Январь (Сечень, Стужень). Январь - сечень Почему сечень

В Древнем Риме новый год встречали не 1 января, а первого марта. Поэтому первым месяцем считался март. В результате реформы календаря, осуществлённой в Древнем Риме по указанию Юлия Цезаря, 45 год до н.э. начался не с 1 марта, как до этого было принято, а с 1 января. Может быть, поэтому январь и получил своё наименование в честь древнеримского бога всякого начала – Януса. У древних славян названия месяцев тесно связаны с явлениями природы, крестьянскими работами. В Древней Руси январь величали сечнем – по поре вырубки леса. Другое название месяца – просинец. В нём указание на возрождающееся солнце, так как дни в январе начинают заметно увеличиваться (проясняться).




Календарь древних римлян делился на десять месяцев и состоял из 304 дней. Января и февраля в нём не было. Они появились позднее. Первоначально февраль содержал 28 дней. Это был единственный месяц года с чётным числом суток, так как, по верованиям древних, только нечётное число могло принести счастье. В 46-м году до н.э. был введён четырёхгодовой цикл исчисления времени. Он состоял их трёх лет по 365 дней и одного високосного – продолжительностью в 366. Дополнительный день получил февраль. В Древней Руси февраль называли лютый и лютень за большие морозы




Своё имя этот месяц получил у древних римлян в честь бога войны Марса, который почитался также покровителем земледелия, скотоводства. В Древней Руси величали его берёзозолом – злым для берёз, так как в этом месяце жгли берёзу на уголь. Он же соковик (напоминание о берёзовом соке), протальник, весновей.




Название этого месяца восходит к латинскому глаголу aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или к слову apricus – «согреваемый солцем». В Древней Руси этот месяц величали цветнем – по началу цветения растений. Сходное с этим название сохранилось у нас до сих пор – квитень.




По одной из версий, последний месяц весны римляне назвали маем в честь древнеиталийской богини Майи, которой в первый день мая приносили жертвы, чтобы она дала земле хороший урожай к осени. У римлян она – богиня плодородия, вешнего обновления земли. Отсюда май – месяц цветов и любви. В мае земля надевает свой самый лучший наряд. Это увековечено в старославянском названии месяца – травень, цветень, летень.








В 44-м году до н.э. был переименован в честь римского государственного деятеля Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце (более раннее название – «квинтилис»). Первое имя его в Древней Руси – липец, так как в это время цветёт липа. Кроме того, в народе июль величают сеноставом, жарником.








Сентябрь. В Древнем Риме сентябрь был первоначально седьмым по счёту месяцем года и соответственно назывался септембер от латинского «септем», «септимус». После календарной формы Юлия Цезаря сентябрь стал девятым месяцем, но имени своего не изменил. В старину на Руси сентябрь называли вереснем, вресенем – по цветению медоносного вереска.




Октябрь. До реформы древнеримского календаря октябрь был восьмым месяцем и назывался октобером (от латинского «окто» - восемь). После реформы месяц занял десятое место в году, но остался со старым именем, каким его и до сих пор называют многие народы. На Руси октябрь величали Листопадом, золотой осенью, листобоем, издревле считался он свадебником – в эту пору играли свадьбы – по окончании полевых работ.
Ноябрь. Древние римляне считали ноябрь десятым месяцем года и называли его новембером (от латинского «новем» - девять). Его древнерусское название – грудень или груздень. Эти слова образованы от слова груда – мёрзлая колея на дороге, мёрзлая кочковатая грязь, кочки. Есть у ноября и другие прозвища: снеговей, листопад, полузимник, солнцеворот.
Декабрь. В Древнем Риме месяц долго оставался десятым в календаре и получил своё наименование от латинского слова «десембер», то есть десятый. Древнеславянское его название – студень: на всю зиму землю студит. Другое древнее название – хмурень: всё чаще и чаще хмурится небо.

Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, в свою очередь, к глаголу «сalare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Вообще календари создавались для измерения времени, периодичности явлений природы, времен года и праздников. Я попробую составить «колокольный календарь», где колокольчики будут отражать основные праздники месяца, народные гулянья, традиции, символику и красоту природы.

Открываем календарь -
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

(С. Маршак)

Известные поговорки и приметы в январе:

Месяц январь – зимы государь;

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает;

Январь – весне дедушка;

Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают;

Коли в январе март, бойся в марте января.

Январь – просинец, перелом зимы, перезимье.


Январская погода

Январь – году начало, зиме серёдка. Своё имя месяц Январь получил в честь римского бога Януса – божества неба и солнечного света, символизирующего начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее. Он открывал небесные врата, выпуская на небо солнце, а на ночь вновь запирал их. По легенде, Янус научил людей ремеслам, земледелию и исчислению времени. Этот педантичный бог вел счет дням, месяцам и годам: на пальцах его правой руки было начертано число 300 (ССС), а на левой 65 (LXV), что в сумме давало 365 – общее число дней в году.


Авторская работа «Зимняя Сказка» из музея игрушки «Великий Устюг»

Саксонцы называли первый месяц года – месяцем волка. А славяне давали разные имена – снежень, просинец, ледовик. Название «просинец» произошло от древнерусского слова «синь» — светлый, яркий, красный. Также январь называли «сечень» – сечет зиму пополам. Трещит январь – «лютовей», «трескун», «снеговик». А солнце с января на лето поворачивает. По народному поверью, оно, наряженное в яркий сарафан и кокошник, выезжает и направляет своих коней на летнюю дорогу.


Дед Мороз

В природе январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. Мороз и ветер знобят всё живое, загоняют зверей в норы и логовища; в январе повсюду лежит снег, замерзают реки, деревья покрыты инеем, зима вступает в свои законные права. Несмотря на лютые морозы в народе это время называют ласково – «зимушка-зима».


Снегурочка. Лариса Нагурная

«Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля…. А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!..», — так описывает И.С. Соколов-Микитов русскую зиму.


Новогодняя ёлка

Январские праздники самые долгожданные и самые веселые в году. Новый год – одно из самых главных событий в году. А раньше по первому дню года земледельцы старались узнать о характере следующих месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких.


Ночь перед Рождеством. Елена Лаптева

Самые главные символы этого праздника – Дед Мороз, Снегурочка и новогодняя ёлка. Издревле Дед Мороз был просто духом холода. Люди не ждали от него подарков, а приносили сами – за порог своих жилищ бросали лепешки с мясом, чтобы задобрить Мороза. На Западе этого волшебника называли Святым Николаем или Санта Клаусом. И только к концу XIX века складывается иное представление о дедушке Морозе, который поздравляет, одаривает и ласкает детей. Снегурочка – положительный образ, появившийся в глубокой древности. Но этот фольклорный персонаж был опоэтизирован А.Н. Островским в его знаменитой весенней сказке. Растаяв от любви весной, Снегурочка начала свою жизнь в литературе и искусстве.


Рождество

Канун или Сочельник, а точнее вечер перед Рождеством, получил свое название от обрядовой еды – сочива, т.е. зерновой каши. Хотя и представляется этот день праздником, но пиршества были не приняты, правило «до первой звезды нельзя» заставляет не просто вспомнить о Вифлеемской звезде, но и с нетерпением ее дожидаться.


С Рождеством. Н. Минькова

По народным поверьям накануне Рождества Христова в природе совершаются чудеса. В сочельник будто бы деревья начинают переходить с места на место, а то и зацветают на миг в самый трескучий мороз, человеческим голосом способен заговорить с хозяевами домашний скот, вода в колодце вполне может превратиться в вино, а со дна озер вдруг поднимаются затопленные храмы и монастыри, и слышен звон их колоколен.


Коза (колядки). Л. Островерхова

День рождения Божьего сына – любимейший христианский праздник в январе. Всенощные службы в храмах, веселье, застолье, подарки, шумные игрища – обязательные атрибуты Рождества. В крестьянских избах елки не наряжались, эта традиция бытовала только в состоятельных домах, большей частью городских. Но подарки получали все дети, и даже самый неимущий бедняк старался порадовать своих малышей хотя бы пряником.


Крещение. Оксана Шафиева

Целых две недели после Рождества до самого Крещения будут длиться Святки – самый длинный праздник в крестьянском календаре, пора задорного веселья, игр на свежем воздухе, колядования и гаданий. Колядки или зимние святочные песни встречаются не только в фольклоре славянских, но и европейских народов, само название восходит к греко-римскому празднику нового года calendae. Изначально эти песни имели магический смысл: величание хозяина дома и членов его семьи должно было при помощи словесных образов призвать богатсво, урожай и приплод. Считалось, что чем больше колядовщиков зайдет в дом, тем лучше. В благодарность за благую весть о рождении Христа, обновлении мира, принято было дать угощения с праздничного стола.


Зимушка-зима. Лакеева

Ряженье – элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен: они могли изображать различных животных и птиц, барыню, цыгана, нищих, кикимору, ведьм, черта и т.д. Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокольчиков, бубенцов, стучания ложками.

Рождественские святки заканчиваются Крещением, главным событием этого праздника являлось водосвятие. Помимо купания в проруби в этот день устраивались смотрины: наряженные девушки выстраивались около проруби, а парни выбирали себе невест.


По щучьему велению. С. Шеронова

В долгие зимние январские вечера – самое время рассказывать истории и сказки. Вспоминали сказку про Емелю и щуку, Морозко и Снегурочку.


Морозко. Хохлова


Снегурочка. О. Гусева

Католическая святочная неделя заканчивается праздником «Трех королей или мудрецов». Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем.


Праздник трех королей

Традиционным цветком января в Англии считается гвоздика . Она олицетворяет любовь и восхищение, чистоту и свежесть.


Девушка-январь. Marjorie Sarnat

Источники:
И.И. Шангина. Русские традиционные праздники. – СПб.: Азбука-классика, 2008. -336 с.
Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы/ Художн. В. Дугин. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 208с.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989. – 496 с.
журнал Discovery №1, 2011 год.
http://retroman.ru/происхождение-названий-месяцев.html
http://origin.iknowit.ru/paper1133.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-359439.html#10846391
http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.html

Старославянское название января - сечень, так же он называется на украинском языке. А в современном белорусском языке название месяца - студзень. Последнее название не требует пояснения, а вот сечень, полагают специалисты, происходит от слова «сечь» - рубить лес. Чтобы подготовить площади для посевов, лес рубили зимой. Есть и другое объяснение: январь «сечет» зиму пополам.

Закончились хмурые дни декабря, закончились оттепели, наступила настоящая зима. Правда, и в январе в наших краях бывают мягкие зимы, причем повторяемость таких зим в каждом веке весьма непостоянна. Ученые подсчитали, что за истекшее тысячелетие шло медленное понижение среднегодовой температуры воздуха в северном полушарии. Они называют эти годы малым ледниковым периодом. Начиная с середины XX века ученые отмечают потепление, которое, по их оценке, «шло с беспрецедентной скоростью», и за столетие (к 1998-му году) среднегодовая температура выросла на один градус. Повышение температуры можно объяснить начавшееся таяние ледников и рост числа мягких зим с оттепелями в январе.

Весь январь фенологи относят к подсезону «коренная зима». Однако в народе говорилось, что несмотря ни на что, с «Нового года зима повернула на весну». Еще одно название января бытует в народе - просинец. Такое название связано с уменьшением числа дней с пасмурным небом и более частым появлением ясных или малооблачных дней, когда видно синее небо. Вспомните строки: «Мороз и солнце! День чудесный!» Это о январе. Всего на четыре-пять ясных дней в месяце становится больше, но и это уже заметно. Январь у нас самый холодный месяц года. Средняя температура воздуха в январе на севере региона, в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, от минус 7,5 до 8,7 градусов. В центральной зоне и на юге от 9,4 до 10,6 мороза. Самый холодный январь во Владимирской области. Там средняя температура месяца минус 11,2 градуса.

Самый холодный январь в Москве отмечен в 1940 г. Тогда на метеорологической станции на ВСХВ столбик термометра опустился до минус 43 градусов. Этот рекордный для Москвы мороз остался у меня в памяти таким эпизодом. Ту зиму мы жили под Москвой, где работала моя мама. Школа, где я учился, была в ближней деревне на берегу Учинского водохранилища. По случаю сильного мороза школа не работала. Обрадовавшись, что не надо идти в школу, я оделся потеплее и отправился кататься на лыжах. Но не прошло и получаса, как вынужден был вернуться - и не потому, что замерз, одет я был тепло, - лыжи не «шли». Снег был какой-то незнакомый, зернистый, как крупа. И лыжи отказывались катиться даже с горки, хотя до морозов это была наша любимая горка. Конечно, о специальных мазях для разного снега я слышал, но применять их научился много позже.

В тот 1940 год рекордный для Центрального региона мороз был отмечен в Калинине (ныне Тверь). Там похолодание достигло отметки минус 50 градусов. И все-таки январь, - это не только морозы, случались и теплые январи, когда температура воздуха поднималась до плюс 5-6, а в Пскове и Владимире даже до 7-ми градусов. В Москве абсолютный максимум в плюс 6 градусов отмечен в 1976 г. Почти во всех областях Центрального региона самой холодной бывает третья декада января. В январе продолжается рост снежного покрова. В последней декаде месяца в Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областях его высота достигает в среднем 19-25 см. В Ярославской, Московской и Владимирской областях снегу больше - высота снежного покрова 28-35 см., а в южных областях около 18 см. В многоснежные зимы уже в первой декаде высота снежного покрова может превышать 40 см, а в последней декаде - выше 50 см. Рекордсменом является Новгород, где в январе отмечена высота снега 88 см. Но отмечены годы, когда в некоторых областях, в том числе и северных, в январе совсем не бывает снега.

Средина зимы. В лесу все дремлет в ожидании весны. Лиственные деревья оголены. Сосны и ели укрыты причудливыми снеговыми шапками. Только следы зимующих животных оживляют картину зимнего леса, да не улетающие на юг тетерева и рябчики. Из привычных глазу наших дворовых птиц только воробьи остаются зимовать с нами, а все остальные, включая ворон и галок, откочевывают к нам из более северных районов.

В январе продолжается лицензионная охота на копытных и пушных зверей. Любители подледной рыбалки, как правило, отмечают спад активности клева. Бывают годы, когда спад активности настолько велик, что уже в январе наступает глухозимье.

Садоводы и огородники нашего региона в январе готовят запасенную с осени землю для рассады, проверяют на всхожесть семена. В конце месяца особо нетерпеливые высевают семена перца и ранних томатов, чтобы в конце апреля - начале мая в возрасте около 60-ти дней высадить их в теплицы.

