Жлобинская епархия. Гомельская епархия. Епархия с XIV по XVIII вв

Отделы и комиссии Гомельской епархии:
1. Секретариат Гомельского Епархиального Управления
2. Отдел по архитектуре и строительству Гомельской епархии
3. Паломнический отдел Гомельской епархии
4. Отдел по социальному служению и церковной благотворительности Гомельской епархии
5. Отдел Гомельской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами
6. Отдел по тюремному служению Гомельской епархии
7. Миссионерский отдел Гомельской епархии
8. Молодежный отдел Гомельской епархии
9. Отдел религиозного образования и катехизации Гомельской епархии
10. Комиссия по канонизации Гомельской епархии
11. Церковно-историческая комиссия Гомельской епархии

ИСТОРИЯ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

20 июля 1990 года определением Священного Синода РПЦ (журнал N 108) Гомельская епархия была возрождена в границах Гомельской области. Правящим архиереем назначен епископ Аристарх (Станкевич) (указ о назначении N1420 от 20.07.90 г.) с титулом «епископ Гомельский и Мозырский». В связи с возрождением Туровской епархии постановлением Священного Синода РПЦ от 17 июля 1992 года (журнал 53) Гомельская епархия была разделена: Туровской епархии отошли Брагинский, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Наровлянский, Октябрьский, Петриковский, Хойницкий районы Гомельской области. В связи с этим были внесены изменения в титул правящего архиерея, который стал именоваться епископом Гомельским и Жлобинским.

В июне 1991 года епархию посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время посещения Гомельщины Его Святейшество совершил божественную литургию в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе города Гомеля, принял участие в торжественных мероприятиях.

В июне 2001 года Святейший владыка вторично посетил Гомельскую епархию. Находясь на гомельской земле два дня (26-27 июня), Его Святейшество встретился с епархиальным духовенством, руководителями районов и области. 27 июня Святейший Патриарх посетил Свято-Покровский храм в д. Корма, где приложился к мощам св. прав. Иоанна Кормянского. Здесь же Его Святейшество встречался с президентом Беларуси А.Г. Лукашенко.

В 2007 году в Гомельской епархии учреждено Речицкое викариатство. Епископом Речицким, викарием Гомельской епархии постановления Священного Синода определено быть архимандриту Леониду (Филю). Архиерейская хиротония епископа Леонида состоялась в Успенском соборе Свято-Успенского Жировичского монастыря 12 февраля 2008 года.

23 апреля 2012 года отошел ко Господу правящий архиерей епархии - архиепископ Аристарх (Станкевич).

7 июня 2012 года решением очередного заседания весенне-летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, правящим архиереем Гомельской и Жлобинской епархии было определено быть епископу Туровскому и Мозырскому Стефану, а Преосвященным Туровским и Мозырским - епископу Речицкому Леониду, викарию Гомельской епархии.
97899, 97900, 97901, 97902, 97903, 97904, 97905, 97910, 97911, 97912, 97913

Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в 1925 г., не замещалась после 1935 г., 31 янв. 1990 г. возобновлена как Гомельская и Мозырская в границах Гомельской обл. Белоруссии выделением из Могилёвской и Мстиславской епархии , утверждена постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 20 июля 1990 г. C 11 июня 1992 г. в связи с отделением новоучрежденной Туровской и Мозырской епархии Г. е. имеет совр. границы и название. Объединяет приходы и мон-ри на территории центральной и вост. части Гомельской обл.: Буда-Кошелёвского, Ветковского, Гомельского, Добрушского, Жлобинского, Кормянского, Лоевского, Речицкого, Рогачёвского, Светлогорского и Чечерского р-нов. Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Буда-Кошелёвский, Гомельский городской, Гомельский районный, Добрушский, Жлобинский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светлогорский, Чечерский. Кафедральный город - Гомель. Кафедральные соборы - во имя св. апостолов Петра и Павла (Гомель) и Свято-Троицкий (Жлобин). Правящий архиерей - архиеп. Аристарх (Станкевич ; на кафедре с 29 июля 1990, с 25 февр. 2000 архиеп.). К кон. 2005 г. в епархии действовало 110 приходов и 4 мон-ря (1 муж., 3 жен.), в клир входили 156 священнослужителей (139 священников и 17 диаконов).

Особое покровительство старообрядцам оказывал гр. Румянцев, при к-ром укрепились старообрядческие мон-ри. В то же время уникальная книжность ветковских слобод пополняла коллекцию графа. Наиболее известными старообрядческими мон-рями на Гомельщине были мужские Лаврентьев (основан после 1735), Пахомиев (первоначальное название - Игнатова пуст., основан ок. 1760), Успенский Терловский (основан в 1775), Чёнкский (Чонский) скит (первоначальное название - Арефьева пуст., основан ок. 1775), Иоасафовский (недалеко от Добруша, основан в кон. XVIII в.), Никольский (Новоникольский) («хутор» Пахомиева мон-ря, основан в кон. XVIII в.). Большинство мон-рей на Гомельщине прекратило существование в 40-х гг. ХIХ в. Лаврентьев мон-рь был закрыт в нач. 1844 г., его имущество было передано в единоверческие Чёнкский Макариев мон-рь и приход в Добрянке. Все хозяйственные постройки в 1846 г. отошли экономии кн. Паскевича - владельца Гомельского имения. Пахомиев и Никольский мон-ри закрыты в 1850 г., их здания были употреблены для постройки правосл. церквей в соседних приходах. Ветка потеряла значение духовного центра, но оставалась местом проживания большого числа старообрядцев. В нач. ХХ в. только в Спасской слободе числилось 2 старообрядческие церкви и 2 моленные. В 1-й трети ХХ в., несмотря на проведенные в 20-х гг. регистрацию и заключение договоров с молитвенными домами, было закрыто большинство старообрядческих храмов и моленных. Последователи старообрядчества - преобладающие поповцы и малочисленные беспоповцы - в наст. время живут в Гомеле, Крупце и др. местах. В 90-х гг. XX в. была учреждена Гомельская и всея Белоруссии епархия Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы), епархию возглавляет еп. Иосиф.

Ист.: [Ксенос И . Г .] История и обычаи Ветковской церкви. Б. м., б. г.; То же // Старообрядческий церк. календарь на 1994 г. М., 1993. С. 66-104.

Лит.: Лилеев М . И . Мат-лы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; он же . Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895. Вып. 1; Жудро Ф ., свящ . К истории единоверия в Могилёвской епархии // Могилёвские ЕВ. 1905. № 3-5, 8, 10, 19; 1906. № 3-5; Зеленкова А . И . Старообрядцы деревни Крупец Добрушского р-на Гомельской обл.: (На мат-лах устной истории) // Старообрядчество как ист.-культ. феномен: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 февр. 2003 г. Гомель, 2003. С. 85-87; Киштымов А . Л . Н. П. Румянцев и старообрядцы Гомельского имения // Там же. С. 111-118; Кочергина М . В . Старообрядческие мон-ри Стародубья и Ветки в кон. ХVIII - 1-й пол. ХIХ в. как центры духовной жизни и их влияние на местное население // Там же. С. 131-136; Кузьмич А . В . Из истории Лаврентьева мон-ря // Там же. С. 139-142; Литвинова Т . Ф . Жилая архитектура 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. старообрядческой Спасовой слободы в Гомеле // Там же. С. 156-161; Савинская М . П ., Алейников М . А . Отношение органов власти к старообрядческим общинам на Гомельщине в 20-е гг. ХХ в. // Там же. С. 250-254.

Е. А. Агеева, А. В. Кузьмин

Гомельская епархия

1925-1990 гг.

22 марта 1925 г. во епископа Гомельского был хиротонисан архим. Жировицкого мон-ря, «уполномоченный по делам православной Церкви в Польше» Тихон (Шарапов) , к-рому было также вверено попечение о правосл. христианах Польши, сохранявших верность Патриарху Московскому (Акты свт. Тихона. С. 357). Еп. Тихон прибыл в Гомель 3 апр. 1925 г. и в короткий срок при помощи местных священников прот. Павла Левашова и прот. Елисея Назаренко, сохранивших верность канонической Церкви, вернул большинство приходов епархии из обновленчества под патриарший омофор. 16 мая архиерей был арестован и переправлен в Могилёв, затем в Москву. 10 дек. 1925 г. еп. Тихон был арестован в Москве, через полгода выслан в Казахстан, откуда на протяжении неск. лет вел активную переписку с духовенством Г. е. и рассылал циркулярные послания. До 17 июля 1936 г., когда еп. Тихон был назначен епископом Алма-Атинским, он номинально оставался Гомельским архиереем.

В 1933 г. временное управление Г. е. возлагалось на Стефана (Адриашенко), еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии. 17 дек. 1934 г. на Гомельскую кафедру был назначен еп. Серафим (Кокотов) , но, получив отказ в регистрации, он не смог вступить в управление епархией и 27 мая следующего года был переведен на Томскую кафедру. Последним архиереем, окормлявшим гомельскую паству, был Могилёвский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин ; на Могилёвской кафедре с 6 июня 1933 до 24 окт. 1936). В ночь с 18 на 19 авг. 1937 г. в Алма-Ате был арестован еп. Тихон. Одновременно в Гомеле прошли аресты почти всего духовенства, активных монахинь и мирян, к-рым в числе прочего инкриминировалась переписка с еп. Тихоном и распространение его писем и статей. В ночь на 1 нояб. 1937 г. часть арестованных, включая 12 священнослужителей, была расстреляна, 10 нояб. того же года в Алма-Ате был расстрелян еп. Тихон.

В 1935 г. власти закрыли гомельский Петропавловский собор (в 1942 архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) возобновил в нем богослужения, в 1960 собор был вновь закрыт, в 1962-1988 в нем размещался планетарий, собор возвращен Церкви в 1989). До 1985 г. в Гомельской обл. было закрыто 57 храмов, в 1985 г. в области действовало 42 церкви, неск. храмов было построено в советский период. В 1918-1934 гг. в Гомеле жил и трудился церковный композитор А. Е. Туренков , автор первой белорус. оперы. Его учеником был гомельский церковный композитор Н. В. Бутомо († 1983), написавший более 300 хоровых произведений, к-рые исполняются церковными хорами Белоруссии, России и Украины.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории в юрисдикции Белорусской Церкви (см. Беларусь) была создана Гомельская и Мозырская епархия, на к-рую 18 сент. 1943 г. в Вене епископами РПЦЗ был хиротонисан Григорий (Боришкевич), бывш. настоятель гродненского кафедрального собора. Еп. Григорий вернулся в Гродно, но из-за приближения фронта не смог выехать в Гомель, вскоре эмигрировал.

1990-2006 гг.

Г. е. была воссоздана решением Архиерейского Собора РПЦ 31 янв. 1990 г. 20 июля того же года постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Свящ. Синода епископом Гомельским и Мозырским определено быть архим. Аристарху (Станкевичу), хиротония состоялась 29 июля. 18 окт. 1992 г. в связи с возрождением Туровской епархии ей была передана зап. часть территории Гомельской обл., Г. е. получила совр. границы и название.

Одним из первых дел по устроению епархиальной жизни стало открытие приходов. В 1990 г. Г. е. насчитывала 47 действующих храмов, в 1999 г. действовало 86 церковных приходов, имевших 81 храм. С нач. 90-х гг. в епархии было построено более 20 церквей, при большинстве приходов работают воскресные школы (53), открылись 4 мон-ря. Были обретены мощи (1991) и состоялось церковное прославление прав. Иоанна Кормянского. В управлении епархией архиерею оказывают помощь епархиальные отделы: духовного образования и катехизации, богослужебный, по работе с молодежью, социального служения, взаимоотношений с Вооруженными силами, архитектуры и строительства. В июне 1991 и в июне 2001 г. с архипастырским визитом в Г. е. находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время последнего визита Патриарх Алексий посетил Покровский храм в пос. Корма Добрушского р-на, где приложился к мощам прав. Иоанна Кормянского. Здесь же Патриарх встречался с Президентом Белоруссии А. Г. Лукашенко.

В Г. е. развивается духовно-просветительская деятельность. В 2000-2002 гг. при Свято-Никольском муж. мон-ре действовали катехизаторские курсы для преподавателей и студентов. В июне 2001 г. при гомельском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» открылся духовно-просветительский центр, в рамках к-рого в сент. следующего года начали работу богословско-катехизаторские 2-годичные курсы. С 2003 г. при духовно-просветительском центре действует молодежное братство св. царственных страстотерпцев, ориентированное на работу с юношеством. Братство организует паломничества, крестные ходы, активно сотрудничает со светскими молодежными орг-циями. Члены братства взяли под свой патронат расположенные в Гомеле детский дом и обл. клиническую больницу.

С 1995 г. на гомельском телевидении выходит еженедельная программа архиеп. Аристарха «Беседы о вечном». С 1996 г. в епархии издавалась правосл. газета для семейного чтения «Лампада», преобразованная в 2006 г. в ежемесячный ж. «Сретение». С 2002 г. на гомельском радио 2 раза в неделю выходит программа «Ключ разумения», над к-рой работает духовенство епархии и сотрудники духовно-просветительского центра. Делу духовного просвещения способствует распространение правосл. б-к, к-рых в епархии насчитывается 91, имеется 14 отделов правосл. лит-ры при гос. б-ках. В 24 общеобразовательных школах Гомеля факультативно преподается предмет основы православной культуры. Для преподавателей этого курса епархиальный отдел образования проводит методические семинары. Ежегодно епархия проводит Пасхальный фестиваль детского творчества.

На базе Гомельского медун-та в 2004 г. создано правосл. медико-просветительское об-во во имя свт. Луки, исповедника Крымского. Ежегодно об-во проводит Сретенскую научно-практическую конференцию, главная тема к-рой - взаимодействие между правосл. Церковью и медицинскими учреждениями. В деле духовного просвещения плодотворным оказалось многолетнее сотрудничество епархии с гомельским обл. объединением «Общество Кирилла Туровского» и городским об-вом «Знание», совместно с к-рыми регулярно организуются конференции, семинары и лекции в учебных заведениях и на предприятиях Гомеля и области.

Духовенство и сотрудники епархии активно участвуют в проводимых в Гомеле конференциях, на к-рых затрагиваются проблемы духовной культуры: «Славянский мир на пороге третьего тысячелетия» (2001), «Старообрядчество как культурный феномен» (2003), «Демографические проблемы Беларуси и духовно-нравственное здоровье нации» (2005). В нояб. 2004 г. в Гомеле состоялись первые Свято-Покровские образовательные чтения, задачей к-рых является объединение усилий священнослужителей, педагогов, работников культуры в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. 1-2 нояб. 2005 г. в Гомеле прошли IX Свято-Евфросиниевские чтения, в к-рых активное участие принимали духовенство и миряне епархии. 11-19 февр. 2006 г. в Гомеле проводилась духовно-просветительская выставка-ярмарка «Беларусь православная», в рамках к-рой были организованы лекции во всех крупных учебных заведениях города, миссионерские встречи, концерты и мастер-классы народных умельцев.

В сфере благотворительной деятельности в епархии большую роль играют сестричества (действуют 5 сестричеств), задачами к-рых являются уход за больными и престарелыми, сестричество вмц. Варвары несет служение в республиканском центре радиационной медицины. В 2002 г. в Светлогорске создан правосл. центр помощи наркозависимым, осуществляющий служение совместно с городской общественной орг-цией «Альтернатива». В обл. психоневрологическом диспансере в 2005 г. была освящена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Почаевская». Воскресные школы крупных приходов Гомеля и районных центров устраивают рождественские елки и пасхальные торжества в детских домах, интернатах, домах престарелых и больницах.

Духовенство епархии, монашествующие и миряне оказывают духовно-просветительскую и практическую помощь заключенным. На территории епархии расположено 9 исправительно-трудовых учреждений, попечение о к-рых осуществляют 12 священников и насельницы гомельского в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ря . Епархия активно сотрудничает с благотворительными орг-циями в проекте реабилитации женщин, отбывавших срок наказания в исправительно-трудовых колониях.

