Война и мир размышляя над страницами. Мои размышления над романом Толстого “Война и мир”. Сочинение по литературе на тему: Мои размышления над страницами романа “Доктор Живаго”

Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».

Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь — вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.

Главный герой — Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем — это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!

В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия — “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.

Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

Что такое страшное натворил этот человек в стране? По какой причине за ним “шум погони”? Оказалось, все дело в том, что он осмелился опубликовать за границей свой роман “Доктор Живаго”, который был запрещен на родине. Власти отвечающие за литературу, опасались, чтобы он не подорвал устои Советского строя. Что же такого страшного в этом запретном романе? В нем описана судьба человека, затянутого в бурю событий, смутой, ураганом революции: “Мело, мело по всей земле Во все пределы.”. Картины революции показаны в произведении во самых

Правдивых подробностях. Эти описания не входят в рамки хрестоматийных схем и книжек в общепринятые разговоры и прикрытия, этого нет в учебниках по истории.
Центральный герой произведения – Юрий Живаго, врач. Это лирический герой автора, который даже в прозе остается лиричным. Многие события в романе – автобиографичны, в основном те, что касаются поэтичного творчества, ведь герой романа Юрий тоже поэт. “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, – считает Д. С. Лихачев. И с этим не поспоришь. На страницах, не описывающих Живаго, перед нами рисуется портрет интеллигенции России, которая с большими трудностями и сопротивлением, но все же принимает революцию. Проблема доктора – его нерешительность, регулярные сомнения, но в нем так же присутствует твердость не поддаваться соблазну каких либо резких необдуманных решений. Он стоит в стороне всей схватки времени, и видит трезвым взглядом всю трагичность происходящего, весь поток событий несущих и его и других и сметающий все на своем пути.
Жена Юрия Тоня очень любит мужа, все его существо, абсолютно все в нем, и положительное и отрицательное и недостатки и преимущества. Ей дороги и его пороки и то, что он облагородил в себе, она лучше всех на свете понимает суть его личности, человека предназначенного проходить сквозь события эпохи, не вмешиваясь и ничего не меняя в ней. Действия Октябрьской революции пропитывают Живаго как природа содержится во всем его существовании. Он чувствует все это, слышит и видит, но не осознает смысла, а точнее не хочет осознавать, он принимает все это как природную катастрофу, драму истории: “Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно – грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией”.
Чем является Россия для доктора Живаго, который окончательно запутался и потерялся в событиях революции и очутился между двух течений, так же как он колебался между двумя любимыми Ларой и Тоней. Обеих женщин он любил своеобразной любовью. Родина, для него в первую очередь, это чудо природы. Она тоже состоит из противоположностей и противоположностей. Юрий очень любит свою отчизну и это чувство вызывает у него море страданий. И у Пастернака и других авторов, например у Волошина, присутствовали библейские мотивы, революция по значимости для страны сравнивалась с распятием Христа.
В понимании этого процесса в области истории, из романа видно, что Пастернак был приверженцем мнения Толстого, о том что человеческая личность не играет роли в истории, во многом даже обреченно просто принимает ее события и последствия без сопротивления. Историю никто не создает, она не материальна, ее нельзя потрогать или увидеть так же как нельзя увидеть как растет листва, все происходит без ведома и контроля человека, так считал Пастернак. С этой позиции в романе сопоставлены образы Живаго и Антипова – Стрельникова. Их связь с Ларисой не случайность. Обратившись к классической литературе мы можем вспомнить, что очень часто женские образы олицетворяли собой целую страну, в данном случае Россию. Так же как Т. Ларина у Пушкина, Т. Бережкова у Гончарова, и так далее. Так же можно назвать и Лару олицетворением России. Соответственно в портивопоставление Живаго Стрельников – человек жестокий, жесткий, он воюет на стороне красных. Лариса замечает что от происходящих событий: “.живое человеческое лицо его стало олицетворением, принципом, изображением идеи”. Он может безжалостно подавить любое восстание в революции, но он не в силах повлиять на ход событий. В итоге его жизнь и жизни Живаго приходят к единому завершению и они оба оказываются выброшенными из жизни.
Одним из первых вариантов названия произведения было “Свеча горела”. Сквозь все передряги и события столетия светит нам эта свеча. Свет этой свечи заходил и заходит в души и сердца тех, кто всегда уважал и уважает творчество Пастернака. В тяжелые для него времена его друг Шаламов написал ему следующие строки:
– “.Вы – совесть нашей эпохи. Вы – честь времени. Вы в нем жили”

  1. Рубеж ХІХ-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б....
  2. “Доктор Живаго” вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака – автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. И тем не менее Пастернак как...
  3. О прототипе Живаго сам Пастернак в 1947 г. сообщал следующее: “Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и...
  4. Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился “дойти до самой сути” и, конечно, с...
  5. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Лирика Бориса Пастернака – прекрасная, философ­ская, жизнеутверждающая, безудержная...
  6. Природа – это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении. Вся жизнь Живаго...
  7. Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом....
  8. Я – жизнь земли, ее зенит, Что сам бросаю тень. Я – жизнь земли, ее зенит, Ее начальный день. Б. Пастернак Замечательный поэт Борис Пастернак бесконечно, само­забвенно любил жизнь. И...
  9. “Во всем мне хочется дойти До самой сути.” Б. Пастернак Когда читаешь лирику Бориса Пастернака, стихия поэзии захлестывает тебя, как ливень, и тебе передается вся полнота ощущения мира, восхищения миром....
  10. Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И...
  11. Так произошло в жизни Б. Пастернака, что музыка стала его первым шагом к Познанию мира, а философия – вторым. Но именно в его поэзии эти два начала объединились, создавая замечательную...
  12. Б. Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности....
  13. Про название книги Бориса Пастернака “Сестра моя – жизнь” Марина Цветаева, одчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни – к...
  14. Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический...
  15. Борис Пастернак сказал: “Книга – это кубический кусок дымящейся совести”. Слова эти могут стать и эпиграфом, и эпилогом всей жизни и творчества поэта. Есть творцы, для которых музыка, поэзия, литература...
  16. Путь Пастернака-поэта имеет свою логику, вершины полного торжества и трудные, противоречивые моменты. В этой книге сохранена хронологическая канва; анализируя мотивы и поэтику как о том писали критики, а в чрезвычайной,...
  17. В русской литературе много проникновенных строк посвящено воспеванию родной природы. Единение с природой без свидетелей и соглядатаев придает лирике особую интимность и подлинность. Данная закономерность, безусловно, проявилась в поэзии Б....
  18. Борис Пастернак был интересным человеком во всех отношениях. Интересен он был и внешне и при разговоре. Речь его была неслыханно содержательна, и потому мысль его нередко кружила запутанными витиеватыми ходами...

«Война и мир» - русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, это – как «Илиада», - говорил Лев Толстой писателю М.Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» отразился национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решались его историческая судьба. Содержанием своего романа писатель избрал одну из самых значительных эпох в истории России, имевшую огромное значение не только для нашей страны, но и для всей Европы. Постепенно Толстой поднимает конкретно-историческую тему романа на уровень общечеловеческого значения.
Автор изображает две войны: захватническую и освободительную. Исключительно высокие моральные качества проявили русские воины в основном сражении – Бородинской битве. Битва за столицу была упорной, русская армия показала чудеса героизма, храбрости и стойкости. Описывая канун боя, Толстой говорит, что солдаты понимали всю важность предстоящего события, понимали, какую ответственность они несут за исход битвы. Именно поэтому они одевали чистые рубахи, отказывались от водки, «спокойно … и как бы беззаветно готовились к смерти».
Это говорит о нравственной мощи и силе русского народа, о его чистоте и стойкости. «Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия», - говорил Толстой. Автор показывает патриотизм русского народа, крестьянства, и мы гордимся нашими воинами, когда читаем страницы, посвященные войне.
Толстой отразил войну с бытовой стороны, со всеми ее ужасами, ранами, горем и страданиями. Перед нами возникают бессмертные героические деяния народа. Таким образом, роман «Война и мир» показал, что народный «патриотизм неиссякаем». Он учит любить Родину, верить в несокрушимую силу народа.
Но не только этому учит нас автор романа. Важную роль в произведении играет не только «мысль народная», но и тема семьи, которой Толстой уделял много внимания. Мы осознаем, какой должна быть семья и как возникает взаимопонимание между людьми. Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа-эпопеи. Однако к истинной любви приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу (и не только их, но и нашу!).
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Ослепленный «внешней» красотой, он женится на Лизе. Но очень быстро к князю пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся. В разговоре с лучшим другом Пьером он говорит: «Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!».
Семейная жизнь не приносила счастья герою. Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своего существования. Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы и глубокий душевный перелом, разочарованность.
Но дальше мы видим, что любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе пришло к князю, обновило его душу. Правда, даже любовь не помогла Андрею смирить гордыню, он так и не простил девушке «измены». Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома Болконский понял ее страдания.
Судьба Пьера Безухова в чем-то схожа с судьбой его друга. Он увлекается «кукольной» красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой» - Пьер на личном опыте убедился, что не всегда красота «внешняя» является залогом красоты духовной. «Загадочность» Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер был сражен ее естественностью, и любовь вошла в его душу. Герой понял девушку, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Семья Безуховых стала идеалом Толстого: жена неосознанно стала отражением Пьера, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.
Дружная семья – один из идеалов русского народа. Неслучайно характеристика различных слоев дворянского общества идет в романе "посемейно". Семья Ростовых, например, привлекает крепкими нравственными устоями жизни, что трудно найти в высшем свете. Напротив, Курагины – отец, сын и дочь - не образую собой семьи, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В романе нет картин их семейной жизни, как нет ее у Пьера в его первом браке.
Толстой показывает нам, что почвой для развития нравственного чувства у лучших членов семьи Ростовых была не дворянская патриархальность, а та дружба, любовь и доверие, которые царили в их семье, если не считать рассудительную и холодную Веру.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, знакомясь с таким великим художественным произведением Толстого, как «Война и мир», начинаешь многое понимать в жизни. Все, что мы видим на страницах романа, помогает больше понять окружающий мир и делать меньше ошибок, которые нередко случаются с каждым из нас.
В романе представлены не только реальные исторические события и жизнь отдельных личностей. Читая это великое произведение, не перестаешь удивляться Толстому-мастеру, который помогает просветляться. Это, в свою очередь, способствует духовному очищению человека.

