Влияние живописи на жизнь человека. Влияние живописи на психологию человека.doc. Эффективные арт-методы, позволяющие быстро избавиться от негативных переживаний

Каждый человек стремиться к прекрасному. Поэтому многие, обустраивая свое «гнездышко», расставляют по комодам статуэтки, а по подоконникам - вазоны. А еще они «украшают» стены картинами.

Эти произведения живописи не только приносят эстетическое удовольствие, но и оказывают огромное влияние на человека.

«Общение» с работами, выполненными красками на холсте, укрепляют здоровье и улучшают психоэмоциональное состояние человека. Причем как при созерцании картин, так и при их создании.

Как именно искусство живописи влияет на человека, Вам подробнее расскажет редакция Интернет-издания сайт.

Искусство живописи - мощный инструмент развития личности

Картины положительно воздействуют на работу мозга

Рисуя, мы тем самым активизируем работу мозга . То же самое происходит, если мы просто смотрим на произведения живописи. К такому выводу пришли нейробиологи после проведения электроэнцефалограммы головного мозга.

Рисование картин и их созерцание задействует оба полушария мозга. Заставляя извилины работать с высокой активностью, эти занятия развивают концентрацию внимания, улучшают аналитическое мышление, а также замедляют процессы старения мозга.

Поэтому не удивительно, почему рисовать и посещать картинные галереи рекомендуют пожилым людям.

Живопись - лучшее лекарство от физических недугов и душевных расстройств

После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.

Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.

В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.

Изобразительное искусство наполняет человека различными эмоциями

Так, если картина написана в светлых красках, в ней отражается доброта, любовь и искренность, то человек впитает в себя все эти эмоции, и непременно будет дарить их окружающим.

По словам ученых, каждая картина обладает своей энергетикой, которая влияет на подсознание, а порой меняет мысли и даже мировоззрение.

А если картина, наоборот, несет негативную энергетику: на холсте все изображено в темных и тусклых красках, преобладают негативные мысли и агрессия, то и человек наполнится такими же плохими эмоциями и станет выплескивать их на окружающих себе во вред.

Искусство живописи сравнимо с влюбленностью

Оказывается, что созерцая картины великих художников, можно получить такие эмоции, которые присутствуют при влюбленности. К такому выводу пришли ученые лондонского колледжа.

Исследуя мозг, они обнаружили, что при взгляде на предмет изобразительного искусства и присутствии рядом любимого человека в мозгу активизируются одни и те же участки, которые вызывают эмоции влюбленности.

В это же время происходит всплеск дофамина - гормона, который дарит чувство удовлетворения и приятные ощущения.

Для того, чтобы подтвердить эту теорию, профессор нейробиологии Семир Зеки провел одно исследование. Его суть состояла в том, что он показал добровольцам картины великих художников. Смотря на них, у испытуемых усилился кровоток в те участки мозга, которые отвечают за чувство любви.

Особенно мощное влияние оказали произведения живописи Леонардо да Винчи, Клода Моне и Сандро Боттичелли.

«Красота спасет мир» - эта фраза великого писателя Ф.М. Достоевского была сказана в одном его произведении не случайно. Ведь действительно искусство живописи дарит эстетическое наслаждение. А вместе с ним избавляет от болевых ощущений, стресса и депрессии.

К тому же, создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, а также дарит самые разные оттенки эмоций, причем независимо от того, что изображено на холсте: пейзаж, портрет, натюрморт или абстракция.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Многим известно, что произведения искусства (картины, скульптуры, декоративно-прикладные изделия) несут в себе определённый заряд энергии. Поговорим о живописи, так как именно картины в интерьере дома или офиса несут особенно большой энергетический потенциал. Важно, чтобы этот энергетический потенциал совпадал с потенциалом тех людей, которые живут или работают там, где находятся картины, и ежедневно соприкасаются с их энергетикой. В первую очередь, это важно для их физического здоровья и эмоционально-психологического состояния.

