Значение слова сакральность. Сакральное. Мир Лема - словарь и путеводитель

Отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии , эзотерике , мистике и холистическим учениям . В последнее время этот термин популярен среди представителей право-националистических движений, которые противопоставляют сакральное как жизненный принцип меркантильности общества потребления . Сакральное противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному . Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках , в частности, благодаря работам М. Элиаде .

Святое , священное , сакральное - сравнение понятий

Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение предмета, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения.

В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном , а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество , первоначальные верования и мифологию . Сакральное - это калька с английского sacral, появившаяся в русском языке относительно недавно. Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сакральное"

Литература

  • Беккер Г. Современная теория священного и светского и её развитие// Современная социологическая теория в её преемственности и изменении/ Под ред. Говарда Беккера и Алвина Боскова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961
  • Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003
  • М. Элиаде . Сакральное и профанное. М., 1994
  • Жирар Р. Насилие и священное. М.: НЛО, 2000 (2-е изд. - 2010)
  • Т. Буркхард. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999
  • Р.Отто . Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008
  • А. М. Лидов . Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
  • М. А. Пылаев. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. Москва: Российский гос. гуманитарный университет, 2011-216 с.
  • С.Н. Зенкин . Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012
  • Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. - М.: Московский учебник, 1998. - 220 с.
  • .

Ссылки

  • // Полный Церковно-славянский словарь. М., 1993, с.584; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М., 1995, с.7-9, 441-442
  • А. Г. Дугин.
  • Ю. П. Миролюбов

Отрывок, характеризующий Сакральное

– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.

Конец XX - начало XXI века - это уникальное во многих отношениях время. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.

Этимология слова

Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный - это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.

Области распространения сакрального

Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли.

Сакральное искусство

Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.

Виды такого искусства

В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:

Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т. п.

Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. д.

Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.

Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение.

Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.

Сакральное пространство

Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др.

Другой пример сакрального пространства - храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.

Время

Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример - католическая месса, содержание которой - таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

Знания

Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания - некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага - власть над всем миром, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.

Сакральные тексты

Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах - Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы - труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным - от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты.

Действие

Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия - возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.

В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека - сложенные на груди или вскинутые к небу руки, поклон и так далее.

Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко - характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.

В сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - , императивное, глубоко чтимое.

Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения.

В философии религии 20 в. учение о святом как конституирующем элементе религии получает развернутое с различных религиеведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая в Австралии” (Les formes élémentaires de la vie religieuse. Système totémique d"Australie, 1912) подверг критическому пересмотру о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; сверхъестественного возникает поздно - за пределами классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший сакрального - его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана святое приобретает “страты значений”, к которой повседневная отнесена как к конечной инстанции.

С социологической трактовкой святого резко расходится Р. Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в “основании души” априорный источник категории святого и религиозности вообще - особую “настроенность духа” и интуицию святого. “Настроенность духа”, из развития которой вырастает категория святого, немецкий назвал “нуминозной” (от лат. - божественного могущества), выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного: “чувство тварности”; misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны - “Совершенно Иного” (Ganz Andere), повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом - в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое ); чувство fascinans (от лат. fascino - зачаровывать, завораживать) - возникающее в соприкосновения с тайной позитивное притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте - augustum (лат. , священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого - плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое в “идеограммах” - “чистых символах”, выражающих нуминозную настроенность духа.

Исследование Отго внесло крупный вклад в феноменологического подхода к изучению категории святого и в феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе “Введение в феноменологию религии” (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе - от начальной, архаической ступени до категории христианского сознания. Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти (у Отто - majestas). Г. Ван дер Леув сблизил категорию святого с заимствованным из этнологии термином “mana”. Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский философ религии задал теологическое (“Бог”), антропологическое (“святой человек”), пространственно-временное (“священное время”, “священное место”), ритуальное (“священное слово”, “табу”) и др. измерения категории святого.

Отто придавал первостепенное описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде (“Священное и мирское” - Le sacré et te profane, 1965*; и др.) стоит иерофания - обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику Принципиально важно, что центральный Элиаде - об универсальности антагонизма “сакрального” и “профанного”, сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения.

Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная , которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда “нечто такое, к чему нельзя притрагиваться”, священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально - запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая , 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и , ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся праотца” - длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”.

Данные религиозного языка, вероучения, культовая разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак (“габуированное”, “иное” и т. п.) или универсальную комбинацию признаков (“повергающее в ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелишозные .

А. П. Забияко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "САКРАЛЬНОЕ" в других словарях:

    - (от лат. “посвященное богам”, “священное”, “запретное”, “проклятое”) святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной… … Энциклопедия культурологии

    - (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия

    САКРАЛЬНОЕ - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    САКРАЛЬНОЕ - чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Философский словарь

    сакральное - 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как… … Словарь средневековой культуры

    сакральное - СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    САКРАЛЬНОЕ - (SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые… … Социологический словарь

    Сакральное - – то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения … Словарь-справочник по социальной работе

    САКРАЛЬНОЕ - (от лат. sacrum священное) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и… … Современный философский словарь

Словарь Ефремовой

Сакральный

  1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный.
  2. прил. Относящийся к крестцу (1*1); крестцовый.

Культурология. Словарь-справочник

Сакральный

(лат. sacer – священный) – относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Сакральный

♦ (ENG sacral)

(лат. sacrum - священный)

имеющий отношение к священному или то, что предназначено для религиозного использования.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Сакральный

Сакра́льный - относящийся к религиозному культу, ритуалу.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Сакральный

имеющий отношение к церковным обрядам, священный:

* Итак, положение вещей было таковым (используем очевидную и простую МОДЕЛЬ), что действительность органами чувств воспринималась напрямую, как некая река или вулкан, а над ней или вокруг нее пралюди доделывали себе метафизическое облако, которое с течением времени повсеместно имело склонность к превращению в то, что САКРАЛЬНО. - Тайна китайской комнаты. Моделирование культуры (ВЯ) *

* "На практике это выглядит так, что после размещения на голове электродов и на теле сетки человек оказывается в таком Cyberspace, в котором может найти виртуальные компьютеры, а когда, в свою очередь, к ним подключится, будет перетранспортирован в "виртуальный мир \# 3", в котором уже не действуют какие-либо законы физики и биологии; в "мире третьего уровня", как называет его фирма IVM, можно размножиться на большее количество "личностей", можно участвовать во встречах с умершими, с лицами, занимающими наивысшее сакральное положение в данной, произвольно выбранной религиозной вере... " - Питавалы XXI века (ВЯ) *

Можно только сожалеть о том, что мы повсеместно используем различные слова, совершенно не задумываясь об их смысле. А между тем, в каждом из них есть свой, вполне определенный смысл. И не только явный, лежащий на поверхности, но и скрытый, несущий сакральную информацию. И этот второй, естественно, гораздо важнее первого.

Почему же так важен смысл слов, которые мы употребляем? Потому что слово — это не просто определенная последовательность букв. Это своего рода контейнер, доставляющий в подсознание человека заложенный в него смысл. Сознание фиксирует (да и то не всегда) поверхностный смысл, а подсознание — глубинный.

С одной стороны, это обеспечивает сохранение сакральных знаний и их «автоматическую» передачу из поколения в поколение при вербальном или невербальном общении в среде носителей языка. С другой, может стать мощным невидимым оружием, с помощью которого разрушается национальное самосознание и самоидентификация. А это, в свою очередь, в конечном итоге приведет к постепенному вырождению и уничтожению нации как таковой. Как это делается, рассмотрено на примере в статье «Путь в рай».

Получается, что вроде как и не обязательно нам знать и понимать тайный смысл слов. Раз он транслируется прямиком в подсознание, то зачем нам предпринимать усилия и что-то там еще расшифровывать? Ведь мы же являемся носителями сакральной мудрости уже в силу того, что говорим и думаем по-русски. Так?

Нет, не так. Хотя информация и закладывается в подсознание, но это вовсе не гарантирует, что она когда-нибудь в течение жизни будет извлечена оттуда. А раз так, то, значит, и не будет реализована. И какой в этом случае от нее прок, если человек может так и проходить до гробовой доски, не воспользовавшись древними знаниями? Осознание того, что ты — носитель каких-то древних сакральных знаний, — слабое утешение.

В общем, как ни крути, а для того, чтобы иметь возможность реализовать спящие знания, их необходимо извлечь из подсознания и поместить в сознание. А для этого надо понимать скрытый смысл слов, уметь их расшифровывать.

В нашем далеком ведическом прошлом все было значительно проще. Тогда существовали соответствующие специалисты — волхвы. Они не просто учили соплеменников грамоте. Они грамотно учили. В результате, люди правильно понимали и, соответственно, правильно употребляли слова, в соответствии с их сакральными значениями.

Разумеется, весь объем сакральных знаний никогда не был достоянием всеобщей гласности. В этом просто не было необходимости. Ведь кузнецу или гончару эти знания для работы были не нужны. Всеобщая «сакральная грамотность» касалась лишь того, что было необходимо любому человеку для правильной жизни, вне зависимости от его социального статуса или профессии.

Но сейчас, когда минуло уже немало сотен лет с тех пор, как исчезли волхвы (и исчезли, конечно, не сами по себе), мы стали терять первичное понимание смысла слов. Тем более, что нам в этом активно помогают различные прозападные «светила» от науки, утверждающие, что русский язык молод по историческим меркам и не самобытен, так как является производным от других языков. И, в первую очередь, от греческого.

При этом их совершенно не волнует тот факт, что многие смысловые обороты русского языка не могут быть корректно переведены не только на греческий, но и ни на один другой язык в мире. Например, как перевести на иностранный язык фразу: «утлое суденышко уныло покачивалось на студеных волнах»? Без потери нюансов смысла и эмоциональной окраски повествования — никак. Или же такой диалог: «- Чай пить будешь? — Да нет, наверное»…

Подобных примеров можно привести великое множество, но в контексте этой статьи нас интересует несколько иное. Можем ли мы сейчас восстановить знание и верное понимание сакральной сути слов? Оказывается, можем. Воспользуемся для этого технологией числоведения и попробуем вскрыть глубинный смысл слова «душа».

Для начала нам потребуется перевести слово в цифровой вид. Каждая буква алфавита соответствует одной из цифр простого числового ряда от «1» до «9» (рис. 1). При переводе у нас получается следующий набор цифр: 5381. Далее мы проведем нумерологическое свертывание полученного ряда (последовательное сложение всех цифр до получения простого числа от «1» до «9») и получим последовательность: 5+3+8+1=17; 1+7=8.


Рис. 1

Полученная в результате этих несложных арифметических манипуляций цифра «8» является так называемым числом слова и выражает его основную суть. И здесь нас поджидает первая проблема. Как правильно расшифровать значение полученной цифры?

В отличие от математики, где у каждой цифры есть только одно целое значение, в эзотерике у каждой из них их несколько. Мастерство и уровень компетентности нумеролога или числоведа во многом состоят именно в том, как правильно расшифровать значение той или иной цифры в конкретном случае.

К примеру, у «восьмерки» — шестнадцать позитивных значений и восемь негативных. По счастью, в данном случае, это сделать несложно. Одним из основных значений цифры «8» является «бесконечность». Другими словами, бессмертие человеческой души зашифровано в самой сути этого слова.

Но это, конечно, далеко не все. Ведь в вычисленной нами последовательности — семь букв, которые также не являются просто статистами. Кстати, цифра «7» имеет в своем списке такие значения как «искра божья», «божественная мудрость», «защита высших сил». Так что количество букв в слове — тоже непростое совпадение.

Однако мы опять немного забежали вперед. Дело в том, что учтены еще не все цифры, необходимые нам для детальной расшифровки. Вновь обратимся к рисунку 1. В таблице все буквы алфавита сгруппированы в четыре строки. И номера строк несут в себе дополнительную информацию в соответствии со значениями цифр, которыми они обозначены.

Теперь, если мы выпишем их, то получится вот такой ряд: 1331. Несложно заметить, что две цифры в нем повторяются дважды. Это так называемый маркер «двойки». Или, говоря простым языком, скрытое указание на цифру «2». Общее же количество букв в слове — четыре. В дальнейшем нам это тоже пригодится.

Вот теперь уже можно приступать к расшифровке значений. Это самая сложная и ответственная часть. Как уже говорилось, у каждой цифры не одно, а несколько значений, и важно точно определить, какое из них работает в том или ином конкретном случае. Начнем с цифр, соответствующих буквам слова.

Первая цифра это — «5». Она является рекордсменом по количеству значений. Одних только позитивных значений насчитывается целых двадцать два. Но, как это ни странно, здесь с ней никаких особых проблем не возникает. Текущее значение — это «человек» («число человека»). Стоит она в первом ряду таблицы, а «единица» чаще всего расшифровывается как «цель». Но что конкретно является целью — сам человек или что-то другое? Так как цифра стоит в самом начале слова, то трактоваться это будет как «человек имеет цель» или же «цель человека».

Следующая цифра «3», которая, к тому же, стоит в третьей строке таблицы. Это означает, что цифра, как минимум, проявляет здесь два своих значения из списка. Одно из них — это «синтез энергетической спирали, первый качественный скачок». Другое – «триединая сущность Прави, Нави и Яви (законы Прави, объединяющие Навь и Явь в гармонии)».

Тут требуется некое пояснение. Если заглянуть в энциклопедические источники, то можно обнаружить немало различных толкований слова «синтез». Но все они разнятся лишь в деталях. Суть же заключается в том, что синтез — это некий процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются или организуются в единое целое.

Однако нигде ничего не говорится в отношении того, каков конечный продукт. Что это — обычное соединение разрозненных частей в уже известное, стандартное целое? Или же в результате процесса происходит переход продукта на качественно иной уровень? В нашем случае подразумевается именно второй вариант.

Идем дальше. Следующая цифра «8». Мы уже сталкивались с ней и знаем, какое значение она принимает, будучи числом слова. В этом же случае дополнительные маркеры указывают не на одно, а сразу на два ее значения — «итоги труда» и «справедливость». Это не отдельные, самостоятельные понятия, а взаимосвязанные. Поэтому в литературном варианте это будет читаться как: «итоги труда, справедливо (приводят к)». К чему они приводят видно из расшифровки следующей цифры.

Цифра «1». Хотя чаще всего «единица» расшифровывается как «цель», но здесь маркеры указывают на другое значение – «начало начал, поворотная веха». Учитывая расположение цифры (один из маркеров), можно говорить о том, что она олицетворяет старт нового цикла, который одновременно является закономерным финалом предыдущего цикла.

Теперь если мы соберем воедино все расшифровки и литературно адаптируем их, то у нас получится следующий текст: «Цель человека — осуществление качественного скачка, энергетического синтеза (полный цикл), требующего приложения усилий (труда), и справедливым итогом которого станет выход на новый уровень и старт нового цикла (синтеза)». В целом, вполне понятно и достаточно конкретно.

Из рассчитанного нами цифрового ряда слова нерасшифрованными остался лишь промежуточный результат в виде числа «17». С «единицей» все понятно: она, как и раньше, читается как «цель». А вот с цифрой «семь» — немного сложнее. Один из маркеров указывает на текущее значение: «защита высших сил», а другой — на то, что она управляется предыдущей цифрой (то есть, значение «семерки» должно быть увязано с значением «единицы»). В результате, у нас появляется некое подтверждение, гласящее о том, что цель, указанная в основной расшифровке, является установкой высших сил. То есть, божественным законом.

Теперь осталось разобраться лишь со значениями второстепенного цифрового ряда, где содержатся дополнительные данные. Он и не содержит никакой кардинально новой информации, но и игнорировать его за малосущественностью тоже нельзя.

Мы уже знаем, что если в ряду есть несколько повторяющихся цифр, то это означает, что цифра одновременно проявляет несколько своих значений. Поэтому «1331» интерпретируются как: «цель – качественный скачок энергетического синтеза, связанный с единством прошлого, настоящего и будущего, приводящий к выходу на новый уровень и старт нового цикла (синтеза)».

Из новой информации здесь присутствует только не встречавшееся у нас до этого значение — «взаимосвязь единства прошлого, настоящего и будущего». По сути, это — прямое указание на закон кармического следствия: мы сегодня отвечаем за наши поступки в прошлых воплощениях, а действия в настоящем формируют ответственность в будущем воплощении.

Упомянутая выше цифра «2», имеющая скрытое указание на нее во второстепенном цифровом ряду, трактуется как: «путь (в широком понимании смысла слова)», «движение». Это значит, что человек должен постоянно двигаться по описанному пути. Это не вопрос желания или нежелания, это — обязанность.

Но ведь любой путь или дорога должна где-то находиться. Конечно! И на это тут есть прямое указание: слово состоит из четырех букв. А основным значением цифры «четыре» с точки зрения системы мироустройства есть «число Земли». Как говорится, комментарии излишни.

Что же, будем подводить итоги. Вопрос «Несет ли слово «душа» в себе какую-то сакральную информацию?» отпадает сам собой. Информации много, и она существенна для осознания каждым из нас: кто он есть и для чего пришел в этот мир. И можно лишь сожалеть о том, что в наших школах сегодня нет уроков, на которых учили бы понимать скрытый смысл слов.

Антон Ларин, ведический числовед, рунолог, специалист по энергетическим практикам и биолокации, доктор юриспруденции
Предоставлено автором