Сочинение на тему роль памяти в жизни человека. Память и ее значение


Введение

Память и ее значение

1 Основные понятия памяти

2 Классификация видов памяти

Заключение


Введение


Под памятью понимают форму психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта, делающая возможным его повторное использование в процессе выполнения какой-либо деятельности или возвращение его в сферу сознания.

Именно память дает возможность соединить прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Она является наиболее важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Так же, память служит основой психической деятельности человека. На ней базируется понимание основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Таким образом, память играет большую роль в жизни человека. Все приобретенные нами знания и навыки являются результатом способности мозга запоминать и сохранять в памяти какие-либо образы, мысли, чувства и т.д. И. М. Сеченов считал, что человек лишенный памяти постоянно находился бы в положении новорожденного, являлся бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

Память не только создает, но и обогащает наши знания. Память устроена таким образом, что человек запоминает то, что имеет для него большое значение. Все то, что человек воспринимает, как малозначимое плохо запоминается и быстро вытесняется из памяти. Таким образом, на запоминание информации большое влияние оказывают устойчивые интересы, характеризующие личность.


Память и ее значение


1 Основные понятия памяти

память психология сознание мышление

Образы предметов и явлений, которые появляются в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Под представлениями памяти понимают образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а впоследствии можем воспроизвести мысленно.

Эти представления могут быть:

зрительные;

слуховые;

обонятельные;

вкусовые;

осязательные.

В отличие от образов восприятия представления памяти являются менее яркими, менее устойчивыми, менее подробными, но они являются важным элементом, направленным на закрепление предшествующего опыта человека .

Таким образом, память является отражением опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На процесс запоминания существенное влияние оказывает эмоциональная окраска происходящих событий. Чем более яркую эмоциональную окраску имеют происходящие события, тем прочнее оно сохраняется в памяти человека.

На продуктивность памяти существенное влияние оказывают волевые качества человека. Следовательно, на память оказывают влияние особенности личности человека. Человек может сознательно регулировать процессы, происходящие в памяти и управлять ими на основе тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память так же принимает участие в акте восприятия. Это связано с тем, что без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

На протяжении длительного времени память изучалась многими учеными. Такой интерес к изучению памяти объяснялся тем, что без знания основных механизмов памяти невозможно объяснить другие психические процессы. Именно при изучении памяти впервые был применен экспериментальный метод .

Если рассматривать память в широком смысле, то под памятью понимают механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Тогда если рассматривать человеческую память, то под памятью понимают процесс накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Таким образом, память является способом существования психики во времени. Она позволяет удерживать прошлое, то есть то, чего уже нет в настоящем. Память является необходимым условием единства человеческой психики. Кроме того, память обеспечивает нашу психологическую идентичность.


2 Классификация видов памяти


В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была разработана П. П. Блонским. Он выделил в памяти четыре вида в зависимости от уровня психической активности:

двигательную или моторную память;

эмоциональную память;

образную память;

словесно-логическую память.

Под двигательной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Однако, воспроизводя движения, мы не повторяем движения точно так же как в первый раз. При повторении сохраняется только общий характер движений.

Под эмоциональной памятью понимают память на чувства. Этот вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции являются отражением того, насколько удовлетворяются потребности и интересы человека, а так же показывают, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Под образной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение образов предмета и вялений действительности, которые человек воспринимал ранее. Для образной памяти характерны те же особенности, что и для представлений. К этим особенностям можно отнести их бледность, фрагментарность и неустойчивость .

Многие исследователи в своих работах разделяли образную память на следующие виды памяти:

зрительную память;

слуховую память;

осязательную память;

обонятельную память;

вкусовую память.

Такое разделение было связано с доминированием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Под словесно-логической памятью понимают способность человека запоминать и воспроизводить мысли. Человек запоминает и воспроизводит мысли, которые возникают у него в процессе обдумывания, размышления.

К специфике данного вида памяти можно отнести то, что мысли не могут существовать без языка, именно этим объясняется то, что память на них носит название словесно-логической памяти.