«Война и мир» - русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, это – как «Илиада», - говорил Лев Толстой писателю М.Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» отразился национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решались его историческая судьба. Содержанием своего романа писатель избрал одну из самых значительных эпох в истории России, имевшую огромное значение не только для нашей страны, но и для всей Европы. Постепенно Толстой поднимает конкретно-историческую тему романа на уровень общечеловеческого значения.
Автор изображает две войны: захватническую и освободительную. Исключительно высокие моральные качества проявили русские воины в основном сражении – Бородинской битве. Битва за столицу была упорной, русская армия показала чудеса героизма, храбрости и стойкости. Описывая канун боя, Толстой говорит, что солдаты понимали всю важность предстоящего события, понимали, какую ответственность они несут за исход битвы. Именно поэтому они одевали чистые рубахи, отказывались от водки, «спокойно … и как бы беззаветно готовились к смерти».
Это говорит о нравственной мощи и силе русского народа, о его чистоте и стойкости. «Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия», - говорил Толстой. Автор показывает патриотизм русского народа, крестьянства, и мы гордимся нашими воинами, когда читаем страницы, посвященные войне.
Толстой отразил войну с бытовой стороны, со всеми ее ужасами, ранами, горем и страданиями. Перед нами возникают бессмертные героические деяния народа. Таким образом, роман «Война и мир» показал, что народный «патриотизм неиссякаем». Он учит любить Родину, верить в несокрушимую силу народа.
Но не только этому учит нас автор романа. Важную роль в произведении играет не только «мысль народная», но и тема семьи, которой Толстой уделял много внимания. Мы осознаем, какой должна быть семья и как возникает взаимопонимание между людьми. Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа-эпопеи. Однако к истинной любви приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу (и не только их, но и нашу!).
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Ослепленный «внешней» красотой, он женится на Лизе. Но очень быстро к князю пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся. В разговоре с лучшим другом Пьером он говорит: «Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!».
Семейная жизнь не приносила счастья герою. Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своего существования. Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы и глубокий душевный перелом, разочарованность.
Но дальше мы видим, что любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе пришло к князю, обновило его душу. Правда, даже любовь не помогла Андрею смирить гордыню, он так и не простил девушке «измены». Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома Болконский понял ее страдания.
Судьба Пьера Безухова в чем-то схожа с судьбой его друга. Он увлекается «кукольной» красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой» - Пьер на личном опыте убедился, что не всегда красота «внешняя» является залогом красоты духовной. «Загадочность» Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер был сражен ее естественностью, и любовь вошла в его душу. Герой понял девушку, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Семья Безуховых стала идеалом Толстого: жена неосознанно стала отражением Пьера, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.
Дружная семья – один из идеалов русского народа. Неслучайно характеристика различных слоев дворянского общества идет в романе "посемейно". Семья Ростовых, например, привлекает крепкими нравственными устоями жизни, что трудно найти в высшем свете. Напротив, Курагины – отец, сын и дочь - не образую собой семьи, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В романе нет картин их семейной жизни, как нет ее у Пьера в его первом браке.
Толстой показывает нам, что почвой для развития нравственного чувства у лучших членов семьи Ростовых была не дворянская патриархальность, а та дружба, любовь и доверие, которые царили в их семье, если не считать рассудительную и холодную Веру.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, знакомясь с таким великим художественным произведением Толстого, как «Война и мир», начинаешь многое понимать в жизни. Все, что мы видим на страницах романа, помогает больше понять окружающий мир и делать меньше ошибок, которые нередко случаются с каждым из нас.
В романе представлены не только реальные исторические события и жизнь отдельных личностей. Читая это великое произведение, не перестаешь удивляться Толстому-мастеру, который помогает просветляться. Это, в свою очередь, способствует духовному очищению человека.

Многие родители пытаются заставить своих детей, даже внушить им, что необходимо получить образование. Желательно высшее, а еще лучше несколько высших. Тоже самое нам диктует министерство образования. Программы изменяются, нагрузка на школьников увеличивается. А что говорить про гимназии. И все гонятся за получением диплома с хорошими оценками. Почему сейчас так важно получить хорошее образование? Потому что образование - дорога в будущее. Наша страна уже полна юристами, менеджерами, секретарями, программистами. Даже если после школы выпускники пойдут не на юристов, а в сельскохозяйственную от

По странному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни страдавший от непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге-читателе, остается по сей день самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В этих словах нет преувеличения. Другого писателя, с чьим литературным наследием мы незнакомы и наполовину, у нас просто нет. Когда-то его дневники не печатали из-за цензуры, потом из-за того, что не было денег. В самое последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но, Боже, как грустна наша Россия! Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывало

А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти XIX века и противопоставил их суждениям и взглядам представителей нового, прогрессивного поколения в лице Александра Андреевича Чацкого. Грибоедов в своей комедии показывает поединок между старым, закоснелым фамусовским обществом- “веком минувшим”- и “веком нынешним” - новым обществом, представленным в лице Чацкого, которое должно заменить старое

Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь - вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.
Главный герой - Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем - это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия - “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.
Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине. В этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы Россия заняла ведущее место в своем развитии.
Сам Грибоедов приписал горе Чацкому от его ума. Чацкий - главный герой комедии. У него есть сердце, он честный, искренний. Им восхищается горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Он “славно пишет, переводит”, говорит о нем Фамусов. Чацкий серьезно любит, видя в Софии будущую жену. Фамусов сразу почувствовал, что с приездом Чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. Фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. Чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. София тоже не смогла противостоять окружению своего отца. В свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный Чацкий. Может, это и привлекало в Софии Чацкого. Мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. София не смогла оценить честь и ум Чацкого. Чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима. Именно Молчалин противопоставлен Чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. В конце, когда Чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в Софии, и уезжает из Москвы:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в прах?!
Комедия оканчивается видимым поражением Чацкого, бегством его из Москвы. Смысл комедии, я полагаю, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала.