Что такое дифференциальная психология? Что изучает дифференциальная психология?

Долгое время психология стремилась выявить общие закономерности в поведении людей. В этих поисках часто забывалось об индивидуальности. Ведь одинаковых людей не бывает. Несмотря на то общее, что имеется внутри каждого, существует множество отличий, что делает нас неповторимыми, уникальными со своим видением и пониманием мира, со своими привычками, образом мышления и действий. Мы все по-своему воспринимаем окружающий мир, реагируем на его проявления. У нас могут быть общий взгляд, общее мнение, но оно всегда будет окрашено нюансами, присущими конкретному индивидууму.

Наука была вынуждена идти психологически тяжело. Нам пришлось перейти от обычной полуклассической квантовой механики, которая требовала классического наблюдателя в чистом квантовом понимании, в котором не было места для классического поэю. Это просто революционный шаг. В конце концов, такой взгляд на мир, как показал квантовая теория, был до краха научного мира. Возможно, вам понадобятся новые материалы, но прежде чем вы сможете, мы можем использовать уже знакомые, связанные с поверхностью решения.

Давайте найдем в книге, что поверхность имеет много имен. В конце концов, рождение, а также декогеренция - это превращение, поверхность невидимых плоскостей. То, что мы называем творением, развитием, эволюцией и так называемым прогрессом в мире, также является декогеренцией. И личное, индивидуальное я, эгоизм, частная собственность, гордость за любовь и другие различные привязанности - это последствия декогеренции. Вспомним тот факт, что смерть и рождение - две неотделимые стороны одного и того же и того же самого репортера: рождение смерти требует смерти, и смерть, как говорят, родилась.

Эти небольшие нюансы затем сказываются на нашем поведении, привычках, стремлениях. А, поскольку человек находится в социуме, постоянно взаимодействует с другими людьми и группами людей, то важно понять его глубинную мотивацию, попытаться предсказать реакцию на то или иное событие. Это позволяет более эффективно задействовать качества человека, его таланты и способности в работе, быту, помогает максимально реализоваться, самовыразиться.

Точно так же декогеренция и повторная согласованность являются сторонами одного и того же отказа. Это всеохватывающее чувство юмора, которое предполагает, что все рано или поздно превратится в его корни. Тьма превратилась бы в яркую, молодую, старую, смертельную, видимую и невидимую. Греческие диалекты, называемые энантиодромеми - паудиоиды выражают это как предлог. Квантовая теория уже имеет количественную количественную меру декогеренции и повторной когерентности. Он варьируется от единицы к нулю.

В квантовой путанице - единстве начала, рекогерентность является единицей, а декогеренция равна нулю. В квантовой теории такое пространство, называемое фортепиано, называется мурлыканьем, а фигурки - прекрасными животными. Это бывшая религия, которая ведет ко всей религии и которая, в общем, является домом для Бога. Апостол Иоанн в дверях своих рта: каждый, у кого в нем такое перо, он красив сам с собой, потому что он также прекрасен. Поэтому мы можем назвать квантовую путаницу или феномен суперпозиции как сказку или прекрасный уровень мирового класса.

Эту задачу помогает решить новое направление — дифференциальная психология, которая появилась в конце 19-начале 20 веков с началом проведения в психологии экспериментов и введения тестов. Её основателями являются Гальтон и Штерн. Данное направление занимается изучением индивидуальных различий психики индивидов и групп людей, а также природы, источников и последствий этих различий.

То есть, это кажется - древним в смысле йодиума - когда что-то появляется, как будто ничего, например, роса, облако, джолел, живут. Декогеренция приближается к единице, а форма повторной привязки к нулю, формы становятся хрупкими, ползет, ломается, страдает. Рой новить. Обновление, как смерть становится рождением. Определение взаимоуверенности в определении человека дополняется и расширяется. Можно сказать, что человек объединен, отделен от Вселенной и помещен в отдельный особняк мудрецом. Объединение человеческого тела и его размещение в отдельном месте - в начале книги, в книге праздника праздника, Дева сделала человека из многих людей и спасла жизнь.

Задачей дифференциальной психологии является установление закономерностей того, как возникают и проявляются индивидуальные различия в психике человека, разработка теоретических основ психодиагностических исследований и соответствующих корректирующих программ.

Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.

Так ожил этот человек. Начало книги христианами в этом существе довольно бледно и адаптировано к богословию искупления. Теологи, которые, скорее всего, будут найдены на иврите, являются носителями языка. Мы также будем использовать ваши заклинания. Говорят о душе Бога: Бог создал человека богом слов. Говорят следующее: и было бы дыхание. Протестантский богослов Альфред Вллиус утверждает: «И дух был наполнен жизнью, создавая душу души». Мы читаем в православной манере: и вдохнул в лицо дыхание жизни, и стал живым человеком.

В коротких очередях Библии на еврейском языке есть три еврейских текста, каждый из которых, согласно его бюллетеню, переводится в дух, душу, жизнь, дыхание или белые. Однако Йоди не являются синонимами, поскольку иврит относится к разным уровням души - нерамах, руаху и непере. Используя квантовую физику, можно сказать, что в устье Раффрета речь идет о душе, но в трех разных квантовых путях. На идишских раввинах в Библии используются следующие сравнения: создание человека будет похоже на стакан ветра.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:

  1. Природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий.
  2. Факторы, определяющие различия и воздействие на них.
  3. Чем проявляются различия.

Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию. Первоначально это были индивидуальные тесты , а затем для определения умственных различий прибегли к групповым . Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции. Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.

Стеклянная бутылка начинается с укуса, который течет как кит через трубу, пока он не остановится в форме шара. Тем не менее, только простой перевод других языков, без раввина, не будет раскрыт. В книге Зоар понимается, что Нефропы связаны с руахами, руачами и нехрамами, а не с Святым Единством. Три из них - цепь, соединяющая человека с Богом. Отчуждение еврейского языка показывает, насколько отличается квантовая путаница, иными словами, в отличие от Бога, «расстояние» души отражается на месте рассматриваемой Библии.

Нехрам находится на том же пути, что и Нехрам, который говорит, удар, но в рассматриваемом случае это пятно Бога. Неффер пришел из скал, упреков, остановок и отступников, отныне относится к душе племен, которая связана с жарой и находится в ней. Руах говорит вам, вля ', и это уровень души, который соединяет вас с нефрой. Оказывается, что это наиболее взаимосвязанные, другими словами, самые «отдаленные» от Бога и упрямая, пронизанная душа в теле человека. Разница между локализацией и декогеренцией заключается в том, что если локализация - размещение души в существе может быть понято как простой акт Божьего эго, то декогеренция или ассоциация - это долговременный процесс, который все еще присутствует.

В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.). Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.

В начале статьи мы упоминали о секуляризации или мировоззрении, которые мы наблюдали во всех областях человеческой деятельности. Обычно это связано только с процессами, происходящими в религии. Однако ясно, что секуляризация или возникновение вспышки нищеты - это все сферы деятельности. Можно сказать, что существует мировое измерение, которое в квантовой теории называется декогеренцией. Во-первых, степень унификации души людей была еще маджу или, другими словами, уровень квантовой путаницы был еще выше.

Говоря об этом, символизм таков: Адам говорил с Богом. По словам пророков, первая из душ людей, хотя они были рождены в их сердцах, еще не были «далеки» от Бога. Объединение или мир начали расти, союз с Богом был велик, и первые люди не верили в непослушание Богу. Это был решающий предел, который превзошел Пв. Рот представляет собой «отвлечение» от Бога, символически говорящее о вторжении в рай. Это еще один шаг в мире.

Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческих и организаторских способностей в общей структуре личности, в мотивационной сфере.

Данная область знания имеет широкое практическое применение:

  1. Подбор и обучение персонала.
  2. Диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
  3. Выбор профессии.
  4. Мотивация персонала и многое другое.

Считается, что представление об индивидуальных различиях людей

Т.е. внутривидовое различие возникло более ста лет назад на основе наблюдаемых и видимых:

Объединение человеческого тела происходило параллельно с восстанием. Говоря об Адаме и Еве, мы часто забывали, что у первых людей не было достаточно физического существа, у которого есть текущий человек. Они были похожи на ангелов, и только после «падения» или «дистанцирования» от Бога - объединения - они получили плотный физический ум. По словам богослова Игнатия Брианьянинова, до падения первых людей, телята были бессмертными, не стреляли, таких танков и тяжелых не было, и они даже не слышали беспечности сердец нынешнего человечества.

В начале книги говорится, что еще до входа в Райскую церковь он сделал шубы Адама и Евы и надел их. Только молодые люди в возрасте начали козыряться. Однако многие цифры указывают на то, что не только душа или сыновья, но и декойерены мира - его вербовка и трудности, и та же смертность была постепенной. Леви-Брюлис, предшественник сангвиника человека, обнял более слабое восприятие себя, но более сильный, яркий лидер среди всех живых мыслей назвал участие туманным. Юнг назвал гения, и изначально не хотел признавать многих этнологов.

  • условий повседневной жизни (питания и распределения),
  • специфики деятельности,
  • торговли,
  • войны и переселения.

Различия имели место не только среди людей и народов, но и среди животных.

Таким образом, констатировалось различие и межвидовое.

Первыми начали делать сравнение внутривидовое и межвидовое этологи

Этология (от греч. — нрав, характер; манера вести себя и логос — учение) — наука о «биологии поведения», об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.

Леви-Брюсельский бульвар, как и древние мифы, рассказывает о временах, когда человек с небом сливался с золотым зрением, аирейки говорят, что до сих пор сердца людей, объединяющих государство и истину, были более покорены. Первоначально в культуре не было никакого мусульманина, это имело бы нас в нашей культурной форме и религии. Вдохновенные истории рассказывают о циклическом повторении четырехлетнего развития человечества. Развитие начинается с чувства юмора, в котором люди живут в гармоничном единстве между собой и в тесных отношениях с Богом.

Пытались сравнивать не только животных, но и людей между собой.

Осуществляли внутривидовое и межвидовое сравнение с учетом уровня эволюционного развития.

В результате таких сравнений исследователи обратили внимание на наличие: общего у всех людей, да и у животных как таковых; частного, специфичного и даже уникального; врожденного и приобретенного.

Третий дренаж и обоюдоострый водопад, все более отдаленный от Бога, сопровождаются большой наглостью, раздором и злом. Жестокое зло разрушается, а цивилизация - это то, что мы говорим с точки зрения повторения или объединения, и цикл начинается снова. Рис бросает девственницу, но символически показывает украшение соналов, т. у. «Отдаленность» от Бога. Вообще говоря, все эти случаи указывают на мир, «дистанцирование» от Бога и его последствия плохи и хороши. В развитии сыновей молодежи он будет разделен на пять этапов: архей, магний, мицц, умственный и интегральный.

Естественно, что для обоснованного и целенаправленного распределения общих, частных и индивидуальных свойств и качеств, а также решения массы сопутствующих проблем индивидуальных различий требовалась системная разработка понятийного аппарата, предмета, объекта, методов исследования и обработки полученных результатов.

Другими словами требовалось организовать новое научное психологическое знание со всеми вытекающими методологическими «последствиями».

Первые три шага нам трудно понять. К сожалению, есть архаичный сармел, о котором мы можем сказать, и часто эти души называют нас дикими. Современный цивилизованный человек только желает признать менталитет общества, в котором очень сильно напоминают индивидуальность, изоляция и эгоизм. На умственных лицах человека, чья степень союза величайшая, Выдынас говорит, что он сам создает свою собственную молитву. Это грубый, но выдающийся, гей человек. Неотъемлемой частью общества для большинства народов является будущее самопровозглашаемого эгоистичного человека, и человек становится все более осторожным, чувствуя свою зависимость от всего, что есть.

Поэтому, новое научное направление с одной стороны, пыталось выявить закономерности формирования общих для людей свойств, черт и признаков, а с другой — возникла необходимость изучения вариативности психических проявлений человека.

Все это дало толчок к развитию дифференциальной психологии

Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм.

В прошлом в цивилизации доминирует мысленно ориентированный - самый изолированный человек. Чем больше человек является гражданином, т.е. у. «Отдаленный» от Бога, мир, созданный таким человеком, более болезнен и близок. Вы видите, что наши сыновья так сильно меняются, что нынешняя цивилизация ложна? В любом макро или микромире результаты наблюдения в основном зависят от «измерительного устройства». Измеряя устройство, мы поддерживаем любую структуру, которая взаимодействует с окружающей средой. В каком-то смысле измерительное устройство - это не только техническая техника, созданная человеком, но и человек со своими пятью чувствами: рега, слух, пятно, запах и вкус.

Развитие дифференциальной психологии как новой области знания требовало решения ряда последовательных задач предметной области: необходимость выделения параметров (характеристики) по которым можно и нужно делать оценки индивидуальных различий → определение таких параметров индивидуальных различий, которые также могут варьироваться в определенных рамках и давать тем самым определенный диапазон индивидуальных различий в популяции → обозначение самого диапазона индивидуальных различий требовало понять широту этого диапазона → в свою очередь прогнозировалось изменение широты диапазона, а отсюда возникала задача знания причин таких изменений → считалось, что причины таких изменений могут быть поняты через характеристику и структуру тех качеств, которые составляют этот диапазон и эта структура должна быть раскрыта → соответственно структура и характеристика качеств, которые дают различия имеет свою природу биологическую и социальную по сущности.

Истина «измеряется» и воспринимается только человеком, а техническое оборудование только увеличивает чувства человека. Очевидно, что мир, в котором измерительное устройство «собирает» себя, зависит от внутренних характеристик устройства и информации, которую он способен захватывать и обрабатывать. Мы боремся с самым совершенным устройством - человеческим мозгом с вашими инструментами - восприятием органов или чувств. Чувства человека получают информацию и отправляют в процессинговый центр - мозг, в котором воображаемая душа строит образ вселенной, с которой он захватывается.

Диапазон реакции, широта – степень вариативности в проявлении данного индивидуального признака, ограниченная в силу действия устойчивых внутренних факторов (как то – наследственность, жестко фиксированные структуры приобретенного жизненного опыта и др.)

В силу перечисленных задач предмет дифференциальной психологии

С одной стороны, представляется неоднородным и захватывает другие области психологического знания.

Поэтому, дифференциальная психология не имея полноценно своего предмета, становится частью других областей знания.

С другой стороны, проблемы индивидуальных различий объективно существует и требуется интеграции знаний об индивидуальных различиях людей в отдельно взятую область.

В силу сказанного, дифференциальную психологию можно определить как специальную область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа.

В другом случае, дифференциальная психология представляется как отрасль психологии, изучающая закономерности становления, развития и функционирования различия между индивидами и группами.

Теория и практика дифференциальной психологии основные усилия концентрирует на источниках и причинах положительных и отрицательны последствия этих различий для жизни, общения, поведения и деятельности человека.

Предмет дифференциальной психологии заключается

В исследовании закономерностей психического разнообразия.

Понимание закономерностей такого разнообразия психического мира людей позволит учитывать их в практической работе, а именно в диагностике, прогнозировании, оказании психологической помощи, регулировании и психологическом обеспечении.

При этом следует отличать дифференциацию индивидуальности от дифференциации психики и поведения.

Дифференциация индивидуальности есть постепенное увеличение дистантности (что отражается в уменьшении плотности связей) между психологическими структурами в онтогенезе.

А, дифференциация психики есть нарастание специализации отдельных функций познавательных, эмоциональных и регулятивных процессов в соответствии с этапами развития субъекта.

Дифференциация поведения это структурирование и упорядочивание по мере развития субъекта системы его реакции, способов поведения и форм взаимодействия с миром.

Определение объекта исследования дифференциальной психологии

Также имеет свои трудности. Сегодня выделяют как объекты дифференциальной психологии : признаки и индивидуальность в целом.

Начало такому делению объекта положит Вильям Штерн (1871-1938), немецкий психолог. Он в частности выделил четыре направления исследования.

Два по признаку, а именно: первое — исследование (одномоментный срез) вариативности признака (качества),

т.е. размах его значений [один признак у нескольких индивидов, «горизонтальное исследование»],

а второе — исследование сопутствующих качеств первому качеству [два и более признака у нескольких индивидов, психографическое изучение, корреляционное].

Два по индивидуальности, где исследуются причины (генезис) и прогноз [многоуровневость и многофакторность индивидуальности], а именно: третье направление исследования (один индивид в отношении многих признаков, что составляет психографическое, «вертикальное» описание или типологический подход; четвертое направление исследования (два и более индивидов в отношении многих признаков, что составляет сравнительное описание).

В целом признается, что в настоящее время в дифференциальной психологии больше частнопсихологических теорий индивидуальности и основной методологической тенденцией является интеграция частных знаний, частных концепций в комплексную системную теорию индивидуальных различий.

В методологии научного знания предмет и объект дополняется принципами дифференциальной психологии, на которых базируется все здание этой отрасли знания. Помимо общепсихологических принципов, к принципам дифференциальной психологии относятся:

реализации формального подхода (анализ структуры устойчивых свойств человека, связь типологического и уникального, неповторимого с учетом:

  • иерархичности, инвариантности, координации взаимодействия, индивидуального, единства);
  • интегрального анализа (соотношения части и целого);
  • взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
  • взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий и, наконец,
  • измеряемости и статической оценки изучаемых явлений.

