Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский. Памятник митрополиту петру могиле в лавре Богословия и сочинения

Существования православной церкви» (БСЭ). При его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения - Киево-Могилянская академия .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти константинопольского патриарха, Пётр объединил свою лаврскую школу с братской.

    По прибытии в Киев его встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После этого Могила насильно выгнал митрополита Исайю с кафедры, посадив его в заключение. «Но более серьёзную неприятность пришлось испытать Могиле от прежнего митрополита Исайи Копинского. Последний отрицал законность избрания печерского архимандрита на непраздную митрополичью кафедру и не хотел уступать ему своих прав. Предвиделось немалое смущение в церкви. Могила решился и против прежнего митрополита употребить самые крутые меры. По его распоряжению престарелого и больного старика ночью схватили в Киево-Михайловском монастыре, где он настоятельствовал, в одной власянице, перебросивши через коня, как какой-нибудь мешок, перевезли в Киево-Печерскую обитель. Лаврское заключение, из которого удалось освободиться Исайе Копинскому, разумеется, не могло улучшить его отношение к Петру Могиле: действительно, вражда и борьба между обоими митрополитами, как увидим, продолжалась впоследствии - до самой кончины одного из противников» (Голубев С. Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники. Т. 1. 1883. С. 552-553). По согласию польского короля Могиле были возвращены монастыри и церкви , в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря . Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трёх Святителей , которую отдал братскому монастырю .

    Особенное внимание обратил Могила на киево-братскую школу , ныне называемую Могилянской. В 1632 году Киевскую братскую школу объединили со школой Киево-Печерской лавры. После объединения школы были реорганизованы в высшее учебное заведение - Киево-Могилянскую коллегию, которая с 1701 года была переименована в академию.

    Богословия и сочинения

    В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное , поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 году это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или Требник Петра Могилы ; 1646).

    Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году . «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).

    Память

  • Петр Могила

    Киевский митрополит (1596-1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601-1607), потом Молдавии (1607-1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище П. получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства П. Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см.); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и П. Могилою. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, П. соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила, с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем П. Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, П. приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей П. Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил П. Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при П. Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу. Много огорчений доставлял П. Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом П. Могила издал, между прочим, следующие книги: Евангелие Учительное , поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион , сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646). П. Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге П. Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной П. М. книги Афанасия Кальнофойского "Тερατоυργήμα" (1638) сам П. доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения "Λίθоς" (см. Лифос) П. принимал большое участие. Из проповедей П. Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивила". Записки П. Могилы отчасти напечатаны в "Киев. епарх. вед." 1861-62 г. Наконец, П. Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.

    См. Голубев, "П. Могила и его сподвижники" (т. 1, до начала служения П. Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский, "Историческое извещение об унии"; Крачковский, "Очерки униатской жизни"; проф. Тарновский, "П. Могила" (в "Киевской Старине" 1882, № 4); Левицкий, "Уния и Петро Могила".

    И. Ж-цкий.

    {Брокгауз}

    Петр Могила

    Митрошолмт Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский.

    Родился Петр 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность. Родной дядя его по отцу, Иеремия, был господарем Молдавии, а отец, Симеон, господарем Валахии и потом Молдавии. Оба эти господаря отличались приверженностью к Православию, старались покровительствовать Львовскому православному братству и присылали ему значительные денежные пособия на постройку братской церкви.

    Образование получил во Львовском братском училище.

    Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Свободно владел латинским и греческим языками.

    После захвата господарства Молдавии Кантемиром Мурзою в 1612 году семья Петра (Могилы) вынуждена была искать убежища в Польше, где они имели сильные родственные связи. Здесь Петр сначала поступил на военную службу и участвовал в известной битве под Хотином в 1621 году.

    Но через несколько лет, вероятно под влиянием митрополита Киевского Иова (Борецкого, † 1631), он решился оставить мир и около 1624 года поступил в Киево-Печерскую лавру. В 1625 году был пострижен в монашество.

    В апреле 1627 года скончался архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрала настоятелем архимандрита Петра (Могилу).

    28 апреля 1633 года хиротонисан во Львове епископом Львовским Иеремией (Тиссаровским, † 1641) во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого.

    Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской лавры, в средней части храма.

    Петр (Могила) происходил из знатного молдавского рода, славившегося ревностью к православной вере. Его могло ожидать блестящее будущее, но он оставил все и пришел в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. Надо сказать, что, несмотря на гонения, в лавре в то время собралось много высокообразованных иноков, поставивших своей целью оказать поддержку Православию. Среди них были святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе; Иосиф, протосингелл Александрийского патриарха; виленский протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский и другие. Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту Православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ.

    В такой среде молодой инок Петр завершил свое образование, начатое за границей. Воодушевленный их примером, с благословения митрополита Иова (Борецкого) и архимандрита лавры Захарии (Копыстенского), он на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

    В 1627 году, после смерти архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов, 30-летний Петр был избран архимандритом лавры. Этого звания он не сложил и будучи митрополитом и всегда усиленно заботился о лавре. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь; он же основал Голосеевскую пустынь и на свой счет устроил богадельню.

    Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты Православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях.