Январь - средина зимы, а хлеборобы уже загадывают, какой будет весна, каким придет лето. Недаром в народе говорят: «По зиме ложится лето». Замечено, что «зимнее тепло - летний холод», «если зимой сухо и холодно - летом сухо и жарко». Снежная зима - к затяжной весне и дождливому лету. Подмечали, что к определенным дням января бывают приурочены морозы. Так, общеизвестны морозы рождественские (7.01), крещенские (19.01), Афанасьевские (31.01). Чтобы узнать, какой из злаков уродит в будущем году лучше, перед Рождеством втыкали в сугроб по оврагам колоски разных хлебов. Наутро смотрели: какой колосок покроется инеем, тот злак будет в предстоящем году урожайным. Замечали, если на Васильев день (14.01) сильный мороз и малый снег - к хорошему лету, а если тепло и нет снега - к холодному лету. Если на Крещенье (19.01) ясная и холодная погода - к засушливому лету; пасмурная и снежная - на обильный урожай. Если на Емельяна (21.01) ветер с юга - лето грозное. Если на Григорья (23.01) на стога выпадет иней - жди лето сырое и холодное. Если Федосеев день (24.01) выдался теплым, то жди раннюю весну. Если на Татьянин день (25.01) проглянет солнышко - к раннему прилету птиц. Если на Антония-перезимника (30.01) тепло - не верь, это только на один день, впереди Афанасьевские морозы.


Это праздник посвященный месяцу, который на 9-й день после Коляды переносит Солнце-Сивояра в Иное, дабы новое Солнце-Божич воцарился в мире. В честь Месяца-Велеса готовятся вареники, обрядовое блюдо Нового года. Мальчики и неженатые юноши засевают дома, ознаменовывая рождение новой жизни, при этом произносится обрядовая молитва:

Сею-вею посеваю. С Новым годом поздравляю. Сейся-родися жито-пшеница, Жито-пшеница, всякая пашница. На счастье, наздоровье, намногиепета Хозяину, хозяйке, да всему Белому Свету!

Новый год является праздником рождения нового месяца или праздником Василия. Это древнее славянское имя связано с месяцем и варной весей , то есть крестьян, которые, по орийской мифологии, образовались из чрева первого человека — Мира. Отсюда произошли слова «весь» (село), «все».

Ритуальное блюдо Нового года - вареники. Ушки месяца

Для 1 кг теста необходимо: 600 г муки, 3 яйца, 40 г растопленного масла, 250 г сахара, 10 г соли. Виды начинки: тушеная капуста, растертый с желтком, сливочным маслом и сахаром творог, вареный картофель с жареным луком и грибами (на 100 г теста - 110-115 г начинки).

В просеянную муку влить молоко, ввести яйца, соль, сахар, влить растопленное сливочное масло (можно свежее молоко) и замесить тесто средней густоты. Подготовленное тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 мм. При помощи стакана вырезать кружочки. На каждый кружок положить начинку, края вареника защипнуть в виде месяца. Подготовленные вареники кладут в большое количество подсоленного кипятка и варят 5-6 минут, пока не всплывут на поверхность. Сделать зажарку на масле с луком, полить ею готовые вареники и подать на стол. В отдельную миску налить сметану.

Также нужно отметить, что на Новый год двор вспахивают плугом - хозяин дома символически обходит вокруг дома с плугом. Это символизирует схождение Божественной силы на землю и оплодотворение её для нового рождения урожая. Перед Рождеством «старое солнце» как бы умерло, а на девятый день (1 января) оно отправлялось в лодке-месяце по реке (течение времени - «год») в Рай, то есть происходили похороны (Хоре - Бог месяца у славян, Харон - перевозчик мертвых через реку смерти у греков). Время, когда лодка пошла в Вечность, мы можем считать отсчетным. По нашему славянскому обычаю похороны сопровождались засеванием на «жизнь вечную», потому что похороны - это не смерть, а переход в другую жизнь. Поэтому в Новый год засевают жилище на Богатство и добро, невзирая на то, что на улице зима.

Засевание

Мальчики ходят по домам засевать до восхода солнца. Они набирают в мешочек или в варежку смеси зерен (рожь, пшеница, горох, просо и другое) и в каждом доме осыпают этими зернами хозяина и дом, говоря:

На счастье, на здоровье, на новое лето;

Роди, Боже, рожь-пшеницу, да всякую пашницу;

Добрый день, с Новым годом будьте здоровы;

Сею, вею, засеваю, с Новым годом поздравляю;

Сейся, родись рожь-пшеница и всякая пашница.

С Новым годом будьте здоровы!

Главного засевальщика приглашают присесть, говоря:

«Присаживайся у нас и посиди, чтобы все хорошо у нас сидело: и куры, и гуси, и утки, и рои, и старосты».

Во время засевания девушки и парни ловят зерна и по ним гадают: если число зерен окажется парным, то быть в этом году свадьбе, и наоборот. Зерно, которым засевали, хозяева тщательно собирают и хранят до посева, а потом с другими семенами бросают в землю. Часть их также дают курам, чтобы лучше неслись.

Хозяева сами ходят поздравлять с Новым годом местного волхва и, вместо смешанного зерна, несут ему мешочек гречихи, овса, пшеницы и т.п. Возвращаясь из храма, хозяин обкуривает дом чабрецом, а потом семья садится обедать.

Если дети засевают на рассвете, то после Богослужения делают это и взрослые, посещая друг друга. При этом было одно отличие - зерном не дом засевают, а посыпают хозяев, приговаривая:

Сейся, родись рожь-пшеница, всякая пашница,

На счастье, на здоровье, на Новий год,

Чтоб родило лучше, чем в прошлый год

Конопля до потолка, а лен до колена,

Чтоб у вас, внуков Дажбожьих, голова не болела.

Будьте здоровы. С Новым годом. Дай, Боже!

Днем на Новый год по селу ходят переодетые группы молодежи. Среди них обязательно должны быть Василий, Ме-ланка, дед, баба и т.п. Они берут с собой козу, коня, плуг или рало, серп и палку. Войдя во двор, совершают новогодний посев: пашут и засевают снег, а затем волокут. Войдя в дом, совершают разнообразные шутливые действия: окропляют собравшихся водой, разрисовывают дымоход, мажут глиной хозяйственные вещи, «разговаривают» с печью, подметают «наизнанку» пол, совершают «ссоры» и «мировые», а под конец требуют угощения. Цель этих действий - обмануть злые силы и привлечь Богатство в дом.

Святой вечер. Голодная Кутья

В канун Водосвятья отмечают Сочельник - Голодную кутью. Как и на Богатую кутью готовят только постные кушанья, но в меньшем количестве.

Вечером в храмах проводят службу и освящают «вечернюю воду», которая считается также полезной против всякой беды. Вернувшись из храма, хозяин берет пучок колосьев или целебных трав и окропляет дом священной водой.

На кануне Водосвятия нужно пребывать в строгом говении, готовится голодная кутья.

В этот период Солнце находится ближе всего к Земле и начинает яриться, наполняться молодой силой. В этот момент оно влияет на воду - Дану, наполняя её божественной силой. Посему Водосвятье еще называют - Яр-Дана. Утром люди идут к водоемам, чтобы запастись на весь год святой водой, владеющей в это время чудодейственной целебной силой. На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, которые символизируют Солнце. Рядом с крестом стоит престол изо льда обвитый сосновыми ветвями - так называемые «небесные врата».

Волхвы и жрецы освящают Яр-Данскую воду. Люди, набрав освященной воды, умывают глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а дома обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

Воду, набранную на Водосвятие, употребляют при разнообразных болезнях - обмывают больные места, окропляют дома и хозяйство. В каждом доме на протяжении года под образами должна была обязательно стоять бутылка с освященной водой, которая, если освящалась по всем правилам, может стоять целый год, не портясь.

На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, что символизирует Солнце. Рядом с крестом стоит престол, также сделанный изо льда и обвитый сосновыми ветвями - так называемые «небесные врата».

Из храма, где проходило Богослужение, люди несут хоругви, флаги. После службы на реке выпускают голубей, которых принесли с собой, охотники салютируют из ружей. Люди набирают из проруби воду осторожно, чтобы не упасть. Набрав освященной воды, люди умывают здесь же глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а дома обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

Молитва на Божью благодать Говорится перед тем, как нырнуть в прорубь

Путь Веры-Веды Православной

Верую во Всевышнего Рода - Единого и Многоликого Бога, источник всего сущего и несущего, что всем Богам кладезь Вечный.

Ведаю, что Вселенная есть Род, и все многоименные Боги объединены в нем.

Верую в триединство бытия Прави, Яви и Нави, и что Правь есть Истина, и пересказана она Отцам Праотцами нашими.

Ведаю, что Права с нами, и Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас.

Верую в единство с Родными Богами, ведь Даджьбожъи внуки мы - любимцы Богов. И Боги держат десницы свои на ралах наших.

Ведаю, что жизнь в Великом Роде вечна, и должны заботиться о вечном, идя стезей Прави.

Верую в силу и мудрость Предков, которые рождаются среди нас, ведя нас к благу через Проводников наших.

Ведаю, что сила в единстве Родов Славяно-Орийских, и что станем славными, славя Родных Богов.

Слава Роду Всевышнему, Богам и Предкам!

Дана - Богиня Воды, Мать Водица, изначальная вода Дыва, космическая вода, в Яви проявляется всеми водоемами и
реками, женское начало мира. Дана - это юная Лада, она приходит к нам вместе с огнем и светом во время рождения Вселенной Богиней Ладой. Она является основой здоровья и красоты телесной. Водой Боги завещали освящать и Дана - это супруга Даждьбога и противоположность его. Дана и Даждьбог - это Леля и Полель, дети Великой Матери Лады. Мы знаем, что вода тоже Многопроявна и в течение года в четырех состояниях, как и Солнце-Даждьбог, пребывает. Венчание Даны и Даждьбога празднуют Боги и весь мир на Купалу.

Деревом Богини Даны является липа, день для прославления 06 января, а также каждая пятница. Прославляют Дану возле источников целебных, перед тем их очищают и лентами украшают, образы точат и куммиры ставят. У истоков и колодцев всегда сосуды должны быть, чтобы путник напиться мог. Вода Даны не только очищает и освящает, от того правой, живой и мертвой зовется, она еще омывает вечнозеленое дерево Рода. Дану часто призывают молодые девицы, стремясь найти любимого, зовут её также на Славлениях, чтобы тела и души очистила и освятила.

