монументальное напоминание о божественных властителях, подаривший миру образ вечной жизни. Величественный хранитель пустыни наводит страх на людей и по сей день: его происхождение и существование окутано тайной, мистическими легендами и вехами истории.

Описание сфинкса

Сфинкс - величественный неустанный страж египетских гробниц, На своём посту ему приходилось видеть многих - все они получали от него загадку. Те, кто находил решение, шли дальше, а тех, у кого не было ответа - ждало великое горе.

Загадка сфинкса: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?».

Есть несколько вариантов происхождение этого таинственного создания. Каждая из версий родилась в разных уголках планеты.

Египетские стражи

Символ величия народа - статуя, возведённая в Гизе, на левом берегу реки Нил, - существо сфинкс с головой одного из фараонов - Хефрена - и массивным телом льва. Египетский страж не просто фигура, это символ. В теле льва заключена несоизмеримая сила , а верхняя часть говорит об остром уме и невероятной памяти.

В египетской мифологии упоминаются существа с головой барана или сокола. Это тоже сфинксы-хранители. Они установлены при входе в храм во славу богов Гора и Амона. В египтологии это существо имеет разновидности в зависимости от типа головы, присутсвия функциональных элементов, половой принадлежности.

Историки утверждают, что истинное предназначение египетских сфинксов - охрана сокровищ и тела умершего фараона. Иногда их устанавливали на входе в храмы для отпугивания воров. До нас дошли лишь скудные описания жизни этого мифического существа. Мы можем только гадать какая ему была отведена роль в жизни древних египтян.

Хищница из Древней Греции

Египетские мифологические писания не сохранились, но до наших дней дожили греческие легенды. Некоторые иследователи предполагают, что греки одолжили образ таинственного существа у египтян, но право создания названия принадлежит жителям Эллады. Есть те, кто считает совсем иначе: а Египет его заимствовал и видоизменил под себя.

Оба существа в разных мифологических текстах имеют сходство только телами, головы у них разные. Египетский сфинкс - особь мужского пола, греческий изображается женщиной. У неё бычий хвост и большие крылья.

Мнения о происхождении греческого сфинкса различаются:

  1. Одни писания гласят, хищница - дитя союза Тифона и Ехидны.
  2. Другие утверждают, это дочь Орфа и .

Персонажа, согласно легенде, в наказание отправили царю Лаю, за то, что он выкрал сына царя Пелопа и увёз с собой. Сфинкс стерегла дорогу на подъезде к городу и каждому страннику она задавала загадку. Если ответ был неправильным - она съедала человека. Единственное решение на загадку хищница получила от Эдипа. Гордое создание не выдержало поражения и бросилось на скалы, этим завершается его жизненный путь в древнегреческих писаниях.

Герой мифов в современных текстах

Бдительный страж не раз мелькал на страницах произведений и везде его ассоциировали с могуществом и мистикой. Пройти через дорогу, которую охраняет сфинкс, можно лишь верно ответив на загадку. Джоан Роулинг использовала этот образ в книге «Гарри Поттер и кубок огня» - это бдительные слуги, которым маги доверяли свои волшебные ценности.

Для некоторых писателей-фантастов сфинкс - монстр, с некоторыми подвидами генетических мутаций.

Статуя сфинкса в Гизе

Монумент с лицом Хефрена над гробницей фараона находится на левом берегу Нила, входит в состав целого комплекса архитектуры плато Древнего Египта, в нескольких километрах от главной в ансамбле пирамиды - Хеопса.

Длина статуи около 73 м, высота 20. Её видно даже из Каира, хотя он находится в 30 км от Гизы.

Монумент египетского сфинкса - одно из популярных туристических мест, поэтому доехать до комплекса несложно. До плато легко взять такси, поездка из центра займёт не более получаса. Стоимость не более 30 долларов. Если нужно сэкономить деньги и есть много времени - подойдёт автобус. Некоторые отели предоставляют бесплатный трансфер до плато большого сфинкса.

История происхождения египетского сфинкса

В научных текстах нет точного описания зачем и кто воздвиг эту статую, одни догадки. Есть данные, подтверждающие что сооружению 4517 лет. Его создание датируют 2500 годом до н. э. Архитектором предположительно называют фараона Хефрена. Материал, из которого состоит сфинкс, совпадает с пирамидой создателя. Блоки изготовлены из обожжённой глины.

Исследователи из Германии предположили, что статую воздвигли в 7000 году до н. э. Гипотезу выдвинули на основании пробных образцов материала и эрозионных изменений глиняных блоков.

