Владимир Высоцкий: краткая биография. Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография Биография высоцкого хронологическая таблица

В Москве в семье военнослужащего.

Его мать в первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР, затем работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, гидом в "Интуристе". Отец — военный связист, полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей.

После развода родителей, в 1947 году Владимир переехал жить в новую семью отца и до 1949 года проживал по его месту службы в городе Эберсвальде (Германия).

Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке, где Владимир поступил в пятый класс школы № 186.

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов.

В 1955 году по настоянию родственников он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставил после первого семестра.

В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ, курс Павла Массальского.

Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" (1959).

В 1960-1962 годах Высоцкий работал в Московском театре имени А.С. Пушкина, где сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном эпизодических.

В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.

В 1964-1980 годах Владимир Высоцкий работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова. Играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте! ", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др.

В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского "Сверстницы". В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался таких фильмах, как "Карьера Димы Горина" (1961), "713-й просит посадку" (1962), "Грешница" (1962), "Наш дом" (1965), "Стряпуха" (1965), "Саша-Сашенька" (1966), "Вертикаль" (1966), "Интервенция" (1968). Сыграл главные роли в картинах "Короткие встречи" (Максим, 1967), "Служили два товарища" (Брусенцов, 1968), "Хозяин тайги" (Рябой, 1968), "Плохой хороший человек" (фон Корен, 1973), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (Арап, 1976), "Маленькие трагедии" (Дон Гуан, 1979), "Место встречи изменить нельзя" (Жеглов, 1979).

Свое первое стихотворение "Моя клятва", посвященное памяти Иосифа Сталина, Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, в марте 1953 года. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Одними из первых стали песни "49 дней" (1960) о подвиге четырех советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане, и "Татуировка" (1961), положившая начало циклу "блатной" тематики.

Свои первые песни сначала он исполнял в узком кругу, с 1965 года пел со сцены.

Поэтическое и песенное творчество , наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах.

В 1968 году вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 годах — четыре авторских миньона, в 1977 году во Франции были выпущены еще три авторских диска.

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого "певцом-профессионалом".

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого ("Из дорожного дневника") было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике "День поэзии".

Всего Владимир Высоцкий написал около 600 песен и стихов.

Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Высоцкий дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последнее выступление артиста состоялось 16 июля 1980 года в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке — в роли Гамлета.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник Высоцкого "Нерв", в 1988 году — сборник "Я, конечно, вернусь…"

В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

На могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова, открытый 12 октября 1985 года.

У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года , в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.

Актеру и певцу были открыты в различных городах России и за рубежом.

Памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Александра Аполлонова был открыт в Крыму в Симферополе.

В 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке".

В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого "Своя колея". Премия вручается людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого.

Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.

1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" режиссера Петра Буслова по сценарию сына Высоцкого Никиты.

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая жена — актриса Иза Жукова, вторая — актриса Людмила Абрамова. В этом браке родились двое сыновей: Аркадий (1962 года рождения), ставший сценаристом, и Никита (1964 года рождения), ставший, как и родители, артистом театра и кино. С 1996 года Никита Высоцкий является директором Государственного музея своего отца.

Третья жена Владимира Высоцкого — французская актриса русского происхождения Марина Влади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

Биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б. И. Масальского и А. М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

«Гамлет».

Сверху - маюсь между…"

Грузинской, 28.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио

Снимался в фильмах:

- „Сверстницы“ (Петя)

- „Карьера Димы Горина“ (Софрон)

- „Грешница“ (корреспондент)

- „713 просит посадки“ (американский моряк)

- „Увольнение на берег“ (Петр)

- „Живые и мертвые“ (Веселый солдат)

- „Штрафной удар“ (Александр Никулин)

- „Наш дом“ (механик)

- „На завтрашней улице“ (Петр Маркин)

- „Стряпуха“ (Андрей Пчелка)

- „Я родом из детства“ (Володя)

- „Вертикаль“ (Володя)

- „Короткие встречи“ (Максим)

- „Служили два товарища“ (Бруснецов)

- „Хозяин тайги“ („Рябой“)

- „Опасные гастроли“ (Николай Коваленко)

- „Белый взрыв“ (политрук)

- „Эхо далеких снегов“ („Серый“)

- „Четвертый“ (он)

1973 - „Плохой хороший человек“ (Фон Коррен)

- „Единственная дорога“ (Солодов)

- „Бегство мистера Мак-Кинли“ (Билл Сеггер)

- „Единственная“ (Борис Ильич)

- „Как царь Петр Арапа женил“ (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии"

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

«…Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа.

Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В. С. Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В. С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».

Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5

Дней до смерти:

И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.

Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

Лучше всего, на мой взгляд, творчество В. С. Высоцкого охарактеризовал

Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Володи разошлись, когда ему было пять лет. Из-за постоянных размолвок с отчимом, уехал с отцом и его новой женой в 1947 году в город Эбервальд (Германия), откуда вернулся в 1949 году. Тогда же у Володи диагностировали шумы в сердце.

В 1955 году поступает в Московский инженерно-строительный институт, но через несколько месяцев сам забирает оттуда свои документы. В 1956 году начал обучение в школе-студии МХАТ и через два года была сыграна свадьба со студенткой Изольдой Жуковой.

1959 год был отмечен первой ролью в кинофильме. 1960 год ознаменовался окончанием школы и началом работы в Московском драмтеатре Пушкина, где актер был задействован все время только в массовке. В 1962 и 1964 году у Владимира родились два сына.

1964 год - переход в театр драмы и комедии на Таганке, где спустя два года Володя сыграет свою первую главную роль в постановке «Жизнь Галилея». В 1965 году Владимир даёт первые сольные концерты, репертуар на то время насчитывал уже более сотни песен, первые аншлаги, активно снимается в кинофильмах.

В 1967 происходит судьбоносная встреча с уроженкой Франции Мариной Влади, с которой он поженится через два года. В 1969 году Владимир Семёнович переживает свою первую клиническую смерть, как следствие - полностью отказала одна почка и разрушена печень, что произошло из-за чрезмерного пристрастия к алкоголю. 1971 год – Владимир играет главную роль в пьесе «Гамлет».

В 1973 году едет с первыми гастролями во Францию и выпускает два диска в США. 1978-1979 года знаковая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». 25 июля 1979 года актер переживает свою вторую клиническую смерть в Бухаре, и только благодаря его доктору и друзьям, которые были неподалеку, Владимир возвращается к жизни. Умер Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире, погребен на Ваганьковском кладбище.

Владимир Высоцкий – советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард). Он является автором более 600 песен самой разной тематики.

Кроме своих гениальных песен, благодаря которым он прославился на весь мир, ему удалось сыграть много знаковых ролей в театре и кино. Согласно недавним опросам, Высоцкий занял 2-е место в списке «русских кумиров 20-го века», уступив лишь .

Предлагаем вашему вниманию биографию Высоцкого. Безусловно, эта биография, как и подавляющее большинство , содержит в себе множество парадоксов. Но обо всем по порядку.

Итак, перед вами краткая биография Владимира Высоцкого. .

Краткая биография Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 г. в . Он жил в большой коммуналке вместе с родителями. Его отец, Семен Владимирович, был актером и бардом, а мать, Нина Максимовна, работала переводчиком-референтом.

Детство и юность


16-летний Высоцкий

Со слов артиста, его первой песней стала «Татуировка», исполненная им в 1961 г. Своим кумиром он считал известного в то время музыканта и актера – .

Более серьезно писать песни Высоцкий начал в 60-е годы. Но вначале его творчество не было оценено по достоинству. Слушателей мало привлекала дворовая тематика, причем в столь необычном исполнении.

Надо сказать, что в то время и сам музыкант относился к своим композициям несерьезно, говоря, что пишет просто для своих друзей и «домашних посиделок».

Высоцкий экспериментировал с разными жанрами, стараясь говорить о серьезных вещах простыми словами. В 1965 г. им была написана известная песня «Подводная лодка», моментально полюбившаяся публике.

С этого момента Владимир Высоцкий неоднократно писал песни для кинофильмов, а также сам принимал участие в съемках.

В 1968 г. была записана дебютная пластинка с его песнями, звучащими в фильме «Вертикаль». Композиция «Песня о друге» сразу же приобрела невероятную популярность в обществе.

В 1975 г. бардом была записана грампластинка «В. Высоцкий. Автопортрет». Данный альбом примечателен тем, что каждая песня сопровождалась комментариями автора.

В 1978 г. в биографии Высоцкого произошло важное событие: ему была присвоена наивысшая категория вокалиста-солиста эстрады. Таким образом, советское Министерство культуры на официальном уровне признало творчество артиста.

Популярность песен Высоцкого росла с каждым днем. Его стихи и манера исполнения настолько впечатлили зарубежных слушателей, что они массово покупали пиратские записи исполнителя.

В 1979 г. Владимира Семеновича пригласили выступить в и . Тогда же он принял участие в создании знаменитого альманаха «Метрополь», который не подвергался влиянию цензуры.

Его удалось выпустить в количестве 12 экземпляров, один из которых был нелегально вывезен в Соединенные Штаты и опубликован там официально.

Высоцкий не прекращал давать концерты в крупных и провинциальных городах. Однажды на гастролях во он познакомился с цыганским музыкантом, вместе с которым записал множество композиций.

Несмотря на то, что в последние годы у Высоцкого были серьезные проблемы со здоровьем, он не прекращал выступать перед публикой, параллельно играя еще и в театре.

Им было написано более 600 песен и порядка 200 стихотворений. Везде где бы ни появлялся музыкант, его ждал ошеломительный успех и любовь публики. Концертные залы всегда были переполнены, поскольку всем хотелось услышать надрывный, хриплый крик Высоцкого: «Спасите наши души».

За период своей творческой биографии он записал 7 собственных альбомов и 11 сборников чужих песен в его исполнении. Однако точное количество его альбомов достоверно неизвестно.

Дело в том, что они издавались в разных странах, часто не допускались к продажам, а также многократно переписывались.

Жизнь в кино

Свою первую актерскую роль Высоцкий сыграл в фильме «Сверстницы». Далее последовали уже более серьезные картины: «Карьера Димы Горина» и «713-й просит посадку». Тем не менее, режиссеры по-прежнему не доверяли ему главных ролей.

Возможно, это было связано с тем, что Высоцкий начал злоупотреблять спиртным. Впоследствии алкоголь стал причиной появления многих проблем в его личной и творческой биографии.

Всенародную любовь и признание Владимиру Семеновичу принесла картина «Вертикаль», к которой он написал все музыкальные композиции. На следующий день после выхода фильма на экраны, Высоцкий стал любимым актером и музыкантом многих советских граждан.

Когда-то в далеком детстве юный Володя исполнял на гитаре композиции популярных авторов, а теперь в каждой дворовой компании молодежь наперебой пела его собственные песни.

Высоцкому очень нравился кинематограф, поэтому он, несмотря на колоссальную загрузку в театре и постоянные бардовские концерты, продолжал сниматься у известных режиссеров.

Ему удалось сыграть в таких популярных картинах, как «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Короткие встречи» и т. д.

Несмотря на признание публики, Высоцкий находился в серьезной конфронтации с властями . Компартия постоянно ставила палки в колеса музыканту, делая все возможное, чтобы препятствовать распространению его песен.

Справедливости ради нужно заметить, что при всем этом многие руководители государственных структур откровенно симпатизировали Высоцкому, помогая улаживать те или иные проблемы.

В связи с постоянными невероятными нагрузками, Владимир Высоцкий начал серьезно пить, из-за чего его неоднократно выгоняли из родного театра на Таганке.

Однако затем ему снова предлагали главные роли, которые он блестяще исполнял на сцене. Именно в это время он сыграл Гамлета, который стал его визитной карточкой.

С какими бы проблемами в жизни бард не сталкивался, он никогда не фальшивил, а полностью отдавался любимому делу.

Впервые на телевидении его показали в эстонской передаче «Парень с Таганки», где зрители могли более подробно узнать о жизни своего кумира. Потом он появился на экранах французского телевидения, где исполнял авторские песни и отвечал на вопросы зрителей.

Несмотря на огромный интерес к Высоцкому со стороны отечественных и зарубежных граждан, при жизни его ни разу не показали по Центральному Телевидению СССР.

Одной из самых знаковых ролей в творческой биографии актера стала работа в сериале «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий настолько мастерски и правдиво сыграл старшего оперуполномоченного Глеба Жеглова, что образ этого героя привязался к нему на всю жизнь.

Многие и из этого фильма вошли в советскую культуру, как ее неотъемлемая часть.

Жены Высоцкого

Официально Высоцкий был женат 3 раза. Однако любимых женщин в его биографии было гораздо больше.

Первая жена

В 1960 г. студент Владимир Высоцкий, в возрасте 22 лет, вступил в брак с Изольдой Жуковой, которая также училась во МХАТе. Однако их семейный союз очень быстро распался, не просуществовав и года.

Вторая жена

В 1962 г. второй женой артиста стала Людмила Абрамова, родившая ему двух сыновей – Аркадия и Никиты. Тем не менее, в 1970 г. состоялся их официальный развод.

Третья жена

Третьей и последней супругой Владимира Высоцкого была Марина Влади. Он влюбился в нее сразу же, как только впервые увидел по телевизору. Музыкант постоянно думал о ней и пересматривал фильмы с ее участием.

Однажды совершенно случайно он встретил Влади в ресторане за обедом. Актер без раздумий направился к ее столику и стал смотреть ей прямо в глаза. Этот взгляд предопределил их дальнейшую судьбу.


Владимир Высоцкий и Марина Влади

В общем-то, не мудрено, что Высоцкому удалось покорить сердце француженки, ведь женщины буквально преследовали знаменитого поэта и музыканта.

В 1970 г. они поженились. В течение 10 лет, вплоть до самой смерти Высоцкого, Марина Влади оставалась рядом с ним, и была для него не только любимой женщиной, но и надежной опорой в жизни.

Однако их брак был далеко не идеальным. Музыканта неоднократно замечали в окружении других девушек, что нередко было причиной семейных ссор.

Роман с Афанасьевой

Достоверно известно, что у Высоцкого был роман с Оксаной Афанасьевой, младшей его на 20 лет. Это была настоящая влюбленность с трепетным ухаживанием и глубокими чувствами.

Законная жена артиста в это время жила в , но при этом прекрасно знала о любовных похождениях мужа.

Вскоре Афанасьева переехала на квартиру к Высоцкому, и стала жить вместе с ним. Спустя немного времени артист стал изменять и ей.

Болезни и зависимости

Несмотря на отличную физическую форму, Владимир никогда не отличался хорошим здоровьем. В принципе, это и не удивительно. Ведь постоянное злоупотребление алкоголем и принятие различных наркотических средств не проходит бесследно.

За день Высоцкий выкуривал минимум пачку сигарет. При этом он уже и сам хотел избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, периодически проходя лечение в разных клиниках России и Франции.

Однако все эти попытки не увенчались успехом. Марина Влади присылала ему из Франции дорогие лекарства, но они тоже не помогали.

В 1969 г. с ним произошел первый серьезный приступ, который мог закончиться для него летальным исходом. У него внезапно пошла горлом кровь, в результате чего Влади срочно вызвала скорую помощь.

Удивительно, но сначала доктора не хотели оказывать ему , объясняя это тем, что пациент вот-вот умрет. Ситуацию спасла настойчивость Марины, которая стала угрожать медикам дипломатическим скандалом.

К счастью, врачи успели своевременно доставить его в больницу и провести соответствующую операцию, длившуюся около 18 часов.

Тем не менее все эти тревожные сигналы никак не повлияли на образ жизни великого барда. Он продолжил употреблять алкоголь, вследствие чего его стали серьезно беспокоить почки и сердце.

Позже Высоцкий сам начал принимать некоторые наркотики, думая, что они помогут ему избавиться от зависимости к спиртному. Уже в середине 70-х у него была обнаружена стойкая наркотическая зависимость.

С каждым разом он увеличивал дозы морфия и амфетамина, без которых потом уже не мог прожить и дня.

В биографии Высоцкого есть факты, говорящие о том, что в 1979 г. в Бухаре он пережил клиническую смерть.

Смерть и похороны

25 июля 1980 г. Владимир Семенович Высоцкий умер в возрасте 42 лет. Достоверно известно, что в тот день он предчувствовал собственную кончину и даже предупредил об этом мать.

Перед этим доктор сделал ему инъекцию успокоительного, чтобы тот смог хоть немного поспать. Таким образом, самый великий русский бард так и умер во сне.

Родственники музыканта настояли на том, чтобы не проводить вскрытия, из-за чего точная причина его кончины остается неизвестной. Родные и близкие Высоцкого считают, что его погубили наркотики.

Советское руководство сделало все возможное, чтобы о его смерти узнало как можно меньше людей. Во многом причиной тому была летняя Олимпиада, проходившая в этот год в Москве.

Власти не хотели портить торжественное мероприятие известием о смерти всенародного любимца. Лишь в кассе театра на Таганке было вывешено сообщение о смерти Высоцкого, после чего возле театра в считанные минуты скопилось множество народа.


Похороны Высоцкого

Несмотря на то, что информация о похоронах не распространялась, проститься с великим артистом пришла огромная масса людей. Очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров.

Согласно сводкам ГУВД Москвы, на Таганской площади и прилегающих к ней территориях собралось в тот день 108 тысяч человек.

Вот некоторые воспоминания сына Высоцкого, 16-летнего Никиты:

«Мы медленно двигались за автобусом и наблюдали, как люди, прорываясь через оцепление, бросают букеты под колеса. Вся траурная колонна ехала по цветам. Я такого не видел ни до, ни после. Словно кто-то срежиссировал эту массовую сцену, как в кино. В тот день я слышал, что цветочные магазины Москвы опустели…».

Директор кладбища был почитателем таланта Владимира Высоцкого, поэтому он позаботился о том, чтобы его похоронили неподалеку от входа. Позже из-за этого он будет уволен.

С момента смерти Высоцкого прошло уже много лет, однако и сегодня его могила остается одной из самых посещаемых на Ваганьковском кладбище.

Последние стихи Высоцкий написал жене Марине Влади:

И снизу лёд и сверху – маюсь между, –
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Если вам понравилась биография Высоцкого – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye Fa kty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Имя: Владимир Высоцкий (Vladimir Vysotsky)

Возраст: 42 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: Актер, поэт, певец

Семейное положение: был женат на Марина Влади

Владимир Высоцкий - биография

Владимир Высоцкий в своей биографии не был похож ни на кого и все-таки в любой компании, перед любой аудиторией всегда был своим. Как сказал Юрий Любимов: «У Володи был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди».

Марина Влади хотела поставить на его могиле упавший метеорит. Высоцкий прожил яркую, но короткую жизнь, сгорев в слишком плотной атмосфере советского государства. Он заплатил дорогую цену за то, чтобы оставаться собой - настоящим мужчиной.

В нашей стране он был Че Геварой, Джеймсом Дином и Джоном Ленноном в одном лице. Борцом за свободу, певцом, собиравшим стадионы, алкоголиком и наркоманом, талантливым актером, великим поэтом. Высоцкий никогда не был антисоветчиком, но у партийных чиновников даже упоминание его имени вызывало аллергическую реакцию. Высоцкому не давали сниматься в кино, заводили уголовные дела, первым вычеркивали из списков представленных к государственным наградам и званиям. О том, чтобы увидеть напечатанными свои стихотворения, поэт, которого сегодня ставят в один ряд с Пастернаком, и Бродским, даже не мечтал.

Главное преступление Высоцкого - то, что он был не таким, как все. Слишком свободным и сильным. Он остался единственным советским актером, игравшим героев, которых в наше время называли бы «мачо». Не колхозников, пролетариев или интеллигентных шпионов, а людей с животным магнетизмом и спокойной сдержанной силой.

Владимир Высоцкий принадлежал к поколению, которое всегда считало, что «опоздало родиться». Казалось, что после окончания Великой Отечественной войны в мире больше нет места подвигу. Возможно, именно здесь корни иногда немного показной мужественности Высоцкого. Поэт всю жизнь доказывал - пусть он родился слишком поздно, но он достоин тех, кто был на войне.

Владимир Высоцкий - детство, семья

Впрочем, войну Высоцкий как раз застал. Он родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут утра в роддоме на Третьей Мещанской (теперь - улица Щепкина). Первые годы жизни он провел в том же районе Москвы, на Первой Мещанской, в здании бывшей гостиницы «Наталис», поделенном на коммунальные квартиры.

Еще в детстве у Высоцкого обнаружили «шумы в сердце», поэтому позже его признали негодным к военной службе. Но многие из родственников Высоцкого были тем или иным образом связаны с армией - не случайно у него так много песен о войне, о солдатах и летчиках. Военными, например, были братья матери Высоцкого - Сергей и Владимир.

Летчик-испытатель Сергей Серегин в предвоенные годы командовал эскадрильей. Но в 1939 году его арестовали, обвинив в том, что во время аварийной посадки Сергей больше беспокоился о жизни членов экипажа, чем о сохранности самолета. А его брат Владимир был военным связистом. Он-то и познакомил сестру Нину со своим сослуживцем - Семеном Высоцким.

Родители Владимира Высоцкого прожили вместе недолго. В 1941-м Семен Высоцкий ушел на фронт. Это было одним из первых воспоминаний маленького Володи. Он так хотел поехать вместе с отцом на войну, что его не стали отговаривать и разрешили сесть в вагон вместе с Семеном Владимировичем. Но перед отправлением Володю позвали погулять по перрону, и поезд ушел без него. Мальчик так расстроился, что его пришлось нести на руках.

Семен Владимирович больше не вернулся в дом на Первой Мещанской. Во время войны он познакомился с Евгенией Степановной Лихалатовой, работавшей в Главном управлении шоссейных дорог НКВД, и, придя с фронта, поселился у нее на Большом Каретном.

Но пока до этого было еще далеко. Нина Максимовна и Володя дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом в биографии Высоцкого были два года эвакуации в уральском селе: спиртзавод имени Чапаева, где работала Нина Максимовна, бревенчатая изба, сорокаградусные морозы. Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку. Придя однажды домой, он сказал: «Счастье - это когда в манной каше нет комков».

В 1943-м они вернулись в Москву. А через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был - много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. Высоцкого считали талантливым лентяем - такие обычно есть в каждом классе. Как-то в начальной школе учительница выгнала его с урока. Володя, собрав вещи, пошел в параллельный класс: «Теперь я буду учиться у вас».

В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. Нина Максимовна снова вышла замуж, но отношения с отчимом у Володи, мягко говоря, не сложились. Поэтому, когда Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германии, было решено, что Владимир отправится вместе с отцом и его новой женой.


Биографию детских лет Высоцкого сложно назвать несчастливой. Просто оно было каким-то неустроенным: мать и отчим, отец и мачеха, постоянные переезды - любой ребенок запутается, где его настоящая семья. Хотя жизнь в Германии любому его ровеснику должна была казаться сказкой: отдельная трехкомнатная квартира, сшитая специально для Володи военная форма, подаренный отцом велосипед. Правда, на этом велосипеде он катался недолго - отдал жившему по соседству немецкому мальчишке. Семену Владимировичу Володя объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб».

Таких историй из детства Высоцкого существует множество. Если бы речь шла о другом человеке, их можно было бы счесть плодом фантазии его биографов - о великих людях полагается писать, что они и в детстве были умными, добрыми и смелыми. Но в историю с велосипедом нельзя не поверить: Владимир и спустя много лет, не задумываясь, раздаривал свои вещи. Так же как нельзя не поверить и в то, что пару лет спустя, на подмосковной даче, он подговорил друзей отвязать соседскую лодку и дать ей уплыть по реке. Мальчишки отомстили жившей в поселке семье врачей, которые отказались помочь заболевшему ребенку.

К тому времени Высоцкий уже снова жил в Москве - в квартире на Большом Каретном, вместе с Семеном Владимировичем и Евгенией Степановной. Дворовая компания сперва не приняла чужака, которого прозвали «американцем» - за яркую заграничную куртку. Володе пришлось привести друзей с Первой Мещанской и «объяснить, кто здесь американец».

Там, на воспетом Высоцким Большом Каретном, формировался его кодекс поведения. Не задумываясь, лезть в драку, если кто-то попытается оскорбить. Защищать слабых. Никогда не предавать друзей. У компании Высоцкого был даже собственный устав. Например, друзья поклялись относиться к женщинам не «по-товарищески», как предписывалось в то время Уставом комсомола, а по-рыцарски.

Ирэн Высоцкая, двоюродная сестра Владимира, вспоминает биографию того времени: «Ему почти шестнадцать... счастливая пора пробуждения чувств, первых встреч. Одной из таких первых романтических привязанностей Володи стала юная родственница нашего соседа, известного закарпатского художника Эрдели, на редкость красивая девушка. Так и вижу: она стоит по одну сторону забора, разделяющего наши дома, он - по другую. Беседы тянутся за полночь. И уже тогда, в этих робких ухаживаниях проявляется столь присущее ему на протяжении всей жизни рыцарственное, уважительное отношение к женщине: будь то мать, любимая, любой близкий или даже посторонний человек...»

Дворовый кодекс чести Большого Каретного чем-то походил на жесткие правила, по которым жили герои уличных мальчишек - уголовники и политзаключенные, вернувшиеся из лагерей. «Блатной» в кепке и с фиксой для многих был примером настоящего мужчины. Не из-за грабежей и убийств, а потому что постоянно рисковал своей жизнью и не терял чувства собственного достоинства.

Владимир Высоцкий тоже не мог остаться в стороне от этой блатной романтики. Не случайно его первые песни были пародиями и подражаниями душещипательным уголовным романсам. Хотя уже тогда они, как правило, получались гораздо лучше оригиналов.

Владимир Высоцкий - учеба

Игорь Кохановский - автор песни «Бабье лето», которую долго приписывали Высоцкому, - научил Володю простейшим гитарным аккордам. Анатолий Утевский познакомил его с актером Сабининым, который в свою очередь привел Высоцкого в театральный кружок Владимира Богомолова. В то время Высоцкий заканчивал школу и уже точно знал, что хочет стать артистом. Но поступать в театральный ему запретил отец. Семен Владимирович считал, что сын должен сначала получить «нормальную профессию». Высоцкий и Кохановский решил пойти в инженерно-строительный - МИСИ. Но рисовать чертежи и делать расчеты Владимиру категорически не понравилось. Промучившись весь первый семестр, перед зимней сессией он забрал документы из института.

На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. Это оказалось непросто - некоторые члены комиссии считали его «профессионально непригодным» из-за хриплого голоса. Высоцкий и в остальном был мало похож на богемных юношей и девушек, учившихся в театральном. Он всегда отличался от остальных, но именно это и привлекало многих девушек -даже старшекурсниц, обычно не обращавших внимания на новичков. Учившаяся тогда на третьем курсе Иза Жукова говорила, что Высоцкий уже тогда был «по-особенному ярок. В свои девятнадцать лет он был мужчиной по-настоящему, по-большому, по-крупному. Так что не случайно многие девушки нашего курса, как говорится, положили на него глаз. Была и я среди них».

Владимир Высоцкий - личная жизнь

С Изой Владимир познакомился на вечеринке. За ней тогда ухаживал молодой преподаватель, но Высоцкого это не смутило. Он просто взял ее за руку и ушел с вечеринки вместе с ней. Осенью 1957-го они поселились на Первой Мещанской, где жила мама Высоцкого: с отцом после своего ухода из МИСИ он почти не общался.

Брак этот долго не продлился: через четыре года Владимир и Иза расстались. Высоцкий никогда не относился к своей женитьбе, личной жизни серьезно. Когда они с Жуковой пришли подавать заявление в загс, им начали объяснять, как заполнить бланки. Владимир засмеялся: «Это вы невесте объясняйте. Я в этом ничего не понимаю».

К тому же Высоцкий, как он пел в одной из песен, слишком «любил и женщин, и проказы». Пока Жукова работала в ростовском театре, Владимир, как он сам говорил, «влюбился в самую красивую актрису Советского Союза» - Людмилу Абрамову. «Когда я приехала в Ленинград на съемки, - вспоминала Людмила, - меня оформили, но зарплату выдать не успели. И вскоре я самые последние деньги истратила в ресторане гостиницы «Европейская».

Поздно вечером я поехала в гостиницу, ребята меня провожали. У каждого оставалось по три копейки, чтобы успеть до развода мостов доехать на трамвае на ту сторону Невы. А я, уже буквально без единой копейки, подошла к гостинице - и встретила Володю. Я его не знала в лицо, не знала, что он актер. Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и, несмотря на холодный дождливый ленинградский вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь».

Абрамова отдала Высоцкому старинный перстень, чтобы он оставил в качестве залога в ресторане. Владимир затеял там драку и должен был заплатить за разбитую посуду и сломанную мебель.Через несколько часов Высоцкий пришел в номер Людмилы с гитарой и бутылкой коньяка: «На сдачу дали».

Всю ночь он пел Абрамовой песни - свои и чужие, - а под утро неожиданно предложил выйти за него замуж. Людмила согласилась. Спустя год у них родился сын Аркадий, а еще через два года - Никита.

Владимир знал, что его голос действует на женщин безотказно. Сценарист Эдуард Володарский вспоминал: «Когда он начинал петь, все девки были его! С ним даже по бабам неинтересно было ходить. Только запоет - все его. Думаешь: а что ты здесь делаешь, дурак! Могучий голос, завораживающий намертво... В нем мужик сидел мощный...»

Владимир Высоцкий - начало актерской карьеры, театр

Однако в театре для этого «мощного мужика» долгое время просто не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Высоцкому приходилось играть Лешего в «Аленьком цветочке», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». После окончания школы-студии МХАТ Владимир сменил не одно место работы.

Лишь в 1964 году, сразу после появления на свет второго сына, в творческой биографии Высоцкого появился Театр на Таганке. 19 сентября Высоцкий уже играл у Любимова роль Второго Бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало - потом последовали роли Галилея, Гамлета, Хлопуши, Лопахина. Все они - даже Гамлет, которого до того момента было принято изображать бледным женоподобным юношей, - в исполнении Высоцкого были в первую очередь мужчинами. Как считал сам актер, «Шекспир написал мужчину. Время было жестокое, люди ели мясо с ножа, спали на шкурах».

Те, кто видел Высоцкого на сцене, не удивлялись тому, что он мог покорить почти любую понравившуюся ему женщину, - ведь он часами фактически гипнотизировал сотни зрителей.

Алла Демидова , коллега Владимира Высоцкого по Театру на Таганке, вспоминала: «Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал. Это поле натяжения люди ощущали даже кожей. Я иногда специально заходила за его спину, чтобы не попадать под эту сокрушающую силу воздействия...»

Невысокий и худощавый Высоцкий на сцене преображался. Он казался великаном, сверхчеловеком. Несмотря на свой небольшой рост (около 170 сантиметров) и стройную фигуру, Высоцкий был отличным спортсменом и старался поддерживать хорошую физическую форму. Он любил произвести впечатление на девушек, поднимаясь на руках по лестнице или делая сальто. Высоцкий мог даже станцевать несколько па на вертикальной стене.

Елена Садовникова, работавшая в институте Склифосовского, рассказывала: «Сложен Володя был просто изумительно. Как врач, я многих людей перевидала, но такого ладного, красивого, сильного тела не было ни у кого».

Но физическая сила - это далеко не все. Гораздо важнее была сила внутренняя - ее ощущал каждый, кто видел Высоцкого в театре или на экране. Он не просто играл роли скалолазов, американских морских пехотинцев, геологов, следователей. Владимир Высоцкий проживал их жизни - и пел о них песни. Многие его произведения начинаются с местоимения «я» - и каждый раз это было другое «я».

В СССР долгое время мало кто знал настоящую биографию Высоцкого - каждый рассказывал свою легенду. Кто-то воевал вместе с ним, кто-то сидел в лагере, кто-то поднимался на Эльбрус. В любом городе можно было встретить человека, который в подробностях пересказывал обстоятельства своей встречи с Высоцким-зэком или Высоцким-дальнобойщиком и отказывался верить, что автор знаменитых песен - московский актер, любивший дорогие машины и красивые вещи.

Вот как описывала Владимира Высоцкого та же Алла Демидова: «Он купил себе коричневую куртку с меховыми вставками, синтетическими, и был так горд этим, и все время ходил к зеркалу и все время смотрел на себя... У него была любимая красная тенниска шелковая, которая обтягивала его бицепсы, грудь широкую. И обувь всегда была очень ладная, вычищенная, с хорошей подошвой. Эстетически это любил... Один раз он на каком-то нашем очередном юбилее неожиданно пришел в прекрасном синем блейзере, с золотыми пуговицами. Все застонали от неожиданности и восторга. Он на это и рассчитывал».

Однако Высоцкий никогда не был просто «пижоном». Когда у его последней жены, Марины Влади , спросили, почему она не нашла себе мужа во Франции, та ответила: «Там - шарман, а здесь - мужик». Французская актриса русского происхождения, оказавшись в Москве, впервые увидела Высоцкого на репетиции «Пугачева»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное».


Позже они с Высоцким оказались в одной компании в ресторане ВТО. «Наконец-то я вас встретил», - сказал он актрисе, а потом весь вечер объяснялся ей в любви. Марине долгое время казалось, что она не испытывает к Владимиру никаких чувств: симпатичный и талантливый молодой человек, не более того. Но вернувшись в Париж, услышала от мамы: «Да ты влюблена, моя девочка». И поняла, что это правда.

Через год Высоцкий расстался с Абрамовой. Начался долгий, изматывающий роман с Мариной Влади. Она приезжала в Советский Союз по туристическим путевкам, встречалась с Высоцким на квартирах друзей, ездила с ним на гастроли. Только 1970 году Влади наконец вышла за него замуж.

Зная, что Владимир не сможет жить за границей, Марина была сама готова навсегда переехать в СССР, забрав с собой детей от первого брака. Высоцкий тогда решил обзавестись собственным домом: «Решил купить себе дом. Тысяч за семь... Марина подала эту идею... Дом я уже нашел, со всеми удобствами, обыкновенная деревянная дача в прекрасном состоянии, обставим ее... У меня будет возможность там работать... Марина действует на меня успокаивающе...»

Владимир действительно начал строить дом - на территории дачного участка Эдуарда Володарского. Но закончен он был только весной 1980-го, незадолго до смерти поэта.

Высоцкому и Марине Влади приходилось жить то у друзей, то на съемных квартирах, то в гостиницах. Но привыкшая к роскошной жизни француженка не жаловалась на неустроенный быт. Встретив русского «мужика», Марина Влади, которую на самом деле звали Марина Владимировна Полякова-Байдарова, на поверку оказалась простой русской женщиной.

По воспоминаниям Людмилы Чурсиной, Марина, выйдя замуж за Высоцкого, «слегка располнела, платье на ней немножечко расползлось по швам, туфельки, наверное любимые, новизной не отличались, а волосы по-простому распущены. Но она была так естественна и прекрасно себя чувстовала!..»

Однажды на съемках, как рассказывала одна из знакомых Высоцкого, Владимир попросил Марину сходить за пивом: «Она повязала голову каким-то платочком, взяла самый обыкновенный бидончик и пошла в ближайшие бани, где торговали хорошим пивом».

К тому времени Высоцкий уже был серьезно болен. Все его попытки вылечиться от алкоголизма были безрезультатны. Владимир проходил через самые мучительные процедуры, включая «очищение крови», но через несколько недель или даже дней снова срывался в запой. Марина Влади писала: «...Твое состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поешь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятеренная водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь». Марина однажды даже «зашилась» вместе с Высоцким, чтобы его поддержать.

Марина Влади была далеко не единственной женщиной, помогавшей поэту и опекавшей его. Сказать, что Высоцкий был обязан всем, чего добился, представительницам прекрасного пола, было бы, конечно, неправдой. Но женщины действительно всегда старались ему помочь.

Поклонницы Высоцкого, работавшие на киностудиях, рекомендовали актера на роли и «проталкивали» его песни в фильмы. Стюардессы уговаривали летчиков задерживать ради него рейсы. Телефонистки однажды в течение нескольких дней обзванивали все гостиницы Рима, чтобы разыскать для Высоцкого Марину Влади, которая была тогда в Италии на гастролях. Даже Галина Брежнева, дочь генерального секретаря, всегда старалась помочь ему, чем могла.

Американка Барбара Немчик, жена Валерия Янкловича, одного из друзей Владимира Высоцкого, вспоминала: «С женщинами он обращался гениально! Если это была молодая девушка, то Володя начинал к ней тактично «приставать», а если солидная женщина в возрасте, - говорил уже совершенно по-другому: очень вежливо и внимательно».

Высоцкий действительно умел ухаживать по-разному. Он часто любил изображать «приблатненного паренька из Подмосковья», настойчиво требуя внимания понравившейся женщины. Но однажды, увидев, как из подъезда выходит юная шестнадцатилетняя девушка в нарядном белом платье, которая, видимо, в первый раз пошла то ли на танцы, то ли на свидание, Владимир просто подошел, поцеловал ей руку и тихо сказал: «Как вы сегодня прекрасны».

А Фаина Раневская знала совсем другого Высоцкого. Одно время они вместе работали в театре. Подойдя однажды к доске объявлений,- Раневская увидела несколько десятков приказов, в которых Владимиру Высоцкому объявляли выговоры за различные нарушения дисциплины. «Кто же этот бедный мальчик?» - огорченно спросила актриса. Стоявший рядом невысокий стройный юноша тихо ответил: «Я». С тех пор Фаина Георгиевна взяла над Высоцким шефство и постоянно заступалась за него перед начальством.

Владимир Новиков, автор биографии Владимира Высоцкого, тем не менее утверждает, что на самом деле поэт обычно «предпочитал мужскую компанию женскому обществу». Утверждение, конечно, спорное. Однако женам Высоцкого действительно казалось, что друзья всегда были для него на первом месте. Ведь для настоящего мужчины дружба - это святое.

Правда, после смерти Высоцкого оказалось, что у него было несколько десятков «лучших друзей». Возможно, все эти люди действительно часто общались с ним, но нельзя забывать, что поэт, особенно в последние годы, был крайне неразборчив в знакомствах.

Он, конечно, дружил со своими коллегами - с Валерием Золотухиным, Всеволодом Абдуловым, Иваном Бортником, Олегом Далем. Но Высоцкого всегда притягивали люди с необычными биографиями - капитаны дальнего плавания, летчики-испытатели, альпинисты. Сильные, смелые - такие же, как он сам. Или, по крайней мере, каким хотел себя видеть сам Высоцкий.

На Большом Каретном его старшим другом, учителем и кумиром был Левон Кочарян. Лева, как его все называли, закончил юрфак, работал в МУРе, а потом стал режиссером на Мосфильме. Один из коллег Кочаряна рассказывал о Левоне: «Он был человеком незаурядных возможностей и колоссальной воли. Он умел все: чинить вещи и ломать препятствия, готовить изысканные кушанья и есть фужеры из стекла, ловить страшных бандитов и с особенно страшными дружить, вести ученые беседы и драться головой, быть нежным и внимательным к друзьям и беспощадно жестким с врагами».

Таким же другом, а возможно, в чем-то и учителем, стал позже для Высоцкого Вадим Туманов. Он был одним из немногих, с кем поэт мог дружить «на равных». На момент их встречи Туманов, когда-то служивший штурманом на Северном флоте, был золотоискателем. Восемь лет он провел в лагерях «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которые заключались в увлечении Маяковским, Есениным и Вертинским - при обыске у него конфисковали несколько десятков пластинок.

Высоцкий видел в Вадиме Туманове человека, которому довелось пережить то, чего не было в судьбе самого поэта, и считал за честь называть себя его другом.

Возможно, алкоголь был для Высоцкого «пропуском» в ту жизнь, которой жили его друзья и кумиры, - полную приключений и опасностей. Для окружающих он был героем и суперменом, но самому поэту хотелось большего. А может быть, Высоцкий, постоянно находившийся в атмосфере запретов и цензуры, таким образом пытался дать выход своей энергии, своим страстям. Ничего другого ему уже не оставалось: И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, -И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что - живой».

Постепенно Высоцкий превращался из алкоголика в наркомана. Впервые он попробовал наркотики в середине 70-х. Во время гастролей какая-то женщина рассказала ему, что ее муж выходит с их помощью из запоев. Высоцкий решил последовать этому примеру - и скоро не мог уже обходиться без укола ни дня. Благодаря своим связям он мог достать любой запрещенный препарат.

Многие, кто видел его на сцене в последние годы, говорили о его «стеклянных» глазах - Высоцкий уже не мог играть без «допинга». В 1977-м его увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Роль Керенского за него доигрывал Золотухин. У Высоцкого обнаружили отек мозга. Печень и одна почка были разрушены. Врачи объявили, что при таком образе жизни его ждет смерть или умственная неполноценность.

Высоцкий как будто пытался ощутить вкус жизни, методично разрушая себя. В конце семидесятых, вспоминал Валерий Золотухин, Владимиру иногда казалось, что он видит свою жизнь со стороны - словно смотрит кино. Фильм про знаменитого актера, певца, собирающего стадионы, русского мужика, женившегося на французской киноактрисе и путешествующего по всему миру.

Даже голливудские звезды не могли устоять перед его обаянием. Лайза Минелли и Натали Вуд на одной из вечеринок как завороженные слушали песни Высоцкого, сидя у его ног. Марина Влади ревновала: «Лиза Минелли, с ее огромными, во все лицо глазами и накладными ресницами, бросает на тебя плотоядный взгляд».

Конечно, с поездками за границу все было не так уж просто, но благодаря жене-француженке Высоцкий все-таки стал «выездным». Теперь он мог ходить вместе с Михаилом Шемякиным по марсельским портовым кабакам, мог купить себе в Германии «мерседес». Однако оставаться за границей Владимир не собирался. Там он был никому не нужен. Высоцкий был не просто Настоящим Мужчиной - он был Настоящим Русским Мужчиной. Пусть у него выходили пластинки во Франции, пусть даже сам Шарль Азнавур признавал: «Он лучше меня. Он не поет -он выблевывает». Все равно самим собой Высоцкий был лишь на родине.

Владимир Высоцкий - уход из жизни, смерть

Но жить в Советском Союзе он тоже был больше не в состоянии. Властям не нужны были герои. Высоцкого начали медленно и методично убивать. Да и сам поэт, казалось, изо всех сил приближал свой конец - алкоголем, наркотиками, бешеным ритмом жизни, когда он спал по три-четыре часа в сутки. То, что он дожил до сорока двух лет, уже было чудом.

Смерть наступила рано утром 25 июля 1980 года. Официальный диагноз - инфаркт миокарда. Изношенный организм в конце концов отказал. В последние дни перед смертью он почти не вставал с кровати и кричал от боли. Но все равно отказывался ложиться в больницу. Говорил, что 27 июля ему надо играть «Гамлета», а 29-го - лететь в Париж к Марине Влади. Хотя все, кто видел тогда Высоцкого, вспоминают, что он постоянно говорил о скорой смерти. Возможно, он просто не хотел больше жить, не хотел, чтобы его спасали.

Никаких объявлений по радио и телевидению в тот день, конечно, не было, но к вечеру о смерти Высоцкого уже знала вся Москва. 28 июля тысячи людей потянулись на Таганку. В театре прощались с Владимиром Высоцким - поэтом, певцом, музыкантом, актером. Героем, который считал, что «опоздал родиться», но все-таки погиб на войне - на своей собственной необъявленной войне.