Святыни

В Иоанна Кормянского жен. мон-ре в пос. Корма почивают мощи прав. Иоанна. Среди наиболее почитаемых др. святынь епархии - чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери в гомельском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре , источник в честь Казанской иконы Божией Матери в Гомеле, колодец в честь мучеников Маккавеев в пос. Корма.

Архиереи

еп. Тихон (Шарапов; 22 марта 1925 - 17 июля 1936), еп. Александровский и Павлоградский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1933, в. у.), еп. Серафим (Кокотов; назначен 17 дек. 1934, не смог вступить в управление епархией), Могилёвский еп. Павлин (Крошечкин; 1935 - 24 окт. 1936, в. у.), архиеп. Аристарх (Станкевич; хиротонисан 29 июля 1990, с 25 февр. 2000 архиепископ).

Монастыри

Действующие

Тихвинской иконы Божией Матери (в Гомеле, жен., основан 1 апр. 1993), гомельский Свято-Никольский (муж., основан 21 марта 1995), во имя прав. Иоанна Кормянского (в пос. Корма Добрушского р-на, жен., основан 8 авг. 2000), Успения Пресв. Богородицы (в с. Казимирове Жлобинского р-на, жен., основан 4 дек. 2000).

Упраздненные

Терешковский (близ Гомеля на Соже, у с. Скиток, муж., основан в 1685, в 1743 захвачен базилианами, в 1765 возвращен в Православие, через нек-рое время обращен в приход, церковь разрушена во время Великой Отечественной войны); Успения Пресв. Богородицы (Терловский) (близ Гомеля, муж., основан в 1775 как старообрядческий, в 1797 обращен в единоверческий, с 1823 православный, с 1828 вновь единоверческий, в 1845 к нему приписан Чёнкский Макариев мон-рь, в 1876 упразднен, приписан к восстановленному Чёнкскому Макариеву мон-рю); Чёнкский (Чонский) Макариев в честь Успения Пресв. Богородицы (первоначальное название - Арефьева пуст., основан в урочище Чонский Обруб (Чёнки), близ Гомеля ок. 1775 как старообрядческий, муж., в 1800 преобразован в единоверческий, в 1839 закрыт, в 1844 возобновлен как единоверческий, в 1845 приписан к Успенскому мон-рю, в 1876 восстановлен, перенесен на место вблизи Успенского мон-ря, в 1899 преобразован в жен., закрыт в 1929, восстановлен в 1943, упразднен в 1945).

Ист.: Дорогами Белоруссии // ЖМП. 1991. № 10. С. 19-23; Наречение и хиротония архим. Аристарха (Станкевича) во еп. Гомельского и Мозырского // Там же. № 2. С. 18-19; Акты свт. Тихона. С. 357-359; Полищук Е . С . Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Респ. Беларусь // ЖМП. 2001. № 8. С. 22-53.

Игум. Савва (Мажуко)

Памятники церковной архитектуры

В домонг. период города Посожья как центры удельных княжеств представляли собой небольшие замки, защищенные рвами, валами и деревянными стенами, рядом с к-рыми складывались поселения. В XII в. в этих землях выделялись крупные торговые и культурные центры, в их числе Гомель. Археологические памятники этого времени свидетельствуют о тесной связи с южнорус. культурой. На территории Гомельского детинца были обнаружены остатки каменной кладки небольшого собора (крестово-купольного, 1-главого, с 3-апсидным алтарем, характерным для черниговской архитектуры 2-й пол. XII - нач. XIII в.) и, возможно, пещерного мон-ря XII-XIII вв.

В период монголо-татар. нашествия в Гомеле, как и повсеместно, прекратилось каменное храмовое строительство. Провинциальные зодчие Посожья развивали формы деревянных храмов, что повлияло на характер церковных построек в дальнейшем. В 1335 г. Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского, однако нек-рые древнерус. посвящения храмов сохранялись. Так, на месте разрушенного в период нашествия каменного собора была возведена деревянная Никольская ц. на Замковой горе рядом с княжеским дворцом.

Создание Речи Посполитой в 1569 г. привело к активизации в Белоруссии польск. влияния, заметного в заимствовании элементов центральноевроп. архитектуры и в переработке их в местные формы деревянного зодчества. С сер. XVI в. в Гомеле были сооружены деревянные церкви: Спасская, Троицкая и Рождества Богородицы (все не сохр.). В целом до нач. XVII в. Посожье не имело значительных культурных и политических центров, храмы были деревянными, преобладали постройки клетского типа.

После заключения в 1596 г. Брестской унии началось насильственное закрытие правосл. храмов и мон-рей и конфискация их имущества. Между православными и униатами велась борьба за каждый приход, в частности за гомельскую Никольскую замковую ц., к-рая переходила из рук в руки, оставшись в итоге за православными.

В 1632 г. в Белоруссии была создана единственная правосл. Могилёвская епархия (включала земли совр. Г. е.), где было основано неск. мон-рей. Местное церковное зодчество развивалось в русле стиля укр. барокко, под воздействием к-рого складывалась вертикально вытянутая композиция, а также стала использоваться вертикальная тесовая обшивка. Ориентиром для строительства деревянных храмов в обителях Посожья служили правосл. монастырские постройки Могилёва и Орши, в частности деревянная ц. в честь Богоявления Кутеинского Богоявленского мон-ря в Орше (1623-1626, сгорела в 1885), возведенная мастерами оршанско-могилёвской школы Церковь имела в плане равноконечный крест, вост., сев. и юж. рукава к-рого заканчивались пятигранниками, над средокрестием была помещена луковичная глава на 8-гранном световом барабане, над каждым рукавом креста - небольшие главки на барабанах; храм имел подклет и обходную галерею.

С кон. 40-х гг. XVII в. строительство правосл. церквей в Посожье прекратилось; храмы и мон-ри епархии отошли униатам. На строительстве правосл. храмов отразилась и нестабильность религ. обстановки нач. XVIII в. В 1702 г. сгорел гомельский Никольский собор, но вскоре был возобновлен в дереве. В 1-й четв. XVIII в. храм опечатали вслед. нежелания прихожан признавать унию. Вскоре при Никольском соборе был организован небольшой униатский мон-рь, просуществовавший до 1-го 10-летия XIX в. В 1-й пол. XVIII в. церкви в окрестностях Гомеля также были переданы униатам (в селах Шерстин и Радуга - в 1737, Холочье - в 1738 (все не сохр.) и др.). Каменные храмы, построенные в большинстве случаев католиками и униатами, воздвигались в традициях барокко.

Во 2-й пол. XVIII в. в Посожье активизировалось строительство деревянных храмов, возводившихся местными плотниками. Собственная архитектурная традиция, восходившая к укр. деревянному зодчеству, достигла расцвета. Тектоника объемно-пространственного решения деревянных храмов Посожья строилась на сочетании срубов и срубных башен (четвериков и восьмериков) с шатровыми и купольными завершениями, разнообразными формами алтаря (чаще в виде пятигранника). К кон. XVIII в. встречались следующие композиционные типы: осевой (притвор или трапезная - храм - алтарь под общей крышей), ярусно-осевой (с высотно развитым объемом притвора или трапезной, храма, алтаря), крестово-центричный (храм с планом в форме креста), ярусный (с ярусным завершением центрального объема в виде 2-3 восьмериков на четверике).

Православные добились разрешения на организацию новых приходов; при Георгии (Конисском), еп. Могилёвском, в Гомельском повете было построено 14 церквей. Деревянная ц. во имя свт. Николая в Ст. Белице Гомельского р-на (70-е гг. XVIII в.) композиционно воспроизводит характерный для укр. барокко рубежа XVII и XVIII вв. 3-частный храм: крупный четверик и примыкающие к нему 5-гранные алтарь и притвор (бабинец), обшитые вертикальным тесом, увенчанные главами на 2-ступенчатых барабанах.

В этот период в Посожье продолжают строить старообрядческие храмы. В Чёнкском Макариевом мон-ре был возведен собор типа восьмерик на четверике, близкий к западнорус. (напр., брянским) храмам ярусного типа рубежа XVII и XVIII вв. Высокий основной четверик с протяженным 5-гранным алтарем несет приземистый восьмерик с купольным покрытием, завершенный высоким глухим барабаном, перекрытым куполом с луковичной главкой на тонкой шейке. 4 маленькие главки на ярусных граненых шеях расположены вокруг центрального восьмерика. Поздние боковые входы сделаны в виде открытых портиков на 4 колонках. Трапезная, перекрытая 2-скатной крышей, имеет с запада небольшой притвор. Отдельно стоящая колокольня построена позднее.

В архитектуре деревянной Ильинской ц. в Гомеле (кон. XVIII в.) прослеживается стремление придать традиц. деревянной постройке черты стиля классицизма. Церковь состоит из 3 срубов, поставленных по одной оси (трапезная - храм - алтарь). Храм представляет собой восьмерик на восьмерике на четверике, увенчан граненым куполом и луковичной главкой с крестом. Над трапезной, имеющей 2-скатную крышу, на кубическом основании возвышается 8-гранная в плане колокольня, ярус звона к-рой оформлен в виде беседки-ротонды в стиле классицизма, перекрытой куполом, с луковичной главкой и крестом. Вероятно, церковь была оштукатурена.

С кон. XVIII в. было разработано неск. генеральных планов городов Минской епархии, куда в то время входила Г. е., в т. ч. Гомеля, Рогачёва и Чечерска. В их основу закладывалась лучевая и квартальная система планировки при учете исторически сложившихся ансамблей культовых и общественных сооружений. В этот период в Посожье появились церковные сооружения, разнообразные по композиционному построению, декору и убранству интерьеров. В уездных городах началась постепенная замена деревянных храмов каменными, однако традиц. деревянные церкви преобладали на протяжении всего столетия. По специальному заказу начали сооружать немногочисленные каменные правосл. храмы в стиле классицизма, преимущественно в дворянских усадьбах, при дворцах и в качестве центральных городских соборов. Чечерск, пожалованный имп. Екатериной II ген.-губернатору края гр. З. Г. Чернышёву, был реконструирован: новый городской центр получил прямоугольную композицию, где каждый угол был закреплен храмом, возведенным на площади (Спасо-Преображенский, Вознесенский (не сохр.), во имя Пресв. Богородицы (не сохр.) в виде ротонд с притворами), в средокрестии улиц располагалась ратуша. Сохранившийся Спасо-Преображенский собор (1779-1783) представляет собой 2-ярусную классицистическую ротонду, перекрытую деревянным куполом, с притвором в виде портика с колокольней над ним. Нижний ярус ротонды оформлен пилястрами, перемежающимися нишами и квадратными окнами над ними, и развитым антаблементом; в верхнем ярусе такие же окна с филенками между ними. Деревянная 8-гранная колокольня имеет арочный ярус звона, завершена граненым куполом, углы граней оформлены пилястрами. Сооружения Чечерска сыграли значительную роль в распространении форм классицизма в деревянном зодчестве. Местные плотники, сохраняя массивные пропорции и тип восьмерик на четверике, стали использовать классицистический декор, а также квадратные окна в верхнем свете четверика.

Церкви, построенные в имениях крупных землевладельцев, выдержаны в стиле классицизма. Так, в 1807 г. в Стрешине (ныне Жлобинского р-на) возвели Покровскую ц., центрическая композиция к-рой имеет 4-лепестковый план: к массивному четверику со срезанными углами со всех сторон примыкают равновеликие полукруглые пристройки, одна из к-рых занята под алтарь. Постройка перекрыта куполом, несущим барабан со сферической главой. Аналогичные башнеобразные 4 главы установлены по углам четверика, его фасады завершаются треугольными фронтонами с круглыми окошками. Полукруглые пристройки декорированы пилястрами, между ними помещены высокие прямоугольные окна с люнетами. Сферические кровли пристроек имеют полукруглые слуховые окна под треугольными фронтонами. К зап., сев., юж. пристройкам ведут лестницы с балюстрадами.

В нач. XIX в. на территории бывш. Гомельского замка гр. Н. П. Румянцевым был перестроен дворец (построен при фельдмаршале П. А. Румянцеве-Задунайском в XVIII в.; пристроено 2 флигеля), к к-рому был присоединен Никольский собор с небольшим мон-рем, принадлежавшим униатам. В 1809 г. рядом по проекту архит. Дж. Кларка был заложен каменный собор во имя св. апостолов Петра и Павла (строительство завершено в 1819, освящ. в 1824, 2-ярусная колокольня над входным портиком - 90-х гг. XX в.), ориентированный на архитектуру Казанского собора в С.-Петербурге. В плане храм имеет форму лат. креста с развитым трансептом; над средокрестием, на высоком, прорезанном окнами барабане, опирающемся на 4 пилона, возведен ребристый купол, завершенный фонарем с луковичной главкой. Фасады всех плановых рукавов креста оформлены 6-колонными портиками, боковые фасады зап. ветви креста - полуколоннами тех же ордера и высоты, создающими впечатление протяженных колоннад. Святыней храма была частица мощей свт. Николая.

В 1822 г. в классицистическом стиле была построена усадебная каменная ц. вмц. Екатерины в с. Гадичеве (ныне Гомельского р-на). Архитектура бесстолпного квадратного в плане 2-светного храма, фасады к-рого с 3 сторон оформлены 4-колонными портиками с треугольными фронтонами, аналогична облику павильонов (боковым крыльям) Останкинского дворца в Москве. Центральное пространство перекрыто пологой 4-скатной крышей; в нач. XXI в. на ней водружен небольшой восьмерик с граненым куполом и граненой луковичной главой на барабане (первоначальное купольное завершение не сохр.).

В архитектуре деревянных храмов 1-й пол. XIX в. проявились черты, свойственные позднему классицизму: упрощение объемно-композиционного построения, лаконизм и строгость фасадного декора (Спасо-Преображенская ц. на кладбище в Гомеле (1826), ц. свт. Василия Великого в Ст. Белице близ Гомеля (1828, в 1842 сгорела, на ее месте построена деревянная ц. свт. Николая)).

С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губ. К кон. XIX в. в городе существовало 2 каменных храма, а также ряд домовых церквей при светских заведениях и дворцах (ц. Вознесения при духовном уч-ще (1866); ц. св. блгв. кн. Александра Невского при муж. гимназии (1899); ц. ап. Иоанна Богослова и св. Елисаветы в замке кнг. И. И. Паскевич-Эрвинской (2-я пол. XIX в.); ц. св. блгв. кн. Александра Невского при городской тюрьме (1895)). Экстерьер этих храмов почти не выделялся из общей конструкции светских зданий.

Каменная Успенская ц. в с. Черетянка Гомельского р-на (1865-1868) была возведена с использованием элементов неоклассицистического и романского стилей. Это крестово-купольная постройка, увенчанная большой, приземистой граненой луковичной главой на световом барабане, с прямоугольной в плане алтарной апсидой с 2-скатной крышей и фронтоном. Боковые фасады украшены ризалитами, завершенными щипцами, под к-рыми помещаются рельефные равноконечные кресты и круги под ними. С запада к храму примыкает 3-ярусная колокольня в романском стиле, увенчанная 4-гранной луковичной главой. В этом же стиле построена часовня, завершенная шатром.

В 1842-1872 гг. сооружался каменный Успенский собор в г. Речица. В композиции доминирует массивный кубический объем со срезанными в верхней части углами. Боковые фасады украшены ризалитами, завершенными крутыми щипцами с круглыми проемами в центре. Центральный объем храма венчает высокая пирамидальная кровля с луковичной главой на высокой шее. Полуциркульный алтарь дополняется низкими прямоугольными пристройками по краям. Протяженная трапезная перекрыта 2-скатной крышей. Храм декорирован пилястрами, упрощенными антаблементами, полуциркульные окна и двери имеют одинаковую высоту и обрамление.

Позднеклассицистическая тенденция существовала в регионе и во 2-й пол. XIX в., наиболее долго сохраняясь в деревянной архитектуре (ц. арх. Михаила в дер. Вылево (после 2000 перенесена в Гомель и частично реконструирована), Успенская ц. в с. Городец Рогачёвского р-на (1869), ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Глыбоцком (Глубоцком) Гомельского р-на (1881), Покровская ц. в Гомельском у. (ныне пос. Октябрьский; 1887)). Одно из направлений деревянного зодчества 2-й пол. XIX в. сочетало позднеклассицистический стиль с особенностями укр. храмостроения. Так, Никольская ц. в г. Добруше, крестообразная в плане, увенчана 5-главием с грушевидными позднебарочными куполами с маленькими главками на тонких барабанах. Окна в 2 ряда напоминают каменные укр. постройки 2-й пол. XVII в. Над удлиненной трапезной в 2 света, перекрытой 2-скатной крышей, украшенной по краю щипцами, врублена 8-гранная колокольня на кубическом основании с грушевидным завершением.

В сер. XIX в. традиц. формы деревянных храмов стали перерабатываться в рус. стиле. Это сравнительно небольшие ярусные церкви типа восьмерик на четверике с крестообразным объемно-планировочным построением (Троицкая ц. в с. Крупец Добрушского р-на (сер. XIX в.), Троицкая ц. в дер. Дворец Рогачёвского р-на (2-я пол. XIX в.)). В кон. XIX в. появился ряд деревянных построек, отличающихся усложненной конструкцией. Так, ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Красный Партизан Добрушского р-на - крестообразное в плане здание с основным кубическим объемом, слегка возвышающимся над короткими и широкими прямоугольными рукавами креста с 2-скатными кровлями и крыльцами с фронтонами на 2 столпах. На высоком 4-скатном перекрытии крыши помещено 4 слуховых окна. Сооруженный сверху высокий восьмерик с узкими гранями, завершающимися щипцами, увенчан невысоким шатром с маленькой главкой на тонкой шейке. По сторонам квадратного в плане алтаря расположены небольшие прирубы жертвенника и диаконника. Над трапезной, украшенной ризалитами с треугольными фронтонами, врублена колокольня. Ярус звона завершен щипцами и шатром, увенчанным маленькой главкой, подобной центральной.

Для строительства каменных церквей в рус. стиле в Гомель приглашались столичные зодчие. Так, в 1870-1889 гг. недалеко от Петропавловского собора была возведена под рук. акад. архитектуры Е. И. Червинского часовня-усыпальница князей Паскевичей. Квадратная в плане, она имеет завершение в стиле деревянных 5-главых шатровых церквей, пышно украшена разнообразными по форме керамическими колонками, кокошниками, розетками, декоративными поясами, а также разноцветными майоликовыми плитками с растительным орнаментом и настенной росписью, выполненными группой местных мастеров под рук. худож.-декоратора С. Садикова. Сама усыпальница в виде тоннеля с цилиндрическим сводом помещена под землей.

В этом же стиле построены кладбищенские часовни в ряде уездов (часовня-усыпальница в г. Рогачёве на правосл. кладбище). На рубеже XIX и XX вв. псевдорус. декор часовен уступил место строгому неоклассицистическому направлению (часовня при Успенской ц. в с. Черетянка).

Каменный Всехсвятский храм в с. Пиревичи Жлобинского р-на (1902), построенный в неорус. стиле, воспроизводит узорочье XVII в. К основному четверику храма, увенчанному луковичной главой на 2-ступенчатом барабане, с севера и юга примыкают прямоугольные в плане пристройки, пониженные относительно центрального объема. Алтарь завершен полуциркульной апсидой, равной по ширине храму, с пристроенными жертвенником и диаконником. С запада к четверику примыкает трапезная с притвором, протяженным по поперечной оси. Все объемы храма в верхних частях декорированы поребриком, поясами из майоликовых плиток, карнизами; четверик завершен рядом кокошников, боковые пристройки - парапетом с аркатурой; углы объемов украшают майоликовые пояса и миниатюрные полуколонки. Арочные окна имеют наличники из цепочек дынек, с килевидным завершением сверху.

В нач. XX в. в Посожье продолжалось строительство как деревянных, так и каменных (в Гомеле деревянная Успенская ц. при железной дороге (1901), каменная Спасо-Преображенская ц. (1901)) храмов. Покровская ц. в с. Довск Рогачёвского р-на (1904) построена в традициях неоклассицизма с элементами рус. стиля. Квадратная в плане постройка с зап., сев. и юж. сторон украшена ризалитами, завершенными щипцами; с востока примыкает прямоугольная в плане 2-этажная пристройка. Основной объем храма завершает восьмерик с высокими полуциркульными окнами на каждой грани, увенчанный гранеными приземистым куполом и луковичной главой на 8-гранном барабане. Аналогичные главы установлены на углах основного объема. Храм декорирован карнизом, завершающим фасады, пилястрами на углах объемов. Сев. и юж. ризалиты украшены композициями из полуциркульных ниш и меньших по размеру окон по их сторонам, 8-угольными нишами над ними. Вход в храм оформлен порталом в виде сужающихся кверху колонн, поддерживающих антаблемент, завершенный низким лучковым окном-фронтоном; над входом, между колоннами,- большое полуциркульное окно. Простенки основного объема храма, пристройка с востока оформлены полуциркульными окнами и нишами на уровне 2-го света, прямоугольными окнами внизу. У основания купола помещены невысокие килевидные кокошники.

В советский период было закрыто 57 храмов Г. е., действующих осталось 42. Тем не менее в 40-х гг. XX в. еще строили небольшие деревянные храмы (в с. Нов. Дятловичи Гомельского р-на (1941), Рождества Пресв. Богородицы в пос. Уваровичи Буда-Кошелёвского р-на (1945, закладка приурочена к окончанию Великой Отечественной войны)). В 1980 г. была построена кирпичная Покровская ц. в с. Ерёмине Гомельского р-на.

Со времени учреждения епархии в 1990 г. ведется активное храмовое строительство. Помимо кафедрального Свято-Троицкого собора в Жлобине (90-е гг.) возведены храмы: Петропавловский в с. Поболове Рогачёвского р-на (1990); Свято-Троицкий в пос. Лоеве (1990); арх. Михаила в пос. Костюковка Гомельского р-на (после 1990); св. равноап. Марии Магдалины в Паричах Светлогорского р-на (1991); св. Иоанна Предтечи рядом с Петропавловским собором в Гомеле (1995) и др. Традиции местной архитектуры продолжают деревянные ц. арх. Михаила (1991) и часовня (1995) в дер. Хальч Ветковского р-на, ц. св. Никиты в с. Поколюбичи Гомельского р-на (1992), ц. св. блгв. кн. Александра Невского в с. Холмеч Речицкого р-на (1992), часовня прп. Евфросинии Полоцкой в г. Речица (1995).

К старообрядческим храмам новой постройки относится кирпичная Спасо-Преображенская ц. в Ветке. В архитектуре этого грандиозного 2-этажного 1-главого сооружения со столпообразной колокольней использованы элементы, напоминающие архитектуру древних Москвы, Новгорода, Пскова.

М. А. Комова

Памятники церковной живописи

Сохранившиеся памятники иконописи на территории Посожья в основном относятся к XVIII-XX вв., что обусловлено не только периферийностью местной культуры в период позднего средневековья и Нового времени, но и исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное утратой множества древних памятников, большей частью разрушенных уже в 30-х гг. ХХ в. Исторически сложившаяся в Посожье многоконфессиональность оставила многообразные по иконографии, технике и стилю произведения иконописи. С кон. ХVII в. старообрядческий центр на Ветке (отмечены факты принятия белорус. мастерами на Ветке старообрядчества «ради научения иконному писанию») продолжил древние традиции правосл. иконы. Из местных иконописцев XVII-XVIII вв. известны лишь старообрядческие монастырские и сельские мастера, чьи произведения благодаря каноничности стали почитаться православными в период перехода мон-рей и храмов к православным как от католиков и униатов, так и от старообрядцев (преобразованием в единоверческие храмы и мон-ри). Иконы, выполненные в мастерских старообрядческих мон-рей и посадов, распространены и присутствуют в собраниях мн. храмов Гомельщины (напр., ц. свт. Николая в Добруше). Богатая книжная культура Ветки (сохранение старопечатных книг, собственная рукописная традиция), соблюдение древних основ богослужения, гармония церковной, общинной и семейной жизни отражали сохранность древних традиций в крае. Так, на Ветке в XVIII - нач. XX в. появилась своеобразная иконописная школа, к-рая впитала и переработала разные иконописные традиции, в частности, царских и поволжских мастеров, чьи работы отличались сочетанием ярких винно-красных, травянисто-зеленых, оранжевых и пронзительно-синих цветов на ровном позолоченном фоне; переосмысливалось иконописное наследие Новгорода; свой след оставила и барочная стилистика местной правосл. традиции. Распространению в церковном искусстве западноевроп. стилевых течений (готика, ренессанс) способствовал с кон. XIV в. католицизм. Т. о., иконопись Посожья XVII-XIX вв. представляла собой результат взаимодействия католич. и униатской живописи с правосл. иконописью. К сер. XVII в. униатство приобрело характер «мужицкой веры», и это нашло отражение в местной иконописи: канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни. Художники XVII в. продолжали широко вводить бытовые сцены, пейзаж, натюрморт, архитектурные детали, что обнаруживается на иконах «Успение Богоматери» и «Св. Троица» из Кричева, «Богоматерь Живоносный Источник» (все в НХМ). Барочная орнаментика фонов, полей, одежд проникала в иконопись Гомельщины из белорус. и укр. печатных изданий, к-рые использовались местными мастерами как руководства - кужбушки. В регионе был популярен «Трефологион» (1647), изданный в Кутеинском мон-ре. Гравюра «Успение Богоматери», помещенная в нем, в посл. четв. XVII в. послужила образцом для одноименной иконы мастера из Кричева. Образцами для композиций также становятся гравюры из старопечатных книг, изданных в Киево-Печерской лавре, напр. икона «Сошествие во ад» из Чечерска (1678, НХМ) (восходит к гравюре «Пречестные акафисты всеседмичные», 1677).

Иконопись Гомельщины активно перерабатывала традиции светского и церковного искусства барокко, сохраняя условный декоративный подход и иконописное содержание в XIX - нач. XX в. В этот период был создан понятный простолюдинам графическо-живописный стиль скорописи, отмеченный виртуозностью распределения цветовых акцентов.

Белорус. иконописные примитивы, распространенные в бассейне р. Сож (Гомель, Нов. Белица, Бабичи, Чечерск, Ст. Громыки, Бартоломеевка), составляют отдельную экспозицию в собрании Ветковского музея народного творчества (напр., иконы Божией Матери «Почаевская», «Ченстоховская», «Смоленская», «Ахтырская», «Троеручица», «Покров», «Знамение», а также иконы «Господь Вседержитель», «Свт. Николай», «Вмц. Варвара», «Св. Утилиан (Иустиниан)», «Свт. Власий Севастийский», «Прор. Илия», «Вмч. Пантелеимон» и др., бо́льшая часть относится к кон. XIX в.). Эти произведения написаны маслом по тонкому грунту, нанесенному непосредственно на доску (чаще хвойных пород), в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается (красочный слой растрескивается по слоям древесины). Иконы исполнены в светотеневой манере, однако колорит и композиционные решения свидетельствуют о неск. источниках и направлениях развития народной иконописи, бытовавших на порубежье Белоруссии, Украины и России.

Наследие собственно белорус. школы иконописи с ее ренессансными чертами фольклорно перерабатывалось в светлых по колориту, массивных и спокойных по силуэту, эпически обобщенных образах почитаемых в народе святых - покровителей земледелия и домашних ремесел. Старый прием создания золоченого резного фона на этих иконах заменен охристым, насыщенным элементами барочного орнамента узором, нанесенным густыми мазками. Арочное обрамление ранних икон рисовалось прямо на досках, по углам над арками в цвете воспроизводились резные розетки, представляя излюбленный на росписях мотив «розы белорозовой» с зелеными листьями. В позднейших иконах арки исчезают, а количество цветущих бутонов увеличивается в соответствии с народным обычаем украшать иконы венками из цветов. Среди икон «с розочками» выделяются чернофоновые с более импульсивной манерой письма ликов и фигур. Они наследуют барочную стилистику укр. искусства. Соседние черниговские земли, к к-рым относилась и часть совр. Гомельской обл., особенно склонны к использованию черного цвета как в иконописи, так и на узорных тканях, в народном костюме. Однако обе группы иконографически традиционны, их стабильность - свидетельство давнего и органичного развития народной иконописи, в цельном пространстве к-рой новые влияния перерабатывались в пластически ясный и символически убедительный образ. Иконы такого типа расходились на ярмарках Брянщины (Стародубской и Свенской) и, вероятно, спровоцировали появление брянского примитива.

Фольклорные переработки одного из подобных влияний отразились на группе народных икон, известных как «бабичские образы» (по названию дер. Бабичи Чечерского р-на, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения и зафиксированы имена последних мастеров семейных династий). Возможно, одним из мест создания, по крайней мере источником прототипов «бабичских образов», был Чечерск. После присоединения этих земель к России в Чечерске уже действовали католич. костел и иезуитская миссия. Владелец Чечерска гр. З. Г. Чернышёв построил в кон. XVIII в. в городе 3 каменных правосл. храма и пригласил для их украшения, согласно бытующей легенде, итал. мастеров. В живописи «бабичских образов» прослеживаются именно итал. черты.Декоративность всех перечисленных стилей народных икон Гомельщины близка к процессам, протекавшим в местном ткачестве и архитектурной деревянной резьбе на Ветке, в Корме, Добруше, Гомеле и др. населенных пунктах. Подобные иконы служат примером народного примитива, распространившегося на большой территории южнорус. губерний.В наст. время создаются памятники новой иконографии, в частности изображение на крышке раки прав. Иоанна Кормянского, канонизированного в 1998 г. Святой представлен в полный рост в иерейском облачении. Лику приданы условно портретные черты: седовласый старец с окладистой, широкой бородой, с закрытыми глазами, со сложенными на груди руками. Образ написан в позднеакадемической традиции, живопись мягкая, выбеленная, светлая. Списки этой иконы и новые композиционные изводы распространяются по епархиальным собраниям, в частности икона прав. Иоанна Кормянского находится в Спасо-Преображенском соборе в Чечерске.

Монументальная живопись, украшавшая внутреннее пространство храмов, и старинные храмовые иконостасы Посожья практически не сохранились (многие заменены в XX в.). Примером стилизации католич. традиции является иконостас Спасо-Преображенского собора в Чечерске, чьи формы напоминают огромную епископскую кафедру готического собора, украшенную иконами разного формата и завершающуюся полукруглым фронтоном. В рус. стиле (с элементами позднеклассицистической традиции) выдержан иконостас в монастырском соборе в пос. Корма.

Лит.: Правосл. рус. обители: Полное иллюстрированное описание всехъ правосл. рус. мон-рей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1910; Чантурия В . А . Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. Минск, 1986; Булгаков С ., прот . Рус. мон-ри в 1913 г. // Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 357-396; Iканапiс Беларусi: XV-XVIII ст.: Альб. Мiнск, 1995; Ветковский музей нар. творчества / Ред.: Г. Г. Нечаева, С. И. Леонтьева. Минск, 2001. Кат. 57; Праваслаўныя храмы на Беларусi. Мiнск, 2001; Приходы и монастыри Белоруси. Минск, 2001; История иконописи, VI-XX вв.: Истоки. Традиции. Современность / Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин и др. М., 2002; Нечаева Г . Г . Ветковская икона. Минск, 2002.

М. А. Комова, Г. Г. Нечаева

С 2012 года Управляющим Гомельской епархией, ее правящим архиереем является архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан .

Органом управления епархией, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является епархиальный совет. Председателем епархиального совета является Управляющий Гомельской епархией епископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Секретарем епархиального совета является протоиерей Георгий Алампиев.

Также в состав епархиального совета входят:

  • протоиерей Игорь Ольшанов, благочинный церквей Гомельского городского епархиального округа
  • протоиерей Сергий Леоньков, благочинный церквей Гомельского районного епархиального округа
  • протоиерей Василий Пилипенко, благочинный церквей Жлобинского епархиального округа
  • протоиерей Алексий Пилипенко, благочинный церквей Добрушского епархиального округа
  • протоиерей Алексей Пешко, благочинный церквей Речицкого епархиального округа
  • протоиерей Георгий Шмидов, благочинный церквей Чечерского епархиального округа
  • протоиерей Сергий Пешко, благочинный церквей Буда-Кошелевского епархиального округа
  • иерей Димитрий Чварков, благочинного церквей Лоевского епархиального округа
  • протоиерей Алексий Смотрицкий, благочинный церквей Рогачевского епархиального округа
  • протоиерей Владимир Семенов, благочинный церквей Светлогорского епархиального округа
  • протоиерей Георгий Тур, председатель Отдела по архитектуре и строительству Гомельской епархии
  • архимандрит Амвросий (Шевцов), наместник Свято-Никольского мужского монастыря в г. Гомеле
  • протоиерей Олег Кострома, председатель Информационного отдела Гомельской епархии
  • протоиерей Владимир Силенко, руководитель Отдела социального служения и церковной благотворительности
  • протоиерей Владимир Масалитин, эконом Гомельского епархиального управления
  • протоиерей Андрей Шихалов, ключарь Свято-Петро-Павловского кафедрального собора в г. Гомеле

В состав Гомельского епархиального суда входят:

  • протоиерей Алексей Смотрицкий — председатель
  • иеромонах Аристарх Дроздов — заместитель председателя
  • иерей Сергей Климов — секретарь
  • иерей Виталий Штойко
  • игумен Мефодий Казаков
  • протоиерей Вадим Лапицкий

Духовник епархии:

протоиерей Стефан Гладыщук

Духовник монашествующих епархии:

насельник Свято-Никольского мужского монастыря г.Гомеля схиигумен Сергий

Исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, является епархиальное управление, которое имеет свою канцелярию, бухгалтерию, архив и иные вспомогательные отделы, обеспечивающие разнообразные виды епархиальной деятельности.

Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. Сегодня в Гомельской епархии 11 благочиннических округов (1 городской, 9 районных и 1 монастырский).

Гомельская епархия объединяет 148 прихода (имеющих юридическую регистрацию) и 4 монастырей (1 мужской и 3 женских).

В Гомельской епархии совершают служение 235 клириков, из них священников — 193, диаконов — 42.

Духовным учебным заведением епархии являются Епархиальный Духовно-просветительский центр при приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Город Гомель - один из древнейших центров поселения на Руси и в современной Белоруссии. Корни его теряются в глубине истории, однако известно, что в девятом веке территории современной Гомельской области были подчинены киевскому князю. Поэтому после христианство стало быстро распространяться и здесь. В конечно итоге это привело к тому, что на территории области образовалась самостоятельная Гомельская епархия, фото которой можно увидеть в обзоре.

Древняя история епархии

Первые археологически подтвержденные сведения о наличии христианских общин на территории относятся к одиннадцатому веку. Однако когда именно впервые появились приверженцы церкви на этой территории, сказать трудно. Возможно, что еще до 988 года, официальной даты принятия Русью христианства, в поселениях области функционировали миссии и общины верующих.

В 1054 году, когда образовалось Черниговское княжество, Гомель вошел в его состав как один из значимых городов-крепостей. А в церковном отношении его приходами и монастырями управлял черниговский архиерей. Помимо этого, ряд территорий, которые сегодня также окормляет Гомельская епархия, были подчинены Туровской и Смоленской кафедрам.

Епархия с XIV по XVIII вв.

О церковной жизни этого периода известно не так много. В 30-х годах четырнадцатого века Гомель присоединился к Литовскому княжеству.

В документах различных веков упоминаются различные православные церкви города. Это Николаевский собор конца четырнадцатого века, затем Пречистенский храм и Троицкая церковь начала шестнадцатого столетия.

В восемнадцатом веке начаты работы по строительству духовного училища, а уже через несколько месяцев, в 1772 году, в связи с разделом Польши Гомель переходит под контроль Российской короны. При этом дела православной церкви на его территории входят в юрисдикцию Минской епархии.

Кафедра в XIX веке

Так Гомель существует до середины девятнадцатого века, когда становится уездным центром в составе Могилевской губернии. В это же время на его территории возводятся новые храмы - в честь Первоверховных и Павла и Святой Троицы. Всего на середину девятнадцатого века в Гомеле функционировало пять православных церквей и один монастырь. Нужду в духовном образовании удовлетворяло духовное училище.

Самостоятельного управления Гомельская епархия по-прежнему не имела, всеми ее делами руководил Могилевский архиерей. Такое ее положение сохранялось достаточно долго, вплоть на двадцатого века. Вызвано это было тем, что количество православного населения было не столь велико для учреждения независимой кафедры.

Гомельская епархия в XX веке (до 1990 года)

Ситуация изменилась в начале двадцатого столетия. За счет увеличения народонаселения и постройки целого ряда новых храмов Гомельская епархия приобрела некоторый вес. В результате в 1907 году в составе было учреждено Гомельское викариатство. Такой статус области сохранялся и после революции 1917 года. Лишь в 1924 году викарная кафедра вышла из-под опеки Могилевского епископа и обрела независимый статус. Первым ее правящим архиереем стал Никон (Дегтяренко).

Но вместе с независимостью Гомельская епархия столкнулась с противодействием со стороны властей. В 1925 году второй правящий архиерей Тихон (Шарапов) был арестован через несколько месяцев после назначения на кафедру. И хотя юридически он оставался ее главой до 1934 года, фактическое управлением приходами осуществляли другие епископы. Чуть позже с закрытием кафедрального собора Первоверховных апостолов Петра и Павла в 1935 году епархия перестала существовать вовсе.

Краткий период оттепели пришелся на годы Второй мировой войны. В это время функционировала Гомельская епархия Белорусской православной церкви, которая сохраняла статус автономной структуры. После войны она прекратила свое существование.

Епархия Гомеля после 1990 года

Возрождение полнокровной церковной жизни в регионе произошло только в 90-е гг. двадцатого века. Официально Гомельская епархия была восстановлена в 1990 году в статусе самостоятельной кафедры, чья каноническая территория совпадала с границами области. Первым архиереем, призванным управлять вновь открытой епархией, стал преосвященный Аристарх (Станкевич) с титулом «Гомельский и Мозырский».

Через два года из состава епархии в самостоятельную структуру была выведена Мозырская кафедра. В результате этого вторым центром епархии стал Жлобин.

В 2007 году внутри Гомельской кафедры по решению Священного Синода образовалось Речицкое викариатство, которое, впрочем, просуществовало недолго - до 2012 года.

После смерти архиепископа Аристарха кафедру возглавил епископ Стефан (Нещерет).

Гомельская епархия: приходы и благочиния

На сегодняшний день территория кафедры занимает значительную площадь и имеет большое число верующих, в силу чего прямое руководство церковными структурами на местах из городского центра затруднено. Поэтому Гомельская епархия, приходы которой рассредоточены во многих районах области, разделена на десять округов-благочиний, руководство которых курирует всю приходскую деятельность и осуществляет связь общин с администрацией правящего епископа.

Всего на данный момент в составе кафедры насчитывается порядка 140 храмов. Кроме того, действует четыре монастыря, три из которых (Тихвинский, Успенский и Кормянский) являются женскими и один (Никольский) мужским.

Взаимодействие церкви и общества в Гомеле

Между различными слоями гражданского общества и церковными структурами контакт осуществляется посредством десяти специализированных отделов, которые локализуются в здании епархиального управления. Помимо них функционирует несколько комиссий по тем или иным вопросам, касающихся жизни епархии.

