Виды познания обществознание таблица. ЕГЭ. Познание. имеет обобщенный характер

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

– как познавательно значимая информация;

– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание

2) личный опыт

4) традиция

5) эксперимент

6) формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 124.

Тема 5. Научное познание

Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

– объективность добываемого знания;

– развитость понятийного аппарата (категориальность);

– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

– проверяемость;

– высокий уровень обобщения знаний;

– универсальность;

– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании , т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно‑всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких‑либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании .

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Структура теории

Исходные основания : фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

Идеализированный объект данной теории.

Логика и методология , применяемые для построения теории.

Совокупность законов и утверждений , выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью .

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях . В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения . Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого‑либо свойства или отношения . В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности . Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.

Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов .

Математизация использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно‑технический прогресс.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) вопрос Б) предмет В) проблема

Г) метод Д)схема Е)теория

Ж) язык З)субъект И) причина

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ЕЗБИГЖ.

1.3 Виды знаний

Богбаз10, §6, 63-64; Богпроф10, §23.


Классификация № 1 .
Основание
1) Миф – (от греч

:

    очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);

    нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);

    поиск целенаправленной воли (телеологизм);

    идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;

    восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).

2) Религия (от лат

3) Практическое знание

4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ
5) Искусство

    .
    Образность и наглядность .

    Специфические , Воображение и фантазия познающего субъекта;

!!!

6) Паранаука (от греч
Классификация № 2 :
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;

5.1. Какое место занимает знание на карте человеческой духовности?
5.2. Виды знания.
5.2.1. Классификация № 1.
5.2.2. Классификация № 2.
5.2.3. Классификация № 3.
5.2.4. Классификация № 4.

5.1 . Какое место занимает знание на карте человеческой духовности ?
5.1.1. Знание и мнение .
Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.
5.1.2. Знание и вера .
Средневековая философия подняла вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания.
5.1.3. В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены.
5.1.4. Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки.
Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие виды духовной деятельности. Помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.
5.2 . Виды знаний .
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.
5.2.1. Классификация № 1 .
Основание : каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
1) Миф – (от греч . mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы :
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);

2) эсхатологические мифы;

3) человека (антропогонические мифы);

4) о происхождении солнца (солярные мифы);

5) луны (лунарные мифы);

6) звезд (астральные мифы);

7) мифы о животных;

8) календарные мифы;

9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);

10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Эсхатология (от греч . eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
Особенности мифологического познания :
1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);
2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);
3) поиск целенаправленной воли (телеологизм);
4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;
5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).
Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
2) Религия (от лат . religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ . – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности.
5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Специфика искусства как формы художественного познания .
1) Образность и наглядность .
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности , а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.
3) Воображение и фантазия познающего субъекта; художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!! искусство исследует человека в целом.
6) Паранаука (от греч . para около, возле, при) – околонаучное знание.
В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации.

Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, обращается не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
5.2.2. Классификация № 2 :
1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию);
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;
5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях);
6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки);
7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, является необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
5.2.3. Классификация № 3 .
Основание : степень близости (удалённости) к научному знанию .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира.
Формы вненаучного знания .
1) Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности.
Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени.
2) Ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
3) Паранаучное знание несовместимо с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
4) Лженаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров.
Признаки лженауки : малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность.
Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
5) Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.
6) Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности.
7) Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
8) Эзотеризм (от др.-греч . ἐσωτερικός – внутренний) – учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных; сфера специфических взглядов о глубинной мистической (неочевидной) сути эволюции мира, цивилизации и человека.
5.2.4. Классификация №4 (по степени обобщённости, теоретичности ).
1) Обыденное познание : фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы, игры.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
2) Чувственно – абстрактное познание : миф, искусство, мораль, религия, оккультное, паранормальное, медитативное познание.
Оккультизм (от лат . occultus – тайный, сокровенный) – совокупность учений о скрытых, сверхъестественных, «аномальных» силах космоса, земных предметов и явлений, тела человека, слов, чисел, знаков.
Виды оккультизма : астрология, алхимия, физиогномика, графология, френология, спиритизм, полтергейст, каббалистика.
То, что в оккультных учениях казалось таинственным, нередко становилось предметом науки (как это случилось с магнетизмом в эпоху Возрождения, гравитацией в Новое время, земными лучами в наше время). Оккультное познание способствовало выработке нового мировоззрения, стремясь рассматривать человека (микрокосм) и мир (макро- и мегакосм) в их взаимодействии. Во многом благодаря оккультизму стал разрабатываться «антропный принцип»: человек стал рассматриваться как «узел Вселенной».
Астрология (от греч . astro – звезда и logos – учение) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени.
Алхимия (от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō – лью, отливаю) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии – нахождение т. н. «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии – в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средств способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
Физиогномика (греч . physiognomike, physiognomonike, от physis – природа и gnomonikos – сведущий, знаток) – 1) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.
Графология (от греч . graphe – почерк и logos – учение) – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.
Френология (от греч . phren – ум, душа и logos – учение) – концепция, согласно которой на основании краниометрических (форма черепа) данных можно судить о психических особенностях человека.
Краниометрия (от греч . kranion – череп и logos – учение) – совокупность приемов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения и применяемых в антропологии, а также в некоторых областях медицины, напр. в судебной медицине.
Спиритизм (от лат . spiritus – душа, дух) – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними. Возник в середине 19 в. в США.
Полтергейст (от нем . poltern – шуметь, стучать и Geist – дух) – необъяснимые, паранормальные явления, связанные с шумом и стуками, самопроизвольным движением (швырянием) предметов, самовозгоранием и т. д. Полтергейст (в отличие от призрака) привязан не к месту, но к человеку.
Каббала (древнееврейское, буквально – предание) – мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. в Испании («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая практическая каббала («кабалистика») основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении.
Паранормальное познание (от греч . рara – около, за пределами, вопреки) – вид вненаучного познания, который даёт определённую информацию о необъяснимых в данное время наукой физических явлениях и нестандартных способностях человеческого организма воздействовать на других людей, который описывает, объясняет и использует феномены, ещё не известные официальной науке и не доступные легальной практике.
Виды паранормального познания :
Экстрасенсорное восприятие – многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия (мысленное общение) и предзнание.
Телепатия (от греч . tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств.
Телекинез (от гре ч. tele – вдаль + kinesis – движение, дословно: движение на расстоянии) – перемещение человеком физических объектов без посредства мышечного усилия. Попытки объяснения феномена телекинеза предпринимаются в парапсихологии.
Биолокация (от био... и лат. loco помещаю, расставляю), лозоходство, даузинг – группа парапсихологических практик, декларирующая возможность обнаружения скрытых предметов, обычно расположенных под землёй, таких как полости, источники воды, залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т.п. с помощью лозы, специальной рамки, маятника или иных приспособлений.
Ясновидение. дальновидение – получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
Левитация (лат . levitas – легкость) – научно не объясненный феномен свободного парения человеческого тела (или какого-либо предмета), отмечаемый в различных сообщениях о святых, йогах, медиумах и т.п.; состояние левитации нередко переживается в сновидениях.
Медитативное познание, медитация (от лат . meditatio – мысленное созерцание, дремотное размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, достичь которого можно следующими путями.
Во-первых, в результате постепенной отрешённости от внешних воздействий, телесной раслабленности, подавления реактивных, эмоциональных проявлений при помощи определённых физических упражнений, танцев, частых повторений молитв.
Такой путь предписывался в индийской и буддийской йоге, в античной «философии экстаза» платоников и неоплатоников, в учениях мусульман-суфистов, иезуитов («экзертация»), в православном «умном делании» исихастов. Нередко этот путь применяется и в настоящее время различными религиозными (кришнаиты), философскими (экзистенциализм), психоаналитическими («глубинная психология» Карла Юнга) течениями и даже в искусстве («медитативный» стиль в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке).
Во-вторых, в результате употребления наркотических средств, кислородного голодания, изоляции.
В-третьих, в состоянии клинической смерти, «жизни после смерти».
3) Вненаучное теоретическое познание : обществознание, философия.

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Формы человеческого познания

  • научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
  • ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)

Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:

Формы ненаучного знания Особенности
Донаучное Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
Паранаучное От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней.
Лженаучное Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки.
Антинаучное Утопичное, искажающее действительность.
Квазинаучное «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку.
Псевдонаучное «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах.

Виды знаний

Наименование Особенности, сущность
Научное Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
Житейское Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
Практическое Преобразование мира, овладение вещами.
Художественное Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
Рациональное Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
Иррациональное Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
Личностное Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.3. Виды знаний

1.3. Виды знаний

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

Классификация видов знаний в зависимости от:

носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

Виды знаний:

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

5) Философское главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

Формы знаний:

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Ближний бой автора Симкин Н Н

Глава V Применение приобретенных знаний и навыков в боевой обстановке Общие замечания Приобретенная техника и навыки, полученные в результате разучивания и тренировки приемов ближнего боя, могут быть использованы при выполнении индивидуальных и групповых заданий как

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Эксплуатация электрических подстанций и распределительных устройств автора Красник В. В.

13.4. Проверка знаний норм и правил К работам по эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

Раздел II ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 11 класс автора Подолян Юрий Петрович

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизниУрок 29 (1)Тема: «Правила личной гигиены и здоровье».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие личной гигиены. 2. Полезные привычки подростка. 3. Гигиена и физическая культуры.Цели урока.

Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс автора Подолян Юрий Петрович

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеванийУрок 29 (1)Тема: «Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего человечества».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

2. Новая систематизация школьных знаний Новое время требует тотальной ревизии всех школьных знаний, понятийного и фактографического аппарата школьного образования. Но это вовсе не означает, что должны быть просто написаны и утверждены новые учебники. Беда учебных

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Прочность знаний, формируемых умений и навыков Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемых умений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многие объективные и субъективные факторы, условия

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Никольская - улица знаний А теперь настала пора познакомиться с главнейшими артериями Китай-города. Вот улица Никольская. Когда мы сегодня прогуливаемся по ней, любуясь витринами дорогих магазинов, трудно представить себе, что возраст этой улицы насчитывает семь

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Пользовательский поиск

Виды знаний

Каталог материалов

Основные понятия Лекции Схемы Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями (видео) Видеоматериалы Проверь себя!
    Источники для самоподготовки

    Основные понятия

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    чувственное познание

    Познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

    Формы чувственного познания:

    ощущение

    Это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

    восприятие

    Чувственный образ целостной картины предмета;

    представление

    Образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    рациональное познание

    Познание посредством мышления.

    Формы рационального познания:

    понятие

    Это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

    суждение

    Это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

    умозаключение (вывод)

    Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.

    интуиция

    Способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства (своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании). Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

    эмпиризм

    Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

    агностицизм

    Философская позиция, отрицающая познаваемость окружающего мира.

    рационализм

    Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    знание

    Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

    ложь

    Сознательное искажение образа объекта

    заблуждение



    Лекции

    Что такое знание? Классификация знаний

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
    Термин "знание" многозначно. (см. схему "Знание. Многозначность понятия")
    Виды знаний:
    Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
    Научное - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
    Практическое - овладение вещами, преобразование мира.
    Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
    Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
    Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
    Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
    Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
    Донаучное - прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
    Паранаучное - внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
    Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.
    Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. . Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
    Подробнее смотрите схему "Классификация знаний"

    Чувственное и рациональное познание

    Познание имеет две формы - чувственное познание и рациональное познание. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального.
    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
    ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета - форму, цвет, запах и т. п.
    2. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
    3. Представление - чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другми словами это то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
    Рациональное познание - познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio - разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
    ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
    2. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
    3. Умозаключение - мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c. Или например: Все люди смертны. Иванов - человек. Следовательно, Иванов смертен
    Разновидности умозаключений:
    Индуктивное умозаключение - от частного к общему.
    Дедуктивное умозаключение - от общего к частному.
    Получаемое по аналогии.

    Познаваем ли мир? (Проблемы теории познания)

    Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания.
    Существовало три подхода к вопросу о том, как человек познает мир:
    Сенсуализм (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах) - они считали что мы познаем мир чувствами.
    Рационализм (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза) - эти философы утверждали, что мы познаем мир разумом.
    Агностицизм (Д. Юм) - отрицание возможности познания мира.