Исторически в исследовании индивидуальных различий сложилось несколько этапов:

  • донаучный,
  • естественнонаучный,
  • гуманитарный.

Д анные этапы реализовались в рамках соответствующих подходов.

Донаучный подход характеризуется тем, что здесь преобладает наблюдение, накопление житейских представлений в сочетании со слабым обобщением материала. Предполагается, что на этой основе сложилась характерология — стремление свести различия людей к простой типологии, а отсюда и различные классификации по различным основаниям (Гален, Кант).

Естественнонаучный подход, назван номотетическим (номос — закономерность) — пытается найти причинно-следственные связи, закономерности опираясь на экспериментальную базу.

Номотетический подход – выявление в индивидуальности универсальных черт и паттернов, присущих всем людям.

На этой основе первоначально сложились

Следующие направления дифференциальной психологии

  • психогностика — установление отношений между движениями, анатомическими особенностями и свойствами характера;
  • физиогномика (основатель Ж.Лаватером) – основывает свои предположения на мимике, жестах, силуэте как источнике прогноза поведения человека;
  • френология (краниоскопии, Ф.А. Галль) — особенности человека определялись по форме черепа;
  • графология (больше других занимался аббат И.Мишон) — диагноз по почерку (наклон, нажим, точность движений и т.п.).

Все эти направления в свое время были подвергнуты критике, однако в настоящее время возвращаются к научному рассмотрению на новой методической базе.

Гуманитарный подход, назван идеографическим, здесь главной ценностью является не статистика, а утверждение ценности индивидуальных различий и прогнозируются последствия в осуществлении поиска единичного, уникального в объяснении различий.

Идеографический подход это подход центрированный на особенном методе изучения индивидуальности, акцентирующем внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации.

Данные подходы концентрируют свое внимание на изучении:

с одной стороны , социальных характеристиках различий (способности, умственное развитие, личностные параме5тры и т.п.),

а с другой — на физиологических основах различий (темперамент, талант, гениальность и др.);

с третьей стороны — пытаются понять взаимосвязь социального и физиологического, соответственно и иерархию психических свойств при индивидуальных различиях.

На этой основе даже сформировалась иерархическая теория индивидуальности.

Иерархическая теория индивидуальности

Есть система теоретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической реальности человека описывается с помощью четырех измерений:

  • телесного (организмического),
  • индивидного (обще-психического),
  • личностного и интегрального.

Интегральный уровень индивидуальности имеет свои параметры: структурные (интенсивность-умеренность; устойчивость-изменчивость; широта-узость) и функциональные (компенсаторность, оптимальность, адаптивность, результативность)

Описание взаимодействия всех четырех составляющих осуществляется с учетом принципа инвариантности, ограничения степени свободы в функционировании автономных подсистем, дифференциации иерархии.

Инвариант есть математические (причинно-следственные) зависимости между переменными, которые являются устойчивыми и не зависимыми от изменений, происходящих в самих переменных.

Есть смысл привести и другой пример предполагаемых этапов развития дифференциальной психологии, а именно:

  • до психологический этап — развитие шло в рамках философии;
  • вторая половина XIX — начало XX века — становление дифференциальной психологии в рамках общей психологии и обычно обозначалась как «психология индивидуальных различий»;
  • начало XX века и по настоящее время развитие дифференциальной психологии идет самостоятельно с выделением связей других областей психологического знания.

Постепенно внутри дифференциальной психологии формируются другие родственные направления исследования, например,

  • дифференциальная психофизиологии,
  • дифференциальная клиническая психология,
  • дифференциальная возрастная психология,
  • дифференциальная геронтопсихология,
  • дифференциальная когнитология.

В настоящее время в методическом арсенале дифференциальных психологов

Активно используются различные методы, а также приемы математической статистики и психометрики.

Значительно расширены междисциплинарные связи в рамках психологического знания с

  • общей психологией,
  • сравнительной психологией,
  • зоопсихологией,
  • возрастной психологией,
  • социальной психологией,
  • гендерной психологией,
  • медициной,
  • педагогикой,
  • инженерной психологией.

Однако этому предшествовал сложный исторический этап становления.

Основателем дифференциально-психологического знания считается Френсис Гальтон (1822-1911), английский антрополог, биолог, статистик.

Одним из источников возникновения дифференциальной психологии как научного знания является экспериментальная психология.

Идеи исследования индивидуальных различий возникли при изучении именно наследственных факторов и в частности через евгенику (улучшение человека за счет избирательности браков).

Изначально использовался биографический метод, анкетирование и измерение антропометрических данных.

Например, на международная выставка в Лондоне, 1884 г. В дальнейшем стали использовать математические методы в обработке статистики.

Например, активно использовали корреляцию и позднее факторный анализ.

В конце-концов, дифференциальные психологи стали использовать стандартизированные тесты и соответствующие методы математической обработки.

Как известно, одним из первых разработал тест для диагностики индивидуальных различий французский исследователь Альфред Бине (первая версия 1904 г.). В 1912 году В.Штерн предложил на тесте А. Бине использовать коэффициент IQ.

В 1900 году он же издал работу «Психология индивидуальных различий», где и ввел понятие «дифференциальная психология», а уже в 1911 году им была написана книга «Дифференциальная психология».

Следует помнить, что какое-то время параллельно в литературе существовало несколько терминов, которые обозначали индивидуальное различие:

  • характерология (Гален, И.Кант, И.Банзен, Б.Люка) – область знания, которая осуществляет сведение различий к типологии на основе анатомии, физиологии, психологии;
  • этология (Дж.Ст.Милль) — в настоящее время наука о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин) — сегодня это адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс) — обозначает медицинскую психологию.

На начальных этапах исследования в дифференциальной психологии

Ставилась задача — установить имеющиеся закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике.

Первые данные касались умственных способностей, но постепенно тематика исследований расширялась, вплоть до групповых различий (А.Анастази), структуры свойств и их связей (Р. Кэттелл).

Психофизиологические исследования и разработки школы Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина и др. значительно расширили тематику дифференциальной психологии, а именно: структура психологических свойств; причины различий; анализ индивидуальности и т.п.

Таким образом постепенно формировались предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологического знания. Существенную роль в этом процессе сыграли следующие события.

Внедрение экспериментального метода. В.Вунд открыл в Германии в 1879 год первая экспериментальную лабораторию.

Открытие психофизиологического закона Фехнера-Вебера. В 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции (ВР), как психическое явление.

В дальнейшем голландец Ф.Дондерс разработал схему подсчета ВР. Использование метода статистического анализа и получение кривой нормального распределения. Кроме того, положено начало внедрению теории вероятности, на что первыми обратили внимание бельгийские ученые Адольф Кетле и Ф.Гальтон.

В дифференциальной психологии стали использовать данные и методы психогенетики (близнецовый метод и генетический анализ).

В России одним из первых, занялся индивидуальными различиями

Александр Федорович Лазурский (1874-1917).

Он работал в Психоневрологическом институте, который создал В.М. Бехтерев и имеет своих последователей в лице М.Я.Басова и В.Н. Мясищева.

Исследовал индивидуальные различия раньше И.П. Павлова и высоко ценил его школу.

Является одним из основоположников экспериментального метода.

Именно он предложил термин «естественный эксперимент» в 1910 году.

А.Ф. Лазурский разработал концепцию индивидуальных различий характера («научная характерология») и соотносил его свойства с различными нервными центрами человека.

Интересна также его классификация личностей (1921).

Выделяются личности с эндопсихикой (включен темперамент, характер и наклонности) — ядро личности составляет прирожденное и личности с экзопсихикойличность есть результат отношений к окружающей действительностью.

Важное значение в понимании индивидуальных различий

Придается правильному пониманию психологической нормы и черты.

Ведь именно отклонения от некой нормы (положительные или негативные), усредненного параметра, показателя и давали возможность описать различия и степень этого различия.

Понятие психологической нормы весьма неоднородно и содержательно находится под влиянием ряда факторов.

Норма понимается как статистическое понятие (середина распределения показателей у какой-то группы испытуемых).

Надо определить положение конкретного испытуемого на кривой такого нормального распределения.

Норма в этом случае не абсолютна, а относительна и находится в зависимости от того на какой группе она получена.

Норма как социальный стереотип поведения, общения и деятельности.

Норма как характеристика психического здоровья (отсутствие нарушений продуктивности деятельности и способности к саморегуляции).

Норма как ожидание определенного типа поведения или его результатов.

Норма постоянно обновляется и изменяется и поэтому психодиагностические методики должны своевременно пересматриваться.

Психологическая черта же относительно стабильное образование, которое проявляется устойчиво в ситуации у разных людей по-разному.