Ахейская греция. Взаимоотношения ахейских государств и их экспансия в средиземноморье Название «дворец Нестора» так же условно, как и «дворец Миноса» в Кноссе. Нестор, согласно Гомеру, - старый и мудрый царь Пилоса, один из главных участников похода на

Однако вернемся к истории. Как это часто бывает, накануне своей гибели Новохеттское царство находилось на вершине могущества. Давний враг - Митанни - лежал в руинах. Война с Египтом закончилась миром и установлением твердых границ. Вавилон деградировал и не мог быть серьезным соперником.
Но ближневосточный политический горизонт не был безоблачен.
Раздел «сфер влияния» и «вечный мир» между Египтом и Новохеттским царством были вызваны, не в последнюю очередь, объединением в это время ассирийских го
родов-государств в единое царство, которое тут же заявило о себе как о жестоком агрессоре. При царе Адад-нерари (1307-1275 гг. до Р.Х.) в очередной раз была разбита дряхлая Вавилония, его сын, Салманасар I (1274-1245 гг. до Р.Х.) окончательно уничтожил государство Митанни, обозначив основное направление ассирийской экспансии на запад - против Египта и хеттов.
Для ассирийцев была характерна бессмысленная жестокость: захватив в плен около 14 ООО митаннийских воинов, Салманасар приказал их всех ослепить. Во время войн ассирийцы разрушали города, убивали или калечили пленных, грабили захваченные территории. В рабство почти не угоняли - ассирийские торговцы-семиты в рабах для крупных государственных строек не нуждались, их интересовал контроль над торговыми путями и обогащение за счет прямого грабежа.
Наследник Салманасара, царь Тукульти-Нинурте I (1244-1208 гг. до Р.Х.) осмелился напасть на территорию Хеттского царства, захватив при этом около 29 ООО пленных. Так началось многовековое противостояние хеттского народа против Ассирии.
Однако беда пришла не с востока.
На западе, где берега Эгейского моря и Геллеспонта долгое время населяли родственные хеттам пеласги, с середины II тысячелетия до Р.Х. началась борьба последних с пришлыми племенами ахейцев за «жизненное пространство». В этой борьбе, по словам Геродота, называвшего пеласгов также и ионийцами (что отнюдь не ставит между ними знак равенства), победили пришельцы. Ахейцы изгнали пеласгов, которые были вынуждены бежать на север и запад Балкан, на острова Эгейского моря (прежде всего, Эвбею, Лесбос и Лемнос, последний оставался местом


компактного проживания пеласгов до времен греко-персидских войн), Крит (откуда они совершали затем набеги на Египет и Ханаан), в западную Анатолию, в северную Италию. Дионисий Галикарнасский считал, что именно пеласги построили в Италии города, занятые впоследствии этрусками, и дали толчок развитию этрусской культуры.

Часть пеласгов, переселившаяся на северо-восток Балканского полуострова, соединилась со своими единоплеменниками, жившими на Геллеспонте. Впоследствии они стали известны как фракийцы, принимали участие в Троянской войне на стороне Трои, частично переселились в Малую Азию, но большей частью отсиделись ot многочисленных врагов в Родопских и прочих балканских горах, создали на протяжении многих веков несколько государств, из которых самые известные - Одрисское царство (самое крупное в Европе в V веке до Р.Х.) и Дакия (знакомое многим по голливудскому фильму «Даки»), воевавшая с Римской империей. Фракийцами были известный по греческим мифам певец Орфей, спустившийся в Аид за своей возлюбленной Эвридикой и вождь восстания гладиаторов Спартак. В конце первого тысячелетия до Р.Х. - первом тысячелетии по Р.Х. фракийцы неоднократно соединялись с родственными племенами скифов, славян и болгар. Считались во времена Геродота вторым по численности народом на планете1.
Поселившиеся в Малой Азии фракийцы «превратились» со временем во фригийцев, создавших государство Фрйгия, самым известным правителем которой был мифический царь Мидас (прикосновением руки превращавший все в золото). Со временем неисповедимыми историческими путями часть фригийцев переселилась в Галлию (Францию) и две с половиной тысячи лет спустя именно фригийский колпак стал символом Великой Французской революции 1789 года.
Другие пеласги, двинувшиеся в юго-восточном направлении, стали в конце XIII столетия до Р.Х. первой волной т.н. «народов моря», накатившей на средиземноморское побережье Финикии и Египта. Древнеегипетские надписи упоминают народ «plst» («пилист», в Египте и Иудее при письме употребляли только согласные буквы), напавший на Египет. Вскоре пеласги захватили территорию на Геродот. История. V, 3. М.: Ладомир, ACT, 1999.
144


плодородном побережье Ханаана и создали Пятиградие - союз пяти городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Аш- дода. Они владели техникой изготовления железа (Египет к этому времени только перешел от меди к бронзе) и установили свою гегемонию надо всей территорией, названой в честь них Палестиной1.

