Выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария. Великие деяния святителя макария, митрополита московского

(Святитель который прославил Литовских мучеников и учредил Полоцкую кафедру епископа)


Митрополита Макария в миру звали Михаилом.
Макарий— митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь и родственник преподобного Иосифа Волоцкого.

Родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречён во имя Архистратига Михаила. Известно, что отца его звали Леонтий. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался. Мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.

Решив избрать для себя монашеский путь, поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико.

В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 году Макарий был рукоположён во архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородская кафедра к этому времени вдовствовала 17 лет. Многолетнее отсутствие епархиального владыки не лучшим образом сказалось на состоянии её дел. Необходимые меры были направлены на реализацию решений соборов 1503—1504 годов. Было запрещено совместное проживание в монастыре иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях было предписано белым священникам. Светские лица, проживавшие при монастырях, оттуда были удалены. Будучи последовательным сторонником сильного монастырского хозяйства, новый архиепископ приложил немалые усилия для перевода новгородских монастырей на общежительный устав. Ещё в 1528 году в епархии из 24 монастырей общежительными были только четыре, остальные — особножительными. Святитель Макарий, действуя убеждением на игуменов монастырей, добился, что к концу его служения в новгородской епархии число киновий достигло восемнадцати.

Отмечалось, что при святителе Макарии в Новгороде был хлеб дешевле прежнего, сократил подати от монастырей, организовал бесплатные обеды всем сиротам и святителя называли не иначе как "Заступником людей".

Макарий способствовал составлению нового Владычного летописного свода. Много внимания владыка уделял реставрации старинных икон и храмов, в Софийском соборе были поновлены фрески. Здесь же, в Новгороде, была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», первая редакция знаменитых «Макарьевских миней». В свод входили как жития святых, так и дидактические и богословские произведения. В 1541 году все 12 томов свода были переданы в библиотеку Софийского собора.

Святитель Макарий был большим молитвенником, он даже в дороге вычитывал и совершал правила всего суточного свода. По его молитвам совершались чудеса, в Москве верили, что именно он вымолил у Бога мальчика, который вошёл в историю как царь Иван Грозный, по его молитвам исцелился родственник святителя Геннадия Новгородского, при его молитве у мощей Варлаама Хутынского сама загорелась свеча и прогорела 9 недель

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном.

Сам святитель Макарий вспоминал: "Не знаю, какими судьбами Божиими избран я смиренный, не только всем собором Русской Митрополии, но и самым благочестивым и христолюбивым царём и великим князем Иваном Васильевичем, всея Руси самодержцем".

В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и его предшественник Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 года. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в так называемую «Избранную раду». Он венчал Ивана Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.

Далеко не всем боярам нравился святитель Макарий и Царь Иван Грозный в личных беседах с митрополитом часто напоминал ему, как бояре порвали мантию на митрополите.

Святитель активно содействовал укреплению самодержавной власти на Руси и впервые в истории венчал Ивана Грозного царским венцом. До сих пор такое Царское венчание на трон могли производить только Константинопольский патриарх и Римский Папа. Митрополит Макарий хотел видеть Москву центром православного мира. Сам святитель обращаясь к Ивану Грозному сказал: "Это место для Вас избрал сам Господь Бог на этой земле и Своей милостью на Свой престол вознёс. Ты же бояр и вельмож своих жалуй, береги князей, детей боярских и всё христолюбивое воинство, будь милостив и приветлив по царскому своему чину и сану"

Всё это было сделано без согласия Восточных патриархов. Но вскоре в Москву прибыла делегация из Константинополя попросить Москву о финансовой помощи, взамен они привезли частицу мощей св. Геортия Победоносца и Признание Царского венца святителя Макария над Иваном Грозным. Иван Грозный обещал помочь Византии, но ещё раз просил Константинополь подтвердить, что Византия его официально почитает Царём Руси. Константинополь не сразу был готов признать Ивана Грозного Царём венчанным на царство Макарием и греки хотели сами перевенчать Ивана Грозного венцом от Константинопольского патриарха. Но всё решил случай покорения Казанского Царства.

Так же Иван грозный оказал финансовую помощь Синайскому Монастырю и взамен просил Александрийского патриарха молиться за него как за царя Российского.

А вот Литва и Польша царский венец от митрополита Макария над Иваном Грозным не признавали и продолжали Ивана Грозного считать князем. Святитель Макарий даже обращался к католическому духовенству Литвы и Польши, чтобы католические епископы способствовали признанию перед своими князьями и Государями.

Вскоре в Москве произошла засуха и сильный пожар, сгорело митрополичье подворье, у владыки был сильный ожог правого глаза. Когда у митрополита спросили, как с ним могло такое произойти, то митрополит Макарий ответил: "Всё это по грехам моим!"

В 1547 и 1549 годах созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, среди которых Александр Невский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский... . В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлению житий.