Выбирая картину, мы смотрим на сюжет, композицию, стиль живописи, технику написания, цветовую гамму и т.д. При этом любителям искусства известно, что около одной картины стоять приятно и легко, будто чувствуется возбуждающий, свежий воздух, а другая создает ощущение напряжения и дискомфорта. Мощная положительная энергетика полотна может давать впечатление того, что вся картина наполнена каким-то внутренним светом. При этом на одной и той же картине (если её размеры велики) могут быть участки, фрагменты как с положительной, так и с нейтральной энергетикой. Однако суммарная энергетическая многослойность различных элементов сюжета картины может создавать у зрителя ощущение неземного излучения.

Энергетическое биополе картин можно исследовать. Например, с помощью биолокационных методов было проведено исследование картины А.Иванова «Явление Христа народу». Специалисты считают, что картины А. Иванова имеют высокую биоэнергетичность и обладают сильным положительным психотерапевтическим воздействием на здоровье людей. В ходе исследования было установлено, что энергетика Иоанна Крестителя в несколько раз превышала энергетику всех действующих лиц, кроме Иисуса Христа, радиус биополя которого более восьми метров. Биополе Иоанна Крестителя - около пяти метров, несмотря на то, что его фигура в три раза меньше, чем фигура Христа. Считается, что биополе не связано с размерами человека, а связано с его личностью, точнее с тем, что думал о своем герое художник в момент творчества.

Многие исследователи живописи в последнее время всё чаще говорят о доказуемом проникновении нематериального в реальную материю. По их мнению, живопись, также как и музыка, берут свою энергию из окружающего пространства. Художник преобразовывает эту энергию и переносит на холст. Великие живописцы, находясь в состоянии творческого экстаза, работали на сильном всплеске биоэнергетики, которая через кисть руки переходила на краску и холст с наложением мыслей и эмоций мастера. Таким образом, суммарная энергетика излучения всех цветов и наложенная на подсознание биоэнергетика дают тот неповторимый магический эффект лечебной живописи, которая способствует не только духовному, но и физическому оздоровлению человека. Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они отстраняются от пережитого, переосмысливая его, чтобы потом передать на полотне свои чувства, очищенными от мелочей. Вызванные ими переживания, преобразуясь в энергию картин, не только радуют, волнуют душу, но и лечат, восстанавливают здоровье.

По мнению британских исследователей, поход к психоаналитику смело можно заменить походом в картинную галерею. Произведения как мировой, так и современной живописи влияют на психику человека уникальным образом, считают специалисты. Ученые провели исследование, в ходе которого сканировали мозг группе добровольцев во время просмотра ими полотен великих художников, таких как Клод Моне и Сандро Ботичелли. Специалисты зафиксировали, что во время просмотра активность мозга была подобна той, что испытывает мозг человека в моменты влюбленности. Кроме того, обнаружили исследователи, в кровь испытуемых выбрасывался гормон дофамин, связанный с приятными ощущениями и удовольствием. Причем, подобная реакция возникала у испытуемых практически моментально. Эксперты считают, что результаты их научно-исследовательской работы позволяют утверждать, что созерцание живописных шедевров может помочь справиться со страхами и беспокойством и даже уменьшить болевые ощущения.

В традиционной китайской цигун-терапии есть метод, который китайский врач Шэнь Цзянь назвал «цигун любования живописью», или «терапией любования живописью». Он издревле базируется на известных методиках с использованием таких средств, как произведения живописи и каллиграфии. Средневековая литература Китая приводит немало примеров того, как созерцание полотен мастеров живописи приносило явное облегчение больным, казавшимся безнадежными. Этот метод используется китайской медициной и сегодня. Китайские медики говорят: «Помимо того, что произведения живописи и каллиграфии просто украшают пустые стены, они также создают особую атмосферу, доставляют людям эстетическое удовольствие, служат средством развития интеллекта и воспитания характера, выработки дружелюбного отношения к окружающим, что естественным образом уравновешивает нервную систему». Шэнь Цзянь описывает несколько ярких случаев из врачебной практики, когда больные так увлекались созерцанием картин, что, забыв обо всем, приходили в состояние радостного переживания, в результате чего происходили нормализация кровообращения, усиление защитных функций организма, что и приводило, в конечном итоге, к выздоровлению. Великий Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также описывал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека.

Начиная с середины XIX века европейские врачи, вслед за врачами Востока, стали выступать за применение созерцания шедевров живописи как одного из лечебных, и достаточно результативных, методов. Так в одной из крупных больниц Лондона провели интересный эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос, и обнаружилось, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем. В другой клинике Англии попытались выяснить, как влияют шедевры живописи на пациентов отделения онкологии. Больных, после предварительных тестов, разделили на три группы, одна из которых слушала музыку, вторую окружали картины, а третья проходила обычный курс лечения. Проведя обследование, врачи отметили значительное улучшение психологического состояния у больных, слушавших музыку и смотревших на полотна художников. В I группе чувство подавленности и страха уменьшилась на 32%, во II группе - на 18%. Но у тех пациентов, которые принимали лишь лекарства, настроение осталось прежним. Не менее интересны результаты, полученные в Австралии, в Королевском госпитале Аделаиды. Дэвид Эванс провел ряд экспериментов, применив терапию искусством, и оказалось, что больным, получавшим лечебные «дозы» музыки или живописи, стало требоваться обезболивающих препаратов меньше, чем прежде. К тому же у них заметно снижалось кровяное давление.

Метод лечения живописью применяют и в России. По некоторым данным исследования групп пациентов врачами психоневрологами отмечается, что пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии. Врачи говорят: «Настоящее искусство всегда даёт лечебный эффект. Оно - отличный анальгетик».

Интересны результаты исследований Леонардо Олазабаля (Бильбао, Испания), которые легли в основу его лечебных методик, о чем он не раз докладывал на научных конференциях. Он считает главным делом своей жизни исследование физики микровибраций в живописи Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха. Леонардо Олазабаль использовал разные произведения живописи, в первую очередь, горные пейзажи. О горных пейзажах Николая Рериха написано много. Но для Олазабаля живописные произведения Рерихов стали предметом естественнонаучного исследования. Исходя из многолетнего опыта, он фиксирует конкретный лечебный эффект, связанный с созерцанием полотен. Он пишет: «Давайте возьмем для примера картины Николая и Святослава Рерихов. Можем взять картины, на которых изображены просто закаты и рассветы, с холмами и горами. Проведем специальный тест и увидим, что эти картины излучают высочайшие вибрации до 10 тысяч микрон». Оценивая результаты, полученные за несколько лет, ученый делает вывод: «Живопись Н.Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины. Этот лечебный эффект, однозначно, есть, хотя для наблюдателя является чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов».

В последнее время всё больше специалистов профильных клиник и центров психологической помощи внедряют программы по методикам лечения живописью. Не требуя больших финансовых затрат, такие программы при правильной организации лечения, оказывают положительное влияние на психологическое состояние пациентов. Вероятно, что в будущем создание в медицинских учреждениях специальных комнат - арт-кабинетов войдёт в обычную практику. Пока же лечение живописью не нашло такого широкого применения в традиционной медицине, можно стать самому себе доктором и собрать в домашних условиях коллекцию современной живописи. Определить энергетический потенциал картины можно как с помощью специалистов, так и самостоятельно, исходя из личных ощущений. Задержитесь подольше у понравившейся картины, посмотрите внимательно на цвета, сюжет, постарайтесь почувствовать её энергетику, и если картина вызывает необъяснимые приятные ощущения, значит, есть совпадение энергетических потенциалов, и такая картина, находясь в доме, однозначно даст лечебный эффект.

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Эпизод дуэли Печорина с Грушницким находится в части «Княжна Мери», в которой описан больший промежуток жизни молодого офицера.

  • Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

  • Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

    Отличие искусства от ремесла являются во многом концептуальными. Ведь, условно говоря, искусством возможно назвать практически любое изделие, более того, искусство порой становится искусством благодаря указанию на этот факт.

  • Наше життя складається з наших дій і взаємодій з навколишнім світом. Природа складає важливу роль в навколишньому середовищі. Вона - є нашою матір’ю. Це не просто красивий вираз. Людини походить від природи та є її частинкою

    Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

Любимова Александра

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Влияние живописи на здоровье человека Цели:Сравнить то, как человек воспринимает своё здоровье и то как отражена эта тема в картинах, представленных в ПГХГ;- Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи. Методы исследования: теоретический: анализ литературных источников, сравнения;эмпирический: опрос;- аналитический: исследование. Гипотеза Если цвет ассоциируется с позитивным настроем, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность. Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.
7. Голубой
Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.
6. Красный
Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.
5. Фиолетовый
Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.
4. Оранжевый
Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует и сердечную деятельность.
3. Зелёный
Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.
2. Синий
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.
1. Жёлтый
Влияние на физическое здоровье
Цвет
Влияние цвета на психическое здоровье. Инстинктивно целеноправленное восприятие мира
Пурпурный, розовый
Краснооранжевый
17-19
Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания
Фиолетовый, лиловый
Ультрамарин, оранжевый, зелёный
13-16
Преобладание чувственного восприятия
Оливковый, пастельнозлёный, лиловый
Зелёный, жёлтый, красный
11-12
Пребывание в мире сказок
Чёрный, тёмнокоричне вый, серый
Красный, розовый, бирюзовый, пурпурный
4-10
Психологическое состояние
Отрицательное восприятие
Предпочитаемые цвета
возраст
Снимает напряжение- Успокаивает
Голубой
- Повышает раздражительность и агрессивность
Красный
- Способствует возникновению угнетённого состояния
Фиолетовый
БодритСнимает усталостьБорется с депрессией
Оранжевый
Снимает напряжениеУспокаивает
Зелёный
- Вызывает чувство покоя Снижает эмоциональное напряжение Располагает к серьёзности и строгости в поведении
Синий
Помогает сосредоточитьсяПовышает творческую активность
Жёлтый
Влияние на психическое здоровье
цвет
3,9
4,2
4,4
4. Успеваемость
1,7
4,4
4,05
3. Удобство
2,75
4,4
4,5
2.Освещение
1,95
2,5
4,3
1. Привлекательность
Кабинет англ. языка
Кабинет математики
Кабинет биологии
Критерии
Оборин П.А. Первый успех. Народицкий Л.Л. Первенец. Иков П.П. Семья итальянцев Смирнов В.П. Юность. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

« Влияние живописи на здоровье человека »

Выполнила ученица 4"А" класса

МБОУ «СОШ №6» г. Перми

Любимова Александра

Научный руководитель -

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №6» г. Перми

Харламова Ирина Владимировна

г. Пермь 2014

  1. Введение ………………………………………………………………………….2

Актуальность

Цель

Задачи

  1. Влияние цвета на здоровье человека ………………………………………….3
  2. Методы исследования ………………………………………………………….6
  3. Результаты исследования «Цветовое восприятие школьных кабинетов»…. 9
  4. Заключение……………………………………………………………………..10
  5. Список литературы…………………………………………………………… 11
  6. Приложения

Введение

«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам».

И. Брехман

Здоровье человека складывается из того, что он наследует от родителей, образа жизни и экологии. Но так же, оно зависит и от сознательного отношения человека к себе и окружающей среде – это определяет понятие культуры. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно понятие - здоровый образ жизни. Его целью является научить человека разумно относиться к своему здоровью, физической и психологической культуре, закалять свой организм, умело организовывать труд и отдых.

Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:

  • культура тела;
  • культура питания;
  • культура движений;
  • культура поведения.

Чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. И примерами могут служить различные виды искусства. Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения. Т. Е. искусство: отражает мир - так, как его видит человек;

Актуальность

Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.

Цель

Провести аналогию собственного восприятия здоровья, через цвет с воплощением отношения к здоровью с помощью выборки из коллекции ПГХГ. Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи.

Задачи

  • Проанализировать литературные источники по теме здоровья. Выявить влияние цвета здоровье человека.
  • Установить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
  • Выбрать из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи полотна, соответствующие предпочтениям школьников.
  • Создать слайд-шоу из выбранных картин.

Гипотеза

Если цвет ассоциируется с позитивным настроением, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность.

Влияние цвета на здоровье человека

Каждый цвет несет в себе какую-то информацию, а человеческий организм на этот реагирует.

Например:
. красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяногодавления;
.
оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
.
желтый – стимулирует умственную деятельность;
.
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
.
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
.
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
.
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, что с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот: белая фигура на темном фоне способна пробудить надежду, желание радости. Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения – а значит, на психическое состояние: красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона; синий и фиолетовый – как холодные; у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают
красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый.
В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому.
После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрилинг и К.Ауэр предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашенной в черный цвет классной доски, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В соответствии с таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников лучше использовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10- и 11-летних детей – желто-зеленым, затем зеленым.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки голоногих ребятишек.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют расслаблению и дают отдых глазам.