В то же время на эту территорию претендовали вторгшиеся скотоводческие племена ибри (считается, что это слово буквально означает «перешедшие [реку]», то есть, пришедшие из-за Евфрата, современное «иври», откуда - иврит). Это были предки евреев, покинувшие под давлением Митанни Верхнюю Месопотамию. Столкновение между ибри и пеласгами за контроль над Палестиной было неминуемым, и оно произошло. Началась трехсторонняя война между хананеями (потомками Ханаана, аборигенами этих мест), пеласгами и ибри. В этой войне хананеи были практически полностью уничтожены либо смешались с пеласгами. Это смешение дало начало народу филистимлян-па- лестинцев. (Филистимлянами в греческом переводе Библии назван народ пелиштим. В свою очередь, библейское плиштим - еврейская транскрипция слова пеласги, от которого и получила свое название Палестина.)
Сами евреи не отрицают «эгейского» происхождения палестинцев, но производят некоторую подмену понятий, даже - всего лишь умолчание, когда переводят слово «плиштим» как «вторгшиеся», не уточняя, что вторглись они не в «Эрец-Израэль», а в Египет: «Филистимляне (D- У."У? ,Г1- .’’D, плиштим, буквально «вторгшиеся»), народ эгейского происхождения, населявший южную часть Средиземноморского побережья Эрец-Исраэль...» Впрочем, как мы видим, и слово плиштим произошло не от еврейского вторжение, а от египетского plst, пеласги. Война, в том числе и информационная, начавшаяся три тысячи лет назад, не закончена и поныне, о чем свидетельствует Газа, до сих пор остающаяся центром национального сопротивления палестинского народа геноциду со стороны Израиля.

Великое море (Средиземное море)

Мепсддо (Мегиддої Беф-Саи*
| «цч. ftiu Сним 8
горе Гаришм
ЕВЕИ
ІЬваои _ л Анаяон. Галги?
Иерусалим
КЕНЕИ
шОЭерО Хуле цСемихонитское)

# Рямоф Галаадский Иа»ис №шдскнй

АММОН
ЕДОМ
Вефиль в -
Беф-Оро* # Галгалі gt;И (БсфО(ЮН. Вефорон] и (хо* Ам^Сшпям (Акл-Беф-Мааха)
Ас«лоц^МУФ* ИЕВУСЕИ Хеврон
Tai*amp; гГ- Л**ис
Вирсааия*
(Беэршим)
АМАЛИКИТЯНЕ
Сокхоф _ р. Иошо* ^ ^
Каши

Палестина до прихода евреев. На берегу Средиземного моря - фили- стимское Пятиградие (ныне- Сектор Газа). На западном берегу Мертвого моря - племя хеттеев, которых путают с малоазиатскими хеттами
При этом «серьезные» ученые вплоть до начала XX века по Р.Х. не признавали существования пеласгов. Они считали их мифическим народом. «Пеласги - это просто тень, лишенная всякой исторической реальности»,- писала энциклопедия Эрша и Грубера. Историки изменили свое мне-

ние только под напором неопровержимых фактов, полуденных в результате археологических открытий прошедшего столетия. Но для древних авторов пеласги были вполне реальным народом, носителем высочайшей культуры, совершенно отличным от греков. Геродот называл их варварами, при том что греки, ставшие образцом для подражания европейской цивилизации, заимствовали у пеласгов не только алфавит, технологию строительства, мореходные навыки, но и религиозные верования и обряды. Да и великим народом греки стали лишь после того, как они ассимилировали покоренных пеласгов. «До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны» - пишет Геродот. Не желавших терять свою этническую идентичность ахейцы изгоняли за пределы страны.
Вся беда пеласгов заключается в том, что они так и не создали централизованного государства, и потому не смогли успешно противостоять врагам. Даже в Ханаане они создали не единое царство, а союз пяти городов-государств. Не имея своей государственности, пеласги исчезли, растворившись во фракийцах, палестинцах, этрусках, греках и прочих народах, передав им свою высочайшую культуру, ставшую основой многих цивилизаций античного мира. Это были, если употребить выражение Валерия Брюсова, «учителя учителей».
Заманчиво считать этот великий народ предтечей славяно-русов, и многие этого искушения не смогли избежать, находя «русский след» и «русские» надписи от Италии до Палестины, но я считаю, что наш русский народ имеет хотя и родственных пеласгам, но других предков# не менее великих и столь же незаслуженно забытых. Их историю необходимо восстанавливать общими усилиями всех патриотически настроенных исследователей.

Что касается ахейцев, то они, как и пеласги, были хорошо известны египтянам под названием «Акайваша» - Ахайя (Эгея). В узком смысле слова так называлась территория на западе и юго-западе Малой Азии, неподконтрольная хеттам с центром в городе Милаванда (будущий знаменитый античный город Милет). После разгрома пеласгов ахейцы начинают широкую экспансию в бассейне Эгейского моря, что вызвало напряжение в их отношениях с хеттами и тесную связь с Египтом, как потенциальным союзником в борьбе с Новохеттским царством. К середине XIII века до Р.Х. вожди Аххиявы (так называли Ахайю хетты) все чаще нападают на хеттских союзников в западной Анатолии.
Объектом ахейской агрессии становится зависимая от хеттов область Вилуса на азиатском берегу Геллеспонта. Современная наука практически не сомневается в том, что Вилуса и есть та Троада, которая стала театром военных действий Троянской войны. Но ни одна крупная война не начинается без предварительных этапов: дипломатического противостояния, торговых эмбарго, военных инцидентов на границе. Не стала исключением и Троянская война. Набег за набегом совершают цари ахейских государств европейской Греции и малоазийского побережья на Трою и еще оставшиеся под властью пеласгов острова Эгейского моря.
Сохранилось письмо правителя Лесбоса к хеттскому царю Муваталли о том, что ахейцы напали на его остров и увели в Милаванду (Милет) захваченных в рабство ремесленников. Возрастает напряженность между хеттами

