Быт оленеводов тундры. Как живут оленеводы Крайнего Севера (38 фото). В чем заключается предназначение оленеводства

Среди народов Севера популярна такая отрасль животноводства, как оленеводство

В условиях сурового климата это один из немногих видов одомашненных животных, для которого такая среда обитания является родной. Успешные попытки приручить и одомашнить этих животных на севере известны давно. Оленей начали разводить в качестве тяговой силы, а также для получения шкуры, мяса, молока, рогов.

Народное творчество еще с самого детства показывает нам оленей, как тихих, добрых, красивых и послушных животных, которые всегда находятся рядом с человеком и всячески ему помогают. На самом деле так оно и есть, олени тихие и спокойные, превосходно поддаются использованию в упряжи. Конечно же, кроме брачного периода, когда самцы могут драться между собой чуть ли не до летального исхода.

Изображения оленей часто можно увидеть на монетах, на гербах городов. В древности эти животные были исключительно объектом охоты для людей, которые после того, как овладели огнем, начали заселять холодные территории за чертой тропиков и субтропиков. Из шкур они делали себе теплую одежду, а мясо и молоко использовали для питания. Рога служили для изготовления примитивных столовых приборов, копейных наконечников и некоторых других предметов.

Наверняка не без помощи человека некоторые породы оленей вымерли задолго до того, как человечество в научно-исследовательских целях начало изучать флору и фауну. Одновременно с этим появились другие породы, гибриды, полученные в результате спаривания животных, отличавшихся друг от друга по внешним признакам.

Так, например, олень Давида относится к категории исчезнувших в естественной природе животных и сохраняется как вид исключительно благодаря деятельности людей, разводящих этих красивых и благородных животных в неволе. Белый северный олень относится к уязвимым видам и его поголовье неуклонно сокращается. А вот поголовье пятнистых оленей, практически полностью истребленных к началу прошлого столетия, за счет работы энтузиастов и планомерной интродукции на данный момент возросло настолько, что сам вид относят к животным с минимальным риском исчезновения.

В нынешнее время также существуют те породы, которые находятся на грани вымирания. К счастью, человечество всё-таки предпринимает попытки повлиять на ситуацию и спасти исчезающие виды диких животных. Например, в США законом запрещено охота на оленей, а те, кто перешагнул запрет, могут понести серьезные наказания в виде огромных штрафов и даже лишения свободы.

Развитие оленеводства в России

Олень — представитель семейства парнокопытных, на данный момент в их классификацию входит 51 вид. Некоторые виды оленей настолько невелики, что по своим размерам не превышают собаку. Самым крупным представителем семейства оленевых является лось — он по размеру превосходит крупную лошадь. В России очень важное сельскохозяйственное назначение имеют северные олени, породы которых разделяют на четыре группы:

  • эвенская;
  • чукотская;
  • эвенкийская;
  • ненецкая.

Именно в РФ сосредоточены две трети всего мирового поголовья. Северные народы тесно переплели свою жизнь с этими животными, и от коренного жителя этих суровых мест часто можно услышать, что жить люди будут, до тех пор пока на их земле существуют олени.

А ведь не так давно, еще в дореволюционное время оленеводство являлось самой отсталой и бесперспективной отраслью животноводства. Немалое количество поголовья пало в результате массовых заболеваний и отсутствия питательного и сбалансированного корма. Но после Великой Октябрьской революции оленеводство стало развиваться намного интенсивнее.

Были организованы специализированные колхозы, в их штат входили не только работники, обслуживающие животных, а и грамотные ветеринары. Была разработана четкая система откармливания и ухода за оленями, благодаря которой животные стали реже болеть, и интенсивнее размножаться. Это позволило столкнуть оленеводство с мертвой точки и занять ему важную нишу в сфере животноводства. На данный момент в России оленеводством занимаются около двух десятков народов Севера.

В чем заключается предназначение оленеводства

Средство передвижения. Упряжки с оленями позволяют человеку продвигаться на дальние расстояния при отсутствии дорог как таковых. Конструкция упряжки позволяет ей быстро перемещаться по снежному покрову, не застревая в нем. Для этого чаще всего используют ненецкую породу оленей, которые, несмотря на небольшой свой рост, очень сильны и выносливы. А эвенкийскую породу, представители которой обладают крупным телосложением, применяют для транспортировки очень тяжелых грузов.
Мясо-шкурное применение. Оно используется среди всех народов тайги и тундры, обычно это эвенская и чукотская порода оленей. Оленина обладает полезными и ценными свойствами, так как не только считается, но и является наиболее экологически чистой. Выращивание оленей на мясо проходит в зоне, где зачастую нет промышленности, загрязняющей окружающую среду. Шкуру, после отделения от туши, обрабатывают по специальной методике и шьют из неё теплую верхнюю одежду, шапки, обувь.
Получение энергетически ценного и полезного молока. Для этого используется эвенская порода.