В данной работе предполагается показать взаимосвязь отношения человека к здоровью через передачу цвета в живописи.

Методы исследования

  • Теоретический: анализ литературных источников, сравнения.
  • Эмпирический: опрос
  • Аналитический: исследование.

Методика исследования

  1. Опросный лист: «Цветовое восприятие школьных кабинетов»

Опрос был проведен среди учащихся 4-10х классов

Была собрана информация о том, насколько комфортно ученики чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:

  • Кабинет биологии;
  • Кабинет математики;
  • Кабинет английского языка.

2. Исследование: «Предпочтение цветов школьниками»

I этап – диагностический

Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.

II этап – аналитический

Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.

На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

Факторы, влияющие на состояние здоровья

  • Медицина 10%
  • Наследственность 15%
  • Окружающая среда 25%
  • Индивидуальный образ жизни 50%

Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни.

Цвет и возраст

Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.

Возраст

Предпочитаемые цвета

Отрицательное восприятие

Психологическое состояние

4-10

Красный, пурпурный, розовый,
бирюзовый

Чёрный, тёмнокоричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11-12

Зелёный,
желтый,
красный

Оливковый, пастельнозелёный, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13-16

Ультрамарин,
оранжевый,
зелёный

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания

17-19

Краснооранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно целенаправленное восприятие мира

Влияние цвета на физическое здоровье

Цвет

Влияние на физическое здоровье

1. Жёлтый

Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.

2. Синий

Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения.

3. Зелёный

Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью.

4. Оранжевый

Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос.

5. Фиолетовый

Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет.

6. Красный

Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление.

7. Голубой

Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление.

Влияние цвета на психическое здоровье

Цвет

Влияние на психическое здоровье

1. Жёлтый

  • помогает сосредоточиться
  • повышает творческую активность.

2. Синий

  • вызывает чувство покоя
  • снижает эмоциональное напряжение
  • располагает к серьезности и строгости в поведении.

3. Зелёный

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

4. Оранжевый

  • бодрит
  • снимает усталость
  • борется с депрессией.

5. Фиолетовый

  • способствует возникновению угнетенного состояния.

6. Красный

  • повышает раздражительность и агрессивность.

7. Голубой

  • снимает напряжение
  • успокаивает.

Результаты исследования «Восприятие цвета школьных кабинетов»

Критерии

Кабинет биологии

Кабинет математики

Кабинет англ. языка

1. Привлекательность

1,95

2. Освещение

2,75

3. Удобство

4,05

5. Успеваемость

Заключение

Ребята выбирали цвета, в которых они чувствуют необходимость для комфорта, хорошего рабочего настроения. Это оказались желтый, зеленый и розовый цвета. Именно такую цветовую гамму мы постарались поместить в подборку картин из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи. Предполагается, что демонстрация как слайд-шоу в целом, так и выставка репродукций в классе будет поднимать как общее самочувствие, так и культурный уровень в целом.

Из проведенных исследований можно сделать следующие выводы: успеваемость зависит от параметров благоприятности помещения; состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям; неблагоприятная цветовая среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфорта для работы в классе.

Данное исследование является только малой частью того, как здоровье человека связано с изобразительным искусством. В будущем предполагается рассмотреть такие направления: здоровье человека как произведение искусства, человек как главный предмет искусства и т.д.

Список литературы.

1.Н.В. Герасименко . Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2.
Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
3.
Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973.

Список используемых источников информации.

  1. http://permartmuseum.com/sitegallery

Приложение 1.

Анкета

Прочитав вопрос, ответь на него письменно.
1. Какие кабинеты в школе ты считаешь уютными?
2. В каком кабинете ты себя чувствуешь спокойно?
3. В какой цвет ты покрасил(а) бы стены в своем классе?
4. В какой цвет ты бы покрасил(а) парты?
5. Какого цвета должна быть классная доска?
6. В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры?
7. Как, по-твоему, должен выглядеть спортивный зал?
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
9. Нравится ли тебе, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
10. Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?

Приложение 2.

Подборка картин из Пермской Государственной Художественной Галереи

  1. Оборин П.А. Первый успех.
  1. Иков П.П. Семья итальянцев.
  1. Плотников В.А. Боярыня у колыбели.
  1. Дейнека А.А. Крымские пионеры.
  1. Смирнов В.П. Юность.

Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способ­ность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Вы­соко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катар­сис (от греч. katharsis - очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послу­жило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Ис­кусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю си­стему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.

Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой ху­дожественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоин­ство личности, в чём состоит призвание и долг человека.

Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи восприни­маются как реальные люди, у которых можно многому поу­читься, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, кото­рые побуждают к размышлениям, рождают переживания,


воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.



Эстетическое отношение к миру. Эстетикой (от греч aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию) на­зывают одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельно­сти людей.

В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, тра­гическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого сол­нышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством кра­соты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда на­рушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руко­водствуемся не только соображениями практичности, полез­ности. Мы хотим также, чтобы было красиво.

Прекрасное - это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрас­ным, выражая разные грани чувственного восприятия ми­ра и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.

Эстетическое отношение к миру - это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200


Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)

Эстетическое сознание имеет три уровня:

Эстетическое восприятие;

Эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);

Эстетические теории (философски осмысленный эсте­тический опыт человечества).

Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.

в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,

Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, ско­рее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,


как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.

Эстетический вкус - это способность человека на осно­вании возникающего чувства удовольствия или неудоволь­ствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.

Эстетический вкус развивается через опыт общения с пре­красным в природе и в людях, а также посредством знаком­ства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестоко­сти эстетический вкус сформировать весьма непросто.

Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю краси­вость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко при­ходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отно­шением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.

Сферы эстетической деятельности. Эстетическая дея­тельность - это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.

Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202


совершенствует и развивает свои способности и свой вну­тренний, духовный мир в целом.

Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чув­ства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, напри­мер, «Времена года» итальянского композитора А. Виваль­ди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого - садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной кра­соте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.

В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)

Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических г орщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В со­временной эстетике труда особое место занимает дизайн - Художественное проектирование эстетического облика


промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.

Эстетика быта. Быт - важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне при­нимаются ими.

Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений - это та область, где эстетиче­ское восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие - со злом. Красота поведения предполагает проявление добро­желательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают вы­строить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди вы­ражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорбления­ми, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстети­чески и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания

1 . В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды ис­кусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?


Мораль

Общественные функции морали. Все люди в повсед­невном поведении должны подчиняться определённым пра­вилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и пра­вила, правила дорожного движения и др.). Мораль регули­рует поведение людей во всех сферах жизни.

Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обы­чаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздей­ствия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это - внутренний регулятор поведения.

Итак, первая и основополагающая общественная функ­ция морали - регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписыва­ет быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следо­вание которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.

Нравственный поступок совершается не по принужде­нию, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали - культивировать в каждом чело­веке чувство собственного достоинства, не позволяющее со­вершать низменные, недостойные поступки. Данную функ­цию можно назвать воспитательной.

Нравственный облик личности - это её целостная харак­теристика, охватывающая или затрагивающая всё, что чело­век делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указы­вает каждому из нас, в каком направлении должно проис­ходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.

Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию - сплочения, консоли­дации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,


в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, по­следствия которых могут иметь крупномасштабный харак­тер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.

Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В усло­виях социального кризиса холодный расчёт не всегда под­сказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный за­прет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей обществен­ной функции морали.

Нравственная функция искусства. Искусство по пра­ву называют человековедением. В литературных произ­ведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.

В образах искусства, сюжетах художественных произве­дений едва ли не самое главное - поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкнове­ние влечения и долга. Всё художественное творчество прони­зано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений долж­ны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистич­ность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы эксперименти­рует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)

Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нрав­ственном выборе.

Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая рели­гия опирается на определённые нравственные идеалы, вы­разителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христиан­ства. Основным способом утверждения христианских нрав­ственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.

Главная позитивная нравственная норма здесь - тре­бование гуманного отношения к людям. В евангелиях со­держатся две разные её формулировки. Первую - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы


с ними» - можно назвать золотым правилом нравствен­ности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми го­лодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрас­но, мирись с теми, с кем поссорился, и др.



Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снима­ет с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.