Именно митрополит Макарий Московский прославил в 1549 году в лике святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

При нём в 1551 году состоялся знаменитый Стоглавый Поместный собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, продвигаемого протопопом Сильвестром.

Немало усилий Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Макарий рукоположил 21 епископа. При святителе Макарии появились Полоцкая и казанская кафедры епископа.

Святитель Макарий не боялся вступать в диалог с лютеранскими епископами прибывшими из Швеции и с католическими епископами из Польши.

Именно святитель Макарий ввёл традицию в Вербное Воскресенье вьезжать главе Русской Церкви к храму на осляти.

Что касается богослужебных указаний в Русской Церкви, митрополит Макарий издавал все указы только по своему усмотрению, Царь Иван грозный при митрополите Мокарии в Церковные дела не вмешивался и относился ко святителю с большим почтением..

святитель Макарий осветил первый Покровский храм, ныне на этом месте храм Василия Блаженного, но именно Василий Блаженный при жизни посещал богослужения святителя Макария.

Святитель Макарий крестил и отпевал членов царского дома Ивана Грозного. Отпевал первую русскую царицу Анастасию Романову. Он же крестил Черкасскую княжну Марию, а потом и венчал её с царём.

Святитель ежедневно читал священное писание и хорошо его знал. Лично боролся с разговорами и смехом в храме..

После падения Избранной рады в 1560 году Макарий — единственный из её членов — не был подвергнут преследованиям.

3 декабря 1563 года митрополит Макарий извещал государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и умолял его не оставлять митрополии. Только 21 декабря он дал согласие оставаться на кафедре, но через 10 дней, в последний день 1563 года, владыка Макарий скончался.

1 января 1564 года состоялось его погребение в Успенском соборе. Погребение возглавил Ростовский архиепископ Никандр, ему сослужили 4 епископа.

Святитель Макарий был 16 лет вторым лицом Русской Церкви, а потом ещё более 20 лет возглавлял её.

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ МОСКОВСКОМ МАКАРИИ


Интересно то, что в Русской Церкви белые митрополичьи клобуки носили только святители Петр и Алексий, все другие святители, главы Русской Церкви. митрополиты Московские носили чёрные клобуки. Белые клобуки в истории Русской Церкви носили только Новгородские владыки и только новгородские владыки запечатывали свои письма и грамоты красной печатью, а московские митрополиты, как и все другие епископы России, чёрной.

Известно, что митрополит Макарий был 16 лет владыкой новгородской кафедры и имел преимущество над всеми другими русскими владыками носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

А потому, когда его повысили в митрополиты на Московскую кафедру, он отказался сложить с себя белый клобук и продолжил носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

Популярность митрополита была такой высокой, что ни кто не посмел от владыки снять белый клобук. А Царь Иван грозный в Церковные дела не вмешивался. Белый клобук на московском митрополите считалось личным делом самого владыки, а митрополит сам считал, что если его повысили в сане, то не может же он одеть одежды, которые носят владыки стоящие ниже владыки Новгородского.

при этом можно говорить, что святитель Макарий клобук белого цвета и красную печать использовал "самоуправно" против канонов Русской Церкви и только после его земной кончины, когда встал вопрос, а какого цвета клобук теперь должен носить митрополит Московский, официально было решено, пусть будет БЕЛОГО по примеру первых святителей Петра и Алексия и так же утвердили красную печать для митрополита Московского.

Историки говорят, что по литературной деятельности, святитель Макарий был человек выдающийся начитанности. Но вот говорить о его мышлении как человека государственного, то познаний по небогословским предметам у него не было, не было и систематического для того времени образования ибо святитель даже не имел школьного образования.

А потому, он ни как не мог участвовать в воспитании юного царя Ивана Грозного и быть его учителем. Этот факт митрополит переживал с грустью. Он ощущал себя стоящим в стороне от царя. И потому надо было приблизиться и что-то предпринять. Тут и созрела мысль, "толкнуть идею" 16 летнему правителю России, что хватит быть князем, надо становиться Царём. Ивану Грозному идея понравилась и уже на другой день он сам от себя провозгласил, что хочет быть Царём и чтобы митрополит Макарий венчал его на Царство. Всю дальнейшую жизнь царь и святитель были очень благодарны друг другу. За один вечер было сделано больше, чем если бы за 16 лет воспитания юного царя.

Святитель Макарий был первым предстоятелем Русской Церкви, который был согласен вести переговоры с лютеранами и католиками на равных и этим он тоже возвысил Церковь, ведь ни до него, ни после святители отказывались от всяких диалогов с Западом. И тут мы видим, что святитель Макарий уже ведя переговоры с зарубежными епископами выступает в роли международного политика.

До митрополита Макария в Русской Церкви было 22 русских святых, святитель Макарий канонизировал в своё правление 39 русских святых.

Интересные данные, что ранее первенство в Церкви имели монашествующие священники, но митрополит Макарий вначале был женатым священником и известно, что у него была дочь, которая умерла ко времени митрополичьего сана. Возможно потому, святитель проявлял особую заботу о белом женатом духовенстве и считался очень добрым владыкой, который победил консервативный деспотизм особенно по отношению монахов к женатым священникам.

Святитель Макарий знаменит тем, что в период времени его архипастырской деятельности, по его инициативе или под его влиянием, в церковно-исторической жизни совершились такие события, которым подобных ни чего не было в предшествующей истории.


Саккос митрополита Макария. 1549. Москва, мастерские кремля. Ткани - Италия, 1-я пол. 16 века. Золотный бархат, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, шитье, басма. На облачении вышита надпись, что этот саккос был подарен митрополиту Макарию царем Иваном IV "на славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".

Когда мы сегодня говорим о первом русском царе, мы рассматриваем события, исходя из тех или иных принципов. Я взял на нашу встречу газету, которая называется "Русь Православная". Весь номер посвящен этой тематике, и я обратил внимание на то, какие в нем используются "интересные" приемы. Например, приводится цитата из Патриарха, а затем идут целые главы из трудов митрополита Санкт-Петербургского Иоанна. Тем самым слово епархиального архиерея как бы получает некий смысловой приоритет перед словом Патриарха. Но это только начало. Материал, в котором приведены слова Патриарха, имеет заголовок "Безумцы, провокаторы, враги Церкви" - по существу, именно так здесь преподносится Патриарх! Дальше мы снова видим короткую цитату из Патриарха и большой комментарий редакции, превратно толкующий смысл его слов. И это лишь некоторые из используемых в этой газете приемов.

Теперь я перехожу к основной теме своего выступления. Прежде всего, я хотел бы обратить ваше внимание на такой интересный феномен: время, в которое мы живем, можно сравнить с эпохой митрополита Макария, и такие времена можно назвать "эпохой новых чудотворцев". С именем святителя Макария в этом смысле связана целая эпоха в жизни русской культуры и русского государства. Конечно, есть и отличие: в наше время канонизировано не около ста, как во времена Макария, а более тысячи святых. И нужно сказать, что это событие - массовую канонизацию святых на Соборе 2000 года - мы еще не восприняли, не осознали и не пережили должным образом.

Итак, с одной стороны - массовая канонизация 2000 года, а с другой - недостаточная церковность, недостаточное знание церковных канонов. Например, начинаются разговоры о том, что нужно срочно канонизировать какого-либо исторического деятеля или человека, который лишь недавно скончался. Вокруг этого вопроса поднимается целая волна, но когда берешь в руки книгу о подвижнике веры, скончавшемся в прошлом году, а в ней видишь уже и тропари, и нимб на портрете, то перед нами - очевидное отсутствие канонического сознания.

Теперь по поводу первого русского царя Ивана Васильевича Грозного. Я преподаю церковную историю в Московской духовной академии, и студенты часто задавали мне вопрос об отношении к эпохе Ивана Грозного, особенно после выхода в свет трудов митрополита Иоанна (Снычева) в середине 90-х годов. Я на этот вопрос отвечал: есть эпоха митрополита Макария. Что же касается выражения "эпоха Ивана Грозного", то это не эпоха, поскольку эпоха всегда есть нечто целое. А о цельности эпохи в этом случае говорить не приходится.

Иван Васильевич Грозный - русский государь. Бесспорно, необходимо историческое исследование личности Ивана Грозного, его заслуг и т.д. Но те, кто выступают за его канонизацию, исходят при этом отнюдь не из его особого церковного благочестия. Речь идет как бы о канонизации монархии. Конечно, если говорить о возможной проекции небесного мира на землю, то в небесном мире царит не демократия, а монархия. Известна точка зрения нашей Церкви по этому вопросу, но она не волнует "ревнителей". Она не волнует их, поскольку сегодня личность Ивана Грозного переживает необычайное мифологическое переосмысление. Причем это не стихийный, а вполне организованный процесс. Я уже показывал вам газету, полностью посвященную этой тематике.

Какие при этом создаются мифы? Первое: оказывается, Иван Васильевич уже канонизован! Я поначалу не мог понять - как же так, откуда это идет? На самом деле это активно муссируется в соответствующей прессе и распространяется. Например, не успела пройти передача по радио "Радонеж", как уже выходит аудиокассета в типографской обложке, а на ней - и икона, и чудеса.

Основной аргумент, подтверждающий эту якобы уже состоявшуюся канонизацию, то, что в откосе северо-восточного окна Грановитой палаты имеется изображение Ивана Васильевича в нимбе. Поскольку последняя роспись была сделана в 1892 г., то это изображение преподносится как акт канонизации. Но если бы кто-нибудь действительно радел о церковной науке, а не о мифотворчестве, то можно было бы заглянуть в синодальный архив РГИА... Если вы были в Грановитой палате, вы знаете, что там в таком виде изображен целый ряд московских государей. Изображение государей в нимбах - это византийская традиция, которая свидетельствует о почитании государя как помазанника Божия. Но это никогда - ни для византийцев, ни для русских - не говорило о личной святости. Имеющиеся архивные данные не подтверждают факта канонизации Грозного ни в XVII, ни в XIX веках.