Что касается церковного просвещения, то на подведомственной кафедре территории действуют два молодежных братства - епархиальное и при монастыре святителя Николая. В этой же обители для мирян регулярно читаются просветительские лекции на духовные, краеведческие и иные актуальные темы, действует детская библейская студия и группы изучения Евангелия для молодежи и для взрослых.

На общеепархиальном уровне также проводятся различные мероприятия, например, февральский турнир интеллектуальных игр «Фавор», который носит международный статус, или целый ряд мероприятий, посвященных Дню православной книги.

Молодежные братства занимаются работой связанной с воспитанниками детских домов. Ряд священнослужителей епархии ведет работу в местах лишения свободы. Также время от времени в области проводятся благотворительные акции и другие мероприятия.

Паломнические поездки

Важное место в жизни Гомельской кафедры занимает паломническая деятельность. Со стороны церковного руководства ее курирует паломнический отдел. В рамках программ, которые предлагает Гомельская епархия, - паломнические поездки по святым и памятным для православных местам Белоруссии, России и Украины. Также регулярно отправляются группы за рубеж, например, в Италию. Ежегодно верующая молодежь ездит во Францию в межконфессиональный монастырь Тезэ. Но самая популярная программа, которую предоставляет Гомельская епархия, - поездка в Иерусалим к Вместе с тем в ее распорядке предусмотрено посещение иных христианских святынь, расположенных на территории современного Израиля.

Город Гомель — один из древнейших центров поселения на Руси и в современной Белоруссии. Корни его теряются в глубине истории, однако известно, что в девятом веке территории современной Гомельской области были подчинены киевскому князю. Поэтому после крещения Руси христианство стало быстро распространяться и здесь. В конечно итоге это привело к тому, что на территории области образовалась самостоятельная Гомельская епархия, фото которой можно увидеть в обзоре.

Первые археологически подтвержденные сведения о наличии христианских общин на территории Гомельской области относятся к одиннадцатому веку. Однако когда именно впервые появились приверженцы церкви на этой территории, сказать трудно. Возможно, что еще до 988 года, официальной даты принятия Русью христианства, в поселениях области функционировали миссии и общины верующих.

В 1054 году, когда образовалось Черниговское княжество, Гомель вошел в его состав как один из значимых городов-крепостей. А в церковном отношении его приходами и монастырями управлял черниговский архиерей. Помимо этого, ряд территорий, которые сегодня также окормляет Гомельская епархия, были подчинены Туровской и Смоленской кафедрам.

Епархия с XIV по XVIII вв.

О церковной жизни этого периода известно не так много. В 30-х годах четырнадцатого века Гомель присоединился к Литовскому княжеству.

В документах различных веков упоминаются различные православные церкви города. Это Николаевский собор конца четырнадцатого века, затем Пречистенский храм и Троицкая церковь начала шестнадцатого столетия.

В восемнадцатом веке начаты работы по строительству духовного училища, а уже через несколько месяцев, в 1772 году, в связи с разделом Польши Гомель переходит под контроль Российской короны. При этом дела православной церкви на его территории входят в юрисдикцию Минской епархии.

Кафедра в XIX веке

Так Гомель существует до середины девятнадцатого века, когда становится уездным центром в составе Могилевской губернии. В это же время на его территории возводятся новые храмы — в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла и Святой Троицы. Всего на середину девятнадцатого века в Гомеле функционировало пять православных церквей и один монастырь. Нужду в духовном образовании удовлетворяло духовное училище.

Самостоятельного управления Гомельская епархия по-прежнему не имела, всеми ее делами руководил Могилевский архиерей. Такое ее положение сохранялось достаточно долго, вплоть на двадцатого века. Вызвано это было тем, что количество православного населения было не столь велико для учреждения независимой кафедры.

Гомельская епархия в XX веке (до 1990 года)

Ситуация изменилась в начале двадцатого столетия. За счет увеличения народонаселения и постройки целого ряда новых храмов Гомельская епархия приобрела некоторый вес. В результате в 1907 году в составе Могилевской епархии было учреждено Гомельское викариатство. Такой статус области сохранялся и после революции 1917 года. Лишь в 1924 году викарная кафедра вышла из-под опеки Могилевского епископа и обрела независимый статус. Первым ее правящим архиереем стал Никон (Дегтяренко).

Но вместе с независимостью Гомельская епархия столкнулась с противодействием со стороны властей. В 1925 году второй правящий архиерей Тихон (Шарапов) был арестован через несколько месяцев после назначения на кафедру. И хотя юридически он оставался ее главой до 1934 года, фактическое управлением приходами осуществляли другие епископы. Чуть позже с закрытием кафедрального собора Первоверховных апостолов Петра и Павла в 1935 году епархия перестала существовать вовсе.

Краткий период оттепели пришелся на годы Второй мировой войны. В это время функционировала Гомельская епархия Белорусской православной церкви, которая сохраняла статус автономной структуры. После войны она прекратила свое существование.

Епархия Гомеля после 1990 года

Возрождение полнокровной церковной жизни в регионе произошло только в 90-е гг. двадцатого века. Официально Гомельская епархия была восстановлена в 1990 году в статусе самостоятельной кафедры, чья каноническая территория совпадала с границами области. Первым архиереем, призванным управлять вновь открытой епархией, стал преосвященный Аристарх (Станкевич) с титулом «Гомельский и Мозырский».

Через два года из состава епархии в самостоятельную структуру была выведена Мозырская кафедра. В результате этого вторым центром епархии стал Жлобин.

В 2007 году внутри Гомельской кафедры по решению Священного Синода образовалось Речицкое викариатство, которое, впрочем, просуществовало недолго — до 2012 года.

После смерти архиепископа Аристарха кафедру возглавил епископ Стефан (Нещерет).

Гомельская епархия: приходы и благочиния

На сегодняшний день территория кафедры занимает значительную площадь и имеет большое число верующих, в силу чего прямое руководство церковными структурами на местах из городского центра затруднено. Поэтому Гомельская епархия, приходы которой рассредоточены во многих районах области, разделена на десять округов-благочиний, руководство которых курирует всю приходскую деятельность и осуществляет связь общин с администрацией правящего епископа.

Всего на данный момент в составе кафедры насчитывается порядка 140 храмов. Кроме того, действует четыре монастыря, три из которых (Тихвинский, Успенский и Кормянский) являются женскими и один (Никольский) мужским.

Взаимодействие церкви и общества в Гомеле

Между различными слоями гражданского общества и церковными структурами контакт осуществляется посредством десяти специализированных отделов, которые локализуются в здании епархиального управления. Помимо них функционирует несколько комиссий по тем или иным вопросам, касающихся жизни епархии.

Что касается церковного просвещения, то на подведомственной кафедре территории действуют два молодежных братства — епархиальное и при монастыре святителя Николая. В этой же обители для мирян регулярно читаются просветительские лекции на духовные, краеведческие и иные актуальные темы, действует детская библейская студия и группы изучения Евангелия для молодежи и для взрослых.

На общеепархиальном уровне также проводятся различные мероприятия, например, февральский турнир интеллектуальных игр «Фавор», который носит международный статус, или целый ряд мероприятий, посвященных Дню православной книги.

Молодежные братства занимаются работой связанной с воспитанниками детских домов. Ряд священнослужителей епархии ведет работу в местах лишения свободы. Также время от времени в области проводятся благотворительные акции и другие мероприятия.

Паломнические поездки

Важное место в жизни Гомельской кафедры занимает паломническая деятельность. Со стороны церковного руководства ее курирует паломнический отдел. В рамках программ, которые предлагает Гомельская епархия, — паломнические поездки по святым и памятным для православных местам Белоруссии, России и Украины. Также регулярно отправляются группы за рубеж, например, в Италию. Ежегодно верующая молодежь ездит во Францию в межконфессиональный монастырь Тезэ. Но самая популярная программа, которую предоставляет Гомельская епархия, — поездка в Иерусалим к храму Гроба Господня. Вместе с тем в ее распорядке предусмотрено посещение иных христианских святынь, расположенных на территории современного Израиля.