Сорок лет в строю: модернизированный "Адмирал Нахимов" отвечает всем современным требованиям. Крейсер «Адмирал Нахимов» станет ракетным линкором Как будет выглядеть нахимов после модернизации

Порядок работ


«Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад»

В России начаты работы по ремонту и глубокой модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) проекта 11442 «Адмирал Нахимов». Сам контракт был подписан минувшим летом. Работы продлятся четыре года и завершатся в 2018 году.

Разговоры о модернизации «Нахимова» идут уже давно – как минимум лет 10. Но реально к этому вопросу вернулись примерно года четыре назад, когда составлялась Государственная программа вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020), в которой на данные работы были предусмотрены средства. Работы по выпуску проектной документации начаты Северным ПКБ в 2012 году, а через год был заключен и контракт на модернизацию корабля до проекта 11442М.


Согласно размещенной 27 июня 2013 года информации, госконтракт на выполнение данных работ был заключен между МО РФ и Севмашем 17 апреля 2013 года. Головным исполнителем было заключено два договора с ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). По условиям первого из них, СПКБ должно разработать технический проект модернизации крейсера. Проектирование должно быть начато не позднее месяца после подписания соглашения, получения аванса и утверждения тактико-технического задания; работы должны быть окончены через 21 месяц. Выполнение работ по договору разбито на четыре этапа, первым из них предполагается выполнение работ непосредственно СПКБ по собственной разработке проекта, при этом 50-процентный объем работ должен быть исполнен через семь месяцев с момента их начала, а завершение разработки проекта – через год. Вторым этапом предусматривается сопровождение проектантом контрагентских работ, а четвертым – собственно данные работы в объеме трех подэтапов, срок их окончания совпадает с завершением всех работ по договору. На 15-м месяце с начала работ должна быть проведена экспертиза разработанного проекта, являющаяся третьим этапом. Предложенная конструкторским бюро и согласованная военным представительством стоимость разработки проекта, согласно данным приложенного протокола согласования цены, составит 2,794 млрд рублей. Предметом второго договора является техническое и проектное сопровождение ремонта и модернизации крейсера, после завершения которых ему будет присвоен номер проекта 11442М. Работы планировалось начать с июля этого года, а завершить в конце 2018 года с разбивкой на шесть этапов, соответствующих календарным годам. Ориентировочная цена работ составляет 986 млн рублей, при этом в текущем году объем финансирования составит всего 17 млн рублей, а в последующие планируется поступление денежных средств по договору от 182 до 201 млн рублей ежегодно. Что же до самих работ по кораблю, то их стоимость с 2013 до 2018 года может составить несколько десятков миллиардов рублей.


Безусловно, это дорого, но и корабль уникальный. Он получит совершенно новый набор вооружения и кардинально новые возможности и сможет послужить флоту еще не один десяток лет. В настоящий момент на корабле идут демонтаж снимаемых конструкций и подготовка к разгрузке активных зон реакторов и к заводу корабля в док.

За и против

У этой модернизации хватало и противников, и защитников. Противники вообще считают этот класс кораблей чем-то вроде линкоров «Ямато», обзывая их «бесполезными, как пирамиды», а значит, и корабли проекта 1144 нам не нужны, и модернизация их. Слепо повторяя чужую фразу про весьма достойного представителя класса линкоров, критики забывают, что любой корабль, как и любой предмет, можно использовать с умом, а можно – без его применения. И вины предмета, в том числе линкора, в том, что его так применяли, – нет.

Конечно, можно вместо модернизации построить какое-то количество корветов или фрегатов. Скажем, два-три корвета или один-два фрегата. Однако флот не может состоять только из подобных кораблей, нужны «ядровые» корабли, обладающие максимальными возможностями как в области ПВО соединения, так и ударными. А цена модернизации явно будет не больше стоимости перспективного эсминца, когда его, наконец, построят. А боевые возможности, скорее всего, выше. К тому же разработка столь глубокой модернизации дает ОКБ опыт, не слишком далекий от создания такого же проекта заново. А опыт конструкторам нужен – ведь вслед за эсминцами нового поколения, вероятно, будут когда-то и новые крейсеры. Да и не в том у нас судостроение состоянии, чтобы разбрасываться кораблями, которые еще могут послужить. Не так давно было принято решение, по которому значительное число крупных кораблей имеющихся проектов пройдет модернизацию. Это же относится и к подводному флоту.

С другой стороны, кроме «Орланов», флоту нужны и атомные подводные крейсеры проекта 885М, и модернизация остальных проектов, и перспективные эсминцы, и фрегаты проектов 22350 и 11356Р, и десятки корветов. На все это нужны деньги, и немалые. И не стоит забывать, что Россия – в первую очередь держава континентальная, флот для нас главным видом Вооруженных сил не был и не будет. Во всем нужна мера, и она, в общем-то, соблюдается. Доля флота в Госпрограмме вооружения до 2020 года составляет менее четверти – это, безусловно, много, но надо учесть, что значительная часть этой суммы расходуется на морские стратегические ядерные силы.

Ракетный линкор

Тя­же­лые атом­ные ра­кет­ные крей­се­ры про­ек­та 11442 «Орлан» предназна­че­ны для при­да­ния бое­вой ус­той­чи­во­сти си­лам ВМФ, действую­щим в от­да­лен­ных рай­онах мо­рей и океа­нов; на­не­се­ния уда­ров по авианосным ударным груп­пам и уничтожения про­ти­во­ло­доч­ных сил про­тив­ни­ка; унич­то­же­ния атом­ных под­вод­ных ло­док и над­вод­ных кораблей; обес­пе­че­ния кон­во­ев и де­сант­ных от­ря­дов на переходе мо­рем и в рай­онах вы­сад­ки.

Корабль имеет длину 250 метров и ширину 28,5 метров. Максимальная надводная высота составляет 59 метров, а осадка – более 10 метров. Полное боевое водоизмещение составляет 26 400 тонн, по одним данным, и 28 000 тонн – по другим. Кор­пус тяжелого крей­се­ра раз­бит на 18 во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, обладает солидной конструктивной защитой (до 4–5 метров различных малозначащих отсеков, ячеистых конструкций и пр.) и местным бронированием в районе пусковых шахт, погребов ракетного, артиллерийского и торпедного боезапаса и ангара и цистерн топлива для вертолетов и основных центров управления кораблем. Также защищен реакторный отсек, котельные отделения. Бронирование составляет до 100 миллиметров. В районе ватерлинии крейсер прикрывается также усиленным поясом, который не считается броневым, но выполняет защитные функции. Вообще же, реальная схема бронирования кораблей этого проекта секретна, и что там еще и как защищено – неизвестно. В любом случае броня, кроме ТАРКР, встречается в современном кораблестроении разве что на авианосцах.

В общем, солидные размеры, хорошая защита, живучесть и мощное ударное и оборонительное вооружение дали повод американцам называть этот тип кораблей «атомными линейными крейсерами с ракетным вооружением» (BCGN – Battlecruiser Guided-Missiles Nuclear) или даже «ракетными линкорами».

Главный калибр

Основным направлением модернизации будет оружейный комплекс корабля. Начнем с главного, то есть с главного калибра, он же «главный комплекс», противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 со сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения (ПКР) 3М45 «Гранит». Эти прекрасные ракеты и поныне являются основой сил сдерживания любых надводных сил любого вероятного противника и одним из немногих реально страшных для АУГ ВМС США видов вооружений. Они способны со скоростью, близкой к трехзвуковой, прорывать практически любую ПВО соединения с минимальными потерями на дальностях до 550 километров, при использовании комбинированного профиля полета – на больших и сверхмалых высотах. По другим данным, дальность 3М45 – до 700 километров, что, в принципе, также может быть правдой для термоядерной БЧ. При полете по исключительно маловысотной траектории дальность падает в несколько раз.

К цели 3М45 доставляет полубронебойную БЧ весом 750 килограммов, заключенную в прочный корпус, не пробиваемый даже 30-миллиметровыми бронебойными снарядами, что делает задачу перехвата еще более сложной – на конечном участке рули у ракеты уже не работают, сбить этот «снаряд» можно, лишь подорвав его, иначе БЧ все равно достигнет цели. Другим вариантом нагрузки является мощная термоядерная БЧ. Продвинутая, обладающая высокозащищенной от помех активной радиолокационной ГСН, способная различить разные типы и классы кораблей и поражать их в уязвимые точки, обладающая групповой логикой поведения ракета, безусловно, еще долго может оставаться на вооружении. Под групповой логикой подразумеваются обмен информацией между ракетами залпа, использование одной-двух ракет залпа как лидеров и наводчиков, совместное определение типа ордера кораблей противника, главной цели и распределение целей по ракетам залпа с заменой выбывших ракет у основной цели, если возможно. Более того, даже выход к целям группа проводит скоординированно, чтобы увеличить нагрузку на ПВО вражеского соединения. К тому же она способна к модернизации – повышению помехозащищенности, в первую очередь. Однако ее заменят и на крейсерах этого типа, и на атомных подводных ракетных крейсерах проекта 949А. Вероятно, причина не в том, что «Гранит» плох, а в том, что уж слишком специализирован, – такую дорогую и тяжелую ПКР жалко расходовать на что-то меньше эсминца или крейсера, а лучше – авианосца. К тому же актуальность борьбы с АУГ ВМС США несколько снизилась ввиду отсутствия теперь на боевых кораблях «вероятного стратегического партнера» тактического ядерного оружия, уменьшения числа АУГ, сокращения активности флота США, да и обстановки в мире. Хотя противоавианосные задачи по-прежнему одни из основных.

По береговым целям такую ПКР, сложную и дорогую, как легкий истребитель, применять, в принципе, можно – по контрастным целям и недалеко от моря. Но цена ракеты такова, что это должен быть крайне ценный объект, который к тому же может быть уничтожен парой ракет. Иначе овчинка не стоит выделки. Другой разумной альтернативой может быть применение «специальной», то есть термоядерной, БЧ, что, понятно, возможно только в условиях ограниченной или глобальной ядерной войны. В общем, назрела необходимость в расширении возможностей.

Лучше меньше – да больше

Вместо установленных на «Нахимове» 20 наклонных пусковых шахт, приспособленных для «мокрого» старта (ввиду своего «подлодочного» происхождения 3М45 стартует из заполненной водой шахты, воду туда перед стартом надо закачать), будут установлены универсальные корабельные стрельбовые комплексы УКСК 3С14 – шахтные модули на восемь вертикальных ячеек. Есть, однако, информация, что вместо УКСК будут новые наклонные ПУ такой же емкости, чтобы не сильно переделывать отсек шахт. Как сделают в итоге – будет видно. Но все новое ударное ракетное оружие нашего флота приспособлено к пуску из универсальных пусковых установок как наклонного, так и вертикального типов различных конструкций, а также и из-под воды, в том числе некоторые – с торпедных аппаратов. Но известно, что 20 шахтных ПУ СМ-233А заменят или на 10 модулей УКСК, или на 20 новых шахтных ПУ, несущих до четырех ракет каждая, т. к. суммарная емкость нового главного комплекса уже объявлена – 80 пусковых единиц. Что это будут за ракеты? Противокорабельные ракеты будут представлены ПКР ОН П-900 3М55 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» системы оружия «Калибр». «Оникс» – сверхзвуковая (2,5–3 М) ракета сходной с «Гранитом» компоновки, но почти вдвое легче и несущая лишь 250-килограммовую БЧ. Летит она также поближе, чем «Гранит», – экспортная версия «Яхонт» имеет 300 километров дальности, т. к. больше не позволяет подписанный в свое время Россией Режим контроля за распространением ракетных технологий (РКРТ). Но «Оникс» не ограничен этим соглашением, и его дальность значительно выше, вероятно, между 400 и 500 километрами. О способности нести «специальную» БЧ ничего не сказано, но предполагается, что такая, разумеется, есть.

«Оникс», несомненно, обладает всеми возможностями «Гранита» в плане групповой тактики и, будучи созданным на более современной элементной базе, более помехозащищен. Меньшая же дальность и меньшая масса БЧ компенсируются увеличенным числом ракет. ПКР 3М54 является ограниченно сверхзвуковой – на большей части ее траектории она представляет собой дозвуковую малозаметную низколетящую ракету, а на подходе к цели от нее отделяется маленькая ступень с БЧ и системой наведения, которая разгоняется до скорости 3 М на сверхмалой высоте. Перехватить такую «пулю» крайне сложно. Однако дозвуковая скорость на траектории не позволяет 3М54 успешно противостоять развитой ПВО АУГ ВМС США, разве что можно попытаться «перегрузить» системы ПВО большим количеством маловысотных малозаметных целей. Зато ее не жалко потратить на какой-нибудь фрегат или другую не самую защищенную цель.

В разработке для отечественного флота находится и гиперзвуковая ПКР «Циркон» большой дальности (считается, что порядка 1 тыс. километров). Вероятно, до 2020 года это оружие поступит на вооружение флота и почти наверняка станет главным калибром обновленных ТАРКР. Правда, есть сомнения, что такая скоростная и дальнобойная ракета поместится в ячейку для «Оникса». Скорее всего, их боекомплект будет значительно меньше.