Египтологи из Франции утверждают, что статуя сфинкса пережила несколько реставраций.

Предназначение

Древнее название статуи сфинкса - «восходящее Солнце», жители древнего Египта думали, что она была сооружением во славу величия Нила. Многие цивилизации видели в скульптуре божественное начало и отсылку к образу Бога Солнца - Ра.

По некоторым предположениям исследователей, сфинкс - помощник для фараонов в загробном мире и охранник гробниц от разорения. Составной образ, ассоциирующийся сразу с несколькими временами года: крылья отвечают за осень, лапы указывают на лето, тело - весна, а голова соотносится с зимой.

Тайны статуи египетского сфинкса

Уже несколько тысячелетий египтологи не могут прийти к согласию, они спорят о происхождении столь большого монумента и его истинного предназначения. Сфинкс таит в себе множество загадок, найти ответ на которые пока не представляется возможным.

Есть ли зал летописей

Эдгар Кейси - американский архитектор был первым, кто уверял, что под статуей сфинкса находятся подземные ходы. Его заявление подтвердили и японские исследователи, которые при помощи рентгена обнаружили под левой лапой льва прямоугольную камеру 5 м в длину. Гипотеза Эдгара Кейси гласит: Атланты решили увековечить следы своего присутствия на земле в особом «зале летописей».

Археологи выдвинули свою теорию. В 1980 году при бурении вглубь на 15 м было доказано присутствие асуанского гранита и следов мемориальной комнаты. В этом месте страны отсутствуют залежи этого минерала. Его принесли туда специально и инкрустировали им «зал летописей».

Куда ходил сфинкс

Древнегреческий философ и историк Геродот, путешествуя по Египту, делал записи. По возвращении домой, он составлял точную карту месторасположения пирамид в комплексе с указанием возраста со слов очевидцев и точного числа скульптур. В свои летописи он включил количество задействованных рабов и даже подробно описал пищу, которую им подавали.

Удивительно, но в его документах нет упоминания о большом сфинксе. Египтологи предполагают, что во время исследований Геродота, статуя была полностью погребена под песками. Такое случалось со сфинксом несколько раз: за два века её откапывали не менее 3 раз. В 1925 году статуя была полностью очищена от песка.

Почему он смотрит на восток

Интересный факт: на груди у большого египетского сфинкса есть надпись «взираю на вашу суету». Он и вправду величествен и таинственен, мудр и насторожен. На его губах застыла едва заметная ухмылка. Многим кажется, что монумент не может никак изменить судьбу человека, но факты говорят об обратном.

Один фотограф позволил себе лишнего: залез на статую для эффектных фото, но почувствовал толчок в спину и упал. Очнувшись, он не увидел на камере серию снимков, несмотря на то, что все это время он был один, а камера была плёночной.

Свои возможности мистический страж показывал не один раз, поэтому жители Египта уверены - статуя хранит их покой и следит за Восходом Солнца.

Где нос и борода сфинкса

Есть несколько предположений, почему у сфинкса отсутствуют нос и борода:

  1. Во время великого египетского похода Бонапарта, они были отбиты артиллерийскими снарядами. Опровергают данную теорию изображения египетского сфинкса, сделанные ранее этого события - на них части уже отсутствуют.
  2. Вторая теория утверждает, что в XIV веке его пытались изуродовать исламские экстремисты, одержимые идеей избавить жителей от идола. Вандалов поймали и подвергли публичной казни прямо около статуи.
  3. Третья теория базируется на эрозионных изменениях скульптуры из-за воздействия ветра и воды. Этот вариант принимают исследователи из Японии и Франции.

Реставрация

Исследователи неоднократно предпринимали попытки восстановить статую большого египетского сфинкса и полностью очистить её от песка. Рамзес II - первый, кто проводил раскопки народного символа. Затем восстановление проводили итальянские египтологи в 1817 и 1925 году. В 2014 году статую закрывали для очистки и реставрации на несколько месяцев.

Несколько увлекательных фактов

В различных исторических документах встречаются записи, которые помогают лучше узнать быт людей Древнего Египта и получить почву для размышлений о происхождении большого сфинкса:

  1. Раскопки плато вокруг статуи позволили узнать, что строители этого гигантского монумента покидали место работы по окончании возведения стремительно. Повсюду остатки вещей наёмников, инструменты и элементы быта.
  2. При строительстве статуи сфинкса платили высокую зарплату - об этом свидетельствуют раскопки М. Ленера. Ему удалось вычислить примерное меню рабочего.
  3. Статуя была разноцветной. Ветер, вода и песок старались уничтожить сфинкса и пирамиды на плато, нещадно воздействуя на них. Но несмотря на это в некоторых местах на его груди и голове остались следы жёлтой, и синей краски.
  4. Первое упоминание о сфинксе принадлежит древнегреческим писаниям. В эпосе Эллады - это существо женского пола, жестокое и печальное, когда египтяне преобразили его - у статуи мужское лицо с почти нейтральным выражением.
  5. Это андросфинкс - у него нет крыльев и он мужчина.

