Биологическое и социальное развитие человека - курсовая работа. Особенности проявления биологических закономерностей у людей. биосоциальная природа человека Вопросы к параграфу

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% - нейронов, а остальные 13 миллиардов - 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

  • а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
  • б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
  • в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
  • г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
  • д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
  • е) длительная зависимость детей от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
  • ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения -- все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
  • з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Что представляет собой человек как биологический вид?

С биологической точки зрения современный человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду высших человекоподобных приматов (антропоидов), секции узконосых антропоидов, надсемейству гоминоидов, семейству гоминид, роду Человек (Люди), виду Человек разумный, подвиду Человек разумный современного типа (Homo Sapiens). В настоящее время этот подвид является единственным представителем своего рода и семейства, остальные известны науке только по ископаемым останкам.

Вопрос 2. Как повлияла социальная среда на эволюцию человека?

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения.

Вопрос 3. Каким видам животных свойственны некоторые формы социального поведения?

Социальное поведение встречается у муравьёв, термитов, пчел и др.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. В чём заключается биологическая природа человека?

Биологическая природа человека – принадлежность к миру живой природы, где действуют биологические законы.

Вопрос 2. Почему человек считается биосоциальным видом?

Сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежностью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.

Вопрос 3. Что такое адаптация?

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной среде.

Вопрос 4. Какое значение имеет адаптация в жизни человека?

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определённые границы. Существуют различные виды адаптаций. Например, под физиологической адаптацией понимают достижение человеком устойчивого уровня функционирования организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность (включая трудовую активность в изменённых условиях существования), а также способность к воспроизведению здорового потомства. Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей неодинакова, в связи с этим можно говорить об индивидуальной адаптации.

ПОДУМАЙТЕ

Почему мы можем утверждать, что влияние человека на среду обитания несоизмеримо по своей мощи и скорости её нарастания с влиянием на нее других живых организмов?

Поскольку только человек обладает разумом и интеллектом, он может активно преобразовывать окружающую среду. Человек изобрел различные машины и технические средства, которые ему в этом помогают.

Человек является живым, природным существом. Как живое существо он обладает телом, организмом. И это роднит его с другими живыми существами. Но в отличие от них он имеет не только организм, но и определенную систему свойств, которые характеризуют его как личность. Раньше эту совокупность свойств называли душой. Человек – единственное на Земле биосоциальное существо. Если другие некоторые существа поднимаются в своем развитии лишь до образования сообществ, то существование человека возможно только в обществе.

Тесное переплетение биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологическое бытие и придает специфические черты его социальному бытию.

Как живое, активное существо человек постоянно взаимодействует с природой. Это означает, с одной стороны, что природа самыми различными своими факторами воздействует на него. В ряду этих факторов можно отметить стабильные (сила тяготения, солнечное излучение, состав и свойства атмосферы, гидросферы, литосферы и другие) и изменяющиеся (солнечная радиация, перепады температур, ветер, осадки, растения, микроорганизмы и т. д.). С другой стороны, человек воздействует на природу, на все ее сферы. Это ведет к изменению природной сферы, с которой человек опять вступает во взаимодействие. Многообразные взаимодействия человека с природой и образуют его биологическое бытие.

Биологическое бытие человека осуществляется на трех уровнях: организменном – как индивид, популяционном – как конкретно-исторические общества людей (построенные, как правило, на основе генетического родства) и биосферном – как человеческий род.

На организменном (индивидном) уровне действуют инстинкты жизни, которые свойственны человеку, как и всем живым существам. Это питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства и т.д. В то же время следует отметить, что биологическое бытие уже на индивидном уровне (и в большей степени на других) не только сближает человека с животным миром, но и выделяет из него. Биологическое бытие индивида (способы принятия пищи и осуществления выделений, половой акт и все, что с ним связано, течение болезни, взросление и старость и т.д.) отмечено печатью человеческой сущности, является именно человеческим бытием, которое характерно только для человека и ни для каких живых существ. Биологическое бытие образует существенную сторону человеческой жизни. Поэтому неверным представляется вывод Н.М. Бережного о том, что “биологическое бытие человека – это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира”.