и ахейцами из-за контроля над Кипром - важным поставщиком меди. Попытки урегулировать назревающий конфликт дипломатическими мерами не удается. Тогда хетты организуют экономическую блокаду ахейцев. С государствами Сирии и Ливана, через которые шел в обход хеттов транзит бронзы из Месопотамии в Ахайю, заключаются соглашения о торговом эмбарго против греков. В 1220 г. до Р.Х. хеттский царь Тутхалия IV подписывает один из таких договоров с северосирийским государством Амурру. В ответ ахейцы усиливают напор на Вилусу, которая является ключевым пунктом на пути торговых караванов, перевозящих медь из Фракии в Малую Азию к хеттам.
Ситуация осложнялась еще и тем, что как Фракия, так и Вилуса были населены пеласгами и родственными им племенами. На европейском берегу Геллеспонта, практически напротив Трои, находилась столица фракийских пеласгов, город Ларисса. Таким образом, перед ахейцами стояла двойная задача: не только затруднить хеттам доставку сырья для производства бронзы, но и добить побежденного врага - пеласгов, чтобы не допустить будущего реванша. А сказки о похищении Елены Прекрасной, как о поводе к Троянской войне, пусть остаются на совести Гомера.
После того, как дипломатия и эмбарго не принесли желаемых результатов, хеттам, как великой державе, не оставалось ничего иного, как применить силу. Между 1220 и 1210 гг. хетты организуют военный поход против Ми- лаванды и захватывают этот город. Ахейцы не только теряют свой платцдарм в Малой Азии, но и «житницу Греции» - именно отсюда поступало к ним зерно, которое в самой Греции (несмотря на мнение, будто в ней все ecf ь) выращивать было просто негде. После этого война стала неизбежна.

Несмотря на наличие многих, в том числе письменных, источников по истории ахейской Греции, целый ряд аспектов жизни древнего общества остается слабо изученным. Система дорог, соединявшая Микены с важнейшими ахейскими центрами, указывает на наличие постоянных контактов между соседними странами. Но мощные стены цитаделей, окружавшие дворцы микенского времени, ясно свидетельствуют о неспокойной обстановке на Балканском полуострове. Столкновения с соседними государствами и первобытными племенами за лидерство и доминирование над территориями были обычными условиями жизни ахейских царей. К этому добавлялось и желание обогатиться за счет соседей. В мифах сохранились сведения о кровавых распрях между ахейскими вождями.

Парис похищает Елену (или Тесей Ариадну?). Рисунок на вазе

Однако правители не только враждовали между собой. Порой, когда появлялись общие цели или общий противник, они объединялись для совместных действий. Один из мифов повествует о походе семи царей Арголиды против одного из сильнейших и богатейших городов того времени – Фив, которые были захвачены арголидцами, разграблены и разрушены. (Интересно, что археологи нашли во дворце в Фивах следы пожара, относящегося к XIV в. до н. э.)

Таким же военным походом против богатого и сильного соседа предстает знаменитая Троянская война, описанная Гомером в «Илиаде». Случилось это в период максимального возвышения Микен. Согласно эпосу, во главе похода встал микенский царь Агамемнон, который привлек к походу на Трою почти всех ахейских царей и собрал огромное войско. Многолетняя осада закончилась взятием и разрушением владений опасного соперника. И хотя содержание эпоса, несомненно, вымышлено, в его основе лежит реальное историческое событие. Военный поход греков большинство современных ученых датируют серединой или второй половиной XIII в. до н. э. (между 1260 и 1240 гг.). Однако некоторые исследователи называют и другую дату – начало XII в. до н. э. В организации проведения этого похода многие видят свидетельство создания единого ахейского государства под гегемонией Микен, хотя есть источники, и прежде всего тексты Гомера, которые это не подтверждают. И Диомед из расположенного по соседству с Микенами Аргоса, и Ахилл из далекого Иолка, и другие персонажи «Илиады» выступают в поэме как правители, достаточно независимые от царя Микен. Участие ахейских басилеев в Троянском походе было обусловлено союзными отношениями, которые издавна связывали ахейских владык.



Но вне зависимости от степени военно‑политической консолидации ахейских царств греки постоянно осуществляли торговую и военно‑политическую экспансию на соседние территории.

Многолетнее общение с жителями близлежащих островов еще в XVI–XV вв. до н. э. привело к включению Северных Кикладских островов в сферу влияния ахейцев. Объектом ахейской экспансии был и Кипр с его месторождениями меди – важнейшего сырья в эпоху бронзы. Активные торговые и политические контакты с киприотами способствовали переселению в XIII в. до н.э. на Кипр греков, основавших там ряд типично ахейских городов. Влияние греков было настолько сильным, что местная культура в их поселениях полностью исчезла. После завоевания греками ок. 1400 г. до н. э. Крита утвердилось безраздельное господство ахейцев в Эгейском море.

