Соционика изучает. Что такое соционика? Что изучает? Соционика — не наука! Что дает применение соционики

«СО ЦИОНИКА — наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними»
(Аушра Аугустинавичюте, основательница соционики.)

Соционика изучает законы, по которым человеческая психика воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире, классифицирует людей по и описывает между ними, см.

Области применения соционики: прогнозирование поведения, определение качеств и способностей людей, выбор профессии, прогнозирование и построение отношений, самопознание и саморазвитие.

Как появилась соционика?

Соционика была создана литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005) в конце 1970-х — начале 1980-х гг., первоначальной основой для ее исследований послужила типология К.Г. Юнга, изложенная им в работе «Психологические типы» и теория информационного метаболизма А. Кемпинского.

А. Аугустинавичюте исследовала процессы восприятия и переработки человеком информации об окружающем мире, построила и создала .

Теоретическая и практическая база разработана в период 1995—2005 гг. и полностью основывается на изначальных идеях и открытиях К. Г. Юнга, А. Аугустинавичюте и других социоников, по сути являясь их дальнейшим развитием и продолжением.

Что изучает соционика?

Соционика открыла наличие у человека 16 типов психики — психотипов. Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом психики, который остаётся неизменным на протяжении всей жизни. В основе классификации психотипов лежит тот факт, что информация, получаемая человеком об окружающем материальном мире дифференцирована и разные ее аспекты воспринимаются нашей психикой с разной степенью осознанности. Каждый тип психики об одних аспектах окружающей действительности получает информацию в наиболее полном и хорошо осознаваемом виде, а о других в гораздо менее осознанном и сжатом.

Определения аспектов в соционике основываются на четырех фундаментальных физических понятиях: Энергии, Материи, Пространстве и Времени. Модель человеческой психики, применяемая в соционике, отражает качество восприятия аспектов и характер взаимодействия с ними каждого из 16 психотипов.

Условно, структуру информационного потока, воспринимаемого психикой человека с точки зрения соционики, можно изобразить так:


Главным отличием соционики от является то, что она не просто наблюдает со стороны и описывает поведение людей, а изучает структурные различия в восприятии ими информации об окружающем мире и характер самой этой информации. Такой подход позволяет соционике гораздо глубже взглянуть на причины лежащие в основе поступков и качеств человека, увидеть его потенциальные возможности и склонности, пусть даже не проявленные в данный момент времени.

Можно сказать, что соционика — это наука о том, какой человек есть и кем он является по своей внутренней природе, в то время как другие типологии рассматривают и описывают лишь его поступки и поведение.

Что дает применение соционики?

Знание и понимание своего типа позволит вам совершенно по иному взглянуть на природу многих своих качеств и стремлений, лучше узнать себя и свои способности, свои сильные и слабые стороны, которые будут наилучшим образом сочетаться с вашими способностями и характером. Соционика открывает человеку возможность научиться быть самими собой в самой полной мере, часто люди испытывают огромное облегчение лишь от одного осознания и принятия того, какими они являются на самом деле.

Научившись определять психотипы окружающих, можно понять чем продиктованы те или иные поступки человека, чем обусловлены различия в поведении людей, их способностях, интересах, привычках. Знание соционики позволит вам легко определять свою совместимость с другими людьми, понять каким образом будут складываться ваши дальнейшие отношения, какие качества партнера следует использовать, а какие необходимо поберечь.

Применяйте соционику как эффективный инструмент прогнозирования поведения людей и построения отношений!

По материалам Духовского Т.А.

Популярность: 0

«Бизнес - это люди, мисс Стил, и я очень хорошо умею в них разбираться. Я знаю, что их интересует, чему они радуются, что их вдохновляет и как их стимулировать», - говорит герой одной из самых известных книг современности и по совместительству миллионер (или миллиардер?) Кристиан Грей юной Анастейше Стил. Помните этот момент? Она, такая неопытная и робкая, сидит в его кабинете - а он, прожигая ее взглядом, выдает одну из немногих здравых мыслей всего произведения. Если я приведу еще одну цитату из нашумевших «Оттенков», все решат, что статья про секс и прочие извращения. А вот и нет. Она про то, как научиться понимать людей, и про науку, которая этому учит, - соционику.

Зачем нужна соционика

Один начальник большого магазина электронной техники так уверовал в соционику, что послал нескольких специалистов по персоналу учиться в крупный соционический центр. Специалисты выучились, вернулись, и первое, что сделали, - перетасовали продавцов внутри вверенного им магазина. В частности, на возврат товаров вместо деловитого парня, который тщательно проверял и перепроверял товары, прежде чем принять их обратно, поставили тихую и нежную девушку. Из примечательного в девушке были только ласковый голос и исключительное умение внимательно слушать собеседника. Она даже в технике толком не разбиралась. Через месяц произошло невероятное: процент возвратов снизился на 30%. На сколько вырос гонорар новоявленных социоников, скромно умолчим.

Не обязательно учиться в соционическом или любом другом центре, чтобы уметь поставить каждого работника на то место, где он принесет максимум пользы. Можно иметь громадный стаж в искусстве подбора персонала или просто, что называется, природное чутье, «нюх» на людей. Но если у вас нет ни того, ни другого, а разобраться все же хочется, у меня для вас хорошие новости. Этому можно научиться. Ну как, скажем, математике.

Математика + психология = новая наука?

Мало кто знает, но основательница науки о социуме не была ни психологом, ни социологом. Она была экономистом - и предположила существование 16 социотипов, основываясь на теории Юнга и простых математических расчетах. Звали ее Аушра Аугустинавичюте. Только представьте: некоторым соционикам - преподавателям в основном - приходится повторять это имя из года в год. Они, впрочем, не жалуются и повторяют с неизменным трепетом - на свете не так много женщин, которым удалось в одиночку основать целую науку.

Однако официально такой науки, как соционика, до сих пор не существует. Зато существует термин «лженаука», который приклеился к ней чуть ли не с момента основания в конце 1970-х годов. Все потому, что людей, которые пишут в Интернете что-нибудь из серии «Если вы мрачный тип с тягой к абсолютному порядку и пробивным характером, будьте уверены - вы Максим Горький» становится все больше. Доверия к ним и к соционике в целом - все меньше.

Волшебное превращение

Соционика меж тем - прямая наследница теории Юнга о восьми психотипах. Аушра (вы же не думаете, что я еще раз напишу ее фамилию, правда?) взяла за основу четыре выделенных им аспекта - мышление, чувство, ощущение, интуицию - и предположила, что каждый имеет две разновидности - экстравертную и интровертную. Так появились восемь соционических аспектов. То, что Юнг называл мышлением (аспект, связанный с представлениями о причинно-следственных связях и объективными критериями), в соционике стало логикой . Чувство , у Юнга отвечающее за оценочные суждения, расширилось до межличностных отношений и умения понять другого и превратилось в этику . Ощущение , ответственное за восприятие окружающего мира органами чувств, назвали сенсорикой . И только интуиция - то же восприятие, только бессознательным путем, - сохранила свое название.

Модель Аушры

Важно помнить: каждый человек обладает всеми восемью аспектами . Мы не можем жить без восприятия материального мира органами чувств или полностью игнорировать свое и чужое эмоциональное состояние. Но согласитесь: не каждому из аспектов мы уделяем одинаковое количество сил и внимания. В тяжелые моменты каждый полагается на что-то одно: логические соображения, интуицию, - или просто, что называется, слушает свое сердце. Аушра заметила это - и расположила восемь аспектов в зависимости от того, какую роль он играет для каждого из 16 типов, в особой таблице. Таблица получила название «модель А» (Аушры в смысле), а каждый тип - подробное описание по функциям.

Своя среди своих

То, что социотипов именно 16 (а 16 - это 4 в квадрате), с удивительной точностью укладывает соционику во все другие типологии. Например, в дифференциальной психологии выделяют четыре основных типа (циклоиды, шизоиды, истероиды, эпилептоиды), знаки зодиака привязаны к четырем стихиям (земля, огонь, вода, воздух), мы воспринимаем окружающий мир четырьмя разными способами и делимся в зависимости от них на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дискретов. Если я привяжу четыре основных типа соционики - сенсориков, интуитов, логиков и этиков - к каждой из названных групп (а я могу), представители типологий найдут меня и закидают тапками. Так что я лучше расскажу вам о каждом из аспектов. А вы попробуйте проследить закономерности - иногда они не просто лежат на поверхности, а просто-таки бросаются в глаза.

Кстати, по этой фразе опытный соционик сразу поймет, что сенсорика - моя сильная сторона. С нее, пожалуй, и начнем.

«Выжить любой ценой» - силовая сенсорика

Сенсорики - это люди, которые хорошо понимают материальную и чувственную (не путать с чувствительной) сферу жизни. Это люди «про потрогать». Они могут «на глаз» прикинуть пространство, оценить габариты и мощь чего угодно - предмета, человека, машины, взрыва - и не ошибиться. Один мой знакомый как-то посягнул практически на святое - решил выявить соционическую закономерность среди героев ВОВ. Провести эдакий расчет, кто из 16 типов больше склонен к подвигу. Скажу сразу: типировать людей, которых нет в живых, если только они не оставили после себя книгу размером с «Войну и мир», воспоминания современников и желательно фото в полный рост, - затея сомнительная . И все же расскажу вам об этом исследовании - его результаты меня потрясли. Степень героизма у того или иного типа исследование не выявило. Зато обнаружилась другая интересная закономерность. Герои, награжденные посмертно, были кем угодно, только не сенсориками. И наоборот - из тех, кто совершил подвиг и выжил, сенсориков, особенно экстравертных, оказалось больше всего. Причины были разные: вовремя проскользнул, проскочил, уклонился от пули - и остался жив.

Экстравертная сенсорика (она же силовая, она же черная) отвечает за власть, силу, умение управлять своим (и при необходимости чужим) телом. Она позволяет хорошо прикинуть расстояние и мощь соперника или опасности. Впрочем, с «прикинуть» и не ошибиться прекрасно справится и сенсорика ощущений.

Взвесить все (а еще потрогать и попробовать) - сенсорика ощущений

Приведу менее кровожадный пример, а заодно и тест на сенсорику, который каждый может провести у себя дома. Задумайтесь: часто ли вы готовите по рецепту? И по рецепту или скорее по наитию? Отмеряете стаканами, щепотками, «на глаз» или, напротив, для пущей точности пользуетесь электронными весами? Чем свободнее вы обращаетесь с любыми мерами (если только это не результат 20-летнего опыта работы поваром), тем больше шансов, что сенсорика у вас не самая слабая. И наоборот - если хочется все тщательно взвесить, проверить и перепроверить… то хорошая новость такая: в наши дни уклоняться от пуль уже не приходится.

Интровертная сенсорика (она же белая, она же сенсорика ощущений) отвечает за восприятие материального мира во всем его разнообразии - через запах, цвет, вкус. С телом - и своим, и чужим - сенсорики умеют обращаться не хуже своих «черных» собратьев. Но, в отличие от них, берут не нахрапом, а мягкостью.

«Случайно все успеть» - интуиция времени

Главные антагонисты сенсориков - и люди, максимально оторванные от материального мира, - это интуиты. Одна моя подруга - базовый белый интуит - может иногда забыть позавтракать. Или заснуть на рабочем месте на 15 минут. Потом проснуться и как ни в чем ни бывало продолжить работать. Причем она точно знает, что прошло 15 минут, хотя часы не носит. Чем лучше работает функция, тем меньше нам нужны внешние ориентиры. Вы вот часто смотрите на часы? А на руке носите? Я - всегда. Дома у меня часы висят на самом видном месте, а будильник на прикроватной тумбочке тикает в буквальном смысле под самым носом. Все потому, что я плохо чувствую время - хотя почти никогда не опаздываю. Но, не взглянув на часы, вряд ли скажу вам, который сейчас час.

Еще один тест на интуицию времени: попробуйте понаблюдать, как разные люди (и вы в том числе) готовятся выйти из вагона в метро. Кто-то закрывает книгу и встает поближе к двери, едва объявят следующую станцию. У таких людей обычно главный кошмар в жизни - что-то не успеть. А есть те, кто спокойненько встает со своего места ровно за несколько секунд до того, как поезд остановится. И так же спокойненько выходит. Базовые белые интуиты часто рассказывают, как в студенческие годы просыпали пару или даже экзамен ровно в тот день, когда его отменяли. «Ка-а-ак?» - страдальчески вопрошают в этом месте те, кто обычно приходил за час до экзамена, чтобы, не дай бог, не опоздать. «Ну вот как-то так. Само получилось».

Кстати, любопытное соционическое наблюдение: многие люди, называющие себя экстрасенсами, - это белые интуиты. Их базовая функция - интровертная интуиция, она же белая, она же интуиция времени, - позволяет им почувствовать, как ситуация будет развиваться во времени.

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» - деловая логика

Обычно происходит так: белые интуиты вещают с позиции «как-то так» и «само получилось», угадывают, все вокруг удивляются, дальше набегают деловые логики - и давай выяснять причины и следствия. Проводят исследования, ставят эксперименты - экстравертным логикам всегда нужна материальная база для выводов, - ищут закономерности. Помните, в любой непонятной, сложной или опасной ситуации мы опираемся на свою базовую функцию? У логиков обоих подтипов, и экстравертных, и интровертных, такая ситуация случается, когда им наступают на святое - их логическую картину мира, в которой все можно объяснить причинно-следственными связями. А если нельзя, то тут и думать нечего, говорят деловые логики. Фигня все эти ваши экстрасенсы.

«Или все-таки может?..» - абстрактная логика + интуиция возможностей

Иногда, правда, для объяснений подтягиваются абстрактные (они же интровертные, они же белые) логики, которые могут - чисто теоретически - допустить все и всегда. Нужно только подвести к этому нужное объяснение, обосновать его и систематизировать. Именно абстрактные логики делают на первый взгляд совершенно умопомрачительные предположения - и оказываются правы. Хотя им не очень интересно оказаться правыми или даже проверить эту свою теорию: если она вписывается в существующие (иногда только в их голове) системы и правила - значит, существует. Чего тут доказывать?

