Среда обитания хоботных. Отряд хоботные. Распределение и среда обитания

Хоботные - один из самых важных и удивительных отрядов млекопитающих в истории планеты Земля. Его многочисленные представители составляли значительную часть биологических ресурсов в средних и низких широтах. Найденные остатки хоботных были известны еще древним грекам, которые обратили внимание на черепа очень крупных размеров с отверстием ниже лба. Эти черепа принадлежали карликовым слонам, которые обитали на островах в Средиземном море и вымерли к голоцену. Трудности в построении сценария эволюции хоботных состояли в том, что на протяжении всей своей истории представители этого отряда осуществляли широкие пространственные экспансии, охватывающие, за исключением Австралии, все континенты земного шара и самые разные ландшафты. Хоботные, которые так сильно отличаются от обыкновенных млекопитающих, произошли всетаки от представителей этого класса. Наиболее характерные признаки, такие, как огромная величина тела, бивни, хобот и др. развивались постепенно в довольно длинном ряду предков. Среди современных млекопитающих самыми близкими к вымершим предкам хоботных считаются даманы.

Более трех миллионов лет назад в Африке появились первые мамонты. Сто двадцать тысяч лет назад они успешно мигрировали в северную часть Европы, где евроазиатский, теплолюбивый вид приспособился к прохладному климату. Оставшиеся в Африке мамонты превратились в ходе эволюции в обычных слонов, которые со временем также распространились по всей Азии и Европе и в настоящее время известны как лесные слоны.

Когда-то хоботные были широко распространенной, многочисленной группой животных. В настоящее время сохранились только два вида - это индийские слоны , которые обитают в Южной Азии, и африканские, которые обитают только в национальных парках и заповедниках, организованных в некоторых Африканских странах южнее Сахары и считаются самыми большими наземными млекопитающими. Наиболее крупные представители хоботных достигают высоты 4 м, длины 7,5 м и массы 7,5 тонн. У всех животных массивное тело, короткая шея. Голова огромная с маленькими глазами, большими веерообразными ушами и мускулистым длинным хоботом, на самом конце которого расположены ноздри.

Самым удивительным органом представителей отряда хоботных считается хобот, тоесть, сросшиеся верхняя губа и нос. Аналогов хоботу нет во всем животном мире. Хобот состоит только из мышц и сухожилий, его ткань очень упруга и обладает огромной силой. Слоны могут поднять им бревно, весящее более тонны или потушить костер выбрасываемой из хобота струей воды.

Хоботные отличаются от остальных млекопитающих не только наличием хобота, но и огромными видоизменёнными резцами - бивнями, которые растут всю жизнь. Бивни в течение эволюционного процесса достигали 4 метров и имели самые различные формы. Клыков у хоботных нет. Когда коренные зубы стачиваются в процессе питания, их заменяют новые зубы, растущие во рту опять.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Представители ластоногих

Полуводные

Наземные

2. Голова ластоногих

Маленькая

Пропорциональная

3. Что происходит с ушными отверстиями ластоногих при погружении в воду?

Уходят в голову

Закрываются

Заливаются водой

4. Чем питаются ластоногие?

Растительной пищей

Рыбой

Водорослями

5. Где размножаются ластоногие?

На суше

Под водой

6. Как часто плодятся ластоногие?

Два раза в год

Раз в год

Три раза в год

7. Минимальным размером среди ластоногих обладает

Морской котик

Морж зимний

Нерпа кольчатая

8. В каком возрасте ластоногие становятся половозрелыми?

9. Хвост ластоногих...

Короткий

Отсутствует

10. Конечности ластоногих представляют из себя

Ласты и когти

Ласты

Ласты и ноги

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Хоботные млекопитающие. Представители отряда Хоботные и их особенности.

Кто такие хоботные млекопитающие? Представители этих животных появились миллионы лет назад. Узнайте, сколько видов существует сейчас, какие отличительные особенности они имеют.

Хоботные млекопитающие . При слове "хоботные" обычно возникает только несколько ассоциаций - слоны и мамонты. И это правильно, ведь отряд Хоботные включает в себя только семейство слонов. Появились хоботные млекопитающие в экваториальной Африке приблизительно 45 миллионов лет назад. Затем их ареал расширился до Африки, Евразии, Северной и Южной Америки. Их далекими предками считаются мастодонты и мамонты.

В настоящее время слоны распространены в Юго-Восточной Азии и Африке . Они обитают в саваннах и тропических лесах. Они являются социальными животными и настоящими долгожителями. Умирают слоны в возрасте 60-80 лет. Живут группами, состоящими из нескольких самок и детенышей. Самцы лишь изредка присоединяются к ним, чтобы найти партнершу для спаривания. Ради пищи они способны проходить сотни километров. В день слоны съедают до 500 килограмм растительной пищи, выпивают до 300 литров воды. При этом усваивают животные не больше 40 % пищи. Основу рациона составляют листья, трава, плоды и кора деревьев.

Особенности строения. Их размеры впечатляют. Слоны представляют собой огромных травоядных животных со средней высотой от 2,5 до 4 метров, длина составляет до 4,5 метра. Хоботные млекопитающие обладают гигантским, по сравнению с человеком, телом, крупной головой и большими ушами. Кожа серого цвета покрыта негустой растительностью и мелкими морщинами.

Огромные уши помогают справляться с жарой, регулируя получение и отдачу тепла в организме. Дополнительное охлаждение происходит при махе ушами. Благодаря этим мощным локаторам слоны отлично различают звуки на частоте 1 кГц.

Зубы-резцы у них сильно увеличены и называются бивнями. Для человека они являются ценным материалом, поэтому животных нередко убивают ради слоновой кости. Несмотря на внушительные размеры, слоны ступают тихо и мягко из-за жировой подушечки на ступнях, которая увеличивает площадь стопы.

Зачем слону хобот? Хобот - важный и незаменимый орган слонов. Он образовался соединением верхней губы и носа. Оснащен мышцами и сухожилиями, которые позволяют животному использовать его вместо рук. При помощи этого мощного и гибкого инструмента хоботные млекопитающие могут перетаскивать ветки, бревна, срывать плоды с деревьев. Хобот работает и в качестве органа чувств. Расположенные на его конце ноздри помогают осязать запахи. Благодаря чувствительности хобота, слоны ощупывают предметы, чтобы распознавать их. На водопое хоботом всасывают воду, затем отправляя в рот. Звуки, издаваемые при помощи этого органа, позволяют слонам общаться.

Виды слонов .

Слоны представлены всего тремя видами - Африканским саванным, Индийским, Лесным. Последний имеет карликовые размеры, в сравнении со своими братьями, и достигает только двух с половиной метров в высоту. Тело животного покрыто более густым волосяным покровом коричневого цвета. Он имеет уши округлой формы, отчего прозван круглоухим. Вместе с саванным слоном лесной занесен в Красную книгу.

Африканский житель саванны занесен также в Книгу рекордов Гиннеса как самое крупное млекопитающее в мире. Длина его тела порой достигает семи метров, а высота в плечах - четырех. Средняя масса самцов доходит до 7 тонн, а у самок на две тонны меньше. Обитают они в основном в резервациях и национальных парках, часть распространена в пустынных областях Намибии и Мали, из-за чего их называют пустынными слонами.

Индийский, или Азиатский слон размерами немного меньше саванного. Привычным местом его обитания являются заросли бамбука, тропические и широколиственные леса. Он является единственным представителем рода Индийских слонов и считается вымирающим видом. Существует несколько его подвидов, обитающих в Шри-Ланке, на Суматре, в Индии, Китае, Камбодже, на острове Борнео.

Африканский слон - African Elephant (Энциклопедия животных)

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Краткая характеристика отряда (и семейства)

Хоботные - наиболее крупные наземные звери (высота в плечах 3-4 м; масса 4-5 т); были многочисленны и широко распространены в третичном периоде. Размеры хоботных наибольшие среди современных наземных млекопитающих. Самцы крупнее самок.
Тело массивное, удлиненное. Шея короткая. Голова огромная с большими веерообразными ушами, маленькими глазами (с мигательной перепонкой) и длинным мускулистым хоботом, на конце которого располагаются ноздри. Огромные резцы верхней челюсти, выступающие изо рта в виде пары бивней, клыков нет. Бивни растут в течение всей жизни. Коренные зубы функционируют посменно; при снашивании заменяется следующим. Хобот образован вытянутыми носом и верхней губой: он представляет собой полое внутри мускулистое образование, разделенное по всей длине продольной перегородкой. На конце хобота имеются только дорсальные или дорсальный и вентральный хватательные пальцевидные отростки. Функция хобота многообразна. Он служит для дыхания, обоняния, осязания, помогает при питье и еде. Хоботом слон срывает траву, ветви деревьев, плоды и отправляет их в рот, всасывает в хобот воду и затем впрыскивает в рот. Конечности высокие, колоннообразные, пятипалые, каждый палец одет копытцем. На передних конечностях 5, иногда 4 копытца, на задних - 3 или 4. На подошве под кожей имеется желеобразная пружинящая подстилка, обеспечивающая бесшумный шаг и движение по вязкому грунту.
Кожа слона сероватой окраски, имеет значительную толщину, почти голая. Ее наружная поверхность неровная, покрыта эпидермальными буграми различной толщины. Эпидермис имеет ячеистую внутреннюю поверхность. Волосы у взрослых редкие, щетинковидные. У новорожденных волосяной покров довольно густой. В височной области находится кожная специфическая железа, продуцирующая в период течки обильный секрет жидкой консистенции с неприятным запахом.
Сосков одна пара - в области груди, между передними ногами. Череп слона огромных размеров, но несколько укороченный. Мозг по массе наибольший среди наземных млекопитающих.
Распространены индийские слоны в Южной Азии, а африканские слоны - в Африке.
Населяют слоны леса и саванны, иногда высокотравье. Обычно не уходят далеко от воды: Самки, детеныши и молодые самцы образуют стада до 30-400 голов. Взрослые самцы держатся обычно поодиночке, временами присоединяясь к стадам. Размеры стада зависят от наличия пищи, воды и фактора беспокойства. Активны в светлое время суток; в жаркие часы отдыхают. Питаются исключительно растениями, включая листья, плоды, кору, корни. Имеют место кормовые миграции. Обычно передвигаются шагом, и бегать могут только на короткие дистанции. Хорошо плавают. Слух развит хорошо, обоняние превосходно, зрение относительно слабое. Хорошо представлена звуковая коммуникация.
Беременность от 20 до 22 месяцев. Самка приносит одного, редко двух детенышей. Масса новорожденного около 100 кг. Вскоре после рождения детеныш следует за матерью. Молоко сосет ртом. Лактация длится около двух лет. Половозрелость наступает примерно на 9-20-й год. Продолжительность жизни обычно 50-80 лет.
Слоны были предметом интенсивного промысла из-за ценимых на рынке бивней. В результате прямого уничтожения и косвенного воздействия деятельности человека численность резко упала и, как правило, в настоящее время слоны многочисленны лишь на охраняемых территориях. Азиатские слоны издавна использовались в качестве рабочих животных.
Хоботные, по-видимому, имели общих предков с сиренами и даманами. Но уже с палеоцена каждая из этих групп развивалась самостоятельно. На севере Сибири, в вечной мерзлоте, иногда находят туши вымерших слонов - мамонтов, живших в Евразии в ледниковое время.
У индийского слона - Elephas maximus бивни есть только у самцов; легко приручается, но в неволе, как правило, не размножается. Африканский слон - Loxodonta africanus более крупен; бивни имеют и самки; трудно приручается. Вымерший мамонт - Elephas primigenius обладал густым шерстным покровом; обитал в приледниковых районах.

Литература:
1. Курс зоологии. Б. А. Кузнецов, А. 3. Чернов, Л. Н. Катонова. Москва, 1989
2. Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. - Ч. 2. - Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979. - 272 с, ил.

Отряд Хоботные

Отряд объединяет два вида слонов: африканский и индийский. Это самые крупные наземные млекопитающие, для которых характерен ряд особенностей. Одна из них - наличие хобота, возникшего в результате срастания носа и верхней губы. Он служит органом обоняния, осязания и хватания. Хоботом слоны обнюхивают, ощупывают, схватывают листья, плоды, могут поднимать крупные деревья, бревна, брать с земли мелкие предметы. Последнее возможно благодаря тому, что на конце хобота имеется пальцевидный придаток.

Другая особенность хоботных - это бивни, длинные изогнутые резцы верхней челюсти, растущие в течение всей жизни. Клыков нет, но с каждой стороны в челюстях есть по одному коренному зубу. По мере изнашивания зуб заменяется новым. Глаза маленькие, уши большие. Тело этих животных опирается на толстые ноги с небольшими копытцами. Кожа толстая и почти лишена волосяного покрова, волосы в виде пучка имеются на конце короткого хвоста.

Доклад на тему «Хоботные» кратко расскажет Вам об этих удивительных животных. Также доклад о хоботных поможет подготовиться к занятию биологии.

«Хоботные» сообщение

Хоботные являются отрядом плацентарных млекопитающих, включающим в себя (кроме вымерших родственников) слонов. могут похвастаться уникальным органом – хоботом, который выполняет много разных функций. Также у животных имеются специализированные зубы для пережевывания пищи и бивни для копания почвы в поисках пищи, очистки деревьев от коры и борьбы. Выделяют 3 подсемейства хоботных – Лесные, Африканские и Индийские слоны.

Хоботные: место обитания

Ареал обитания слонов зависит от их подвида. Так, Африканские слоны распространены в Африке, ближе к югу от Сахары. Азиатские слоны обитают в Непале, Юго-Восточной Азии, Индии. Они мигрируют к местам обильной пищи. Встречаются в пустынях, лесных районах, саваннах, вблизи болот, экотонах.

Хоботные краткая характеристика

Слоны обладают длинным, мускулистым хоботом. Он служит пятой конечностью для животного. Самцы азиатских слонов, самки и самцы африканских слонов имеют пару огромных клыков – бивней. Они растут в верхней челюсти. Зубы хоботных приспособлены к пережевыванию грубой пищи. Скелет млекопитающих «оснащен» огромными мышцами. Отличительная черта хоботных — огромные уши, которыми они регулируют температуру тела и улавливают звуки даже с дальнего расстояния. Хоботные продолжительность жизни составляет 60-70 лет.

Чем питаются хоботные?

Слоны требуют большого количества пищи. Одна особь может съесть в день больше 150 кг. Питаются в основном листьями и корой деревьев. Для того чтобы заполучить любимое лакомство, слоны заваливают деревья. Их стада в погоне за пищей могут повредить леса или пахотные земли. Также животные питаются травой, ветками, корнеплодами и фруктами.

Хоботные: размножение

У самцов половое созревание наступает в 14-летнем возрасте, но для размножения они стают «пригодными» в возрасте 40-50 лет. Беременность самки длится 22 месяца. При рождении детеныши весят около 120 кг. О слоненке заботится не только его мать, но и другие самки в стаде. Малыш может выпить 40 л молока в день.

Хоботные: интересные факты

  • Животные обладают развитым интеллектом и хорошей памятью.
  • Слоны способны изучать человеческий язык. Ученые доказали, что они понимают с десяток человеческих слов.
  • В хоботе может поместиться 8 л воды.
  • Слоны бывают правшами и левшами. Рабочий бивень всегда меньше по размеру от не рабочего.
  • Когда в слоновом стаде кто-то умирает, его родственники хоботами его приподнимают, громко трубят. После они перекатывают тело до углубления, накрывают его ветками и забрасывают землей. Слоны могут несколько дней молча сидеть около погибшего.

Надеемся, что «отряд хоботные» сообщение помогло Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение на тему «Хоботные» Вы можете оставить через форму комментариев ниже.