Среди многих постыдных поступков. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П.Астафьева «Постскриптум. Аргументы из литературы

Один из руководителей расовой политики Третьего рейха, Вольфрам Зивес утверждал: «Гордись лишь теми победами, которые одержал над самим собой». Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. Действительно, самая большая победа - победа над собой, к которой нельзя не отнести и умение признавать свои ошибки.

Рассуждая о признании человеком своей вины, неправоты, об его сожалении по поводу совершённых поступков, выдающийся советский и российский писатель, Виктор Петрович Астафьев поднимает проблему необходимости раскаяния.

Автор раскрывает данную проблему, рассказывая о самом памятном для героя постыдном поступке, совершённом ещё в детстве. Писатель с огорчением обращает внимание читателей на то, как мальчик, казалось бы, безобидным, ничего незначащим движением - выдёргиванием вилки из репродуктора - проявляет неуважение к тому, чей голос был оборван. Более того автор отмечает, что герой делает это со «словами негодования», тем самым оскорбляя певицу. Однако сам герой, как показывает писатель, не осознаёт, что совершил постыдный поступок.

В. П. Астафьев акцентирует внимание на том, что лишь спустя годы герой, попадая на симфонический оркестр в Ессентуках и видя, «как надрываются музыканты», как они стараются и как безжалостные и неблагодарные зрители, хлопая сиденьями, уходят с концерта, понимает, что был не прав много лет тому назад, а потому раскаивается в содеянном: «Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её». Автор с уважением относится к победе героя над собой.

Так, шаг за шагом приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в следующем: человек должен уметь признавать свои ошибки, раскаиваться в совершённых постыдных поступках.

В русской литературе существует множество примеров, подтверждающих мою точку зрения. Вспомним роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает о том, как шестнадцатилетнего Петра Гринёва отправили на службу в Оренбург, а поскольку путь был неблизким с ним поехал Савельич. По прибытии в Симбирск стремянный оставил юношу, а сам пошёл закупать необходимые вещи. Пётр же, оставшись один, отправился в трактир, где познакомился с ротмистром гусарского полка, Иваном Ивановичем Зуриным, от предложения выпить и поиграть которого не отказался. В результате чего Гринёв проиграл большую сумму денег. Однако писатель обращает внимание на то, что на следующий день Петру было стыдно за своё поведение. Он долго корил себя, понимая, что его поступок был глуп, а потому осознав свою ошибку, извинился пред стремянным. Таким образом, герой сумел признать, что поступил неправильно и раскаяться за совершённое. Более того он извлёк из этой ситуации большой урок, а потому больше не попадал в подобные обстоятельства.

Ещё одним примером, подтверждающим мою точку зрения, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников создаёт теорию, по которой люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Однако она оказывается безнравственной и отрицает все моральные ценности, а потому автор показывает, как она направляет героя по ложном пути, заводит в тупик: Раскольников совершает убийство, которым обрекает себя на страшные муки совести. «Я не человека убил. Я принцип убил», - говорит он. Через тяжкие страдания он постигает ошибочность своих заблуждений. В финале герой и вовсе отказывается от своей теории. Таким образом, автор подводит к мысли о том, как важно суметь признать свою неправоту, раскаяться в совершённом, ведь это не только помогает избежать в будущем подобных ошибок, но и облегчает жизнь.

Таким образом, важно чтобы человек понимал, что раскаяние в совершённом необходимо. Ведь тот, кто раскаялся в своих поступках, больше не свершает их.

Страница 1

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П.Астафьева «Постскриптум »

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
1.Обучающая цель урока: формировать умения работать над сочинением по прочитанному тексту, навыки выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;

2.Развивающая цель: развивать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, рецептивно-аналитические текстовые умения и навыки.

3.Воспитательная цель: формировать гражданскую позицию, чувства ответственности за свои поступки.

формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание здорового образа жизни


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-исследование

Форма: комментированное чтение текста

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, В.А.Моцарт “Сороковая симфония”; презентация по В.П.Астафьеву;


Слайд №

1. Оргмомент. Приветствие.
Тема сегодняшнего урока развития речи:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту миниатюры В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.

2. Мотивация деятельности.

Тема довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это нам будет так необходимо в решающий для нас момент.


2.Чтение эпиграфа

Слайд №

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожёгов

3. Активизация знаний.

Слайд №


1).Что входит в понятие «хорошая речь»?

(Богатая, точная, выразительная)

Учитель: действительно, хорошую, богатую речь человека характеризует мастерское употребление в речи различных средств художественной выразительности.

3. Проведём тезаурусную разминку
1)Перенесение значения слова (скрытое сравнение)

(Метафора)


2) Изобразительно-выразительный приём, при котором сопоставляются два явления, два понятия, два предмета друг с другом.

(Сравнение)


3)Расположение слов, словосочетаний, выражений в порядке возрастания или убывания какого-либо признака, значения, оттенка.

(Градация)


4)Повторение значимого элемента в начале каждого отрезка речи.

(Анафора)


5)Нарушение обычного порядка слов или словосочетаний в предложении.

(Инверсия)


Слайд № (Сверьте свои записи с предложенными ответами.

Поднимите руки, у кого всё верно)

4. Чтение текста В.П.Астафьева. (Звучит музыка В.А.Моцарта “Сороковая симфония»)

В.П. Астафьев «Постскриптум»


Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.
«Ха! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
...Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение
в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.
Но и сказочный Штраус1, и огневой Брамс2, и кокетливый Оффенбах3 не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин , поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает . Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - Великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале… (364 слова) (В. П. Астафьев. Постскриптум)

Постановка цели: подготовиться к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту В.П.Астафьева.

Чем глубже мы сможем погрузиться в текст, тем удачнее будет работа по написанию сочинения.

В процессе анализа текста вы, уважаемые ребята, в рабочих тетрадях для подготовки к ЕГЭ делаете записи в соответствии с критериями написания сочинения- рассуждения. Это и послужит вам рабочим материалом для написания сочинения.

Учитель: Итак дома вы готовили анализ текста В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.


-Каково толкование слов «постскриптум» и «затеси»

Словарная работа

Слайд №


Постскриптум

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве.

Слайд №


Учитель: Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.
Учитель - К этим словам мы вернёмся в конце урока и поясним смысл названия произведения В.П.Астафьева.

5. Деятельность учащихся. Работа с текстом.

1) Какое впечатление произвёл на вас текст?

(Вызвал чувства горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”)

2) Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей?

(Через постановку важной проблемы, собственную оценку описанных событий, мастерское употребление художественных средств выразительности)

3. Сформулируем одну из проблем текста.

(Проблема бездушного отношения людей к классической музыке, к искусству.

Проблема неразвитости души человеческой и как следствие способность человека совершать “постыдные поступки»)

Проблема ответственности за своё поведение, за поступки «ближних и дальних”.

Проблема духовного развития человека.

Проблема необдуманности в совершении поступков в подростковом возрасте

4. Комментарии.

- Какие названные вами проблемы по характеру? ….

(Социально-нравственные)

- Прокомментируем проблему.

(Данные проблемы актуальны сегодня, когда всё чаще встречаемся с неумением людей слушать классическую музыку., заменяем её модной, однодневной.

Примеры бездуховности, необдуманных поступков мы видим повсюду: взрослые неуважительно относятся друг к другу, дети неуважительно - к старшим, общество испытывает дефицит милосердия.

Потому и современен Астафьев и, в частности, его рассказ « Постскриптум»

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы.

- Докажем примерами из текста:

Автор создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”.

- Случайно ли сравнение дирижёрши с муравьишкой

(Не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая)

(“терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”)

Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.

- Дайте толкование слову « гражданин»

Слайд №

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Соответствует ли поведение присутствующих определению «гражданин»?

(“…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал?


Учитель : - Какой тип/типы речи использует в тексте В.П.Астафьев?

( Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание.

Слайд №


Рассуждение: 1)Автор рассуждает над поставленными им проблемами 2)Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

Слайд №


Повествование : Используя повествование, автор рассказывает о своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках (в детдоме, однажды, много лет спустя).

Слайд №


К описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”

Учитель: На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы.

-Какую лексику использует Астафьев в тексте?

(В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.).

-К каков стиль текста? (Художественная публицистика)

- Жанр? (Это философское эссе)
Слайд №

Это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора)

- Какие изобразительные средства в целях усиления выразительности использует автор?

(Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”

Инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”)

Градации ( “покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”)

Антитеза ( музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам)

Автор, осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное ”.

- Какова роль лексического повтора (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали …. С возмущениями, выкриками, бранью покидали …”).

(Они не просто спокойно выходили из зала , вызывающе, их поведение вызывает неуважение, негодование, осуждение….)

Какие слова представляются вам как окказиональные образования писателя?

(Окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью)

Слайд №


(Окказионализмы -

Жизнь-это не бумага, где можно легко поставить Р.S. Она протекает быстро, человек порой не успевает исправлять свои ошибки)

-Поясните смысл названия книги «затеси».

(Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает)

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённой аналитической беседы.

6 абзац: (В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”.

Учитель: Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек ).

Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

- Какова ваша, ребята, позиция по отношению к проблеме, рассматриваемой автором в тексте?

Найдём примеры, аргументирующие ваше мнение, в литературе.

1) В.Песков Рассказ о дятле…

2) К.Паустовского “Старый повар”

- За что мы должны быть благодарны автору после прочтения текста?

Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

Прочтём варианты рабочего материала для написания сочинения.
Я желаю вам в написании сочинения по прочитанному тексту дома успехов, и помните: Язык - это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.

9. Домашнее задание : написать сочинение по прочитанному

страница 1

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать свое недовольство: покидать зал “с возмущениями, выкриками, бранью…, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах”. А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица “уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня”, – подумал он. “Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

понимает, что исправить ничего нельзя. Но зато он больше никогда не совершает их.

Я полностью согласен с В. П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на “тварей дрожащих” и право имеющих”. Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В. П. Астафьева есть рассказ “Конь с розовой гривой”, где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому все-таки купила ему “пряник конем”.

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить ее бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.


Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Каждому человеку свойственно совершать постыдные поступки, однако не каждый может признать свою ошибку, раскаяться в содеянном. Именно проблему раскаяния ставит в своем тексте Астафьев. Размышляя...
  3. Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он...
  4. Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть? Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и...
  5. Подвиг и героизм… Что для людей означают эти два понятия? Что порождает “героическую самоотверженность” – “благородство людей” или “неразвитость личности”? Данная тема стала объектом для...
  6. Поэзия есть огонь, загорающийся в Душе человека. Огонь этот жжет, греет И освещает. JI. H. Толстой Поэзия это действительно океан души. Настоящий поэт сам невольно...
  7. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней он и размышляет. Это...

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.