Современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная. Современные теории происхождения государства Кризисная теория происхождения государства

Первичной в истории человека формой людской жизни, захватившей эпоху от формирования личности до преобразования государственности, было первобытное общество.

Юридическая наука может пользоваться археологической периодизацией, отмечающей в развитии первобытного социума, следующие основные моменты: этап присваивающего типа экономики; этап производящего типа экономики.

Между подобными этапами проходил важный рубеж неолитической революции. Очень долго человечество жило в виде стада, а позже при помощи создания родовой общины и ее разложения, перетекло к форме государства.

Сущность и развитие кризисной теории происхождения государства

Во время этапа экономики присвоения индивидуум радовался тому, что отдала ему природа, поэтому занимался именно собирательством, рыбной ловлей, охотой, а в виде орудий труда использовал разные природного типа материалы, такие как камни, палочки.

Форма общественной организации в подобном социуме - родовая община, то есть объединение (общество) людей, которое базируется на кровных взаимоотношениях и ведущее общее хозяйство. Родовая община соединяла разные поколения: стариков-родителей, молодых юнцов и девушек и их детей. Возглавляли подобную общину самые авторитетные, умные, опытные добытчики еды, любители традиций, ритуалов, проще говоря, лидеры. Родовая община считалась личным, а не территориальным совмещением индивидуумов. Семейного типа общины соединялись в самые большие образования, такие как родовые общины, племена, племенные союзные группы. Эти образования тоже основаны были на родственных взаимоотношениях. Цель подобных совмещений - защищенность от внешнего влияния (нападения), организация походов, охота группой и так далее.

Объяснение

Особенность подобных объединений - кочевнический тип жизнедеятельности и настрого фиксированная система возрастного разделения деятельности, что отмечалось строгим разделением функций по жизненному обеспечению общины. Чуть позже брак групповой изменился на парный брак, вместе с запретом кровных уз, ведь это приводило к рождению больных детей.

Первый этап первобытного социума выделялся управлением в объединении на основе естественного самоуправления, т.е. такой формы, которая могла бы подходить уровню развития людей. Власть имела социальный характер, так как источником ее была группа, самостоятельно создававшая органы управления. Община в общем плане считалась источником власти, и ее члены сами пытались осуществлять всю полноту власти.

Подобная община выделялась существованием определенных институтов власти:

  • глава (лидер, вожак);
  • совет самых умнейших и важных людей (старейшин);
  • основное сборище всех взрослых индивидуумов объединения, которое решало важные вопросы.

Основными чертами власти первобытного объединения считались:

  • выборность;
  • изменяемость;
  • оперативность;
  • отсутствие привилегий;
  • социальный характер.

Власть родовая могла иметь последовательный и демократичный тип, это представлялось реальным при условиях отсутствия любого имущественного отличия между членами общества, наиболее полноценного равенства, общей системы желаний и интересов всех членов объединения.

В 12-10 тысячелетия до н.э. начали возникать экологически кризисные феномены, такие как неприятные изменения климатических условий, повлекшие смену мегафауны: исчезали звери и растительность, а ведь все это было пищей для человека. Данные феномены, по мнению ученых, стали угрозой жизни человека, как биологического вида, что создало нужду перехода к появлению нового образа существования и нового производства – производящей экономике.

Этот переход в литературной сфере назывался «неолитической революции» (неолит считается иным каменным веком). Хоть этот феномен называют революцией, оно не было разового типа, скоротечного по своему характеру, все происходило медленно и долго, сам переход охватывал сотни и тысячи лет. На протяжении всего периода осуществился переход от охоты, рыбной ловли, собирательства, различных видов земледелия и скотоводства к самым улучшенным формам земледелия, таким как поливное, подсечно-огневое, и так далее. А в скотоводческой области – к пастбищному, отгонному и прочее.

Смысл неолитической революции – для того, чтобы исполнить личные желания индивидуум был вынужден перейти от присвоения уже существующих важных форм к настоящему активному труду, в том числе и к собственноручному созданию орудий. Этот переход был совмещен селекционной работой, как в сферах скотоводства и земледелия. Постепенно люди обучились созданию керамических предметов, а позже перешли на металлическую обработку и металлургию.

Объяснение

По мнению разных специалистов в сфере науки, производящая экономика уже к четырем тысячелетиям до н.э. становилась вторым и главным методом существования и производства человека. Этот переход перетянул за собой перестройку организации взаимоотношений властного типа, в том числе создания простейших государственных объединений – первичных классовых городов-государств.

Появление, а после улучшения земледельческих обществ подводило к созданию на их основе ранних цивилизаций. Они появлялись первично в долинах крупных рек, таких как Нил, Евфрат, Инд, и прочее, это объяснялось более подходящими погодными и ландшафтными условиями подобных мест. Переход к производящему типу обуславливал подъем всего человечества, что было важным для расцвета цивилизации. Производящего типа экономика стала приводить к усложнению производственной организации, созданию новых опций организации и управления, потребности урегулирования сельского и хозяйственного производства, нормирования и учета рабочего вклада каждого члена общества, итогов его труда, деятельность каждого в создании социальных фондов, разделения доли сформированного продукта.

Объяснение

Неолитическая революция, которая разъяснила переход людской жизни к производящей экономике, подвела первобытный социум к его разделению, формированию классовости и потом – к созданию государственности.

Согласно кризисной теории (её автором является профессор А.Б. Венгеров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – переход человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, по мнению А.Б. Венгерова был назван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тысяч лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путём перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

3. Причины многообразия доктрин о происхождении государства

Существует множество различных мнений, предположений, гипотез и теорий, касающихся вопроса происхождения государства. Такое разнообразие обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, ученые и мыслители, которые брались за разрешение этого вопроса жили в совершенно различные исторические эпохи. В их распоряжении был разный объем знаний, накопленных человечеством на момент создания той или иной теории. Однако, многие суждения мыслителей старины актуальны и справедливы до сегодняшнего времени.

Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для рассмотрения какой-то конкретный регион планеты, с его своеобразием и особыми этнокультурными чертами. При этом ученые не учитывали подобные особенности других регионов.

В-третьих, нельзя полностью исключать и человеческий фактор. Взгляды авторов теорий во многом были своеобразным зеркалом того времени, в которое они жили. На выдвинутые авторами теории наложили отпечаток их собственные личные, идеологические и философские пристрастия.

В-четвертых, ученые иногда, действуя под влиянием различных иных наук, мыслили односторонне, излишне иллюстрируя одни факторы и игнорируя другие. Таким образом, их теории оказывались довольно-таки односторонними и не могли в полной мере раскрыть суть процесса происхождения государства.

Однако, так или иначе, создатели теорий искренне стремились найти объяснение процессу возникновения государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это так же обусловило большое количество различных точек зрения в объяснении причин возникновения государства.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Здесь преобладает разнополярность мнений.

При рассмотрении проблем возникновения государства важно учитывать, что сам процесс появления государства далеко неоднозначен. С одной стороны необходимо различать процесс первоначального возникновения государства на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений.

С другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

Таким образом, в мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, причинах, истоках и условиях его возникновения продолжаются и по сей день.

Причины и порождаемые ими многочисленные теории заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.

Теологическая теория

Представители : Фома Аквинский, Мартин Дэн и другие.

Сущность :
Учёные полагают, что государство возникло на основе божественной воли. Бог вручил людям два меча: один меч церкви ля просветления, а другой меч - правителю, для усмирения непокорных. Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть.

Позитивные черты :
Впервые подчеркивается значимость государственной воли. В настоящее время всё ещё существуют государства, идеология которых является теократической. К примеру, Ватикан, Иран, Катар, Оман и другие.

Несостоятельность :
Данная теория закрепляет стагнацию (неизменность) государственной власти. Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений. Отсутствуют какие-либо исторические подтверждения факта передачи мечей.

Патриархальная теория

Представители : Аристотель, Михайловский и другие.

Сущность :
Государство образовалось на основе разросшейся патриархальной семьи, где отец становится главой государства.

Позитивные черты :
Ценным является опыт об ответственности главы государства за граждан. Такая ответственность базируется на основе необходимости главы государства "заботиться о членах своей семьи" - гражданах.

Несостоятельность :
Государство, как явление, возникло ранее, чем патриархальная классическая семья; ещё в период распада матриархата. Данная теория не подтверждается историческими данными.

Патримониальная теория

Представители : Галлер и другие.

Сущность :
В переводе с латинского "patrimonium" означает "право собственности на землю". Государство возникает на основе охраны и закрепления права собственности на землю. Собственник, обладая правом, стремится его сохранить. Следовательно, для этого необходим специальный механизм защиты - государство. Параллельно с необходимостью защиты права собственности у собственника земли возникает опосредованная власть за людьми, проживающими на его земле, так как они кормятся с выделенных наделов; решают споры, возникающими между ними. Таким образом, власть подкрепляется специальным механизмом - ПРИНУЖДЕНИЕМ, то есть проявляется форма государственности.

Позитивные черты :
Теория подкрепляется историческими фактами. Однако, государственность у славянских народов возникла на профеодальной основе, минуя стадию рабовладельческого государства.

Несостоятельность :
Теория не является универсальной и не объясняет причины возникновения государства у всех народов.

Теория насилия

Представители : Кауцкий, Дюринг и другие.

Сущность :
Государство возникло как результат взаимодействия сильных и слабых племён. Сильному племени государство необходимо для удержания власти над слабым племенем. Слабому племени государство необходимо как механизм активизации усилий всех членов племени для отражения внешней агрессии.

Позитивные черты :
Теория подтверждается историческими данными. Так, к примеру, древнегерманская империя возникла на основе захвата племенами территории римской империи. Теория легла в основу фашистской идеологии в трансформации Гумпловича, то есть сильное и слабое племя ассимилируется, где слабые члены племени исчезают естественным образом либо уничтожением.

Несостоятельность :
Теория комплексно не объясняет причины возникновения государственности.

Психологическая теория

Представители : Фрейд, Петрожицкий и другие.

Сущность :
Государство возникло в силу психологических особенностей человека. Часть населения обладает психологической потребностью властвовать и способна принимать решения; они - руководители. Другая часть чувствует себя комфортно только в случае, если кто-то принимает за них решения; они - исполнители. Государство служит механизмом, связующим во взаимоотношениях эти две категории людей. Первые получают легальный и позитивно-мотивированный способ властвовать на благо других. Вторые - чувствуют себя комфортнее, поскольку им нет необходимости заботиться о принятии решения.

Позитивные черты :
Впервые был отмечен психологический фактор в формировании государственности.

Несостоятельность :
Однобокость подхода.

Договорная теория (теория общественного договора)

Представители : Спиноза, Монтескье, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и другие.

Сущность : Государство возникло как результат общественного договора, заключённого между людьми о создании особого механизма - государства. Согласно данному договору часть личных полномочий человека поступают в распоряжение государства, а государство, в свою очередь, обязуется охранять и защищать интересы каждой личности на принципах равенства и справедливости.

Позитивные черты :
Впервые обосновывается идея о сложности общественных отношений, идея ответственности государства перед личностью. Существует реально созданное государство по договорной теории - США.

Несостоятельность :
Не существует письменных источников, подтверждающих возникновение первого государства не земле на основе договора. Теоретики излишне идеализировали первобытное общество. Первобытный человек не мог понимать сути договорных отношений. Первобытный человек должен был осознать необходимость создания государства. Преувеличивались субъективные факторы и недооценивались объективные.

Органическая теория

Представители : Спенсер, Вормс, Прайс и другие.

Сущность :
Государство создано по образу и подобию человеческого организма. Любой сбой в каком-либо органе ведёт к дисбалансу и, соответственно, к кризисным явлениям в государстве.

Позитивные черты :
Отмечается чёткая взаимозависимость органов государства.

Несостоятельность :
Излишняя биологизация общественных отношений.

Марксистская теория
Представители : Маркс, Энгельс, Ленин и другие.

Сущность : Улучшение орудий труда привело к крупному разделению труда; отделяется земледелие от скотоводства, появляется ремесленничество, спустя время появляется класс купцов-посредников. Такая специализация труда приводит к выработке навыков и увеличению производительности труда. Производительность труда, в свою очередь, приводит к появлению прибавочного продукта. Прибавочный продукт приводит к имущественному неравенству и возможности эксплуатации наёмного труда. Возникшее постепенно неравенство приводит к возникновению классов. Экономически господствующий класс, желая сохранить доминирующее положение, вынужден создать специальный механизм управления и защиты. Таким механизмом становится государство.

Позитивные черты :
Впервые достаточно аргументировано и экономически обоснованно раскрывается механизм возникновения государства. Данная теория подтверждает археологическими данными.

Несостоятельность :
Теория учитывает только экономический фактор и не учитывает остальные факторы.

Кризисная теория

Представители : Венгеров и другие.

Сущность :
Государство возникает под влиянием кризисного факта (экономического, социального, экологического и т.д.). Необходимость консолидаций, усилий всех членов общества для выживания заставляет создавать специальные механизмы активности, то есть государственность.

Позитивные черты :
Обосновывался внешний фактор, способствующий возникновению государства. Государства, созданные под влиянием кризиса: Современный Израиль, Древний Египет.

Несостоятельность :
Однобокость подхода к возникновению государственности.

Марксистская (материалистическая, классовая) теория

Марксистская теория происхождения государства опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, который происходит по следующей схеме: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – процесс имущественной и социальной дифференциации общества – появление частной собственности – раскол общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых – появление государства как аппарата принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Основные положения марксистской концепции изложены в произведениях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), а затем в работах Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В основе этого произведения лежит историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работа американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Льюиса Генри Моргана "Древнее общество" (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.

Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями – расколом общества на противоположные классы. Государство есть продукт общества на известной ступени его развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила. И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство. Оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Суть марксистской, материалистической трактовки происхождения государства состоит, таким образом, в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Марксистско-ленинская общественная теория, в том числе и концепция происхождения и сущности государства, в советский период нашей истории имела официальный характер и считалась единственно верной. К настоящему времени она утратила этот статус, но остается в ряду социальных теорий, имеющих научный характер и заслуживающих внимания.

Современные взгляды ученых на происхождение государства (кризисная, или потестарная, теория)

Сторонники кризисной теории происхождения государства указывают, что они опираются на современные достижения антропологии, истории, политической науки, государствоведения. По их мнению, наиболее радикальные изменения, повлиявшие на образование государств, связаны с гем периодом человеческой истории, который именуется неолитом ("неолит" – новый каменный век). Именно с эпохи позднего неолита, как считают многие специалисты, берет начало неолитическая революция.

Термин "неолитическая революция" был предложен в 1925 г. молодым британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892–1957) в книге "На заре европейской цивилизации".

Сама неолитическая революция, по мнению ученых, была порождена комплексом причин планетарного характера, прежде всего экологическим кризисом, который наступил на Земле 10–12 тыс. лет назад. Неолитическая революция – это качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человеческого общества при переходе в неолите от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Неолитическая революция заняла несколько тысячелетий (примерно с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры).

Формой социальной организации в то время была родовая (семейная) община – род. Родовая община (род) – это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), осознающих себя потомками общего предка и носящих общее родовое имя. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины могли объединяться в более крупные образования – объединения родов, племена, союзы племен.

Власть в первобытном обществе строилась на началах естественного самоуправления. Органами власти в первобытной общине были: а) вождь, предводитель; б) совет старейшин; в) собрание всех взрослых членов рода.

Власть в первобытном обществе в отличие от государственной власти именуют в современной науке потестарной (лат. potestas – "власть, мощь").

В процессе неолитической революции производящая экономика привела к имущественной и социальной дифференциации (социальному расслоению) первобытного общества, а в дальнейшем – к возникновению государства. Начинают появляться первичные государственные образования, раннеклассовые города-государства, в связи с чем неолитическую революцию иногда называют "городской революцией".

Первые города-государства образовались в IV–III тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга. Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором население было организовано уже не по родству, а по территориальному принципу. Здесь была четкая социальная дифференциация, имущественное расслоение, разделение труда, в нем формировался первоначальный аппарат управления.

В городе-государстве организуются три центра управления, которые соответствуют трем центрам административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город в дальнейшем начинает выполнять по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления.

Таким образом, в соответствии с кризисной теорией государство как новая организационная форма жизни общества возникает в итоге неолитической революции, т.е. в процессе перехода человека к производящей экономике, изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

Профессор А. Б. Венгеров отмечает, что в потестарной теории сохраняется материалистический, классовый подход. Но основной упор в объяснении происхождения государства делается не на возникновение институтов частной собственности и классообразование, а на организационные функции первичных государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение в этой теории придается крупному экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом рубеже к производящей экономике.

Что же касается взаимосвязи процессов образования классов и возникновения государства, то, по мнению авторов кризисной теории, их нельзя понимать упрощенно: будто сперва возникли классы, а затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлению его к своим интересам, нуждам .

Таким образом, согласно потестарной теории, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно – следствие развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

В своем дальнейшем развитии раннеклассовое государство переросло в государство так называемого азиатского способа производства.

  • См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. С. 34–36.

В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества . Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д.о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:



Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота - это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое - одно и то же. Право - есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость - это сочетание трех добродетелей - мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право - это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.