Часто, чтобы создать что-то принципиальное новое, абстрактной логике в поддержку нужна интуиция возможностей, которая отвечает за предположения о внутреннем устройстве объекта. Есть один социотип, у которого оба эти аспекта сильные, - самый первый из шестнадцати. Статистика показывает, что именно люди этого типа чаще всего двигают науку веред. Они могут вывести теоретическую закономерность, которая будет доказана через добрых 100 лет. Все непризнанные современниками гении, о которых вы сейчас подумали, которые впоследствии оказались правы в своих предположениях, были, скорее всего, абстрактными логиками. Принято считать, что и сама Аушра из их числа. Ведущие эксперты в современной соционике Григорий Рейнин и Виктор Гуленко - тоже абстрактные логики.

А вот занимаются соционикой в основном логики деловые: без живого материала для поиска причинно-следственных связей экстравертам, ориентированным на внешний мир, пришлось бы туго.

«Видеть людей насквозь» - этика эмоций и этика отношений

Сенсорики и интуиты тоже занимаются соционикой, но таблицами (моделью А в смысле) стены не обклеивают. Кого вы в этой сфере вряд ли встретите, так это этиков. На всякий случай повторю: к этике как комплексу правил поведения в обществе соционический термин отношения не имеет. Этика отношений в соционике - это про взаимоотношения между людьми и их чувства, а этика эмоций - соответственно про эмоции и внутренние переживания. Так вот, именно этики обычно говорят: да ну эту вашу соционику, и так же все видно, кто какой и чего хочет. В этот момент их главные антогонисты, логики, обычно ищут стенку, чтобы побиться об нее головой, - им-то вообще ничего не видно, и они без специальных таблиц, учебников и систем ничего не понимают. Так как я логик и этика у меня слабенькая (это общая закономерность, у сенсориков плохо с интуицией, у логиков - с этикой, и наоборот), рассказать о том, как этики видят мир, мне не то что сложно, а просто энергозатратно. Еще один пункт в копилку типирования - если человеку сложно или неинтересно говорить о чем-то, значит, сфера, к которой привязана тема (отношений, материальных благ, личной выгоды и т.д.), у него слабая. Но и это не приговор. Я хоть и логик, но неплохо разбираюсь в людях - просто мне пришлось для этого годами учиться. В то время как этик видит человека (часто первый раз в жизни) и говорит: в этой ситуации он поступит так, в этой - так. Вот эти двое поладят. А те вообще скоро поженятся. Ах, они еще не знакомы? Ну, какие мелочи!

Кстати, больше половины любовных сюжетов построены на противостоянии этиков и логиков. Подтверждение тому - наш мистер Грей. Все уже, наверное, убедились, что статья не о сексе, так что приведу вторую часть его высказывания: «…чтобы добиться успеха в каком-нибудь деле, надо овладеть им досконально, изучить его изнутри до малейших подробностей. Решения, которые я принимаю, основаны на фактах и логике. У меня природный дар распознавать стóящие идеи и хороших сотрудников. Результат всегда зависит от людей» . Ну что, догадались, кто перед нами? Логик или этик? А кто его любимая сабмиссив - Анастейша Стил?

Мы все дополняем друг друга

Чем меньше мы что-то понимаем, тем более загадочным оно для нас выглядит - и тем больше притягивает. Это работает и в отношениях между людьми. Логики вообще не понимают этиков, но подсознательно хотят быть к ним поближе. Этики восхищаются умением логиков все расставить по полочкам, для них это равносильно умению решить любую проблему. Сенсорики считают, что интуиты постоянно витают в облаках, - но зачастую тихонько пристраиваются рядом: вдруг удастся заглянуть в эти облака хоть одним глазком? А интуитам сенсорики вообще иногда нужны банально для того, чтобы выжить: многие из них забывают поесть или вовремя постирать одежду. И нет, я не преувеличиваю.

На этом притяжении, кстати, основаны дуальные пары - эдакие идеальные соционические половинки. Но о них в другой раз. А пока вместо заключения хочу спросить: имеют ли отношение все описанные примеры к качествам человека? Опаздывает ли он, меряет ли на глаз или весами, обложился секундомерами или живет исключительно полагаясь на чутье? Нет. Все это говорит лишь о том, как человек обрабатывает информацию из внешнего мира. Как быстро реагирует на нее. Что считает важным, а что нет. Именно поэтому термина «социотип» не существует - зато существует термин «ТИМ» - тип информационного метаболизма. И именно поэтому мой знакомый (логик, как вы уже, наверное, догадались), который пытался понять, какой же ТИМ больше других склонен к подвигу, потерпел неудачу. Подвиг невозможно предугадать или объяснить. Он исходит из глубины души. И независимо от типа на него способен каждый человек.

От редакции

Определение ТИМа (типа информационного метаболизма) очень важно и в сфере воспитания детей. Ведь поняв, как ребенок обрабатывает информацию из внешнего мира и как быстро реагирует на нее, можно выстроить наиболее эффективную систему обучения. Сейчас многим детям тяжело дается учеба в школе. Возможные причины такой ситуации рассматривает в своей статье педагог, психолог Марина Таланина : .

Соционика и её статус вызывают много сомнений и вопросов у людей «со стороны», тех, кому о соционике рассказывают, кого с ней знакомят, кто пока мало о ней знает.

Многие вопросы и сомнения вполне обоснованны и понятны, некоторые – просто следствие незнания и нежелания напрягать мозги. Так или иначе, это вопросы и сомнения очень важны и о них мы сегодня и поговорим. Материал ориентирован на:

1. Тех, кто знакомит с соционикой других людей, стремится её популяризовать и часто отвечает на подобные вопросы.

2. Тех, кто с соционикой не знаком или только слышал о ней, но в целом интересуется новыми и перспективными знаниями.

«Соционика – не наука!»

Да. Соционика – не наука. К сожалению, многим, занимающимся соционикой, кажется, что если это активно отрицать и всеми силами изображать из себя науку с официальным статусом, то что-то изменится. Но на сегодня ни о каком статусе полновесной науки для соционики как области знаний, не может быть и речи.

Но что же тогда соционика? Это концепция знаний о человеке, которая развивается по научному пути. То есть это такой зачаток, который может стать полноценным научным направлением, а может и не стать. Далеко не всё в ней проводится через критерий научности из-за недостатка данных и того, что информация не систематизирована, большую часть этой концепции пока составляют наблюдения и их довольно простой анализ («вот это соотносится с вот этим, а из вот этого всегда получается вот так, но почему – мы сами не знаем»). И научность соционики, ну или хотя бы её адекватность, через большее количество наблюдений, отрыв от стереотипов, поиск закономерностей и связей с другими областями знаний и есть путь её развития, если не отбрасывать её сразу как «ненауку».

А статус сам по себе, во всяком случае в России, вытекает из организованности людей, официальности организаций и тому подобных вещей и не всегда прямо связан с адекватностью самих знаний. В конце концов, мы живём в стране, где в ВУЗах преподают гомеопатию))

«Что изучает соционика?»

То, как люди воспринимают и выдают информацию по своим врождённым особенностям. Если подробно, то эти врождённые особенности систематизированы и разделены на типы информационного метаболизма (термин, которым для удобства обозначается вся эта совокупность из восприятия и выдачи), и можно сказать, что соционика изучает эти типы и взаимодействие людей между собой в зависимости от этих типов. Само восприятие информации объясняется через соционические аспекты и функции, в которые включается разная информация.

И вот тут возникает логичный вопрос – что это за аспекты и функции? Если отвлечься от описательности и говорить по сути – чёрт его знает. Соционика сейчас развивается в режиме «китайской комнаты»: в изучаемые системы (да, в людей) «вбрасывается» разная информация, а затем анализируется то, что получилось «на выходе», как оно соотносится с изначальной информацией – из этого делаются предположения и выводы о содержимом самой «китайской комнаты», о закономерностях восприятия и обработки информации нашим мозгом. Аспекты и функции описывают то, что есть внутри «китайской комнаты», но что это в осязаемом смысле соционикам ещё предстоит узнать с помощью специалистов из других областей знаний (вероятно – нейробиологии и/или генетики).

Подчеркну, что эта абстрактность не есть плохо, она просто отражает уровень развития самой концепции. В этом плане наглядным примером является как раз генетика. Её основоположник, Грегор Мендель, понятия не имел не то что о генах, даже о клеточном строении организмов. Поля с горохом были той же «китайской комнатой»: Мендель «вбрасывал» информацию в изучаемую систему, анализовал то, что получалось «на выходе» и делал выводы о том, что «там внутри». В качестве абстракции Мендель говорил о неких носителях, которыми в будущем оказались гены, и это не помешало ему точно выявить закономерности изучаемой системы. Для нынешней соционики аспекты и функции – те же абстракции с таким же смыслом изучения.

«А в чём польза от соционики?»

«Ваши ожидания – это Ваши проблемы!» — сказал однажды известный футболист, и для некоторых ситуаций оказался прав)) Проблема в том, что от соционики и социоников обыватель ожидает того же, что от психологии и психологов. Соционика занимается смежными с психологией знаниями, но не самими ими. Соционики лишь учитывают психологические явления так же, как химики в своей работе физические, а физики – химические. Интересующиеся могут почитать книгу Е.Филатовой «Психология и соционика: вместе или врозь?»

Тогда чем соционика поможет? Вкратце – понять и принять себя в целом как личность. Есть такое противоречие: с одной стороны полноценный человек и нормальное общество невозможно без стремления к развитию и изменений; а с другой — изменение самой личности, особенностей личности «под что-то» — это по сути насилие над этой личностью. Соционика и помогает определять эту грань, ведь тип информационного метаболизма не меняется, определяемые ими особенности нельзя изменить, а остальное, как приобретённая информация и личный опыт, и есть наше необъятное поле для развития. К тому же можно понять, какую информацию и как легче воспринять, а значит – как эффективнее лично тебе развиваться. И плюс, зная соционику вообще и конкретного человека в частности, можно его оценить как личность или просто участника работы/проекта.

«Я пока не увидел ничего, кроме толпы визжащих анимешниц»

Существует т.н. «Откровение Старджона». Писателю-фантасту Теодору Старджону на одной дискуссии зачитали откровенно бредовые отрывки из фантастических произведений и заключили, что 90% научной фантастики это чушь, на что Старджон ответил что 90% всего – чушь, и фантастика здесь лишь часть обычной жизни. Соционика на её стадии развития и пока описательного характера знаний тоже подчиняется этой ненаучной, но жизненной закономерности)) В этом плане соционика жестока к людям недалёким и не желающим развиваться – они неизбежно тонут в болоте стереотипов, масок и шлаковой информации. Ценных знаний в соционике много, но «информационного шума», который плодят толпы идиотов, намного больше. Но дело ведь не в соционике, а в идиотах.

«Вы все шарлатаны!»

Не все. Да и не то чтобы шарлатаны – в основном просто наивные. Соционика как концепция по сути развивается горсткой разрозненных людей, одарённых силой энтузиазма, но просто вникающему в соционику обывателю на глаза попадаются в основном жертвы описанного выше информационного шума, которым хватило наивности принимать себя за «профи». Они не шарлатаны, они просто уютно устроились на волне развития соционики как концепции, не всегда это понимая. В крайнем случае, можете просто не верить никому, кроме меня:3

И в конце хочу сказать о том, какой смысл может иметь соционика для науки и прогресса общества в самом глубоком смысле. Дело в том, что «дыры», отсутствие прямых связей именно в гуманитарных знаниях, именно таких простых вещах, как отношения людей, их поведения в простых ситуациях в жизни – область, за которую держится неадекватное, антинаучное восприятие мира. Именно вокруг этих вопросов плодятся гороскопы, гадания, вера в сверхъестественные силы и прочие радости обывательского мракобесия. Соционика потенциально может закрыть многие такие «дыры» и, таким образом, выполнить свою миссию для развития общества.

Представьте себе, что вы расспрашиваете нескольких людей, сходивших в гости, о том, что они там видели. Ответы могут быть совершенно разные: один человек детально опишет обстановку, блюда, которые были на столе, но мало что сможет сказать про гостей и хозяев, другой - наоборот, красочно опишет собравшихся людей и царившую эмоциональную атмосферу, но при этом вряд ли сможет вспомнить, что ел, а третий сможет пересказать свою беседу с соседом по столу и идеи, которые были затронуты в этой беседе, но окажется, что все остальное (обстановка, атмосфера и т.д.) прошло мимо его внимания. Отчего такое получается, ведь вроде бы все были в одном и том же месте, видели одно и то же? Очевидно, что от различий в восприятии информации, в различных приоритетах одних ее видов по сравнению с другими.

Именно такими особенностями восприятия информации и занимается соционика. В основе соционики лежит четыре пары признаков (так же называемых дихотомиями), предложенных К.Г. Юнгом в первой половине XX века. Однако классификация Юнга основывалась на особенностях поведения человека. В 70-х годах литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте связала эти признаки с учением об информационном метаболизме А. Кемпинского, что привело к существенному пересмотру этих признаков, в результате чего и получилась новая типология, названная соционикой.

В основе современной соционики лежат следующие пары признаков (этот набор признаков называется базисом Юнга):

  • Рациональность/Иррациональность. Единственная дихотомия, практически не изменившаяся со времен К.Г. Юнга. По Юнгу, в психике человека постоянно идут два процесса: «восприятие» (получение информации из окружающей среды) и «суждение» (оценка этой информации и принятие решения «что делать»). Эти процессы взаимосвязаны, но один из них всегда преобладает над другим.
    У рационалов преобладает суждение, поэтому они прежде чем сделать что-либо, мысленно как бы задают себе вопрос «зачем я это делаю», обосновывают необходимость того или иного шага, хотя ответ на этот вопрос не обязательно может быть «рациональным» в обыденном понимании. После этого рационал формирует в голове представления об ожидаемом результате и при выполнении задуманного сверяет текущую ситуацию с этим представлениями. Восприятие мира у рационалов аналитическое, то есть сначала наблюдаемая картина разбивается на составляющие, а потом дается оценка каждой из них.
    У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому видение мира синтетическое: оценка дается всей картине в целом, без дробления на составляющие. Кроме того, в отличие от рационалов, они сосредоточены полностью на текущей ситуации, а не на сравнении ее с задуманным. За счет этого иррационалы быстрее и гибче реагируют на резкие изменения, что дает им больше шансов выжить в ситуациях, требующих мгновенной реакции (например, столкновение с хищником в дикой природе или аварийной ситуации на дороге). Но в то же время иррационалы хуже видят причинно-следственные связи, им сложнее восстановить последовательность своих действий и объяснить, почему они действовали именно таким образом.
  • Логика/Этика . Логика/этика считается рациональной дихотомией, т.е. той, по которой производится «суждение». Задача функций этой дихотомии - оценить наблюдаемый объект (или процесс) по тому или иному набору признаков, что позволит сформировать реакцию на этот объект (хотя сам тип реакции объектом рассмотрения соционики не является, за него отвечает в большей степени психософский тип), а так же подбор тех признаков, которые важны именно сейчас. При этом оценка не обязательно может быть «рациональной», например, суждение может выноситься по таким признакам, как «опасный/безопасный», «полезный/бесполезный», «съедобный/несъедобный», а может - «нравится/не нравится», «радует/не радует», «симпатичный/не симпатичный».
    При этом логики в любой ситуации рассматривают окружающий мир как набор объектов, подчиняющихся тем или иным закономерностям (это могут быть законы природы, законы общества, должностные инструкции, правила поведения и т.п.). Внимание логиков направлено на то, чтобы выявить эти закономерности и использовать их для достижения своих целей, а все, что с точки зрения этих закономерностей несущественно, просто выбрасывается из рассмотрения (хотя у отдельных логиков представления о значимом и незначимом могут весьма отличаться от общепринятых). Причем основной способ определения таких закономерностей - это сопоставление, сравнение текущей ситуации с похожими, чтобы понять, что изменяется, если убрать или добавить тот или иной признак.
    У этиков совершенно другой взгляд на мир. В любой ситуации этик видит множество субъектов, у каждого из которых есть свои интересы, намерения, желания, интересы. Зачастую такое восприятие может переноситься и на неживые объекты (например, «очеловечивание» машины или компьютера). Деление на важное и неважное у этика выглядит скорее так: если это важно хотя бы для кого-то из участников ситуации, значит сейчас это нужно учитывать.
    Из-за этого этикам легче найти подход к другому человеку, а также животному, так как этик понимает, что нужно сказать, как расположить к себе того или иного человека. Логик же видит человека как исполнителя определенной социальной роли, отбрасывая как несущественное все то, что к роли не относится. Этики, как правило, более эмоциональны, так как «дополнительные» эмоции могут вызываться теми свойствами, которые логики могут отбросить как малозначимые.
    Как следствие, логики лучше справляются с задачами, где требуется сосредоточиться на каких-то объективно значимых показателях, этики - там, где требуется индивидуальный подход.
  • Интуиция/Сенсорика . Интуиция/сенсорика - это воспринимающая дихотомия, она определяет то, каким образом к человеку поступает информация о внешнем мире. У сенсориков основной источник восприятия - его собственные органы чувств и ощущения его тела, мир для него - это, что можно пощупать, потрогать, понюхать или как-то иначе ощутить. Абстрагироваться от этого сенсорику сложно, поэтому он весь постоянно собран, находится «здесь» и «сейчас», и в этом «здесь» и «сейчас» четко отслеживает происходящее.
    Интуит, наоборот, легко переключается с органов чувств на другие источники информации: собственную память, воображение, сигналы от бессознательного. В результате интуит может производить впечатление человека, витающего в облаках, «не от мира сего», но вместе с тем интуиция дает более богатое воображение, позволяет лучше работать с абстрактной информацией, обнаруживать неочевидные взаимосвязи между событиями и явлениями, действовать в ситуациях нехватки исходных данных.
  • Интроверсия/Экстраверсия . С данной дихотомией у новичков возникает больше всего путаницы из-за того, что в соционике она имеет совсем другое значение, чем в психологии. (Из-за этого одно время использовались названия интротимность/экстратимность, но сейчас они почти забыты.)
    В соционике экстраверсия - ориентированность на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений), тогда как интроверсия - ориентированность на впечатления от всего перечисленного у воспринимающего субъекта, а так же на взаимосвязи и взаимное влияние этих объектов друг на друга.
    Тем не менее, определенная взаимосвязь присутствует. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации, на это время он «уходит в себя». Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую предпринимает какие-либо активные действия для ее получения. В результате соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Видно, что каждая дихотомия представляет собой пару взаимоисключающих признаков. У каждого конкретного человека один из признаков (полюсов дихотомии) всегда в той или иной степени преобладает над другим. При этом считается, что все четыре дихотомии друг от друга независимы, т.е. например, логика может сочетаться как с сенсорикой, так и с интуицией, как с рациональностью, так и с иррациональностью, и т.д. Набор преобладающих признаков по каждой из дихотомий и определяет тип информационного метаболизма (сокращенно ТИМ или социотип): то, какие виды информации человек обратит внимание с большей вероятностью, какие легче воспримет и запомнит. Общее количество всех возможных сочетаний признаков равно 2 4 =16.

ТИМ, он же соционический тип, обозначается двумя способами. Первый - указываются признаки дихотомий, причем для рационалов сначала пишется «логически» или «этически», затем «интуитивный» или «сенсорный» «экстраверт» или «интроверт», а для иррационалов наоборот: сначала «интуитивно» или «сенсорно», затем «логический» или «этический», затем «экстраверт» или «интроверт». Т.е. если логика, интуиция и интроверсия будут сочетаться с рациональностью, то такой ТИМ будет называться «логически-интуитивный интроверт», а если с иррациональностью, то «интуитивно-логический интроверт». Поскольку запись довольно громоздкая, часто используются аббревиатуры (ЛИИ и ИЛИ для примера, приведенного выше). Во втором способе используются псевдонимы ТИМов, взятые в честь известных людей или литературных героев - представителей данного ТИМа.

На сайтах в составе проекта «Социоцентр» принята смешанная система обозначений: сначала аббревиатура, а потом в кавычках идет псевдоним типа. Полный список признаков соционических типов и их обозначений представлен в таблице ниже.

Полное наименование Смешанное наименование
Рациональность Логика Интуиция Интроверсия Логико-интуитивный интроверт ЛИИ-«Робеспьер»
Экстраверсия Логико-интуитивный экстраверт ЛИЭ-«Джек Лондон»
Сенсорика Интроверсия Логико-сенсорный интроверт ЛСИ-«Максим Горький»
Экстраверсия Логико-сенсорный экстраверт

Соционика — это учение о том, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми. Она была создана в 1970-х годах литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте . В её основе лежит учение Юнга "Психологические типы" и теория Антония Кемпиньского об информационном метаболизме. Само слово "соционика" происходит от латинского societas — общество.

Под информационным метаболизмом понимается процесс восприятия и обработки информации психикой об окружающем мире и происходящих в нём процессах.

Попытки описать типы поведения людей предпринимались тем же Гиппократом , который ввёл понятие темперамента . Карл Юнг, изучая поведение людей, вывел 4 основные функции психики: интуиция, мышление, ощущение и эмоции. Выделив 2 установки экстраверсию и интраверсию, он сформировал систему из 8 типов.

Соционику можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Типология . Изучение человеческой психики.
  2. Социопрактика . Регулирование человеческих отношений.

В основе соционики лежит системный подход и моделирование . Она не относится к области психологии или социологии, это самостоятельное направление.

Одной из основных проблем соционики является отсутствие объективных критериев определения соционического типа человека. Поскольку они были выведены умозрительно, то невозможно строго проверить результаты типирования. Поэтому соционика не относится к наукам, а представляет собой лишь направление. Однако, оно признано рядом ведущих психологов.

Как социопрактика, она помогает оптимизировать человеческие отношения и совместную деятельность . Представления о соционических типах, аспектах и интертипных взаимодействиях широко используются в повседневной жизни людей.

Аушра Аугустинавичюте вывела 16 соционических типов:

  1. "Дон Кихот" , "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал).
  2. "Дюма" , "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал).
  3. "Гюго" , "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал).
  4. "Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал).
  5. "Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал).
  6. "Максим" ("Максим Горький"), "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал).
  7. "Жуков ", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал).
  8. "Есенин", "Лирик" — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал).
  9. "Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал).
  10. "Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал).
  11. "Джек" ("Джек Лондон"), "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал).
  12. "Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал).
  13. "Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал).
  14. "Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал).
  15. "Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал).
  16. "Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал).

Соционика утверждает, что тип человека в течение жизни не меняется, однако наполнение каких-то аспектов может быть изменено. Определяется тип следующими методами :

  • Тест,
  • Интервью (анкетирование),
  • Анализ поведения,
  • Анализ поведения, вербальных и невербальных реакций в процессе тренинга.

Эти подходы могут применяться, как по отдельности, так и в комплексе.

Данное направление в наши дни нашло широкое применение на практике :

  • Кадровый менеджмент . Помогает при подборе персонала, формированию сплочённого коллектива для более эффективного функционирования.
  • Организация знакомств . В настоящее время существует даже служба знакомств, которая так и называется "Соционические знакомства". Также организуются встречи, согласно соцоническим типам.
  • Педагогика, обучение . Подбор групп для организации обучения. Ведётся внедрение соционических практик в обучение и воспитание детей.

Несмотря на все проблемы, которые существуют на сегодняшний день в соционике (достоверность, надёжность методик, проблемы научного статуса, расхождения между школами, терминологическая путаница) у неё есть большое преимущество, которое заключается в том, что она работает с врождённой структурой личности . Соционика помогает лучше понимать поведение людей, прогнозировать их реакции . Соционический подход позволяет выявить суть конфликта поколений, раскрыть особенность наших взаимоотношений с родителями и детьми, коллегами по работе.

Соционика не только помогает понять свой тип личности, но и отвечает на вопрос "Что дальше?"