Арабский завоеватель испании. Завоевание испании арабами. Завоевание Руси татаро-монголами

Началось в 711 году в самый рассвет арабского государства недавно принявшего ислам. История Испании широко раскрывает события того времени.

Начиная в начала 6 века магометанцы (арабы) стремительно наращивали свою военную мощь. Это сказалось на стремительном покорение в 636 году богатейшей на то время Сирии. Буквально прошло два года как был завоёван Иерусалим и покорен Иран. Египет так же подвергся аннексии со стороны халифата. Настало время для покорения северной Африки, что и было завершено к 689 года с падением Карфагена. Не был захвачен на то время только Сеута расположенный возле побережья Гибралтара. Да и то только и за лояльности местного правителя. Муса ибн Нусаир (далее просто Муса) смог подчинить местных жителей Берберов уговорами и обещаниями о не сметных богатства. При условии принятия ислама и вступление в его войско для участия в арабских походах.

Легенда того времени говорит нам, что король правивший Испанией в то время сеньор Родриго был смертельным врагом правителя Сеуты Юлиана, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам.
Муса дал возможность берберам грабить и насиловать женщин, тем самым решил все вопросы с Юлианом. Это стало подарком судьбы для Мусы. 9000 безжалостных воинов берберов стали основой его войска для похода на Испанию, который вначале планировался как всего лишь грабительский рейд.

В тоже время на пиренейском полуострове даже не предполагали о завоевание Испании арабами и нападение с той стороны.

Современную Испанию еще в 500 года (5 век) покорили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью.

Воинами они были хорошими, а вот политиками? за два века вестготы так и не смогли найти общий язык с местным населением, даже сумели добиться раздражения и ненависти у аборигенов.

Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Браки с местными женщинами вестготы не одобряли. Романо-иберийцы, старая римская знать, жители страны баски и астурианцы, всегда помнили и не забывали, что вестготы здесь всего лишь захватчики, которые только пользуются достижениями романской цивилизации, не внося в не чего.

Поэтому как только пришли арабы, местное население не спешило на помощь вестготам. Решив пускай они сами разбираются с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Поддержкой окружения он не пользовался.

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом (далее Торик) легко захватили побережье Испании и принялись грабить местное население. За очень короткое время казна арабов пополнилась большим количеством сокровищ. Видя это Муса дал ещё больше пяти тысяч воинов. Этой силе просто грабеж был не интересен, они жаждали власти на столь щедрой земле.

В это же время король Родриго в провинции Толедо, (на то время Мадрид не был ) собрал под свои знамёна до 33 000 человек.

Казалось с такой мощью у арабов нет не какого шанса на завоевание Испании арабами.

Битва началась по одним сведенья 19 по другим 23 июля 711 года в районе реки Гвадалете. К сожалению очень мало до наших дней дошло сведений о самом сражение. Известно точно, что братья Родриго покинули своего политического конкурента, рассчитывая что арабы, которые все равно скоро уйдут, решить проблему престола Испанского.

Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго.

Ахмед арабский историк описывает то событие так: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми.

Воины, с войска Родерика были мало обучены и не имели такого боевого опыта как арабы. Увидя и проанализировав, Тарик пошел на прорыв через ряды врагов, пока не достиг короля, при этом ранив его мечом в голову, но не убил его. Война Родерика увидели, что король пал, а его личная охрана растеряны, отступление стало всеобщим безумием и победа досталась мусульманами. Лишенное военачальника войско не смогло дать настоящего сопротивления и было разбито.

Правдиво описана эта битва или нет, нам уже не станет известно. Верно в этой истории одно, то, что христиане вестготы потерпели полное поражение.

Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне не смогли оказать серьёзного сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права.

У арабских правителей не было плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам. Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Историки утверждают, что в апреля 711 года Тарик с 9 000 своих воинов высадился в районе Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы). На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно, с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и началось завоевание Испании арабами.

Местное население не вело масштабную борьбу против завоевание Испании арабами. Города сдавались сразу же, арабом даже не нужно было их осаждать. Буквально 5 лет понадобилось магометанам, что бы установили контроль над основной частью Испании, лишь страна басков и астурианцы оказали захватчикам серьезное сопротивление. Мудрая политика арабов позволила им быстро, легко и практический бескровно укрепиться там, где вестготы не смогли за 200 лет правления. Хорошее отношение с местными жителями и налоговые скидки, очень быстро привели жителей испанского полуострова на арабскую сторону.

Стремительно движущихся в северном направление арабов смогли остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., где поражение им нанесло войско Карл Мартелл, родной дед будущего короля Карла Великого.

Вероятнее всего одержи победу вестгонцами в 711 г. Вполне возможно, что арабы отказались бы от грабежа Испании и дальнейшем ее завоевания. И христиане сохранили бы свое влияние и присутствие в Средиземном море в значительно большем объеме. Чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве в эту эпоху мы знаем крайне мало.

Исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу.

Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы.

Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба с по-настоящему открыло миру Америку.
Кроме того, завоевание Испании арабами завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен. В своем фундаментальном труде, «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы. С политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.

Вконтакте

Арабское завоевание Испании произошло за довольно короткий период 711-714 гг., что было не удивительно, учитывая что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое мусульманское государство (628-634), покорили Сирию (634-638), завоевали Египет (638-643) и т. д.

Вестготское королевство пало.

Магрибская династия Омейяды взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников.

Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте.

Тем не менее, вплоть до 732 г. арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье.

Тем не менее, на завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство, пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до 1492 г.

Предпосылки

У арабских правителей Магриба не было хорошо продуманного плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам.

Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Есть сведения о том что 27 апреля 711 г. с 9 тыс. своих войнов высадился в Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы).

На грабительскую версию указывает то что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители прибрежных регионов в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

Тарик захватил Альхесирас, и, дождавшись подкрепления из Африки, двинулся далее к северу, где 19 июля 711 г. состоялась битва при Гвадалете, в которой был повержен король Родерих.

Вестготские воины, и без того малочисленные, были разгромлены. Только небольшая их часть укрылась в крепости Эсиха недалеко от Севильи, но и она была вскоре вынуждена сдаться.

В 713 г. некоторое сопротивление оказали крепости Мерида и Сегоюэла.

Тарик совершил вторжение самовольно, но, согласно одной из версий, узнав о начальном успехе берберов в Испании, им на помощь поспешил Муса-ибн-Насир, арабский наместник из Ифрикии, главной целью которого было закрепить захваченные земли за арабским миром.

Основные эскпедиции

Основной массив пиренейских земель был покорён арабами в течение всего трёх лет, с 711 по 714 гг.

За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

  • 711-712: Тарик ибн Зияд
  • 712-713: Муса
  • 714: Абд-аль-Азиз

К 719 г. арабы дошли до Тулуза, а к 720 г. - к дельте реки Рона.

Вестготское сопротивление

В 714 г., после того как Абд-аль-Азиз совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества.

Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан.

Теодемирское королевство просуществовало до 740-х гг.

Балеарские острова

Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий.

В 798 г. власть над ними получили франки.

Лишь в 902 году флот Кордовского эмирата покорил острова Ибица, Форментера и Мальорка.

В 903 г. пала Минорка. Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.

Фотогалерея


Дата начала: 711 г.

Дата окончания: 714 г.

Полезная информация

Арабское завоевание

Последствия

На полуостров начали прибывать мусульманские поселенцы.

При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны.

Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёкивающие его второсортный статус дхимми.

В христианской среде постепенно усилились начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага.

Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать Джизья.

Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов.

Однако уже в 756 г., с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929).

На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.

Завоевание Испании арабами и Реконкиста

Много ли мы знаем об этом драматическом периоде в истории Европы? очень мало. А сегодня можно прочесть в сети версии, которые отражают не христианский, а мусульманский взгляд -- мол, арабское завоевание было благом для отсталого Пиринейского полуострова. Кое-кто даже договорился до того, что просвещенному халифату следовало завоевать и всю Европу...
Считаем принципиально важным дать трезвую оценку многовековой тяжелейшей борьбе европейских народов с мусульманскими захватчиками.
-------------

К 40—60-м годам V в. после падения Римской империи вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства (Вестготская марка). Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. Память о Вестготской марке осталась в названии провинции Каталония (Готолония).

В VIII веке, в перод раздоров и ослабления Вестготского государства на Пиренейским полуострове началось мусульманское завоевание. Мусульмане продвигались в общем, успешно, хотя и встречая местами очень упорное сопротивление.
Хотя некоторые графы и покорились, другие продолжали доблестно сражаться. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Известна такая характерстика, данная испанцам врагами: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой».
Правитель Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712—718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.
Арабы не очень торопились обращать испанцев в свою веру. Они обложили христиан тяжелыми налогами, им было выгодно грабить местное население.
Но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г.
Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родериха, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. В 722 году в Астурию эмиром Андалусии был направлен карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитанскому Эду. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с арабской армией в открытом сражении, однако ему удалось застать арабскую армию врасплох. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду с города. Остатки арабского войска, осаждавшего Тулузу, укрылись в Нарбонне.
Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали(наместника) — Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, — причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону.
В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа — норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, столкнулись с маврами. В конце VIII в. норманны выступают в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного.

Драматичным был захват арабами Пиренееев.
Вали Абд ар-Рахман смог собрать огромную армию, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса. Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.
Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении на Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.
Армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местность. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. «Хроника Муассака», «Мосарабская хроника» и арабские историки не говорят ничего подобного, но некоторые из них дают понять, что штурм Бордо был одним из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других, вероятно, бургграф города.

Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться.
Между тем Эд и Карл Мартелл смогли объединиться и собрать армию. Противники встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены, по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).
Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали.
Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Немного хронологии:
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это ещё один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о моём Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312 гг.) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Гранады Боабдиля. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
------

Во время реконкисты небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, существенной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости.
Легендарныи героем той эпохи испанцами почтается непобедмый полководец Эль Сид Кампеадор - Родриго Диас де Вивар.
Меч Сида, обладающий, согласно преданиям, мистическй силой, именовался Тисона. После смерти Сида в 1099 году он попал к предкам короля Фердинанда II Арагонского. В 1516 году Фердинанд II пожаловал меч маркизу де Фальсес за преданную службу испанской короне. По легенде, маркиз мог сам выбрать себе дар, однако предпочёл меч землям и дворцам. Считается, что меч являлся в роду маркизов де Фальсес самой ценной семейной реликвией и поэтому сохранился до наших дней. В 1944 году с разрешения владельцев меч был выставлен для экспозиции в Королевском военном музее Мадрида и находился там следующие 63 года. В 2007 году юридический обладатель меча, маркиз Хосе Рамон Суарес продал меч в собственность региона Кастилия и Леон. Власти региона передали меч в собор города Бургос, где он в настоящий момент экспонируется рядом с могилой Сида.


Завоевание арабами Испании в начале VIII в. привело к созданию на Пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X в. - халифата). Арабы и североафриканские племена - берберы, получившие впоследствии общее название - мавры, овладели почти всей Испанией, за исключением горных районов на севере полуострова. В руки мусульман попали области, наиболее богатые естественными ресурсами и экономически развитые еще с римских времен.

Завоевание арабами готской Испании совершилось на том этапе ее развития, когда там шел усиленный процесс феодализации. Этот процесс ускорялся сильной романизированностью Испании: рабы и колоны составляли здесь основную массу непосредственных производителей. Родовая знать варваров к VII в. либо стала на место класса рабовладельцев, либо слилась с ним. Вестготские свободные общины быстро подчинились знати, которая вскоре после завоевания Южной Галлии и Испании превратилась в крупных землевладельцев. Феодально зависимое крестьянство формировалось главным образом за счет сервов и либертинов (испано-римских и германских), а также колонов. Арабы захватили земли вестготской и испано-римской знати, церкви и королевского фиска. Многие вестготские феодалы бежали на север, в горные районы Астурии и Пиренеев. Крестьянство же в большинстве случаев осталось на прежних местах и даже испытало вначале некоторое облегчение. Но крестьяне остались в личной и поземельной зависимости и платили феодальную ренту. Кроме того, они платили налоги завоевателям. Гнет феодальных повинностей и государственных налогов с течением времени становился все тяжелее. Его тяжесть впоследствии усугублялась вспышками религиозного фанатизма мусульман по отношению к покоренному христианскому населению.

Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, обогатили ее сельское хозяйство. Они ввели ряд новых культур: рис, сахарный тростник, финиковые пальмы, гранатовое дерево, шелковицу. При арабах расширяется система оросительных каналов, что во многом способствовало подъему земледелия, процветают виноградарство и виноделие. Развивалось и скотоводство (по преимуществу перегонное овцеводство). В экономике существенную роль играл горнорудный промысел и различные ремесла (производство шелка, выделка сукон, производство оружия, стекла, керамики, изделий из кожи, предметов роскоши, а также тряпичной бумаги).

Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже в X в. их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства - Кордова - стала в X в. одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом; сухопутная торговля велась с Южной Францией и Ломбардией. Испанские товары достигали Индии и Средней Азии. Главными предметами вывоза были продукты сельского хозяйства, горнодобывающих промыслов и ремесленные изделия. Большое значение имела работорговля. Развивалась и внутренняя торговля.

Экономические успехи арабской Испании сопровождались ее культурным подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет. Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в арабской Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география. Арабская Испания - родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Рошда (Аверроэса) и Маймонида. Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень низким; некоторые европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы, Севильи, Малаги, Гранады.

Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу; она занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кбрдовский халифат европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицине, анатомии, зоологии, философии. Запад узнал (преимущественно в латинских переводах с арабского) многие произведения древнегреческих мыслителей и ученых. Высоко­го уровня в Испании достигло строительное дело. До нашего времени сохранились великолепные памятники арабско-испанской архитектуры: знаменитая мечеть в Кордове, построенная в VIII-X в., а в XIII в. превращенная в христианский храм, дворец властителей Гранады Альгамбра (XIII-XV вв.), дворец-крепость Алькасар в Севилье (XII в.) и др.

Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г. Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года - Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом - это было подарком судьбы для Мусы. 7000 берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Античный мир разрушили не германские завоевания, а арабские

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками - за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели еще больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.


В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление - не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьезный успех.


Армии сошлись 19 или 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счет грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему. Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами». Лишенное лидера войско не оказало настоящего сопротивления и было разбито.

Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно - христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости - веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.



Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли их почти 8 столетий

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем ее завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить свое влияние в Средиземном море в значительно большем объеме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку. Кроме того, арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своем фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы - с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.

Великие арабские завоевания предопределили судьбу Европы и России

Кроме того, арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать Папу Римского. В середине 8 в. отношения Папы и Константинополя была разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папы теперь зависели от поддержки франкского королевства. Этот разрыв Восточной империи и Папы стал предвосхищением разделения христианства на западное и восточное, которое окончательно произошло в 1054 г., и началом их противостояния. Последствия этого стали определяющими и для нашей русской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому миру.