(1)Есть старинная украинская легенда. (3)Жени…. Помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З) Женился он Выполнить морфемный разбор

4 Контрольные измерители для 6 класса

Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Победа
КГУ "Побединская основная школа"
Учитель русского языка и литературы
Каламбаева С.С

I. Нормы контрольных работ по русскому языку…………….4 стр.

II. Контрольные диктанты:

1.Диктант (нулевой срез) ………………….............................5 стр.

2. Диктант по разделу «Лексика и фразеология»……………6 стр.

3. Диктант по разделу «Имя существительное» …………….6 стр.

4. Диктант по разделу «Местоимение.» ………….....……….9 стр.

5. Итоговый диктат за курс 5 класса ………………………...10 стр.

III. Контрольные работы:

1. Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование»

………………………………………………………………… 12 стр.

2. Контрольная работа по разделу «Имя прилагательное»….14 стр.

3. Контрольная работа по разделу «Глагол»…………………17 стр.

IV. Тестовые задания:

1. Тестирование «Лексика и фразеология»…………………...21 стр.

2. Тестирование «Имя существительное»…………………….25 стр.

3. Тестирование «Морфология»..……………………………...30 стр.

V. Изложения:

1. Выборочное изложение ……………………………………...37 стр.

2. Изложение …………………………………………………….39 стр.

3. Изложение …………………………………………………….40 стр.

VI. Сочинения:

1. Сочинение по картине ………………………………………..43 стр.

2. Сочинение-описание ……………………………………..…..45 стр.

3. Сочинение-рассуждение ……………………………………..48 стр.

Список литературы 53 стр.

I. НОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 6 КЛАССА

На изучение курса в 6 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи.

Письменные, контрольные работы, тестирования:

- 3 изложения (2 в первом полугодии, 1 – во втором полугодии);

- 3 сочинения (1 в первом полугодии, 2 – во втором полугодии);

- 3 контрольные работы (1 – в первом полугодии, 2 – во втором полугодии);

- 3 тестирования (2 – в первом полугодии, 1 – во втором полугодии; по усмотрению учителя на тестирование возможно отводить 20-25 минут урока после повторения).

Контрольный словарный диктант – 20-25 слов.

Объем контрольных диктантов – 110-120- 130 слов, с грамматическим заданием – на 10-20 слов меньше (в зависимости от сложности и объема грамматического задания).

Объем текста для подробного изложения – 150-200 слов, для сжатого изложения, итоговых, контрольных изложений – на 30-60 слов больше.

Объем классных сочинений – 1,0-1,5 страницы.

II. ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Контрольный диктант (нулевой срез)

Цель: проверить общий уровень теоретического и практического усвоения учебного материала за курс 5 класса в соответствии с требованиями государственного стандарта: синтаксис и пунктуация, осложненное предложение, орфография.

- сочетание ЧК, ЧН;

- сочетаний жи, ши;

- предлогов со словами;

- разделительного Ь;

- правописание приставок;

- правописание окончаний;

постановки знаков препинаний:

- в сложных предложениях;

- в конце предложения.

- производить синтаксический разбор простого предложения;

- выполнять фонетический разбор слов;

- производить морфемный разбор.

Диктант.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (100 слов).

Грамматическое задание.

I вариант – Дождь смочил кротовую пашню…

II вариант – Они торчат зелеными свечками.

2. Выполнить фонетический разбор:

I вариант – сеют;

II вариант – ели.

I вариант – свободного, весною;

II вариант – кротовую, на бороздках.

2. Контрольный диктант

по разделу «Лексика и фразеология. Культура речи».

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Лексика и фразеология. Культура речи» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

постановки знаков препинаний:

- при однородных членах предложения;

- в сложных предложениях;

- при прямой речи;

- в конце предложения.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: по разделу «Лексика и фразеология»:

- прямое и переносное значения;

- антонимы и синонимы;

- архаизмы и историзмы.

Диктант.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черствое, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату».

