Все задания 18 19 егэ по истории. Секреты успешной подготовки. Начинайте с цветных иллюстраций, позже привыкайте к чёрно-белым

Направление

«Человек и общество»

Реховская Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «»СОШ № 60»

Г. Улан-Уд э Республика Бурятия


5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


  • Гармоничное взаимодействие человека и общества;
  • Противостояние человека и общества;
  • Общественные нормы и законы, мораль;
  • Человек и история общества.
  • Человек и общество в тоталитарном

государстве.


Вступление

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений человека и общества… Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество в свою очередь – учитывать интересы каждого человека. Об этом и многом другом заставляет меня задуматься тема, предложенная для анализа: «….»

Я думаю… Мне кажется…. К тому же художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.(101 слово)


Примерные темы

Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа

Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский

Люди, обладающие характером - это совесть общества. Ралф Эмерсон

Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?

Способен ли один человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)

Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)


Литература

  • Е. Замятин «Мы»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • Л.Н Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. Островский «Гроза»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • М. Шолохов «Тихий Дон»


  • Утопия (греч. τοπος - «место», ου-τοπος - «не место», «место, которого нет») - жанр художественной литературы, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества .
  • Образец предполагаемого желаемого будущего.

Название жанра происходит от одноименного произведения Томаса Мора

.

  • «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» .

  • В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ
  • Во второй части гуманистические идеи Мора:
  • во главе государства «мудрый» монарх;
  • отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация;
  • несмотря на наличие короля - полная демократия

  • Сельская община;
  • Остров;
  • Город

Принципы утопии

  • Всеохватность (наибольшее представление об идеале);
  • Отражение лучших заповедей Библии
  • Отсутствие частной собственности.

  • Антиутопия является полной противоположностью утопии.
  • Антиутопия – доведение до логического конца идей утопии.
  • В Акимов: «Антиутопия – заказ 20 века»

  • Е. Замятин «Мы»
  • А. Платонов «Котлован», «Чевенгур»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • Братья Стругацкие «Обитаемый остров»
  • С. Кинг «Бегущий человек»
  • Т. Толстая «Кысь»
  • Анатоль Франс - "Остров Пингвинов« и др.

«Мы» - зеркало, в котором узнают себя любые режимы, основанные на подавлении человеческой личности, вытравливании души из человека

М. Павловец

«Мы» - счатливейшее среднее арифметическое

Е. Замятин


Кратко о содержании

Роман написан в форме дневника, который ведет гражданин Единого Государства. Имя его – Д-503. Точнее, это его «нумер». Имен здесь нет, ведь даже они могут повлиять на формирование личности, что не принимает Благодетель – всемогущий и всезнающий правитель .

Из первых дневниковых записей мы узнаем об устройстве жизни в Едином Государстве. Все здесь носят одинаковую одежду – юнифы, и лишь цвет их идентифицирует пол. На каждом написан его нумер. По сути, люди, живущие здесь, и гражданами не являются: все так и зовут друг друга – нумерами.


Д-503 – один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет.

Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари – люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.


Тема любви и семьи в романе «Мы»

В романе «Мы» очень необычно показываются отношения мужчины с женщиной. В Едином Государстве такое чувство, как любовь, сведено к чистой физиологии – нужно лишь взять специальный розовый талон. Чаще всего Д-503 встречается с О-90 – невысокой пышнотелой девушкой. Главный герой так и живет – по расписанию, регламентируемому Часовой Скрижалью. Но все-таки герою Д-503 выпадает счастье: он влюбляется. Его размеренная жизнь резко меняется и виной тому является любовь к революционерке I-330 Любовь к I-330 окончательно утвердила в нем "Я", он стал личностью, способной чувствовать, переживать. Любовь в Д-503 изменила его жизнь, всколыхнула душу.