Дана упоминается в старинных народных припевах: «Ой Дана, Дана», «Шиди-риди, Дана». На имя Богини воды указывают также названия многих наших рек: Дон, Дунай, Днепр, Днестр, Десна, Двина. Богиня Дана почиталась также кельтами и индо-ариями. У индусов до сих пор есть храмы, посвященные богине Дану (у озер Батур и Братан в Индонезии), которую считают воплощением первобытных вод.

Молитва-Славление Дане

Дана-Девица, Святая водица! Течешь ты молочными реками, дождями плодовитыми, Землю насыщаешь, Солнце радуешь, из-за туч холодных лучи выпускаешь. Травушка-муравушка растет высокая, пшеница-яровица растет богатая. Славу Тебе всем Родом поем, хлеб-каравай в святую реку пускаем. Прими его, Дана, в неделеньку рано от Рода Православного, из мира Живоявленного. Водица Твоя святая, Дана молодая, водица Твоя счастливая, Дева наша прекрасная. Не бурли потопами, градами, темными водами, а только дождями богатыми и ручьями журчатыми, от которых урожаи взрастают и наши закрома хлебом наполняют. Благослови, Дана, прояви нам свою волю. Слава матушке Дане!

Обрядовое блюдо - караси или просто речная рыба

Рыба в этот день считается прямым проявлением Всевышнего, поэтому её употребляют все славяне, независимо от высоты уровня духовного посвящения, для освящения своего тела и единства с Богом.

2 крупных карася, 1 луковица, 6-8 соленых или маринованных грибочков, по щепотке соли и черного молотого перца, 2 столовые ложки подсолнечного масла.

Караси почистить, выпотрошить, удалить жабры, но головы не отрезать. Хорошо промыть в холодной воде, промокнуть насухо. Затем натереть солью, посыпать перцем и начинить рублеными грибами и обжаренным луком.

Рыбу выложить в глубокую обильно смазанную подсолнечным маслом сковороду. Карасей тоже смазать маслом. Запекать в печке или духовом шкафу при средней температуре до готовности, периодически осторожно переворачивая.

Посвятки

Своеобразным переходным днем между развлечениями и будничными хлопотами являются посвятки, что приходятся на второй день после Водосвятья. В этот день выносят из дома хлеб и соль, что лежат на Покути от Богатой Кутьи, и, разломав на кусочки, кормят животных. То же делают и с сеном.

В этот день полностью завершаются рождественские праздники. Люди не работают, собираются на последнюю вечерницу, на которой провожают святки.

Начало недели, на которой принято гадать на будущее, середина календарной зимы - условное погружение мира во тьму, Навь - где пересекается прошлое и будущее. Проводятся обряды-гадания по погоде, птицам и зверям. В эту неделю должно уделить внимание своей духовной жизни, задуматься о предназначении и его наилучшем исполнении.

Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью. Волхвы творят святые таинства. Праздник проводится только Духовными проводниками.

Это праздник посвященный месяцу, который на 9-й день после Коляды переносит Солнце-Сивояра в Иное, дабы новое Солнце-Божич воцарился в мире. В честь Месяца-Велеса готовятся вареники, обрядовое блюдо Нового года. Мальчики и неженатые юноши засевают дома, ознаменовывая рождение новой жизни, при этом произносится обрядовая молитва:

Сею-вею посеваю. С Новым годом поздравляю. Сейся-родися жито-пшеница, Жито-пшеница, всякая пашница. На счастье, наздоровье, намногиепета Хозяину, хозяйке, да всему Белому Свету!

Новый год является праздником рождения нового месяца или праздником Василия. Это древнее славянское имя связано с месяцем и варной весей , то есть крестьян, которые, по орийской мифологии, образовались из чрева первого человека - Мира. Отсюда произошли слова «весь» (село), «все».

Ритуальное блюдо Нового года - вареники. Ушки месяца

Для 1 кг теста необходимо: 600 г муки, 3 яйца, 40 г растопленного масла, 250 г сахара, 10 г соли. Виды начинки: тушеная капуста, растертый с желтком, сливочным маслом и сахаром творог, вареный картофель с жареным луком и грибами (на 100 г теста - 110-115 г начинки).

В просеянную муку влить молоко, ввести яйца, соль, сахар, влить растопленное сливочное масло (можно свежее молоко) и замесить тесто средней густоты. Подготовленное тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 мм. При помощи стакана вырезать кружочки. На каждый кружок положить начинку, края вареника защипнуть в виде месяца. Подготовленные вареники кладут в большое количество подсоленного кипятка и варят 5-6 минут, пока не всплывут на поверхность. Сделать зажарку на масле с луком, полить ею готовые вареники и подать на стол. В отдельную миску налить сметану.

Также нужно отметить, что на Новый год двор вспахивают плугом - хозяин дома символически обходит вокруг дома с плугом. Это символизирует схождение Божественной силы на землю и оплодотворение её для нового рождения урожая. Перед Рождеством «старое солнце» как бы умерло, а на девятый день (1 января) оно отправлялось в лодке-месяце по реке (течение времени - «год») в Рай, то есть происходили похороны (Хоре - Бог месяца у славян, Харон - перевозчик мертвых через реку смерти у греков). Время, когда лодка пошла в Вечность, мы можем считать отсчетным. По нашему славянскому обычаю похороны сопровождались засеванием на «жизнь вечную», потому что похороны - это не смерть, а переход в другую жизнь. Поэтому в Новый год засевают жилище на Богатство и добро, невзирая на то, что на улице зима.

Засевание

Мальчики ходят по домам засевать до восхода солнца. Они набирают в мешочек или в варежку смеси зерен (рожь, пшеница, горох, просо и другое) и в каждом доме осыпают этими зернами хозяина и дом, говоря:

На счастье, на здоровье, на новое лето;

Роди, Боже, рожь-пшеницу, да всякую пашницу;

Добрый день, с Новым годом будьте здоровы;

Сею, вею, засеваю, с Новым годом поздравляю;

Сейся, родись рожь-пшеница и всякая пашница.

С Новым годом будьте здоровы!


Главного засевальщика приглашают присесть, говоря:

«Присаживайся у нас и посиди, чтобы все хорошо у нас сидело: и куры, и гуси, и утки, и рои, и старосты».

Во время засевания девушки и парни ловят зерна и по ним гадают: если число зерен окажется парным, то быть в этом году свадьбе, и наоборот. Зерно, которым засевали, хозяева тщательно собирают и хранят до посева, а потом с другими семенами бросают в землю. Часть их также дают курам, чтобы лучше неслись.

Хозяева сами ходят поздравлять с Новым годом местного волхва и, вместо смешанного зерна, несут ему мешочек гречихи, овса, пшеницы и т.п. Возвращаясь из храма, хозяин обкуривает дом чабрецом, а потом семья садится обедать.

Если дети засевают на рассвете, то после Богослужения делают это и взрослые, посещая друг друга. При этом было одно отличие - зерном не дом засевают, а посыпают хозяев, приговаривая:

Сейся, родись рожь-пшеница, всякая пашница,

На счастье, на здоровье, на Новий год,

Чтоб родило лучше, чем в прошлый год

Конопля до потолка, а лен до колена,

Чтоб у вас, внуков Дажбожьих, голова не болела.

Будьте здоровы. С Новым годом. Дай, Боже!

Днем на Новый год по селу ходят переодетые группы молодежи. Среди них обязательно должны быть Василий, Ме-ланка, дед, баба и т.п. Они берут с собой козу, коня, плуг или рало, серп и палку. Войдя во двор, совершают новогодний посев: пашут и засевают снег, а затем волокут. Войдя в дом, совершают разнообразные шутливые действия: окропляют собравшихся водой, разрисовывают дымоход, мажут глиной хозяйственные вещи, «разговаривают» с печью, подметают «наизнанку» пол, совершают «ссоры» и «мировые», а под конец требуют угощения. Цель этих действий - обмануть злые силы и привлечь Богатство в дом.

Святой вечер. Голодная Кутья

В канун Водосвятья отмечают Сочельник - Голодную кутью. Как и на Богатую кутью готовят только постные кушанья, но в меньшем количестве.

Вечером в храмах проводят службу и освящают «вечернюю воду», которая считается также полезной против всякой беды. Вернувшись из храма, хозяин берет пучок колосьев или целебных трав и окропляет дом священной водой.

На кануне Водосвятия нужно пребывать в строгом говении, готовится голодная кутья.

В этот период Солнце находится ближе всего к Земле и начинает яриться, наполняться молодой силой. В этот момент оно влияет на воду - Дану, наполняя её божественной силой. Посему Водосвятье еще называют - Яр-Дана. Утром люди идут к водоемам, чтобы запастись на весь год святой водой, владеющей в это время чудодейственной целебной силой. На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, которые символизируют Солнце. Рядом с крестом стоит престол изо льда обвитый сосновыми ветвями - так называемые «небесные врата».

Волхвы и жрецы освящают Яр-Данскую воду. Люди, набрав освященной воды, умывают глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а дома обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

Воду, набранную на Водосвятие, употребляют при разнообразных болезнях - обмывают больные места, окропляют дома и хозяйство. В каждом доме на протяжении года под образами должна была обязательно стоять бутылка с освященной водой, которая, если освящалась по всем правилам, может стоять целый год, не портясь.

На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, что символизирует Солнце. Рядом с крестом стоит престол, также сделанный изо льда и обвитый сосновыми ветвями - так называемые «небесные врата».

Из храма, где проходило Богослужение, люди несут хоругви, флаги. После службы на реке выпускают голубей, которых принесли с собой, охотники салютируют из ружей. Люди набирают из проруби воду осторожно, чтобы не упасть. Набрав освященной воды, люди умывают здесь же глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а дома обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

Молитва на Божью благодать Говорится перед тем, как нырнуть в прорубь

Путь Веры-Веды Православной

Верую во Всевышнего Рода - Единого и Многоликого Бога, источник всего сущего и несущего, что всем Богам кладезь Вечный.