Словесно-логическая память проявляется в следующих случаях:

когда запоминается и воспроизводится только смысл информации, а точное, дословное воспроизведение не требуется;

когда запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

В том случае, если материал воспроизводится дословно, и не подвергается смысловой обработке, то такое буквальное заучивание материала относится уже не к логическому, а механическому запоминанию .

Классификация видов памяти по характеру целей деятельности базируется на делении видов памяти исходя из особенностей выполняемой деятельности. Исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек во время выполнения какого-либо вида деятельности, память делят на следующие два вида:

произвольную память;

непроизвольную память.

Произвольной называется память, при которой процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически и не требует волевых усилий от человека. Этот процесс осуществляется без контроля со стороны сознания. Кроме того, человек не ставит перед собой специальную цель запомнить или вспомнить эту информацию. То есть этот процесс не требует постановки специальной мнемической задачи. В то время как при обращении к произвольной памяти постановка такой мнемической задачи необходима, а сам процесс осуществляется на основе волевого усилия.


Роль памяти в процессе формирования знаний


1 Особенности запоминания информации


К основным особенностям психики человека относится его способность на протяжении всей жизни накапливать информацию. Этот процесс имеет универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

На эффективность процесса запоминания оказывают существенное влияние:

Цели запоминания.

Приемы заучивания.

Под целью запоминания понимают то, насколько прочно и насколько долго по времени человек хочет запомнить ту или иную информацию.

Приемы заучивания, в свою очередь, подразделяются на:

механическое дословное многократное повторение;

логический пересказ;

образные приемы запоминания;

мнемотехнические приемы запоминания.

При механическом, дословном заучивании работает механическая память. Процесс запоминания требует больших усилий, на него тратится большое количество времени, при этом полученные результаты, как правило, оказываются очень низкими .

Логический пересказ включает в себя следующие компоненты:

логическое осмысление материала;

систематизацию материала;

выделение основных логических компонентов информации;

пересказ своими словами.

При этом работает логическая или смысловая память. Данный вид памяти базируется на установлении в том материале, который необходимо запомнить необходимых смысловых связей.

Под образными приемами запоминания понимают перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Для запоминания этого материала используется образная память. Образная память делится на следующие типы:

зрительная;

слуховая;

моторно-двигательная;

вкусовая;

осязательная;

обонятельная;

эмоциональная.

Под мнемическими приемами запоминания понимают специальные приемы, которые облегчают процесс запоминания информации.

Многие известные психологи в своих работах признают существование нескольких уровней памяти. Эти уровни памяти отличаются по продолжительности сохранения информации.

К первому уровню памяти можно отнести сенсорный тип памяти. Системы этой памяти могут удерживать очень точные и полные данные о том, как воспринимается окружающий нас мир на основе органов чувств на уровне рецепторов. Продолжительность хранения этой информации составляет от 0,1 до 0,5 секунды.

В том случае, если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, то продолжительность времени ее хранения возрастает до 20 секунд. Это уже второй уровень памяти, который получил название - кратковременная память .

В отличии от сенсорной памяти, кратковременная память поддается сознательной регуляции, и следовательно, может контролироваться человеком. Вся информация сначала попадает в кратковременную память. Эта память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на небольшой промежуток времени. Затем эта информация может быть полностью забыта или переместиться в долговременную память. Но такое перемещение в долговременную память происходит только при условии 1-2 кратного повторения.

Отличительной особенностью кратковременной памяти является ее ограниченный объем. Исследования показали, что при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается объем информации 7±2 ед.

Долговременная память дает возможность запоминать информацию на длительное время. Долговременная память делится на два типа:

Долговременная память с сознательным доступом. Этот тип памяти дает возможность человеку по своей воле вспомнить необходимую информацию.

Долговременная память закрытая. В этом случае человек может получить доступ к этой информации только во время сеанса гипнотического воздействия. При раздражении участков мозга человек может получить доступ к этой информации и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни.

Под оперативной памятью понимают такой вид памяти, который проявляется в процессе выполнения определенной деятельности. Этот вид памяти обслуживает эту деятельность посредством сохранения информации, которая поступает как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти и которая необходима для выполнения текущей деятельности .

Еще одним видом памяти является промежуточная память. Этот вид памяти дает возможность сохранять информацию в течение нескольких часов. В промежуточной памяти человек накапливает информацию в течении дня, а во время сна организм очищает промежуточную память. И на основе категоризации информации переводит ее в долговременную память. После пробуждения промежуточная память снова готова к приему новой информации.


2 Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками


Память является познавательным психическим процессом, а следовательно обладает определенными характеристиками. К основным характеристикам памяти можно отнести: объем, быстроту запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

В процессе обучения обучаемый должен получить нужный объем знаний и на их основе сформировать необходимые умения и навыки. Кроме того, процесс обучения направлен на развитие мыслительных и творческих способностей.

Под знанием понимают понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и следующие из них теоретические обобщения.

Так же с понятием знания связаны такие понятия, как умения и навыки. Под умением понимают способность человека применять на практике полученные знания. Под навыком понимают деятельность, доведенную до автоматизма, в результате многократного повторения .

Процесс изучения какого-либо материала начинается с процесса его восприятия. Данное познавательное действие базируется на том, что учащиеся используя свои органы чувств, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Органы чувств получают информацию на основе следующих видов ощущений:

слуховые ощущения;

зрительные ощущения;

осязательные ощущения;

обонятельные ощущения.

То есть восприятие является своего рода отражением в сознании человека внешних свойств, качеств и признаков изучаемых предметов, явлений, процессов на основе ощущений.

Для того, чтобы учащийся мог осмыслить тот материал который он изучает и в последствии этого осмысления смог сформировать научные понятия необходим мыслительный процесс.

Процесс мыслительной деятельности, направленный на осмысление изучаемого материала предполагает:

выявление сущности изучаемых предметов и явлений;

формирование необходимых теоретических понятий.

Таким образом, мыслительный процесс отличается большой сложностью. Мыслительный процесс функционирует только в том случае, когда в сознании обучаемого присутствует необходимый материал.

Таким образом, организация процесса обучения учащихся направлен на восприятие изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или на основе использования наглядных пособий имеет играет большую роль в процессе осмысления изучаемого материала .

Для осуществления мыслительного процесса большое значение имеют количество представлений имеющихся в сознании. Кроме того, на мыслительный процесс существенное влияние оказывает качество этих представлений, чем они четче и ярче, тем больше в сознании имеется материала необходимого для осуществления мыслительного процесса.

Процесс осмысления изучаемого материала и формирования научных понятий включает в себя следующие мыслительные операции:

анализ свойств и признаков изучаемых предметов и явлений на основе восприятия, закрепленных в представлениях исходя из их значимости для выявления сути этих предметов и явлений;

логическую группировку значительных и незначительных признаков и свойств осваиваемых предметов и явлений;

в) постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений на основе мыслительных операций и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;

проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

Таким образом, именно понимание изучаемого материала является результатом осмысления информации. Человек осознает причины и следствия познаваемых предметов, явлений, процессов и вырабатывание на основе осознания понятий.

Именно в процессе осмысления у учащихся происходит формирование умения сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их значимые и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к формулированию гипотез и теоретических обобщений. Все это является свидетельством умственного развития .

В процессе такой умственной деятельности у учащихся происходит формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. А кроме того у ребенка развиваются личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность.

Важным моментом при изучении какого-либо материала является необходимость его запоминания. Но это не должно быть механическим зазубриванием. Напротив, в основе запоминания этого материала должно лежать его глубокое и всестороннее осмысление и понимание. Только такое запоминание способствует умственному развитию учащихся.

Запоминание бывает двух видов:

концентрированное;

рассредоточенное.

Концентрированное запоминание осуществляется за 1 прием, при рассредоточенном запоминании изучение материала происходит в несколько приемов и рассредоточивается во времени. В процессе концентрированного запоминания информация перемещается в оперативную, кратковременную память и как следствие этого, быстро забываются. Рассредоточенное запоминание напротив, направлено на перемещение информации в долговременную память. Поэтому для процесса обучения наибольшее значение имеет именно долговременная память.