Бронзовые поножи

Тесные экономические связи в это время устанавливаются и с сильным Египтом и государствами Восточного Средиземноморья (об этом свидетельствуют многочисленные предметы привозной керамики). От северобалканских племен, на землях которых находились богатейшие рудные залежи, греки получали металл в обмен на изделия ахейских ремесленников. Постоянные контакты поддерживались также с Южной Италией и островом Сицилия. Археологи обнаружили в Микенах и других ахейских центрах множество предметов из стран Азии, Африки и даже с берегов Балтики.

Наиболее агрессивно вели себя ахейцы в Малой Азии, где им удалось захватить некоторые участки малоазийского побережья. Плацдармом для их экспансии стал Милет. Первые поселения на его территории появились еще в XVI в. до н. э., спустя два века Милет предстает уже городом, обнесенным мощной оборонительной стеной. Отсюда ахейцы начали расселяться по всему полуострову. Неизбежно возникло столкновение с сильной державой хеттов. Хеттские источники XIV в. до н. э. упоминают страну Аххияву (ахейскую Грецию) как опасного противника. Совершая постоянные набеги, греки грабили мирное население и уводили жителей в рабство.

Итогом военной экспансии в Малой Азии стал поход коалиции ахейских царей для завоевания Троады – северо‑западного региона Малой Азии. Овладение Троадой сулило грекам большие материальные приобретения и усиление их влияния в Восточном Средиземноморье. Однако результаты этого похода оказались прямо противоположными ожидаемым. Во второй половине XIII в. до н. э. экономическое и политическое положение ахейского общества начало быстро ухудшаться и цивилизация греков стала клониться к упадку.

КУЛЬТУРА АХЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Греческая культура эпохи бронзы начала формироваться еще в раннеэлладский период, в условиях первобытного строя. Но ее расцвет приходится на период, когда у ахейцев возникла цивилизация. Ахейское общество, вышедшее на историческую арену вслед за минойским, естественно, испытало огромное влияние Крита не только во всех сферах духовной и материальной культуры, но и в повседневной жизни. Ахейцы научились у минойцев строительству водопровода и канализации, технике фресковой живописи, заимствовали у них отдельные виды оружия, художественных и ремесленных изделий, копировали фасоны одежды и причесок. В жизнь греков‑ахейцев вошли некоторые минойские религиозные культы и обряды, линейная письменность. Подражание было настолько буквальным, что первые исследователи микенского общества считали, что Микены эпохи шахтных гробниц находились под полным политическим контролем Крита.

Однако уже к 1600 г. до н. э. в культуре балканских греков наметилось заметное своеобразие. В первую очередь это касается архитектуры. Опираясь на местную традицию, греческие зодчие выработали новые архитектурные приемы, а потому ахейские дворцы никогда не копировали минойские. Их планировка основывалась на традиционном жилище рядового грека, наиболее приспособленном для сурового климата. Они были меньших размеров, и их центром был уже не внутренний двор, а мегарон – крытый большой зал, в середине которого находился очаг, который служил одновременно и алтарем. Уникальными являются и крепостные сооружения, сложенные из огромных глыб (толщина стен 8–17 метров). Столь же уникальными были и созданные ахейцами купольные гробницы, неизвестные минойцам.

У ахейцев были искусные камнерезы и художники, выработавшие свой художественный стиль. Отражая огромные сдвиги в общественном сознании, они отходят от канонов, характерных для архаических культур древности, с их условностью и орнаментальностью. Рельефы и росписи, как, например, рельеф со львами над крепостными воротами Микен или фреска с изображением музыканта из Тронного зала Пилосского дворца, свидетельствуют о высоком уровне художественного творчества, в котором чувствуется внимание к внутреннему миру человека, а декоративность сочетается с отражением явлений живой природы.

Микенские статуэтки (XIII в. до н. э.)

Для микенской эпохи характерно складывание и развитых религиозных представлений. О богатстве духовного мира ахейского общества свидетельствует сложная система верований и обрядов, зафиксированных в памятниках XX–XII вв. до н. э. Греческая религия отразила все те кардинальные изменения, которые произошли в ахейском обществе во II тысячелетии до н. э. В ее основе лежало обожествление сил природы и всего растительного и животного мира. Прежде всего микенские земледельцы почитали культурные растения, от которых зависела их жизнь. Но в свою религию они включили и поклонение дубу, посвященному верховному богу греков. Одним из древних культовых центров стало святилище в Додоне, где в могучем дубе якобы обитал Зевс. Священными для греков были также платан и пальма.

В эпоху бронзы ахейцы поклонялись и животным: льву, козлу, некоторым птицам. Причем уже в это время священные животные выступали лишь атрибутами богов. Сохранились изображения владычицы зверей с двумя львами по бокам. А в рельефе на Львиных воротах в Микенах звери, опираясь передними лапами на священную колонну, охраняют вход в царский дворец. Однако поклонение божеству‑животному не получило у ахейцев широкого распространения и в эпоху бронзы сменилось поклонением антропоморфным божествам. Ахейский пантеон известен не полностью, но в письменных источниках из Кносса и Пилоса сохранились имена многих богов, которые впоследствии составили сонм олимпийских богов: Зевс, Посейдон, Гера, Гермес, Афина, Артемида, Аполлон, Деметра и др.

Микены. «Львиные» ворота (XV в. до н.э.). Фотография

Для поклонения этим богам были выработаны ритуалы, сохранившиеся и развитые в религии классической Греции. Основой сакральных обрядов было жертвоприношение. В раннегреческом обществе оно начиналось с личного очищения с помощью омовения водой и окуривания серой. Затем приносили жертву либо возлиянием вина и воскурением, либо закланием жертвенных животных. В особо торжественных случаях жертвовали быка, по менее значимому поводу богам приносили в жертву мелкий скот или птицу. Жертвоприношение дополнялось дарением богам плодов и овощей. Религиозные действа сопровождались молитвами, различными шествиями, ритуальными танцами. При церемонии погребения устраивались или состязания в стрельбе из лука, или кулачный бой, или конные ристания на колесницах.

Поклонение антропоморфным богам было неотъемлемо от почитания тех мест, где, по представлениям греков, обитали боги: рощ, скал, рек, пещер, отдельных деревьев. Ахейские греки создают и святилища. Первоначально они были домовыми (в мегароне дворца) и отличались скромностью убранства: фигурки божеств, сосуды и священные предметы для жертвоприношений. Но в позднемикенский период возникают и первые сакральные здания – прообраз будущих храмов.

В культуре ахейской Греции гармонично сочеталось художественное изображение окружающего мира и самобытное традиционное искусство материковой и островной Греции. Микенская культура эпохи бронзы заложила основы развития греческого общества в последующие эпохи.


Когда критяне открыли Пелопоннес, они нашли на полуострове ахейские племена, говорившие, видимо, на нескольких южных диалектах древнегреческого языка. При раскопках 1874-1876 гг. близ циклопических развалин древнего акрополя (крепости) у г. Микены Г. Шлиман обнаружил высеченные в скале склепы - колодцы, прикрытые сверху каменными плитами (шахтовые гробницы). В некоторых из них, еще не разграбленных искателями кладов, найдены
золотые маски-портреты умерших и различные высокохудожественные золотые и серебряные изделия. Много сходных изделий обнаружено при позднейших раскопках в разных частях Пелопоннеса, в том числе на центральном плоскогорье Аркадии и в двух южных областях, отделенных друг от друга горами Тайгет, в Лаконии и Месинии, особенно в районе г. Пилос. Археологические находки в материковой Греции и на Крите «...обладают очень большим стилистическим сходством... Однако... если для критских фресок характерны сцены охоты, процессий, игр с быками, то для микенской стенной живописи... типичны сцены сражений, запряжки боевых колесниц, осады крепостей и т. д.» (В. С. Сергеев). В отличие от владык Крита ахейские вожди чувствовали себя на Пелопоннесе во вражеском окружении. Для защиты то ли от набегов соседних вождей, то ли от северных «варварских» 1 племен и неведомых «морских народов» они воздвигали и на берегах полуострова, и во внутренних районах крепости из громадных, грубо отесанных камней, таких тяжелых, что античные авторы приписывали их сооружение легендарным одноглазым великанам - циклопам.
В XVII-XVI вв. до н. э. на Пелопоннесе возникли ахейские раннерабовладельческие города-государства Микены, Пилос и другие, в которых распространилась одна из систем критского линейного письма - «минойское слоговое письмо Б». В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы, ставшие «морским народом», завоевали Крит и Киклады, колонизовали о-ва Карпатос, Родос и Кипр. Они открыли в центре Эгейского моря (вероятно, от древнегреческого «эг» - вода, море) Северные Спорады (на Скиросе, крупнейшем острове этой группы, найдены остатки микенского поселения), а на севере Эгейского моря - о. Лемнос и п-ов Халкидики и проникли до вершины залива Термаикос (Салоникского). Они достигли побережья Малой Азии и в низовьях р. Большой Мендерес, у 37°30" с. ш., основали Милет, который к XIV в. до н. э. превратился в крупный город.
На Эвбее, на Истме (Коринфском перешейке), на юго-востоке и юге Балканского п-ова - в Аттике и между заливами Коринфским и Эвбейским (Еввоикос) - ахейцы основали ряд поселений, в том числе те, на месте которых позже выросли знаменитые античные города-государства Коринф, Афины, Фивы, Дельфы. К северу от этой полосы ахейцы освоили Фессалию - самую обширную равнину Греческого п-ова (южную часть Балканского), орошаемую р. Пеней (Пиньос), а за 40° с. ш. - долину р. Альякмон, текущей как и Пеней, в Салоникский залив. Между низовьями этих рек поднимается горный массив Олимп, хорошо видный и со стороны моря. По представлениям ахейцев, эта вершина, покрытая зимой снегом, - высшая точка известной им территории - была «жилищем богов». На западе Фессалийская равнина ограничена лесистыми горами Пинд (более 200 км). Ахейцы, вероятно, переваливали Пинд в нескольких местах и обходили его с севера. Около 1260 г. до н. э. ахейцы совершили морской поход на Трою (Илион), расположенную на
1 «Варварами» древние греки, а за ними и римляне называли всех иноземцев, чу л; дых античной культуре,
северо-восточном малоазийском берегу Эгейского моря, у южного входа в пролив Дарданеллы, осадили и разрушили ее.
В XV-XIV вв. до н. э. ахейские мореходы неоднократно проникали в северную часть Адриатики с торговыми целями.
Главным предметом торговли был сукцинит - янтарь, доставлявшийся с Балтики (северо- восточный берег Гданьской бухты) по «Янтарному пути» (см. гл. 7). Сами ахейцы, конечно, не забирались в эти «янтарные дали», а пользовались торговыми посредниками. Вероятно, в конце XV в. до н. э. они появились в Западном Средиземноморье; обогнув п-ов Апулия, открыли залив Таранто (в начале XIV в. до н. э. в его вершине возникло «микенское» поселение), за п-овом Калабрия обнаружили о. Сицилия и Липарские о-ва. Возможно, ахейцы посещали о. Мальту - там найдена керамика XIII в. до н. э. Самым западным пунктом, до которого доходили ахейцы вдоль берега открытого ими Тирренского моря, бесспорно, является о. Искья, который вместе с более знаменитым, но менее крупным о. Капри маркирует Неаполитанский залив. Вопрос об открытии ими о. Сардиния, хотя там и встречены бронзовые слитки микенского происхождения, спорен.
Во второй половине XIII в. до н. э. ахейцы высадились на побережье Африки в 300 км к югу от о. Крит. В составе коалиции шести племен, возглавляемых либу - ливийцами, в 1225 г. до н. э. они двинулись на восток вдоль берега моря и вторглись в Египет, чтобы «удовлетворить потребность своего рта». Согласно египетским надписям, полчища «морских народов» были остановлены у западных границ дельты Нила армией фараона Минептаха и разгромлены. После неудачного похода ахейцы отошли на запад и осели вместе с семьями на землях своих союзников ливийцев.
Ознакомившись с древней торговой тропой, пересекавшей Центральную Сахару от побережья Средиземного моря до р. Нигер, «африканские ахейцы» проложили дорогу для колесного транспорта и обозначили ее наскальными рисунками колесниц. В те времена в Сахаре было значительно больше поверхностных вод и в качестве тягловой силы они использовали лошадь, впервые ими же завезенную в Африку. Эта трасса длиной свыше 2500 км проходила в основном по ровной местности и лишь дважды пересекала возвышенные участки - плато Тасснлин-Адджер (французский исследователь Анри Лот обнаружил здесь один из самых богатых в мире музеев доисторического искусства под открытым небом) и пагорье Ахаггад» Дорога достигала р. Нигер у Гао, 16° с. ш., 0° в. д.

Таким образом ахейцы первые выполнили пересечение Сахары и открыли Ахаггар - важнейший гидрографический центр региона. Это событие произошло не ранее 1000 г. до н. э. На выявление дороги А. Лот затратил 15 лет. И лишь в 1950 г. картина прояснилась: «Теперь можно было восстановить путь тысячелетней давности... на всем его протяжении. Эта трасса была, несомненно, наиболее целесообразной. Она проходила по твердому грунту, пересекая или огибая горные массивы в самых удобных местах и минуя нагромождения песка. Кроме того, на ее пути располагались основные источники воды, которые можно считать постоянными...» (А. Лот).
Открытия Лота не оставляют места сомнениям относительно контактов Средиземноморья с бассейном Нигера в античное время.

Образование Микенского царства. В середине II тысячелетия до н. э. многие ахейские племена Южной Греции были объединены под властью царей, правивших в городе Микены. Микенское царство складывалось под влиянием Критского государства, переживавшего тогда период своего расцвета. Под властью Крита находились многие области Греции. Многие черты хозяйства, государственного устройства и культуры Крита были заимствованы Микенами.

Рис. Микены

  • Пользуясь картами, определите, в какой части Греции возникло Микенское царство. Каковы были природные условия этой территории?

Так же как и на Крите, во главе Микен стоял царь, который был одновременно и верховным жрецом. Он назначал чиновников и должностных лиц, с помощью которых управлял государством. Население платило царю налоги: земледельцы отдавали часть урожая, а ремесленники - свои изделия. Самый низший слой общества составляли рабы. Как и на Крите, их было немного и принадлежали они царям и знатным людям. Микенская письменность была составлена на основе критского письма. Микенские художники и ремесленники пользовались теми же сюжетами и приёмами, что и критские мастера, а строители микенских дворцов подражали грандиозным постройкам критских архитекторов. Между религиями обоих государств тоже имелось немало общего. Некоторые боги ахейцев были заимствованы ими у критян. Об этом говорят древнегреческие мифы, называющие Крит родиной ахейских богов.

«Златообильные» Микены. Микенские цари славились своим богатством. Греки часто называли столицу Микенского царства «златообильными» Микенами. Город был выстроен на высоком обрывистом холме неподалёку от побережья Эгейского моря. Его окружали мощные стены, сложенные из многотонных каменных глыб.

Путники входили в Микены через ворота, увенчанные фигурами каменных львов. Пройдя под мощными сводами «львиных ворот», они оказывались на мощённой каменными плитами улице, ведущей к центру города. Там располагался великолепный царский дворец. Его украшали красные критские колонны и карнизы, инкрустированные разноцветным финикийским стеклом. Пол дворца был вымощен отшлифованными плитами, привезёнными с Крита, и разноцветной мозаикой. Стены и потолки были расписаны необыкновенно яркими фресками. В обширных кладовых дворца хранились несметные сокровища.

Рис. «Львиные ворота» в Микенах

Поход греков на Трою. Цари Микен не раз совершали военные походы против соседей, стараясь завоевать их земли. Они также пытались распространить свою власть и на побережье Малой Азии, где находилось Троянское царство. Около 1200 года до н. э. царь Микен организовал поход против троянцев.

Рис. Фрагмент кинжала из Микен с золотым рисунком

Вот что рассказывают мифы о причинах Троянской войны. Однажды собрались боги на пир. На него пригласили всех небожителей, кроме богини раздора Эриды. Обиделась она и решила отомстить. Тайком проникла богиня на пир и подкинула на стол золотое яблоко, написав на нём лишь одно слово: «Прекраснейшей». Увидели плод три могущественные богини и заспорили: кому он предназначен? Одной из них была укена Зевса, покровительница брака и семьи Гера, другой - его дочь, богиня мудрости Афина, а третьей - богиня любви и красоты Афродита. Обратились они к Зевсу, попросили разрешить их спор. Но тот, не желая никого обидеть, поручил рассудить их троянскому царевичу Парису.

Предстали богини пред юным царевичем во всей своей красе и попросили сказать, кто из них прекраснее. Каждая обещала Парису награду: Гера - власть и богатство, Афина - мудрость и славу, Афродита же сказала: «Я подарю тебе любовь прекраснейшей в мире женщины».

Рис. Елена. Изображение на древнегреческой вазе

И Парис не раздумывая отдал яблоко Афродите. Обиженные Гера и Афина возненавидели царевича и троянцев и решили погубить народ Трои.

Самой красивой женщиной в те времена слыла Елена Прекрасная - жена спартанского царя Менелая. Афродита внушила ей любовь к Парису, приехавшему в гости к спартанскому царю. Она же помогла Парису и Елене бежать в Трою. В ярость пришёл Менелай и стал созывать ахейцев в поход, чтобы отомстить троянцам. На его призыв откликнулись многие цари. Возглавил же поход брат Менелая, царь Микен Агамемнон. Сотни кораблей отправились к берегам Трои. Осада крепости длилась десять лет. Только благодаря хитрости греков Троя была захвачена и разрушена.

Гибель Микенского царства. В XII веке до н. э. с севера на Балканский полуостров вторглись завоеватели. Были среди них и греческие племена дорийцев. Их культура была менее развита, чем ахейская, зато дорийцы владели секретом обработки железа. Эти чужаки, одетые в звериные шкуры, но вооружённые железными мечами, прокатились по Греции опустошительным валом, сметая всё на своём пути.

Рис. Царь Агамемнон. Роспись на древнегреческой вазе

Ахейцы, знакомые лишь с медью и бронзой, не смогли устоять перед натиском дорийцев. Микены и многие другие ахейские города были разрушены и опустошены. Население поверженных городов, спасаясь бежало в горы и на острова Эгейского моря. Часть беглецов основала новые поселения на побережье Малой Азии, в том числе и на месте опустошённого ими некогда Троянского царства.

Подведём итоги

В середине II тысячелетия до н. э. на территории Южной Греции сложилось обширное Микенское царство. Здесь расцвела высокая культура, многие из достижений которой были заимствованы микенцами у критян. Вторжение дорийцев привело к разрушению Микен и к упадку культуры.

Мозаика - изображение, выполняемое из цветных камней, керамических плиток и т. д.

Середина II тысячелетия до н. э. Образование Микенского царства.

Около 1200 года до н. э. Троянская война.

XII век до н. э. Вторжение дорийцев в Грецию.

Яблоко раздора - причина какой-либо ссоры. (Выражение, связанное с мифом о Парисе)

Вопросы и задания

  1. Когда и где возникло Микенское царство?
  2. Расскажите о столице микенских царей. Почему её называли «зла-тообильными» Микенами?
  3. Найдите и назовите общие черты, присущие Критскому и Микенскому царствам. Приведите не менее шести примеров.
  4. Когда началась Троянская война и каковы были её причины?
  5. Что стало причиной падения первых греческих государств? К каким последствиям это привело?
  6. Выпишите в тетрадь встречающиеся в параграфе имена богов и укажите, покровителями чего они являлись.

Какие черты критской цивилизации были восприняты ми­кенской цивилизацией?

1. Ахейцы завоёвывают Грецию. Как и на Крите, в Греции сначала жило негреческое население. Неизвест­но, на каком языке говорили эти люди.

На рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. с севера сюда вторглись гре­ки-ахейцы.

Ахейцы находились на более низком уровне развития, чем завоёванное ими население Греции. Но прошло вре­мя, и ахейцы тоже научились изготов­лять орудия труда и оружие из бронзы. С 16 века до н. э. в Греции начинается подъём хозяйства и культуры. По имени греков-ахейцев эту цивилизацию учёные назвали ахейской. Иногда её именуют микенской по названию самого сильного из государств - Микен (в Пелопоннесе).

2. Твердокаменный Тиринф. Основны­ми центрами в Греции, как и на Крите, были дворцы. Археологи раскопали не­которые из них - в Тирйнфе, Пйлосе, Микенах. Все они меньшего размера, чем критские. В отличие от критских почти все дворцы были укреплены и яв­лялись настоящими крепостями. Особен­
но поражает своей мощью крепость Ти- ринфа. Стены её сложены из огромных каменных глыб. Толщина стен достигала 4,5 м, высота - 7 м.

3. Златообильные Микены. Центром самого сильного государства были Ми­кены. На высоком холме находился дво­рец, окружённый мощными стенами с воротами.

Археологи раскопали также захороне­ния, в которых обнаружили сказочные богатства. Греки того времени, как и жители стран Древнего Востока, верили, что после смерти люди продолжают жить в другом мире. В могилах микенских ца­рей лежало множество вещей из золота, серебра, слоновой кости: украшения, по­суда, оружие. Не зря греки в своих ми­фах называли Микены златообильными.

Но самыми удивительными находками оказались золотые маски. Они покрывали лица умерших и являлись, вероятно, их портретами. Глядя на маски, мы можем представить, как выглядели эти цари.

4. Дворец в Пилосе. Хорошо сохра­нился дворец в Пилосе. Самая интерес­ная находка, сделанная при раскопках в

Пилосе, - архив. В то время использовали для письма глиняные таблички. Поскольку Пилос погиб от пожара, то эти таблички оказались обожжёнными, стали очень твёрдыми и хорошо сохранились.

Благодаря пилосским табличкам мы узнали о хозяйстве и поли­тическом устройстве государств ахейской Греции. В дворцовом хозяйстве трудилось много рабов, среди которых было больше женщин. Многие рабыни записаны со своими детьми. Например, на одной та­бличке написано: «Прядильщиц женщин 37, девочек 26, мальчиков 16». Крестьяне были обязаны платить налоги и выполнять различные повин­ности в пользу дворца. За этим следили чиновники. Особенно тщательно учитывали металл, потому что он имел большое значение в хозяйствен­ной жизни.



5. Государства ахейской Греции. По своему устрой­ству они напоминали государства на Древнем Востоке. Во главе каждого государства стоял царь. Далее шли жрецы и многочисленные чиновники. Следующую сту­пень в этой пирамиде занимали жители деревень.

Они не принимали никакого участия в управлении государ­ством. На низшей ступени стояли рабы, занятые на раз­личных работах во дворцовом хозяйстве.

6. Культура ахейской Греции. В документах из ахей­ских архивов упоминаются боги, в которых и позднее верили греки: Зевс, Посейдон, Дионис и некоторые дру­гие.

Хотя настенная живопись дворцов имеет много обще­го с критской, есть одно важное отличие: здесь чаще все­го изображаются сборы на войну, выезды на колесни­цах, сражения. Поражает обилие кровавых сцен войны и охоты. Военная тема - самая любимая для ахейцев.

ЕЗ

7. Воины и войны. Микенские цари стремились за­хватить чужие богатства и для этого совершали походы. В случае удачи они возвращались домой с богатой до­
бычей. Знатные ахейцы вое­вали на колесницах, бронзо­вые панцири защищали их от вражеских ударов. А про­стые воины были пехотин­цами, их защищали только кожаные нагрудники.

Ахейцы постепенно ста­ли большой силой. Они ве­ли оживлённую торговлю и занимались пиратством. В 14-13 веках до н. э. ими был основан ряд поселений на побережье Малой Азии и на соседних островах.

Самой большой и известной войной, которую вели ахей­цы, была Троянская война.

Царь Микен Агамемнон создал союз ахейских госу­дарств, который совершил морской поход против Трои - города на северо-западе Малой Азии. После длительной осады греки захватили и разрушили город.

Раньше считали, что Троянская война - миф. Но многолетние археологические раскопки Трои подтверди­ли реальность этой войны. Правда, учёные спорят о её датировке. Вероятнее всего, Троя погибла в огне пример­но в середине 13 века до н. э.

Вспомните, какие державы Древнего Востока постоянно вели за­хватнические войны.

8. Дорийское завоевание. Вскоре погибли и ахейские дворцы. Недалеко от ахейцев, на севере Балканского по­луострова, обитали различные племена. В конце 13 ве­ка до н. э. огромная масса этих племён устремилась на юг, в Грецию. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество дворцов и поселений. Микенская цивилизация погибла.

Основная часть племён затем вернулась назад, но пле­мя греков-дорийцев поселилось в Пелопоннесе.

Миф о Троянской войне

Началась Троянская война из-за яблока. Как-то на свадебный пир не пригласили богиню раздора Ириду. Богиня рассердилась и решила отомстить. Она бросила пирующим золотое яблоко с надписью «самой прекрасной». Тотчас заспорили между собой три богини - Гера, Афина и Афродита. Рассудить их Зевс велел Парйсу - сыну троянского царя Прийма. Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу героя, а Афродита пообе­щала любовь прекраснейшей из женщин. И Парис отдал яблоко ей. Прекраснейшей тогда все считали Елену - жену спартанского царя Менелйя. Афродита помогла Парису похитить Елену и увезти её с собой в Трою.

В страшный гнев пришли Менелай и его брат, могущественный царь Микен Агамемнон, узнав о побеге Елены. Собрали они мно­гих греческих героев, сели на корабли и поплыли к Трое, чтобы отомстить троянцам за обиду и вернуть Елену. Велика и могуча была Троя, неприступны её стены. Девять лет длилась тяжёлая осада Трои ахейцами. Много подвигов соверши­ли за эти годы и греки, и троянцы. То греки подходили к самым стенам Трои, то троянцы теснили их к морю. Троянцам помогала Афродита, а грекам - Гера и Афина. Как взять Трою, придумал Одиссей - самый хитроумный из греков.

Греки сели на корабли и отплыли от берегов Трои. На берегу они оставили огромную деревянную статую коня. Внутри статуи спря­талось несколько греческих воинов.