Д-503 вместе I-330 и с другими революционерами добились того, чего хотели. Стена была взорвана, нумера впервые за долгое время увидели дикарей, в Едином Государстве наступил хаос. Некоторые успели сбежать – туда, на волю. Однако все те, кого успели задержать (среди них – и главный герой), подвергаются Великой Операции , которая лишает фантазии и Души. Тех же, кто являлся главными организаторами взрыва, в том числе и I-330 , казнят с помощью Газового Колокола.





Проблема предательства

Доносительство в тоталитарном государстве приравнивается к подвигу.



В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!




Повиновение государству

Человек в системе социального устройства в произведении Е.Замятина «Мы»

Человек

Природа

Искусство

Искренность

Доброта

Нежность

Фантазия

Понимание

Собственное

Мнение

Чувство

ответственности

Индивидуальность

Служение

Единому Государству

Рационализм

Материальный расчёт

Врожденные инстинкты

Смирение

Единогласие

Безликость

Винтик в системе


Аналогия политического устройства романа «Мы» и Советского Союза

Благодетель

Глава государства

Оперативный

отдел

Бюро

хранителей

Партийное

руководство

НКВД

Подслушивающие,

подсматривающие

устройства

Советская

милиция

Армия

Скрижаль

гос.аппарат

Диктатура большинства

Камера

исполнители

Диктатура партии

Диктатура партийного аппарата

Диктатура одного человека

Это произведение будет актуальным всегда как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.


Своим романом Е. Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем:

  • свобода и несвобода личности;
  • отсутствие индивидуальности и пропаганда коллективного сознания;
  • столкновения человека и государства;
  • Разрушительная сила тоталитарного государства для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Несовершенно то общество, которое уничтожает индивидуальность, способность рассуждать и думать самостоятельно, мечтать, любить, творить.

Становится страшно!

Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель.


Проблема прагматичности искусства

Стихия творчества насильственно приручена и поставлена на службу обществу. Стоит обратить внимание на названия книг, свидетельствующих об утилитарности (прагматичности) искусства в этом мире: сборник стихов «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу», «Станс ы о половой гигиене».



К сочинению

Этот роман погружает нас в то общество, где решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Все люди одинаковы, как муравьи, жизнь механически размерена, пронумерована. Всем и всеми правит машина подавления инакомыслия - «Бюро хранителей».

Роман "Мы" – предупреждение о том, к чему может привести отказ от индивидуальности. Писатель, раскрывая важные проблемы, показал, каким губительным может быть тоталитарное государство и как трагичны жизни тех, кому выпало быть его частью.


План

Введение

Проблема нового человека в комедии Грибоедова Горе от ума

Тема сильного человека в творчестве Н.А. Некрасова

Проблема одинокого и лишнего человека в светском обществе в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова

Проблема бедного человека в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Тема народного характера в трагедии А.Н. Островского Гроза

Тема народа в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Тема общества в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы

Проблема маленького человека в рассказах и пьесах А.П. Чехова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

человек общество русская литература

Русская литература XIX века принесла всему миру творения таких гениальных писателей и поэтов, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.

Во многих произведениях этих и других русских авторов XIX века развивались темы человека, личности, народа; личность противопоставлялась обществу (Горе от ума А.С. Грибоедова,), демонстрировалась проблема лишнего (одинокого) человека (Евгений Онегин А.С. Пушкина, Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова), бедного человека (Преступление и наказание Ф.М. Достоевского), проблемы народа (Война и мир Л.Н. Толстого) и другие. В большей части произведений в рамках развития темы человека и общества авторы демонстрировали трагедию личности.

Целью данного реферата является рассмотреть произведения русских авторов XIX века, изучить их понимание проблемы человека и общества, особенности их восприятия этих проблем. В ходе исследования использовалась критическая литература, а также произведения писателей и поэтов серебряного века.

Проблема нового человека в комедии Грибоедова Горе от ума

Рассмотрим, например, комедию А.С. Грибоедова Горе от ума, которая сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Образ Чацкого - нового, умного, развитого человека - противопоставляется фамусовскому обществу. В Горе от ума все гости Фамусова просто копируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на смеси французского с нижегородским и немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанъя;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты, по стороне чужой.

Чацкий очень любит свой народ, но не фамусовское общество помещиков и чиновников, а русский народ, трудолюбивый, мудрый, могучий. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в противопоставлении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий - единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова. Но назвать его исключительным и одиноким нельзя. Он молод, романтичен, пылок, у него есть единомышленники: например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, упражняются в расколах и безверье, это безумные люди, склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, химик и ботаник. Чацкий защищает права человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, вперить ум в науки или посвятить себя искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Чацкий защищает народное общество и высмеивает фамусовское общество, его жизнь и поведение в своем монологе:

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.

Можно сделать вывод, что Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это - декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю....

Тема сильного человека в творчестве Н.А. Некрасова

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Сочинение на тему: «Человек и общество»

Человек взаимодействует с обществом в течение всей своей жизни. Именно поэтому к теме «Человек и общество» обращались, обращаются, и будут обращаться писатели.

Многие писатели пытались создать модель идеального общества, которое бы строилось на уважении, в котором бы раскрывался потенциал каждого человека. Так создавались общественные утопии. А. Сумароков написал повесть «Сон «Счастливое общество», в которой государь и органы управления в стране руководствуются принципом общей пользы. Каждый человек мечтает жить в таком обществе!

Мечты об идеальном обществе прекрасны, но реальность их рассеивает. Писатели приходят к написанию антиутопий, рассказывающих об обществе, в котором возобладали негативные тенденции развития. Одно из моих любимых произведений – роман Д. Оруэлла «1984». В нём описана жизнь общества при тоталитарном режиме. Неудивительно, что в социалистических странах произведение не один раз становилось жертвой цензуры. На мой взгляд, это самая страшная книга: власть стремится контролировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей. Живого человека власть делает роботом. Страшна судьба того, кто против этой системы!

Противоречие между обществом и личностью ярко описано в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – студент, и, как водится, с финансовыми проблемами. Он решает убить старушку-процентщицу, которая для Раскольникова является олицетворением социальной несправедливости Петербурга XIX века. Он решает отнять у богатых и раздать бедным. То есть, он стремился сделать жизнь лучше. Но оправдывает ли цель средства?

Раскольников мог продолжить обучение, найти работу. Стоило постараться, - и перед ним открылось бы нормальное будущее. Но он выбрал другой путь. Противоборство личности Раскольникова и общества завершилось поражением для личности поражением.

Человек и общество – неразделимые компоненты бытия. Человеку, выделяющемуся из общей массы всегда нелегко. К сожалению, именно толпа определяет характер общества.

Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом. Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты: Гармоничная связь общества и человека. Почему эта связь так важна? Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы? Конфликт человека и общества. Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века? В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы? Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу? Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий. Главная наша задача в том, чтобы как можно раньше понять принципы этих отношений и двигаться в нужном направлении. Ведь результат наших действий мы увидим не скоро. Пройдут года, и только тогда мы поймем, были ли мы правы или же все время ошибались. В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества. Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом, с молодым парнем, который собирался жениться, с человеком, которого он сам подставил. Также в этом итоговом сочинении можно показать примеры того, когда общество было нездоровым и одному человеку приходилось идти против него. В произведении Тургенева «Муму» мы наблюдаем за тем, как крепостной лад полностью коверкал нормальные отношения между человеком и обществом. Там не могло родиться что-то нормальное и адекватное. В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные. А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей. Я думаю, что мы уже со школьного возраста должны задумываться над проблемой человека и общества. Только так мы сможем построить что-то сильное и мощное.


Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=13280

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО"

ПРИМЕРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО"

Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.

Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех пор ничего подобного создано не было.

Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует несколько путей.

Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д. Дефо, показавший своим произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может совершить действительно многое, Дж. Свифт, который романом «Путешествия Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути спасения, и другие.

Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии, пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.

В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников, чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности Петербурга XIX века. Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна. Но стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?