Для поражения наземных целей обновленный «Нахимов» будет нести дозвуковые крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) 3М14. Их также можно уместить до 80 штук – арсенал солидный, что и говорить. Экспортная версия 3М14Э имеет дальность 300 километров и не имеет «специальной» БЧ. Версия же для ВМФ РФ имеет как КР уменьшенного, тактического радиуса, так и стратегического, который составляет для неядерных версий, по некоторым сведениям, до 2600 километров, для ядерных, разумеется, больше (боевая часть легче). Именно возможность нанесения ударов по наземным целям, а также возможность комбинировать различные средства поражения выводит ударный комплекс обновленного ТАРКР на совершенно новый уровень.Возможен запуск из УКСК и противолодочной ракеты 91Р, но тяжелые крейсеры этого проекта и так несут достаточно современный противолодочный ракетный и торпедный комплекс «Водопад-НК», и неизвестно, будут ли его трогать при модернизации. Особого смысла нет, ведь снизится суммарный боекомплект ударного комплекса по надводным и наземным целям. Правда, есть предположения об оснащении корабля в ходе модернизации противолодочным и противоторпедным комплексом «Пакет-НК», включающим в себя пусковые установки малогабаритных противолодочных торпед и антиторпед – перехватчиков торпед противника. Оснащенные гидрореактивными двигателями скоростные торпеды способны атаковать ПЛ противника на дистанции 20 километров, а антиторпеды – перехватывать вражеские на дистанции 1,5 километра. На крейсере «Нахимов» и так есть реактивная бомбометная противолодочная и противоторпедная установка «Удав-1», но принцип ее действия иной – обстрел подлодок или приближающихся торпед реактивными глубинными бомбами. Снимут ли ее или оставят в комплекте к «Пакету-НК» – неизвестно.

Щит корабля

Основную зенитную ракетную систему зонального действия на корабле также заменят. Вместо двух ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» и 12 подпалубных револьверных ПУ (по восемь ЗУР типов 5В55РМ и 48Н6 на ПУ, итого 96 ракет) будет установлена новая система. Речь идет о «старшем» варианте ЗРС «Редут-Полимент», устанавливаемых также на серийных корветах проектов 20380/20385/20386 и фрегатах проекта 22350. По некоторым данным, предназначенный для проекта 11442М вариант также будет устанавливаться на перспективных эсминцах ВМФ РФ и будет значительно ближе по возможностям к ЗРК С-400 и С-500, нежели «младшие» варианты.

Револьверные ПУ будут заменены на шахтные ячеистые, и практически наверняка число пусковых ячеек вырастет даже для весьма габаритных ЗУР 48Н6/48Н6Д/48Н6ДМ, ведь вертикальная шахтная пусковая компактнее «револьвера». Но точное число ячеек пока неизвестно, вряд ли меньше сотни. Вместо одной ЗУР типа 48Н6ДМ с дальностью до 250 километров в каждую пусковую могут быть размещены до четырех контейнеров с ЗУР типа 9М96 с дальностью до 50 километров и 9М96Д с дальностью до 150 километров или же 16 малогабаритных ЗУР ближней обороны 9М100 с дальностью 15 километров. Таким образом, боекомплект только этого ЗРК может составлять сотни ракет. Будет ли крейсер нести и «оморяченный» вариант главного калибра С-400, ракету 40Н6 с дальностью 400 километров – неизвестно. Зато благодаря использованию ЗУР 9М100 можно будет снять с корабля устаревший ЗРК ближней обороны «Оса-МА». На находящемся в строю «Петре Великом» вместо «Ос» стоят ЗРК «Кинжал» (морской родич известного «Тора»), но ставить их на модернизированный корабль смысла не имеет. Заменят и зенитные артиллерийские комплексы самообороны – вместо шестиствольных 30-миллиметровых АК-630М поставят АК-630М2 «Дуэт» с двумя шестиствольными «мясорубками» и скорострельностью 10–12 тыс. выстрелов в минуту. Также вероятна установка зенитных ракетно-артиллерийских комплексов самообороны «Панцирь-М» – морской вариант «Панциря» для ПВО ВВС РФ. Разумеется, столь масштабная модернизация потребует замены большинства радиолокационных и радиотехнических средств корабля, вычислительных комплексов и гидроакустических средств корабля. По сути, на выходе это будет совсем иной корабль.

Кто следующий?

Петр Великий». Его, скорее всего, модернизируют быстрее – он в намного лучшем состоянии, да и технологии работ будут уже отработаны. Скорее всего, работы на нем будут завершены в 2021 году. Два кардинально обновленных ТАРКР проекта 1142М уже явятся хорошим усилением мощи надводных сил ВМФ. К тому времени уже будет построено достаточно кораблей новых проектов, чтобы составить «ракетным линкорам» достойный эскорт.

Но в отстое находятся еще два корабля: родоначальник класса ТАРКР «Киров» на Северном флоте (он же – «Адмирал Ушаков», хотя и это имя у корабля в итоге отобрали, передав эсминцу проекта 956) и «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском. Эти корабли стоят у стенки намного дольше, и состояние их хуже, особенно у «Лазарева», за которым вообще толком не следили. «Лазарева», вдобавок не имеющего хода, скорее всего, надо будет как-то переводить Северным морским путем на завод, если будет решение о его восстановлении. Но пока непонятно, будут ли вообще восстанавливать кого-то из этой пары. С одной стороны, было и декларировалось публично решение о восстановлении и модернизации как минимум трех кораблей. А с другой стороны, модернизацию начали с опозданием, затем в док встанет «Петр Великий», и дело дойдет до оставшихся кораблей уже в другом десятилетии. В каком они тогда будут состоянии? Будет ли смысл в их восстановлении и модернизации? Весьма вероятно, что их попросту «распилят на иголки».

Атомный крейсер "Адмирал Нахимов" / Фото: dokwar.ru

"Севмаш" сможет передать тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов" Военно-морскому флоту в 2018 году, на год раньше запланированного, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

«В настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций»

В ходе рабочей поездки в Северодвинск главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил перед "Севмашем" задачу — сдать крейсер на год раньше запланированного — в 2018 году вместо 2019 года.

"Сегодня все работы, которые выполняются корабелами предприятия по ремонту корабля, укладываются в сроковые графики", — сказал Будниченко.

"Все работы — на контроле, что, безусловно, дает возможность проследить за циклом их ведения, при необходимости ускорить темпы", — отметил директор "Севмаша".

По его словам, в настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций, погрузка основного крупногабаритного оборудования и выполнение электромонтажных работ, сообщило РИА Новости .


Техническая справка


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй
  • До 1992 года имел название «Калинин»
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.



Фото: dokwar.ru

Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


Фото: dokwar.ru

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

пр.1144 пр.11442
Экипаж, чел
759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
Длина, м
250.1 250.1
Ширина, м
28.5 28.5
Осадка, м
7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
Водоизмещение стандартное, т
25860 24300
Скорость полного хода, узлов
31 31
Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
17
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
1000
Автономность, суток
60 60

Российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» оснастят новейшим вооружением, компьютерными системами и сетью продвинутых датчиков, сообщает портал The Drive. Когда ремонт закончится, ВМФ России будут иметь в своем распоряжении два атомных суперкрейсера Kirov class (по классификации НАТО).

«Адмирал Нахимов» на стапеле. Фото: thedrive.com

Работы над «Адмиралом Нахимовым» начались еще десятилетие назад, но фактически стали выполняться только в 2014 году. Изначально планировалось корабль сдать в 2018 году, потом работы перенесли на 2019 год, и недавно стало известно, что крайний срок ввода крейсера в строй - 2021 год.

Обычно это намекает на конец амбициозной программы вооружения, как это часто случается в России, пишет The Drive, но на этот раз все иначе. Сделанные не так давно снимки говорят о серьезном внутреннем переоборудовании корабля. Многие отсеки полностью разобраны, особенно в той части, где размещаются оружие и боевые системы корабля.

Строительные леса охватывают практически весь корабль, что говорит о серьезности проводимых работ. Уже сейчас заметны 174 вертикальные пусковые установки - это больше, чем на любом другом корабле или подлодке в мире. 80 пусковых ячеек будут заполнены современными ракетами «Калибр», остальные − сверхзвуковыми ракетами «Оникс» и, возможно, гиперзвуковыми «Циркон».

Также часть ячеек будут отведены под зенитные ракеты комплекса С-400 , адаптированные для применения на кораблях. Судя по объему работ, каждая система, отвечающая за работоспособность и вооружение крейсера, будет заменена на современную. Какое именно оборудование установят на корабле, держится в секрете. Работы идут на предприятии «Севмаш».

«Адмирал Нахимов» относится к крейсерам 1144 «Орлан», которые создавались для уничтожения авианосных ударных групп противника. В НАТО эти грозные корабли получили обозначение Kirov-class battlecruiser, то есть «линейный крейсер», из-за исключительных размеров и мощного вооружения.

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

Крейсер "Адмирал Нахимов", 1994 г. Фото Dodmedia.osd.mil

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон». Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.


Крейсер "Калинин" (будущий "Адмирал Нахимов"), 1991 г. Фото US Navy

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.


Крейсер в наливном бассейне предприятия "Севмаш", 2015 г. Фото Bastion-karpenko.ru

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.


"Петр Великий". Фото Wikimedia Commons

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий» – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю. Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://arms-expo.ru/
http://flot.com/
http://bastion-karpenko.ru/

В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны. С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру. Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.

Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…

За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер». В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы. Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».