Несмотря на минувшие тысячелетия, сфинкс все так же величествен и монументален, полон загадок и окутан мифами. Он устремляет свой взгляд вдаль и невозмутимо следит за восходом солнца. Почему это мифическое существо египтяне сделали свои основным символом - загадка древности, решить которую невозможно. Нам остаются лишь предположения.

СФИНКС

(Сфинга) — крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив. Порождение Ехидны и Тифона, по другим мифам - порождение Орфа, сестра Цербера, химеры и др. Задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку Сфинкс (“кто утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех”) разгадал Эдип (его ответ: “человек — в детстве, зрелости и старости”); после чего Сфинкс бросилась со скалы.

// Гюстав МОРО: Эдип и Сфинкс // Франц фон ШТУК: Сфинкс // Франц фон ШТУК: Поцелуй Сфинкс // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Сфинкс // Валерий БРЮСОВ: Сфинкс // Константинос КАВАФИС: Эдип

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СФИНКС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СФИНКС в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Согласно древним …
  • СФИНКС в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в Древнем Египте статуя, изображающая фантастическое существо (духохранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (часто портрет …
  • СФИНКС в Энциклопедии Биология:
    , порода бесшёрстных кошек. Родом из Канады. Результат мутации короткошёрстной домашней кошки. Котята родятся с бархатистой шёрсткой, но по мере …
  • СФИНКС в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Sphinx, ?????). Чудовище женского рода, имевшее крылатое туловище львицы, а голову и грудь женщины. Оно жило близ Фив на скале …
  • СФИНКС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой …
  • СФИНКС в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Легендарный монстр с человеческой головой и телом льва. Сфинксы могли быть и мужского и женского пола, но все же чаще …
  • СФИНКС в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сфинга) 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Sjigx) - в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С - греческого …
  • СФИНКС
    [греческое] 1) в древнем египте колоссальных размеров камен нал фигура лежащего льва с человеческой головой; 2) в мифологии древних греков …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. 1. В древнегреческой мифологии: крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщи-ны, задававшее неразрешимые загадки …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; вообще скульптурное изображение такой фигуры. 2. …
  • СФИНКС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Сфинга), в греч. мифологии крылатая полуженщина-полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, …
  • СФИНКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????) ? в греческой мифологии демон- душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С. ? …
  • СФИНКС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой как олицетворение власти фараона. Сфинксы, как утомленные …
  • СФИНКС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. sphinx) 1) в Др. Египте - каменная фигура лежащего льва с человеческой головой, 2) в древнегреческой мифологии - …
  • СФИНКС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. sphinx] 1. в др. египте - каменная фигура лежащего льва с человеческой головой, 2. в древнегреческой мифологии - крылатое …
  • СФИНКС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СФИНКС в словаре Синонимов русского языка:
    бабочка, герой, обезьяна, павиан, полуженщина, полульвица, …
  • СФИНКС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой, олицетворявшее власть фараона (в Древнем Египте). 2) Крылатое чудовище с …
  • СФИНКС в Словаре русского языка Лопатина:
    Сфинкс, -а (мифол.) и сфинкс, -а (скульптурное изображение мифол. существа; нечто загадочное, …
  • СФИНКС в Орфографическом словаре:
    сфинкс, -а (мифол.) и сфинкс, -а (скульптурное изображение мифол. существа; нечто загадочное, …
  • СФИНКС в Словаре Даля.
  • СФИНКС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Сфинга) , 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, …

«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».

Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:

  1. На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
  2. Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
  3. Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
  4. Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.

О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.

Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.

Что такое Хармахис, Сфинкс/Сфинга и Фикс

Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:

  • ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.

О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:

  • Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
  • В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
  • В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.

Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?

Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс - это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов . Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.

Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.

Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.

О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа» , особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».

Приведу цитату из этой книги:

«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.

Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.

Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча...

Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.

Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.

Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!

Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное... А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».

Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?» ; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.

В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа »:

«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».

Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.

Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе, хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.

Страж

Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту . В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.

Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа» .

Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».

Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса - отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена - Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.

Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.

Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV» :

«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».

Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.

Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.

Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид