Структура сознания человека. Проблема сознания в философии. Структура сознания Структура и признаки сознания

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует прежде всего обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика - более сложное образование (схема 6.6), включающее две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Схема 6.6. Структура психики человека

Концепцию бессознательного впервые сформировал немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе «Монадология» он характеризовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Гартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят в первую очередь инстинкты - совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы , которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция - знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - особый пласт, или уровень, бессознательного. К нему относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часто возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Известными представителями иррационализма являются Артур Шопенгауэр (Германия), Сёрен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуард Гартман (Германия), Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). 3. Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и в результате этого подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают, что ведущим началом в человеческой психике является сознание, которое «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания. Какую же структуру имеет само сознание? Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить следующие элементы.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание - понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание - отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает. Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые особенно отрицательные эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля - осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - первая и наиболее важная школа формирования воли.

Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля - осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем - сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание - форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре главного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Самосознание - осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т.п.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа , с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговариваете собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить следующие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе под рефлексией понимается обращение сознания (мышления) человека на самого себя, его размышление над своим психическим состоянием, полное сомнений и противоречий. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Функции сознания. Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций (схема 6.7).

Главной функцией сознания является познавательная, или отражательная, т.е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в сущность наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, а из нее происходят все другие. Познавательная функция имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, т.е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Схема 6.7. Функции сознания

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Ее сущность заключается в том, что в памяти человека накапливаются знания, получаемые не только из непосредственного, личного опыта, но и полученные современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Еще одной функцией является аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, выступает формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результат и цель ценностного отношения к миру - постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требуют в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требуют личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - сугубо человеческая способность, которая выступает кардинальной характеристикой сознания. Цель - идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т.е. осознание того «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т.е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Поэт Николай Заболоцкий по этому поводу сказал так:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Очень важной функцией является коммуникативная (функция связи). Она обусловлена тем, что люди участвуют в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т.п.) изложены не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, - субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные функции сознания. Только гармоничное их развитие дает в конечном результате поистине целостную в интеллектуальном и духовном планах личность.

К началу XXI в. ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные машины. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, управляют самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать такую машину, которая была бы способна заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно, не следует устанавливать пределы усовершенствования информационных машин. Тем не менее аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, что происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По существу машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления - формально-логический, в то время как реальное мышление человека - это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и другие составные. Богатство внутреннего мира человека - следствие богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно было бы воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе потребностями политическими, моральными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его сущностные черты (основные свойства); 3) как оно возникло (генезис сознания); 4) каковы структура и субстрат сознания.

Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, определения его места и роли в мире. В истории философии сложились несколько вариантов ответа.

1. Субстанциализм (объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Ин­дивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы органи­зации которого совпадают с логикой мышления. Истоки этого подхода уходят в античность (Платон, Аристотель), он господствует в классической философии Средневековья, Возрождения и Нового времени. Для древней философии характерен также метемпсихоз – учение о переселении душ. В современных эзотерических концепциях носителем сознания считается гипотетическое информационное поле космоса, а наши органы чувств и мозг – лишь антенны и приемник информации. В холотропной модели С. Грофа поле сознания бесконечно в пространстве и времени, включает весь опыт Вселенной, а мозг служит только его посредником.

2. Натуралистический функционализм. Согласно этому под­ходу, развивавшемуся метафизическим материализмом XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и вульгарным материализмом XIX в., сознание - это особая функция мозга человека, благо­даря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя в ощущениях. Функция эта действует автоматически и проявляется в химических реакциях мозга. Содержание сознания определяется составом пищи, например неграмотность и рабская приниженность народов колоний объясняется однообразной пищей и голодом.

3. Социокультурный функционализм берет начало в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуально­го сознания. Как целостнаяконцепция представлен в диалектико-материалистической философии. В ней была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания с прак­тически-предметной деятельностью людей. В этой концепции сознание считается способностью высокоорганизованной материи – мозга общественно развитого человека – отражать объективный мир в индивидуальных субъективных образа х и в коллективных формах общественного сознания .

4. Субъективистский подход представленв феноменологииЭ. Гус­серля и экзистенциализме. Внешний мир всегда проявляется во внутренних явлениях (феноменах) моего сознания – мыслях, переживаниях. Сознание изнутри конструирует всю мою жизнь. По крайней мере, если есть мир и другие люди, то этот мир не столько дан сознанию, сколько создан им. Эта трактовка сознания отказывается от характер­ной для философской классики оппозиции «субъект - объект». Для нее в мире интересно не бытие предметов как таковых, а субъективное духовное бытие.

5. Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) по­ставила перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизи­рующем наследие опыта предшествующих поколений людей в инди­видуальной психике человека.

6. Структуралистская трактовка в лице постструктурализма (Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт) и философской гер­меневтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие со­знания через структуры языка. Сознание вторично по отношению к структурам «языка» культуры. Индивид застает их уже готовыми и усваивает в основном бессознательно. «Сам по себе субъект - ничто, пустота, заполняемая культурным содержанием» (Лакан). В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призван­ный производить и передавать безадресные сообщения по кана­лам коммуникации.

Каждая из этих концеп­ций делает акцент на определенных сущностных чертах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных струк­тур (мозга как его материального носителя, чувственного опы­та как генетически первичного уровня отражения действитель­ности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого отражения). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра­тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании призвано синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания .

Структура сознания

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были вы­делены следующие составляющие единого целого - человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля – это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память – способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутрен­нем состоянии. Внимание – концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными – когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие – что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому, мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в начале XX в. в ду­шевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера , некий бездонный резервуар переживаний, который в принци­пе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее по­ведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (про­образов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы - это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

Каковы сущностные черты сознания? Каждая эпоха имела свои представления об этом. Философы античности связь между миром и душой пытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект (причем как пассивное его восприятие). Другая же сторона – активная работа сознания, умение человека сосредоточить свое внимание на внутреннем мире - не была установлена. В культуре христианства произошло важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. В эпоху Нового времени на решение проблемы сознания оказало влияние мировоззрение антропоцентризма. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и предопределяет. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. В истории философии такое учение было названо идеализмом. Его историческая заслуга – обоснование внутренней активности сознания , но акцент делался на рассмотрении его познавательных возможностей (И. Кант, И. Фихте).

Социокультурный функционализм к сущностным чертам сознания относит:

1) общественно-исторический характер его формирования (пример Маугли – у младенца, выросшего среди животных, сознание не возникает);

2) его интенциональность , т.е. направленность на объект;

3) внутренняя активность , опережающий характер отражения (информационного взаимодействия), способность к творчеству и фантазии;

4) его несубстанциональность , оно воздействует на мир только через объективацию мыслей и чувств в речи, поступках и результатах деятельности людей. Отсюда невозможны телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, непосредственное видение будущего и другие «паранормальные» явления. Паранормальное знание (греч. para - около, при, вне) включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, ясновидение);

5) его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга, группировкам молекул или комплексам связанных электромагнитным полем элементарных частиц (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно). Для более конкретного объяснения идеальности сознания сторонники функционализма предлагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в компьютере эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания (точнее, его «счетной» функции). Идеальные образы сознания возникают как общие функциональные состояния мозга; характер происходящих при этом физических процессов остается дискуссионным.

Сознание являет собой сложнейшую структуру человека, что состоит из элементов самого сознания и их связей. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению его составляющих частей, следует отметить, что сознание являет собой отражение объективной реальности и непременно включает в себя волевые процессы, разум и чувства.

Структура и функции сознания

К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят:

  • познание;
  • отношение;
  • переживание.

Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности. Он находит свое проявление в логике, фантазии, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.

Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».

Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства). Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями. Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.

Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением. На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики. Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).

Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.

Формирование структуры сознания человека

Ее образуют 4 уровня знаний:

Структура сознания и самосознания

Самосознание - это наиболее высокий уровень ясности в структуре сознания. Благодаря самосознанию, вы способы осознать собственное «Я», влияете на общество, понимаете свою роль в нем. Оно помогает личности анализировать и оценивать личные знания, умения, поведение, поступки, мысли. Это главное условие самосовершенствования. Познавая себя во взаимоотношениях с другими, вы корректируете свое самосознание, потому как именно коллективизм является ее наивысшей формой.

3.4. Структура сознания

Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.

Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.

Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.

Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.

Сознание включает в себя не только познавательные , но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.

Человек не только отражает те или иные явления действительности; в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т. п.), так и отрицательными (печаль, тревога и т. п.). Эмоциональные состояния различаются по своей силе и длительности. Эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируют его действия, мотивацию.

Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели; в основе целепо-лагания – недовольство миром и собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление о результатах своей деятельности, выработка идеалов. Человек строит идеал, некоторый образ того, как должен быть устроен мир и каким он сам должен быть, а затем ставит вопрос о том, как достичь этого идеала. Для последнего нужна воля. Воля – способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие как бы завершает динамику сознания. Волевое управление поведением человека опирается на знания, эмоции и мотивации.

В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.

В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.

1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.

2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.

Продолжая анализ структуры сознания, нужно выделить уровень сознания и подсознательного (бессознательного).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.2. Структура суждения Суждение – это более сложная форма мышления по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части.1. Субъект (обычно обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет

98. Структура сознания Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства

25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность Сознание - это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им

1. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания? Сознание находится сейчас в гораздо худшем положении, чем когда-то давно, точнее, до Бытия и Времени, находилось Бытие. Бытием просто не занимались, ибо не могли ему дать дефиницию, считали его самым общим, а

3. СТРУКТУРА Понимаемая и расположенная таким образом естественная история имеет условием своей возможности общую принадлежность вещей и языка к представлению: но она существует в качестве задачи лишь в той мере, в какой вещи и язык оказываются разделенными.

§ 17. Две стороны исследования сознания и его коррелятивная проблематика. Направления описания. Синтез как изначальная форма сознания Если же начало и то направление, в котором будут ставиться задачи, уже стали ясными для нас, то мы благодаря нашей трансцендентальной

2. Изменение формы утопического сознания и стадии его развития в новое время а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов Решающим поворотным пунктом в истории нового времени был - под углом зрения нашей постановки проблемы - тот момент,

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА Общество (в широком значении) - это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира

Структура капитализма А. Капитализм XVII и XVIII вв. Капитализм - это экономическая система, которая начиная с XVII–XVIII вв. стала преобладающей в странах Запада. Несмотря на большие изменения, произошедшие в этой системе, определённые особенности сохранялись на протяжении

Структура презентации и структура материала Если экран телевизора представляет образ какого-либо предмета, например скелета, то собственно структуру предмета мы понимаем как «структуру материала». Если же обратиться к структуре презентации, то она совершенно иная -

Структура мира и структура произведения. I

Структура мира и структура произведения. II

Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному-единственному уровню создала в семнадцатом веке новый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного Таким образом, семнадцатый век,

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых является отдельной сферой сознания.

- сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (напр. математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.