Если говорить о проблеме взаимоотношений Ивана Васильевича с Церковью, то мне для их понимания много дали исследования мест погребения российских митрополитов. Это ведь непростой вопрос. Как вы знаете, в период опричнины летописание прекратилось, и мы вынуждены искать сведения о том, где был похоронен тот или иной митрополит, в других источниках. Напомню, что за время правления Ивана Грозного единственным митрополитом, который скончался своей смертью, оставаясь главой Церкви, был святитель Макарий. Все остальные митрополиты либо сами покидали престол, либо их низводили. О какой же святости после этого можно говорить?

16 января 1547 года состоялось венчание на царство первого и единственного тогда православного государя. Митрополит Макарий, обращаясь к нему, говорит, чтобы он был послушным сыном Святой Церкви и т.д. О каком же послушании можно говорить при таком отношении к предстоятелям Церкви? О том, что тогда происходило с епископами и игуменами, нам известно очень немного. Но мы знаем о гибели преподобного Корнилия, Псково-печерского чудотворца. Сегодня те, кто ревнуют о канонизации первого русского царя, совершенно произвольно перетолковывают слова службы, где говорится, что земной царь "предпослал" преподобного Корнилия небесному царю. Они преподносят это как нечто благодатное, что нельзя рассматривать иначе как кощунство...

Еще одно слабое место в разговорах о канонизации Ивана Васильевича - это его многоженство, хотя пресса, которая борется за его канонизацию, пытается эти факты отрицать. Столь же проблематична интерпретация опричнины как некого монашеского ордена. Если вообще возможно говорить о благочестии применительно к опричнине, то по сути это было навязыванием неправославных форм благочестия. Не стоит забывать и о том, что митрополит Макарий выступал против опричнины - об этом говорится в 34-м томе русских летописей. Все эти усилия по "канонизации царя" Ивана Васильевича смущают простых верующих. И мы видим, что эта ситуация нагнетается с помощью некоторых средств массовой информации.

Биография митрополита Макария

Митрополит Макарий (в миру Леонид Никитович Свистун) родился 14 сентября 1938 года в Киеве в рабочей семье. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1960 году окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1965 году – Московскую духовную академию со званием кандидата богословия за курсовое сочинение «Иноки-иконописцы в истории древнерусского искусства». В 1968 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии, занимался в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).
В марте-апреле 1968 года принимал участие в работе III Всехристианского мирного конгресса в Праге, в том же году был делегатом от Русской Православной Церкви на VI Ассамблее Всемирного конгресса Церквей в Упсале (Швеция).
22 мая 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом рукоположен во диакона. 6 июня 1970 года во Владимирском кафедральном соборе в Киеве митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, + 1978), митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Старозагорский Панкратий (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Житомирский и Овручский Палладий (Каминский, + 1978), архиепископ Львовский и Тернопольский Николай (Юрик – впоследствии митрополит, + 1984), епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Дикун, впоследствии митрополит), епископ Черниговский и Нежинский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит, Предстоятель УПЦ) совершили наречение архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, 7 июня, во Владимирском соборе в Киеве была совершена хиротония архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В 1970 году Преосвященный Макарий был назначен управляющим Канадской епархией и в этом же году – временно управляющим приходами Московского Патриархата в США. На этом посту пребывал с 1970 по 1975 годы. С 1975 по 1978 год – постоянный представитель Патриарха Московского и всея Руси при Всемирном Совете Церквей. С 1978 по 1982 год – епископ Уманский, викарий Киевской митрополии. В 1979 году возведен в сан архиепископа. С 1982 по 1990 год – управляющий Ивано-Франковской и Коломыйской епархией. В 1990 году назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и временно управляющим Канадской епархией с титулом «архиепископ Клинский, викарий Московской епархии».
В 1992 году назначен управляющим Винницкой и Брацлавской епархией, а в 1994 году в связи с разделением епархии на две – управляющим Винницкой и Могилев-Подольской епархией.
За время своего служения за границей и внутри Отечества архиепископ Макарий исполнял многочисленные послушания церковного чиноначалия, принимая участие в религиозных международных конференциях и в представительских поездках по странам Европы, Азии, Африки и Америки. За ревностные труды митрополит Макарий награжден орденами: святого равноапостольного князя Владимира II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, святого великомученика Георгия Победоносца (Грузинская Церковь), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Болгарская Церковь), Марии Магдалины (Польская Церковь), крестом Гроба Господня (Иерусалимская Церковь) и др.

(1428-1563) - Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря Макарий в 1526 г. поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера Макария, которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о Макарии. Недружелюбно относятся к Макарию новейшие историки (Карамзин и мн. др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора.

Не имея значения как политический деятель, Макарий занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная Макарием, имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. представляет собой явление небывалое в русской истории. После этих соборов при митрополите Макарии канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при Макарии являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.).

Наконец, стремление Макария ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). Макарий был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит Макарию. На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава - из послания к царю в Казань (ibid. 290); постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" Макария Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно Макария составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал. Ближайшее потомство не воздало Макарию по его заслугам: московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве".

Объединительным характером отличается и литературная деятельность Макария. Еще в бытность свою архиеп. новгородским Макарий поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий"; о содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам Макарий был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при Макарии жития; число последних достигает 60. В последние годы своей жизни Макарий, главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора. И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, Макарию приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности Макария говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Ср. Н. Лебедев, "Макарий, митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М. Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11.

А. Андреева

14.10.2017 - 17:47

В сентябре завершила свою работу выставка, посвященная одному из важнейших и, надо заметить, благополучных, спокойных, стабильных и политически удачных периодов в истории России и Русского Православия, периоду становления и укрепления огромного Русского централизованного государства. Этот отрезок нашей истории неразрывно связан с именами двух выдающихся личностей,внесших неоценимый вклад в развитие страны - Иваном Грозным и митрополитом Макарием, что бы не говорили и как бы не пытались умалить их значимость. Эту эпоху, которую традиционно мы знаем как «грозненскую», по праву можно называть и «макарьевской» - столь масштабна созидательная деятельность митрополита Московского и всея Руси Макария, стоявшего у руля Церкви в тот период.

Именно такое название и дали выставке организаторы: «16-й век. Эпоха митрополита Макария». На ее открытие (в июле) был приглашен старообрядческий Митрополит Корнилий. Мы же едва успели на «подножку уходящего поезда» - пришли буквально за два дня до закрытия выставки. К сожалению, все экскурсионные программы, проходившие в течение двух месяцев, закончили свою работу, и нам пришлось довольствоваться тем, что мы сами увидим и прочитаем, без сопровождения экскурсовода.

Проходила выставка в одном из красивейших и значимых мест Москвы - Историческом музее. Величественное красное здание в стилеXVI века с белыми, как будто на них круглый год лежит снег, башенками очень органично вписано в ансамбль Красной площади - мимо него так просто не пройдешь, обязательно притянет ваше внимание.

Основатель музея - Александр II, также его возникновение тесно связано с именами русского археолога и историка Ива́на Его́ровича Забе́лин а и графа Уварова, председателя Московского археологического общества . Строили музей 6 лет, причем начало было положено архитектором Шервудом и инженером Анатолием Семеновым, а закончил строительство Александр Попов , который все свои инженерные проекты (и башен, и художественного оформления залов) разрабатывал, опираясь на замысел графа Уварова . В 1883 году «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III » принял своих первых посетителей.

В советское время здание изрядно попортили: с башен были сняты двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов, многие росписи и детали интерьера были забелены или уничтожены. Да и вообще здание планировали снести, и построить на его месте монумент в честь победы коммунизма, но помешала Великая Отечественная.

В 1986 году музей закрыли на реконструкцию, а к 2003 году восстановили интерьеры залов, родословное древо государей Российских; вернули скульптуры двуглавых орлов, единорогов и львов.

Нарядно и ярко встречает музей своих посетителей - лишь войдя, мы словно во дворец попадаем. Потрясает интерьер парадного зала с богатой настенной росписью и львами. На сводах потолка знаменитое генеалогическое древо Рюриковичей и Романовых - 68 портретов великих князей, царей и императоров кисти Васнецова.


Музей собрал богатейшую коллекцию - более 5 миллионов экспонатов, многие из которых люди приносили безвозмездно, дарили музею. Но прежде чем подойти к витринам, посетители, уверена, также как и мы, с восхищением рассматривают сначала сами залы, каждый из которых (а на сегодня их 35) уникален: архитектура, отделка, роспись, лепнина. Оформление залов соответствует представленной эпохе.


В этом уникальном музее собрана практически вся история, со времен «до нашей эры» и заканчивая 20 веком - почти 6 километров хронологического пути, полное погружение в историю. Каменный, бронзовый, ранний железный века, античный мир. Раннее средневековье. Великое переселение народов в конце IV века. Домонгольский период IX-XIII века. Путь "из варяг в греки". Редчайшие предметы интерьера и культуры: огромный почти 8-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба; дольмен «Колихо» - древнее сооружение из каменных плит, в котором были обнаружены останки 70 человек; Таманский саркофаг - один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н.э., раскопки курганов, огромное количество экспонатов, относящихся к разным эпохам…. Мельком заглянули в один из залов, ахнули - какие же красивые печные изразцы - жар-птицы!Особо крупные экспонаты установлены около лестничных пролетов: коляска императора Павла I, четырехместная карета Екатерины II.


Проходя мимо роскошного «Роллс-Ройса», остановилась, с интересом прослушала его историю. Оказывается этот автомобиль (его еще называют «Серебряный призрак») попал в Россию в 1915 году. Заказала его императрица Александра Федоровна; дворцовое ведомство заплатило за авто 17,5 тысяч золотых рублей. После Февральской революции его облюбовал Керенский, а уж затем автомобиль попал в гараж Ульянова (Ленина). Именно на нем в день покушения Ленин прибыл на завод Михельсона, и он же помчал раненого вождя в Кремль. Сейчас «Призрак» считается самым дорогим автомобилем в мире, оценивается он почти в 60 млн. долларов. Своим названием машина обязана бесшумности хода и тому, что многие ее детали покрыты серебром.

Очень хотелось основательно пройти по залам музея, тщательно рассмотреть каждый экспонат. Но по опыту знаю, что для этого нужна как минимум неделя, за один день это невозможно сделать. Да и цель посещения Исторического музея в этот раз у нас была конкретная - выставка о митрополите Макарии, поэтому быстро, заставляя себя не задерживаться и не останавливаться (что не очень-то получалось), направились сразу на 3-й этаж.


Первые монеты, первый ткацкий станок, первый печатный станок…. В экспозиции очень много уникальных рукописных книг. Нам сейчас очень сложно представить, что книги писались вручную, чернилами, причем таким красивым почерком, идеально ровными строчками, с украшениями и узорами - диву даешься. Какой же это был титанический труд!




С именами митрополита Макария и царя Ивана Грозного связано начало издания печатных книг в Московском государстве, явилось плодом их совместных усилий. Очень органичный симбиоз сложился в середине 16 века между светской властью и церковной. Во многом это стало возможным благодаря митрополиту Макарию (1481-1563), главе первой в то время по своей значимости епархии Русской Церкви - Новгородской. Царь предложил митрополиту организовать книгопечатание - необходимость этого назрела:строилось много новых церквей, в т.ч. на территории присоединенного в 1552 году Казанского ханства, итребовалось широкое распространение богослужебных книг.




За 12 лет, с 1553 по 1565 г., первая московская типография выпустила 7 изданий (они представлены на выставке): три Евангелия разных шрифтов (узко, средне и широкошрифтное), Триоди постную и цветную, две Псалтыри также разного шрифта (причем, широкошрифтная представляет чрезвычайную редкость). Эти книги были в первую очередь необходимы в церковном обиходе. Книги имитировали рукописные, в них также было большое разнообразие шрифтов и орнаментов. Имена первых печатников неизвестны, но их безценный опыт был учтен в последующих изданиях и, вне всякого сомнения, благодаря их труду стало возможным появление Апостола 1564 года - непревзойденного шедевра древнерусской печати, высшего достижения полиграфического мастерства 16 века - первой датированной русской печатной книги, выполненной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. На выставке представлен один из сохранившихся экземпляров этого Апостола - на кожаном переплете золотое тиснение с двуглавым орлом, на груди которого щиток с изображением головы Ивана Грозного в короне, и надписью: «Иоан Божиею милостью господарь царь и великий князь всея Руси».



Организаторам выставки, опираясь на богатейшее уникальное собрание музея, удалось наиболее целостно, ярко и полно представить этот период отечественной истории и культуры. Помимо памятников из собрания собственно Государственного исторического музея, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива. Документы, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода, книжные своды, рукописи, автографы… Можно без каких либо колебаний отметить, что русская средневековая культура достигла в тот период своего наивысшего расцвета.

С трепетом рассматриваем ценнейшие древние иконы: «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (нач. 15 века), св. Никола Великорецкий, Владимирская икона Божией Матери, Архангел Михаил, «Благословенно воинство Небесного Царя», «О Тебе радуется». Икона великомученика Димитрия Солунского 1586 года в серебряном с золочением окладе, украшенном драгоценными камнями: сапфирами, бирюзой, перламутром, жемчугом. Икона преподобного Геннадия Костромского, современника митрополита Макария, основателя монастыря близ города Любима. Большая икона прп. Варлаама Хутынского с житийными клеймами (1540 годы). Этого святого особо почитал Василий III (он принял перед смертью постриг с его именем), а позднее и Иван Грозный.

В серебряных резных окладах иконы св. Иоанна Предтечи (16 век) и св. благоверного князя Александра Невского, канонизация которого состоялась на Соборе 1547 года (в экспозиции также есть сборник «Житие и службы русским святым», открытый на странице, где указана служба 23 ноября святому Александру Невскому «новому чудотворцу»). Иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских, прп. Михаила Клопского, также канонизированных Собором 1547 года.


Митрополит Макарий так много сделал для Церкви и так много изменил в ней, что трудно представить себе историю Русского Православия без этой личности. Что стоила только борьба с еретиками – сохранившиеся «дела на еретиков», обширные материалы расследований, живо свидетельствуют об этом. Но методы борьбы существенно отличались от тех, что были до митрополита: противодействие еретикам не знало жестокости, их не пытали и не уничтожали, но отправляли на покаяние в дальние обители. Цель этой борьбы была не в истреблении заблудших, но в победе истины, в торжестве Православия. На Стоглавом Соборе 1551 года Церковь приняла значительный свод единых правил, касающихся разных сторон церковной жизни. Общие правила касались всего русского духовенства и должны были неукоснительно им исполняться. Во время правления митрополита Макария Соборами 1547 и 1549 гг. было канонизировано множество святых. Иона Московский, Александр Свирский, Макарий Калязинский,Савва Сторожевский и Савва Вишерский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие (икона этих святых с 63-мя житийными клеймами представлена на выставке - это одна из самых мощных по духовному содержанию и художественному исполнению икона)… В память о канонизации на Макарьевских Соборах был установлен праздник Собор Российских чудотворцев и составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые.


Укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы – это только некоторые из направлений деятельности митрополита. Он был духовным писателем и просветителем чрезвычайно высокого уровня. Мудрый наставник и руководитель, митрополит Макарий собрал вокруг себя талантливейших книжников; его писания и пастырские проповеди оставили глубокий след в сознании русских людей того времени и прошли через поколения.

Рассматриваем уникальные рукописные подлинники: крестоцеловальная запись боярина Глинского царю Ивану; грамота митрополита Макария своей пастве о пожертвованиях в иерусалимские и синайские монастыри; жалованная грамота Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме… Кто-то из посетителей «забылся» и слишком близко приблизился к стеклу витрины - сразу сработала сигнализация. Смотритель музея успокоила: «Ничего страшного. Но старайтесь не касаться - очень ценные экспонаты и охрана серьезная».

Еще рукописи. Чин венчания на царство, составленный митрополитом Макарием.Митрополит напутствовал молодого государя, раскрывая идеал христианского монарха: «…имей страх Божий в сердце и храни веру христианскую чисту и непоколебиму... К святой же соборной Церкви и к всем святым церквам имей веру, страх Божий и воздавай честь... Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и... ко всему христолюбивому воинству будь... милостив и приветен... За обиженных же стой царски и мужески, и не давай обидеть не по суду и не по правде» . Для Ивана Грозного он стал и духовным наставником, и верным помощником, и другом.

Следующее наставление, сохранившееся в рукописи, - поздравительная речь митрополита Макария к Ивану Грозному с его бракосочетанием с княгиней Анастасией Романовной (1547 год). Рукопись Стоглава (в составе сборника из среды московских старообрядцев), в котором на нескольких миниатюрах представлены сцены, где Иван Грозный велит митрополиту Макарию созвать Церковный собор, передает ему текст своего обращения к Собору; сцена, где митрополит беседует с архиереями. "Царственная книга" - Лицевой летописный свод, на миниатюрах которого изображены сцены венчания Ивана Грозного на царство митрополитом Макарием 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля. На полях скорописанные записи, предположительно сделанные самим Грозным. Строительство Покровского собора, создание важнейшего историографического памятника русской государственности - Степенной книги, основание школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора…


Экспонаты демонстрируют основные вехи деятельности митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563), значение которой эпохально не только для Церкви, но и для государства.

В 1552 году Иван Васильевич отправился на войну с Казанью - оттуда совершались набеги на Русь, угонялись тысячи пленников-христиан. Митрополит благословил этот поход, объявил его делом веры. Послание Макария, «укрепляющее на брань», сохранилось, оно представлено среди экспонатов. В другом своем послании митрополит Макарий просит русское воинство честно послужить Отечеству и царю; там же увещевает воевод, ведущих постоянную борьбу между собой за власть - от этого страдала вся русская армия, были тяжелые поражения от неприятелей.

Еще уникальные экспонаты: Новгородская кормчая 1282 г. - на верхней крышке переплета автограф митрополита Макария. Церковный обиход из Чудова монастыря - исключительный по полноте сборник, в котором есть все службы, в том числе русским «новым чудотворцам»; Толковое Евангелие 1544 г. с вкладной записью митрополита Макария в Успенский собор Кремля «на память своей души и по своих родителех». Рукописное Евангелие "Мстиславово" было выполнено новгородскими мастерами по заказу Ивана IV в 1551 году. Оклад уникальной копии с эмалевым средником с изображением Господа Вседержителя и 12 эмалевыми образками с изображениями Божьей Матери, святых воинов мучеников и апостолов. От первоначального оклада 12 века сохранились две эмалевые пластины с изображением апостолов Иакова и Варфоломея.

Рукописное «Боровское» Евангелие в драгоценном окладе, изготовленное по заказу архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария для Пафнутьев-Боровского монастыря. Рядом на стене довольно крупное серебряное с золочением и чеканкой клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского (прославленного на Соборе 1547 года), рядом фреска «Господь Вседержитель на престоле» из Пафнутьевского монастыря - все эти экспонаты не случайны здесь. В Пафнутьев-Боровском монастыре будущий митрополит принял постриг с именем Макарий, здесь он прошел все ступени послушания; с этим монастырем, в то время являвшимся крупным центром книжности и духовности, связано становление его личности.


Под стеклянным толстым стеклом отдельностоящей витрины - Великие Минеи Четьи, созданные по повелению митрополита Макария. Не напрасно один из церковных историков назвал Макария «покровителем книжного делания»! Это грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день года. В него попали жития всех святых, почитаемых на Руси. Огромные фолианты в 12 томах, 27 тысяч рукописных страниц! Архиепископ Филарет (Гумилевский) сказал: «Это целая библиотека книг; мало трех лет, чтобы прочесть ее» . Этими Минеями пользовались до времен Петра I. Всего их было три комплекта: Софийский (для Новгородской Софии), Успенский (для Успенского собора Московского кремля) и Царский (для царя Ивана Грозного). Полностью сохранился только Успенский - в других комплектах некоторые тома утрачены. Одна из миней представлена в раскрытом виде: в очередной раз не перестаю восхищаться мастерством наших предков, настолько удивительно красивое, аккуратное, четкое, ровное письмо с вензелями, настолько тонко выполненный великолепный цветной орнамент с позолотой - ну просто невозможно к этому привыкнуть. Мне посчастливилось читать службу с подобной древней книги у нас в храме. Каждый раз с трепетом беру ее в руки и долго не могу оторвать взгляд, особенно сознавая, что вся эта необыкновенная красота создана вручную!


Панагия «Знамение», украшенная золотом, серебром, резьбой, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Напрестольные и наперсные кресты. Вышитые золотым шелком пелены «Не рыдай мене Мати» и "Богоматерь Гребневская". Плащаница 1558 года работы мастерской Великой княгини Анастасии Романовны.

С интересом рассматриваем предметы церковного и бытового обихода. Снаряжение русского воина середины XVI века: наконечники пик, бердыши, шлем, кольчуга. Крестьянское оружие: наконечник рогатины, мотыга, кистень, топор. Серебряный с золочением резной писчий прибор, медного литья чернильницы. Походная церковь конца 16 века. Бархатное оплечье священнической фелони. Антиминсы храма апостола Иоанна Богослова и Воскресенской церкви (был освящен при епископе Рязанском и Муромском Ионе). Резной золоченый образок «Рожество Богоматери» из мамонтова бивня. Небольшие иконы, образки, вырезанные как из дерева, так и из таких экзотических, на наш, современный взгляд, материалов, как бивень мамонта, моржовый клык. Например, образок Божьей Матери «Знамение» с символами евангелистов выполнен рельефной резьбой из моржового клыка. Долго разглядывала маленький резной деревянный образок двунадесятых праздников - удивительно тонкая работа резчика-иконописца.

В отдельной витрине огромное, на вид очень тяжелое, серебряное с позолотой и резьбой кадило. Мощное впечатление! Богатырями, видимо, в старые добрые времена были не только миряне, но и священники… Потир, церковное блюдо с вырезанными на нем словами молитвы «Чрево Твое Святая трапеза», стакан царевича Феодора - все предметы серебряные с золочением, резными украшениями.


Преставился митрополит Макарий 31 декабря 1563 года. В Сборнике «О российских святых чудотворцев» в разделе царствующего града Москвы читаем: «чудный Макарий митрополит представися в лето 7072 (1563) декабря в 31 день». Сказание, написанное вскоре после смерти святителя Макария, повествует о его скоротечной болезни после службы и крестного хода в Елохово на память великомученика Никиты 31 декабря и погребение 1 января 1564 года. В лике святых митрополит Макарий был прославлен на Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Святой Макарий умер в добром согласии с государем, не был он ни мучеником, ни исповедником. Его имя, к сожалению, не так на слуху, как, к примеру, имя патриарха Никона, печально известного своими реформами, приведшими к страшному расколу Церкви и общества (кстати, все то созидательное, что было заложено митрополитом в церковное здание, дало огромный запас прочности и определяло судьбу Церкви вплоть до никоновской реформы). О митрополите Макарии не снято фильмов, не написано исторических романов. Но, вне всякого сомнения - это великая историческая личность, человек-эпоха и имя его стоит очень высоко.

Полистали увесистую книгу отзывов и обнаружили в ней множество записей восточными иероглифами (китайскими? японскими?).Тронула сердце, не оставила равнодушными гостей столицы наша история; величие, мощь, духовное богатство России. И мы благодарны организаторам выставки, в какой-то степени, в плане массового просвещения, безусловно, являющимися последователями святого Макария.