Ведаю, что Вселенная есть Род, и все многоименные Боги объединены в нем.

Верую в триединство бытия Прави, Яви и Нави, и что Правь есть Истина, и пересказана она Отцам Праотцами нашими.

Ведаю, что Права с нами, и Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас.

Верую в единство с Родными Богами, ведь Даджьбожъи внуки мы - любимцы Богов. И Боги держат десницы свои на ралах наших.

Ведаю, что жизнь в Великом Роде вечна, и должны заботиться о вечном, идя стезей Прави.

Верую в силу и мудрость Предков, которые рождаются среди нас, ведя нас к благу через Проводников наших.

Ведаю, что сила в единстве Родов Славяно-Орийских, и что станем славными, славя Родных Богов.

Слава Роду Всевышнему, Богам и Предкам!


Дана - Богиня Воды, Мать Водица, изначальная вода Дыва, космическая вода, в Яви проявляется всеми водоемами и
реками, женское начало мира. Дана - это юная Лада, она приходит к нам вместе с огнем и светом во время рождения Вселенной Богиней Ладой. Она является основой здоровья и красоты телесной. Водой Боги завещали освящать и Дана - это супруга Даждьбога и противоположность его. Дана и Даждьбог - это Леля и Полель, дети Великой Матери Лады. Мы знаем, что вода тоже Многопроявна и в течение года в четырех состояниях, как и Солнце-Даждьбог, пребывает. Венчание Даны и Даждьбога празднуют Боги и весь мир на Купалу.

Деревом Богини Даны является липа, день для прославления 06 января, а также каждая пятница. Прославляют Дану возле источников целебных, перед тем их очищают и лентами украшают, образы точат и куммиры ставят. У истоков и колодцев всегда сосуды должны быть, чтобы путник напиться мог. Вода Даны не только очищает и освящает, от того правой, живой и мертвой зовется, она еще омывает вечнозеленое дерево Рода. Дану часто призывают молодые девицы, стремясь найти любимого, зовут её также на Славлениях, чтобы тела и души очистила и освятила.

Дана упоминается в старинных народных припевах: «Ой Дана, Дана», «Шиди-риди, Дана». На имя Богини воды указывают также названия многих наших рек: Дон, Дунай, Днепр, Днестр, Десна, Двина. Богиня Дана почиталась также кельтами и индо-ариями. У индусов до сих пор есть храмы, посвященные богине Дану (у озер Батур и Братан в Индонезии), которую считают воплощением первобытных вод.

Молитва-Славление Дане

Дана-Девица, Святая водица! Течешь ты молочными реками, дождями плодовитыми, Землю насыщаешь, Солнце радуешь, из-за туч холодных лучи выпускаешь. Травушка-муравушка растет высокая, пшеница-яровица растет богатая. Славу Тебе всем Родом поем, хлеб-каравай в святую реку пускаем. Прими его, Дана, в неделеньку рано от Рода Православного, из мира Живоявленного. Водица Твоя святая, Дана молодая, водица Твоя счастливая, Дева наша прекрасная. Не бурли потопами, градами, темными водами, а только дождями богатыми и ручьями журчатыми, от которых урожаи взрастают и наши закрома хлебом наполняют. Благослови, Дана, прояви нам свою волю. Слава матушке Дане!

Обрядовое блюдо - караси или просто речная рыба

Рыба в этот день считается прямым проявлением Всевышнего, поэтому её употребляют все славяне, независимо от высоты уровня духовного посвящения, для освящения своего тела и единства с Богом.

2 крупных карася, 1 луковица, 6-8 соленых или маринованных грибочков, по щепотке соли и черного молотого перца, 2 столовые ложки подсолнечного масла.

Караси почистить, выпотрошить, удалить жабры, но головы не отрезать. Хорошо промыть в холодной воде, промокнуть насухо. Затем натереть солью, посыпать перцем и начинить рублеными грибами и обжаренным луком.

Рыбу выложить в глубокую обильно смазанную подсолнечным маслом сковороду. Карасей тоже смазать маслом. Запекать в печке или духовом шкафу при средней температуре до готовности, периодически осторожно переворачивая.

Посвятки

Своеобразным переходным днем между развлечениями и будничными хлопотами являются посвятки, что приходятся на второй день после Водосвятья. В этот день выносят из дома хлеб и соль, что лежат на Покути от Богатой Кутьи, и, разломав на кусочки, кормят животных. То же делают и с сеном.

В этот день полностью завершаются рождественские праздники. Люди не работают, собираются на последнюю вечерницу, на которой провожают святки.

Начало недели, на которой принято гадать на будущее, середина календарной зимы - условное погружение мира во тьму, Навь - где пересекается прошлое и будущее. Проводятся обряды-гадания по погоде, птицам и зверям. В эту неделю должно уделить внимание своей духовной жизни, задуматься о предназначении и его наилучшем исполнении. Летние Праздники: