Атомный танк. Поле боя: неуязвимый советский танк для ядерной войны Ядерный танк ссср

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 16 апреля 2018 года .

Модель танка TV-1 , представленная на конференции Question Mark III

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV , проводившейся в августе 1955 года , развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй, расположенной под наклоном в 60° к вертикали. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль . R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48 , несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей , чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения . Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года . Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца, как остался на бумаге и проект переоборудования тяжёлого танка M103 в опытную машину для испытаний ядерного реактора на танковом шасси .

СССР

Общие проблемы концепции

Главной проблемой концепции танка с атомным двигателем было то, что большой запас хода не означал высокой автономности машины. Лимитирующим фактором становился запас боеприпасов, смазочных материалов для механических частей, ресурс гусеничных лент. В результате, как таковая элиминация из состава танковых частей машин-заправщиков и упрощение снабжения атомных танков горючими материалами на практике не приводила к сколь-нибудь существенному повышению автономности. В то же время, стоимость танков с атомным двигателем была бы значительно выше обычных. Для их обслуживания и ремонта требовался бы специально обученный персонал и особые ремонтные машины и оборудование. Кроме того, повреждение танка со значительной вероятностью привело бы к

В августе 1953 году построенный британцами танк «Центурион» ехал по пустынной дороге Южной Австралии, по направлению к месту стоянки, расположенному в нескольких метрах от экспериментального полигона для ядерных испытаний. Это было началом интересной и трагической истории этого танка.

Танк был создан британцами в конце Второй Мировой войны. За образец был взят легких танк «Комета». «Центурион» был больше, тяжелее, был сильнее вооружен, и подвеска у него была более живучей. Это был лучший британский танк того времени.

Но мы не будем говорить о непревзойденных способностях таких танков. Нас интересует определенный танк под серийным номером 169041. Впервые эту модель создали в 1948, она была оснащена, тогда передовой, автоматической системой стабилизации оружия. А именно 169041 был построен в 1951 и продан Австралии в 1952, где он большую часть времени использовался для тренировок танковых войск в Виктории.

В 1953 поступил приказ в котором говорилось, что танк необходимо было перевезти в Вумера Тест Рейндж для участия в ядерных учениях. Для таких испытаний постоянно использовали танки, чтобы понять уровень повреждения, который может нанести испытываемое оружие, но Центурион был вершиной развития тогдашней техники, с всего-то 500 милями пробега. Но был приказ, и судя по всему этот новенький танк получит повреждения несовместимые с «жизнью»

Сначала появилась простая проблема - доставить танк на место назначения. Его начали перевозить на поезде, потом его переместили на трейлер, но трейлер не смог выдержать такой тяжелый груз. На фото вы видите, как он прогнулся под весом танка. Но все это происходило еще довольно далеко от места испытаний, вскоре остальную часть пути танк преодолел своими собственными силами.

На полигоне же 169041 был полностью экипирован. Его расположили в полукилометре от эпицентра взрыва. Чтобы лучше понять масштабы, представьте себе футбольное поле. Так вот, танк находился в пяти футбольных полях от атомной бомбы. Для футбольного мяча это расстояние приличное, но для атомной бомбы это ничто.

15 октября 1953 Центурион завели, активировали все системы и задраили люк. Члены команды покинули танк и отошли на безопасную дистанцию. Затем прогремел взрыв мощностью 9 килотонн. Это была довольно слабая бомба, если сравнить ее с той, что сбросили на Хиросиму, та была от 13 до 18 килотонн.

Что же случилось с Центурионом? Он отлетел на полтора метра, щитки, закрывающие гусеницы, отлетели. Многие внешние части танка были повреждены, те, что были поменьше размером, и вообще отлетели. Все люки открылись. Вся оптика была повреждена. Если бы внутри были люди, они бы точно не выжили. Двигатели не работали по причине отсутствия топлива.

Три дня спустя команда отвезла танк обратно на базу. У вас, по-видимому, уже возник вопрос, и сейчас я попытаюсь на него ответить. Дело в том, что первую половину обратного пути танк тащил два трейлера, пока его двигатель не приказал долго жить. Центурион 169041 сломался. Трейлеры тянули его до Вумера на спущенных колесах. А как же радиация?

Значит ли это, что члены команды, которые пересекли полстраны в радиоактивном танке? Да, у них не было защитной одежды, никто не беспокоился об их состоянии и о состоянии танка. Им просто было сказано припарковать его где-нибудь подальше. Затем танк подвергли исследованию и выяснили, что он радиоактивно не загрязнен. Членам экипажа повезло, т.к. толстая броня взяла на себя радиоактивную энергию от взрыва.

С новым двигателем Центурион еще несколько лет служил тренировочным танком. После нескольких обновлений он стал называться Центурион МК 5. В 1968 Австралия отправила эскадрон Центурионов во Вьетнам и 169041 был в их числе. В 1969 году танк был атакован реактивной гранатой, при этом большинство членов экипажа получили ранения. Но даже после этого танк был на ходу.

В конце концов, 169041 вернулся в Австралию. Некоторое время он был на хранении, несколько раз его ремонтировали, потом он участвовал в парадах. Сообщается, что он все также находится в бронетанковых войсках на севере страны.

Но есть в этой истории и что-то трагическое. Это замечательно, что танк пережил столько выдающихся событий, но тех, кто им управлял, все-таки счастливчиками не назовешь. Та команда, которая вела танк на ядерные испытания, пострадала от воздействия радиации. Один из членов команды в 1990 году сообщил газете, что 12 из 16 солдат умерли от рака, и что у него самого тоже был рак. Очень сложно отследить причину каждого случая заболевания, но если посмотреть, сколько ветеранов умерло от рака, то причина становится очевидна. В газетной статье также писали, что танк подвергся специальной процедуре очистки от радиации, затем его по крайней мере дважды тестировали и признали подходящим для дальнейшей службы.

Лично я не уверен, как относится к этой истории. Мне, конечно же, хочется, чтобы у этой истории был счастливый конец. Мне не хочется, чтобы вы считали, что от этого танка больше пострадал его экипаж, чем противники. Но решать вам.

Copyright сайт © - материал подготовила Елена Семашко

Если Вам нравятся танки, то значит Вам нравятся и красивые девушки. Смотрите

“Объект 279” – очень оригинальный советский проект тяжелого танка для условий атомной войны…

Появление атомного оружия потребовало от военных пересмотреть и стратегию и тактику ведения боевых действий. Но роль танков только возросла. Ведь, как выяснилось, из всех видов боевой техники танки оказались самыми устойчивыми к воздействию всех поражающих факторов ядерного взрыва. Конечно требовались доработки… Объект 279 – это танк оптимизированный для действия в условиях полномасштабной атомной войны. В его конструкции две “изюмины”: оригинальная ходовая часть с четырьмя гусеницами, и корпус в форме вытянутого эллипсоида.

Литой корпус дополняли противокумулятивные экраны, которые и придавали танку необычную форму, напоминающую “летающую тарелку”. По замыслу конструкторов это должно было предотвратить опрокидывание танка при воздействии мощной ударной волны.

Четырехгусеничная ходовая часть придавала тяжелому танку уникальную проходимость: при преодолении препятствий его практически невозможно посадить “на брюхо”, а давление на грунт 60 тонной машины составило всего 0,6 кг/кв.см.

Предполагалось что такая сверхпроходимость понадобится для прохождения зоны разрушения в близи эпицентра атомного взрыва. Кроме того, для защиты от советских танковых армий европейцы всерьез собирались использовать ядерные фугасы для разрушения водохранилищ и речных русел для затопления и заболачивания местности.

Но оригинальная конструкция имела и свои весьма существенные недостатки: большие потери мощности, сопротивление повороту увеличивалось в 12 раз по сравнению с “классикой”, сложность в обслуживании и ремонте. Объект 279 был изготовлен и испытан, но серийной машиной, по многим причинам, не стал. Сейчас уникальный танк находится в танковом музее в Кубинке…



Из за кулис военных разработок доходят слухи, что эта уникальная машина всё таки получит право на жизнь, подвергшись серьёзной модернизации в условиях современного мира. Ну а мы будем на это надеяться! Тактико-технические характеристики танка Объект 279:

Габариты:

длина – 10,2 м (без ствола 6,77 м)
высота – 2,5 м
ширина – 3,4 м
Масса – 60 т

Броня:

лоб – 93-269 мм
борт – 100-182 мм
башня – 217-305 мм

Вооружение:

Пушка М-65 калибра 130 мм
Пулемет КПВТ калибра 14,5мм – 1 шт
Боекомплект – 24 снаряда

Двигатель – дизельный 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный ДГ-1000 или 2ДГ-8М

Запас хода – до 250 км
Скорость – до 55 км/ч
Экипаж – 4 человека

В пятидесятые годы прошлого века человечество начало активно осваивать новый источник энергии - деление атомных ядер. Ядерная энергетика тогда виделась если не панацеей, то, как минимум, решением великого множества различных проблем. В атмосфере всеобщего одобрения и интереса строились атомные электростанции и проектировались реакторы для подлодок и кораблей. Отдельные мечтатели даже предлагали сделать атомный реактор настолько компактным и маломощным, чтобы он мог использоваться как бытовой источник энергии или в качестве энергоустановки для автомобилей и т.п. Подобными вещами заинтересовались и военные. В Соединенных Штатах всерьез рассматривались варианты создания полноценного танка с ядерной энергоустановкой. К сожалению или к счастью, все они так и остались на уровне технических предложений и чертежей.

История атомных танков началась в 1954 году и ее появление связано с научными конференциями Question Mark («Знак вопроса»), на которых обсуждались перспективные направления науки и техники. На третьей такой конференции, прошедшей в июне 1954 года в Детройте, американские ученые обсудили представленный к рассмотрению проект танка с атомным реактором. Согласно техническому предложению, боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1») должна была иметь боевую массу порядка 70 тонн и нести 105-мм нарезную пушку. Особый интерес представляла компоновка бронекорпуса предлагаемого танка. Так, за броней толщиной до 350 миллиметров должен был располагаться малогабаритный атомный реактор. Для него предусмотрели объем в передней части бронекорпуса. За реактором и его защитой, расположили рабочее место механика-водителя, в средней и задней частях корпуса поместили боевое отделение, укладки боеприпасов и т.п., а также несколько агрегатов силовой установки.

Боевая машина TV1 (Track Vehicle 1 - «Гусеничная машина-1»)

Более чем интересен принцип работы силовых агрегатов танка. Дело в том, что реактор для TV1 планировалось делать по схеме с открытым газовым контуром теплоносителя. Это значит, что охлаждение реактора должно было производиться атмосферным воздухом, прогоняемым рядом с ним. Далее нагретый воздух предполагалось подводить на силовую газовую турбину, которая должна была приводить в движение трансмиссию и ведущие колеса. Согласно расчетам, проведенным прямо на конференции, при заданных габаритах удалось бы обеспечить работу реактора продолжительностью до 500 часов на одной заправке ядерным топливом. Однако проект TV1 не рекомендовали к продолжению разработки. За 500 часов работы реактор с открытым контуром охлаждения мог заразить несколько десятков или даже сотен тысяч кубометров воздуха. Кроме того, во внутренние объемы танка никак не удавалось вписать достаточную защиту реактора. В целом, боевая машина TV1 получалась гораздо более опасной для своих войск, нежели для противника.

К следующей конференции Question Mark IV, состоявшейся в 1955 году, проект TV1 доработали в соответствии с текущими возможностями и новыми технологиями. Новый атомный танк получил название R32. Он значительно отличался от TV1, в первую очередь своими размерами. Развитие ядерных технологий позволило уменьшить габариты машины и соответствующим образом изменить ее конструкцию. 50-тонный танк также предложили оснастить реактором в передней части, но бронированный корпус с лобовым листом толщиной в 120 мм и башня с 90-мм орудием в проекте имели совершенно другие обводы и компоновку. Кроме того, предлагалось отказаться от использования газовой турбины, приводимой в движение перегретым атмосферным воздухом и применить новые системы защиты менее крупного реактора. Расчеты показали, что практически достижимый запас хода на одной заправке ядерным топливом будет равняться примерно четырем тысячам километров. Таким образом, ценой снижения времени работы, планировалось понизить опасность реактора для экипажа.

И все же меры, принятые для защиты экипажа, технического персонала и взаимодействующими с танком войск, были недостаточными. Согласно теоретическим выкладкам американских ученых, R32 «фонил» меньше, чем его предшественник TV1, но даже при оставшемся уровне излучения танк не был пригоден для практического применения. Требовалось бы регулярно менять экипажи и создавать специальную инфраструктуру для отдельного обслуживания атомных танков.

После того, как R32 не смог оправдать ожидания потенциального заказчика в лице американской армии, интерес военных к танкам с ядерной энергетической установкой стал постепенно угасать. Стоит признать, в течение некоторого времени еще предпринимались попытки создать новый проект и даже довести его до стадии испытаний. К примеру, в 1959 году проектировалась экспериментальная машина на базе тяжелого танка M103. Ее предполагалось использовать в будущих испытаниях танкового шасси с атомным реактором. Работы по этому проекту начались очень поздно, когда заказчик перестал видеть в атомных танках перспективную технику для армии. Работы по переоборудованию M103 в испытательный стенд завершились созданием эскизного проекта и подготовкой к сборке макета.

R32. Ещё один проект американского атомного танка

Последний американский проект танка с ядерной силовой установкой, который смог продвинуться дальше стадии технического предложения, был выполнен фирмой Chrysler во время ее участия в программе ASTRON. Пентагон заказал танк, предназначенный для армии следующих десятилетий и специалисты «Крайслера», по-видимому, решили дать еще одну попытку танковому реактору. Кроме того, новый танк TV8 должен был олицетворять новую концепцию компоновки. Бронированное шасси с электромоторами и, в некоторых версиях проекта, двигателем или ядерным реактором представляло собой типичный корпус танка с гусеничной ходовой частью. Однако на нем предлагалось установить башню оригинальной конструкции.

Крупногабаритный агрегат сложной обтекаемо-граненой формы предполагалось сделать немного длиннее шасси. Внутри такой оригинальной башни предлагалось поместить рабочие места всех четырех членов экипажа, все вооружения, в т.ч. 90-мм орудие на жесткой безоткатной подвесной системе, а также боекомплект. Кроме того, в поздних версиях проекта предполагалось поместить в кормовой части башни дизельный двигатель или малогабаритный ядерный реактор. В таком случае реактор или двигатель давали бы энергию для работы генератора, питающего ходовые электромоторы и прочие системы. Согласно некоторым источникам, до самого закрытия проекта TV8 шли споры о наиболее удобном размещении реактора: в шасси или в башне. Оба варианта имели свои плюсы и минусы, но установка всех агрегатов энергоустановки в шасси была выгоднее, хотя и сложнее в техническом плане.

Танк TV8

Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».

TV8 оказался самым удачливым из всех американских атомных танков. Во второй половине пятидесятых на одном из заводов компании Chrysler даже построили макет перспективной бронемашины. Но дальше макета дело не пошло. Революционно новая компоновка танка в сочетании с ее технической сложностью не давала никаких преимуществ перед существующими и разрабатываемыми бронемашинами. Соотношение новизны, технических рисков и практической отдачи сочли недостаточным, тем более в случае с использованием ядерной энергоустановки. В результате проект TV8 закрыли за бесперспективностью.

После TV8 ни один американский проект атомного танка не вышел из стадии технического предложения. Что касается других стран, то в них тоже рассматривалась теоретическая возможность замены дизеля атомным реактором. Но за пределами США эти идеи остались только в виде задумок и простых предложений. Основными причинами отказа от подобных идей стали две особенности ядерных энергоустановок. Во-первых, реактор, пригодный для монтажа на танке, по определению не может иметь достаточную защиту. В результате экипаж и окружающие люди или объекты будут подвергаться воздействию радиации. Во-вторых, атомный танк в случае повреждения энергоустановки - а вероятность такого развития событий очень велика ¬- становится настоящей грязной бомбой. Шансы экипажа выжить в момент аварии слишком малы, а выжившие станут жертвами острой лучевой болезни.

Сравнительно большой запас хода на одной заправке топливом и общая, как казалось в пятидесятых годах, перспективность атомных реакторах во всех сферах не смогли пересилить опасные последствия их применения. В результате танки на атомном ходу так и остались оригинальной технической задумкой, возникшей на волне всеобщей «ядерной эйфории», но не давшей никаких практических результатов.

По материалам сайтов:

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину - от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря - стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

* * *


Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным - он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб - такие попадания выдерживал и борт.

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе - 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления - их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы - их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять - даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.


И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке - в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

* * *

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад - в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.

Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, - приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.

Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.

По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева - его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта - этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

Виталий Карюков