Рога. В жилищах охотников и просто людей, любящих экстраординарные украшения своего дома, часто можно увидеть висящие на стене оленьи рога. В древности из них делали ножи, копья, ложки, иглы. Самым гуманным способом получения рогов является период их естественной смены, то есть, когда олень сбрасывает старые рога и на их месте появляются новые. В ином случае, рога берут от убитого животного.
На сегодняшний день большинство фермерских хозяйств максимально обеспечены всеми необходимыми условиями для развития оленеводства. Прежде всего, это огромные территории пастбищ, качественное ветеринарное обслуживание, оптимизированные для размещения животных загоны. В тундре и лесных зонах оленей выпасают кочевым методом. Стадо постепенно продвигается на сотни километров вперед, периодически останавливаясь на промежуточных пунктах. Пастухи и их семьи, подобно своим подопечным, также ведут кочевой образ жизни. Персонал обеспечивается производственным оборудованием и комплексом передвижных домов. На промежуточных пунктах пастухи могут пополнить запасы провианта, и если нужно, найти себе подмену на какое-то время, чтобы ненадолго отлучиться и уладить личные дела.

Безопасность продвижения стада по таёжной зоне иногда обеспечивается разведывательными бригадами, которые движутся на автотранспорте и воздушном транспорте. В обязанности этих людей входит исследовать территорию на предмет обнаружения трясин, непроходимых участков, стай хищников. Для связи с пастухами и между собой бригады используют устройства портативных радиостанций. На мобильную связь можно и не надеяться, так как в тундре и глубокой тайге сотовые телефоны практически бесполезны.

Следует помнить о том, что оленеводство является всего лишь частичной альтернативой выращиванию крупного рогатого скота, овец и коз. Полностью вытеснить эти отрасли оно не сможет, да этого и не нужно. Оленеводство позволяет использовать имеющиеся пастбищные территории в регионах с более суровыми условиями проживания. Этот вид животных способен выживать там, где обычная корова или лошадь будут чувствовать себя очень плохо. К тому же, в зонах, где снеговой покров сходит лишь на 3-4 месяца, и нет обустроенных дорог, оленьи упряжки являются для населения чуть ли не единственным средством передвижения.

Немаловажным является и наличие кормовой базы в тундре именно для оленей — имеется в виду специфический лишайник «ягель» нередко именуемый оленьим мхом. Именно ягель составляет основу рациона северных олений, особенно в зимние месяцы, когда животные добывают корм пробивая копытами глубокий снег в поисках пищи.

Бизнес по выращиванию оленей

Оленеводством занимаются не только в России. Новая Зеландия, Шотландия, Великобритания, Германия, Швейцария — эти страны тоже интенсивно занимаются выращиванием оленей. С точки зрения экономической пользы, намного выгоднее экспортировать оленину за рубеж. Ведь если в России цена за 1 кг мяса северного оленя 150-250 руб, то в других странах его можно реализовать по цене 500-600 руб/кг и дороже. Это касается обычного мяса и фарша, а вот готовая продукция ценится куда выше и она является деликатесной. Хорошими показателями выращивания может похвастаться Новая Зеландия, где средний прирост поголовья — 95 телят на 100 самок. А Великобритания, в которой выращивается преимущественно северный олень, наладила поставки с такими странами, как США, Япония, Канада, Австрия, Швеция, Испания и многие другие.

Если учесть, что обычно оленину не увидишь на полках супермаркета, её могут позволить себе далеко не все. Блюда из оленины предлагают в некоторых лучших ресторанах страны, при этом придется отдать за них приличную сумму. Куда проще пришлось северным народам — для них олень — это средство для жизни. В условиях проживания Сибири оленину можно без проблем сохранить в свежем виде. Для этого жители вырывают в снегу ямы и помещают туда уже разделанные и отсортированные туши. Преимущества оленьего мяса перед говядиной и свининой является в том, что при его употреблении жир практически не накапливается в человеческом организме. Это пойдет на пользу людям, ведущим здоровый образ жизни, спортсменам, а также тем, кто страдает ожирением, нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями, проблемами с ЖКТ. Сейчас всё больше людей переходят на здоровое питание, и не исключено, что в скором времени оленина станет более доступной для большинства граждан нашей страны.

История о потерявшихся оленях

Просыпаюсь от того, что меня занесло снегом. Несмотря на температуру в минус двадцать градусов, греет майское солнце, которое на Севере в это время года поднимается уже высоко. Рядом со мной возле нарт спит пастух Илья. Вокруг, до горизонта, снег и три тысячи оленей, которые не давали нам покоя последние сутки. До чума далеко, часа четыре езды на упряжке. Мы очень замерзли, ничего не ели и сейчас ждем, когда нас сменят другие пастухи.

Но вернемся на день назад, когда еще ничего не предвещало беды.

«Сегодня напрягаться не будем. Зоя дала нам кучу еды, так что посмотрим на оленей, а потом поедем на балку (охотничий домик. - Прим. ред. ), он возле реки. Там у меня и водка припрятана на особый случай. А первое дежурство как раз случай особый», - еще вчера вечером обрадовал меня Илья, пока мы ехали по следам в поисках стада, которое только-только оставили в тундре. «Три тысячи оленей не могут так просто потеряться», - думал я и представлял, как мы топим печку, раскладываем припасы на столе в домике - несмотря на плотный ужин, снова безумно захотелось есть, но стада все не было видно.

Мое первое дежурство не задалось. В поисках еды олени разбрелись на десятки километров вдоль реки Усы

Неудивительно, что мы их так и не нашли: они паслись поодиночке и были совершенно незаметны в темноте. Поняли мы это только к полуночи. Надежды на теплый домик не осталось: начиналась тяжелая работа. Нам предстояло собрать три тысячи разбредшихся оленей в одно стадо.

К утру похолодало. Снег затвердел и стал как камень. Мы уже сутки гнали упряжку и боролись с холодом, в термосе остался еле теплый чай, но он больше не помогал. Устали все: я, пастух, олени. А впереди был еще целый морозный день до вечерней смены. Хотелось спать, и сугроб бы прекрасно подошел.

«VvIIIÖÖ++=»


Илья - пастух второй бригады оленеводов из народа коми, который уже около трехсот лет кочует вдоль Большеземельской тундры. Это заболоченная пустыня на Крайнем Севере - там, где заканчиваются Уральские горы. По историческим меркам коми пришли в этот регион совсем недавно, смешались с семьями местных ненцев и переняли их бытУльянов Н.И. Очерки истории народа коми-зырян .

Раз в год десятки тысяч оленей снимались с зимнего стойбища на самой границе с лесотундрой и шли к Карскому морю в поисках ягеля и соленой воды. Им предстояло набрать запас соли на следующий год. Вместе с оленями снимались семьи оленеводов. Они работали сообща небольшими коммунами и проделывали весь путь за стадом к морю и обратно. Начинали, пока еще не сошел снег, а заканчивали к первым стойким морозам. Грелись кострами, перемещались на упряжках: еловые полозья хорошо катились как по снегу, так и по земле. Ели оленину, а баланс витаминов восстанавливали свежей оленьей кровью. Зиму проводили в экстремальном холоде в лесотундре, чтобы к весне все началось сначалаХомич Л.В. Ненцы. М.-Л.: Наука, 1966 . «Нитки их сделаны из сухожилий различных мелких животных; так они сшивают вместе различные меха, которые служат им одеждой, причем летом они носят шкуры ворсом наружу, а зимой же внутрь, обращая их к телу», - писал об одежде ненецких семей в XVII веке голландский купец Исаак Масса.

В результате освоения Сибири к XVI–XVII векам на Севере прочно закрепились русские купцы, сборщики ясака и чиновники. Появились крупные города - опорные пункты по всей Сибири: Салехард, Сургут. Они стали центром торговли с коренным населением и навсегда изменили его быт. У оленеводов появилось первое огнестрельное оружие, сети, ткани, которые они покупали за пушнину и мех.

В следующий раз жизнь кочевников радикально поменялась только в начале XX века с приходом советской власти. Гражданская война и постоянные грабежи с обеих сторон оставили многие семьи оленеводов без стада и запасов продовольствия. Они были вынуждены объединяться в кооперативы и работать сообща. Благо создание коллективных хозяйств (колхозов) и было главной политикой Советского Союза на Севере. Инициаторами коллективизации стали бедные и зачастую безграмотные семьи. Например, ненец Ядко выразил желание вступить в колхоз в виде пиктограммы «VvIIIÖÖ++=», это значило, что в семье два работника - сам Ядко и его младший брат; две нетрудоспособные женщины; также у них есть пять оленей - три самца и две важенки.


Началась эпоха коллективизации. Оленеводческие хозяйства разделились на коллективные и индивидуальные. Причем предпочтение отдавали первым. К 1930-м годам колхозам выдали кочевые земли - варгу - и пометили оленей. Хозяйства больше не принадлежали ненцам.

Уже к 1940-м годам Союз построил до Воркуты - крупного месторождения каменного угля прямо в самом сердце Большеземельской тундры. Воркута стала районным центром, а вдоль воркутинской железной дороги появились мелкие поселки. В Мескашоре занимались экспериментальным сельским хозяйством: пытались выращивать овощи в экстремальном холоде. Пришла цивилизация, и кочевники получили ее блага.

Работники колхозов обзавелись квартирами в Воркуте. Они, правда, не посещали их чаще чем раз в год, но всегда берегли жилье и делились им с родственниками, которые либо уже не могли кочевать, либо выбрали для себя другую жизнь. «Мы в тундре жили, - объясняет Илья. - Казалось бы, оставайся ты в этой благоустроенной квартире. А с оленями что делать? Вот дали бы домик в деревне и загон, мы бы никуда не кочевали. Слышал, как Европе живут? »

Дети кочевников пошли в . Для них открыли специальные интернаты, в которых им предстояло жить вплоть до начала летней кочевки, чтобы потом уйти на каникулы вместе с семьей и многотысячным стадом оленей к Карскому морю. Занятия были только на русском: ненецкий и коми был под запретом. После школы - армия. А там если не нашел работу, то обратно в чум.

«Он меня за шкварки - и в чум»


Семья оленеводов, у которой я остановился, не похожа на семью в традиционном понимании. Это скорее маленькая община, которая живет под одной крышей. Она называется «вторая бригада» и состоит из двух семей с детьми, бригадира и пары пастухов - наемных работников-ненцев, которые кочуют между общинами, пока не находят себе жену и не остаются в одном месте навсегда.

«В чуме родилась. Потом школа, тридцать первое училище. Замуж вышла. Леша мой тоже из чума, 9 классов закончил. Он год дома пожил и умотал, а потом еще и меня - за шкварки и в чум», - со смехом рассказывает Зоя. Ее муж - бригадир. Он больше не пасет оленей, не сидит в снегу по тридцать шесть часов, но решает более важные вопросы. Каждый год он со своим братом, тоже бригадиром, делит кочевья. Он любит охотиться. Все свободное время до весенней миграции он за рулем финского снегохода. Ему нужно успеть решить проблемы с топливом и едой. А утром вся бригада просыпается под его команду: «Рота, подъем!»

Оленеводство - это семейный бизнес. Несмотря на то, что любой человек со стороны может «устроиться» в чум, никто не задерживается. Здесь все непонятно выросшему в городе. Даже правила единственной карточной игры прибук придется изучать целый месяц. На работу в чум устраивались и русские дембеля, но ни разу за историю любой бригады никто не оставался. «А кто захочет? Потомственный оленевод только. Дети детей» , - объясняет Леша.

Все друг друга знают. Семей мало, и они разбросаны по самым дальним уголкам тундры. И если лето они проводят в диких условиях, где ни с кем не встречаются, то зима - это пора ездить друг к другу в гости. В больших городах в это время проводятся праздники - дни оленевода. Это повод собраться всем вместе и познакомиться. Кто-то после этого уйдет работать с другой бригадой, кто-то найдет себе вторую половину. В любом случае жизнь здесь совсем не стоит на месте. Людей разделяют огромные расстояния, но от этого жить становится еще интереснее.

Работа кочевников и их порядки


Внутри бригады довольно простая иерархия. Бригадир занимается планом кочевки, поиском стоянки и раз в год пытается выбить у соседей самые приятные места для зимовки рядом с поселком, где есть магазины и баня. Женщины практически не покидают чума: приходится много готовить, убирать, шить одежду.

До сих пор кочевники носят самодельную одежду из шкур, делают пояса из кожи и пряжки из костей оленей. У них с собой всегда медвежий клык: если твой клык больше, чем у живого медведя, значит, он не нападет

Работа пастухов самая сложная, ведь им приходится больше всего времени проводить со стадом вдали от дома на страшном холоде. А иногда их рабочий день не заканчивается, даже когда они вернулись домой, чтобы поспать.

На следующий день после моего первого дежурства нас сменили Миша и Егор - два ненца-весельчака, которых здесь в шутку называют «прибившимися», потому что они еще не обзавелись семьей. Резко потеплело, поднялась мощная пурга - это самая отвратительная погода, когда холод пробирает насквозь и кажется, что согреться попросту невозможно. Вернулись пастухи, как положено, только через сутки, как раз в тот момент, когда мы собирали чум, чтобы переехать. Им осталось только доесть чуть теплый суп, снова надеть на себя промокшие малицу и пимы (высокие ботинки из оленьей шерсти) и подготовить караван к кочевке. Только через двое суток, когда им удалось выспаться, они рассказали, как во время пурги укрывались нартами и ждали, пока их засыплет снегом, чтобы стало теплее и можно было бы немного поспать.

Особое место в байках второй бригады занимает история знакомства Ильи и его жены Насти. Ее обычно рассказывают где-то между историей про то, как пастух Миша провалился в берлогу и разбудил медведя, и историей пастуха Егора, которого нашли в тундре, когда он был маленький. Вся бригада настояла на том, что Илья должен рассказать ее лично мне.


Я просто дождался, когда мы будем дежурить вместе, и, пока мы всю ночь гнали упряжку за пропавшим стадом оленей, Илья рассказывал: «В молодости я изъездил всю тундру. Сам я с юга, с Воргашора, но друзья везде. Когда мне исполнялось двадцать пять, мы были у берегов Карского моря, так что свой день рождения я отмечал в самом приличном месте - в Усть-Каре. Брат у меня там. Я пришел и сказал, что праздник и мы должны отметить. А у него ни подарков, ни водки. Ну, с водкой проблем не было, но с подарком он меня удивил. Представь, прихожу к нему, а там девушка. Скромная такая, Настей зовут. «Вот тебе подарок, как положено» , - сказал он. А я и не думал, что он такое вытворит».

Утром Илья забрал Настю к себе в чум, и им пришлось несколько дней пересекать Большеземельскую тундру на упряжке - стойбище Ильи было на другом ее конце, у Печорского моря. Настина семья не приняла такой дерзкий поступок, поэтому по следам сбежавших отправился ее брат Ваня. Он взял винтовку покрупнее и вознамерился расправиться с похитителем.

Иван пересек тундру и уже почти добрался до стойбища. Расправа была так близка. Но на подъезде он встретил убитого горем Илью. Тот только что потерял все свое стадо - три тысячи голов, немыслимое по тем временам количество. Нужно было помочь коллеге в беде. Они снова сели в упряжку и отправились обратно в тундру. Расправу пришлось отложить.

Эти вопиющие для нас истории все еще существуют благодаря пережиткам ненецкой культуры. До середины XX века в ненецкой семье царили племенные отношения: за жен платили калым, их похищали, в моде было многоженство. В 1927 году Советский Союз решил покончить с таким варварством, недопустимым в светском государстве, и издал указ о запрете калыма и многоженства. Появилась специальная комиссия по улучшению труда и быта женщины, суд начал рассматривать дела о калыме. Из архивовХомич Л.В. Ненцы. М.–Л.: Наука, 1966 всплывают случаи вроде: «Самоед Салиндер Напаката купил в 1926 г. у Ядне Пантен его сестру для своего сына, которому было тогда 12 лет, отдал за нее калым - 50 важенок, 20 оленей-самцов, несколько песцов осеннего промысла, 20 штук пешек (телят оленя), один медный котел и кинжал».

Более семидесяти лет прошло с тех пор до развала Советского Союза. Если традиции и не искоренились до конца, то приобрели новый оттенок.

«Закончилось все хорошо. Ваня-то так и остался у нас жить. Ты с ним как раз знаком. Так это тот самый, который убить меня хотел», - закончил свой рассказ Илья.

«Сдохнем вместе с ними»


Воркуту начали покидать после развала Советского Союза. В 1990-х годах экспериментальные хозяйства уже закрылись, продукты резко подорожали, зарплаты упали. Перепись населения говорит нам, что в настоящее время по сравнению с только в Воркуте осталась всего жителей. Они уехали в крупные города, а поселки вдоль Северной железной дороги и вовсе опустели. Сегодня Север выглядит мрачно. В поселке Сейда, например, осталось человек двадцать - работники железнодорожной станции и бабушка, которая печет хлеб. Половина домов заколочены, хрущевки стоят с выбитыми окнами, и только в паре из них может гореть свет. Прогресс остановился.

В начале 1990-х совхозы . Оленеводы так и не получили независимости, но остались при благах цивилизации. Бывшие совхозы, а теперь оленеводческие предприятия, до сих пор снабжают свои бригады едой, топливом и водкой, а также раз за кочевку посылают вертолет с припасами, когда кочевники уходят слишком далеко от жилых районов, ближе к Карскому морю. На вертолете к стойбищам отправляют и детей, когда у многих из них начинаются летние каникулы, а семья уже ушла на север, за Воркуту. Оленеводам платят зарплаты: пастух получает 10 000 рублей, а его жена вдвое меньше - смешная сумма для Севера, где только килограмм яблок или апельсинов может стоить 300 рублей. Но в голой тундре тратить деньги практически некуда. С другой стороны, после развала Советского Союза стало некому контролировать работу предприятий. Начался хаос.

«Они даже не решили, где теперь им кочевать. Повылезали из тундры и придумывают: «Хожу там, где отец показал», - и некому с ними управиться. Дикий мир », - жалуется Сергей Пасынков, директор бывшего воркутинского совхоза «Оленевод». С 1990-х годов и до сих пор он не может наладить отношения с оленеводами и договориться, где же теперь находятся кочевья. И если во времена Союза маршруты строго соблюдались, то теперь Север «одичал». Кочевники жмутся к железной дороге - единственному кусочку цивилизации в Большеземельской тундре. Здесь есть мобильная связь, бензин, теле- и радиосигнал, а зимовать можно просто в поселке, в уютном отапливаемом доме. Но Пасынков уверен, что ягеля на всех не хватит. «Одна суровая зима, и все! Сдохнут олени! А вместе с ними и мы», - негодует директор.

Блюдо


К вечеру бригада собирается вместе. Даже те, кто дежурит в стаде, стараются в это время быть ближе к чуму, чтобы сбежать на пару часов с работы и погреться.

Поднялся ветер, а снежные порывы были настолько мощными, что снег заносило внутрь сквозь окно наверху чума. Пол покрылся тонкой снежной пылью. Чум гудел и гнулся. Пурга была на редкость сильной даже по меркам привыкших ко всему оленеводов - они по очереди вставали и придерживали палки, на которых держится чум. Но буря не утихала, поэтому вскоре всем надоело выполнять роль подпорок. Пастухи Егор и Илья смахнули снег со своих низеньких табуреток и сели вокруг стола. Хозяйка Зоя накрыла на стол.

Спутниковая тарелка в такую погоду не ловит. Поэтому по телевизору мы смотрим на DVD концерт «Бутырки» ужасного качества - подарок дембелю Илье. Он получил этот диск, когда решил вернуться к семье и уйти со службы, отказавшись от баснословной по меркам оленеводов зарплаты в 50 000 рублей.

Для современного человека это звучит дико: спутниковая тарелка в чуме, DVD, концерт «Бутырки» в записи. Но на Севере это не более чем часть ежедневной рутины. Не можешь покинуть чум, оставить стадо и переехать в комфортную квартиру? Значит, создай комфорт у себя в чуме. В конце концов, тарелка стоит каких-то 6000 рублей, а генератор с дешевым китайским телевизором и того меньше.

Ужин в чуме символизирует конец рабочего дня. Все много работали, очень устали, и теперь просто необходимо расслабиться. Звенят стальные рюмки, Зоя подбрасывает в печь березовых дров, и в чуме начинает пахнуть натопленной баней. Она выносит на середину по деревянный столик высотой до колен и заполняет его маленькими тарелочками с горячим и закуской. Работает генератор, наполняя беззвучную тундру мерным тарахтением.

Егор берет в руки замороженное сердце, которое хранится в снегу на полу чума. Дальше он острым ножом строгает его на тонкие ломтики, напоминающие чипсы, кидает в кастрюлю, заливает подсолнечным маслом и насыпает соли и перца. «Отличная закуска к водке», - говорит Егор и ставит кастрюлю на стол. Но это еще не все. Вскоре прямо на тарелке приносят мозг оленя. «Представь, что это паштет или шоколадная паста. Просто намазывай на хлеб, - советует Егор. - Но это не будет вкусно, пока ты не макнешь свой бутерброд в оленью кровь».

Звучит дико. Но на самом деле это очень вкусная еда.

Лучшая жизнь


С первого взгляда жизнь оленеводов изменилась радикально. Им дали возможность пользоваться благами, предложили, хоть и скудную, зарплату и даже сказали, где именно кочевать. Повлияло ли это на их традиции? Без сомнения, да. Мы больше не встретим шаманов или анимистов среди большинства этих людей. Кочевники сменили часть своего гардероба: на смену пимам - сапогам из оленьих шкур - приходят резиновые, которые не гниют в межсезонье. На чумах появились спутниковые тарелки, и телевидение проникло в ежедневный быт оленевода: каждое утро женщины слушают Малышеву и смотрят «Пусть говорят», в обед детям включают мультики, а вечером по DVD крутят шансон. На завтрак, обед и ужин на стол ставят водку - за ней можно сгонять на снегоходе в поселок, до которого каких-то шесть часов пути.

«Оленеводство - наша жизнь, - говорит Пасынков. - Прогресс? На оленей можно повесить GPS-ошейники, а оленеводы могут больше не кочевать, если им построить фактории. Представь: оставил ты стадо на зимнем пастбище, а потом делов-то, только выезжай из теплого дома и перегоняй раз в неделю. Красиво? Красиво. Но так мы нарушим их традиции, мы их приручим. Раз сменив образ жизни, они не смогут вернуться обратно в чум. Да и это все - теория. Посмотри на поселки вокруг нас: их мало, они заброшены. Кому мы здесь нужны? Какие фактории? Вот мы и возвращаемся в чум и начинаем кочевать».

К настоящему времени достаточно аргументировано выглядит положение, согласно которому крупностадное оленеводство формируется в Сибири в течение XVIII – начала XIX в., в двух центрах. Это Приуральские и Ямальские тундры в Западной Сибири (ненцы) и Анадырское нагорье Чукотского п-ова (оленные чукчи и коряки). Причиной его возникновения считается исчезновение в это время в пределах сибирских тундр и лесотундры основного объекта промысла – дикого северного оленя.

Тундровое оленеводство кочевое с меридиональной системой миграций по схеме: лето – север вплоть до арктического побережья и на возвышенности арктических тундр, зима – юг в пределах тундровой и лесотундровой зон. В зависимости от экологической ситуации, летний выпас мог осуществляться в горах (Полярный Урал, горные системы Чукотки). Места выпаса и маршруты кочевания были постоянны для отдельных территориальных и родовых групп оленеводов. При выпасе стада в Западной Сибири, в отличие от Восточной, использовалась пастушеская собака. Крупностадное оленеводство, в отличие от таежного, является не "средством", а "целью" существования народов Севера, оно пищесырьевое и транспортное. В экономических оценках отмечается, прежде всего, его натуральность. Несмотря на то, что крупностадное оленеводство рассматривается в качестве "северного варианта скотоводческой экономики", в производственной сфере оно дополняется охотой и рыболовством, а также достаточно активным обменом продукции оленеводческого хозяйства с соседними, неоленеводческими народами. Модель питания мясная, общесибирская.

У оленеводов весьма совершенный олений транспорт. Это предполагает выделение в структуре стада специальной транспортной части – ездовых оленей, до 25% поголовья, которые и обеспечивают мобильность оленеводческого стойбища. В качестве примера можно привести годичный ритм движения ненецкого стойбища. Оно остается на одном месте не более полумесяца (зимой), недели (летом), двухтрех дней (весной и осенью). При наличии локальных конструктивных особенностей оленьей упряжки и нарт, можно отмстить такие общие признаки, как весьма разнообразные функциональные типы нарт, тенденцию к увеличению количества оленей в упряжке. В отличие от палеоазиатов, ненцы ездят на нартах круглый год. Водный транспорт оленеводов представлен лодками, которые они приобретали у соседних народов. Оленные чукчи использовали эскимосские каяки, тундровые ненцы говорят: "Наши лодки от лесных".

Одежда оленеводов, как правило, восходит к особенностям регионального костюма. Доминирующим материалом являются оленьи шкуры, различные потребительские свойства которых учитываются при изготовлении элементов костюма или отдельных его частей. Так, голенище и головка зимней ненецкой обуви шьется из камуса, а подошва – из шкуры со лба оленя, капюшон, в отличие от стана, шьется из пыжика и т.п.

Самодийский мужской зимний костюм состоит из длиннополой глухой верхней плечевой мехом вовнутрь одежды – малицы. К стану пришивается капюшон и рукавицы, штаны из пыжика, обувь камусная, сапогообразная, длиной несколько выше колен. Женская одежда – распашная шуба на подкладке, в качестве головного убора используются капорообразные шапки. В мужском и женском костюме используются пояса. В качестве летней одежды употребляется старая зимняя. В зимних условиях, при длительных передвижениях на нарте, поверх малицы, ненцы одевали сокуй, конструктивно соответствующий малице, но мехом наружу.

ХКТ оленеводов тундры оказал значительное влияние на соседние народы. Оленеводство в Сибири стало неким образцом "престижной экономики". Наряду с распространением стандартов транспортного оленеводства в тайгу, локальные группы отдельных народов активно интегрируются в состав тундрового населения. Так сформировалась культурная общность коми-ижемцев, в состав ненцев входили хантыйские группы и северные якуты, сохранив свою этническую идентичность, отчасти переходили к крупностадному оленеводству, тот же процесс коснулся части эвенов. Даже русские поморские группы Мурмана и Архангельской губернии для ведения промыслового хозяйства заимствовали от ненцев и коми оленный транспорт, отчасти одежду.

Социальная организация пародов Сибири определяется уровнем развития общества народов, относящихся к первой группе ХКТ, что предполагает сохранение в культуре северян социальных институтов, базирующихся на родственных связях. Исторически, у народов Сибири представлены практически все социальные структуры "первобытности".

Племя у северян является не потестарной, а ранней формой этнической общности. Примерами потестарной племенной организации обских угров являются "племенные княжества" – Обдорское, Казымское, Пелымское и т.д. Четыре племенных объединения выделяются у селькупов, до десяти у тундровых ненцев. Территориально обособлены общности авамских и вадеевских нганасан. Многочисленные тунгусские племена ("охотские тунгусы", шиляги, нюрумняли, баягиры и др.), сформировались в процессе освоения эвенками и эвенами огромных пространств Восточной Сибири. На Северо-Востоке Сибири у береговых коряков выделялось до десяти племен, у чукчей два. Особенностью племенной структуры народов Амурского бассейна является то, что племя фактически совпадало с этнической общностью.

Племя у народов Сибири – это устойчивая этнографическая и территориальная общность, состоящая из родов и фратрий, имеющая свой диалект, ряд общих черт культуры, осознаваемая самим населением. Для него характерно отсутствие организации самоуправления, небольшая численность и широта расселения. После присоединения Сибири, территориально-племенные общности получают статус самоуправляющихся единиц – административных родов, волостей. Появляются выборные "князцы" и старшины, а также делопроизводство, печати как атрибуты власти, что не мешало населению воспринимать эти нововведения как следование традициям конкретного общества.

Для народов Западной Сибири была характерна дуально-фратриальная организация. Общество, вне зависимости от племенной принадлежности, делится на две фратрии: Пор и Мось у угров, Харючи и Вануйто у тундровых ненцев, "Орла половинный род" и "Кедровки половинный род" у северных селькупов. Для фратрий свойственны функции регулирования экзогамии. Единство членов фратрий обеспечивается общими культами, периодическими обрядами, проводимыми в фратриальных центрах. На фратриальных собраниях решались вопросы, связанные с перераспределением хозяйственных угодий и с военным противостоянием.

Родовой строй народов Сибири представлен патрилинейным родом в нескольких разновидностях. От ранней, с билинейной экзогамией у юкагиров, нганасан, энцев, до классической у основной части тунгусоязычного населения. У ряда народов деление на роды слабо выражено. Их функции выполняют генеалогические группы, фамилии (обские угры). У палеоазиатов род не выявлен. Род у народов Севера, как правило, не является субъектом экономического права. Ему присущи функции взаимопомощи, общность культа, экзогамия. В сфере производства доминируют социальные объединения на основе болыпесемейных коллективов, родовой либо семейной общины. В качестве таковых выступают юрты-поселения угров, ненецкие стойбища "нэсы", "варат" оленных чукчей, "байдарная артель" береговых. Со второй половины XIX в. наблюдается замена родственных отношений территориально-общинными. Это "парма" у ненцев оленеводов, "едом" – рыболовецкая артель. Территориальные общины зачастую были полиэтничны.

Семья у народов севера моногамная, многодетная, ориентированная на тесные связи с родственниками в разных сферах жизни. Возможны примеры полигинии, встречающиеся у скотоводов и оленеводов.

Основу традиционного мировоззрения народов Сибири составляют представления о множественности миров. Верхний мир – небо – место обитания верховного божества Нуми-Торума (обские угры), Нума (самодийцы), Ульгеня (тюрки), матерей-хозяек (тунгусы), Ваыргын (чукчи) ассоциируется с положительным началом. Средний мир населен людьми и многочисленными духами, связанными либо с Верхним, либо с Нижним мирами. Здесь же обитают духи-предки, часто соотносимые с различными географическими объектами и покровительствующие людям. Хозяевами Нижнего мира являются Куль Отыр (обские угры), Нга (самодийцы), Эрлик (тюрки), Хоседам (кеты), олицетворяющие негативное начало и, как правило, находящиеся в различной степени родства с хозяевами Верхнего мира. В Нижнем мире живут злые духи, здесь же располагается страна предков в образе гак называемых "телесных душ". Количество вертикальных, как Верхнего, так и Нижнего миров, за исключением среднего, может быть 7, 9, 99 и больше, что соответствует необходимости расположения духов, подчиненных верховному божеству. Наряду с вертикальной, существует горизонтальное восприятие картины мира, в которой Север и Запад воспринимаются как отрицательное начало (во многих случаях Север – "страна умерших"), Юг и Восток – положительное начало. У пародов Сибири чрезвычайно развито почитание животных, наиболее значимым из них является медведь, в честь которого устраивается "Медвежий праздник", состоящий из серии ритуально-театрализованных действий (обские угры, тунгусы).

Второй мировоззренческой составляющей народов Сибири является концепция множественности "душ". В сибиреведении принято определять это понятие как "жизненность", "состояние жизни человека". Наиболее важными являются реинкарнирующие (возрождающиеся) души – душа-дыхание "лиль/лили" (обские угры) "оми" (тунгусы), которые передаются в последующие поколения, чем обеспечивается жизнь рода, и телесная душа, после смерти уходящая в Нижний мир. Как правило, количество душ, в мировоззрении конкретного народа может колебаться от двух до семи (душа сна, душа тень и т.п.). Существуют представления о так называемых "парцилярных" душах, которые соотносятся с отдельными органами, либо состояниями человеческого тела и их количество скорее неограниченно (у ненцев: душа-сердце, душа-кровь и т.п.).

Третья составляющая – шаманство (в религиоведении – персонификация сакральной функции). В культуре конкретного народа это существование посредника между миром людей и миром духов в лице шамана. Сибирское шаманство предполагает избранничество ("шаманский дар", передающийся в поколениях посредством реинкарнирующей души предка шамана). Шаманские атрибуты (костюм, бубен и другие атрибуты, определяющие сакральный статус шамана). Шаманские обряды (камлания) как способ контакта с миром духов были различны по своему назначению (обеспечение удачи на промысле, гадание, предсказание, лечение и т.п.) Для северян характерен весьма развитый шаманский фольклор.

На юге Сибири в Бурятии в XII–XIV вв. и в Туве в XI – начале XII в. получил распространение северный буддизм (ламаизм), в начале XX в. на Алтае, как версия буддизма – "Белая вера" – бурханизм.

После освоения Сибири русскими, начинается длительный период крестьянской колонизации края от первых "указов" и "приборов" начала XVII в. до начала XX в. Вторым по численности из пришлых в Сибирь народов являются украинцы, активно освоившие юг Дальнего Востока. Итогом распространения земледельческого населения, а затем и промышленного освоения восточных районов Сибири, явилась активная интеграция отдельных групп коренных жителей края в крестьянскую земледельческую культуру.

После присоединения Сибири ее народы были включены в процесс христианизации, который протекал по двум направлениям.

Миссионерская деятельность заключалась в обращении в христианство и распространении через переводы на местные языки основных источников (текстов) православной веры. За двухвековую историю распространения христианства в Сибири, аборигены края восприняли ряд положений православия, но это, как правило, вылилось в синтез основ традиционного мировоззрения и христианского вероучения, что породило свойственную региону ситуацию религиозного синкретизма.

Второе направление реализовывалось через интеграцию северян в русскую крестьянскую культуру переселенцев. Наряду с земледелием, крестянским образом жизни, бытовыми традициями, языком, народы Сибири активно включались в сферу бытового христианства. Этот процесс коснулся южных регионов Сибири, где расселялись южные группы обских угров, забайкальских эвенков, западных бурят, южных якутов, народов Амура.

Культура коренного населения этих регионов, при сохранении более развитого животноводства и таежных промыслов, стала почти идентичной с восточнославянской крестьянской культурой.

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Фотографии и текст Александра Чебана

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.

Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.

Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиям

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп»

Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

2. Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

3. Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.

В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?

- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Это дрова… в тундре с дровами непросто, деревьев тут нет.

В чуме хозяйка нас угощает вкуснейшими макаронами с тушеной олениной! Вкус не описать словами.

«Олень» - в переводе с ненецкого означает «жизнь». Олень - это все: еда, посуда, одежда, это жизнь в прямом смысле слова.

Так кто кого куда ведет?

Оленевод ведет стадо оленей?

Или оленеводы переносят свой чум с места на место следую за стадом?