Удивительные истории из жизни пророка мухаммада. История пророков от Адама до Мухаммада: интересные факты. Все ли пророки одинаковы

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим примером. В том и числе и в том, что касается его отношения к женам. Все в нем было прекрасно: его терпеливость к ним, милосердие, снисходительность к их нравам, благородство и щедрость в обращении с ними. У них не было золотых гор и роскошных жилищ, но они были богаты, потому что обладали тем, что не достается даже королям – искренней любовью, крепкими отношениями, поддержкой и опорой в лице друг друга.

Самой любимой же женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (после Хадиджи) была Аиша, да будет доволен ею Аллах. Именно об их отношениях дошло до нас больше (по сравнению с хадисами, касающимися его отношений с другими женами) хадисов и именно любовь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Аиши, да будет доволен ею Аллах, называют первой любовью в Исламе. Различные истории из их жизни подтверждают глубину, прочность и надежность их взаимной любви и привязанности друг к другу.

Когда они ссорились…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, я знаю, когда ты на меня сердишься, а когда ты мною довольна». Она спросила: «Как?» Он ответил: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» А когда сердишься, то говоришь: «Нет, клянусь господом Ибрахима!» Она сказала: «Ты прав, я не употребляю (в гневе) твое имя» (Бухари, Муслим).

Когда ей захотелось отдохновения…

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Эй, хумайра! Хочешь на них взглянуть?» Я ответила: «Хочу». [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо).

А он приговаривал: «Осторожней, любезные!». Затем он несколько раз спросил меня: «Аиша! Ну что, посмотрела?» А я ему отвечала: «Нет еще». И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».

И далее: «А люди время от времени спрашивали: «Абуль-Къасим! Так хорошо?» В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Да». И тогда он сказал мне: «Ступай себе».

В другой передаче хадиса: «А я ответила: «Еще немножко». И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Еще немножко». [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: «Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка].

[Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]». Аиша также рассказывала: «В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению» (Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад).

Когда она спрашивала, любит ли он ее…

Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, выйдя замуж за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивала его: «О Посланник Аллаха, ты меня любишь?» «Да, Аиша, конечно люблю!» - отвечал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела знать больше - как он её любит?

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал: «Сильно и крепко, как узелок веревки (в другой версии «как мертвый узел»)». А затем Аиша, да будет доволен ею Аллах, часто спрашивала: «О Посланник Аллаха, в каком состоянии мертвый узел?» А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда отвечал: «Так же, как в первый день!».

Когда она проявляла ревность…

От Умм Салямы, да будет доволен её Аллах, передаётся, что однажды она принесла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам еду в своей тарелке. Затем Аиша принесла небольшой твердый камень и разбила им эту тарелку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрал то, что было между двумя осколками тарелки, и сказал своим сподвижникам: «Кушайте, кушайте, ваша мать просто заревновала, ваша мать заревновала». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял тарелку Аиши и передал её Умм Саляме, а разбитую тарелку Умм Салямы отдал Аише.

Когда они пили с одного сосуда…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Часто бывало так, что во время месячных я пила, а потом передавала (чашу) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил. И часто бывало так, что во время месячных я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы». (Сахих Муслим).

Когда он читал Коран…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран, когда у меня были месячные». (Сахих Муслим).

Когда он играл с ней…

Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: «Я была худенькой, весила мало. Вдруг, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, скомандовал своим спутникам: «Идите вперед», ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!»

Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз:

«Ступайте вперед», ‑ а сам обратился ко мне: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!» К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: «О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки?»

А он все за свое: «Ну, давай же, давай». Я побежала и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, конечно же, опередил меня. «Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила».

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».

Все основные мировые религии начинались с человека. Точнее, не с простого человека. Ведь в основе всех религиозных учений стоит пророк - реальная историческая личность, которая и являлась основоположником каждого нового культа. С течением времени все эти личности приобрели ореол таинственности, но все же с ними связано много интересных историй, о которых мало кому известно. История пророков от Адама до Мухаммада может показаться удивительно увлекательной даже людям, далеким от понимания основ религии.

Кто такой пророк?

В мире существует три основные религии, в каждой из которых есть один или несколько пророков. Прежде чем приступать к истории пророков от Адама до Мухаммада, стоит понять, что же такое пророк на самом деле.

Богословы выделяют два вида пророков - христианских и мусульманских. В зависимости от принадлежности к той или иной религии немного различается и само значение этого слова. В христианстве пророк - это человек, имеющий прямой контакт с божественными силами. А в исламской религии так называют тех, кто несет волю Бога всем остальным людям.

В общих чертах толкование слова идентично во всех мировых религиях, но вот количество пророков везде различное. История пророков от Адама до Мухаммада насчитывает множество чудес и странностей, которые люди принимали за божественное провидение.

Коран: книга, в которой упоминаются все пророки ислама

Все, что необходимо знать благочестивому мусульманину, содержится в главной священной книге - Коране. Здесь собрана история пророков от Адама до Мухаммада, практически все известные факты об этих людях можно отыскать на страницах Корана. В целом священная книга рассказывает о более чем ста тысячах пророков, но самыми главными считаются двадцать пять из них.

Согласно Корану, самым первым пророком являлся Адам, а последним и самым важным из всех стал Мухаммад. Исламские богословы даже подсчитали, сколько раз каждое из имен упоминается на страницах священной книги. Этот факт определяет значимость пророка и его вклад в развитие ислама.

Каким должен быть пророк?

Истории о всех пророках - от Адама до Мухаммада - отдельно выделяют качества, которыми должны были обладать посланники Бога. Ведь божественная сила наделяла их возможностью творить чудеса, а для этого они должны были быть абсолютно чисты душой и телом.

Самым главным качеством пророка считается правдивость. Он не должен передавать людям ложные сведения и просто обязан отличаться верностью своим убеждениям. В Коране упоминается, что все пророки были абсолютно безгрешны и умны, только такие характеристики позволяли им точно передавать волю Аллаха и убеждать людей следовать за собой.

Рассказы о пророках от Адама до Мухаммада содержат сведения и о дополнительных качествах, которыми обладал только последний пророк ислама, считающийся самым высшим из всех. Коран отмечает, что Мухаммад имеет власть не только над людьми, но и над всеми духами. Причем власть его будет распространена вплоть до последнего дня человечества.

Все ли пророки одинаковы?

Изложенная в Коране история пророков от Адама до Мухаммада подразделяет всех посланников Божьих на три категории:

  • расуль - посланник, получающий информацию от ангелов и Творца;
  • наби - человек, который передает заветы и догмы религиозного учения своему народу (получить их он может от Аллаха или расуля);
  • улю-ль-азм - пророки, которые не просто несут слово Божье, но и терпят лишения за свой народ и веру.

Каждый из них упоминается в священной книге. Интересно то, что один пророк может относить себя ко всем вышеперечисленным категориям. Это тоже отмечено в Коране.

Если вы никогда не интересовались религиозными догмами ислама, то для вас будет сюрпризом тот факт, что практически все пророки, упомянутые в Коране, имеют свои аналоги в христианстве. То есть весьма вероятно, что все эти люди были реальными личностями, которые несли миру свет веры. Вот только почему их откровения послужили поводом для создания двух религиозных течений, остается непонятным до сих пор.

История пророков от Адама до Мухаммада содержит многочисленные упоминания об Адаме - первом пророке ислама. Интересно то, что в христианстве и исламе имя Адама переводится абсолютно одинаково. Столь же идентично интерпретируется история создания первого человека на Земле. Но вот различия в восприятии все же присутствуют. Если для христиан Адам - это личность мифическая, то мусульмане расскажут вам все подробности жизни пророка Адама на земле и укажут на его могилу в Иерусалиме, куда, по преданию, она была перенесена после потопа.

Не каждый знает, что пророк Адам был великаном. Его рост составлял около пятнадцати метров, но после изгнания из райского сада немного уменьшился. И все же он оставался очень высоким человеком.

Из всех пророков, упомянутых в Коране, особое место занимает Ильяс, или Илия. Согласно священной книге, за свою праведную жизнь он был взят на небо еще живым. Мусульмане считают, что он до сих является самым главным советчиком Аллаха и путешествует по небесным землям вместе с ним.

Истории пророков от Адама до Мухаммада: самое интересное о последнем пророке ислама

О пророке Мухаммаде ходит большое количество легенд. Считается, что он постоянно творил чудеса, которые обращали в веру множество людей. Самой распространенной является легенда о расколе луны. Согласно преданию, Мухаммад расколол ночное светило на две части по просьбе толпы, которая тут же обратилась в ислам. Но не эта часть легенды вызывает удивление. Историки находят подтверждение этому факту по всему миру. Во многих письменных источниках существуют сведения о луне, которая внезапно раскололась и находилась в таком состоянии некоторое время. Удивительно, что люди, никак не связанные друг с другом, передавали одни и те же сказания из уст в уста. Выходит, что раскол луны - это вовсе не легенда?

Мусульмане знают, что Мухаммад был несколько раз женат. От своих жен он имел много детей, но вот пережить его не смог ни один ребенок. Все они скончались еще до исполнения Мухаммаду пятидесяти лет. Исключение составила лишь одна дочь, родившая пророку внука Хуссейна. Она дожила до начала проповеднической деятельности своего отца, и только после этого умерла. От Хуссейна пошел род потомков Мухаммада, которые стали влиятельной правящей династией в Марокко.

К исламу можно относиться по-разному, но не стоит исключать того, что все, о чем рассказано в священных книгах, является чистейшей правдой. Ведь только правду должны были нести людям величайшие пророки, упомянутые в Коране.

Дорогие братья, рассказывая о жизни Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), стараемся разбудить и научить мусульман любить Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Хотя, на самом деле, даже если не мусульмане услышат об этих историях, об эпизодах из жизни нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) - то ни одно сердце, наверное, не сможет остаться безучастным и не отреагировать на тот или иной эпизод из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

И так часто бывало, что не мусульмане, услышав какую-то историю из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), принимали Ислам, настолько их поражала высокая нравственность Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который и сам говорил:

"إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ"

(رواه البيهقي عن أبي هريرة)

«Воистину, я послан, для того, чтобы усовершенствовать нравственность» .

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был очень внимательным и очень заботливым ко всем одинаково.

Эта история, которую я хочу рассказать, о делегации из Йемена. Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переехал из Мекки в Медину, и когда Ислам уже окреп, разные арабские племена стали посылать к нему делегации для того, чтобы объявить, что они принимают Ислам.

Также из Йемена пришла делегация из 13 человек и с собой привела скот в качестве закята. Когда йеменцы пришли, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень обрадовался, проявил почтение, и они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы принесли то, что положено нам давать перед Всевышним – это закят из нашего имущества». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Верните ваш закят вашим же беднякам!». А они говорят: «Мы принесли уже то, что было излишне», т.е. мы уже раздали нашим беднякам, а то, что осталось, мы принесли сюда. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень удивился, также удивился Абубакр и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), подобно этой делегации, ни одна делегация ещё не приходила к нам!». Их визит, и с чем они пришли, и как они пришли - очень обрадовало и сподвижников и самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), восхитившись, сказал: «Воистину, наставление в руках Аллаха и тот, кому Он желает благо, тому Он раскрывает сердце для веры». И тут они стали спрашивать Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) о разных вещах: о Коране, о сунне… и получали ответы. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велел Билялу показать места, где они будут ночевать. Пробыв там несколько дней и удовлетворив свои нужды, получив ответы на вопросы, они стали прощаться с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), А Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) распорядился, чтобы всем им дали подарки. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спрашивает у них: «Что вас торопит, почему вы так рано уезжаете?». Они говорят: «Мы хотим поскорее вернуться к нашим племенам, рассказать о том, что видели Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), о нашем разговоре с тобой, и о том, как ты нам отвечал. Мы торопимся обо всём этом рассказать». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто-нибудь из вас остался, кого я не видел, кому не достались дары?» - и они отвечают: «Мы оставили юношу, самого молодого среди нас, он смотрит за нашими верблюдами, он не приходил ещё сюда». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Скажите ему, чтобы он подошёл ко мне». Казалось бы, это был простой юноша, можно было бы его не заметить, он сторожил верблюдов. Но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и о нём заботится и говорит, чтобы и он пришёл к нему. Когда они пришли к верблюдам, его товарищи сказали: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велит тебе идти к нему, он ответил нам на наши вопросы, удовлетворил наши нужды. Иди и ты попроси у него исполнения своей просьбы, скажи ему о том, что ты хочешь ему сказать». И юноша отправился к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) и, встретив его, поздоровался с ним и говорит: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), я юноша из племени бану Абва, из тех людей, которые только что тебя покинули, ты исполнил все их нужды, все их просьбы. Я прошу, чтобы ты и мою просьбу тоже исполнил». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А в чём заключается твоя просьба?», он говорит: «Моя просьба не похожа на просьбу тех, с кем я пришёл, моих товарищей. Они пришли, желая принять Ислам и привели то, что привели. А меня - клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! - меня привела сюда лишь одна просьба, одно желание: я хочу, чтобы ты попросил у Всевышнего для меня прощения, проявил ко мне милость, и чтобы он сделал моё богатство - в моём сердце», т.е. чтобы он был удовлетворён тем, что у меня есть. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поднял руки к небу и сказал:

"اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَاجْعَلْ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ"

«О Аллах, прости его, смилуйся над ним, и помести его богатство в его сердце!» , т.е. сделай его довольствующимся тем, что Ты ему ниспосылаешь. И потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) велел дать ему те же подарки, что были отданы и его товарищам.

На 10-ый год Хиджры Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретился с этими людьми в период Хаджа. Когда он совершал Хадж, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) их узнал и они его узнали, и сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы та делегация, которая приходила к тебе в тот год», и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А как поживает тот юноша, который был с вами в тот год?». Они ответили: «Среди нас нет никого, подобного ему. Он отрешён от этого земного мира (дунья), он довольствуется тем, что у него есть. Даже если бы все люди поделили этот мир (дунья), он бы не обратил никакого внимания на тех людей». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сделал ему дуа, ещё раз обратился ко Всевышнему с просьбой, чтоб он умер целиком - но они не поняли выражение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и один из них сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), как это человек может «умереть целиком»?».

Человек в погоне за своими страстями, желаниями, с алчностью, сотнями желаний, которые его разделяют, хочет и то и это, постоянно живёт с какими-то желаниями, преследует какие-то цели… О человеке который оказался в одном из таких ущелий своих желаний, а в это время Аллах забирает его душу в таком состоянии - Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что «я хотел бы, чтобы умер именно в том состоянии, в котором он преследует одну цель – довольство Всевышнего».

Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) скончался и многие люди стали уходить из религии, из Ислама, стали вероотступниками, этот юноша был из числа тех, кто стал, как Абубакр, среди жителей Медины призывать к тому, чтобы они поклонялись Аллаху, что если и умер Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), то Тот Аллах, которому вы поклоняетесь - не умер и не умрёт, Он вечно живой! Этот юноша тоже стал им напоминать о Всевышнем, об Исламе и Пророке (салляллаху аляйхи васаллям). Его слова возымели большой успех и многие люди в том месте, где он жил, в Йемене, вернулись в Ислам, последовав его примеру.

И Абубакр, будучи халифом, тоже восхищался этим человеком и велел, чтобы к нему проявляли особую заботу, такое распоряжение он дал Зияду бну Лябибу. Опять-таки, это пример того, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в своё время уделил внимание всем, понимая, что, возможно, тот юноша является лучшим среди них, более всего любимым Всевышним, и возможно, что от него будет такая большая польза для Ислама!

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).