Боялась мать холодных очей снохи, только по ночам она выходила из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот жена и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди матери сердце и принеси его мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.
Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а ее сердце положил в кафтан. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее окровавленное сердце упало на утес и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (119 слов)

Грамматическое задание .

1.Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значением.
2. Подберите антонимы к словам:
Молодая, темный, горячее, красота, потерять
3. Поберите синонимы к словам:
Упасть, утес, муж, холодный, ушибся.
4. Найдите в тексте и выпишите архаизм.
5. Найдите в тексте и выпишите историзм
.

3. Контрольный диктант

по разделу «Имя существительное».

Цель: проверить уровень усвоения теоретического и практического материала по разделу ««Имя существительное» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфологические и синтаксические признаки имен существительных; уметь определять грамматические признаки имен существительных, правильно употреблять их в речи.

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- правописание имен собственных;

- правописание разделительного Ъ;

-правописание приставок.

постановки знаков препинаний:

- при однородных членах предложения;

- в сложных предложениях.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- выполнения фонетического разбора;

- определение двойной роли букв е, ё, ю, я;

- определение сильной и слабой позиции согласных звуков.

Диктант.

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошёл к миске и,* не теряя времени,* вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком. (113 слов)

Грамматическое задание. (два варианта на выбор учителя)

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой.

II вариант – В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.

2. Выполнить морфологический разбор:

I вариант – к миске;

II вариант – из воды.

3. Выполнить морфемный разбор:

I вариант – времени, победителем;

II вариант – воришку, крыльями.

1. Произвести фонетический разбор слов:

I вариант - вьюга;

II вариант – солнце.

2. Выпишите из текста слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают:

I вариант – один звук;

II вариант – два звука.

3. Приведите примеры слов из текста, которые имеют слабую позицию:

I вариант – согласных;

II вариант – гласных.

Объясните графически, какое орфографическое правило основано на этой особенности.

4. Контрольный диктант

по разделу «Местоимение».

Цель: проверит уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Местоимение» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать местоимение как часть речи, личные местоимения, изменение местоимений 3-го лица он по родам, склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов; уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- сочетание жи, ши;

-правописание не с глаголами;

-правописание приставок;

- правописание неопределенных местоимений с суффиксом то;

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:;

- производить морфологический разбор местоимений;

- производить синтаксический разбор предложений.

Диктант.

(Озаглавить.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не бояться. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов)

Грамматическое задание.

1. Выполните морфологический разбор слова: в моей (1 вариант); никого (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. (1 вариант);

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. (2 вариант).

5. Итоговый контрольный диктат (годовой) за курс 6 класса.

Цель: определить соответствие знаний, умений и навыков учащихся за курс 6 класса требованиям государственного стандарта республики Казахстан.

- проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- сочетание жи, ши;

-правописание не с глаголами, с прилагательными;

- правописание разделительного Ь;

-правописание приставок;

- правописание дефисное и слитное написание сложных прилагательных;

- одна и две н в суффиксах прилагательных;

-чередование гласных в корне слова;

- правописание сложных существительных;

- правописание приставок –пре, -при .

Постановка знаков препинаний:

- при однородных членах предложения;

- в сложных предложениях.

Диктант

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический разбор слов:

1 вариант – заря;

2 вариант – лучи.

3) Произведите морфологический разбор:

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

III. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфемы, их роль в словообразовании и формобразовании; уметь создавать слова по заданным словообразовательным моделям.

Две работы на выбор учителя .

1 вариант

1.Что изучает морфемика? ______________________________________

2. Назовите морфемы.__________________________________________

3.Что такое корень слова?_______________________________________

4. Подберите однокоренные слова к слову «чертить».

5. Пообдерите слова по данным схемам: ∩, ∩^, ¬∩^

6. Определите форму слов: прыгать, зима, окно, мороз.

7. Сделайте морфемный разбор слов: волейболистка, подбадривать, розоватый, закрепление, скрытность, продавщица, чайник, подоконник, котеночек, серенький.

8. Выполни словообразовательный разбор слов: бездонный, вазочка, полить.

2 вариант

1.Назовите морфемы, которые служат для образования новых слов.

______________________________________________________________

2.Для чего служит окончание?____________________________________

3.Что такое основа слова?________________________________________

4.Подберите однокоренные слова к слову «брать».

5.Подберите слова по схемам: ¬∩, ∩^, ¬∩

6.Определите форму слов: учить, заморозки, яблоко, учебник.

7. Сделайте морфемный разбор слов: баскетболистка, припрыгивать, зеленоватый, преломление, безопасность, переносчик, подлокотник, тарелочка, верблюжонок, черненький.

8. Выполни словообразовательный разбор слов: бессонный, стаканчик, запеть.

1 вариант

1. Образуйте по три слова: существительные с суффиксом –изн-, прилагательные с суффиксом –тельн-, глаголы с суффиксом -л-.

а) суффиксальным способом: журнал, преподавать, скрипка;

б) приставочным способом: морозит, добрый, сердиться;

в) сложением: пишет басни, пить чай, хранилище овощей.

3. Составьте словообразовательную цепочку: распространитель.

4. Каким способом образованы данные слова: четырехъярусный, предыстория, смелость, докрасна, чих.

2вариант

1. Образуйте по три слова: существительные с суффиксом –ник-, прилагательные с суффиксом –к- или – ск-, глаголы с суффиксом -ну-.

2. Образуйте новые слова от данных:

а) суффиксальным способом: округ, собирать, барабан;

б) приставочным способом: вкусный, сказать, обрести;

в) сложением: охрана здоровья, сорок ножек, шесть этажей.

3. Составьте словообразовательную цепочку: преподнесенный.

4. Каким способом образованы данные слова: вуз, неудачный, серебряный, подземный, толк.

2. Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Имя прилагательное».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных; уметь определять грамматические признаки имен прилагательных, правильно употреблять их в речи.

- разряды прилагательных;

- степени сравнения имен прилагательных;

- образование имен прилагательных;

- НЕ с прилагательными;

- правописание притяжательных прилагательных;

- Н,НН в суффиксах прилагательных;

- правописание суффиксов СК, К;

- слитное и раздельное правописание имен прилагательных;

Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

□ 1) приморский бульвар

□ 2) солёный огурец

□ 3) мамина шаль

□ 4) точный ответ

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

□ 1) Потолок (не)деревянный.

□ 2) Яичко (не)простое, а золотое.

□ 3) Список магазинов далеко (не)полный.

□ 4) Этот рисунок очень (не) плох.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) белич..я

□ 2) строч..ная

□ 3) хорош..

□ 4) сливоч..ный

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

□ 1) клюкве..ый

□ 2) гуси..ый

□ 3) оловя..ый

□ 4) были..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

□ 1) казац..ий

□ 2) вяз..ий

□ 3) белорус..ий

□ 4) немец..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (средне)вековый

□ 2) (северо)западный

□ 3) (бледно)жёлтый

□ 4) (плодово)ягодный

Прочитайте текст и выполните задания B1-B3 и С1.

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России. (2)Величественные дворцы XVIII–XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы. (3)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

В2. Из предложения (3) выпишите прилагательное, образованное сложением основ.

В3. Напишите разряд по значению прилагательного «величественные» из предложения (2).

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого-либо музея.

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

    Обучающая : научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

    Развивающая : развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.

    Воспитательная : способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери .

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, - это мать.

А. Н. Островский

Ход урока:

    Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

    Вступительное слово учителя.

    Чтение стихотворения о матери (любого).

    Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

    Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

    Чтение стихотворения

Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего - обидеть мать».

И, может быть, его услышат

С. Плотов.

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

    Чтение текста.

Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

    Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?(Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

испытание?

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

    Деление текста на части. Составление плана.

План .

      Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

      Жена-красавица с черной душой.

      Требования жены.

      Нечеловеческий поступок сына.

      Бескорыстная любовь матери.

    Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII . Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII . работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.(в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

I Х. Полный пересказ текста.

Х . Повторное чтение.

Х I . Написание изложения.

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу:«Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу:«Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери:«Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын:«Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало:«Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
3арыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь - в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков...