Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальное неравенство и стратификация. Социальная мобильность

С точки зрения марксизма, социальное неравенство есть явление, возникшее в определенных исторических условиях. Деление общества на классы – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Классы определяются исходя из факта владения или невладения частной собственностью (земля, капитал и т.д.). В любой классовой общественно-экономической формации существуют два антагонистических класса, например, при капитализме – это буржуазия и пролетариат. Классовые отношения с необходимостью предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.

Основы современного многомерного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером.

Веберовский подход к стратификации построен с учетом марксистской теории, но существенно модифицирует и развивает ее. Существует два главных различия между теорией М. Вебера и теорией К. Маркса. Во-первых, по М. Веберу, классовое деление проистекает не только от контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но и от экономических различий, прямо не связанных с собственностью. Такие источники включают профессиональное мастерство или квалификацию, которые влияют на виды работ, получаемой людьми. Например, квалифицированным работникам гарантирована более высокая заработная плата. Во-вторых, наряду с экономическим аспектом стратификации М. Вебер учитывал такие аспекты как власть и престиж.

Таким образом, М. Вебер полагал, что социальную структуру общества определяют три автономных и взаимодействующих фактора: собственность, власть и престиж. По его мнению, различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а различия в «почестях» - дают статусные группы, или страты. Он выделял следующие классы:

1. Позитивно-привилегированный класс – это класс собственников, которые живут на доходы от собственности.

2. Негативно-привилегированный класс включает в себя тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке труда.

3. Средние классы – это классы, состоящие из независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в частном и общественном секторах, лиц свободных профессий, а также рабочих.

Помимо классов М. Вебер выделял в обществе также страты. Страта – общность людей, занимающих относительно близкое положение в профессиональной, социально-экономической и политической иерархиях и обладающих сходным уровнем влияния и престижа.

Функционалистская теория К. Дэвиса и У. Мура. С их точки зрения, стратификация представляет собой неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Наиболее существенные положения функционалистской теории сводятся к следующему.

    Социальная дифференциация, во-первых, является неотъемлемой чертой всякого общества, а во-вторых, она функционально необходима, ибо выполняет в обществе функции стимулирования и социального контроля.

    В результате развивающегося разделения труда индивиды реализуют в данном обществе какие-то полезные функции и, соответственно, занимают разные социально-профессиональные позиции. Это одновременно и разделяет, и связывает их воедино.

    Людям свойственно ранжировать социально-профессиональные позиции, давая им моральную оценку. Почему одни профессии кажутся нам престижнее других? В основе ранжирования лежат два фактора: функциональная важность для общества (степень содействия общественному благу) и дефицитность выполняемой роли. Дефицитность же профессии, в свою очередь, определяется необходимостью получения особой квалификации. Например, профессия шофера куда менее дефицитна, чем профессия врача, поскольку получение последней сопряжено со значительно более длительным периодом обучения.

    Те позиции, которым приписывается более высокий ранг в соответствии с их важностью и дефицитностью, обеспечивают их обладателям в среднем и более значительные вознаграждения: доходы, власть и престиж.

    Существует конкуренция за более престижные места, в результате которой их занимают наиболее дееспособные представители данного общества. Таким путем и достигается функциональность общественного организма.

Структурный функционализм как социологическая парадигма

Структурный функционализм - направление социологической мысли,

социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении

элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в

бульшей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных

Основопожники:

I. Альфред Редклифф-Браун


Основные идеи:

· Социальный порядок поддерживается социальными институтами Социальные институты - нормы поведения – поддерживаются постоянными практиками. Практики не должны мешать друг другу. В некоторых случаях они поддерживают друг друга. Возникает процесс «коадаптации» .

· Функционализм – это способ организации практик для поддержания стабильности в обществе.

· Социальная структура – это совокупность устойчивых социальных отношений. Существует «тотальная социальная структура», которая воспроизводится устойчивыми практиками Эволюционизм vs. Диффузионизм. Как изучать общество?

Необходимо сравнение практик в обществах разного типа


II. Бронислав Малиновский 


Основные идеи:

v Включенное наблюдение

· Необходимо изучать мировозрение и культуру людей, чтобы понять, как возможно общество

v Взаимность, принцип взаимности:


· -Общая


· -Симметричная


· -Негативная

v Социальное действие можно объяснить только по средствам

· понимания потребностей людей. Необходимо понимать их культуру,

· их ценности и способ удовлетворения потребностей в данной

· культуре. 


III. Тэлкотт Парсонс

· Мир системен, поэтому изучать его нужно в системном порядке



· Система есть целостное образование. Ее аспекты – структурность и процессуальность.

· Системы существуют во взаимодейтвии со средой, с которой они находятся в обменных отношениях.

· Структура – это совокупность стандартизованных отношений между элементами системы.

· Элемент социальной системы – действующий человек (актор)

· Роль – это ожидаемое поведение, соответствующее статусу и социальной позиции индивида

Количественные и качественные методы в современной социологии

Методология социологических исследований - это совокупность методов

социологических исследований, способов и подходов к их применению.

Все методы социологических исследований можно условно разделить на две

1) методы сбора данных

2) методы обработки социологических данных

Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две

1) количественные методы

2) качественные методы социологического исследования. 


Поэтому существуют такие виды социологических исследований как

количественные и качественные.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть

какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько

массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно

для общества.

К количественным методам исследования относятся:

· - социологический опрос

· - контент анализ документов

· - метод интервью

· - наблюдение

· - эксперимент

Качественные методы социологии:

· - фокус группа

· - исследование случая («кейс стади»)

· - этнографические исследования

· - неструктурированные интервью.

К. Маркс о происхождении неравенства

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного

положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является

общественное разделение труда.

В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами

выступает источником социального развития.

1. Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост

производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а

общая собственность на средства производства сменяется частной

собственностью.

2. С появлением частной собственности становится неизбежным

имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи

богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от

первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие

родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

3. Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают

прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают

города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя

возникает классовое общество, характерной чертой которого является

антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых.

4. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней

мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать

труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств

производства.

5. Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг

друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-

антагонистического общества. При первых двух способах классовой

эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был

юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца

средств производства. В этих обществах «... различия классов фиксировалось и

в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого

юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на

классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в

первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы

бессословные»


Таким образом основой неравенства общества по Марксу является

экономическое развитие общества. Чем более развито общество экономически

Тем больше ощущается классовое неравенство.

В статье поговорим о том, что такое социальная стратификация и социальное неравенство. Это довольно животрепещущий вопрос, который до сих пор остается актуальным и популярным в современном мире. Неравенство существовало с самого начала времен, но оно меняла свои формы и преобразовывалось. Мы попробуем подробно рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

О чем идет речь?

Рассматривать вопросы о социальном неравенстве и стратификации общества следует только после того, как мы четко разберемся в терминологии. Интересно, что далеко не все люди знают о том, что сам термин, которому посвящена наша статья, был позаимствован из геологии. Там он означает то, что земля состоит из разных пластов.

Социальная стратификация - это разделение общества на отдельные слои при помощи разнообразных социальных инструментов. Чаще всего это социальный статус, который дает понятие о достижениях и значимости того или иного человека в нашей системе ценностей. Критериев для разделения на самом деле существует очень много. Мы постараемся упомянуть все из них.

Образно говоря, можно представить прямую, которая разделена на протяжении всей своей оси. Стратификации в том, что между разными координатами разные дистанции. Вертикальная прямая очень показательно демонстрирует то, как формируется стратификация. Чаще всего деления на ней отображают финансовое состояние человека, количество его власти, образование, способы проведения досуга, меры потребления и так далее.

Почему мы такие разные?

Очень многие люди негативно воспринимают социальную стратификацию и социальное неравенство. Причина заключается в том, что они считают, будто бы на этой почве возникают все конфликты в обществе. Однако это не так. Даже ребенок замечает, что все люди разные. Мы все очень непохожи по характеру, по внешности, по интеллектуальным способностям. Конечно, не всегда хочется это признавать и акцентировать на этом внимание, но это так. Другой вопрос в том, что понятие социального неравенства и социальной стратификации подвергается стольким нападками из-за того, что люди даже понимая свои недостатки не хотят их преодолевать. Они просто негативно относится к тем, кто находится на более высшей ступени социальной иерархии. Но разумные люди понимают, что совершенно бессмысленно завидовать и очернять тех, кого природа наделила талантом художника, музыканта, предпринимательской смекалкой и так далее. При этом каждый человек может попытаться развить в себе эти качества и стать лучше. Но надо учитывать свои психологические и физиологические особенности, чтобы реально оценивать ситуацию.

База распределения

Сейчас мы поговорим о базовых критериях, по которым происходит разделение общества. Как мы знаем, неравенство социальных групп отражает социальная стратификация, но углубимся в основные индикаторы.

Во-первых, это доход. Деньги всегда были ключевым фактором, поскольку они дают власть и позволяют ее удерживать. На данный момент деньги не являются единственно ключевым фактором стратификации, но до сих пор они играют огромную роль в обществе. И это нормально. Следующий показатель — это образование. Здесь дело не в том, получили ли вы высшее образование, сколько ВУЗов вы закончили и есть ли у вас красный диплом. Речь идет скорее о том, насколько образованный человек, как он может поддерживать беседу, как решает логические задачи, как ориентируется в сложных ситуациях, как избавляется от стресса и так далее. Все это позволяет нам судить о том, насколько этот человек интеллектуален, и как с ним строить отношения.

Власть

Следующий показатель — это власть. Очень часто она зависит от семейных связей и дохода, а также от интеллектуальных способностей, но не всегда. Иногда власть может быть врожденным качеством человека. То есть, он может уметь вести за собой людей, убеждать их в чем-то, корректировать их точки зрения и влиять на решения. Это тоже вид власти, который оказывает довольно сильное влияние на большие группы населения. Из следующих базовых показателей отметим престиж, то есть показатель нашего статуса. Все люди понимают, что у них есть недостатки и преимущества, но кто-то умеет выгодно это преподнести, а кто-то создает впечатление неуверенного и нерадивого ребенка. Дело в том, даже если вы очень умный талантливый - этого мало. Необходимо уметь демонстрировать свои качества, отстаивать свою точку зрения, а самое главное быть собой в любых ситуациях. Смелость быть собой тоже приносит определенную власть и престиж, что в будущем отражается на репутации и отношениях в группе.

Причины

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, но также она дает объяснение тому, почему все происходит именно так и не иначе.

Отметим, что без социального неравенства обществу было бы очень трудно существовать. Другими словами, начался бы обычный хаос, так как не было бы никакой иерархии. Ответить конкретно на причины стратификации социология не может, но она предлагает разные варианты и точки зрения, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, социальная стратификация и социальное неравенство объясняются тем, что каждый человек или определенная группа людей выполняет определенную функцию в обществе. Другими словами, у каждого есть своя определенная задача и, естественно, какие-то задачи более важные, а какие-то менее важны. Исходя из этого уже происходит деление людей на тех, кто занят более конкретными серьезными делами, и тех, помогает им в этом. Можно провести параллель с производством. Так, например, есть основные работники, которые заняты непосредственно в самом процессе производства. А есть те, кто помогает обслуживать этот процесс и в этом заключается их основная работа. Точно также с обществом. Для того, чтобы все могли существовать в нормальных условиях каждый должен заниматься своим делом и выполнять свою роль. Но проблема современности в том, что ввиду большого количества мотивационных книг, тренингов, видео, фильмов и т. д. многие люди решили отказаться от своей роли и попробовать себя в чем-то большем. На самом деле в этом нет ничего плохого, это наоборот, очень хорошее развитие событий. Но есть одна большая проблема. Все мотивационные стимулы влияют даже на тех людей, которых устраивает их положение. То есть, им нравится жить в определенном городе, выполнять определенную работу, возвращаться в свою семью, или же жить самим и заниматься каким-то ремеслом, возможно жить только целями общества и т. д. Но современное общество все это критикует и нацеливает всех на единую цель - на достижение счастья через самореализацию. Все это сбивает людей с толку, и они перестают следовать своим настоящим желаниям, идут на поводу у маркетологов.

Мы немного отступили от темы функциональных причин неравенства. На самом деле она ведет нас к следующей причине, которая заключается в разном статусе людей. То есть, если вы занимаете определенное место, то у вас появляется определенный статус. Неравенство в статусе ведет к тому, что появляется в принципе дифференциация населения.

Экономическая точка зрения

Очень важно рассмотреть этот вопрос и с такого угла зрения. Социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация - все это подробно рассмотрено в трудах марксистов. Они говорят о том, что расслоение общества началось с того, как появилась частная собственность. Естественно, это преувеличение, которое, тем не менее, снискало себе множество поклонников по всему миру. Но доля истины в этом все же есть.

Дело в том, что экономическое неравенство вызвано тем, что люди по-разному относятся к процессу создания и накопления благ, а также к собственности. Кто-то уделяет больше внимания своей настоящей жизни и хочет получать максимальную отдачу в настоящем, а кто-то больше откладывает деньги, а затем умело их инвестирует и получает еще больше прибыли. Другим же деньги просто достаются в наследство или вследствие успешно проведенной операции. Другими словами, причин неравенства может быть очень много, но они есть.

Личностные качества

Социальная стратификация и социальное неравенство также вызвано тем, что каждый человек имеет свою индивидуальность. Это значит, что каждый обладает личным набором качеств, которые являются союзом преимуществ и недостатков. Но кто-то сосредотачивается на своих минусах, таким образом немного стопорясь на своем жизненном пути. Другие же сосредотачиваться на своих достоинствах, стараясь решить проблему своих недостатков, то есть как-то бороться с ними или научиться мирно существовать. Такие люди достигают большего, потому что они знают, что является их основным оружием.

Социальное неравенство: теория социальной стратификации

Это теория принадлежит Уильяму Уорнеру, который предложил идею о том, что расслоение строится на престиже разных слоев населения, а также на том, что люди думают друг о друге. Но он исследовал западное общество, и выделил 6 групп населения, которые он обнаружил в разрезе социального деления:

  • Аристократы.
  • Миллионеры, которые сами добились высоких результатов.
  • Интеллектуальная элита.
  • Образованные люди.
  • Работники.
  • Люди без образования, без собственного дома, нищие и преступники.

Теория неравенства М. Вебера

Макс Вебер считал, что главным критерием стратификации, который определяет положение человека в жизненной иерархии, является не его принадлежность к определенной группе, а его личные качества и статус, которые позволяют ему самостоятельно поднять или понизить себя на социальной лестнице. Вторым важным фактором стратификации Макс Вебер считал уважение и репутацию, которые человек получает в процессе своей деятельности. Именно хорошее положение в обществе очень часто обеспечивает быстрое и качественное продвижение человека.

Социальная стратификация, неравенство, мобильность - все это рассматривалось исследователем, как факторы, на которые сам человек способен оказывать влияние при желании. Он говорил о том, что классификация людей, исходя из того, какого они класса или касты, давно ушла в прошлое.

Теория П. Сорокина

Ученый изложил свои мысли в труде «Социальная мобильность», написанном в 1927 году. Отметим, что в социологии это работа считается классической. По его определению социальная дифференциация представляет собой разделение людей на определенные группы в рамках определенной иерархической системы. Сущность в том, что все распределяется неравномерно - права, привилегии, обязанности власть, и т. д. Все это никогда не распределяется в равных частях и таким образом, чтобы хватило всем и каждому.

Три формы дифференциации

Также особенность работы Сорокина в том, что он выделил три основные формы дифференциации, а именно политическую, экономическую и профессиональную. Социальную группу, социальную стратификацию, социальное неравенство он рассматривал только в разрезе этих трех сфер жизни человека. При этом он отмечал, что они очень сильно переплетены, и именно на их основе строятся взаимоотношения во всех других сферах.

Также он выделял в профессиональной стратификации межпрофессиональную и внутрипрофессиональную дифференциацию. Другими словами, он делил людей по рангу, который они занимают в рамках своей профессии. То есть, они наемные рабочие, предприниматели или служащие высшего звена. Что касается межпрофессиональной стратификации, то он выделял важность профессии для общества в целом и уровень интеллекта, который необходим для занятия той или иной деятельностью.

Подводя итоги статьи, отметим, что социальная группа, социальная стратификация, социальное неравенство - это понятия, с которыми тесно переплетена жизнь современного человека. Тем не менее, идеи гуманизма на данный момент настолько распространены, что неравенство постепенно отходит на второй план, что говорит о позитивных изменениях в жизни общества.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

ТЕМА 4. Социально-классовая структура общества

Основные группы в стратификационной структуре общества

Социально-классовая структура общества

Субъектами, носителями социальных отношений являются социальные общности и группы. Именно субъекты связывают в единую социетальную систему основные сферы общественной жизни, поэтому анализ социальной структуры общества является центральной проблемой социологии.

В самом общем виде социетальная структура - это устойчивая связь таких элементов социокультурной системы, как классы, слои и группы, которые различаются своим местом в системе социальных неравенств общества.

Поэтому сначала необходимо выяснить истоки социального неравенства и его влияние на социальную дифференциацию людей в обществе.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство существовало на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к институциональному закреплению. Например, сильный, волевой, целеустремлённый человек может быть лидером и подчинять себе членов группы, получая больше материальных благ, почёта до тех пор, пока не появится более сильный и амбициозный претендент. Авторитет лидеров родоплеменных социальных структур должен был постоянно поддерживаться успешным достижением групповых целей.

Следующим этапом формирования социального неравенства является закрепление существующего положения в условиях общественного разделения труда и обмена. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (отец, врач, продавец, политический деятель), по типу поселения и образу жизни (городское и сельское население).

Закрепление неравенства осуществляется путём институционализации и нормативной базы, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Даже естественные различия приобретают социально институционализированную форму. Женщины оказываются социально неравными мужчинам, младшие - старшим. Появляется устойчивая система социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким критериям, как имущество, доступ к власти и др.

Причины социального неравенства социологи объясняют по-разному. Функционалисты, начиная с Э.Дюркгейма, указывают на разделение функций по их значимости для конкретного общества. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия неравных друг другу социальных групп.

Марксисты считают, что неравенство есть не только следствие разделения труда, но и собственности, формы собственности и способа владения ею.

Теории социального обмена утверждают, что неравенство возникает в результате несправедливого, неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. М.Вебер впервые обосновал важность выделения неравных статусных групп, которые различаются социальным престижем, принадлежностью к определённым политическим кругам (партиям), доступом к власти.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социальной системы: в семье, в быту, на производстве, в организациях, больших группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни в известных нам типах социальных систем. Неравенство упорядочивается социальными институтами, потому что оно придаёт устойчивость социальным отношениям и стимулирует развитие производительных сил общества. Воспроизводство неравенства ведёт к стратификации общества.

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени.

Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить в виде разделения всего общества на страты (это означает - слой). Расслоение общества на страты можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем, по сравнению с естественными стратификациями, социальная предполагает: ранговое расслоение , когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим; меньшую численность верхних слоёв.

Тщательно разработанную теорию стратификации создал наш соотечественник П.А.Сорокин, который считал, что невозможно дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационные структуры: экономическую, профессиональную и политическую . Он использовал критерии, выявленные его предшественниками и современниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д.

Как представлял себе П.А.Сорокин социальное расслоение общества?

Прежде всего, он различал одномерную стратификацию , осуществляемую посредством выделения групп по какому-либо одному признаку , например, по доходам. Далее, в ходе многомерной стратификации определяются группы, имеющие целый набор общих признаков, например, женщины определённой национальности, возраста, с низкими доходами.

По мнению П.А.Сорокина, в современном мире существуют миллионы социокультурных систем, в которых можно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, всемирные религиозные объединения (миллиард католиков, несколько миллиардов мусульман). Это множество социальных систем классифицируется по множеству оснований.

Среди одномерных групп выделяются биосоциальные : расовые, половые, возрастные; социокультурные : род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, государства, профессиональные группы, экономические группы, религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности).

К многосторонним (комбинация нескольких ценностей) группам П.А.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, сословие и классы.

Данная схема в социологии особенно не оспаривается, хотя предлагаются и другие теории стратификации.

В работах американских социологов насчитывается до 90 признаков стратификации. В разные периоды истории на передний план выходят то одни, то другие основы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть своего национального дохода на обслуживание мёртвых, включая их в свою ранговую систему. В России в течение многих столетий заметную роль в стратификации играла религия. Русские раскольники (дворяне, купцы, крестьяне) шли в огонь ради права креститься по-своему.



Согласно взглядам американского социолога Э.О.Райта, в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, позволяющие выделить главные страты.

1. Контроль за инвестициями или денежным капиталом.

2. Контроль за землёй и промышленными средствами производства.

3. Контроль за трудом и властью.

Класс капиталистов контролирует все три вида ресурсов, в то время как рабочие - ни одного.

Фрэнк Паркин, британский социолог, последователь М.Вебера, рассматривает собственность, контроль за денежными ресурсами, расу, национальность, язык, религию - как особые социальные перегородки, разделяющие страты. Например, в Южной Африке до недавнего времени союзы белого населения исключали членство в них чернокожих, чтобы сохранить своё привилегированное положение.

Немецкий социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между группами за престижное место в стратификационной системе. Р.Дарендорф делит современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, первые делятся на две подгруппы: управляющих-собственников и управляющих-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя основными стратами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих.

Наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура - сторонников функционального подхода Э.Дюркгейма.

Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным статусам и их мотивации используется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство доходов, и самих статусов. Чем сложнее работа, чем большей профессиональной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и оплата труда. Однако есть ещё одна группа статусов, которые функционально не значимы, но, тем не менее, высоко вознаграждаются. Это трудно заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность также важна, поэтому духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Наградой не всегда являются деньги. Это может быть больший почёт, уважение, знаки отличия, ордена.

Таким образом, с точки зрения функционалистской теории, неравенство и статусное распределение на шкале стратификации зависит, прежде всего, от функциональной значимости данного статуса, требований к исполнению роли (профессиональные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

Социологии известны четыре основные исторические системы социальной стратификации.

Рабство - наиболее выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей принадлежит другим как собственность. Как основная, массовая система стратификации, рабство исчезает в ХΙХ веке, но и сегодня элементы работорговли сохраняются в некоторых странах третьего мира.

Касты связывают с культурой индийского субконтинента, где они тщательно продуманы и связаны с индуистской религией. Религия и традиции закрепляют принадлежность к касте настолько сильно, что брахманы, например, вообще избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те, в свою очередь, занимаются в основном животноводством.

Подобные кастам системы стратификации возникали и в других странах, когда проводилась политика расовой сегрегации. Например, в США, после ликвидации рабства, степень отделения чёрных от белых оставалась настолько сильной, что стратификационная система была фактически кастовой.

Сословия были частью европейского феодализма и других традиционных цивилизаций. Место сословий в стратификационной системе закреплялось законом, все сословия имели разные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись следующим образом: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, художники и т.п.

Классы различаются, прежде всего, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

Страты должны рассматриваться не в застывшем неизменном положении, а в постоянных движениях и перемещениях. Эти перемещения в социологии получили название «социальная мобильность».

Социальная мобильность - это любой переход индивида, группы, социального объекта из одной социальной позиции в другую, из страты - в страту, или в пределах одного слоя. (Под социальным объектом П.А.Сорокин понимает собственность, предметы культуры).

Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида (социального объекта) из одной группы в другую, расположенную на том же уровне (смена места жительства, семьи, религии). Статус, доход, престиж при этом не меняются. Если такое перемещение происходит вверх (служебное повышение, увеличение доходов), то имеет место вертикальная мобильность. Лишение статусов, банкротство, потеря уважения, лишение наград - примеры нисходящей вертикальной мобильности.

В связи с тем, что социальные перемещения людей и социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и групповую вертикальную мобильность.

По образному выражению П.А.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности связан с действием основных социальных каналов (лифтов). Под ними П.А.Сорокин понимает основные социальные институты: армию, систему образования, политические и экономические организации, брак и семью, собственность.

Например, отдельный индивид избирает карьеру военного, поскольку она гарантирует стабильный, постепенный подъём из одной страты в другую, рост доходов, статуса, престижа. Война может ускорить движение этого социального лифта, поскольку предполагает выбытие вследствие гибели тех, кто занимает более высокие ранги, даёт возможность проявить воинскую доблесть, получить награды и т.п.

В духе позитивистской традиции П.А.Сорокин предлагает различать абсолютную и относительную интенсивность мобильности (количество перемещённых за единицу времени), рассчитывать совокупный индекс мобильности и т.п. Его работа «Социальная мобильность» до сих пор считается официальным учебником в американских университетах.

Позитивизм П.А.Сорокина отчётливо проявляется также в формулировке основных закономерностей стратификации. Приведём некоторые примеры:

1. Любое общество стратифицировано; нестратифицированное общество - утопия.

2. Ни один индивид, ни одна группа не могут постоянно сохранять одно и то же место в системе стратификации.

3. Чем у́же границы стратификации, тем вероятнее социальный застой, прекращение развития; чем шире границы стратификации, тем вероятнее социальные взрывы и революции.

Для измерения социальных дистанций в социальной иерархии П.А.Сорокин предложил термин «децильный коэффициент» , означающий разницу в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных.

Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить не только под воздействием вертикальной и горизонтальной мобильности, а также в результате реорганизации социальной структуры, введения новой системы стратификации. Появляются или исчезают новые отрасли промышленности, сферы обслуживания, новые профессии.

Массовые перемещения по горизонтали и вертикали связаны с глубокими изменениями в экономической системе общества, с изменением идеологических ориентиров, появлением новых социальных групп.

Для постороннего человека Алтер Роуд в Детройте выглядит как обычная городская улица. Однако местные жители называют ее "Берлинской стеной" или же "линией Мейзон-Диксон". Это объясняется тем, что Алтер Роуд отделяет восточную часть Детройта - нищее гетто от фешенебельного, богатого пригорода Гросс Пойнт.

В "Уолл-стрит джорнэл" (1982) корреспондент Аманда Беннетт характеризует общности, проживающие по разные стороны Алтер Роуд: "В восточной части Детройта живут бедные, главным образом негры; Гросс Пойнт населяют богатые, сплошь белые. Помещения школ, где учатся дети жителей детройтского Ист-Сайда, охраняются полицейскими. Привилегированные дети из Гросс Пойнт посещают уроки игры на скрипке, имеют собственные компьютеры. Для жителей восточной части Детройта "пособие" означает выживание; для тех, кто обитает по другую сторону улицы Алтер Роуд, это слово обычно ассоциируется с мошенничеством. Различия настолько поразительны, что друзья детройтцев, приезжающие из других мест, бывают шокированы, когда их проводят по улице Алтер. В восточной части города свалки брошенных автомобилей, много сгоревших зданий, на стенах которых нацарапаны всяческие надписи и рисунки. По замусоренным улицам слоняются толпы ничем не занятых людей. На расстоянии всего лишь тысячи футов открывается другая картина - аккуратно подстриженные живые изгороди и окрашенные ставни напоминают о другом мире, где есть газонокосилки, служанки, гаражи на два автомобиля и благотворительные вечера. Как говорит сенатор-демократ Джон Келли, представляющий обе группы, с одной стороны, здесь - "западный Бейрут", с другой, - сказочная страна "Диснейленд". /273/

Экономический спад в начале 80-х годов по-разному повлиял на эти две общности. Беннет пишет: "Образ жизни изменяется на всех уровнях. На одной стороне Алтер Роуд безработный вынужден прекратить членство в теннисном клубе. На другой стороне безработная женщина не может себе позволить съесть гамбургер. В Гросс Пойнт представитель торговой фирмы, занятый неполный рабочий день, сдает свою летнюю дачу, в то время как в Детройте проститутка при недостаточной занятости повышает цену своих услуг. В Детройте нищие безработные пьяницы распивают одну бутылку на всех. Одни жители Гросс Пойнт со стыдом обращаются за пособием, другие беззастенчиво устремляются на вечеринки в поисках влиятельных работодателей".

Огромные различия между этими двумя группами ярко свидетельствуют о существовании "имущих" и "неимущих". Эта ситуация является одной из самых важных проблем, волнующих социологов. Они исследуют ее путем анализа трех переменных: неравенства, стратификации и классов.

НЕРАВЕНСТВО , СТРАТИФИКАЦИЯ И КЛАСС

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕРАВЕНСТВО ВСЕОБЩИМ?

Религиозные лидеры помогают понять смысл жизни и смерти - создают моральный кодекс, которому люди следуют, чтобы обрести спасение. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение.

Управление - еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти - награда, но они часто становятся обладателями и более весомой доли богатства, их престиж выше, чем у простых смертных.

Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. "Техники" действуют в специальных областях - например, в сфере совершенствования военного и сельскохозяйственного оснащения. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении (Дэвис, Мур, 1945).

ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ЗАЩИТА ПРИВИЛЕГИЙ ВЛАСТИ

Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство - естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки /279/ функционалистских подходов (разве справедливо, например, что торговцы мылом зарабатывают больше, чем люди, обучающие детей чтению?), но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды (Тумин, 1953).

Маркс

Многие идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно Марксу, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров, - он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его подданные ее возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.

Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.

Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс , который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - над пролетариатом (рабочими). Приведем пример из современной жизни: буржуа - это собственники фабрик и их оборудования (средств производства), а пролетариат обычно представляют люди, работающие на сборочном конвейере. Такое разделение общества на классы - основа теории Маркса. Маркс также утверждал, что история - последовательность перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую /280/ (например, капитализм). В ходе преобразования на новом этапе развития сохраняются некоторые черты предыдущего этапа. Например, в Англии в период капитализма аристократия продолжала владеть землей, это было наследие феодальной эпохи. Маркс также признавал, что существует разделение среди основных классов - так, внутри буржуазии владельцы магазинов и купцы по своему положению в социальной иерархии отличаются от владельцев важнейших средств производства (фабрик и земли). Наконец, Маркс учитывал существование люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.

Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс . Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается, владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство. Маркс подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими:

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТА - стоимости технического оборудования и сырья + заработная плата рабочих + прибыль владельца (прибавочная стоимость).

Маркс сделал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, а не в их собственные. Осмыслив это, они увидят, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат - беднее. Конфликт усилится, в конце концов рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму.

Предсказание Маркса не сбылось, капитализм не привел к результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг; являясь наемными работниками, люди из этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом. Джорджиано Гаглиани (1981) высказал предположение, что работники, не занятые физическим трудом ("белые воротнички") - от секретарей до инженеров, заинтересованы в союзе с капиталистами: за политическую поддержку хозяева платят им более высокую заработную плату, чем работникам физического труда. Теория Маркса /281/ также ослаблена тем фактом, что правительство и сами капиталисты стали больше учитывать нужды и требования рабочих вследствие политического давления и благодаря системе заключения коллективных договоров. Рабочие в США имеют высокую зарплату и премиальные, кроме того, им выплачивается пособие по безработице. По этим причинам их вряд ли вдохновляет призыв Маркса: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

Микельс

Другие критики приняли основные принципы теории Маркса, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая организация является главной причиной конфликта между классами. В своем исследовании деятельности профсоюзов и политических партий конца XIX - начала XX в. Роберт Микельс доказал, что олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если численность организации превышает определенную величину (скажем, возрастает от 1000 до 10 000 человек). Эту теорию называют "железным законом олигархии" (Микельс, 1959). Тенденция к концентрации власти обусловлена главным образом структурой организации. Огромное количество людей, составляющих организацию, не может обсуждать вопрос, чтобы начать действовать. Они возлагают ответственность за это на нескольких лидеров, власть которых возрастает.

Дарендорф

Этот "железный закон" характерен для организации всей социальной жизни, а не только экономики. Ральф Дарендорф (1959) утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном формировании, университете), где существуют начальники и подчиненные. /282/

ТЕОРИЯ ВЕБЕРА: БОГАТСТВО-ПРЕСТИЖ-ВЛАСТЬ

Макс Вебер, писавший свои научные труды через несколько десятилетий после Маркса (1922-1970), в отличие от него не считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент - имущественное неравенство . Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов - крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

Исследование факторов достижения статуса

В последнее время исследование интергенерационной мобильности уступило место изучению особенностей приобретения статуса. Это связано с анализом социальной мобильности людей в течение их жизни. Данные об их мобильности "считываются в обратном порядке", чтобы выявить факторы, влияющие на их нынешний статус. Таким образом, ученые установили, что важнейшими факторами, определяющими статус /293/ человека, являются социальное и экономическое положение, раса, образование , род занятий родителей, пол, размер семьи, место

Таблица 9-3. Влияние расы и пола на профессиональный статус, 1984 г. (в %)

Род занятий

Белые и другие

Латиноамериканцы

Руководящие и высоко- квалифицированные специалисты

Специалисты технического профиля, торговые и административные работники

Работники сферы обслуживания

Работники системы производства точных приборов, изделий, специалисты по ремонту

Операторы, сборщики, разнорабочие

Специалисты в области земледелия, лесоводства и рыболовства