Что такое Психология? Психология

Что такое психология. Что она изучает и чем занимается?

Психология - это наука о закономерностях развития и механизмах функционирования психики.

Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой.

Психология, наука и история.

Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления - удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии.

На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних "отделилась от родителя", оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.

На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова "психология" - исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в.

Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия "душа", предпочитая термин "разум", который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.

Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, - целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.

Этика - это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие - подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем?

Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии. В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения. Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой.

Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в.

Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии - теория эволюции - также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора.

Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.

Сейчас, на протяжении последнего десятилетия - настоящей эпохи мозга - надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения. Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации. Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).

Понимание науки.

Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой. Образ современной науки Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ.

Cвой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном". Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?".

Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию"

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент , — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками . Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

"Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить" , — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус , впервые использовавший понятие "психология", Зигмунд Фрейд , о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких . Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе , которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — "кто я?", "где я?", "зачем я здесь?" Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни . "Психология — это умение жить".

Что ИЗУЧАЕТ наука психология?
"Психология" - название науки, изучающей явления, закономерности и механизмы психики; произошло из слияния греческих слов "псюхе" (душа) и "логос" (учение, слово) и означает "наука о душе".
Первое систематическое изложение психологических явлений и фактов было предпринято великим древнегреческим философом Аристотелем в его известном трактате "О душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы
Психическими процессами называют отдельные формы или виды психической деятельности. Различают познавательные психические процессы, направленные на познание человеком окружающей действительности. Это ощущение отдельных свойств предметов (цветовые, звуковые, вкусовые, обонятельные и другие ощущения), восприятие предметов во всей совокупности их свойств, память, мышление, воображение. К психическим относятся также эмоциональные процессы (чувства) и волевые процессы и действия. При этом понятие "процесс" подчеркивает динамику явления.

Психические свойства
Психическими свойствами личности называют наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и т. д.). Иными словами, к психическим свойствам, особенностям личности относятся качества ума, эмоциональной и волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, поведении человека.
П Психические состояния
Это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т. д.). Понятие "состояние" характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств, внимания, воли, мышления и т. д.

Психика человека
Психика представляет собой субъективный образ объективного мира, отражение окружающей действительности в мозгу человека. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Поэтому судить о психических процессах, свойствах и состояниях личности можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом проявляется единство психики и деятельности человека.
П Сознательное и бессознательное
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения. Бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Явления сознательного и бессознательного исчерпывают собой понятие психики.

Сознание и деятельность
Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и
не тождественны, образуя неразрывное единство. При этом сознание создает внутренний план деятельности, ее программу. Психическое является своеобразным регулятором ответной деятельности мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем и внутреннем мире.
П Психика и мозг
Психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Иными словами, психика является функцией высокоорганизованной материи - мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Психика есть отражение или результат такого отражения - отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Строение мозга
Мозг состоит из ряда взаимосвязанных отделов, покрытых большими полушариями: нижний отдел - продолговатый мозг- соединяет спинной мозг с головным. В спинном мозгу расположены центры ряда врожденных безусловных рефлексов, регулирующих мускульные движения тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Над продолговатым мозгом находится средний мозг (в среднем и продолговатом мозгу находится ретикулярная формация, являющаяся возбудителем коры больших полушарий), затем мозжечок (регулирует равновесие и обеспечивает координацию произвольных движений), еще выше - промежуточный мозг - подкорка (имеет большое значение в инстинктивных и эмоциональных проявлениях человека). Большие полушария - парное образование, покрытое тонким слоем (3-4 мм) серого вещества, которое называют корой головного мозга. Кора - непосредственная материальная основа мышления и сознания человека. В коре различают четыре части: лобную (отвечает за целенаправленное осмысленное поведение), затылочную (центры зрения), височную (центры слуха и обоняния), теменную (центры кожных ощущений).
Спинной и головной мозг составляют центральную нервную систему.

Центральная нервная система
Основным элементом центральной нервной системы (ЦНС), свойством которой и является психика, есть нервная клетка - нейрон (клетка с ветвящимися отростками - дендритами и одним длинным отростком - нервным волокном). В нейронах возникает процесс возбуждения, в основе которого лежит особый нервный ток (биоток). Нервные волокна покрыты миелиновой оболочкой со свойствами изолятора, что позволяет передавать воз-буждение в определенном направлении.
Отдельные нейроны соединяются друг с другом посредством особых механизмов - синапсов (от греч. "застежка"), при помощи которых осуществляется переход возбуждения от одной клетки к другой. Скопления нервных волокон называются нервами. Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга, скопления нервных волокон - белое вещество. Роль серого вещества - в накоплении, усилении и переработке возбуждения, белого - в его передаче. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении - от частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или от мозга к частям тела (центробежные).

Законы высшей нервной деятельности
Законы высшей нервной деятельности (ВНД) открыты известным русским физиологом И. П. Павловым, который считал, что основной формой взаимодействия организма со средой является рефлекс - ответное действие организма на раздражение.
В рефлекторном механизме различают три части - чувствующую, центральную и двигательную (от периферии к центру и обратно), представляющие собой рефлекторную дугу. Рефлексы бывают врожденные (безусловные) и приобретенные (условные) - функции подкорки и коры.
Координация функций коры больших полушарий осуществляется благодаря взаимодействию основных процессов - возбуждения и торможения. Различают торможение внешнее (результат действия внешнего постороннего раздражителя) и внутреннее (например, утрата навыка без повторения упражнений). Деятельность коры подчиняется двум основным законам: - закону иррадиации и концентрации, который заключается
в том, что при распространении (иррадиации) возбуждения по коре одновременно возникает процесс торможения, концентрирующий возбуждение в одном участке мозга; - закону взаимной индукции, который заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках мозга противоположный процесс.

[b]Первая и вторая сигнальные системы
Кора испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как из внешней, так и из внутренней сред (организма). В связи с этим различают два типа сигналов. Сигналы, идущие от предметов и явлений окружающего мира (различных зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных раздражителей), И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой (наличествует у человека и у животных). Слова и словосочетания (речь в целом) также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях, в связи с чем получили название второй сигнальной системы (присуща только человеку). Вторая сигнальная система является физиологической основой человеческого мышления. При этом обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Предмет психологии
Психология, таким образом, изучает психические процессы, свойства и состояния личности. Это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития, о фактах и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и с помощью которого осуществляется управление поведением и деятельностью, всегда имеющих у человека личностный характер.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно взаимосвязанных.
Фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки является общая психология. Это особое название, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, которые выявляет психология, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее терминологию.

Стороны деятельности

Предмет психологии

Виды деятельности


(навыки, умения, знания)

(игровая, учебная, трудовая)


Человек как субъект
познания, общения
и деятельности


Психические процессы

Психические свойства

Психические состояния


Потребности, интересы, способности,
темперамент, характер


Познавательные
Эмоциональные
Волевые

Утомление, возбуждение,
пассивность, активность,
раздражительность и т. д.


Отрасли психологии

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология).
Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
Политическая психология - область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда - деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.
Психология управления - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Экономическая психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей.
Кроме того, различают и другие отрасли психологии: авиационную, военную, инженерную, исправительную, историческую, космическую, медицинскую, специальную, сравнительную, экспериментальную, юридическую психологию, зоопсихологию, нейропсихологию, парапсихологию, патопсихологию, психогенетику, психолингвистику, психологическую антропологию, психологию искусства, науки, половых различий, религии, спорта, творчества и т. д.

Методы психологии
Основу научного метода составляет принятый в современной отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности. Другое важное условие заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов,
т. е. изучаемое явление рассматривается как процесс в динамике его развития.
Методы психологии принято подразделять на основные и частные . К основным методам относятся наблюдение и эксперимент, к частным - беседы, анкетный, тесты, анализ процесса и продуктов деятельности и др.
Наблюдение предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения.
Эксперименты бывают лабораторные и естественные. Лабораторные проводят в специально организованных искусственных условиях, а естественные - в обычных условиях поведения и деятельности человека.
Методы беседы и анкетный позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения и т. д. Сущность этих методов состоит в том, что испытуемому предлагают заранее подготовленные вопросы, на которые он должен ответить (устно - при беседе, письменно - при анкетном методе).
Тесты (от англ. "проба", "испытание") - особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Применяют тесты при изучении способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Психологический анализ процесса и продуктов деятельности (рисунков, сочинений, технических поделок, коллекций и т. д.) позволяет выявить не только содержательную сторону продуктов деятельности (тематику, сюжет, содержание), особенности творчества, интересов и способностей человека, но и получить дополнительные данные о системе его отношений к окружающей действительности.
Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний. Его используют как вспомогательный прием, требующий проверки материалами, полученными другими методами.
Основные понятия
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу.
Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета.
Мозг - центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.
Сигнальные системы - способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно устанавливаемых органами чувств как ощущение цвета, звука, запаха и др. (первая сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (вторая сигнальная система).

Вопрос : Что такое психология?

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами - «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология - это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология - широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология - изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная практика специалистов этой области существует уже довольно давно. В России же это относительно новое направление. Что же такое психология? Каковы ее основные функции? Какими методами и программами пользуются психологи для помощи людям в трудных ситуациях?

Понятие психологии

Психология - это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Психология - это то, что помогает нам глубже разобраться в своих проблемах и их причинах, осознать свои недостатки и сильные стороны. Ее изучение способствуют развитию в человеке моральных качеств и нравственности. Психология - это важный шаг на пути к самосовершенствованию.

Объект и предмет психологии

В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет - это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

Основные функции психологии

Одной из важнейших задач психологии является изучение особенностей сознания людей, формирование общих принципов и закономерностей, по которым действует индивид. Эта наука выявляет скрытые возможности психики человека, причины и факторы, влияющие на поведение людей. Все вышеперечисленное представляет собой теоретические функции психологии.

Однако, как и любая наука, психология имеет практическое применение. Ее значение заключается в помощи человеку, выработке рекомендаций и стратегии действия в различных ситуациях. Во всех сферах, где людям приходится взаимодействовать друг с другом, роль психологии неоценима. Она позволяет человеку правильно выстроить отношения с окружающими, избежать конфликтов, научиться уважать интересы других людей и считаться с ними.

Процессы в психологии

Психика человека представляет собой единое целое. Все процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. Именно поэтому деление их на группы очень условно.

Принято выделять следующие процессы в психологии человека: познавательные, эмоциональные и волевые. Первые из них включают в себя память, мышление, восприятие, внимание и ощущения. Их главная особенность состоит в том, что именно благодаря им реагирует и отвечает на воздействия со стороны внешнего мира.

Эмоциональные психические процессы формируют отношение человека к тем или иным событиям, позволяют оценивать себя и окружающих. К ним относятся чувства, эмоции, настроение людей.

Волевые психические процессы представлены непосредственно волей и мотивацией, а также проактивностью. Они позволяют человеку контролировать свои действия и поступки, управлять поведением и эмоциями. Кроме того, волевые процессы психики отвечают за способность добиваться поставленных целей, достигать желаемых высот в тех или иных сферах.


Виды психологии

В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на житейскую и научную. Первый вид основывается прежде всего на личном опыте людей. Житейская психология имеет интуитивный характер. Чаще всего она очень конкретна и субъективна. Научная психология - это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений. Все ее положения продуманы и точны.

В зависимости от сферы применения выделяют теоретический и практический типы психологии. Первый из них занимается изучением закономерностей и особенностей психики человека. Практическая психология ставит в качестве основной задачи оказание людям помощи и поддержки, улучшение их состояния и повышение продуктивности деятельности.


Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.


В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.