Для успешного запоминания учебного материала необходимо соблюдать следующие условия:

Материал должен вызывать у учащегося интерес.

Запоминающий должен иметь большой объем знаний в той области, к которой относится материал, который необходимо запомнить.

У учащегося необходимо сформировать мотивацию на долговременное, прочное и полное запоминание изучаемого материала.

Материал должен быть осмыслен, полностью понятен и классифицирован.

При заучивании учебного материала объемом до 1000 слов, что составляет 3-4 страницы. При этом данный текст необходимо прочитать один - два раза и произвести его разбивку на смысловые фрагменты. Затем необходимо воспроизвести этот текст.

Необходимо, чтобы число таких повторений на 50% превышало то количество, которое необходимо для первого безошибочного воспроизведения.

Пауза между отдельными повторениями должна составлять 24часа.

Процесс заучивания должен быть разбит на отрезки по 45-60 минут, с паузами на отдых по 10-15 минут .


Заключение


Все события, которые происходят в жизни человека, оставляют свой след в памяти, который может сохраняться на протяжении длительного времени. Только благодаря памяти человек может накапливать информацию, не утрачивая прежних знаний и навыков. Среди психических познавательных процессов именно память занимает особое место.

Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких взаимосвязанных процессов. Для того, чтобы человек имел возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт ему необходима память. Ведь именно в памяти хранятся знания и навыки, которые приобретает человек.

Поэтому изучение механизмов памяти является сложной задачей, которая стоит перед психологической наукой. К таким задачам можно отнести:

изучение того, каким образом запечатлеваются следы;

изучение физиологические механизмы процесса запечатления;

анализ условий способствующих запечатлению;

определение границ запечатления;

поиск приемов, которые дают возможность расширить объем запечатленного материала.

Кроме того, необходимо изучать и другие проблемы, к которым относятся длительность сохранения информации, изменения которые претерпевают образы во время сохранения в памяти.


Список использованной литературы


1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.

Психология. Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004

Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2009.

Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14

Введение

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

1. Понятие памяти

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов .
Таким образом, память - это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.

2. Виды памяти. Их краткая характеристика.
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету); слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя); вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов); обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра); тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи) .
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя) .
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь ля выполнения текущих действий (операций) .
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой.

3. Процессы памяти.
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа .
Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической.
Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.
Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Существуют разные виды воспроизведения: узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению); реминисценция - мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Кон-фабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.
Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней: высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта; среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное); низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья.

4. Значение памяти в осуществлении деятельности

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.
Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. .
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» .
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта;4;.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность .

Заключение

Память - свойство объектов живой и неживой природы хранить информацию о прошедших событиях в различных их проявлениях, обусловленное наличием у объектов структур, способных перестраиваться (менять ориентацию, конформацию, физико-химические характеристики и т. д.) под действием тех или иных факторов и сохранять длительное время свое новое состояние при отсутствии действия фактора, вызвавшего перестройку. Управление памятью осуществляется за счет механизмов запоминания новой информации и забывания старой.
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом, в данной работе мы показали первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельность развитой памятью и ее видов.

Список литературы

1. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.
2. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учебное пособие /В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
4. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/ Р.С.Немов//В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.
5. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671 с.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память -- это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,-- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события. Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться.

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Человек и среда в рассказах Чехова

    Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм

  • Сочинение Какими должны быть школьные перемены

    Ученики, безусловно, устают от уроков, на которых получают много новой и полезной информации. Урок длиться 45 минут, и детям, очень тяжело его просидеть, спокойно и не балуясь

  • В чем заключается конфликт между поколениями? Итоговое сочинение

    Наверное, многим знакомо такое понятие, как конфликт между поколениями. В чем же он заключается и почему происходит? Попробуем разобраться.

  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)

    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки

  • Сочинение по картине На севере диком Шишкина 9 класс

    Художник - пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна...». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .