Трагедия куртизанок. Леди Гамильтон — ангел адмирала. Эмма Гамильтон: обольщение и слава Смотреть что такое "Гамильтон, Эмма" в других словарях

У нее было много имен, мужчин, взлетов и падений. Она вдохновляла на подвиги, безумства и на создание великих шедевров. Такой словесный портрет великолепной леди Гамильтон оставил Александр Дюма на страницах романа "Сан Феличе":
"Она достигла - или, по крайней мере, так казалось - того возраста, когда женщина вступает в пору полного расцвета. Взору того, кто внимательно вглядывался в нее, с каждым мгновением все полнее открывалось ее бесконечное очарование. Лицо ее, нежное, как у еще не вполне созревшей девушки, обрамляли пряди темно‑русых волос; лучистые глаза, оттенок которых не поддавался точному определению, блестели из‑под бровей, словно выведенных кистью Рафаэля; шея была белоснежна и гибка, как у лебедя; плечи и руки своей округлостью и нежностью, своей чарующей пластичностью напоминали не холодные статуи, вышедшие из‑под античного резца, а восхитительные, трепещущие создания Жермена Пилона, причем не уступали античным в своей законченности и в изяществе голубых прожилок; уста у нее были как у крестницы феи, той принцессы, что с каждым словом роняла жемчужину, а с каждой улыбкой - алмаз; уста эти казались ларчиком, хранящим бесчисленные поцелуи. В отличие от великолепного наряда Марии Каролины, на ней был простой кашемировый хитон, белый и длинный, с широкими рукавами и полукруглым вырезом наверху - наподобие греческого, на талии он был собран в складки красным сафьяновым пояском, затканным золотыми нитями и украшенным рубинами, опалами и бирюзой; застежкой пояску служила великолепная камея с портретом сэра Уильяма Гамильтона. Поверх хитона была наброшена широкая индийская шаль переливчатых оттенков с золотой вышивкой; на интимных вечерах у королевы эта накидка не раз служила Эмме при исполнении придуманного ею «танца с шалью», в котором она достигала такого волшебного совершенства и такой неги, что с ней не могла бы сравниться ни одна искусная танцовщица."

Emma Hamilton
Richard Cosway, circa 1801

Эмили должна была учиться хозяйничать. Кроме того, сэр Чарльз почти по-отечески заботился об ее довольно поверхностном воспитании. Ее обучали иностранным языкам, музыке, пению, литературе и рисованию. Выезжали очень редко. День был заполнен до предела. Но не только одним обучением. Гревилль лелеял свою новую подружку, как ювелир редкую драгоценность.

Emma Hart, later Lady Hamilton, in a White Turban
George Romney, circa 1791

Суровый воспитательный метод оказался успешным. Легкомысленная и сумасбродная Эмили стала прилежной, домовитой и экономной. А ее мать, которая по неизвестным нам соображениям тоже изменила фамилию, образцово вела домашнее хозяйство. К числу друзей Гревилля принадлежал также Джордж Ромней. Его глаз художника выделил молодую, яркую Эмили.

Reproduction of a portrait of Lady Hamilton, mistress of Lord Nelson, by George Romney

Почти четыре года длилась эта идиллия. За это время Эмили родила «дражайшему Гревиллю» троих детей - двоих девочек и мальчика. А жениться на своей возлюбленной Гревилль так и не решился - отчасти по соображениям экономии, отчасти из-за недостатка решительности и отсутствия одобрения со стороны своих родственников. К тому же хозяйственные расходы стали намного превышать ограниченный доход.

George Romney.
Emily Hart as Miranda, 1785-1786

Летом 1784 года, в разгар тягостных раздумий, что делать дальше, в доме Гревилля появился его дядя, сэр Вильям Гамильтон, посол Двора Святого Якоба в Неаполе. Он решил провести на родине длительный отпуск. Познакомившись с прекрасной Эмили, он стал постоянно бывать в Инджвар-Роу, чтобы полюбоваться на грациозность и миловидность подружки своего племянника. В разговоре с ним он как-то признался: «Она красивее, чем что-либо, созданное природой».


GEORGE ROMNEY: Lady Hamilton as Diana with Dog,

Постепенно отношения Гамильтона с Эмили становились все теплее и откровеннее. Почти всегда в послеобеденное время, бывая в Лондоне, отправлялся он на Паддингтон-Грин, чтобы взглянуть на «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу», как он ее называл, и насладиться общением с ней.

Гревилль положительно относился к сближению дяди с Эмили. Это улучшало его отношения с ним и давало надежды на будущее наследство. Обдумав заранее все ходы, Гревилль как-то откровенно поговорил с дядей о своем тяжелом материальном положении. Сэр Вильям помог. Но не бескорыстно. Он, в свою очередь, сделал предложение: чтобы как следует поправить бюджет племянника, он должен увезти с собой «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу».

Emma Hart/Lady Hamilton als Natur, nach George Romney, 1784

Прекрасная Эмили покинула Лондон в качестве любовницы Гревилля, чтобы стать любовницей сэра Вильяма. Гревилль методично следовал разработанному плану. Он замкнулся в абсолютном молчании, которое не могли пробить даже самые нежные любовные письма Эмили... Однако постепенно Эмма прозрела. Ее недоверие росло. 1 августа 1786 года она писала Гревиллю: «Я была бы значительно спокойней, если бы вернулась к тебе... Я никогда не буду его любовницей! А если ты оттолкнешь меня, я заставлю его жениться на мне!» Но и теперь Гревилль промолчал, и в ноябре 1786 года Эмма стала любовницей сэра Вильяма.

Johann Heinrich Schmidt

Неаполитанское общество приняло красивую женщину с распростертыми объятиями. Только неаполитанский двор отказался принять ее. Королева Мария-Каролина, дочь Марии-Терезии, не собиралась признавать любовницу английского посла. Чтобы положить конец этому щекотливому положению, сэр Вильям решил жениться на Эмме. Это было как раз то, к чему она стремилась!

И в 1791 году чета совершила путешествие в Лондон, чтобы освятить свой брак на родине. 6 сентября 1791 года в церкви Св. Марии в Лондоне в присутствии многочисленных представителей английской знати произошло венчание. Эмма подписала брачный договор «Эмми Лайон», в то время как в объявлении о брачной церемонии была указана «мисс Эмма Харт». Что же, теперь она стала супругой английского посла сэра Вильяма Гамильтона и в качестве таковой имела право на все знаки почтения, принятые в обществе.

Сразу после церемонии сэр Вильям получил аудиенцию у английского короля. Король сказал: «Мне сообщили, что вы собираетесь жениться, но, я надеюсь, это только слухи». «Ваше Величество,- возразил Гамильтон, - я уже обручился с мисс Эммой Харт». Королева также отклонила представление леди Гамильтон.

Emma Hamilton as three muses

Однако, чтобы не возвращаться в Неаполь непризнанной европейскими дворами, Эмма пошла на хитрость. Она заставила сэра Вильяма отправиться в Париж и получить для нее аудиенцию у Марии-Антуанетты, сестры неаполитанской королевы. После этого все сословные препятствия были устранены.


Предприимчивость леди Гамильтон в сочетании с ее яркой красотой помогли растопить сердце королевы Марии-Каролины. Через короткое время она уже была с королевой в «доверительных» отношениях. Наконец-то ее честолюбивое стремление играть в обществе определенную роль было удовлетворено. С тех пор, как она подружилась с леди Гамильтон, которая стремилась войти в придворный круг, королева частенько устраивала веселые вечеринки. И изысканный вкус леди Гамильтон пришелся очень кстати. К тому же она великолепно танцевала. Благодаря ее вкусу еще и сегодня известен танец с вуалью. Танцуя тарантеллу, она была неутомима. Страстность ее была такой, что в конце концов ни один партнер не выдерживал ее ритма в этом стремительном, страстном танце, и в конце танца она оставалась одна. Здесь она проявляла себя как настоящая вакханка.

20 августа 1805 года Нельсон наконец-то возвратился в Мертон-Плейс из своего долгого путешествия. У него было только одно желание - найти покой и порадоваться жизни с Эммой и маленькой Горацией. Но всего через две недели появился капитан Лэквуд. Адмиралтейство спрашивало Нельсона, готов ли он принять командование над всем английским флотом и тотчас отправиться по назначению. И храбрец Нельсон уехал, чтобы больше никогда не вернуться... Через несколько недель, 21 октября 1805 года, он пал в знаменитой битве при Трафальгаре, разгромив французский флот.

Жизнь великой куртизанки закончилась в горе и нужде. В Кале она прожила всего несколько месяцев в ужасающей нищете. 15 января 1815 года леди Гамильтон умерла от водянки. Могила ее неизвестна.

текст взят из книги "100 великих любовниц" издательства "Вече".

Фильм о знаменитой леди Эмме Гамильтон, которая была любовницей легендарного британского адмирала Горацио Нельсона. Благодаря его военному плану, английский флот смог разгромить объединённую эскадру Испании и Франции, что стало одним из переломных моментов в истории Наполеоновских войн.

А теперь подробнее о самом фильме. Скажу честно, кинокартина Александра Корда мне представлялась одним из лучших образцов британского кинематографа. Рецензенты уже упоминали о том, что «Леди Гамильтон» была любимым фильмом сэра Уинстона Черчилля (об этом же нам пишет и вездесущая Википедия). Премьер-министр Британской империи так часто смотрел фильм, что затер плёнку до дыр. В конце-концов мне стало интересно: любимый фильм Уинстона Черчилля — это раз; в главной роли снялась удивительная актриса, одна из королев классического кино — Вивьен Ли — это два; исторические события — это три; и наконец, актерский тандем Лоуренса Оливье и Вивьен Ли — это четыре. И вот, я решился посмотреть.

Фильм мне понравился, да он и не мог не понравиться. Когда играет Вивьен Ли, ее несравненная красота полностью гармонирует и сочетается с несравненным актёрским даром; талантливый дуэт Ли и Оливье, красивые декорации и отличная операторская и режиссёрская постановка — в итоге нужно очень постараться, чтобы картина вовсе не приглянулась. Но вместе с тем меня не покидало ощущение какой-то постановочности. Да, это ощущение бутафории редко проскальзывает, потому что зритель находится в плену интересных диалогов, хорошей актёрской игры, но всё же оно нет-нет, да проскальзывает. Кто-то мне скажет — тогда все фильмы были таковы. К чему придираться? Но сняли же как-то «Унесённых ветром» так, что и сейчас не чувствуется никакой фальши и ты знаешь, что эта постановка вечна. Она вне всякого времени и оценок. Впрочем, мы отклонились от темы и это моё личное мнение.

Также хочется добавить, что ныне картина может выглядеть несколько наивной. Образ леди Гамильтон создатели несколько облагородили, придали ему истинные аристократические черты, благородство, верность. В жизни, к сожалению, всё было несколько темнеё и прозаичнее. Но это только огромный плюс, что такое великое и чистое чувство в фильме избавлено от всякой ненужной бытовой скверны, которая только бы отвлекала и страшила зрителя. Впрочем, крупинки соли остались. Умный их увидит.

Картина снималась тогда, когда в Европе уже начинало бушевать пламя войны, а когда сьёмочный процесс окончился и картина вышла в прокат — пламя второй мировой войны уже бушевало вовсю. Поэтому в «Леди Гамильтон» есть эпизоды, наполненные сценами искреннего патриотизма матросов и офицеров при поднятии флагов, гневная речь адмирала Нельсона о том, что никакие мирные договора невозможны с диктаторами и прочей ересью, угрожающей миру (эх, знал бы это господин Чемберлен, когда дал «скушать» Рейху Чехословакию), а также и сам «благородный» фон войны (не виню создателей, тогда было военное время).

Итак, кинофильм «Леди Гамильтон» представляет собой цельную и красивую картину, но всё же для меня в ней остаются художественные пробелы.

Ее богатую приключениями жизнь можно четко разграничить на этапы: бедность и нищета, блеск и богатство, горе и смерть... Судьба послала ей очень бедных родителей. Детство не было обласкано счастьем. Как и многое в ее изменчивой жизни, не известны точно год и день ее рождения. По всей вероятности, она родилась 26 апреля 1763 года в Честере, столице графства Чешир. Ее крестили 12 мая 1765 года в церкви в Грейт-Нистоне. Вскоре после этого умер ее отец. После непродолжительного замужества ее мать осталась в самом бедственном положении. Еще молодая женщина, она возвратилась со своей малышкой на родину, в Гаварден в Флинтшире. Здесь она трудилась до изнеможения, чтобы прокормить себя и ребенка.

Но, несмотря ни на что, малышка расцвела. Она стала гордостью всего городка. Все, кто ее видел, забывали об ее низком происхождении. Одетая в лохмотья, она тем не менее была похожа на принцессу. Ее невинное благородное личико было обрамлено каштановыми волосами и очаровывало окружающих блестящими голубыми глазами. Она часто и заразительно смеялась, так как уже понимала, как красивы ее зубки в разрезе пухлых губ. Наряду с классическими формами девичьей фигуры она подкупала естественностью характера и мелодичным звуком голоса. Никакая нарочитость или искусственность не нарушала гармонии общего впечатления.

После непродолжительного обучения в местной школе - она едва умела читать, а еще хуже писать, - Эми Лайон получила место в доме уважаемого всеми жителями местного врача Томаса. Через три года Эми отправилась в свое первое путешествие в Лондон. Она получила место у доктора Ричарда Блада. Спустя некоторое время девушка нашла более прибыльное место - в магазине, хозяин которого, вероятно, хотел благодаря необыкновенной красоте девушки привлечь внимание к своему заведению благородных покупателей. Одной из богатых покупательниц очень понравилась миловидная продавщица, и она предложила ей место компаньонки в своем доме.

И неожиданно жизнь бедной девушки резко переменилась. Она надевала теперь элегантные платья с дорогими украшениями. Это еще больше подчеркивало ее прелесть и грацию. В новом для нее окружении, как оказалось, царили весьма свободные нравы. Теперь было лишь вопросом времени, кто из многочисленных ловеласов первым сорвет дорогой цветок.

Интимная жизнь девушки началась довольно банально. Побудительной причиной ее вступления в лабиринт любви были, как кажется, благородные мотивы. Достаточно заурядное событие послужило поводом к первой любовной связи, которая вначале носила элементы жертвенности. В начале войны за независимость американских колоний двоюродного брата Эми забрали в армию и послали служить матросом на военный корабль. Она обратилась непосредственно к капитану корабля, будущему адмиралу Джону Виллету Пейну. Эми умоляла его отпустить юношу. Такую очаровательную просительницу капитан не мог отпустить, не выполнив ее просьбы. В то же время он выдвинул встречное условие: Эми должна стать его любовницей. Родственные чувства победили. Кузена освободили. Девушка выкупила его. И интимная жизнь началась. Это было упоение сладострастия. Как капитану завидовали! Но он и не подумал о том, чтобы узаконить эти отношения. Когда кораблю пришла пора поднимать паруса, последовало короткое прощание. Любовные грезы растаяли. Беспомощная Эми вернулась обратно.

Наступила беспросветная нужда. Ведь Эми была к тому же в положении. Обремененная всеми этими заботами, в возрасте 17 лет, она вернулась к своей матери в Гаварден. Родилась девочка, плод мимолетной любви. В возрасте пяти лет она была отдана на попечение бабушки, некоей миссис Кидд.

Однако оптимистичная Эми быстро преодолела все горестные заботы и снова отправилась в Лондон, чтобы попытать счастья. После рождения дочери она стала еще красивее. Но теперь никто не обращал внимания на ее общепризнанную красоту. Только забулдыги преследовали ее по пятам. Доведенная до последней степени отчаяния, она была вынуждена выставить на продажу свое тело. И в самый мрачный час ее жизни вмешалось счастливое провидение.

Эми попалась на глаза одному авантюристу. Своим опытным взглядом тот оценил красоту в потрепанной одежде. Доктор Джеймс Грехэм, «эмпирик и шоумен», знахарь и шарлатан, был вне себя от счастья. И его реклама не осталась без внимания. И дворяне, и простолюдины, и бродяги - все клюнули на многообещающие афишки чудесного доктора. Каждый своими глазами хотел увидеть богиню здоровья, полюбоваться на ее прелести. Предприимчивый Грехэм заказал лучшим рисовальщикам гравюры своей «Богини». Среди них был, скорее всего, и Джордж Ромней, впервые здесь увидевший свою натурщицу, которая позже помогла ему заложить основы будущей славы.

Как долго служила Эми Лайон необыкновенному бизнесмену, точно не известно. А когда она его покинула, ее судьба приняла новое, совершенно непредвиденное направление. Путь ее лежал в старинный замок. «Богиня» Грехэма пробудила высшие чувства в молодом баронете сэре Гарри Фезерстоунхофе, постоянном посетителе «чудесного замка», который объяснился красотке в пламенной любви. Он был внимательно выслушан, и они очень быстро пришли к согласию.

Уже почти забытый комфорт манил с волшебной силой. И Эми последовала за бароном в его родовой замок Ап-Парк в Сассексе. Для искательницы приключений началась новая, до сих пор совершенно не известная жизнь. Перед ней открывались неограниченные возможности. Она стала любовницей баронета. В ней тотчас проснулось высокомерие. Только теперь ее характер предстал в обнаженном виде. К многочисленной прислуге она относилась презрительно.

А балы следовали один за другим. Огромные суммы проходили через руки прекрасной куртизанки. Богатство легкомысленного владельца замка казалось неистощимым. Но совсем скоро беззаботная жизнь закончилась, и радость улетучилась. Молодому баронету надоела легкомысленная красотка. За несколько недель она так облегчила его казну, что привела на грань разорения.

По примеру таких же повес он снял ей в глухом квартале Лондона скромную квартиру... Еще одна смена декораций! После комфорта и блеска - ужасающая монотонная жизнь. Произошел разрыв. Ни одно из многочисленных писем, которые прекрасная Эми написала своему кавалеру, не было удостоено ответа. И снова жуткая нищета стояла у порога. А к тому же еще и беременность. Родившийся ребенок вскоре умер.

Между тем во время этого тяжелого испытания произошло чудо: во время недолгого пребывания в замке Ап-Парк покинутая женщина познакомилась с английским дворянином, сэром Чарльзом Гревиллем из знатного рода Варвиков. Гревилль, пламенный поклонник изящных искусств и обладатель знаменитой коллекции картин, находился в дружеских отношениях с известнейшими художниками своего времени. Он взял на себя полное содержание нищей любовницы своего друга. Теперь, чтобы скрыть свою прежнюю жизнь, она решила воспользоваться другим именем. Отныне она звалась мисс Эмили Харт.

Эмили должна была учиться хозяйничать. Кроме того, сэр Чарльз почти по-отечески заботился об ее довольно поверхностном воспитании. Ее обучали иностранным языкам, музыке, пению, литературе и рисованию. Выезжали очень редко. День был заполнен до предела. Но не только одним обучением. Гревилль лелеял свою новую подружку, как ювелир редкую драгоценность.

Суровый воспитательный метод оказался успешным. Легкомысленная и сумасбродная Эмили стала прилежной, домовитой и экономной. А ее мать, которая по неизвестным нам соображениям тоже изменила фамилию, образцово вела домашнее хозяйство. К числу друзей Гревилля принадлежал также Джордж Ромней. Его глаз художника выделил молодую, яркую Эмили.

Почти четыре года длилась эта идиллия. За это время Эмили родила «дражайшему Гревиллю» троих детей - двоих девочек и мальчика. А жениться на своей возлюбленной Гревилль так и не решился - отчасти по соображениям экономии, отчасти из-за недостатка решительности и отсутствия одобрения со стороны своих родственников. К тому же хозяйственные расходы стали намного превышать ограниченный доход.

Летом 1784 года, в разгар тягостных раздумий, что делать дальше, в доме Гревилля появился его дядя, сэр Вильям Гамильтон, посол Двора Святого Якоба в Неаполе. Он решил провести на родине длительный отпуск. Познакомившись с прекрасной Эмили, он стал постоянно бывать в Инджвар-Роу, чтобы полюбоваться на грациозность и миловидность подружки своего племянника. В разговоре с ним он как-то признался: «Она красивее, чем что-либо, созданное природой».

Постепенно отношения Гамильтона с Эмили становились все теплее и откровеннее. Почти всегда в послеобеденное время, бывая в Лондоне, отправлялся он на Паддингтон-Грин, чтобы взглянуть на «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу», как он ее называл, и насладиться общением с ней.

Гревилль положительно относился к сближению дяди с Эмили. Это улучшало его отношения с ним и давало надежды на будущее наследство. Обдумав заранее все ходы, Гревилль как-то откровенно поговорил с дядей о своем тяжелом материальном положении. Сэр Вильям помог. Но не бескорыстно. Он, в свою очередь, сделал предложение: чтобы как следует поправить бюджет племянника, он должен увезти с собой «прекрасную подавальщицу чая из Инджвар-Роу».

Прекрасная Эмили покинула Лондон в качестве любовницы Гревилля, чтобы стать любовницей сэра Вильяма. Гревилль методично следовал разработанному плану. Он замкнулся в абсолютном молчании, которое не могли пробить даже самые нежные любовные письма Эмили... Однако постепенно Эмма прозрела. Ее недоверие росло. 1 августа 1786 года она писала Гревиллю: «Я была бы значительно спокойней, если бы вернулась к тебе... Я никогда не буду его любовницей! А если ты оттолкнешь меня, я заставлю его жениться на мне!» Но и теперь Гревилль промолчал, и в ноябре 1786 года Эмма стала любовницей сэра Вильяма.

Неаполитанское общество приняло красивую женщину с распростертыми объятиями. Только неаполитанский двор отказался принять ее. Королева Мария-Каролина, дочь Марии-Терезии, не собиралась признавать любовницу английского посла. Чтобы положить конец этому щекотливому положению, сэр Вильям решил жениться на Эмме. Это было как раз то, к чему она стремилась!

И в 1791 году чета совершила путешествие в Лондон, чтобы освятить свой брак на родине. 6 сентября 1791 года в церкви Св. Марии в Лондоне в присутствии многочисленных представителей английской знати произошло венчание. Эмма подписала брачный договор «Эмми Лайон», в то время как в объявлении о брачной церемонии была указана «мисс Эмма Харт». Что же, теперь она стала супругой английского посла сэра Вильяма Гамильтона и в качестве таковой имела право на все знаки почтения, принятые в обществе.

Сразу после церемонии сэр Вильям получил аудиенцию у английского короля. Король сказал: «Мне сообщили, что вы собираетесь жениться, но, я надеюсь, это только слухи». «Ваше Величество,- возразил Гамильтон, - я уже обручился с мисс Эммой Харт». Королева также отклонила представление леди Гамильтон.

Однако, чтобы не возвращаться в Неаполь непризнанной европейскими дворами, Эмма пошла на хитрость. Она заставила сэра Вильяма отправиться в Париж и получить для нее аудиенцию у Марии-Антуанетты, сестры неаполитанской королевы. После этого все сословные препятствия были устранены.

Предприимчивость леди Гамильтон в сочетании с ее яркой красотой помогли растопить сердце королевы Марии-Каролины. Через короткое время она уже была с королевой в «доверительных» отношениях. Наконец-то ее честолюбивое стремление играть в обществе определенную роль было удовлетворено. С тех пор, как она подружилась с леди Гамильтон, которая стремилась войти в придворный круг, королева частенько устраивала веселые вечеринки. И изысканный вкус леди Гамильтон пришелся очень кстати. К тому же она великолепно танцевала. Благодаря ее вкусу еще и сегодня известен танец с вуалью. Танцуя тарантеллу, она была неутомима. Страстность ее была такой, что в конце концов ни один партнер не выдерживал ее ритма в этом стремительном, страстном танце, и в конце танца она оставалась одна. Здесь она проявляла себя как настоящая вакханка.

Со временем она стала позволять себе слишком много, что не находило одобрения королевы и даже вело к некоторой натянутости отношений. Но Эмма была теперь супругой посла могущественной Британской империи, и никто не осмеливался возражать ей. И хотя у нее не было четкого представления о большой политике в Европе, она всегда имела возможность о многом узнать из тайной деятельности сэра Вильяма и использовала это в своих интригах или в качестве посредницы по своему усмотрению. Она хотела господствовать в обществе и быть почитаемой как дворянством, так и простым народом в качестве высокородной дамы, влияние которой котируется очень высоко. Эмма, пожалуй, переоценивала это влияние, однако в глазах общественности оно выглядело значительным. Это окружало ее персону определенным ореолом загадочности, который она старалась поддерживать всеми средствами актерского мастерства.

Многие попались в эти сети. И нельзя с уверенностью судить о ее безупречной супружеской верности. Ее несколько легкомысленная манера поведения нравилась мужской половине светского общества и была причиной появления у нее тайных почитателей. Большие связи ее мужа тоже были причиной домогательств некоторых людей, любителей половить рыбку в мутной воде. Именно этому обстоятельству можно приписать то, что деятельность сэра Вильяма в Неаполе стала не всегда встречать одобрение на родине...

Сентябрь 1793 года. Английский капитан Горацио Нельсон впервые прибыл в Венецию и здесь познакомился с супругой сэра Вильяма. Сопровождаемый своим пасынком Джошуа Нисбетом, он приплыл в Неаполь на корабле «Агамемнон» и передал сэру Гамильтону послание английского правительства. Сэр Вильям широко распахнул перед ним двери своего дома и представил его королеве Марии-Каролине, встретившей гостя с распростертыми объятиями. Она не стала скрывать своей ненависти к Франции, что полностью совпадало с политикой британских властей...

На Нельсона Эмма произвела самое благоприятное впечатление, и он написал своей жене: «Леди Гамильтон очень благосклонна к Джошуа. Это очень любезная молодая дама, которая с честью несет свое тяжелое бремя». А у леди Гамильтон теперь была только одна мысль: любым способом заставить свое имя зазвучать рядом с именем Нельсона. Адмирал должен стать ее другом! И она не успокоится, пока не добьется своего. С помощью его победоносного блеска, его всемирной славы она хотела удовлетворить свое ненасытное честолюбие, вознестись еще выше!

Ей и в голову не приходило, что она может разрушить счастливый брак Нельсона. И по представлению Нельсона тщеславная женщина была в 1799 году награждена Великим Магистром Мальтийского Ордена русским императором Павлом I крестом за «Особые заслуги»...

Прямо на глазах ее супруга отношения Эммы с Нельсоном становились все интимнее. Она уже забыла, что за все должна благодарить сэра Вильяма. Теперь она и не думала о своих обязанностях. Ей хотелось погреться в лучах чужой славы. Ее эгоизм и болезненное тщеславие на всех этапах побеждали любые проявления благородных чувств...

Летом 1800 года сэр Вильям Гамильтон оставил свой пост и в сопровождении Нельсона и своей супруги через Вену, Дрезден и Гамбург возвратился на родину. Здесь победоносный герой морей был встречен с небывалым почетом и отмечен многими наградами. Во время официальных торжеств Эмма не отходила от него. Она присутствовала рядом с ним на всех приемах, несмотря на явное осуждение жены Нельсона и ее родни, а также общественности. Она просто перенесла место действия своих спектаклей из Неаполя в Лондон. Она еще не хотела уходить со сцены. Славный герой морей в руках этой женщины превратился в тряпку. Он полностью попал под ее влияние, а она получила возможность безгранично руководить его поступками и даже злоупотреблять этим.

Но прославленная красотка понимала, что годы ее уходят. Поэтому она все сильнее оплетала своими сетями Нельсона. Эмма вдруг стала холодна с ним, а потом окончательно привязала его к себе: 30 января 1801 года она родила девочку, плод их любви. Нельсон с наилучшими чувствами признал свое отцовство. Ребенок, рожденный в абсолютной тайне 13 мая 1803 года, при крещении в церкви Св. Марии получил имя Горации Нельсон-Томпсон.

6 апреля 1803 года умер сэр Вильям Гамильтон. В последние шесть предсмертных ночей Нельсон постоянно был с ним. И сэр Вильям умер в убеждении, что Нельсона с Эммой связывает только искренняя дружба. От него скрыли факт рождения ребенка, который носил имя Нельсона. До последней минуты умирающий почитал Нельсона как добродетельнейшего человека.

В день смерти своего мужа леди Эмма написала в свойственной ей театральной манере: «6 апреля - несчастливый день для осиротевшей Эммы. В 10 часов 10 минут утра верный сэр Вильям навсегда покинул меня!» Одних этих строк вполне хватило бы, чтобы нарисовать портрет типичной легкомысленной женщины. Начался последний этап ее полной приключений жизни. Теперь она всему миру была известна как любовница известного героя Горацио Нельсона!

В мае 1803 года Нельсон отправился в длительное плавание по Средиземному морю. Он оставил свою любовницу в мрачном настроении. Эмма, которая постепенно теряла прежнее очарование, воспользовалась этим, чтобы рассеять свое одиночество. Она жила то в Лондоне, то в Мертон-Плейс, как и прежде - на широкую ногу: давала балы и, как много лет назад в Ап-Парке, пускала деньги на ветер, на всякую ерунду и бесконечные наряды, на чрезмерную роскошь и пышные приемы. В то же время это не мешало ей засыпать своими прошениями парламент, чтобы ей, несчастной вдове заслуженного посла сэра Вильяма Гамильтона, пожаловали пожизненную пенсию. Ее не привели в чувство даже холодные отказы. Ей не хватило довольно значительных сумм, которые получала по завещанию. Она делала долги за долгами. И скоро дом в Мертон-Плейс был так заложен и перезаложен, что ей больше не принадлежало ни одного кирпича...

20 августа 1805 года Нельсон наконец-то возвратился в Мертон-Плейс из своего долгого путешествия. У него было только одно желание - найти покой и порадоваться жизни с Эммой и маленькой Горацией. Но всего через две недели появился капитан Лэквуд. Адмиралтейство спрашивало Нельсона, готов ли он принять командование над всем английским флотом и тотчас отправиться по назначению. И храбрец Нельсон уехал, чтобы больше никогда не вернуться... Через несколько недель, 21 октября 1805 года, он пал в знаменитой битве при Трафальгаре, разгромив французский флот.

Своей любовнице Нельсон оставил значительные средства. После смерти Нельсона она располагала ежегодным доходом в 50000 марок на себя, свою старую мать и дочь, и это не считая недвижимости. Вскоре она продала Мертон-Плейс и приобрела новую виллу в Ричмонде. Однако Эмма продолжала тратить немыслимые суммы и вскоре совершенно разорилась. Она не знала меры в роскоши, к тому же начала пить и играть в карты. От ее прежней элегантности и красоты ничего не осталось. Ее тело стало тучным и потеряло прежние формы. С блеском и славой тоже было покончено.

Только однажды пробился луч света. Старый герцог Куинсберри вдруг открыл так долго скрываемую симпатию к когда-то прославленной женщине и пригласил ее к себе в Ричмонд, где подарил ей дом, который, впрочем, тоже вскоре пошел с молотка. Она надеялась на богатое наследство после смерти благодетеля. И вот герцог умер.

Вскрытие завещания принесло горькое разочарование. Кроме не имеющих ценности украшений, она получила ничтожную сумму, которая в ее руках быстро растаяла. Теперь все источники помощи были исчерпаны. Кредиторы больше не давали отсрочки. И летом 1813 года супруга благородного знатного посла сэра Вильяма Гамильтона, любовница знаменитого английского героя морей лорда Нельсона отправилась в долговую тюрьму. Кингс Бенч стал прибежищем когда-то гордой леди. Здесь она провела около десяти месяцев. Весной или летом 1814 года адвокату Джошуа Джонатану Смиту удалось добиться ее освобождения под залог и помочь ей бежать во Францию, в Кале.

Жизнь великой куртизанки закончилась в горе и нужде. В Кале она прожила всего несколько месяцев в ужасающей нищете. 15 января 1815 года леди Гамильтон умерла от водянки. Могила ее неизвестна.

Новость из мира искусства

Элизабет Виже-Лебрен. Эмма Гамильтон в образе вакханки, ок. 1790

8 декабря в Национальном военно-морском музее Лондона открылась выставка, посвященная легендарной леди Гамильтон (1765-1815) - возлюбленной адмирала Горацио Нельсона, одной из красивейших женщин своего времени. Леди Гамильтон была в конце XVIII - начале XIX веков настоящей европейской знаменитостью.

При жизни красавица позировала многим художникам и стала самой часто изображаемой женщиной в британской истории. Богатая приключениями и скандалами жизнь леди Гамильтон увековечена в многочисленных романах, фильмах и прочих произведениях. Услышав имя леди Гамильтон, мы чаще всего представляем себе Вивьен Ли, сыгравшую ее в кино, и вспоминаем имя генерала Нельсона, но выставка посвящена не только этому периоду замечательной и под конец трагической жизни Эммы Гамильтон.
Историю Эммы рассказывают более 200 экспонатов, многие из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение. Среди них не только многочисленные картины, гравюры и карикатуры, но и личные письма, костюмы и украшения. В центре экспозиции - полотна Джорджа Ромни, Джошуа Рейнольдса и Томаса Лоуренса. Здесь же - переписка Эммы с её любовниками, личные вещи, включая одно из обручальных колец, которыми она обменялась с Нельсоном, а также её песенники и предметы декора, свидетельствующие о статусе знаменитости.


Джордж Ромни. Эмма Харт в образе Цирцеи, 1782

Двенадцатилетняя девочка из Чешира приехала в Лондон в конце 1770-х годов в надежде выбраться из бедности. Ей удалось устроиться служанкой в состоятельную семью, а затем на протяжении четырех лет она, по сути, не имея другого выбора, переходила от одного мужчины к другому, пока в 16 лет не забеременела от аристократа. Отец ребенка немедленно бросил ее, после чего Эмма обратилась за помощью к Чарльзу Гревиллю, заставившему ее отдать ребенка в приемную семью. Гревилль познакомил ее с художником Джорджем Ромни, и Эмма стала музой Ромни благодаря врождённой театральности и поразительной внешности.


Джордж Ромни. Эмма в образе пряхи,1782-1785

За всю свою жизнь Ромни написал около пятидесяти ее портретов. На выставке представлены многие из них.


Джордж Ромни. Эмма Гамильтон, 1782

Когда Гревилль собрался жениться на богатой наследнице, он передал любовницу своему дяде Уильяму Гамильтону, послу в Неаполе, и с этого момента начался стремительный социальный взлет Эммы. Она очень быстро выучила итальянский и французский, научилась петь так, что ее приглашали на работу оперные театры, и оказалась талантливой актрисой.


Джордж Ромни. Эмма Гамильтон в образе вакханки, 1785

Эмма придумала собственный моноспектакль, в котором, одетая в классическое белое платье с яркой шалью, представала в образах знаменитых литературных, исторических и мифологических героинь - от Медеи до Клеопатры и Пенелопы. Спектакль пользовался таким грандиозным успехом, что сцены из него стали появляться даже не посудных сервизах. На выставке сцены спектакля "оживила" современная актриса, и глядя на экран, можно представить себя на месте аристократов-зрителей на представлениях Эммы.


Джордж Ромни. Эмма Харт, позже леди Гамильтон в образе Ариадны, ок. 1785

Гамильтон, для которого Эмма поначалу была просто увлекательным "проектом", постепенно полюбил ее и в 1791 году женился, несмотря на ее прошлое и на недовольство семьи.


Сэр Томас Лоуренс. Эмма в образе Задумчивости, 1791-1792

С этого момента началась новая жизнь Эммы - добропорядочной супруги и знатной дамы. Благодаря статусу своего мужа она получила доступ в самый высший свет, сблизилась с королевой Неаполя Марией Каролиной Австрийской и стала выполнять самые деликатные дипломатические поручения. Тогда и произошло ее знакомство с Нельсоном, переросшее в страстный роман, разрушивший ее жизнь.


Лемюэль Фрэнсис Эбботт. Портрет Горацио Нельсона, 1-го виконта Нельсона, 1800

Письма Нельсона и Эммы, кольца, которыми они обменялись, немногочисленные уцелевшие предметы из их общего дома - поместья Мертон-плейс в графстве Саррей, где они поселились, когда вернулись из Неаполя, представлены в музее, так же как и портреты людей, невольно делавших невозможным их счастье: Гамильтона и жены Нельсона Фрэнсис. На выставке можно увидеть прядь волос, которые Нельсон попросил передать возлюбленной, и его мундир с дырой от пули, который она хранила у своего изголовья.
Из тех шести лет, что им оставалось провести вместе, половину времени Нельсон был при исполнении военных обязанностей. Перед битвой при Трафальгаре, ставшей для него роковой, Нельсон написал письмо, в котором напоминал о дипломатических заслугах Эммы и просил помочь в случае его гибели ей и его "приемной", а на самом деле их родной дочери Горации. Но просьба Нельсона, несмотря на то что он был национальным героем, не была удовлетворена английским правительством.


Мундир Нельсона

Эмма осталась одна, ее муж Уильям Гамильтон к тому времени уже тоже умер, беречь деньги она не умела, и очень быстро влезла в долги. В 1813 году она попала за долги в тюрьму, выйти из которой ей помогли друзья. Но это уже ничего не могло изменить: леди Гамильтон, скрывшись с Горацией от кредиторов во Франции, тщетно пыталась добиться помощи от бывших могущественных друзей, много пила и в 1815 году скончалась. От ее былой красоты, которая запечатлена на многочисленных портретах, к тому времени ничего не осталось…


Карикатура Джеймса Гиллрея "Дидона в отчаянии", 1801

Выставка "Эмма Гамильтон: обольщение и слава" в Национальном морском музее Лондона, повествующая о выдающейся женщине в мире мужчин, продлится до 17 апреля 2017 года.


Национальный морской музей в Лондоне