У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу, начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это потребовало бы слишком много труда и усилий. Куда проще было бы убить старушку, ограбить её и начать творить добрые дела. К счастью для Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте» (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества, вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе, сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.
Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр, но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего общества. Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще наступит, ещё долгие, долгие годы.

Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество

Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.

Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми - Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.


Лично я считаю, что невозможно абстрагироваться от общества, будучи человеком, т. е. биосоциальным существом. Это говорил ещё сам Владимир Ильич Ленин. Так или иначе, все мы рождаемся уже в обществе. Погибаем мы тоже в обществе. У нас нет выбора, все уже предрешено до нашего появления на свет, до нашей возможности выбирать. Но в руках каждого – его будущее и, возможно, будущее окружающих людей.

Так может ли один единственный человек изменить общество?

Лично я считаю, что нет ничего невозможного, что совершенно любой человек может добиться чего-то, а потом управлять массами, тем самым деформируя общество, общественный строй. Но если ты очень беден, неизвестен, необразован, то тебе будет очень сложно что-либо поменять, не прилагая огромнейших усилий. Раздумывая над вопросом данного сочинения, я сразу вспомнил несколько художественных произведений, в которых как раз поднимается проблема взаимоотношений человека и общества.

Так, главный герой произведения «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров является ярким примером человека, идущего наперекор обществу, наперекор сформировавшимся устоям в этом самом обществе.

Как говорил его товарищ Аркадий: «Он нигилист». Это означает, что Базаров отвергает всё, т. е. является скептиком. Несмотря на это, он не в состоянии придумать что-то новое. Евгений из тех людей, которые лишь критикуют, привлекают к своим взглядам большее и большее количество людей, но без каких-либо конкретных, альтернативных идей и взглядов. Тем самым, как мы видим на протяжении романа, Базаров лишь спорит со старшим поколением, не говоря ничего конкретного взамен. Его дело – отрицать, а «строить» другие будут. Как мы видим в данном примере, Базарову не удаётся изменить общество - он умирает в конце романа. Лично я считаю, что главный герой опередил время, родился тогда, когда никто не был готов к переменам.

Кроме того, вспомним роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Главный герой этого произведения, Родион Раскольников, разрабатывает собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Согласно ей, все люди в мире подразделяются на «низших» и «высших». Первые могут быть убиты вторыми без каких-либо последствий и наказаний. Главный герой никак не может убедиться в ней на сто процентов, из-за чего и решает проверить её самостоятельно. Он убивает старуху-процентщицу, думая, что всем от этого будет только лучше. В результате, долгое время после убийства героя мучают душевные терзания, совесть, после чего Родион сознаётся в содеянном преступлении и получает своё второе наказание. В данном примере мы видим, как у главного героя была своя собственная идея, теория, которая не получила распространения среди людей и погибла в голове своего создателя. Родион не смог перебороть даже самого себя, поэтому он никак не мог изменить общество.

Рассуждая над проблемой этого сочинения, я пришёл к выводу, что один человек никак не может изменить всё общество. И приведённые примеры из литературы мне в этом помогли.

Обновлено: 2017-10-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли - это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают. Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение. Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом. Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому - дети-«маугли», которых вырастили животные. Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей. Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения. Развитие его происходит путем подражания взрослым.

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» - это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение - это не просто место, куда школьники приходят получать знания. Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются элементами для успешного развития личности. Ведь счастливый человек - это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека. Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества - это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы. Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии - между лейбористами и консерваторами. Такое же противостояние наблюдается и в природе - ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе. Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе. Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», - 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами - они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам. В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер. В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию. Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества - высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании. Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей - ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту. Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению. Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество - без отдельно взятой личности.

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века. Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность - наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества - благородных и чутких. Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа - это настоящий гений, который смог написать шедевр. Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания - наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение. Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен - есть только порядковый лагерный номер. Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные - все, о чем они размышляют, - это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему. Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить. Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе. Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.