Биологическое бытие индивида (а в большей степени популяций и человеческого рода) не идентично, а лишь сходно с бытием животных. Это означает, что они существенно различны при внешнем сходстве. Жизненная важность для человека его биологического бытия требует определения его не в качестве некоей предпосылки сущности, а в качестве самой сущности, К такому выводу ведет и характер бытия как противоречивого единства сущности и существования. В соответствии с ним, не может быть биологического существования человека без выражения его биологической сущности.

Индивид – это не только мужчина или женщина, ребенок или взрослый, белый или чернокожий, высокий или низкий, но и организм как определенным образом функционирующая система. Современная биология рассматривает живой организм как функциональную систему, которая действует в единстве внутренней активности организма, целенаправленности его поведения и вместе с тем обусловленности его внешней средой. Функциональная система динамически объединяет все элементы организма при взаимодействии его с внешней средой для обеспечения организму полезного результата. Взаимодействие элементов функциональной системы происходит энергетически и информационно. Обязательный момент функциональной системы – это возникновение цели действия, формирование решения и программы действия.

Центральное значение результата как стабилизатора системы определяет его соотнесенность со всеми звеньями функциональной системы:

С потребностями организма в данный момент и в данных условиях;

С отражением внешней среды чувственными органами как ожидаемого будущего;

С программой исполнительных действий, вырабатываемых головным мозгом;

С реальным осуществлением запрограммированного результата и т.д.

Способом системного реагирования организма выступает доминанта, впервые установленная А.А. Ухтомским в явлениях нервной деятельности. Доминанта – это один из основных принципов системной организации индивида, который состоит в том, что элементы системы организуются в каждый данный момент времени таким образом, чтобы обеспечить жизненную активность в определенном (доминирующем) направлении. При этом доминанта может затрагивать то относительно узкие сферы жизнедеятельности, то охватывать всю жизнь индивида; быть кратковременной или долго господствовать в жизни индивида, становясь потребностью, установкой и т.п. Доминанта обеспечивает реагирование организма в связи с определенными условиями, объектами, ситуациями при временном отвлечении от других факторов, условий, объектов.

Развитие индивида как живого существа обусловлено следующими программами:

Генетической программой, которая передает биологически наследуемые как общечеловеческие, так и индивидуальные признаки.

Модификациями генетической программы, обусловленными спецификой индивидуального развития. Внешний мир, среда обитания человека представляет не просто условия для реализации внутренних возможностей развития, заложенных в генах, а нечто большее. Среда жизни может сверх этого так влиять на организм, что могут происходить изменения в генетической программе и эти изменения передаются по наследству. Примером этого могут служить наследственные заболевания, обусловленные хромосомными или генными мутациями под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Поскольку неблагоприятными внешними факторами выступают, прежде все0го экологические, то их можно назвать экологическими программами влияния на развитие индивида.

Социальной программой как системой социальных условий жизни индивидов. Влияние социальной программы на индивидуальное развитие оказывается различным у разных индивидов потому, что каждый человек вырабатывает свою, индивидуальную программу развития.

Человек является не только частью живой природы, но и продуктом ее длительной эволюции. Согласно современным научным данным, человек произошел от животного предка – человекообразной обезьяны. Становление предков современного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата нашей планеты, которые являются результатом взаимодействия всех сфер нашей планеты друг с другом и с космосом. Космические воздействия складываются из взаимодействия планет солнечной системы, изменения орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик. Однако решающую роль сыграло внебиологическое приспособление человекообразных обезьян к меняющимся природным условиям – выработка способности к предметно – преобразующей деятельности – к труду.

Организм человека функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня и кончая уровнем организма. Это позволяет ему функционировать в широком диапазоне условий, легко приспосабливаться к непредсказуемому поведению внешней среды. Отчасти поэтому человек живет в столь различных природных условиях нашей планеты.

Специфически взаимодействует человек с природой на популяционном уровне. Признаком популяционных объединений людей (в конкретно – исторические общества) является генетическое родство членов общества, ибо всякое общество уходит своими корнями в родоплеменную организацию жизни людей. Зависимость популяций от природных основ многообразна. Считается доказанной, например, зависимость физиологических особенностей людей различных популяций от природной среды обитания. Исследования Т.И. Алексеевой показали, что между человеческими популяциями существуют различия по энергетическому обмену. Он повышается в зависимости от высоты над уровнем моря, с понижением температуры окружающей среды и повышением влажности, а также коррелирует по белковому обмену и уровню гемоглобина.

Очевидны и морфологические различия, часть из которых, как и физиологические, закреплены наследственно и разнятся у популяций в зависимости от среды обитания. Так, отмечается влияние гравитационных и электромагнитных полей Земли на процесс расообразования. Существует зависимость ширины носа человека от температуры и влажности среды. Рост человека и относительная поверхность его тела коррелируют со среднегодовым количеством осадков и среднегодовой температурой воздуха. Крупная цилиндрической формы грудная клетка арктических аборигенов является одним из природных приспособлений для облегчения процесса газообмена в условиях холода. Все это свидетельствует об экологической дифференциации популяций.

Наконец, человек взаимодействует с природой на биосферном уровне. Здесь он выступает как совокупный человеческий род. И важнейшим его отличительным признаком стал разум, который позволил человечеству неизмеримо расширить, по сравнению с животным миром, приспособительные возможности для жизнедеятельности в различных климатических, географических и социальных условиях. Как разумное существо человек есть вершина в развитии живой природы на Земле. Появление разума было не только закономерным этапом в развитии биосферы, но и коренным переломом. Ибо с возникновением человеческого разума природа получила возможность познавать саму себя. Благодаря разуму человек, в отличие от других живых существ обрел внегенетическую (социальную) память и общественную организацию жизни. Благодаря культуре человек не наследует формы жизнедеятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела. Формы деятельности передаются ему через формы предметов, созданных человеческим трудом. Поэтому индивидуальное освоение человеческой деятельности превращается в особый процесс, который формирует духовный мир человека – процесс воспитания и образования.

Человечество за счет новых научно – технических, социальных достижений вырабатывает новые механизмы биологической эволюции. В настоящее время установлены разные типы реагирования людей на изменения природной среды за счет человеческих воздействий: типы “спринтер”, ”стайер” и смешанный, т.е. типы людей, сравнительно быстро меняющие свои генетические свойства, и инертные типы, неспособные к такой адаптивной перестройке. Биосоциальная эволюция человечества в нашу эпоху сопряжена с рождением “коллективного общепланетарного мозга” в виде людей, обладающих высокоразвитым интеллектом, понимающим общепланетарные, глобальные проблемы человечества и оснащенным современными техническими, информационно-техническими средствами. Развитие в этом направлении ведет человечество к созданию общепланетарного Разума. Соединенный с коллективной Волей он позволит решить экологические проблемы и обеспечить дальнейший прогресс человеческого рода. Под влиянием мысли и труда объединенного человечества биосфера будет превращена в ноосферу – сферу разумной (т.е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия человека и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, которое привело к экологическим проблемам, создало угрозу не только здоровью, но даже жизни людей. Между тем для человека как природного существа высшей ценностью является здоровье. В этой связи трудно не согласиться с А. Шопенгауэром, который писал, что “девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают… Отсюда вывод, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях: вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья ”.

Парадокс заключается в том, что биологическая сущность человека определяет его конечность, ставит объективные пределы его жизни. В условиях собственной смертности человек ищет смысл жизни. Ведь смерть – это не просто прекращение существования организма, это нечто большее. Умирает не только биологическое существо но и личность, наделенная разумом. Человек как личность осуществляет социальное бытие. И то или иное осуществление социального бытия дает человеку средство для разрешения извечного парадокса жизни при осознании ее конечности и неизбежности смерти.

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – теологическая (религиозная), которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита, т.е. внеземного происхождения жизни.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, геноме, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.



Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность - это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.);

В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость - расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров

К. Юнг предложил классифицировать характеры таким образом:

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Задания:

1. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие жеинстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти».

В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Дайте определения понятиям, выделенным жирным шрифтом.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.