    Архимандрит Петр дождался возвращения посланных за границу юношей и поставил их учителями, взял ученых из Львовского братства, организовал в Киево-Печерской лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 году перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Киево-Могилянской коллегии, которая в 1701 году была преобразована в Киевскую духовную академию. При училище было организовано первое общежитие для бедных учеников. Для содержания училища Петр (Могила) отдал несколько деревень из своего имения и волостей лаврских. Создание этого училища благословил патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, митрополит Киевский Исайя (Копинский, † 1640), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и братство лаврское. Один из братии подписался так: "Антоний Мужиловский, иеромонах и старец монастыря Печерского, в том кровь свою пролить готов".

    В 1628 году под руководством архимандрита Петра состоялось осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого.

    В 1632 году архимандрит Петр (Могила) был депутатом на сейме в Варшаве, избравшем нового короля польского Владислава IV. В это время усиленными стараниями Петра (Могилы) и других православных депутатов, в первый раз после основания унии, было торжественно признано существование Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий соглашения с польским королем Владиславом IV было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исайя (Копинский) был признан лишенным сана, а на его место был избран Петр (Могила) с сохранением лаврского архимандритства. Это избрание дало повод для упреков Петру в неблагодарности к своему благодетелю митрополиту Исайи. Но Петр понимал, что борьба с униатами еще только разгорается, что престарелый и слабый митрополит Исайя не может вести ее достаточно энергично; он сам поставил это на вид православным членам сейма и без колебаний принял избрание, а затем и хиротонию.

    Пользуясь правами, которые давал ему сан митрополита Киевского, Петр (Могила) приступил к возвращению православным храмов и монастырей, которые были захвачены униатами, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря. Он восстановил старинную церковь Спаса на Берестове, а также церковь Трех Святителей, которую отдал Братскому монастырю. В 1635 году были открыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели мощи святого равноапостольного князя Владимира. Средства для восстановления разрушенных во времена унии храмов и монастырей митрополит Петр (Могила) брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, обращался за помощью и к московскому царю.

    В своем духовном завещании митрополит Петр писал: "...видя, что упадок веры и благочестия в русском народе происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка у него просвещения и школ, дал обет Богу моему: все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что будет оставаться от доходов с имений, принадлежащих вверенным мне по моему служению святым местам, обращать частию на восстановление разрушенных храмов Божиих, от которых остались жалкие развалины, частию на основание школ в Киеве и утверждение прав и вольностей народа русского..." Поэтому огромное значение митрополит Петр придавал изданию церковных книг. При Петре (Могиле) Киево-Печерская типография стала самой главной в ряду западнорусских типографий как по количеству, так и по достоинству ее изданий. Им был исправлен и издан в 1629 году Служебник, в котором впервые было дано изъяснение литургии для руководства священникам, чего в прежних Служебниках не было. Псалтирь и Триодь Постная были изданы дважды. При последнем издании Триодь была сличена с греческим текстом "тщанием" архимандрита Захарии (Копыстенского) и в ней помещены синаксари, переведенные с греческого Тарасием Левоничем Земкою "на общую российскую беседу", т. е. на простой общенародный язык. Два раза были изданы Акафисты. В 1629 году был издан Номоканон с предисловием Петра (Могилы). Триодь Цветная и Служебник изданы даже его "благословением и исправлением", или "тщанием", т. е. были предварительно им самим исправлены. При нем был составлен Патерик Печерский и введен обычай совершения пассий. В 1637 году по благословению митрополита Петра (Могилы) в Киевской лавре напечатано было "Евангелие учительное". К 1640 году митрополитом Петром был подготовлен Катехизис и рассмотрен на Соборе в Киеве. Затем Катехизис был послан на Ясский Собор на рассмотрение всех восточных патриархов. Под именем митрополита Петра (Могилы) Катехизис стал известным как на Востоке, так и в России. Одобрив Катехизис, они утвердили его своими подписями 11 мая 1643 года. Желание митрополита Петра исполнилось. Оставалось только его напечатать. Из Константинополя митрополит так и не дождался возвращения своей книги. Но не теряя надежды издать Катехизис в полном виде, когда он будет получен из Константинополя, митрополит решился немедленно напечатать его в сокращенном виде. Книга была издана в Киево-Печерской типографии сперва на польском языке, доступном и иноверцам, для того, как сказано в предисловии, чтобы "зажать рот бесстыдным неприятелям восточного Православия, которые осмеливаются взводить на него разные ереси", а потом в 1645 году и на русском языке, чтобы служить руководством для православных. Как велика была нужда даже в таком кратком Катехизисе, видно из того, что в 1646 году он дважды перепечатан во Львове епископом Львовским Арсением (Желиборским, у1662), а в 1649 году с некоторыми изменениями напечатан и в Москве по благословению патриарха Иосифа († 1652). К концу 1646 года митрополит Петр издал в Киево-Печерской типографии книгу, которая имела огромное значение для Церкви, - "Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник".

    Митрополит Петр стремился дать православному духовенству надежное руководство к совершению таинств и других церковных служб, в котором не было бы погрешностей и содержались бы чинопоследования на все случаи церковной, общественной и частной жизни. Кроме самого текста богослужения, митрополит Петр поместил в своем Требнике также и наставления священникам, как они должны готовиться и приступать к богослужению, как понимать смысл того или иного чинопоследования. Он указывал затруднительные случаи и давал им объяснения. Значение Требника, составленного митрополитом Петром (Могилою), до сих пор велико для Церкви; и ныне к нему обращаются как к авторитетному руководству при разрешении спорных вопросов православной богослужебной практики.

    Печатание церковных книг продолжалось при Петре (Могиле) во всех западнорусских типографиях. Во Львове действовали три типографии. Во всех этих львовских типографиях было напечатано тогда до 25 церковных книг. Иноки виленского Свято-Духова монастыря трудились сразу в двух своих типографиях - в Вильне и Евье и напечатали до 15 книг. В Киеве была теперь только одна - Киево-Печерская типография, и в ней напечатано до 12 книг. Петр (Могила) обращал особое внимание на печатание церковных книг. В лаврской типографии все книги печатались только его "благословением и повелением"; при некоторых он помещал от своего имени предисловие к читателям.

    Особенного труда потребовало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который в 1642 году издал на польском языке книгу под заглавием: "Перспектива, или Изображение заблуждений, ересей и суеверий Греко-Русской дезунитской Церкви, находящихся как в догматах веры, так в совершении таинств и в других обрядах и церемониях". Книга Саковича, проникнутая явною неприязнью к той Церкви, к которой он некогда принадлежал, наполненная ложью, клеветами и насмешками против нее и представлявшая состояние ее в самом мрачном, безотрадном виде, не могла не произвести тягостного впечатления на православных, тем более на их архипастыря Петра (Могилу), и он не остался безмолвным. В 1644 году он выпустил книгу на польском языке под заглавием "Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой Православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом (по-русски: православным пастырем) на сокрушение лживотемной Перспективы... Кассиана Саковича". Это была полная апологетика Православной Западнорусской Церкви против тогдашних нападений на нее униатов и латинян, а отчасти и ее лиургика с объяснением ее богослужения, таинств и обрядов, ее постов, праздников, устройства храмов и прочее. В Москве по указу царя Алексея Михайловича книга эта под названием "Камень" в славянском переводе списана была еще в 1652 году.

    Митрополит Петр вел строго аскетическую жизнь.

    Скончался он скоропостижно, прожив всего 50 лет. За девять дней до своей кончины, чувствуя себя больным, он написал духовное завещание. Своей любимой Киевской коллегии он завещал библиотеку, недвижимую собственность, приобретенную для нее, и значительную сумму денег, а наставников ее обязывал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много митрополит Петр завещал лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Он вполне мог сказать: "Все, что имел я, посвятил вместе с собой на хвалу и служение Богу".

    "Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, превосходил своим просвещением, еще более своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви", - писал выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков, † 1882).

    Но существует и совершенно противоположное мнение о нем. Вот отзыв архиепископа Филарета (Гумилевского, † 1866): "Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание".

    Труды:

    Триодь Постная. - Киев, 1627. Агапита диакона главизны поучительны. - Киев, 1628.

    Акафисты. - Киев, 1629. Служебник. - Киев, 1629. Номоканон. - Киев, 1629. Триодь Цветная. - Киев, 1631. Крест Христа Спасителя и каждого человека. - Киев, 1631.

    Анфология, сиреч молитвы. - Киев, 1636. Евангелие учительное. - Киев, 1637. Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом на сокрушение лживо-темной Перспективы... Кассиана Саковича. - Киев, 1644; М., 1652. Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан. - Киев, 1645.

    Слово на брак Януша Радзивилла. - Киев, 1645. Краткий катехизис. - Киев, 1643; Львов, 1646; М., 1649.

    Евхологион, альбо Молитвенник, или Требник. - Киев, 1646.

    Духовное завещание // Памятники, изданные временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденною при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе: в 4 т. - 1845-1859, с. 149-181. Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1846-1853. - Т. 5, № 9. Грамота, данная Петром Могилою львовскому типографу Михаилу Слезке на друкование книг // Киевские епархиальные ведомости. - 1873, № 22. - Отд. 2, с. 645-652. Православное исповедание веры. - Амстердам, 1662; М., 1696.

    Литература:

    Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 164.

    Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 55. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 497-505. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде . - Киев, 1888, с. 56, 59, 60, 62,100,104, 107, 182, 200, 206, 209, 214, 248, 250, 282, 283, 286.

    Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. - 2-е изд. - СПб., 1899. - Т. 2, с. 159-171.

    Вербицкий В. Поездка на Валаам // Исторический вестник. - СПб., 1913, март, с. 988-1015. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. - 6-е изд. - Киев и СПб., 1881. Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: в 2 т. - Киев, 1883- 1898. - Т. 1.

    Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 134. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 123. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 4.

    Сергий (Ларин), епископ. Православие и гитлеризм (машинопись). - Одесса, 1946-1947, с. 110.

    Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 164,167,295,307,383,397, 478, 717, 828.

    Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 641, 643, 647, 648, 652. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 5-6. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 190-193. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн. и 2 кн. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916; сентябрь, с. 408, прим. 2. Православный собеседник. - Казань, 1897, декабрь, с. 708.

    Прибавления к "Церковным ведомостям". - СПб., 1897, № 1, с. 23.

    Труды Киевской духовной академии. - 1869, июль-сентябрь, с. 439-486. - 1870, июль-сентябрь, с. 110, 129, 154, 438, 542, 562, 563, 575. - 1888, февраль, с. 206. - 1890, ноябрь-декабрь, с. 535-557. Душеполезные размышления. - М., 1878-1887; 1884, с. 357-400. Русский инок. - 1916, № 6, с. 371. Русский паломник. - 1893, № 44, с. 695. Русская старина. - СПб., 1872, декабрь, с. 687.

    1876, июнь, с. 288-289. - 1888, ноябрь, с. 543. - 1907, май, с. 381. - 1911, июнь, с. 634. Церковный вестник. - СПб., 1891, № 41, с. 650; № 42, с. 665. - 1895, № 10, с. 310. Журнал Московской Патриархии. - М., 1950, № 7, с. 29. - 1954, № 5, с. 35. Известия по Казанской епархии. - 1884, № 4, с. 125.

    Русский архив. - М., 1895. - Кн. 2, № 7, с. 350, 352.

    Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1802-1803. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 23-а (кн. 46), с. 484-485.

    Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 14.

    Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. - М., 1988. - Выпуск I, с. 64-69.

    Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 335, 343, 345-347, 445-447, 450, 451, 454, 460, 462, 466-468, 470-481, 483, 488, 493, 495-501, 505-507, 511-524, 528-534, 538, 540, 542, 544, 549-556, 560-571, 573, 576, 602, 618, 623, 626-629, 633-635, 637.

    Петр Могила

    Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Каталоге Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочестивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Константинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исаия Трофимович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Греко-российского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владели Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхого. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел. А также возобновил и Десятинную при Киевских Вратах Владимирову Церковь, засыпанную уже развалинами. Потом первое внимание обратил он на усовершение Киевских Училищ, которым основание положено было еще с 1620 г. Грамотами Феофана Иерусалимского, возвращавшегося тогда из Москвы через Киев на Восток; но за разными препятствиями и разорениями Киева от неприятельских нашествий, заведение сие не имело успеха. Петр Могила дал оному новое и прочнейшее основание в 1631 г., бывши еще Архимандритом; а в совершенство привел оное, уже будучи Митрополитом; и потому-то Академия Киевская долго именовалась Киево-Могилянскою , и сам он в Завещании своем назвал ее единственным своим залогом (Collegium unicum pignus meum). Он завел там полные классы до философии и богословия на латинском, польском и малороссийском языках; испросил в 1633 г. от Польского Короля и всей Речи Посполитой особенную привилегию сей Академии на заведение при ней и типографии; посылал на образование к Учительской должности молодых Монахов и Студентов в Львовскую Академию и другие иностранные Училища; для содержания их и учащихся уступил Академии многие Митрополичьи вотчины; подарил свою библиотеку и не щадил никаких иждивений и трудов.

    Киевская Академия, памятуя все сии благодеяния его, после по его же завещанию уставила ежегодно в день его кончины, по отпетии Малой Вечерни, собираться учащим и учащимся на Большую Соборную Панихиду и говорить в похвалу ему Слово над гробом его, в большой Печерской Церкви за левым крылосом между столпами находящимся. Другое попечение Петра Могилы было о искоренении вкравшихся в Малороссийские Церкви от Запада развратных мнений и о снабжении Духовенства исправными Богослужебными книгами, а особливо касающимися до Исповедания Веры и Обрядов. Ибо Католики и Униаты тогда портили книги таковые, и самые оные подлинно издавали под видом православных.

    В самый первый год своего Архимандритства, 1629, он издал Литургиарион , си есть Служебник от Литургий Св. Василия , Иоанна Златоустого и преждеосвященных и служений Иерейских и Диаконских повседневных нощных же и дневных в сем содержимых реченный. В Предисловии к сему Служебнику , которое сочинил Тарасий Земка, Проповедник и Справщик типографии Киево-Печерской, сказано между прочим, что Петр Могила после исправления сего Служебника обещался вскоре и Толкование Литургии приложить, и что над сим начал он уже трудиться, - но сие сочинение осталось не изданным. Ибо, вступив на Митрополию Киевскую, он занялся больше изданием Догматических книг.

    На сей конец созвал он в Киеве Собор подвластных себе Малороссийских Епископов с прочими Духовными и, с 8 Сентября 1640 г. открывши оный, 10 дней продолжал Заседания, на которых слушан был Катехизис, сочиненный Киево-Николаевского Монастыря Игуменом Исаиею Трофимовичем Козловским, и предлагаемы были разные вопросы, до обрядов, мнений и обыкновений Церковных касающиеся, а в заключении определено послать в следующий Пост к Патриарху Константинопольскому все положения сего Собора на рассмотрение. К сожалению, до нас не дошли и, вероятно, совсем потеряны или врагами Церкви истреблены подлинные деяния Собора сего; а только два правила оного, 26-е о погребальной Процессии и о Литии , или Процессии около Церкви , и 66-е о погребении священников и о памяти по них , известны нам из Требника самого Петра Могилы, часть 1, стр. 546 и 751, и еще одно Правило о состоянии душ по смерти приведено в книге Иоанникия Галятовского, напечатанной в Чернигове 1687 г. под названием Души людей умерших , лист 24. Но краткое описание всех Соборных сих Заседаний, и некоторых постановлений, с 8 до 18 Сентября продолжавшихся, сделано (с злобною однако же критикой) Униатским Архимандритом Дерманского Монастыря Яном Дубовичем и напечатано в Варшаве 1641 г. на польском языке под русским заглавием: Собор Киевский Схизматицкий , Митрополитом Петром Могилою составлений и совершенный 1640 г. и проч., а вторично издано 1642 г. отступником Кассианом Саковичем. Иерусалимский Патриарх Нектарий, в предисловии к книге Православное Исповедание , свидетельствует, что на сем же Соборе составлена была, или по крайней мере, положено было составить сию книгу и послать на рассмотрение Константинопольской Церкви; а сочинителем оныя Нектарий и Московский Патриарх Адриан в Предисловии своем к ней именуют самого Петра Могилу. Сию книгу на простом греческом и латинском языке послал он с тремя Депутатами своими (Ректором Киевской Академии Исаиею Трофимовичем Козловским, Иосифом Кононовичем Горбацким и Игнатием Оксеновичем Старушичем) на бывший в 1643 г. со стороны Константинопольского Патриарха и Киевского Духовенства в Молдавском городе Яссах, по прошению Господаря Молдавского Иоанна Васильевича, Собор на Кальвинистов, и на семь-то Соборе она Константинопольскими Депутатами рассмотрена, исправлена, одобрена и для конечного утверждения послана к Восточным Патриархам. Но Петр Могила не мог дождаться возвращения ее к себе и в 1645 г. напечатал в Киеве на польском и польско-русском языке и вторично в 1646 г. во Львове только Краткий Катехизис , в Предисловии коего обещал вскоре издать и подробнейшее изложение Веры, разумея под сим вышеупомянутую книгу; а в 1646 г. издал там же Большой Требник в лист с присовокуплением разных Священству наставлений Богословских, Казуистических и Обрядных. Но в том же 1646 г. Декабря 31, в ночь под новый год, скончался.

    После него Малый Катехизис его перепечатан в Москве 1649 г. в 4 долю листа при Патриархе Иосифе, с поправками по тогдашнему образу мыслей и с переводом польско-русских слов на полях; а книга его православного исповедания долго странствовала по Востоку и неизвестна была России. Бывший при Оттоманском Дворе главным Переводчиком из греков, Никузий-Панагиот, в 1662 г. издал оную на одном греческом языке в Амстердаме, в 8 долю листа, для раздачи даром единоверцам своим на Востоке. Потом по повелению Константинопольского Патриарха Дионисия вторично с сего издания напечатана она была в Голландии же 1672 г., а после Лаврентий Норманн, бывший Упсальский профессор и потом Епископ Готенбургский, перевел оную на латинский язык, и перевод свой вместе с греческим подлинником напечатал в Лейпциге 1695 г. в 8 долю листа, присовокупив свое Предисловие о важности , сочинителях и различных изданиях сей книги. С голландского издания переведена она с позволения Иоакима, Патриарха Московского, в 1685 г. на славянский язык в Московском Чудове Монастыре, и по просьбе Киевского Митрополита Варлаама Ясинского напечатана Патриархом Адрианом в Москве 1696 г. в лист, с присовокуплением двух Слов Иоанна Дамаскина о почитании Святых Икон ; потом опять в Москве 1702 г. в 8 долю листа, в Киеве 1712 г. в 4 долю листа, в Чернигове 1715 г. и С.-Петербурге 1717 и 1772 гг. в 4 долю листа и после многократно в разных местах. В 1769 г. Московского Архангельского Собора Протоиерей Петр Алексеев напечатал оную в Москве для университетских питомцев гражданскими буквами в 8 долю листа с Историческими, географическими, Догматическими и Словесными примечаниями; но такими примечаниями объяснена им только 1-я часть сей книги. Между тем в Бухаресте она еще издана была на одном греческом языке 1699 г. Леонард Фриш, переведши ее на немецкий язык, издал в Берлине 1727 г. в 4 долю листа, а Карл Готтлоб, соединив греческий подлинник с латинским Норманновым и Немецким Фришевым переводом, напечатал в Бреславле 1751 г. в 8 долю листа и приложил вместо Предисловия Историю Российского Катехизиса. Вышеупомянутый же Протоиерей Петр Алексеев, присовокупив к сему Гофманнову изданию 4-й славенский текст, начал было с 1781 г. печатать все оные 4 части вместе в Москве; но напечатал только одну часть 1-ю и 30 Вопросов 2-й части; а дальше издание остановлено за некоторые смелые присовокупления примечания. Подробнее о сей книге см. Рассуждение о Книге , именуемой Православное Исповедание Веры , читанное в Александро-Невской Академии 25 Января 1804 г., Кандидатом Богословия, Алексеем Болховским, и того же года напечатанное при Св. Синоде в С.-Петербурге в 4 долю листа.

    Кроме вышеупомянутых сочинений, Петр Могила предпринял было перевести и издать на славянском языке Жития Святых , сочиненные Симеоном Метафрастом; но не успел и начать сего труда. К Патерику Печерскому сочинил он Предисловие ; а из Поучений его напечатано одно в Киеве 1632 г. О Кресте Христове и каждого человека , в 4 долю листа. Татищев, в своей Российской Истории, часть 1, стр. 33, а ему последуя, и другие, упоминают еще и о сочиненной им Российской Истории , или Летописи , находящейся якобы в Киеве за его подписанием. Но она доныне еще не известна свету. Есть еще его книга, сочиненная 1642 г. под названием Лифос или Камень с пращи истинны Церкви Святой Православной России , на сокрушение ложнопомраченной перспективы , или безместного оболгания , от Кассияна Саковича и проч., сию книгу издал Могила под именем Евсевия Пимина , 1644 г. в Киеве.

    Тредьяковский, в своем Рассуждении о древнем , среднем и новом Российском Стихотворении , полагает Петра Могилу начальником среднего Российского Стихотворения, то есть Силлабической Просодии с рифмами, состоящей в счете только слогов без скансии, по примеру Польской. Таковых стихов много сочинил на разные случаи и к разным книгам сам Петр Могила. Но подобные им стихи Малороссиянами писаны были гораздо прежде его.

    (1596–1647)

    Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции - Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского , так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600-1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году - господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

    Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах - в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

    Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

    С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

    В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

    Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

    Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) - последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

    Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

    К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

    Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

    Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

    По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

    Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей - последний отдал Братскому мастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

    Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия - один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

    При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

    Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «Λίθος , или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

    В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

    Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

    Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

    Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

    Тропарь, глас 4

    Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

    Кондак, глас 2

    Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне непремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.

    З а несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола.

    Его назвали Петром (Петру) - в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.

    Весьма символично, что будущий святитель родился в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери Церкви и насильственно присоединилась к Римо-Католичеству. И в этом же году фамилия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором она смогла удержаться с перерывами не многим более 15 лет.

    Сохранилось две легенды о том, как возникла фамилия Мовиле. Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку - ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя Молдавского княжества. Однако великий господарь был маленького роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году под Штефаном была убита лошадь. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовиле, русский вариант - Могила)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.

    Не удивительно, что личность видного церковного деятеля первой половины XVII века, митрополита Киевского и Галицкого свт. Петра Могилы привлекает к себе внимание на протяжении вот уже трех с половиной веков. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры») (1643, 1649, 1662, 1696), «Требника» (1646) и «Служебника» (1629, 1639). Факсимильное переиздание в нескольких томах «Требника», осуществленное Киево-Печерской лаврой в 1999 году, предназначалось вовсе не для историков-медиевистов и археографов, а для служащих священников, что говорит об истинной нетленности духовно-писательской работы Петра Могилы. Основанная им Киевская коллегия, преобразованная в начале XVIII века в Киево-Могилянскую академию (первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях!), позволили социально легализовать Православие, ввести его в общеевропейский культурный контекст, бороться за него на культурном языке своих конфессиональных противников (униатов и католиков).

    Святитель Петр благоговел перед Киево-Печерской Лаврой. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божьего, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция - в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.

    И не случайно, что именно при Владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Впоследствии святитель Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских Преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые Святые. Его предшественник Захария Копыстенский самовольно включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных Святых. Но Владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

    Когда Петр Могила стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон Преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах - на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643–1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Свт. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.

    Но и «Собственноручные записки» Владыки Петра - это уникальный памятник церковной истории и литературы. «Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, - писал С. Голубев, - Петр Могила с неменьшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдо-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних».

    Есть у святителя в дневнике запись о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Святитель Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

    Позднее Владыка вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение - маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита (Голосеевская пустынь).

    Однако деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал Православие на Украине и в Белоруссии, с другой - многие его нововведения рассматриваются как результат влияния Римо-Католической Церкви и западной культуры. С одной стороны, Петр Могила, кажется, был готов идти на уступки, но с другой - был непреклонен в области сохранения православного обряда и развития церковной «инфраструктуры» (его усилиями был перестроен Софийский собор в Киеве, многие храмы Киево-Печерской лавры, восстановлена Десятинная церковь).

    Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, - превосходил своим просвещением, еще более - своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

    Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками Святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения Святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг... Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!».

    Но остались его труды! А возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная Святителем Петром в 1635 году. По молитвам святителя Петра, в 1993 году началось возрождение его любимого скита - Голосеевской пустыни, упраздненной и разрушенной в советское время. И первую Литургию в ней отслужили в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского (небесного покровителя рода Мовиле), в честь которого Владыка Петр построил в Голосеево первую церковь.

    А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.

    Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в XVII в. (128).
    Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке - movia).
    Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавско-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии.
    Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой. Он переехал в юго-западную Россию. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности.
    В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра (Могилы) давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом в настоятели Киево-Печерской Лавры после кончины архимандрита Захарии (Копыстенского): местом настоятеля Лавры пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) понял, какую важность имеет Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства, и решил отдать все свои силы защите Православия, став выразителем лучших надежд и национальных чаяний украинского и белорусского народов, вместе с тем оказав большую услугу и единоверной Москве.
    В те годы Киево-Печерская Лавра пользовалась покровительством Московского государства. В 1628 г. особой грамотой царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета на имя архимандрита Петра (Могилы) был гарантирован беспрепятственный проезд ее представителей в Россию каждые 5 лет для сбора доброхотных даяний русских верующих людей и вспомоществований от Русской Православной Церкви и русского правительства.
    В тогдашней сложной обстановке архимандрит Петр (Могила) проявил себя искусным защитником Православия от униатского влияния. Известно, что ряд Соборов - Киевский (1627 г.), Гродекский (1628 г.) и Львовский (1629 г.) - были посвящены поискам попыток найти соглашение между униатами и православными. На этих Соборах архимандриту Петру (Могиле) пришлось доказывать на печальных примерах, что насильственные «соглашения» могут привести к обострению отношений между православными и римо-католиками.
    В 1629 г. Патриарх Кирилл Лукарис наименовал архимандрита Петра (Могилу) Экзархом Константинопольского престола. Опытный в ведении весьма сложных дел, архимандрит Петр (Могила) при содействии православного дворянства добился для православных очень важных привилегий, несмотря на противодействие католического и униатского духовенства.
    Архимандрит Петр (Могила) заботился о восстановлении древних церковно-архитектурных памятников, о сохранении древних исторических документов, собирал и переписывал их, особенно те, которые доказывали правоту Православия и несостоятельность воззрений его противников.
    Киево-Печерская типография занимала ведущее место среди всех украинских и белорусских братских типографий, расширяясь и обогащаясь опытом, новыми шрифтами (польским, латинским) и техническими усовершенствованиями. За 5 с половиной лет после назначения настоятелем архимандрита Петра (Могилы) в лаврской друкарне (типографии) было напечатано 15 книг, написанных или переведенных самим архимандритом Петром (Могилой). В 1628 г. вышел сделанный им перевод с греческого книги по аскетике «Агапита диакона главизны поучительны»; в 1631 г. была напечатана «Триодь Цветная» с предисловием и объяснением церковных песнопений и историческим очерком о них; в том же году вышел сборник поучений архимандрита Петра (Могилы) под названием «Крест Христа Спасителя и каждого человека». Затем вышел «Литургиарион сиречь служебник», исправленный архимандритом Петром (Могилой) по греческим источникам и снабженный объяснениями литургии. В те годы архимандрит Петр (Могила) написал несколько канонов и церковных песнопений: канон к причащению священников, канон на исход души, канон о сотворении мира и другие. Все эти каноны написаны хорошим церковнославянским языком и отмечены печатью выдающегося поэтического дарования и глубокого понимания духа церковных песнопений.
    После смерти митрополита Иова (Борецкого; 1631) на митрополичий престол был возведен епископ Перемышльский и Самборский Исайя (Копинский). Как и его предшественник, он был подлинно народным иерархом. Но вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Патриархом Иерусалимским Феофаном во время его приезда из Москвы на Украину в 1620/21 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные поневоле должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким был избран архимандрит Петр (Могила), известный своими трудами на благо Православия.
    Польское правительство было вынуждено признать его митрополичье достоинство, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр (Могила) служил в польских войсках и имел военные заслуги.
    В 1632 г. после 45 лет царствования умер польский король Сигизмунд III. На польский престол был избран его сын Владислав IV. Для православных наступило время некоторого облегчения их положения. Большая заслуга в этом принадлежала митрополиту Петру (Могиле), который был выбран депутатом от православных иерархов на сейм, избравший нового короля.
    В грамоте короля Владислава IV, данной 12 марта 1633 г. Петру (Могиле), избранному на митрополичью Киевскую кафедру, было сказано, что король дает ему «митрополию Киевскую и Галицкую над всею Русью в Короне и Великом княжестве Литовском, в унии не будучою, при церкви святой Софии, в Киеве лежачою».
    В начале апреля 1633 г. Петр (Могила) направил грамоты православному населению, приглашая его прибыть во Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополита. Местом посвящения Петр (Могила) избрал Львов, а не Киев, чтобы не ставить в трудное положение митрополита Исайю (Копинского), не признанного польскими властями.
    Вскоре после своего посвящения митрополит Петр (Могила) предпринял новые шаги по защите Православия. Благодаря его настоянию польское правительство признало древние права западнорусской Церкви. С 1635 г. (Варшавский сейм) западнорусская Православная Церковь и униатская Церковь в гражданском порядке были признаны как две Церкви, каждая со своей иерархией и со своим особым устройством. Таким образом, польское правительство юридически признало существование Православной Церкви в католическом государстве, и это составляло бесспорную и великую заслугу Петра (Могилы). Он добился юридической санкции на то, что было фактически совершено для защиты и охраны южнорусской Церкви его предшественником - митрополитом Иовом (Борецким).

    Учреждение Академии

    Со времени Люблинской унии (1569 г.) и особенно со времени церковной унии, объявленной в Бресте в 1596 г., в украинских и белорусских землях появились иезуиты, поставившие целью присоединение к Римско-Католической Церкви православных, как они выражались, «схизматиков». Наиболее дальновидные украинские и белорусские ревнители Православия сознавали неотложную необходимость для православных глубокого образования, поскольку из-за отсутствия православных школ местное население вынуждено было отдавать своих детей в римско-католические, иезуитские школы, где они нередко забывали веру отцов, постепенно теряли и национальную самобытность.
    Ревнителями Православия были устроены школы в Остроге, Львове, Вильно и других городах, где были организованы братства, и эти школы служили в некотором смысле оплотом Православия. Но до митрополита Петра (Могилы) они не поднимались на ту высоту, какой требовала от них тогдашняя обстановка.
    Важным событием в период правления митрополита Петра (Могилы) было основание Киевской Академии. В Киеве уже была школа, существовавшая с конца XVI в. при Братском Богоявленском храме. Но в ней велось только начальное обучение. Между тем иезуиты имели в Киеве коллегию, курс которой был довольно широк и включал как светские, так и богословские науки. Поэтому Петр (Могила), будучи еще архимандритом Киево-Печерской Лавры, устроил в Лавре школу, по методике подобную иезуитской коллегии. Став патриаршим экзархом, архимандрит Петр (Могила) отправил в Константинополь посольство, прося благословения Патриарха Кирилла Лукариса на открытие в Киеве «латинских и польских училищ». Затем он избрал способных к книжному научению монахов и отправил их на свои личные средства для обучения за границу.
    Отправка за границу молодых людей (в числе которых был монах Иннокентий (Гизель), автор первого учебника по русской истории, так называемого «Синопсиса») была связана с намерением митрополита Петра (Могилы) открыть в Лавре высшую школу отдельно от братской школы и иметь для этого подготовленных наставников. Около митрополита Петра (Могилы) собрались и выдающиеся учителя других братских школ. Таковы Исайя Трофимович-Козловский и Сильвестр Коссов . Митрополит Петр (Могила) хотел построить новую школу в Киево-Печерской Лавре.
    Первый учебный 1631/32 г. эта высшая школа «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» провела в Киево-Печерской Лавре в бывшем больничном корпусе, недалеко от Святых врат. Но затем было решено объединить эту школу с братским училищем и определить ей традиционное место - в Братском Богоявленском монастыре. Так в 1632 г. и начала свое существование будущая Киевская Духовная Академия. Она была открыта как коллегия. Есть сведения, что в марте 1633 г., когда королем Владиславом IV были утверждены права других православных училищ, митрополит Петр (Могила) добился у короля для Киевской коллегии права и названия Академии, но, к сожалению, тогда утвердить все это подписью не пожелал ни канцлер, ни подканцлер.
    За первые 10-15 лет своей деятельности Киевская школа, реформированная митрополитом Петром (Могилой), поднялась так высоко, что превосходила лучшие униатские и римско-католические школы. Митрополит Петр (Могила) уже при жизни увидел добрые плоды, приносимые учрежденной им школой. Вышедшие из ее стен богословы свободно владели полемическими средствами для защиты православного вероучения, они стали писать на польском языке и пользоваться европейскими изданиями творений святых отцов Церкви, деяний Соборов, а также римско-католическими и протестантскими богословскими сочинениями. Со времени основания Киевской Академии начался новый период в истории богословского образования в юго-западной России.
    Кроме Киевской коллегии, митрополитом Петром (Могилой) была основана школа в Виннице в качестве подготовительной к Киевской коллегии; вскоре она была перенесена в местечко Гойены Луцкого повета (уезда), где был основан мужской монастырь, подчиненный Киево-Братскому училищу.

    * * *

    Положение Православной Церкви в Польше при митрополите Петре (Могиле) значительно изменилось к лучшему. Софийский кафедральный собор в Киеве с приписанными к нему храмами, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри и другие обители и храмы перешли в ведение православного митрополита, который принимал меры к восстановлению, обновлению и благоукрашению собора, храмов и монастырей. Восстановление запущенного и опустошенного Софийского собора, которым униаты владели 37 лет, началось с 1634 г. и продолжалось около 10 лет. Митрополит Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира.
    Для покрытия расходов митрополит Петр (Могила) обращался в Москву с просьбами о пожертвованиях и прибавлял, что «паче прошений своих» он просит устроить и в Москве такой монастырь, при котором была бы открыта школа, подобная Киевской коллегии, где бы «старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря обучали детей греческой и славянской грамоте». Это, как сообщали его современники, было сделано в Москве в 1634 г., а в 1649 г. приближенный царя Алексия Михайловича боярин Феодор Михайлович Ртищев вызвал из Киева ученых иноков Киево-Печерской Лавры, учеников и воспитанников митрополита Петра (Могилы) - иеромонахов Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) - и с их помощью открыл в устроенном им Андреевском монастыре школу для научения московских молодых людей греческому и латинскому языкам.
    В 1685 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия . Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.
    Киевская коллегия долгое время была образцом для устройства духовных училищ по всей России. Бытом, организационными формами она служила образцом для русских Духовных Семинарий в течение всего XVIII в., и в XIX в. не исчезло еще в русских духовных школах влияние ее традиций.